Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / стимул / мотив / познавательная мотивация / игра / игровые технологии / классификация игровых технологий / motivation / stimulus / motive / cognitive motivation / game / gaming technologies / classification of gaming technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.Ф. Насырова, Р.И. Насыров

В статье рассматривается одна из важных проблем, существующих в педагогической науке, – формирование мотивации к обучению студентов. Представлен анализ понятий «стимул», «мотивация», «познавательная мотивация». Рассматриваются три формы внутренней мотивации обучающихся. Отображаются характерные особенности влияния игры на внутреннюю мотивацию деятельности обучающегося. Проведен анализ классификаций игровых технологий, представленных различными исследователями. На основании этого авторы делают заключение, что классификации игр являются условными, и ввиду большого разнообразия игр сложно выделить четкие группы. Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, позволил выявить уровень готовности будущих учителей к применению игровых технологий в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING THE COGNITIVE MOTIVATION OF STUDENTS

The article discusses one of the important problems existing in pedagogical science, a problem of forming motivation for teaching students. The analysis of concepts “stimulus”, “motivation” and “cognitive motivation” is presented. Three forms of internal motivation of students are considered. Characteristic features of the influence of the game on the internal motivation of the student’s activity are displayed. The analysis of classifications of gaming technologies, presented by various researchers. The authors conclude that the classifications of games are conditional, and due to the large variety of games, it is difficult to distinguish clear groups. The analysis of the data obtained as a result of the study made it possible to reveal the level of readiness of future teachers to use gaming technologies in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»

3. Анисимова Л.В. О некоторых сторонах совершенствования преподавания русского языка как иностранного. Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2007; № 1: 63 - 79.

4. Самчик Н.Н. Развитие грамматической компетенции в рамках коммуникативного подхода к обучению русскому языку как иностранному. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2 (31): 155 - 158.

5. Величко А.В. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный. Москва: Издательство Московского университета, 2009.

6. Русская грамматика. Москва: Наука, 1980; Т. I.

7. Клименко С.В. О роли грамматики в преподавании русского языка как иностранного. Наука, образование и культура. 2018; № 9 (33): 40 - 42.

8. Богачева А.В. Особая роль грамматики в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), принципы ее подачи Великие реки'2015: 17-й Международный научно-промышленный форум: в 3 т. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015; Т. 2: 392 - 394.

9. Исингалиева Ж.А. Роль и место грамматики в обучении иностранному языку. Вестник КазАТК. 2017; № 1 (100): 262 - 268.

10. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. Москва: Русский язык, 1976.

11. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка: учебное пособие. Москва: Русский язык, 2001.

12. Владимирова Т.Е. и др. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Москва, Санкт Петербург: Златоуст, 2001. References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar'metodicheskih terminov iponyatij (teoriya iprakíika obucheniya yazykam). Moskva: IKAR, 2009.

2. Kapitanova T.I., Moskovkin L.V. Metodika obucheniya russkomu yazyku kakinostrannomu na 'etapepredvuzovskojpodgotovki. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2006.

3. Anisimova L.V. O nekotoryh storonah sovershenstvovaniya prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. VestnikRUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2007; № 1: 63 - 79.

4. Samchik N.N. Razvitie grammaticheskoj kompetencii v ramkah kommunikativnogo podhoda k obucheniyu russkomu yazyku kak inostrannomu. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 2 (31): 155 - 158.

5. Velichko A.V. Kniga o grammatike. Russkij yazyk kak inostrannyj. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2009.

6. Russkaya grammatika. Moskva: Nauka, 1980; T. I.

7. Klimenko S.V. O roli grammatiki v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo. Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2018; № 9 (33): 40 - 42.

8. Bogacheva A.V. Osobaya rol' grammatiki v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo (RKI), principy ee podachi Velikie reki'2015: 17-j Mezhdunarodnyj nauchno-promyshlennyj forum: v 3 t. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2015; T. 2: 392 - 394.

9. Isingalieva Zh.A. Rol' i mesto grammatiki v obuchenii inostrannomu yazyku. VestnikKazATK. 2017; № 1 (100): 262 - 268.

10. Kostomarov V.G., Mitrofanova O.D. Metodicheskoe rukovodstvo dlya prepodavatelej russkogo yazyka inostrancam. Moskva: Russkij yazyk, 1976.

11. Shelyakin M.A. Funkcional'naya grammatika russkogo yazyka: uchebnoe posobie. Moskva: Russkij yazyk, 2001.

12. Vladimirova T.E. i dr. Gosudarstvennyj standartpo russkomu yazyku kak inostrannomu. 'Elementarnyj uroven'. Moskva, Sankt Peterburg: Zlatoust, 2001.

Статья поступила в редакцию 20.11.21

УДК 378

Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: nasyrova_ef@surgu.ru

Nasyrov R.I., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: 89227776665@mail.ru

GAME TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING THE COGNITIVE MOTIVATION OF STUDENTS. The article discusses one of the important problems existing in pedagogical science, a problem of forming motivation for teaching students. The analysis of concepts "stimulus", "motivation" and "cognitive motivation" is presented. Three forms of internal motivation of students are considered. Characteristic features of the influence of the game on the internal motivation of the student's activity are displayed. The analysis of classifications of gaming technologies, presented by various researchers. The authors conclude that the classifications of games are conditional, and due to the large variety of games, it is difficult to distinguish clear groups. The analysis of the data obtained as a result of the study made it possible to reveal the level of readiness of future teachers to use gaming technologies in pedagogical activity.

Key words: motivation, stimulus, motive, cognitive motivation, game, gaming technologies, classification of gaming technologies.

Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: nasyrova_ef@surgu.ru

Р.И. Насыров, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: 89227776665@mail.ru

игровые технологии как средство повышения познавательной мотивации студентов

В статье рассматривается одна из важных проблем, существующих в педагогической науке, - формирование мотивации к обучению студентов. Представлен анализ понятий «стимул», «мотивация», «познавательная мотивация». Рассматриваются три формы внутренней мотивации обучающихся. Отображаются характерные особенности влияния игры на внутреннюю мотивацию деятельности обучающегося. Проведен анализ классификаций игровых технологий, представленных различными исследователями. На основании этого авторы делают заключение, что классификации игр являются условными, и ввиду большого разнообразия игр сложно выделить четкие группы. Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, позволил выявить уровень готовности будущих учителей к применению игровых технологий в педагогической деятельности.

Ключевые слова: мотивация, стимул, мотив, познавательная мотивация, игра, игровые технологии, классификация игровых технологий.

В образовании мотивация считается ключевым фактором обучения. Она используется для привлечения внимания и концентрации усилий, которые студенты уделяют конкретным учебным мероприятиям. По этой причине определенная роль педагога заключается в управлении мотивацией студентов. Именно поиск средств повышения познавательной мотивации обучающихся - это актуальная тема многих исследований.

Цель статьи заключается в подтверждении целесообразности повышения познавательной мотивации студентов средствами игровых технологий.

Научная новизна исследования состоит в установлении способов повышения мотивации к обучению студентов через применение разнообразных дидактических игр. Анализ форм внутренней мотивации позволил выявить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при разработке и применении игровых технологий.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что получены более обширные представления о мотивации в обучении студентов, представлен разбор различных классификаций игр, влияющих на мотивацию к обучению. Основные выводы исследования о внутренней мотивации к обучению студентов через применение игровых технологий представляют собой ценный материал

для теоретических обобщений и дальнейшего, более глубокого изучения общих закономерностей.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволят использовать предложенные рекомендации по созданию и реализации обучающих игр для диагностики, развития, формирования различных свойств личности обучающего и повышения его мотивации к обучению.

Существует серьезная дискуссия о влиянии различных типов мотивации на обучение. Стимул выступает как внешнее побуждение, тогда как мотив - это воздействие внутреннего характера. Их взаимосвязь и взаимодействие отражаются в мотивации к деятельности. Активизация деятельности студента будет происходить, если стимул несет воспитательную направленность и не принуждает к труду. Желание трудиться, любознательность, активная жизненная позиция -продукты развитой внутренней мотивации. Внутренняя мотивация предполагает интерес студентов к тому, что они изучают, и к самому процессу обучения. Это врожденная психологическая потребность в самопознании и самоопределении.

«Стимул - это такое воздействие на человека, откуда бы оно ни исходило и какой бы характер ни носило, которое оказывает влияние на его активность» [1]. «Мотивация - это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения,

в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку для него это единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей» [1]. Познавательная мотивация - это внутренняя мотивация деятельности, независимая от внешних факторов.

Для внутренней мотивации характерно три формы. Первая заключается в том, что внутренняя мотивация к знаниям дана нам от природы, желание выполнять учебную деятельность для удовольствия, которое человек испытывает во время обучения. Внутренняя мотивация к совершенствованию - это вторая форма, предполагающая желание заниматься деятельностью ради удовольствия и удовлетворения, похожего на испытываемое при совершении подвига. Наконец, внутренняя мотивация к стимуляции опыта проявляется тогда, когда человек занимается деятельностью, которую нужно стимулировать. Стимуляция может принимать различные формы, такие как чувственное удовольствие, эстетическое удовольствие или эмоциональные ощущения, такие как страх или волнение. Тем не менее люди имеют различные мотивы обучения. Некоторые учатся для удовольствия или удовлетворения любопытства, в то время как другие - для получения награды (например, работа с высоким статусом).

Именно направленность мотивов выделяет игру среди других видов деятельности. Профессиональные спортсмены, трудящиеся, ученики побуждаются материальными благами извне, а потому не рассматривают свою деятельность как игру Значит, игру отличает внутренняя мотивация самой деятельностью. Не требуется внешних стимулов, чтобы заставить человека принять участие в игре, ему это просто интересно.

Учеными доказано, что игровая технология не оспаривается современной педагогикой: исследователи утверждают о положительной динамике ее применения в образовательной деятельности и рассматривают как часть педагогических технологий, что делает данное направление достаточно актуальным. Данные идеи отражены в трудах Эльконина Д.Б., Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А., Фрейда З., Шиллера Ф., Спенсера Г.

Анализ форм внутренней мотивации позволил выявить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при разработке и применении дидактических игр. Обучающая игра должна поддерживать интерес, принося удовольствие от игровых действий. Что касается внешней мотивации, то, как уже отмечалось, мнение о ее использовании неоднозначно. Внешним стимулом в обучающих играх может быть оценка в рамках дисциплины. Под воздействием внешних факторов (похвала, страх или чувство вины) происходит мотивация обучающихся к деятельности. Все же внутренняя мотивация - это личные желания самого индивидуума, и, следовательно, они не противоречат внутренним убеждениям, а это уже ориентация работы на долгосрочные перспективы.

Игра как метод психолого-педагогической направленности применяется достаточно широко. Процесс обучения позволяет расслабиться, вести себя естественно, убрать барьеры между педагогом и студентом, если на занятии применяется игровой метод обучения. Отличительной чертой игры является участие педагога в деятельности напрямую, оказывающего непосредственное воздействие на участников. Игровые технологии позволяют взаимодействовать со студентами, реализовывать индивидуальный подход, развивать мышление, коммуникативные навыки, целеустремленность.

Арсентьева В.П. отмечает проблемы применения игр в педагогической практике: с одной стороны, в процессе игры развитие обучающегося происходит самым естественным способом, хотя без специальной подготовки педагогом содержания и тематики не достичь нужных результатов; с другой стороны, современные требования общества с необходимостью интенсивного интеллектуального развития студентов отодвигают игру на второй план, отдавая приоритет другим видам деятельности, меняя отношение общества к игре в худшую сторону. С одной стороны, альтернативные виды деятельности показывают хорошие результаты, но, с другой стороны, слишком высока цена достижения этих результатов [2].

Несомненно, игра может выступать в качестве педагогического инструмента. С одной стороны, игра - это способ протеста ребенка против давления со стороны взрослых и общества (З. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейди другие), с другой стороны, - подражание взрослым, способ психической подготовки к жизни (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [2].

Игровые технологии достаточно разнообразны, их можно разделить в зависимости от ключевых параметров, взятых за основу. Так, Васильева Н.А. и Макарова О.С. выделяют три вида игровых технологий:

1. Короткие игры. Данные игры применяются в основном для поддержания интереса во время занятий. В игровой деятельности происходит развитие умений определенных видов деятельности. К таким играм можно отнести предметные, сюжетно-ролевые и другие.

2. Игровые оболочки. Если исходить из позиции продолжительности, то игровые оболочки занимают среднее положение. Данный тип игр длится целое занятие, а иногда и несколько. Применяются такие игры для погружения в образовательную деятельность, когда обычных занятий недостаточно для более полного понимания изучаемой темы.

3. Длительная развивающая игра. По названию типа можно догадаться о продолжительности данных игр. Длятся игры этого типа от недели до целого учебного года. Цель подобных игр чаще всего воспитательная [33].

По мнению Колеченко А.К., игровые технологии могут быть разделены на:

1. Развлекательные. Поддерживают интерес и азарт для повышения мотивации.

2. Дидактические. Данные игры преследуют обучающие, воспитательные и развивающие цели. Применяются чаще образовательными учреждениями.

3. Диагностические. Связаны с коррекционной педагогикой, работа которой предусматривает выявление проблем и нахождение путей их решения, игры помогают диагностировать отклонения.

4. Коррекционные. Данный тип игр также применяется в коррекционной педагогике, но уже для решения разнообразных проблем [4].

Тогабоев РС. и Байхарашева ГБ. считают, что игровые технологии следует разделять на два основных типа:

1. Игры с фиксированными, открытыми правилами. К ним можно отнести дидактические, познавательные, подвижные, развивающие, музыкальные и др. разновидности игр.

2. Игры со скрытыми правилами. К данной классификации относят сюжет-но-ролевые (игры по сенсорному восприятию, словесные, по ознакомлению с природой) [5].

Классификации игр настолько разнообразны, что сложно выделить четкие группы и определить принадлежность к конкретным играм. Каждая отдельная игра обладает ключевыми особенностями, которые могут встречаться и в других играх. Все это делает классификации условными, а переплетающиеся элементы игр только усложняют данное разделение. Но все же из всего многообразия игр можно условно выделить следующие.

Подвижные игры. Природные, естественные действия человека, направленные на развитие физического состояния: координацию, ловкость и т.п. В основу игры кладут элементарные процессы, такие как бросание мяча, ходьба и бег, ловля мяча и предметов, плавание, лазание и т.п.

Игры-состязания. Данный тип игр предусматривает обязательное соревнование, соперничество. В результате победы участники игры самоутверждаются, показывают личные способности и навыки.

Драматические игры. Это ролевые и сюжетные игры, направленные на включение участников в процесс переживания эмоций и мыслей персонажа. Это целые пьесы и диалоги, продолжительные по времени.

Хороводные игры. В данном типе игр ключевыми особенностями являются несколько аспектов: в игре принимает участие большое количество человек, во время игры читают стихи или поют песни, которые требуется заранее заучить. Обычно хороводные игры применяют для повышения настроения, ярких эмоций как элемент для разрядки обстановки.

Групповые игры. Важной особенностью является разделение класса на небольшие группы. Соперничество и соревнование необязательно, но не исключено.

Командные игры. В отличие от групповых игр соперничество и соревнование является обязательным элементом. Соревнование проходит между двумя или тремя командами. В большинстве своем командные игры предусматривают выбор капитана, роль которого заключается в обеспечении порядка в команде, при выполнении заданий и распределении ролей.

Игры-эстафеты. Разновидности командных игр, в которых обязательно наличие инвентаря: мячи, обручи, кегли, маты и т.п. Считается, что для эстафеты обязательным является жюри. Ключевым аспектом можно считать скорость выполнения упражнений.

Подражательные игры. Данные игры помогают раскрыть внутренний потенциал обучающихся, в игровой форме проявить творческие способности и артистизм. Ограничений по возрасту или иным признакам в таких играх нет. К подражательным играм можно отнести смешилки, дразнилки, пантомимы, имитации и отгадки.

Игры на развитие внимания. По названию типа можно судить о воздействии игр на развитие внимания и реакции, поднятие настроения. Для антуража применяют различные средства: колокольчик, бубен, свисток и т.п. Игры применяются для концентрации внимания и активизации деятельности.

В рамках исследовательской работы был проведен опрос среди студентов Сургутского государственного университета для выявления уровня подготовленности будущих учителей к применению игровых технологий в своей профессиональной деятельности, а также их отношения к интерактивным технологиям в целом. В ходе опроса мы выявили, что 66% участников знают о традиционных, активных и интерактивных технологиях и имеют представление об их отличительных особенностях; 86% опрошенных применяли интерактивные технологии при прохождении педагогической практики; 48% участвовали в разработке сценария дидактической игры; 88% отметили положительное влияние игровых технологий на развитие познавательной деятельности обучаемых; 75% планируют в своей будущей профессиональной деятельности мотивировать учащихся к обучению через дидактические игры; 24% - не задумывались ранее о возможности использования игровых технологий в обучении школьников.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод об игровой технологии как о мощном мотивационном средстве, применение которого в педагогической практике возможно при комплексном системном подходе к планированию и организации педагогической деятельности. Обладая рядом положительных свойств, способствующих повышению мотивации обучающихся, не стоит забывать об отрицательных сторонах игры. Например, об «игромании» -

снижении круга общения и интересов обучающегося вследствие длительного пребывания за компьютером. Несомненно, положительных аспектов игровой технологии намного больше, и правильное проектирование с учетом рисков, связанных с отрицательными моментами, позволит педагогам эффективно применять данные технологии в профессиональной деятельности.

Библиографический список

Полагаем, что исследования в области повышения познавательной мотивации студентов через игровую деятельность продолжатся. Дальнейшие разработки элементов обучающих игр возможны и в дистанционном формате, что позволит снять барьеры восприятия новой информации студентами, повысить мотивацию в поиске и реализации инновационных идей.

1. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2009.

3. Васильева Н.А., Макарова О.С. Игровые технологии как средство обучения диалогической речи младших школьников. Сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции. 2018: 519 - 521.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург: КАРО, 2004.

5. Тогабоев РС., Байхарашева ГБ. Игровые технологии на уроках физкультуры. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва: НИЦ «Мир науки», 2018: 368 - 371.

References

1. Solomanidina T.O. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti personala. Moskva: YuNITI-DANA, 2015.

2. Arsent'eva V.P Igra - veduschij vid deyatel'nosti v doshkol'nom detstve. Moskva: Forum, 2009.

3. Vasil'eva N.A., Makarova O.S. Igrovye tehnologii kak sredstvo obucheniya dialogicheskoj rechi mladshih shkol'nikov. Sbornik materialov XXXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 519 - 521.

4. Kolechenko A.K. 'Enciklopediya pedagogicheskih tehnologij. Sankt-Peterburg: KARO, 2004.

5. Togaboev R.S., Bajharasheva G.B. Igrovye tehnologii na urokah fizkul'tury. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: NIC «Mir nauki», 2018: 368 - 371.

Статья поступила в редакцию 18.11.21

УДК 34.01.

Oborochan T.P., commander of the cadet company, postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY TO FORM LEGAL CULTURE AMONG STUDENTS. The relevance of the study is due to the democratic transformations being carried out in Russia, the active participation of young citizens in them, the need for high-quality training of students for subsequent professional activity for the benefit of the Fatherland, which implies that graduates have a high level of legal culture. The task of the article is to outline the main provisions of the constructed pedagogical technology for the formation of legal culture of students. To do this, a pedagogical study was conducted at the Maritime University, the key tasks of which were to determine the essence of pedagogical technology; to develop the main components (step-by-step actions) of pedagogical technology for the formation of legal culture of students; to conduct pedagogical diagnostics that allows determining the level of formation of legal culture of cadets at different stages. The scientific novelty and practical value of the research lies in the development of a new pedagogical technology for teachers and educators (curators) of universities, the creative application of which is guaranteed to increase the level of legal culture of students.

Key words: cadets, pedagogical technology, legal culture, system, students, formation, stages.

Т.П. Оборочан, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, E-mail: www.aumsu.ru

педагогическая технология формирования правовой культуры учащейся молодежи

Актуальность исследования обусловлена проводимыми в нашей стране демократическими преобразованиями, активным участием в них молодых граждан, потребностью качественной подготовки учащейся молодежи к последующей профессиональной деятельности на благо Отечества, что предполагает наличие сформированности у выпускников высокого уровня правовой культуры. Цель статьи: изложить основные положения сконструированной педагогической технологии формирования правовой культуры учащейся молодежи. Для этого в морском университете проведено педагогическое исследование, ключевыми задачами которого были определить сущность педагогической технологии; разработать основные компоненты (пошаговые действия) педагогической технологии формирования правовой культуры учащейся молодежи; провести педагогическую диагностику, позволяющую определить уровень сформированности правовой культуры курсантов на разных этапах. Научная новизна и практическая ценность исследования заключается в разработке новой педагогической технологии для преподавателей и воспитателей (кураторов) вузов, творческое применение которой гарантировано обеспечивает повышение уровня правовой культуры учащейся молодежи.

Ключевые слова: курсанты, педагогическая технология, правовая культура, система, учащаяся молодежь, формирование, этапы.

Актуальность статьи обусловлена следующими факторами:

1. Проводимыми в государстве демократическими преобразованиями и необходимостью участия в них учащейся молодежи

Опыт строительства демократического государства показывает, что решение намеченных созидательных планов по превращению Российской Федерации в одну из ведущих и экономически развитых стран мира возможно только при активном участии в данных процессах учащейся молодежи, ее законопослушности, дисциплинированности, исполнительности, примерности, правовой воспитанности, обладающей высоким уровнем правовой культуры. Современная учащаяся молодежь - это то поколение, которое вскоре примет в свои руки эстафету продолжения социальных и экономических трансформаций, выведения России в число лидирующих государств мира по всем показателям.

В проводимом исследовании термин «правовая культура» понимается как непременный компонент духовно-нравственной культуры личности, базирующейся на кладезе правовых знаний, являющихся основой убеждений, установок, норм поведения в повседневной жизни, профессиональной деятельности и общении с людьми.

2. Значимостью правовой культуры для государства и личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Президент Российской Федерации В.В. Путин [1], неоднократно обращаясь

к российской молодежи, подчеркивал, что нашей стране нужна воспитанная, активная, трудолюбивая, законопослушная и политически зрелая молодежь, для

которой правовая культура - это естественный образ жизни и деятельности. Только такая молодежь способна инициировать новаторские предложения, конструктивно и целенаправленно продолжить дело экономического развития России, её сохранения и процветания.

3. Возрастанием роли учебных заведений в формировании законопослушности, правовой культуры и активной правовой позиции у учащихся в процессе обучения

Правовая культура личности формируется в процессе социализации, обучения и воспитания. Этому во многом способствуют созданные и действующие системы культурного, правового обучения и воспитания в учебных заведениях.

К сожалению, не везде подобные системы работают должным образом. В студенческой среде наблюдается рост равнодушия к делам государства и социума, уклонения от выполнения гражданских обязанностей, нарушения российских законов, норм морали.

Исследование, проведенное М. Кочетковым, показывает, что количество студентов российских вузов, ежегодно совершающих преступления различной тяжести, постоянно растет и в последние годы подошло к цифре 30 000 [2].

Несомненно, такое положение дел неприемлемо. Перед всеми вузами страны поставлена конкретная задача: обеспечить соблюдение учащейся молодежью Конституции и федеральных законов. На это ориентирует и Закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], требующий активизировать воспита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.