Научная статья на тему 'Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания'

Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игровые предпочтения / игрушки / стиль семейного воспитания / старший дошкольный возраст / game / game preferences / toys / styles of family parenting / older preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красавина Елена Аркадьевна, Калабина Инна Александровна

Статья посвящена исследованию особенностей игровых предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания. Представлены данные, полученные из ответов на вопросы о предпочитаемых играх, игрушках, игровых ролях, местах для игр и участии родителей в совместной игровой деятельности с детьми. В опросе принимали участие 34 родителя и 36 детей старшего дошкольного возраста. Ответы были проанализированы с учетом стиля семейного воспитания. В группе семей с гармоничным стилем воспитания отмечается активное взаимодействие родителей с детьми, что сказывается на многообразии предпочитаемых игр, разнообразии сюжетов и на широком ролевом репертуаре. При этом предпочитаемым местом игр большинство детей называют дом. В группе семей с минимальностью санкций родители практически не выдвигают никаких ограничений и условий к своим детям, вследствие чего игровые предпочтения детей зачастую сводятся к выбору компьютерных игр с использованием гаджетов, игровых приставок, что также проявляется и в выборе игровых ролей. В семьях с гиперпротекцией в выборе наблюдается акцент на настольные и развивающие игры, что можно связать с чрезмерным вниманием родителей к обучению и развитию своих детей. В качестве предпочитаемого места для игр большинство детей данной группы выбирают детский сад. Совпадение ответов детей и родителей о вовлеченности в совместную игровую деятельность, предпочитаемые игры и игрушки в большей степени характерно для семей с гармоничным стилем семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красавина Елена Аркадьевна, Калабина Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game preferences profiles of older preschool children in families with different parenting styles

The article focuses on game preferences in older preschool children brought up in families with different parenting styles. The research sample included 34 parents and 36 children of older preschool age. Parents and children were asked questions about their preferred games, toys, play roles, places for of play and parents’ participation in play activities with children. The obtained data were analyzed in connection with the style of family parenting. Families with the harmonious parenting style are characterized by active interaction between parents and children, which results in a large variety of preferred games, diversity of plots and a wide role repertoire. Most children in such families name home as their preferred place of play. In families with the minimal sanctions parenting style, parents set out practically no restrictions or requirements for their children. As a result, children’s game preferences are often reduced to the choice of computer games on gadgets and game consoles, which is also manifested in the choice of game roles. Families with the hyper-protection parenting style place an emphasis on board and developmental games, which might be associated with an excessive attention of parents to the learning and development of their children. The majority of children in this group choose kindergarten as their preferred place of play. Families with the harmonious parenting style are characterized by a more frequent alignment of children’s and parents’ answers about involvement in joint play activities, as well as about preferred games and toys.

Текст научной работы на тему «Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания»

Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 1 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 1 _www.kid-journal.ru

Щ Check for updates

УДК 373.2

Прикладные исследования

EDN IVKIQW

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-56-66

Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем

семейного воспитания*

Е. А. Красавина \ И. А. Калабина

Н2

1 Детский сад № 127 комбинированного вида, 194223, г. Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 39, корп. 4, литера А 2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Сведения об авторах

Красавина Елена Аркадьевна, ORCID: 0009-0001-9943-871X, e-mail: krasa.1974@mail.ru Калабина Инна Александровна, SPIN-код: 9424-6379, Scopus AuthorID: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: ikalabina@herzen.spb.ru Для цитирования: Красавина, Е. А., Калабина, И. А. (2024) Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания. Комплексные исследования детства, т. 6, № 1, с. 56-66. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-56-66 EDN IVKIQW Получена 5 февраля 2024; прошла рецензирование 19 февраля 2024; принята 19 февраля 2024.

Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Е. А. Красавина, И. А. Калабина (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей игровых предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания. Представлены данные, полученные из ответов на вопросы о предпочитаемых играх, игрушках, игровых ролях, местах для игр и участии родителей в совместной игровой деятельности с детьми. В опросе принимали участие 34 родителя и 36 детей старшего дошкольного возраста. Ответы были проанализированы с учетом стиля семейного воспитания. В группе семей с гармоничным стилем воспитания отмечается активное взаимодействие родителей с детьми, что сказывается на многообразии предпочитаемых игр, разнообразии сюжетов и на широком ролевом репертуаре. При этом предпочитаемым местом игр большинство детей называют дом. В группе семей с минимальностью санкций родители практически не выдвигают никаких ограничений и условий к своим детям, вследствие чего игровые предпочтения детей зачастую сводятся к выбору компьютерных игр с использованием гаджетов, игровых приставок, что также проявляется и в выборе игровых ролей. В семьях с гиперпротекцией в выборе наблюдается акцент на настольные и развивающие игры, что можно связать с чрезмерным вниманием родителей к обучению и развитию своих детей. В качестве предпочитаемого места для игр большинство детей данной группы выбирают детский сад. Совпадение ответов детей и родителей о вовлеченности в совместную игровую деятельность, предпочитаемые игры и игрушки в большей степени характерно для семей с гармоничным стилем семейного воспитания.

Ключевые слова: игра, игровые предпочтения, игрушки, стиль семейного воспитания, старший дошкольный возраст

* Статья выполнена по материалам выпускной квалификационной работы магистра Е. А. Красавиной «Особенности игровых предпочтений детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания» (2023).

Game preferences profiles of older preschool children in families with different parenting styles

E. A. KrasavinaI. A. Kalabina H2

1 Kindergarten No. 127, Letter A, Unit 4, 39 Toreza Ave., Saint Petersburg 191186, Russia 2 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The article focuses on game preferences in older preschool children brought up in families with different parenting styles. The research sample included 34 parents and 36 children of older preschool age. Parents and children were asked questions about their preferred games, toys, play roles, places for of play and parents' participation in play activities with children. The obtained data were analyzed in connection with the style of family parenting. Families with the harmonious parenting style are characterized by active interaction between parents and children, which results in a large variety of preferred games, diversity of plots and a wide role repertoire. Most children in such families name home as their preferred place of play. In families with the minimal sanctions parenting style, parents set out practically no restrictions or requirements for their children. As a result, children's game preferences are often reduced to the choice of computer games on gadgets and game consoles, which is also manifested in the choice of game roles. Families with the hyper-protection parenting style place an emphasis on board and developmental games, which might be associated with an excessive attention of parents to the learning and development of their children. The majority of children in this group choose kindergarten as their preferred place of play. Families with the harmonious parenting style are characterized by a more frequent alignment of children's and parents' answers about involvement in joint play activities, as well as about preferred games and toys.

Keywords: game, game preferences, toys, styles of family parenting, older preschool children

Authors

Elena A. Krasavina, ORCID: 0009-0001-9943-871X, e-mail: krasa.1974@mail.ru

Inna A. Kalabina, SPIN: 9424-6379, Scopus AuthorID: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: ikalabina@herzen.spb.ru

For citation: Krasavina, E. A., Kalabina, I. A. (2024) Game preferences profiles of older preschool children in families with different parenting styles. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 1, pp. 56-66. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-56-66 EDN IVKIQW Received 5 February 2024; reviewed 19 February 2024; accepted 19 February 2024. Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © E. A. Krasavina, I. A. Kalabina (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0

Введение

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, достаточно широко освещена в работах многих педагогов и психологов. Однако исследования игровой деятельности с учетом разных аспектов до сих пор представляют интерес. Изменения среды развития и воспитания современного дошкольника не может не оказывать влияние на появление новых игр и изменение игровых предпочтений детей (Андросова 2018; Шереметьева 2016; Kalabina, Progackaya 2021). Влияние на детскую игровую деятельность взрослых членов семьи также становится особым предметом для изучения. В структуре семейного досуга игра занимает ведущее место. В предпочтении видов игровой деятельности оказывают влияние половозрастные особенности дошкольников (Андросова 2018; Собкин, Скобельцина 2011). Возраст ребенка влияет и на включенность родителей в совместную игровую деятельность с ребенком (Собкин, Скобельцина 2011). При-

меняемый родителями стиль семейного воспитания оказывает влияние на разные сферы жизни ребенка: особенности общения и коммуникации, поведение и др. Также можно предположить, что и игровые предпочтения дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания, могут отличаться.

Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая категория

Изучением игровых предпочтений в разное время занимались многие педагоги и психологи: М. А. Васильева, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. А. Короткова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Ми-хайленко, В. С. Мухина, С. Л. Новоселова, Л. В. Русскова, Е. И. Щербакова. Не потеряло актуальности это направление и сейчас, в период, когда появляются новые и видоизменяются старые игры, трансформируется детская

субкультура, появляются новые персонажи и игровые атрибуты (Горбунова 2015). Не могли не отразиться на детской игре значительные изменения в жизни взрослых людей, а также условия воспитания детей. В частности, авторы отмечают появление новых профессий, суть которых непонятна ребенку и не может быть смоделирована в игре. Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, и совместная жизнь с взрослыми не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Смирнова, Гу-дарева 2005).

Для дальнейшего использования в качестве психолого-педагогической категории нам необходимо обозначить значение термина «игровые предпочтения». Предпочесть — предпочитать что чему, отдавать преимущество, превосходство, признавать лучшим, почитать или находить более по нраву себе (Толковый словарь... 2022). Понятия «предпочесть», можно соотнести с понятием «выбирать» — избирать, брать любого из многого; отбирать что особо (Толковый словарь. 2022). Понятия «предпочитать» и «выбирать» являются близкими по смыслу, что позволяет говорить о проявлении игровых предпочтений у детей в выборе характера игровой деятельности, содержания игры, сюжета, роли, атрибутов, партнера по игре. При наличии возможности выбора мы можем говорить о развитии личности, определяемой некоторой самостоятельностью. Таким образом, игровые предпочтения дошкольника — это самостоятельный выбор места игры, вида игры, ее содержания, игрового сюжета, атрибутов, роли, партнера по игре, основанный на том, что значимо и интересно для ребенка (Яхонтова 2017).

Формирование игровых предпочтений дошкольников происходит под воздействием ряда факторов. Игры являются продуктом непосредственных побуждений, интересов и потребностей ребенка, которые рождаются из его контактов с миром и опосредованы теми отношениями, в которые включен ребенок (Бабаева 2004). Изменение репертуара игр, предпочитаемых типов игр, тенденции к индивидуализации игры и возрастанию роли цифровых технологий в игровой деятельности дошкольников показано в ряде современных исследований (Чикова, Мантрова 2021; Шереметьева 2016). Специфика игровых предпочтений дошкольников прослеживается в связи с их половыми и возрастными особенностями, а также социально-демографическими характеристиками семьи. Влияние семейных характеристик и стиля семейного воспитания в этом аспекте могут быть как прямыми, так

и косвенными. Например, если на выбор ребенком игры или игрушки родитель может непосредственно оказать влияние, то на предпочтение определенного места для игры или игрового партнера, на выбор им игровой роли — лишь косвенно.

Материалы и методы исследования

Исследование проходило на базе ГБДОУ детский сад № 127 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 34 родителя и 36 детей старшего дошкольного возраста (20 мальчиков и 16 девочек).

Методики исследования: авторская анкета для родителей, выявляющая социально-демографические характеристики семьи и представления родителей об игровых предпочтениях детей (анкета разработана на основании исследования В. С. Собкина и К. Н. Казначеевой по изучению игровых предпочтений дошкольников); полуструктурированное интервью с детьми об игровых предпочтениях и характере игрового взаимодействия с родителями (сформулированы аналогично вопросам анкеты для родителей для сопоставления и дальнейшего анализа); опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); беседа с детьми «Игровые предпочтения» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

Результаты исследования

В ходе проведения первой части исследования массив данных, полученных в результате анкетирования родителей, сопоставлялся с данными, полученными в ходе беседы с детьми, по соответствующим вопросам. На вопрос: «Как вы обычно проводите свободное время дома?» — ответы распределились следующим образом (рис. 1).

Как можно отметить, и родители, и дети самым популярным совместным досугом выбрали прогулки и совместную игру, однако у детей самой популярной оказалась игра (47 %), а у родителей — прогулки (85 %). Что касается чтения, то родители отметили его также одним из самых популярных занятий на досуге (79 %), в то время как среди детей встречается ответ, что книги чаще им читает колонка «Алиса», нежели родители. Просмотр видео и телевизора также имеет место в ответах и родителей, и детей, однако чаще дети упоминают видео (11 %), а родители — ТВ (12 %). Также двое детей ответили о походах в театр, досуговый центр

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как вы проводите свободное время дома?». Примечание: 1 — чтение, 2 — прогулки, 3 — совместная игра, 4 — просмотр ТВ, 5 — просмотр видео, 6 — совместная работа по дому, 7 — конструирование, 8 — лепка, рисование, 9 — прослушивание музыки, 10 — компьютерные игры, 11 — ребенок самостоятельно себя занимает, 12 — другое

Fig. 1. Distribution of answers to the question 'How do you spend your free time at home?. Note: 1 — reading, 2 — walking, 3 — playing together, 4 — watching TV, 5 — watching video, 6 — doing housework together, 7 — constructing, 8 — modeling, drawing, 9 — listening to music, 10 — computer games, 11 — the child occupies himself/herself on his/her own, 12 — other

или в гости, один ребенок упомянул о магазинах. Трое детей отметили совместные занятия спортом. Один ребенок сказал, что в свободное время они с родителями разговаривают. Стоит отметить, что среди детей ни один не ответил утвердительно о совместном строительстве, конструировании или прослушивании музыки, тогда как родители выделяли эти виды досуга. Также примечательно, что 65 % родителей ответили, что ребенок самостоятельно организует свой досуг, но ни один ребенок из опрошенных не ответил соответственно.

На вопрос: «Играете ли вы с вашим ребенком вместе?» — подавляющее большинство родителей ответило положительно (рис. 2).

Родители (82 %) считают, что играют со своими детьми регулярно, 15 % — иногда и лишь 3 % признались, что не играют со своим ребенком по разным причинам: неумение, нехватка времени, ребенок предпочитает играть самостоятельно или играет с сиблингами. В то же время на такой же вопрос утвердительно ответили только 48 % детей, 23 % сказали, что родители играют с ними время от времени, а 29 % детей ответили, что родители с ними не играют.

На вопрос: «В какие из перечисленных видов игр предпочитает играть ваш ребенок?» — родители отвечали очень разнообразно, что вполне соотносится и с ответами детей на соответствующий вопрос (рис. 3).

Анализируя данные, полученные в ходе ответов, можно отметить, что представления о предпочитаемых играх детей у родителей совпадают с выбором детей: наиболее популярными и те, и другие назвали настольные (68 % и 39 % соответственно), подвижные (74 % и 31 %) и конструирование (53 % и 19 %). Стоит отметить снижение популярности сюжетно-ролевых игр: «семья» (35 % и 11 %) и «профессия» (6 % и 3 %). При этом доля предпочтения компьютерных игр сравнительно невелика (18 % по ответам родителей и 8 % по ответам детей).

Далее мы спросили респондентов о предпочитаемых игрушках (рис. 4).

Анализируя ответы родителей и детей, можно сделать вывод, что здесь также совпадают представления родителей о предпочтениях детей с выбором детей: наиболее предпочтительными игрушками родители и дети называли животных (68 % и 33 % соответственно), транспорт (24 % и 17 %), материалы для

Рис. 2. Сравнительные диаграммы с ответами на вопросы: «Играете ли вы со своим ребенком?»,

«Играют ли с тобой твои родители?»

Fig. 2. Comparison charts with answers to the question 'Do you play with your child?,

'Do your parents play with you?'

80% 74%

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос о предпочитаемых играх.

Примечание: 1 — настольные игры, 2 — подвижные игры, 3 — конструирование, 4 — сюжетно-ролевые, 5 — компьютерные, 6 — игры в персонажей (фильмов, компьютерных игр, мультфильмов и пр.), 7 — военные игры, 8 — профессии, 9 — другое

Fig. 3. Distribution of answers to the question about preferred games. Note: 1 — board games, 2 — sports games, 3 — construction, 4 — role-playing, 5 — computer games, 6 — playing characters (from movies, computer games, cartoons, etc.), 7 — war games, 8 — professions, 9 — other

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос о любимых игрушках. Примечание: 1 — животные, 2 — транспорт, 3 — куклы традиционные, 4 — современные куклы (Барби, Беби Анабель и др.), 5 — материалы для продуктивной деятельности, 6 — военные, 7 — персонажи детской субкультуры, 8 — спортивные (мяч, хоккей и пр.), 9 — игровая приставка, 10 — дидактические игрушки, 11 — домино, лото, шашки, 12 — другое

Fig. 4. Distribution of answers to the question about favorite toys. Note: 1 — animals, 2 — transport, 3 — traditional dolls, 4 — modern dolls (Barbie, Bebe Anabelle, etc.), 5 — materials for productive activities, 6 — military toys, 7 — characters of children's subculture, 8 — sports (ball, hockey, etc.), 9 — game console, 10 — didactic toys, 11 — dominoes, bingo, checkers, 12 — other

продуктивной деятельности (50 % и 17 %) и персонажей детской субкультуры (18 % и 14 %). Значительное расхождение было получено по категории «Игры с правилами» (47 % и 6 % соответственно), «Куклы современные» (24 % и 3 %), «Спортивные игрушки» (29 % и 6 %) и «Неигрушки: приставки, цифровые устройства» (32 % и 3 %), а также в категориях «Традиционные куклы», «Военные игрушки» и «Дидактические игрушки», которые дети не выбрали, а родители назвали 9, 6 и 15 % соответственно.

Анализ результатов в зависимости от стиля семейного воспитания

Во второй части исследования родителям был предложен опросник Э. Г. Эйдемиллера и В. И. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений», который помог выявить особенности стиля семейного воспитания в семьях респондентов. По результатам исследования у 58 % семей не выявлено патологизирующих стилей семейного воспитания. Отклонение

по разным шкалам обнаружилось в 13 семьях. Гиперпротекция — 11 %, недостаточность санкций — 22 % и недостаточность запретов — 8 %.

Далее результаты бесед и анкетирования об игровых предпочтениях были проанализированы в зависимости от стиля семейного воспитания. В группе с гармоничным стилем семейного воспитания можно отметить осведомленность родителей об игровых предпочтениях детей и достаточную степень вовлеченности в их игровую деятельность. В остальных группах ответы родителей и детей об игровых предпочтениях и вовлеченности родителей в игровую деятельность в большинстве своем не совпадали. На рисунке представлено сопоставление ответов родителей и детей на вопросы: «Играете ли вы с вашим ребенком вместе?», «Играют ли с тобой родители?» (рис. 5).

Сравнительные результаты по разным параметрам игровых предпочтений старших дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания приведены на рисунках № 6-9.

Рис. 5. Сопоставление ответов детей и родителей на вопрос о наличии совместной игровой деятельности Fig. 5. Comparison of children's and parents' answers to the question about joint play activities

Рис. 6. Ответ на вопрос: «В какие игры ты любишь играть?» Fig. 6. Answers to the question 'What games do you like to play?'

Рис. 7. Ответ на вопрос: «С кем ты любишь играть?» Fig. 7. Response to the question 'Who do you like to play with?'

Рис. 8. Ответ на вопрос: «Где ты любишь играть?» Fig. 8. Answers to the question 'Where do you like to play?

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I

.1 III .11. 1.1

■V

Ж

sr

J

ж

у

■О

Ж

I

£

I [ армоничный стиль ■ Минимальность санкций ■ Ги пер протекция ■ Минимальность запретов

Рис. 9. Ответ на вопрос: «Кем ты любишь быть в игре?» Fig. 9. Response to the question 'Who do you like to be in the game?'

Как видно из рисунков, дети, воспитывающиеся в семьях с гармоничным стилем семейного воспитания, называют разнообразный спектр предпочитаемых игр: от настольных (46 %) и подвижных (44 %) до компьютерных (14 %), значительна и доля сюжетно-ролевых игр (20 %), игровой репертуар — от «семьи» до «доктора» и «учителя». Репертуар игровых ролей также достаточно широк. Наиболее популярными видами игр в группе с минимальностью санкций стали компьютерные (50 %), подвижные (37 %) и настольные (37 %). Доля сюжетно-ролевых игр в этой группе крайне мала — всего один ребенок назвал «дочки-матери». Выбор ролей, как и в первой группе, разнообразен, но в отличие от остальных групп дети часто останавливались на современных персонажах мультфильмов и компьютерных игр (Кошечка из РБР, монстр из ИоЫах, скин-ниндзя) (50 %). В группе с гиперпротекцией наблюдается вовлеченность родителей в игровую деятельность детей, преобладающее совпадение представлений родителей с игровыми предпочтениями детей, ориентацию детей на настольные игры (75 %). В группе с минимальностью запретов из предпочитаемых игр были названы только компьютерные и настольные.

Выводы

Проведенное исследование позволяет выделить некоторые особенности игровых предпочтений детей, формирующихся в семьях

с разным стилем семейного воспитания. Так, например, ярче всего получилось отследить особенности игровых предпочтений детей старшего дошкольного возраста в группе семей с минимальными санкциями: родители в таких семьях практически не выдвигают никаких ограничений и условий к своим детям, вследствие чего игровые предпочтения детей зачастую сводятся к выбору компьютерных игр с использованием гаджетов, игровых приставок и т. д., что проявляется и в выборе игровых ролей, а также косвенно отражается на выборе игрового партнера. В то же время в семьях со стилем воспитания «гиперпротекция» делается акцент на настольные и развивающие игры, что можно связать с чрезмерным вниманием родителей к обучению и развитию своих детей. Выявлено также, что в качестве предпочитаемого места для игр большинство детей из этой группы отдало преимущество детскому саду, что косвенно можно объяснить желанием детей разнообразить свой игровой опыт. Игровые предпочтения детей из семей с гармоничным стилем семейного воспитания отличаются разнообразием видов игр, ролей, выборе партнеров, игровых персонажей и наличием игрового взаимодействия в семейном досуге. Ответы детей и родителей этой группы часто совпадают, что подтверждает осведомленность родителей в интересах детей и их заинтересованность.

Таким образом, проведенное исследование частично подтверждает нашу гипотезу о том, что существуют некоторые особенности игровых

предпочтений детей старшего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания. На наш взгляд, небольшая выборка является ограничением данного исследования. Мы считаем нужным продолжить исследование данной проблемы. Необходимо увеличить выборку семей с разными стилями семейного воспитания и провести дополнительное изучение связи с различными социальными и демографическими характеристиками семей и спецификой игровых предпочтений у дошкольников.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Соответствие процедуры исследования этическим принципам обсуждено и подтверждено на заседании кафедры возрастной психологии и педагогики семьи института детства РГПУ им. А. И. Герцена (протокол № 12, 11.05.2023). Участие в исследовании было добровольным, участники не получали вознаграждение. Все участники и их законные представители дали свое согласие на участие в исследовании.

Ethics Approval

The ethical aspects and results of the study were discussed and approved at a meeting of the Department of Developmental Psychology and Family Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University of Russia (Minutes No. 12, 11 May 2023). The participation in the study was voluntary, and the participants did not receive any incentives for their participation. All participants and their legal representativesgave their consent for inclusion in the survey prior to the participation.

Вклад авторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. А. Калабина— научное руководство; разработка концепции, структурирование и доработка рукописи.

Е. А. Красавина— разработка концепции, методологии и инструментария исследования; статистическая обработка результатов; проведение исследования.

Author Contributions

I. A. Kalabina — research management; development of the research concept; structuring and revision of the manuscript.

E. A. Krasavina — development of the research concept, methodology and research methods; statistical processing of the results; data collection.

Источники

Толковый словарь живаго великорусскагоязыка Владим1ра Даля. (2022) [Электронный ресурс]. URL: https:// slovardalia.net/word.php?wordid=32416 (дата обращения 15.01.2024).

Яхонтова, Н. В. (2017) Игровые предпочтения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Образовательная социальная сеть nsportal. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/18/igrovye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-starshego (дата обращения 15.01.2024).

Литература

Андросова, Ю. В. (2018) Игровые предпочтения детей дошкольного возраста в билингвальной среде. Современные исследования социальных проблем, т. 9, № 12, с. 6-18. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-6-18

Бабаева, Т. И. (2004) Игра в социокультурном развитии дошкольника. В кн.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова (ред.). Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб.: Детство-пресс, с. 3-15.

Горбунова, О. Ф. (2015) Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре. В кн.: Воспитание и обучение детей младшего возраста. № 3-4. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 84.

Смирнова, Е. О., Гударева, О. В. (2005) Состояние игровой деятельности современных дошкольников. Психологическая наука и образование, т. 10, № 2, с. 76-86.

Собкин, В. С., Скобельцина, К. Н. (2011) Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей). Психологическая наука и образование, т. 16, № 2, с. 56-67.

Чикова, И. В, Мантрова, М. С. (2021) Психологические особенности игровой деятельности современных

дошкольников. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 4 (37), с. 248-251. Шереметьева, М. А. (2016) Изменения игровых предпочтений детей в контексте социокультурных проблем современности. Международный научно-исследовательский журнал, № 4-7 (46), с. 80-85. https://doi. org/10.18454/IRT.2016.46.095 Kalabina, I. A., Progackaya, T. K. (2021) Defining digital competence for older preschool children. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 169-185. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0411

Sources

Tolkovyj slovar' zhivago velikorusskago yazyka Vladimira Dalya [The Explanatory dictionary of the living great Russian language by Vladimir Dahl]. (2022) [Online]. Available at: https://slovardalja.net/word.php?wordid=32416 (accessed 15.01.2024). (In Russian) Yakhontova, N. V. (2017) Igrovye predpochteniya mal'chikov i devochek starshego doshkol'nogo vozrasta v syuzhetno-rolevoj igre [Game preferences of boys and girls of the senior preschool age in story-role play]. Obrazovatel'naya sotsial'naya set' nsportal [Educational social network nsportal]. [Online]. Available at: https://nsportal.ru/ detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/18/igrovye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-starshego (accessed 15.01.2024). (In Russian)

References

Androsova, Yu. V. (2018) Igrovye predpochteniya detej doshkol'nogo vozrasta v bilingval'noj srede [Game preferences of pre-school children in a bilingual environment]. Sovremennye Issledovaniya Sotsial'nykh Problem — Russian Journal of Education and Psychology, vol. 9, no. 12, pp. 6-18. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-6-18 (In Russian)

Babaeva, T. I. (2004) Igra v sotsiokul'turnom razvitii doshkol'nika [Game in the sociocultural development of preschoolers]. In: T. I. Babaeva, Z. A. Mikhajlova (eds.). Igra i doshkol'nik. Razvitie detej starshego doshkol'nogo vozrasta v igrovoj deyatel'nosti [Game and the preschooler. Development of senior preschool children in play activities]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., pp. 3-15. (In Russian) Chikova, I. V, Mantrova, M. S. (2021) Psikhologicheskie osobennosti igrovoj deyatel'nosti sovremennykh doshkol'nikov [The psychological peculiarities of the game activity of modern preschoolers]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika ipsikhologiya — Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 4 (37), pp. 248-251. (In Russian)

Gorbunova, O. F. (2015) Igry i igrushki doshkol'nikov v sovremennoj detskoj subkul'ture [Games and toys of preschoolers in modern children's subculture]. In: Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta [Early childhood care and education]. Iss. 3-4. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ Publ., p. 84. (In Russian) Kalabina, I. A., Progackaya, T. K. (2021) Defining digital competence for older preschool children. Psychology

in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 169-185. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0411 (In English) Sheremet'eva, М. А. (2016) Izmeneniya igrovykh predpochtenij detej v kontekste sotsiokul'turnykh problem sovremennosti [Changes of children's gaming interests in the context of the present socio-cultural issues]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal — International Research Journal, no. 4-7 (46), pp. 80-85. https://doi.org/10.18454/IRT.2016.46.095 (In Russian) Smirnova, E. O., Gudareva, O. V. (2005) Sostoyanie igrovoj deyatel'nosti sovremennykh doshkol'nikov [The game activity state of modern preschool children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 10, no. 2, рр. 76-86. (In Russian) Sobkin, V. S., Skobeltsyna, K. N. (2011) Igrovye predpochteniya sovremennykh doshkol'nikov (po materialam oprosa roditelej) [Game preferences of modern preschoolers (based on survey among parents)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 16, no. 2, рр. 56-67. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.