Научная статья на тему 'Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников'

Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1384
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ / ГИБКОСТЬ / ИГРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояркин А.Д.

В работе представлена проблема развития гибкости у младших школьников; задачи игрового стретчинга, правила и принципы использования, а так же примеры игрового стретчинга с внедрением регионального компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бояркин А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME STRETCHING AS A METHOD FOR DEVELOPING FLEXIBILITY AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The paper presents the problem of the development of flexibility in primary school students; tasks of game stretching, rules and principles of use, as well as examples of game stretching with the introduction of a regional component.

Текст научной работы на тему «Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Бояркин А.Д.

учитель физической культуры МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», г. Муравленко

GAME STRETCHING AS A METHOD FOR DEVELOPING FLEXIBILITY AT YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Boyarkin A.

physical education teacher MBOU "School number 1 named after V.I. Muravlenko ", Muravlenko

АННОТАЦИЯ

В работе представлена проблема развития гибкости у младших школьников; задачи игрового стрет-чинга, правила и принципы использования, а так же примеры игрового стретчинга с внедрением регионального компонента.

ABSTRACT

The paper presents the problem of the development of flexibility in primary school students; tasks of game stretching, rules and principles of use, as well as examples of game stretching with the introduction of a regional component.

Ключевые слова: игровой стретчинг, гибкость, игры народов Крайнего Севера.

Keywords: game stretching, flexibility, games of the peoples of the Far North.

Игровой стретчинг для младших школьников -веселая, полезная забава. Учитывая, сколько времени современные дети проводят у телевизора или за телефоном, планшетом, упражнения на пластичность и гибкость просто необходимы. Насколько это полезно, - важно знать не только педагогам, но и родителям. Детвора же хочет просто играть и веселиться!

Изучением похожей темы занимались: Чайковская Е.А., Миллер Э.Б., Милюкова И.В., Чудинова, П.Р., Галдаева Ю.О. и многие другие.

В настоящей работе мы поставили цель: составление игрового стретчинга для младших школьников с внедрением регионального компонента.

Задачи:

-изучить имеющуюся литературу по данной теме;

-раскрыть понятие: стретчинг;

-раскрыть основное содержание по теме;

-составить упражнения, содержащие региональный компонент.

Объект исследования - процесс развития гибкости младших школьников методом игрового стретчинга.

Предмет исследования - игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников.

Стретчинг - метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Проще говоря, это способ, позволяющий естественным путем растянуть мышцы, так же выделить ту или иную группу мышц и тренировать лишь ее.

Стретчинг способствует созданию психологического комфорта: поднимает самооценку,улуч-шает настроение, создает ощущение спокойствия и комфорта. Он повышает общую двигательную активность, а это в свою очередь благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Болезни опорно-двигательного аппарата у детей становятся серьезной проблемой, если вовремя не начать их коррекцию. Нарушения осанки, например, встречаются примерно у 16% детей младшего школьного возраста родившихся и проживающих в условиях Крайнего Севера. Частые перепады температуры и атмосферного давления, нехватка воздуха, короткое лето и продолжительные холода так же не могут не сказаться на здоровье. Для младших школьников отличным способом профилактики и коррекции подобных нарушений считается игровой стретчинг.

Занятия игровым стретчингом способствуют развитию чувства ритма, укреплению мышц, исправлению осанки, снятию закомплексованности.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся гибкими и эластичными, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг способствует повышению общей двигательной активности. Упражнения игрового стрет-чинга направлены на формирование осанки, развитие эластичности мышц, воспитание выносливости и старательности.

Задачи использования игрового стретчинга:

- развитие физических качеств: гибкости,мы-шечной силы, выносливости, ловкости;

- развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности;

- укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма;

- создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Игровой стретчинг решает широкий спектр проблем:

- выравнивает осанку;

- повышает гибкость опорно-двигательного аппарата;

- приучает детей к физической активности;

- повышает выносливость, усидчивость;

- развивает воображение, внимательность, память;

- улучшает настроение.

Кроме того, сочетание физкультуры с рассказом поучительной истории позволяет одновременно провести с детьми воспитательную работу, в образной форме рассказать ему о человеческих ценностях, о слабостях, донести определенную мораль.

Значение игрового стретчинга: увеличение подвижности суставов; эластичность и гибкость мышц; повышение общей двигательной активности; формирование правильной осанки; воспитание выносливости и старательности.

Заниматься стретчингом можно в любом возрасте, независимо от имеющегося уровня подготовки.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются как в ходе физкультурного занятия, так и в виде физ.минуток. Упражнения выполняются в медленном, комфортном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей).

Инструктор продумывает интересный сюжет для организации, создания психологического и эмоционального настроя дошкольников. Дети выполняют действия в соответствии с развитием сюжета. Сюжет может повторятся и развиваться на следующих занятиях. Предложенные упражнения не должны быть достаточно сложными, что бы дети в свободной игровой форме с легкостью смогли освоить основные движения, но и не простыми - симулировать мобилизацию силы для повышения оздоровительного эффекта, поддержания и повышения интереса заниматься игровым стретчингом. Придумать развитие сюжета и предлагать новые движения могут сами дети (инструктор принимает инициативу, подбирает правильные упражнения).

Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.

Занятия стретчингом пойдут на пользу только при правильном их выполнении:

1. Начинайте тренировки короткой разминкой для всех групп мышц. Подойдут простые элементы аэробики для мышц спины, рук, ног, ходьба, бег, прыжки.

2. Важно делать гимнастику с растяжкой регулярно, чтобы сформировалась мышечная память, а организм адаптировался к определенному виду нагрузок.

3. Все упражнения во время занятия выполняются неспешно, плавно, без рывков, ускорения. Дети не всегда адекватно оценивают свои силы, поэтому взрослые должны следить за тем, чтобы они не переусердствовали.

4. Задания нужно повторять одинаковое количество раз для правой и левой сторон, чтобы нагрузка была симметричной.

5. Следите за осанкой и дыханием детей. Спина всегда должна быть прямой, а вдохи и выдохи размеренными.

Стретчинг-тренировки для взрослых и упражнения на растяжку для младших школьников имеют серьезные различия, однако их основные принципы неизменны:

Научный подход - план тренировок должен быть научно обоснован и учитывать особенности анатомии и физиологии детского организма на каждом этапе развития.

Систематичность - проводить тренировки желательно по расписанию, без пропусков, сложность заданий и количество подходов наращиваются постепенно.

Дифференцированный подход к детям -упражнения подбираются с учетом состояния здоровья детей, их физической подготовки, характера, взаимоотношений с другими детьми.

Доступность - все задания должны быть просты для понимания и доступны для выполнения. К более сложным элементам переходят лишь после усвоения базовых движений.

Наглядность - все упражнения малышам нужно показывать. Даже взрослые зачастую плохо воспринимают информацию на слух.

Сознательность. Дети должны понимать, для чего нужны занятия, почему проводить их следует регулярно и как важно не перестараться.

Закрепление навыков. Тренироваться необходимо и дома, нельзя делать длительный перерыв в занятиях, когда ребенок уходит на каникулы. Иначе все придется начинать с нуля.

Продуктом своей работы мы видим создание сборника по игровому стретчингу для младших школьников с включение регионального компонента (национальные игры малочисленных народов Севера).

Цель данного сборника заключается не только в развитии гибкости у младших школьников, но и приобщение к народному творчеству малочисленных народов Севера, их культуре, быту, истории.

Пример игрового стретчинга:

1. Охотник - работа над ногами. Сделать выпад одной ногой, шагнув вперед и согнув ее в колене, вторая нога прямая, обе стопы смотрят вперед. Руками упереться в колено стоящей впереди ноги, тело чуть наклонить вперед, спину не сгибать. Далее, не спеша, отодвинуть назад прямую ногу до чувства тянущихся мышц под коленом. Замереть на 30 секунд, расслабиться. Вторая нога - аналогично;

2. «Хантейская танцовщица» - работа над руками. Встать прямо, ноги чуть полусогнуты, стопы развернуты наружу, руки замкнуть за спиной на уровне пояса. Сделать необходимое число разгибаний рук назад-вверх, пытаясь соединить лопатки. Ощутить напряжение мышц рук, остановиться на 10-20 секунд, а затем, не спеша, занять первоначальную позицию;

3. «Прыжок оленя» - прыжки через скамейку на 2 ногах, стоя лицом к скамейке.

4. «Большая сосна» - И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.Развести носки врозь -вдох.Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол -выдох. И.п.

Таким образом, можем сделать вывод, что значимость стретчинга в развитии детей важна. С его помощью мы можем укрепить здоровье детей, сделать их более выносливыми, сильными.

5. «Ловкий оленевод» правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния. В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.

6. «Рыбаки и рыбки» правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак. На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

7. «Белый шаман» правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

8. «Ручейки и озёра» правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала (или площадки) - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

9. «Отбивка оленей» правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч можно только с одного места.Группа играющих находится внутри очерченного круга - это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

10. «На новое стойбище» правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом. Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего - это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» -все должны построиться в прежней последовательности.

11. «Каюр и собаки» правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия. На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

12. «Олени и пастухи» правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута. Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.

Литература

1. Давыдов, В.Ю., Шамарин, А.И., Краснова, Г.О. Новыефитнес системы(новые направления, методики, оборудование и инвентарь). Волгоград: изд-во ВолГУ, 2005. 284 с.

2. Купцова, В.Г, Панкратович, Т.М. Теоретико-методические аспекты использования средств стретчинга в процессе воспитания гибкости у студентов института физической культуры и спорта на занятиях фитнесаэробикой. //Современные научные исследования. Выпуск 2/Под ред. П.М.Горева и В.В.Утемова. Концепт. 2014. Приложение N0 20. URLhtt: //ekoncept.ru/ext/61. -Гос.рег.Эл. №ФС 77-49965.-^Ш304 -120 X.

3. Лисицкая, Т.С. Фитнес-аэробика: методическое пособие / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. -М.: Федерация аэробики Росссии, 2003. -89с.

4. Освальд, К., Баско, С. Стретчинг для всех. -М.: Эксмо-Пресс, 2002. -125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.