Научная статья на тему 'Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации'

Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игровое взаимодействие / дошкольники / родители / старший дошкольный возраст / развивающая микросреда / интеллектуальное развитие / цифровизация / play / play interaction / preschoolers / parents / senior preschool age / developmental microenvironment / intellectual development / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Сергеевна, Шумакова Наталья Борисовна

Актуальность. Обусловлена, с одной стороны, значимостью проблемы детско-родительского игрового взаимодействия как важного аспекта семейного воспитания, а с другой стороны, недостаточной ее изученностью в современных условиях быстро происходящих глубинных изменений в обществе, затрагивающих и семейную микросреду. Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей. Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации. Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23). Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами. Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Елена Сергеевна, Шумакова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Playful interaction of senior preschoolers with parents as a resource of the developing microenvironment in the context of digitalization

Background. The relevance of the study is determined, on the one hand, by the significance of the problem of parent-child play interaction as an important aspect of family education, and on the other hand, by the insufficiency of its studies in the modern conditions of rapidly occurring profound changes in society, affecting the family microenvironment. Objectives. 1) To identify and analyze the characteristics of play interaction between senior preschoolers with their parents, taking into account the possibilities of using digital devices. 2) To study the influence of the frequency of joint computer games in a family setting on the intellectual and creative development of children. Sample. The study involved 180 preschoolers aged 6-7 years (Mage = 6.8, SD = 0.34; 88 boys, 92 girls), as well as their parents, mainly mothers. All preschoolers and their parents were the residents of Moscow. Most children (92.78%) attended preschool educational institutions. Methods. A survey of parents was conducted. To diagnose children’s development, the following methods were used: a test method for diagnosing intellectual abilities (MEDIS); structured observation and expert assessments of children’s participation in a game lesson to reveal creative and intellectual potential. Methods of qualitative and quantitative data analysis were used (Jamovi 1.6.23 statistical package). Results. In most families, play interaction between modern senior preschoolers and parents is implemented both in the form of traditional games (board, outdoor, role-playing, etc.) and computer games. However, the frequency of their use varies. In general, traditional games are chosen more often than computer games. At the same time, mothers are more likely to play traditional games with their children than fathers. When using gadgets, the opposite trend is observed: fathers are more likely than mothers to play computer games with their children. Preschoolers who rarely played computer games with their moms or dads had higher intellectual test scores. Conclusions. The results of the study allow us to expand scientific understanding of the play interactions between modern senior preschoolers and parents. The need for psychological and pedagogical support for parents in choosing and organizing joint games with children is highlighted. The data obtained can be used in the development of recommendations to parents on the creation of a developing family microenvironment, in particular, on its digitalization.

Текст научной работы на тему «Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации»

������� �������������� ��������

����������� � ���������� ��� ������

����������� ���������� � ��������

������������

�.�. ������., �.�. ��������

����������� ������� ����� ��������������� � ����������������� ���������-

���, ������, ���������� ���������

. elenasbelova@mail.ru

������

������������. �����������, � ����� �������, ����������� �������� ������-�������������

�������� �������������� ��� ������� ������� ��������� ����������, � � ������ �������, ����-

��������� �� ������������ � ����������� �������� ������ ������������ ��������� ���������

� ��������, ������������� � �������� ����������.

����. 1) ��������� � ������ ������������ �������� �������������� ������� ������������ � ��-

�������� � ������ ������������ ������������� �������� ���������. 2) �������� ������� ���-

���� ���������� ������������ ��� � �������� ����� �� ���������������� � ���������� ��������

�����.

�������. � ������������ ������� ������� 180 ������������ 6�7 ��� (M������� = 6,8, SD = 0,34;

88 ���������, 92 �������) � �� ��������, ��������������� ������. ��� ����������� � �� ��-

������ � ������ ������. ����������� ����� (92,78%) �������� ���������� ���������������

�����������.

������. ���������� ����� ���������. ��� ����������� �������� ����� ��������������: ���-

����� �������� ����������� ���������������� ������������ (�����); �����������������

���������� � ���������� ������ ������� ����� � ������� ������� �� ��������� �����������

� ����������������� ����������. ����������� ������ ������������� � ��������������� �����-

�� ������ (c������������� ����� Jamovi 1.6.23).

����������. ������� �������������� ����������� ������� ������������ � ���������� � ����-

������� ����� ����������� ��� � ����� ������������ ��� (����������, ���������, �������

� ��.), ��� � ������������. ������ ������� �� ������������� �����������. � ����� ���������-

��� ���� �������� ����, ��� ������������. ��� ���� ������ ���� ������ �� ������ ������

� ������������ ����, ��� ����. ��� ������������� �������� ����������� �������� ���������:

���� ����, ��� ������, ������ � ������ � ������������ ����. ����� ������� ���������� �����-

������������ ����� ���� � ������������, ������� ����� ������ � ������������ ���� � ������

��� ������.

������. ���������� ������������ ��������� ��������� ������� ������������� �� �������

�������������� ����������� ������� ������������ � ���������. �������� ������������� ���-

������-�������������� ��������� ��������� � ������ � ����������� ���������� ��� � ������.

���������� ������ ����� ���� ������������ ��� ���������� ������������ ��������� �� �����-

��� ����������� �������� ����������, � ���������, �� �������� �� ������������.

��������������. ������ ��������� �� ������� ���� ���������� ����������� ���������-

��������������� ������������ ����������� � ����������������� �������� �������� � ����-

����� ��� ��������� ������������ �����������: ��������������� ������, ����������, �����-

�� ������������� (FNRE-2024-0017)�.

��� �����������: ������, �.�., ��������, �.�. (2024). ������� �������������� �������� �����������

� ���������� ��� ������ ����������� ���������� � �������� ������������. �����������

�������-

��� �����������, 18(4), 24�36. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36

� ������, �.�., ��������, �.�., 2024

�������� �����:

����, �������

��������������,

�����������, ��������,

������� ����������

�������, �����������

����������,

����������������

��������, ������������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36

���/UDC 159.922.7; 159.922.27

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

24

Playful interaction of senior preschoolers

with parents as a resource of the developing

microenvironment in the context

of digitalization

Elena S. Belova., Natalia B. Shumakova

Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow, Russian Federation

. elenasbelova@mail.ru

Abstract

Background. The relevance of the study is determined, on the one hand, by the significance of the

problem of parent-child play interaction as an important aspect of family education, and on the other

hand, by the insufficiency of its studies in the modern conditions of rapidly occurring profound

changes in society, affecting the family microenvironment.

Objectives. 1) To identify and analyze the characteristics of play interaction between senior preschoolers

with their parents, taking into account the possibilities of using digital devices. 2) To study

the influence of the frequency of joint computer games in a family setting on the intellectual and creative

development of children.

Sample. The study involved 180 preschoolers aged 6-7 years (Mage = 6.8, SD = 0.34; 88 boys, 92 girls),

as well as their parents, mainly mothers. All preschoolers and their parents were the residents of

Moscow. Most children (92.78%) attended preschool educational institutions.

Methods. A survey of parents was conducted. To diagnose children�s development, the following

methods were used: a test method for diagnosing intellectual abilities (MEDIS); structured observation

and expert assessments of children�s participation in a game lesson to reveal creative and intellectual

potential. Methods of qualitative and quantitative data analysis were used (Jamovi 1.6.23

statistical package).

Results. In most families, play interaction between modern senior preschoolers and parents is implemented

both in the form of traditional games (board, outdoor, role-playing, etc.) and computer games.

However, the frequency of their use varies. In general, traditional games are chosen more often than

computer games. At the same time, mothers are more likely to play traditional games with their children

than fathers. When using gadgets, the opposite trend is observed: fathers are more likely than

mothers to play computer games with their children. Preschoolers who rarely played computer games

with their moms or dads had higher intellectual test scores.

Conclusions. The results of the study allow us to expand scientific understanding of the play interactions

between modern senior preschoolers and parents. The need for psychological and pedagogical

support for parents in choosing and organizing joint games with children is highlighted. The data obtained

can be used in the development of recommendations to parents on the creation of a developing

family microenvironment, in particular, on its digitalization.

Funding. The work was carried out on the scientific topic of the State Assignment of the Ministry of

Education and Science �Resource-prognostic determination of personal and professional development

of students and teachers as subjects of continuing education: psychological foundations, technologies,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

efficiency factors (FNRE-2024-0017).�

For citation: Belova, E.S., Shumakova, N.B. (2024). Playful interaction of senior preschoolers with parents as a

resource of the developing microenvironment in the context of digitalization. Preschool Education Today, 18(4),

24�36. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36

� Belova, E.S., Shumakova, N.B., 2024

Keywords:

play, play interaction,

preschoolers, parents,

senior preschool

age, developmental

microenvironment,

intellectual development,

digitalization

��������

���������� ���� ������������ � ���������� ��-

�������� ������ ������ ��������� ����������.

������ ������������ ���������, ������������

� ��������, � ���������, ��������� � ����������

������������, ��������� ������� �� ��������

����������, �������������� ��������� � �����

(�������� � ��., 2022; ��������� � ��., 2022; ������-

���, ������, 2019; Liszkai-Peres et al., 2024; ��.). � �����

� ���� ��������������� �������� ������-��������-

����� �������� ��������������, ����������������

� ��������� ����������� �������� ����������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

25

� ����������� ���������� ���������� � ��-

�������� ���� ���� �������� ����� �� ����� ���-

��� ������� (������� � ��., 2020; ��������, 2016;

�����, 2022). �������� ���� ��� ������� �����

�������� ������� � ���������� �������� (��-

�������, 1966; ��������, 1999) ���������� � ���-

�����������, ������ ��� ���� ���������������

��������������� � ����� � �������� ������� ���-

�����. ����������� �������� ����, ����������

�� ��� ���������, ������������ ������������ ��-

����� �� ������� ����������� ����������� (��-

���������, 2021, 2023; ��������, �������, 2023;

��������, ��������, 2016; �����, 2022). �������-

�� ����� �������������� �������� ������������-

��, ���������������, ����������, �����������

�����������. �������� �������� ������� ����

���������� � ������������ ������, ����� ���-

��������� ����� � ��������������� ����� ����-

���� ���������� � �����, � � ������� ���������-

��� �������� ������ ������� ��� ����.

�� ����� ����������� ������� �����, ������-

�� ��������� ������������ ������� �� �����-

��� �������. ��� ���������� ������ ���������-

���, ����������� ��� ������������ �.�. �������,

����� ���������� � ���� ��������� ���������

� ��������� ����� �������� ����������� ������-

�� ��������� ����������� ��������. �����������

��������� � ����� ����� �������� ������������

������� ������ � �������� �������, �������� ��-

���������������, ���������� ��������-�����-

������� �������, ������������ �����������. ���-

����� �������� ��������� �������� ����������

���� � �������� (������, ��������, 2017). ����

�������� �� ��������� ������� � ���������� ��-

���, �� ���� ��������� ��� ���������� �����-

����: ������������ �������� ���������������,

��������� ����; �������� ������ �� ����� �����-

���; ���������� ���������� ������� ��� �������-

��� ���� (������, ����������, 2009).

�������� ������������ ����� �� �������� ��-

��� �������� ���� � �������� ����� � ��������-

��� ���� � ������� ���� (�����, 2022; Bipath et

al., 2022). ������������� ��������� � ����������

���� �� ������ ������� �� ������������� ����-

����� � ������� ���� (Ihmeideh, 2019). ������ ��-

������������, ����� ���� � ���������-������-

�����������, ���������������, �������������

�����������, ������� ������������ �����������

� ������� ������������ ��������� ��� �������-

��� ��� (Foulds, 2022; Ihmeideh, 2019; Sobkin, Skobeltsina,

2012).

������ ������������� ������� ���������-

��� � ��������� �������, ��� �������� ����� ���-

���� � �������� ��������� � ���������� � ����

������������ (����, ��������), � ����� � �����-

������ ���������� ������������� ������ �

������. �������� ��������������� ��� �������-

��� ������������ ��� ������� � ��� ���� (�����-

���� � ��., 2021).

������������ ���� ��� ������ ������ ��� ���-

����� �����������, ������������� �������� ��-

����� ��� ����� ������ ���������� ����� �������:

��������, ���������������� �����, ������� �����-

��� ����� ������������ �������; ����������� ��-

����� ���������, �������������� ��������� � ��-

������� � ��������������� � ���������� ��������

������� (�������, ��������, 2017; �����-������,

����������, 2022; ������, �� ����, 2019; ������,

2020; Hakkarainen et al., 2013). ��������������, ���

����������� ��� ������������, �������������

������� ��������� � ���������� ����� � ��������,

��� � ������ ���������� �� ��� ����, ����������-

��� ������� ���������� � ����������� � �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������������� � ����������.

������������ �������� ���������� ��������-

�� ��������� ����� ����������� ������������ ��-

������ �������������� �����������-���������.

�������� ��������� ����� ������������ � ���

������� �� �������� ����� ��������� ��������

��� �������� ������������� �������� ���������:

���������� �������� (��� ���������������

��������) � ����������� (������ ��� ��������-

���). ������ ������� ��� ������� ������� ����-

����� ���������������� ��� �������� ���������-

��� ������� ����������� (������� � ��., 2024).

���������� �������� ����������� ������� �����-

���, ������� ������������ ����������� ������

� ������ ����� �� �������������� ����� �����-

��� ���������, � ����� ������������� �� �����-

��� ������������� � ����������� �������� (��-

����� � ��., 2024; �����������, ���������, 2022;

���������, ��������, 2020; ��������� � ��., 2022).

������ �������� �������������� ����� � ��-

������� ����� ������� � ��������� �������� ����-

����� ������������� ��������� ��������������.

��������� ��������������� � �������� ������-

���, �� ������ ���������, ��������� ���������

���������� ������������ ���������, ���������

� ��������� �����, � ��������� �����������

� �������� ���������� ��� �������� ����� ��-

��� (Isikoglu et al., 2021; Liszkai-Peres et al., 2024;

Livingstone et al., 2015).

���������� ������������ �������������� ����-

����� � ����� �� ����� ���������� ���� � �������

��������������� ���������� ��������: ����� ��-

���������� ������������ ��������� (�������, ��-

����� �� ����, ���������� ��������� � ���������

����������������� �����) ���� ������� � �������

�������������� ����� � ������� ���������� ���-

��������� �������� ��������� (Griffith, Arnold,

2019). ������ � ��� ������� ��������, ��� ��������

������������ ��������� ����� �������� � ����-

���� ���������� ����������� ��������� �������

� ����� ���������� �������� ��� �����������.

�� ������ ����������, � �������� ����������

�������� �������� � ���� ����������� ���� ����-

���� � ������� ���� � ������, ��� �����, �����

��� ������ ���������� ����� � �������� �����-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

26

���� ��� ��������. ������������� ����������,

������� ���������, ��������� ������������

������������ �� ������, � ���������� ���������

������������� �������������� �������������

��� �������� (Hiniker et al., 2018). ������ � ����-

��� �������� ����������� (������������ ����-

�����) ������� ����� ��������� ����� ���������,

������� E.�. ������� � ��������� (Zippert et al.,

2019), ������������ ������ ����������� �������

��� ���������� ���� ��������� � ������������ �

������� �� ��������.

����������, ��� ���������� ������������� ���-

����� ����� ���� ������� �� ������ ��� ������-

�� ��������, �� � ��� ���������� ������-����-

�������� ��������� (Nikken, Schols, 2015). ������

� ��� �������������������� ������� ��������� �

������ ��������� ��������� ��������������, ��-

����������� ���� ���������� � ��������������

������������ ������� ������������ ���������

����������� �� �� �������� � ��������������

����������. ��������������, ��� �������� ��-

���������� ������ ������������� ����� �����

����� �� ���������� � ��������� � �������� ����,

��� � � ������ ����� (Isikoglu et al., 2023).

�������� �� ��������, ��� ������������� ��-

���������� �������� ��������� ������� � ������-

������� ������� ��� ��� ������������ � �������-

���� ��������, ������������� �������� ��������

�������� ����������� ������������ ��������/

���, ������������ � �������������� ������� ��

���������� (����������, 2022; �������� � ��.,

2018). ������������� ��������, ��� ������������

����, ������� ����� ����������� � ����� �����-

��� �������, ����������� � ����� ���� ���������

��������, ���� �������� � �������� �� ����������-

�� ���������� ��� �������� ����� ������������

���� (Sulistyaningtyas, Fauziah, 2019).

�������� �� �������� ���������� ��������

������-������������� �������� ��������������,

������ �� �������, �������� ��������� � �����-

��������, �������� �������������� � �������-

����� ��������������. � ����� � ����, � ����

������������ ������������ �������:

� ������ ������������ �������� ��������������

������� ������������ � ����������

� ������ ������������ ������������� ���-

����� ���������;

� �������� ������� ������� ���������� ���-

��������� ��� � �������� ����� �� �����-

����������� � ���������� �������� �����.

������ ������������

���������� ����� ��������� � ������� �����-

����� ������������� ������, ���������� ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� �� ������� � ���������� ����� � ��������

��� �������� ��������� (��� �������� / ��������

/ ����������) � ������������ ����� (�������-

���, ���������, �������, ��.), � ����� ������-

���� ������������ �����. ��������� ������-

������ ������� � ������� ������ �������: �����

(1�2 ���� � ������ � ����, �� ������ ������),

�������� (3�4 ���� � ������), ����� (5�7 ��� � ��-

����). ��� ���� � ������ ������ ���� ������� ��

������� � ������� ��������������� � ����, � ��-

����. ��� ��������� ������� ����������� ������

� ����������.

������������ ����� �������������� � ����-

��� �������� ��������-����������� ����������-

������ ������������ (�����, ����� A), ��������-

������ ����� ����������� � ��������������

�.�. ����������, �.�. ��������, �.�. ��������� ��-

����� ����������� ����� �������������� ������-

������ (��������� � ��., 1994). �������� �������

����� ���������� ����� � ���� �������������

� 4 �������� (�� 5 ������� � ������), ����������

�� �������� ����� ���������������, ����������

������ (I �������), ��������� ������ ��������� ��-

������������ � ������������ ����������� (II ���-

����), ������ ����������� �������� (III �������),

������ �������������� ������������ (IV �������).

����� �������������� ������ �����������-

������� ���������� � ���������� ������ �����-

�����������, ���������� ����������, �����������

�������� ������� ������������ � �������� ��

������� � ���������� ������������� �.�. ����-

����� ������� ������� (� ����� ������� �����).

����� ����������-����������� ������ �������-

��� � �������� ������������� ������ �������-

�����, ����������� ���������� ��� �������;

�������� ���� ��������� ������� ��������������

������ ��������� (������, ��������, 2022).

��� ������� ���������� ������ �����������

������ ������������� � ��������������� �������

(�������������� ����� Jamovi 1.6.23: ������������

����������, �������� ������-����� ��� ������

�� ������������ ������������� ������, ������-

����������� ��������: U-�������� �����-�����,

���� ����������, �2 � �������� ��-������� ���-

����, �������� ��������-��������). �������������

��������� ������� ������������ ��������

��� � <= 0,05. ������������� �����������������

���������� ���� ����������� ���, ��� ������ ���-

���������� ������ � ������� �������� ������-

����� �� ������ ������� ������������

�������-

���� �������������.

�������

����������� ������������ ���� 180 �������-

����� 6-7 ��� (Mage = 6,8, SD = 0,34; 88 ���������,

92 �������) � �� ��������, ��������������� ��-

����: 158 �������, 22 ����; M������� = 36,7, SD = 5,29;

� ������ ������������ � 174 (96,67%), �������

����������� � 5 (2,77%), ������� � 1 (0,56%).

��� ���� � ���������� ��������� � ������,

� �������� � ������ ������ (96,67%). �����������

����� (92,78%) �������� ���������� ����-

����������� �����������. ������������ ����

��������� � 2023�2024 �����.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

27

���������� ������������

�� ������ ������ ���������, � �����������

����������� ����� (99,44%) �������� ������

� ������ � ������������ ���� (����������, ���-

������, ������� � �.�.) ��� �������� ���������.

������ � ����� ����� �������� �� ��������� � ��-

����� �����, �������� ��� ������� ����������:

���� �������, � � ������� ������ ������� �����.

��� ����� ����� ���������� ���� ��� ��������

�������� � ������: �� ��� ���� ��������: ����

������ ��������� � ������ � ���������� ����. ��

��� ������, ������� � ������ ����, ������ ���-

�� ����� ������������, ������ �������� ����

� �������������, � �����, � ��� ���������. ������

� ��� �������� ��������, ��� � ��� ������ ����

������� �� ���������� ����.

� 83,33% ����� �������� ����� ������ �� ������

������ � ��������� ������������ ����, ������-

��� �������� ����������. �������� �� ���������

����, ��������, ��� ���� ��������, ������ ����-

�� �������, ����� ������ ���� �����, ����� � ���

� ���� �� ���������, ������ ������ ������ � ��-

�����, ������� ���� �� �������� ��� ���������. ��-

������ ��������� �������������� �������� �����,

�������� ������������ ������������ � �������-

������ ��� � ��������� ����������� ������.

����� ���������, ������� ������� �� �����-

���� � ������� ����� �� �������� �����������,

���� ��������: �) ��, ��� ��� ���� ��������� ��-

��������� ������ ������ � ������������ ����

(10% �� ���� ���������); �) ��, ��� ������� ����-

���� ������������ ���� ��� ����� ���������-

�� �������� � ��������� ������������ ���������

������������ (6,67%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� ���������������� ������� ����������

��� ������� ������������ � ��������� � ������

�������������/�� ������������� �������� ���-

������.

���������� ������������ ���� ��� ��������,

��� ����� �� ��������� (������� 1), ����������

�� ������� �� ������ �� ������������. ������-

�������� ������ ���������� ���������� �����-

���: ������������ ���� ���������� ����, ���

������������ (� = 0,000, ���� ����������).

��� �������� ������������� ������ ����-

��� �������������� ����� � �������� � ����-

��� �������������� ����� � ������. �� ����-

������ ������, ����������� ������� � �����

���������� � ���������� ������������ ����

��� �������� ���������, �� ���������� ����-

���, �������� � ��� ���� � ������, ������,

��� ���������� ����� (95% � 88,3%, ��������

�������: � = 0,022 �� �������� �2 � ��-����-

��� �������). � ��������� ���������� ���-

��������� ��� ����������� ������������-

��� ���������: ������ � ��������, ���������

. ������� 1

������� ���������� ��� ������� ������������

� ����������

. Figure 1

Frequency of playing joint games by senior

preschoolers with their parents

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

28

�������� ����������, ������� ����� �����,

��� ������� (74,4% � 59,4%, � = 0,002 �� �����-

��� �2 � ��-������� �������).

��������������� ������� ���������� ���

� �������� ������� �� ���������. �� �������-

�� (������� 2) ������������ ������, ������-

������, ��� ��� ��� �����, ��� � ��� �������

������������� ���������� �������� �����

������������ ��� � �������� ��� ��������:

������� ���������� ������������ ��� � �����

����, ��� ������� ���������� ������������

(� = 0,000, ���� ����������).

������ � ��� �������� � ��������: ���� ����

����, ��� ����, ������ ������������ �������-

��� ����� ������������� ���� (p = 0,05, U-���-

����� �����-�����), �� ����, ��������, ����,

��� ����, ������ � ������ � ������������ ����

(p = 0,024, U-�������� �����-�����).

. Figure 2

Frequency of playing

joint traditional games

(I) and computer

games (II) by senior

preschoolers with their

mothers and fathers

. ������� 2

������� ����������

������������ ��� (I)

� ������������ ��� (II)

������� ������������

� �������� � �����I II �

I II

. ������� 3

���������������� �����������

������� ������������ �� ���� �����,

������������� �� ������� ����������

������������ ��� � �������� (I) � ������ (II)

. Figure 3

Intellectual abilities of older preschoolers in three

groups, differing in the frequency of playing joint

computer games with mothers (I) and fathers (II)

I II

I II

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

29

��������������� ������� ������� ����������

��� ��������� � ����� � �������������� ��������

��������� �� ���������������� � ���������� ���-

����� �����. ���� �������� ��� ������ �������

������������: ������ 1 ��������� ����, �� ����-

���� � ������������ ���� � ����������, ������

2 � ����� ��������, � ������ 3 ���� ��������

�����/�������� ��������.

���������� ���������� ���������������-

�� �����, �������������� �� ������� 3, �����-

���� �������, ��� ������ ���������� �� ����-

�� ���������������� ������������. ��������

��� ������� � ��������� �����, ������� ���-

��� ��������� �������������� �������� ����-

���������� � ��������. ������������� ������

���������� ���������� �������� �������������-

��� ������������ � ��������� �������� �������

(� = 0,002, X. = 0,0709, �������� ��������-�����-

��), ��� ��������������� � ������� ������� ���-

������� ������������ ��� � ������� �� ���-

����� ���������������� ������������ �����

�������������

��������. �������������� ������

�������� ��������� ����� � ������� U-�����-

��� �����-����� �������: ���������� ��������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� ����� ��������� ���� � ������������

�� ������ 2, ��� �� ������ 3 (p = 0,000) ��� ����-

�� 1 (p = 0,078, �������� �� ������ ���������);

��� ��������� ����� 1 � 3 ���������� ���� � ��-

��� ������ 1 (p = 0,035). ��� ������������� ���-

���� �����, ������� ������ ��������� �������-

������� ���������� ������������ ��� � ������,

�������� �� ������ ���������������� ������-

������ ����� �������� � ����� ���������������

������ �� ������ ��������� (� = 0,075, X. = 0,0289,

�������� ��������-�������). ������ � ��� �����-

��� ��������� ��������� ������� ����������

���������������� ����������� � ����� �� ������

2 �� ��������� � ������� 3 (p = 0,022, U-��������

�����-�����).

������� ��������, ��� � ��������� ��������-

��� ���������� ������������ �� ���� ��������

����������� �������� ����� ��������.

���������� �����������

� ����������� ������������ �������� ������-��-

����������� �������� �������������� �������-

�������� � ��������� �������� ������������

�������� ����������. ����� �������� ��� ��-

������� �� ���������� �������, � ���������, ��

������� ���������� ������� ��� ����� ������

� ������������� ������ � ����� �������, �����

���� �������� ������������ ���������� �������,

�������� ������������, �������������, �������-

������� ���������. � � ���� ������ ���� �������-

�� ���������, � ������ �������, ��������, ������-

�� ��������, ������������ � �������� �������

��� �������� � ���������� �������. �������� ��,

��� ������� ����, ��� �������� �.�. ������� (��-

�����, 2008), ��������� ���������� ���������

�������� ������������ �����������, ������� ��-

������� � ������� ����� ����� ���������������

��� �������� ������ �������� ���������� ���

������������ �������� �������. ��� ���������

� �������� ���������� ����� ������� ��������-

�� ��������� �� �������� ������ �����������

���������������� (������������ � ��.), �������

������������� ������������� ���������� � ���-

������ ������� �� ������ �� �����-, �� � �� ���-

��������, ���������� � ������-������������ ��-

�������.

�������� ����� ������������ �������� ����-

����� ������������ �������� �������������� ��-

��� �������� ����������� �������� � ���������

� ������ ������������ ������������� ��������

���������.

�� ���������� �����������, ����� �� ���� ��-

���� �������� ��������� � ������� ����� ���-

���������� ���� (����������, ���������, ����-

��� � ��.) ��� ������������� �������� ���������,

� � ����������� ����� (���� � � ��������� ����-

��� ���������� � ����� 88%) ��������� �������

� ������� ����� � �������������� �������� ���-

������. ��� ���� ������� ��� �����������.

� ������������ �.�. �������, �.�. �����������

(������, ����������, 2009), ����������� � 2007

����, ���� ��������, ��� ������� ������������

��������� � ��������-������������ ��������

������� ����� � ��������� ��������� ������. ��-

���������, ��� ������������ ��������� � ������-

���� ���� �������� �� �������� �������: �����-

������ �� ���� ��� ���������� � ������������

���������� �� ��������������� ����, � � �������

���������� �������� ������ ����� 60% ���������

��������� ������� � ������� �����. ��������-

�� ������� ���������-����������������� ���-

�����, � ���������, ���������������� ������: ��-

������� � ������ ������������, �������������

� ����� �����, ���� ������� ������, ��� ������-

��� �� ������� ������������. ������ ��������

� ������ �����: ���������� ������, � ������� ��

��������, ���� ��������, ��� �� ����� ������ ��

����� ��������.

�������� ���������� ������, ���������� ��-

�������, ����������� � ����� � ������, �����-

���� ������. ������� ��� ����� ��������� �����-

����������� �������: ����������� �����������

��������� ����� ������ ����������� � ������-

���� ������ �����. � ������ � ��� ����� ����-

��������, ��� � ��������� ����� �������� �����

������� ���������� � ���� ����� �����, ��� ����-

��. ������������� �������� ���������� � �����-

������ ��������� ������������� ��������������,

�����������, ���������������� ������������, ��-

����������� ������� �������������� � �����-

����� ������� (�������, ���������, 2022; �������,

��������, ���������, 2023). ����������, ������-

�� � ���� ��������, ����������, ��� ���� �����

������� ���������� �����, � ������� ���� � �����-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

30

��� ����� ��������� �� ��������� ����������� �

����������� � ������������ ����������� ����-

����� � ����� (Izci et al., 2023).

���������� � ������ ������������ �������-

����� �� ������� ���������� ������������ ���

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� �������� ��������� ��� ����������� ���-

���������� ������ ����������� � ������������

������ ��������������. � ������ �.�. ��������

� ��������� (��������, ����������, ���������,

2024) ����������, ��� ����������� �������� ��-

����� ���������� � ���������� ���� � ��������

� ����������� ���� ��������� ����������������

������� � ��� �������� �����.

���������� ������������ ���� ���� ������-

���� �� ��������. �������� �� �����������������

��� ����� �������� ���, ������ ������������

����, � ����������� �������-�������, ��������-

����, ��������� �������� ������� ��� ������� ��

������ ������������ �������� ���������� �����-

��� � ���� ���������� ��������, ��� ������� ���-

���� �� ��������, � �� � ������������ �������-

���, ��� ������� ��������� �������, � ��������

�������, ����������� � �������. ��� ����������-

�� �.�. �������, ������� �����, ��������� ������-

�� �������� ������ ������������, ��� ����������

��� �� ��������� ���� ����, ����������� ����-

������� ������� (�������, 2018). �� �� ������-

�� ����������, ��� �������� �� ������ ������-

�� ���� ���� � ������ � ������� ��������������

� �������� � � ������� ������� ���������������-

�� �� ��������������� �����, � ���������� ����

����������� ������������� ��������. ��������-

�� ������������ ���� ������������ ��� ��� ���-

�������� ������������� ���������-�����������-

��� ��������� ��������� � ������ � ����������

����������� ������-������������� �������� ����-

����������.

������� ��� ������������ ���� �� ��������

�����������, �������� ���� ��������� � ������

������� ����� ����������� ���� � ������������

�� ��� �������� (�������� � ��., 2022). ��� ����-

���� ���������� �������������� ������������

(Chaudron et al., 2018), ��������, �����������-

�� � �������� ����������� (� �������� �� ����-

��� ��� ����� ������� ���������-����������-

��� ��������), ��� ��������, ������� ���������

����������� ���������� �������� ����������

� ������� ��������, � ��������� ����� �������

������� ������������ � ��������� ������������

�������� ���������� �� ������ ������. ��������

��� ���������� ��� ������ �������� �����������

����� � ������. � �� ������ ������ ���������-

���, ����������� ��������� ���������� � ������-

���� ������������ ���� �� ������ ������.

��� ���������� � ���� �����, ������� �����-

��� ��������� �� �������� ����������� ����-

��� �� ������� �� ������������� (������� � ��.,

2024; Chaudron et al., 2018; ��.). ���������� �����-

������� ����������� ���������� ��������� ��-

����������� ������������� �������� ���������.

� �����, ����� �������� � ���������� ������-

������ ���� � ����������, ��������� ����� ��-

����� ������� ���������������� ������������,

��� � ����� ��� �������� ��������.

� ��������� ���������� ������������ ����

������� ���������� ������������ ��� �� �����

���� �����������: �������� �� ��������� ������

�������������� ����������.

��������������� ���������� �����, ����-

��������, ��� ���������� ������������� ��-

��������� ����� ����������� � ������������,

�������������� ������ ���� ��� �� �����-

��� ����������� (�����������, ��������, 2023).

� ������ �����, ��������, ��������� ����� �����-

������ ������ � ���������� ���� ���, �� �������

� ������� ��� �������� ���������� ������������,

��� ����� ���� ������������ ���������� �����-

�������.

������

� ����������� ������������ ������� ��������������

������� ������������ � ���������� ���-

������������ � ����� � ��������� ������������

�������� ����������.

���������� ���������� ��������� ��������

��������� ����������� ������-������������� ��-

������ ��������������:

1. � ����������� ����������� ����� ��� ���-

�������� ��� � ����� ������������ ��� (�������-

���, ���������, ������� � ��.) ��� �������������

�������� ���������, ��� � ������������ ���, ��-

���� ������� ����������� �������� ��������������

�����������.

2. � ����� ������� ������������ ����������

��� ����, ��� ���������� ������������.

3. ������ ���� ������ �� ������ ������ � ���-

��������� ����, ��� ����. ��� �������������

�������� ��������� ����������� �������� ���-

������: ���� ����, ��� ������, ������ � ������

� ������������ ����.

4. ������-������������ ������� ��������������

� �������������� �������� ��������� ������ ��

���������������� �������� ������� ���������-

���: ����� ������� ������� ���������������� ���-

��������� ��������� � �����, ������� ����� ����-

�� � ������������ ���� � �������� ��� ������, ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� � �����/�������� ���������.

�������� ������������� ���������-��������-

������ ��������� ��������� � ������ � ������-

����� ���������� ��� � ������.

������������ ����������

���������� ������ ����� ���� ������������ ���

���������� ������������ ��������� �� ��������

����������� �������� ���������� � ������ ���-

���������, � ���������, �� ������ � ����������

���������� ��� ��� � �������������� ��������

���������, ��� � ��� ���.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

31

������ ����������

�������, �.�., ���������, �.�. (2022). ���������� ��������� ������� � ����������� ������� ��-

����������. ���������� ���������� � ��������, 13(2), 163�176. https://doi.org/10.17759/sps.2022130211

���������, �.�. �������, �.�., ��������, �.�. (2021). �������� ������������� ����� ��������

����������� �������� � ���������. ������� ������������� ���������������� ���������������

������������ ��. �.�. ���������, (3), 77�89. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292

�����������, �.�. (2021). ������� ��� ����: ������������� ������� ������������ � ��������-

��� �������. ����������� ���������� �����������, (3), 24�32. https://doi.org/10.24412/1997-

9657-2021-3105-24-32

�����������, �.�. (2023). ������������� ����������� ������� � �������� �������������� ��-

���������. ����������� ���������� �����������, (2), 54�64. https://doi.org/10.24412/2782-4519-

2023-2116-54-64

������, �.�., ��������, �.�. (2022). ����������� ������������� �������� ��������� ��� �����-

������ �������� ���������� ��� ��������������� �������� ������� ������������. �����������

���������� �����������, (6), 42�53. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53

�������, �.�. (2008). �������� � �� ������������ � ������� ��������. �����-���������: ���-��

�������.

�����������, �.�., ��������, �.�. (2023). ����������� �������� ����������� � ������������, ��-

������ � �������� ���� ������ �����. ������� ����������� ������������ ������ �������. �����:

���������� � ����������, 20(3), 482�500. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-482-500

�������, �.�., �����������, �.�., ��������, �.�., ����������, �.�., ��������, �.�., �������,

�.�., ��������, �.�. (2024). �������� ���������� � ����� ����������� ������������. �����

�����������, 20(1), 171�215. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2024-20.1-171-215

�������, �.�. (2018). ������� ��������: ��� ���������. ���������-������������ ����������,

14(2), 102�108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211

�������, �.�., �������, �.�., �������, �.�., �����, �.�. (2020). ����������� �������� ��-

����� ����: ���������-������������ ��������. ���������-������������ ����������, 16(3),

60�70. https://doi.org/10.17759/chp.2020160307

���������, �.�. (1966). ���� � �� ���� � ����������� �������� �������. ������� ����������,

(6), 62�68.

�����������, �.�., ���������, �.�. (2022). ���� ��������� � ������������� �������� �������� ���-

������. ����������� ���������� ����������, 11(2), 59�67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110205

����������, �.�. (2022). ����������� ������� � ���������� ����������� � �� ������ ���� ��-

�����: � 75-����� �� ��� �������� �.�. ���������. ������������ ��������������� ������,

3(47), 60�68. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0308

���������, �.�., ��������, �.�. (2020). ������������ ���� ��� ������ ��������������� ���-

����� ������������. ������� ������������ ���������� �����������, 17(1), 32�40. https://doi.

org/10.17759/bppe.2020170104

��������, �.�., �������, �.�. (2023). ��� ����������� ����������� � XXI ����. �����������

���������� �����������, 2(116), 16�33. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33

�������, �.�, ��������, �.�. (2019). ���� ��� ���� ���������� �������� ����� ����������� ������-

��. ���������-�������������� ������������, 11(4), 5�21. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110401

�������, �.�., ��������, �.�., ���������, �.�. (2023). ����������� ��������� / ��������

�������������� ����� ����������� �������� ��� ������ ������������ ������� �����������, ��-

������������ ������������. ����������� ���������� �����������, 4(118), 64�74. https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74

�����-������, �.�., ����������, �.�. (2022). �������� � �������. ������������ ���������-

������ ������, 3(47), 26�34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0304

������, �., �� ����, �. (2019). ������, ����������, ��������. ������ ��������, ���������� � ���-

����� �����. ������: ���-�� ��������-�����ǻ.

��������, �.�. (2016). ���� ��� ������������ � ��� ����� ��������. ���������� � ��������

����� �������� ��������, (5), 62�63.

��������, �.�., ���������, �.�., ��������, �.�. (2018). ����������� ���������� � ������

� ���������� �������. ��������������� ����� � �����������, 23(3), 42�53. https://doi.org/10.17759/

pse.2018230304

��������, �.�., ��������, �.�. (2016). ��������� ���� � ����������� �������� ��������: ��

������� ������������ ������������� ���������� ����, IPA. ����������� ���������� �������-

���, 5(1), 24�31. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050103

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

32

��������, �.�., ���������, �.�., �������, �.�., ��������, �.�. (2022). ����������� ����������-

��� �������� ��������� ������ ����������� ��������: ����� ��������������� ��������. �������-

��� ���������� � ��������, 13(2), 177�193. https://doi.org/10.17759/sps.2022130212

������, �.�., ����������, �.�. (2009). ���� �������-����������� ������� ���������. �������

������������ ���������� �����������, 6(2), 45�54.

������, �.�., ��������, �.�. (2017). ���������-������� ��������� ��������� �� ����������

����� �������� ����������� �������� � �� ����� �� ������� ����������. ����������� ����������

�����������: ������ � ��������, 7(79), 4�17.

���������, �.�., ����������, �.�., �������, �.�., ����������, �.�., ����������, �.�. (2022). ���-

������ ���������: �������� �������� � ����������� ��������. ������: ���-�� ����������.

��������, �.�., ����������, �.�., ���������, �.�. (2024). ������������� ���������� � ��������

��� �������������: ���������� ������ ���������� ���������. ���������-�������������� �����-

�������, 16(1), 76�95. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160105

���������, �.�., ������, �.�. (2019). ����������� ����������: ��������� ��������� � ������-��-

���������� ���������� � ����������� ��������. �������� �������� � ����������� ����, (3), 48�59.

���������, �.�., �������, �.�., ��������, �.�. (1994). �������� ��������-����������� �����-

����������� ������������ ����� 6�7 ���. ������� ����������, (4), 143�146.

��������, �.�. (1999). ���������� ����. ������: ���-�� ��������.

�����, �.�. (2022). ������� ���� ��� ���������� �������. ������������ ���������������

������, 3(47), 13�25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

������, �.�. (2020). ������� �������� ���� � ���������� ��������: ����� ����������� ���-

���������� � ���������� ������������. ����������� ���������� �����������, 4(100), 50�61.

https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10079

Bipath, K., Muthivhi, A.E., Bhoola, S. (2022). Parents� understandings and practices regarding play and

learning. European Early Childhood Education Research Journal, 30(4), 515�528. https://doi.org/10.108

0/1350293X.2022.2070648

Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young Children (0�8) and Digital Technology, a Qualitative

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Study across Europe. Joint Research Centre (European Commission). URL: https://publications.jrc.

ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359 (���� ��������� 24.07.2024).

Griffith, S.F., Arnold, D.H. (2019). Home learning in the new mobile age: Parent�child interactions

during joint play with educational apps in the US. Journal of Children and Media, 13(1), 1�19. https://doi.

org/10.1080/17482798.2018.1489866

Foulds, K. (2022). Playful perceptions: the role of and barriers to play for parents of young children in

diverse global contexts. International Journal of Play, 12(2), 206�223. https://doi.org/10.1080/21594937.2

022.2156040

Hakkarainen, P., Bredikyte, M., Jakkula, K., Munter, H. (2013). Adult play guidance and children�s play

development in a narrative play-world. European Early Childhood Education Research Journal, 21(2),

213�225. https://doi.org/10.1080/1350293X.2013.789189

Hiniker, A., Lee, B., Kientz, J.A., Radesky, J.S. (2018). Let�s play! Digital and analog play patterns

between preschoolers and parents. In: CHI 2018 - Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference on

Human Factors in Computing Systems: Engage with CHI (Conference on Human Factors in Computing

Systems � Proceedings; Vol. 2018-April). Association for Computing Machinery. https://doi.

org/10.1145/3173574.3174233

Ihmeideh, F. (2019). Getting parents involved in children�s play: Qatari parents� perceptions of and

engagement with their children�s play. Education 3�13, 47(1), 47�63. https://doi.org/10.1080/03004279.2

017.1399152

Isikoglu, N., Erol, A., Atan, A., Aytekin, S. (2023). A qualitative case study about overuse of digital

play at home. Current Psychology, (42), 1676�1686. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01442-y

Izci, B., Bak.r-Yalc.n, E., Jones, I. (2023). Parent�child play and coping: Experiences of parents and

young children during the pandemic. Early Years: An International Journal of Research and Development.

Advance online publication. https://doi.org/10.1080/09575146.2023.2243549 (���� ���������:

27.07.2024).

Liszkai-Peres, K., Budai, Z., Kocsis, A., Juranyi, Z., Pogany, A., Kampis, G., Miklosi, A., Konok,

V. (2024). Association between the use of mobile touchscreen devices and the quality of parent-child

interaction in preschoolers. Frontiers in Child and Adolescent Psychiatry, (3), 133�243. https://doi.

org/10.3389/frcha.2024.1330243

Livingstone, S., Mascheroni, G., Dreier, M., Chaudron, S., Lagae, K. (2015). How parents of young

children manage digital devices at home: The role of income, education and parental style. London: EU

Kids Online, LSE. URL: http://eprints.lse.ac.uk/63378/ (���� ���������: 28.07.2024).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

33

Nikken, P., Schols, M. (2015). How and Why Parents Guide the Media Use of Young Children. Journal of

Child and Family Studies, (24), 3423�3435. https://doi.org/10.1007/s10826-015-0144-4

Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2012). Play Activity of Preschool Children: Joint Play with Parents,

Game Preferences and Favorite Toys. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social

Sciences, 5(11), 1602�1616.

Sulistyaningtyas, R.E., Fauziah, P.Y. (2019). The implementation of traditional games for early

childhood education. In 3rd international conference on current issues in education (ICCIE 2018) (pp. 431�

435). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/iccie-18.2019.75

Zippert, E.L., Daubert, E.N., Scalise, N.R., Noreen, G.D., Ramani, G.B. (2019). �Tap space number

three�: Promoting math talk during parent-child tablet play. Developmental Psychology, 55(8), 1605.

https://doi.org/10.1037/dev0000769

References

Aramacheva, L.V., Dubovik, E.Yu., Zakharova, A.A. (2021). Studying ideas of senior preschoolers

about their parents. Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva = Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical

University named after V.P. Astafiev, (3), https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292 (In

Russ.).

Avdeeva, N.N., Berseneva, I.V. (2022). Value attitudes of mothers in modern parenthood models.

Sotsial�naya Psikhologiya i Obshchestvo = Social Psychology and Society, 13(2), 163�176. https://doi.

org/10.17759/sps.2022130211 (In Russ.).

Belobrykina, O.A. (2021). Child out of the game: transforming play activities in modern childhood.

Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie = Preschool Education Today, (3). 24�32. https://doi.

org/10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32. (In Russ.).

Belobrykina, O.A. (2023). Simplification of preschool childhood in the context of educational

standardization. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie = Preschool Education Today, (2), 54�64.

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64. (in Russ.).

Belova, E.S., Shumakova, N.B. (2022). Features of the use of digital devices as components of

the family microenvironment for the cognitive development of older preschoolers. Sovremennoe

Doshkol�noe Obrazovanie = Preschool Education Today, (6), 42�53. https://doi.org/10.24412/2782-

4519-2022-6114-42-53. (in Russ.).

Bipath, K., Muthivhi, A.E., Bhoola, S. (2022). Parents� understandings and practices regarding play

and learning. European Early Childhood Education Research Journal, 30(4), 515�528. https://doi.or

g/10.1080/1350293X.2022.2070648

Bozhovich, L.I. (2008). Personality and its development in childhood. St. Petersburg: Piter Publ. (In

Russ.).

Bukhalenkova, D.A., Chichinina, E.A. (2023). Features of the imagination in preschoolers playing

various digital games. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(3), 482�500. http://doi.

org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-482-500. (In Russ.).

Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young children (0�8) and digital technology, a qualitative

study across Europe. Joint research center (European Commission). URL: https://publications.jrc.

ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359 (accessed: 24.07.2024).

Denisenkova, N.S., Taruntaev, P.I. (2022). The role of an adult in a child�s digital use. Sovremennaya

Zarubezhnaya Psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, 11(2), 59�67. https://doi.

org/10.17759/jmfp.2022110205 (In Russ.)

El�konin, D.B. (1999). Psychology of the game. Moscow: Vlados Publ.

Griffith, S.F., Arnold, D.H. (2019). Home learning in the new mobile age: Parent�child interactions

during joint play with educational apps in the US. Journal of Children and Media, 13(1), 1�19. https://

doi.org/10.1080/17482798.2018.1489866

Foulds, K. (2022). Playful perceptions: the role of and barriers to play for parents of young children

in diverse global contexts. International Journal of Play, 12(2), 206�223. https://doi.org/10.1080/2159

4937.2022.2156040

Hakkarainen, P., Bredikyte, M., Jakkula, K., Munter, H. (2013). Adult play guidance and children�s

play development in a narrative play-world. European Early Childhood Education Research Journal,

21 (2), 213�225. https://doi.org/10.1080/1350293X.2013.789189

Hiniker, A., Lee, B., Kientz, J.A., Radesky, J.S. (2018). Let�s play! Digital and analog play patterns

between preschoolers and parents. In: CHI 2018 - Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference

on Human Factors in Computing Systems: Engage with CHI (Conference on Human Factors in Computing

Systems � Proceedings; Vol. 2018-April). Association for Computing Machinery. https://doi.

org/10.1145/3173574.3174233

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

34

Ihmeideh, F. (2019). Getting parents involved in children�s play: Qatari parents� perceptions of and

engagement with their children�s play. Education 3�13, 47(1), 47�63. https://doi.org/10.1080/030042

79.2017.1399152

Isikoglu, N., Erol, A., Atan, A., Aytekin, S. (2023). A qualitative case study about overuse of digital

play at home. Current Psychology, (42), 1676�1686. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01442-y

Izci, B., Bak.r-Yalc.n, E., Jones, I. (2023). Parent�child play and coping: Experiences of parents and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

young children during the pandemic. Early Years: An International Journal of Research and Development.

Advance online publication. https://doi.org/10.1080/09575146.2023.2243549 (accessed: 27.07.2024).

Karabanova, O.A. (2022). Modern childhood and preschool education protecting the rights of child:

to the 75th anniversary of E.O. Smirnova�s birth. National Psychological Journal, (3), 60�68. https://

doi.org/10.11621/npj.2022.0308 (In Russ.)

Klopotova, E.E., Romanova, Yu.A. (2020). Computer games as a factor in the cognitive development

of preschoolers. Vestnik Prakticheskoi Psikhologii Obrazovaniya = Bulletin of Practical Psychology

of Education, 17(1), 32�40. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170104 (In Russ.).

Komarova, I.I., Tishchenko, A.S. (2023). The world of early childhood education in the 21st century.

Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie = Preschool Education Today, (2), 16�33. https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33 (in Russ.).

Kravtsov, G.G., Kravtsova, �.�. (2019). The game as a zone of immediate development of preschool

children. Psikhologo-Pedagogicheskie Issledovaniya = Psychological-Educational Studies, 11(4),

5�21. https://doi.org/10.17759/ psyedu.2019110401 (In Russ.)

Krotova, T.V., Avdulova, T.P., Burlakova, I.A. (2023). Education of parents / legal representatives

of preschool children as a way to form a position of conscious, responsible parenthood. Sovremennoe

Doshkol�noe Obrazovanie = Preschool Education Today, (4), 64�74. https://doi.org/10.24412/2782-

4519-2023-4118-64-74 (in Russ.)

Liszkai-Peres, K., Budai, Z., Kocsis, A., Juranyi, Z., Pogany, A., Kampis, G., Miklosi, A., Konok,

V. (2024) Association between the use of mobile touchscreen devices and the quality of parent-child

interaction in preschoolers. Frontiers in Child and Adolescent Psychiatry, (3), 133�243. https://doi.

org/10.3389/frcha.2024.1330243

Livingstone, S., Mascheroni, G., Dreier, M., Chaudron, S., Lagae, K. (2015). How parents of young

children manage digital devices at home: The role of income, education and parental style. London: EU

Kids Online, LSE. URL: http://eprints.lse.ac.uk/63378 (accessed: 28.07.2024).

Melik-Pashaev, A.A., Novlyanskaya, Z.N. (2022). Artist in a child. National Psychological Journal,

(3), 26�34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0304 (In Russ.)

Nikken, P., Schols, M. (2015). How and why parents� guide the media use of young children. Journal

of Child and Family Studies, (24), 3423�3435. https://doi.org/10.1007/s10826-015-0144-4

Shcheblanova, E.I., Averina, I.S., Zadorina, E.N. (1994). Methods of express diagnostics of intellectual

abilities (MEDIS) in children 6�7 years old. Voprosy Psihologii, (4), 143�146. (In Russ.).

Singer, E., de Haan, D. (2019). Play, wonder, learn. Theory of development, education and training

of children. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ Publ.

Smirnova, E.O. (2016). Play as an activity and as a form of learning. Vospitanie i Obuchenie Detej

Mladshego Vozrasta = Early Childhood Care and Education, (5), 62�63.

Smirnova, E.O., Matushkina, N.Yu., Smirnova, S.Yu. (2018). Virtual reality in early and preschool

childhood. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie = Psychological Science and Education, 23(3),

42�53. https://doi.org/10.17759/pse.2018230304 (In Russ.).

Smirnova, E.O., Sokolova, M.V. (2016). Game support in modern Western culture: Through the example

of activities of the International Play Association, IPA. Sovremennaya Zarubezhnaya Psikhologiya =

Journal of Modern Foreign Psychology, 5(1), 24�31. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050103 (In Russ.).

Smirnova, S.Yu., Klopotova, E.E., Rubtsova, O.V., Sorokova, M.G. (2022). Features of preschoolers�

use of digital media: new socio-cultural context. Sotsial�naya Psikhologiya i Obshchestvo = Social

Psychology and Society, 13(2), 177�193. https://doi.org/10.17759/sps.2022130212 (In Russ.).

Sobkin, V.S., Kaznacheeva, K.N. (2009). The play of a preschool child through the eyes of parents.

Vestnik Prakticheskoi Psikhologii Obrazovaniya = Bulletin of Practical Psychology of Education,

6(2), 45�54. (In Russ.).

Sobkin, V.S., Khalutina, Yu.A. (2017). Value-goal orientations of senior preschool aged children�s

parents and their connection with parenting styles. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie:Teoriya i

Praktika = Preschool Education Today: Theory and Practice, (7), 4�17. (In Russ.).

Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2012). Play activity of preschool children: joint play with parents,

game preferences and favorite toys. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social

Sciences, 5(11), 1602�1616.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

35

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., Vishneva, A.E., Teslavskaya, O.I., Chigar�kova, S.V. (2022). Digital

born: family context and cognitive development. Moscow: Akropol� Publ. (In Russ.).

Sulistyaningtyas, R.E., Fauziah, P.Y. (2019). The implementation of traditional games for early

childhood education. In 3rd international conference on current issues in education (ICCIE 2018) (pp.

431�435). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/iccie-18.2019.75

Tokarchuk, Y.A., Salomatova, O.V., Gavrilova, E.V. (2024). The use of board games and digital

games preschoolers: results of a survey of Russian parents. Psikhologo-Pedagogicheskie Issledovaniya

= Psychological-Educational Studies, 16(1), 76�95. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160105 (In

Russ.).

Uruntaeva, G.A., Gosheva, E.N. (2019). Modern preschooler: tendencies of chance in parent-child

relationships and mental development. Razvitie Cheloveka v Sovremennom Mire = Human Development

in the Modern World, (3), 48�59. (In Russ.).

Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Chichinina, E.A., Kalimullin, A.M., Oshchepkova, E.S., Shatskaya,

A.N., Zinchenko Y.P. (2024). Digital devices in life of modern preschoolers. Nauka Televideniya

= The Art and Science of Television, 20(1), 171�215. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2024-20.1-171-

215 (In Russ.).

Veraksa, N.E. (2018). Child development: two paradigms. �ul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya =

Cultural-Historical Psychology, 14(2), 102�108. https://doi:10.17759/chp.2018140211 (In Russ.).

Veraksa, N.E., Veresov, N.N., Veraksa, A.N., Suhih, V.L. (2020) Modern problems of children�s

play: cultural-historical context. Kul�turno-Istoricheskaya Psihologiya = Cultural-Historical Psychology,

16(3), 60�70. https://doi.org/10.17759/chp.2020160307 (In Russ.).

Vygotskij, L.S. (1966). Play and its role in the mental development of a child. Voprosy Psihologii,

(6), 62�68. (In Russ.).

Yakshina, A.N. (2020). Conditions of play development at preschool age: a review of modern domestic

and foreign research. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie = Preschool Education Today,

(4), 50�61. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10079 (In Russ.).

Yudina, E.G. (2022). Pretend play as the territory of freedom. National Psychological Journal, (3),

13�25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303 (In Russ.).

Zippert, E.L., Daubert, E.N., Scalise, N.R., Noreen, G.D., Ramani, G.B. (2019). �Tap space number

three�: Promoting math talk during parent-child tablet play. Developmental Psychology, 55(8), 1605.

https://doi.org/10.1037/dev0000769

���������� �� �������

������ ����� ���������, �������� ��������������� ����, ������� ������� ��������� ����-

������� ���������� ����������� ������������ �������� ������ ��������������� � �����������-

������ ������������, ������, ���������� ���������, elenasbelova@mail.ru, https://orcid.org/0000-

0002-6956-8214

�������� ������� ���������, ������ ��������������� ����, ������� ������� ���������

����������� ���������� ����������� ������������ �������� ������ ��������������� � ������-

����������� ������������, ������, ���������� ���������, n_shumakova@mail.ru, https://orcid.

org/0000-0002-2843-6055

Abo ut the author S

Elena S. Belova, Cand. Sci. (Psychol.), Leading Research Fellow at the Laboratory of Giftedness

Psychology, Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow,

Russian Federation, elenasbelova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6956-8214

Natalia B. Shumakova, Dr. Sci (Psychol.), Leading Research Fellow at the Laboratory of Giftedness

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Psychology, Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow,

Russian Federation, n_shumakova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2843-6055

���������: 25.06.2024; �������� ����� ���������: 18.07.2024; ������� � ������: 30.07.2024.

Received: 25.06.2024; revised: 18.07.2024; accepted: 30.07.2024.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.