Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / цифровое общество / игровая деятельность / подготовка востребованных специалистов / professional education / digital society / gaming activities / training of in-demand specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосенков Андрей Вячеславович, Разоренов Василий Александрович, Фролова Нина Владимировна

Цель и актуальность статьи заключается в том, чтобы исследовать особенности игровой деятельности в обучении студентов профессионального образования. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью модернизации процесса образования и внедрения новых подходов в подготовке востребованных специалистов. В настоящее время специалисты любой отрасли должны обладать огромным багажом знаний и умений, который позволит им становиться профессионалами в своем деле. Поэтому традиционные методы обучения уже не являются эффективными. Сегодня происходит поиск новых методов и приемов обучения студентов и игровая деятельность является инновационным решением многих дидактических задач. Игровая деятельность позволяет доступным путем получить знания, умения и навыки, которые в помогут обучающимся в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосенков Андрей Вячеславович, Разоренов Василий Александрович, Фролова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose and relevance of the article is to explore the features of gaming activities in the training of vocational education students. The relevance of this topic is due to the need to modernize the education process and introduce new approaches to training in-demand specialists. Currently, specialists in any industry must have a huge amount of knowledge and skills that will allow them to become professionals in their field. Therefore, traditional teaching methods are no longer effective. Today, there is a search for new methods and techniques for teaching students, and gaming activities are an innovative solution to many didactic problems. Game activities allow students to gain knowledge, skills and abilities in an accessible way, which will help students in their future professional activities.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

8. Зимняя, И.А. Проблемность в обучении неродному языку / И.А. Зимняя // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе: межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд-во Пермского ГТУ, 1994. - С. 10-17

9. Павицкая, З.И. Развитие языковой догадки студентов спортивного профиля / З.И. Павицкая. - Казань: Яз, 2018.- 160 с.

10. Потенциал дистанционного обучения в формировании новых методических форм образовательного процесса в учреждении высшего образования / И.И. Молчанова, Н.Г. Витковская, С.В. Пивнева, Д.А. Денисова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 238-241

11. Турманов, Т.М. Применение компьютерных технологий в обучении французскому языку / Т.М. Турманов // Проблемы науки. -2019. - № 4(40). - С. 90-91

12. Amin, E.A.R. A review of research into google apps in the process of english language learning and teaching / E.A.R. Amin // Arab worldEnglishjournal. -2020,-Vol. 11. -No.l. - Pp. 399-418

Педагогика

УДК 371, 378

преподаватель специальных дисциплин Мосенков Андрей Вячеславович

Нижегородское подразделение Горьковского учебного центра профессиональных квалификаций - структурного подразделения Горьковской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Разоренов Василий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Фролова Нина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Цель и актуальность статьи заключается в том, чтобы исследовать особенности игровой деятельности в обучении студентов профессионального образования. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью модернизации процесса образования и внедрения новых подходов в подготовке востребованных специалистов. В настоящее время специалисты любой отрасли должны обладать огромным багажом знаний и умений, который позволит им становиться профессионалами в своем деле. Поэтому традиционные методы обучения уже не являются эффективными. Сегодня происходит поиск новых методов и приемов обучения студентов и игровая деятельность является инновационным решением многих дидактических задач. Игровая деятельность позволяет доступным путем получить знания, умения и навыки, которые в помогут обучающимся в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, цифровое общество, игровая деятельность, подготовка востребованных специалистов.

Annotation. The purpose and relevance of the article is to explore the features of gaming activities in the training of vocational education students. The relevance of this topic is due to the need to modernize the education process and introduce new approaches to training in-demand specialists. Currently, specialists in any industry must have a huge amount of knowledge and skills that will allow them to become professionals in their field. Therefore, traditional teaching methods are no longer effective. Today, there is a search for new methods and techniques for teaching students, and gaming activities are an innovative solution to many didactic problems. Game activities allow students to gain knowledge, skills and abilities in an accessible way, which will help students in their future professional activities.

Key words: professional education, digital society, gaming activities, training of in-demand specialists.

Введение. В последнее время система образования в нашей стране развивается под влиянием цифровых преобразований. Именно профессиональное образование готовит специалистов, которые в будущем смогут составить конкуренцию не только своим соотечественникам, но и иностранным конкурентам в цифровом обществе.

В настоящее время специалисты любой отрасли должны обладать огромным багажом знаний и умений, который позволит им становиться профессионалами в своем деле. Поэтому традиционные методы обучения уже не являются эффективными. Сегодня происходит поиск новых методов и приемов обучения студентов и игровая деятельность является инновационным решением многих дидактических задач. Игровая деятельность позволяют доступным путем получить знания, умения и навыки, которые в помогут обучающимся в будущей профессиональной деятельности [3, 8].

Изложение основного материала статьи. Теоретические основы игровой деятельности заложены в трудах известных ученых: К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. Теоретические положения о психолого-педагогических особенностях использования игровых технологий в профессиональном образовании отражаютсяв трудах слудующих ученых: П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Н.Е. Седова и др. Применение игровой деятельности в современных цифровых реалиях описаны в исследованиях Петрова Ю.Н., Вагановой О.Н., Филатовой О.Н., Булаевой М.Н. и др. [1,2, 6, 13].

Подготовка специалистов, которые будут отвечать всем требованиям цифровой экономики, сложный вопрос, который стоит перед профессиональным образованием. Одной из задач в этой области в настоящее время - организация учебной деятельности в таком ключе, чтобы у обучающихся было сформировано положительное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в настоящее время таковы, что в процессе обучения у студентов должны формировать общие и профессиональные компетенции. Их формирование осуществляется с помощью различных альтернативных технологий: проблемное, разноуровневое, проектное обучение, с помощью применения игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления [5, 7, 12].

Процесс обучения в игровой деятельности становится естественным и непроизвольным, что облегчает усвоение знания и приобретение умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности.

В педагогике суть игровых технологий основывается на активизации мышления и повышения самостоятельности процесса обучения у студентов. Игра в процессе получения знаний обеспечивает творческую реализацию личности. Цель игровой деятельности в образовании - сформировать навыки и умения у студента с помощью творческого поиска в

процессе. Игровая деятельность позволяет человеку развивать коммуникативные навыки, активизировать познавательную деятельность [2, 6].

Содержание игры также определяется ее целью, направленностью. Содержание учебной игры резко отличается от игр, направленных на развитие коммуникативных навыков, предметных или игр, направленных на формирование правил общественного поведения.

Для студентов в процессе обучения больше подходит такой вид игр, как деловая игра. У деловой игры есть свои психолого-педагогические особенности организации. Рассмотрим их более подробно:

Игра как педагогическая технология выполняет ряд функций в образовательном процессе:

Развлекательная функция, которая является основной. В процессе игры каждый участник должен в первую очередь получить удовольствие от процесса.

Коммуникативная функция, игра должна способствовать развитию коммуникативных навыков участников.

Функция самореализации в процессе игры.

Терапевтическая функция. В процессе игровой деятельность студент должен учиться преодолевать трудности, учиться вести себя в обществе, приобретать навыки взаимодействия с другими людьми.

Диагностическая функция, которая производится как преподавателем, так и студентов по оценке знаний и умений.

Коррекционная функция. В процессе игры участникам приходится каждому выполнять свою роль, что позволяет корректировать отклонения в поведении, привыкнуть к норме общественных правил. В процессе игры студент приобретает возможность поделиться и вместе с другими участниками справиться с переживаниями или эмоциональным стрессом.

Место и роль применения игровых технологий во время занятий зависит не только от студентов и дисциплины, но от понимания их значимости преподавателем, который их использует. Игра - один из способов организовать учебный процесс интересно, развивая у студентов не только умения приобретать драгоценный опыт, но и для развития творческого мышления, коммуникативных навыков. Игра позволяет решить сразу несколько важных задач, в том числе среди этих задач и самореализация студентов, их профессиональная успешность, а также эффективная система организации учебного процесса [3, 8].

Игровые педагогические технологии нацелены в первую очередь на формирования умения работать в сотрудничестве и в партнерстве. Игра предполагает участие группы, участники которой будут взаимодействовать, помогать друг другу, добиваясь необходимого результата.

Как показывает практика, учебные занятия с применением игровых технологий организуются в несколько этапов: тщательное изучение психолого-педагогических особенностей студентов; изучение интересов и увлечений студентов, которые помогут организовать проведения занятия в игровой форме; подготовка участников к игровому процессу во внеурочное время.

В процессе проведения игрового занятия преподаватель должен одновременно выполнять как минимум две функции: поощрять самостоятельную работу студентов и контролировать сам процесс с соблюдением правил.

От педагога в таком случае требуется следующее:

Правильное, доступное объяснение правил, которые должны быть понятными для студентов; отслеживание игрового процесса, разрешение конфликтов, которые могут возникнуть во время игры; учет особенностей студентов, которые уже достаточно взрослые люди и имеют свое мнение на ситуацию; организация и поддержание активности дискуссии во время игры между игроками; отслеживание активного участия всех студентов, которые находятся в процессе игры; организация игры таким образом, чтобы не терялась ценность изучаемого учебного материала; организация судейства с помощью других студентов, а также обеспечение честной оценки результатов.

После проведения игрового занятия следует обязательно подвести итоги, как игровые, так и образовательные.

Деловые игры - один из эффективных игровых методов, которые позволяют повысить профессиональную подготовку студентов. С помощью деловых игр студенты имитируют различные игровые ситуации, которые позволяют им рассматривать в процессе обучения практические аспекты правовой деятельности. В деловых играх происходит реализация различных сценариев построения процесса принятия решений и взаимодействия между сотрудниками организации.

При этом создаваемая имитационная модель требует быстрого решения поставленной учебной и профессиональной задачи, тем самым развивая и укрепляя знания, умения и навыки обучающихся, приобретенные в процессе всего обучения [4, 10].

Использование игровых методов и приемов на занятиях позволяет развивать личность не только студентов, но и преподавателя. У игровых технологий существует ряд преимуществ при их использовании:

Игровая деятельность направлена на активизацию и интенсифицирование учебного процесса.

Реализации межпредметных связей с другими дисциплинами, их интеграция.

Расширяется и усиливается учебная мотивация. Студенты учатся не ради приобретения знания на будущее, а для того, чтобы достигать игровых успехов в данный момент, применяя свои знания на практике для решения учебных задач.

Сокращается время, которое студент и преподаватель тратят на приобретение опыта и знаний во время занятий и внеучебное время. Опыт в игровой деятельности накапливается значительно быстрее и приносит удовольствие.

Существует также и ряд недостатков, которыми обладает игровая технология, которые так же необходимо учитывать :

Во время игровой деятельности внимание студентов чаще всего сосредоточено на процессе игры, а не на содержании материала, изучаемого с ее помощью.

Игровые занятия должны предлагать разнообразные методы и приемы, каждый из которых от преподавателя требует огромных временных и силовых затрат на подготовку.

Игры, которые проводятся на занятиях должны быть направлены на обогащение знаний и умений студентов.

Во время игры должны формироваться и развиваться как общие, так и профессиональные компетенции, что может затруднять отбор игровых технологий для занятия.

Важное внимание следует уделить и тому, какое место в игре занимает преподаватель. Он должен не только организовать весь процесс, но и принимать в нем активное участие. В группе педагог и высший авторитет, именно на него равняют студенты и к нему они обратятся за решением возникающих в процессе игры споров и конфликтов.

Много сложностей вызывает и логическое использование учебного материала в процессе игры. Для этого от преподавателя требуется учет индивидуальных особенностей, психологических и возрастных.

Основными сложностями при организации игровых занятий могут стать следующие:

Деловые игры требуют огромной подготовки от преподавателя, при их организации уходит много времени, поэтому их обычно используют только в тех случаях, когда нет других способов дать доступно и просто материал.

Внедрение игровых технологий требует от преподавателя перестроить уже используемую им методику преподавания. Участие студентов в деловой игре должно быть компетентностным, то есть от них тоже требует предварительная подготовка.

Обучающая ценность игры напрямую зависит от участия в ней преподавателя. В большинство случаев, чем меньше в процессе игры присутствие преподавателя, чем выше возможности приобретения новых знаний и умений. При этом учитель должен быть активным участником игры на этапе ее подготовки, рефлексии.

В процессе организации игры на первое место выходит не поведение обучающихся на занятии, а их умение соблюдать правила игры. Нарушения дисциплины в процессе игры не имеют значительного влияния на процесс обучения.

Преподаватель должен обладать широким опытом по использованию и организации игровых методов и приемов на занятиях. Это важное условия успешной реализации образовательного процесса.

В большинстве занятий преподаватель выполняет инспекторские функции, то есть следит за выполнением заданий, соблюдением дисциплины. Такие функции в процессе игры становятся неактуальными. Они негативно влияют на игру, разрушают ее структуру. Во время игры преподаватель должен направлять студентов, умело подсказывать им, что делать, при этом не приказывая и не наказывая за нарушения правил.

Результаты игры, всегда непредсказуемы. Игра строится каждым игроком и их коллективной деятельностью. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков, а построении личного отношения и личного понимания событий. Отношение игроков к организованной игре может быть совсем не таким, какое предполагали организаторы игры.

Частое использование игровых технологий может оказывать негативное влияние на процесс обучения и воспитание. Очень часто постоянно использование игры приводит к тому, что студенты в ней видят единственное пространство действия. То есть игра для них становится компенсацией собственной неуспешности в повседневной образовательной деятельности. Это связано с теми, что игра строится по шаблону, и постоянное использование типичных игровых ситуаций приучает человека к правильным действиям для достижения успешного результата. После нескольких побед в подобных играх студенты чувствуют ложную уверенность в себе, что мешает им развиваться дальше, за пределами игровой деятельности.

Таким образом, игровая деятельность требует от преподавателя серьезной подготовки. Игровые технологии имеют безусловные преимущества перед обычным построением урока и внеурочной деятельностью, но при этом злоупотребление игровыми технологиями превращает процесс обучения в негативную для развития личности среду, так как студенты чувствуют ложную уверенность в себе, что мешает им развиваться дальше, за пределами игровой деятельности [9, 11].

Место и роль применения игровых технологий во время занятий зависит не только от студентов и дисциплины, но от понимания их значимости преподавателем, который их использует. Игра - один из способов организовать учебный процесс интересно, развивая у студентов не только умения приобретать драгоценный опыт, но и для развития творческого мышления, коммуникативных навыков. Игра позволяет решить сразу несколько важных дидактических задач. В том числе среди этих задач и самореализация студентов, их профессиональная успешность, а также эффективная система организации учебного процесса.

Игровые технологии требует поэтапного, постепенного введения их. Первоначально преподавателям следует использовать простые игры, постепенно усложняя правила игр, вводя разнообразие, используя более продолжительные игровые методы и приемы, которые постепенно начинают требовать подготовки не только от преподавателя, но и от самих студентов.

На этапе закрепления материала больше подходят ситуационно-ролевые игры, которые позволяют студентам самостоятельно принимать решения, приближая их к практической стороне изучения дисциплины.

Выводы. В профессиональном образовании игровые технологии используются всеми преподавателями, при этом они избегают частого применения, так как это расхолаживает студентов, к тому же подобное объяснение материала допустимо не на каждом уроке в соответствии с содержанием темы. Преподаватели видят как положительные, так и отрицательные стороны использования игровых технологий.

Многие преподаватели относятся к игровым технологиям на своих занятиях больше с отрицательной оценкой. Основная причина, по которой преподаватели включают игровые технологии в образовательный процесс - доступность материала, которые дается в игровой форме. Среди негативных сторон игровых технологий наиболее значительной является потеря образовательного содержания при частом использовании.

Игровая деятельность требует от преподавателя серьезной подготовки. Игровые технологии имеют безусловные преимущества перед обычным построением занятий и внеурочной деятельностью, но при этом злоупотребление игровыми технологиями превращает процесс обучения в негативную для развития личности среду, так как студенты чувствуют ложную уверенность в себе, что мешает им развиваться дальше, за пределами игровой деятельности.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

2. Ваганова, О.И. Применение игровых технологий в обучении студентов / О.И Ваганова, Ж.В. Смирнова, A.A. Мокрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1(35). - С. 16-21. -EDN YZEBNZ

3. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. -№ 3.-DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS

4. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11

5. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI

6. Филатова, О.Н. Геймификация образовательного процесса / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, О.Н. Никитина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-2. - С. 379-381

7. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, A.B. Гущин, H.A. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ

8. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-3. - С. 376-379

9. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248

10. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289

11. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3-6. - EDNIVBQHU

12. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova 11 The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

13. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 129. - C. 925-932

Педагогика

УДК 371.32

доктор педагогических наук, профессор Муравьева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Масленникова Надежда Николаевна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский федеральный университет» (г. Елабуга)

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Проблема формирования функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных школ является одной из основных педагогических проблем. Теоретически, комплексное и системное знание, получаемое школьниками в результате обучения, должно обязательно находить применение в решении ими разнообразных практических задач. Однако множественные международные и российские исследования показывают обратное: учащиеся затрудняются проявлять умение по использованию своих знаний на практике. Особенно это затруднение проявляется при разрешении проблем, требующих использования знаний разных научных областей. Таким образом, процесс формирования у обучающихся функциональной грамотности (а также и ее компонента - биологической грамотности) осуществляется на недостаточно высоком уровне. Существуют, на наш взгляд, две основные причины, объясняющие обозначенную проблему. Во-первых, это связано с предметностью школьного образования, когда целостное знание искусственно разделяется на предметные области и транслируется ученикам в «усеченном» виде, однако данная причина объективно неустранима. Во-вторых, это определяется недостаточностью его последующей межпредметной интеграции и практической ориентированности с целью объединения ранее разрозненного предметного знания в единую систему. В соответствии со второй причиной, нами предлагается ряд решений, направленных на усиление интеграции и практической значимости предметного материала. Основными из них являются: введение в содержание предметного (в частности, биологического) образования информации о новейших научных достижениях и открытиях; демонстрация практического значения теоретического знания каждой изучаемой темы; систематическое использование в учебной деятельности задач и заданий межпредметного характера; включение учащихся младших классов в научно-познавательную практическую деятельность, а средних и старших классов - в социально значимую практическую деятельность.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, биологическая грамотность, общеобразовательное учебное учреждение, обучение биологии.

Annotation. The problem of developing functional literacy among students in general education schools is one of the main pedagogical problems. Theoretically, the complex and systematic knowledge acquired by schoolchildren as a result of training must necessarily find application in solving a variety of practical problems. However, multiple international and Russian studies show the opposite: students find it difficult to demonstrate the ability to use their knowledge in practice. This difficulty is especially evident when solving problems that require the application of knowledge from different scientific fields. Thus, the process of developing functional literacy in students (as well as its component - biological literacy) is carried out at an insufficiently high level. There are, in our opinion, two main reasons that explain the identified problem. Firstly, this is due to the subject nature of school education, when holistic knowledge is artificially divided into subject areas and transmitted to students in a "truncated" form, but this reason is objectively insoluble. Secondly, this is determined by the insufficiency of its interdisciplinary integration and practical orientation in order to combine previously disparate subject knowledge into a single system. In accordance with the second reason, we propose a number of solutions aimed at enhancing the integration and practical significance of the subject material. The main ones are: introduction to the content of subject (including biological) education of information about the latest scientific achievements and discoveries; demonstration of the practical significance of theoretical knowledge of each topic studied; constant use of interdisciplinary tasks and assignments in educational activities; inclusion of elementary school students in scientific and educational practical activities, and middle and high school students in socially significant practical activities.

Key words: functional literacy, natural science literacy, biological literacy, general education institution, biology education.

Введение. Основным вектором развития системы общего образования, как центральной части социального института образования, отражающего запросы современного общества, является формирование и развитие у обучающихся функциональной грамотности. Согласно академику А.А. Леонтьеву, под функциональной грамотностью в педагогической науке понимается способность человека «использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [7, С. 35].

О функциональной грамотности в последние годы особенно активно начали говорить по следующим причинам:

- во-первых, об эффективности российского школьного образования начали судить по результатам исследований PISA, в ходе которых проверялась готовность обучающихся демонстрировать умение применять полученные теоретические знания для решения комплексных ситуативных задач. Данные подобных исследований показали достаточно низкий результат и заставили управляющий аппарат системы образования задуматься об изменении подходов к осуществлению школьного образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.