Психология
УДК 159.09
доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Марчишина Елизавета Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Изучение феномена детской застенчивости является актуальной темой в наше время, так как большой процент детей дошкольного возраста проявляет признаки застенчивости. Застенчивость определяется как отрицательное качество личности, препятствующее в жизнедеятельности людей. Наиболее эффективной формой коррекционной работы с застенчивыми детьми является игровая деятельность, в процессе которой необходимо стимулировать процесс самопознания, поощрять стремление к самовыражению. В правильно подобранной и организованной игре ребенок может почувствовать себя комфортно и уверенно, что благоприятно скажется на коррекции застенчивости.
Ключевые слова: дошкольный возраст, застенчивость, игра, коррекция застенчивости.
Annotation. The study of the phenomenon of child shyness is a hot topic in our time, as a large percentage of preschool children show signs of shyness. Shyness is defined as a negative personality trait that interferes with the life of people. It is necessary to help the child overcome painful shyness. The most effective correction of shyness is carried out through play activities that are familiar to preschool children. In a properly selected and organized game, a child can feel comfortable and confident, which will have a positive effect on the correction of shyness.
Key words: preschool age, shyness, game, shyness correction.
Введение. У детей симптомы застенчивости могут развиваться уже в раннем возрасте, что может иметь негативные последствия для их социального и эмоционального функционирования. Мы рассматриваем болезненную застенчивость как отрицательное проявление личности, которое выражается в тревоге, нерешительности, чрезмерной осторожности и наличие барьеров в процессе коммуникации, становится препятствием в развитии личности [2]. Пятый год жизни является наиболее сензитивным периодом для формирования застенчивости: дети остро реагируют на замечания, обижаются на шутки в свой адрес [4].
В психологии достаточно большое количество исследований посвящено анализу различных аспектов проблемы застенчивости (Л. Галигузова, Е. Гаспарова, В.И. Жуковская, А.И. Захаров, В.П. Кащенко, А. Дюга, Ф. Зимбардо, Д. Каплан и др.), в которых определены характеристики данного феномена в понимании его генезиса, а также последующего влияния застенчивости на жизнь человека. Авторы отмечают, что застенчивость препятствует в выражении собственного мнения, в расширении круга общения, отстаивании своих прав, блокирует ясность мышления, может приводить к одиночеству, тревоге и депрессии.
Ведущим видом деятельности дошкольников являет игра. Ряд отечественных ученых подчеркивали важность игрой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста (Л.Н. Галигузова, Е.М. Гаспарова, В.И. Жуковская, А.И. Захаров, Л.Н. Катаевая, В.П. Кащенко). Игры и игровые упражнения помогают снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно. Именно в игре застенчивый ребенок может раскрыться, начать чувствовать себя уверенно, расслабиться и взаимодействовать с окружающими, что будет благоприятно влиять на преодоление застенчивости.
Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических исследованиях часто застенчивость рассматривается как свойство личности, проявляющееся в чрезмерной скованности субъекта, отсутствием навыков адекватной коммуникации с окружающими.
Застенчивым детям крайне сложно дается процесс коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками. Во время общения такие дети начинают перебирать одежду или иные предметы руками, краснеть, замыкаться в себе, искать способы избежать любого контакта. Застенчивые дети, в отличие от незастенчивых сверстников, ранимы, сдержаны во внешних проявлениях эмоций, более осторожны в своих действиях, менее настойчивы в достижении какой-либо цели, стараются не привлекать к себе внимания. Такие дети не пользуются популярностью в коллективе: их не зовут в совместные игры, игнорируют, иногда проявляют негативные эмоции по отношению к ним [3].
Традиционно в педагогике выделяется несколько способов коррекции детской застенчивости, среди которых: укрепление нервной системы (И.П. Павлов) [12]; включение ребенка в детский коллектив (В.И. Жуковская) [8], (Л.Н. Галигузова) [3, 4]; приобщение к социально-общественной деятельности (В.П. Кащенко) [11]; совместная работа ребенка и взрослого (А.И. Захаров) [8]; совместная работа образовательного учреждения и семьи (Е.М. Гаспарова) [5]; помощь ребенку в овладении свободного выражения эмоций (Л.Н. Галигузова) [3, 4]; и в самом крайнем случае, когда застенчивость граничит с неврозом, медикаментозное лечение (В.И. Жуковская) [8].
Л.Н. Галигузова отмечает, что коррекционная работа с детьми должна проводиться осторожно, избегая запугивающего отношения к ребенку, которое может помешать в преодолении застенчивости. Если дошкольник почувствует намерения взрослого и поймет, что педагог целенаправленно пытается избавить его от застенчивости, то он еще больше замкнется в себе. Поэтому застенчивый ребенок нуждается во внимательном, тактичном и ненавязчивом отношении. Необходимо проводить коррекционную работу в процессе уже знакомого ребенку вида деятельности [3].
Наиболее эффективным способом преодоления застенчивости является игра, так как она является привычной деятельностью детей дошкольного возраста. С помощью комплекса игр можно помочь ребенку раскрепоститься, почувствовать себя уверенно, научиться общаться со взрослыми и сверстниками, выстраивать с ними доверительные отношения. В комплекс могут быть включены: игры-пантомимы, режиссерские игры, игры-драматизации, театрализованные игры, подвижные игры, игры-соревнования. С помощью игр уверенность ребёнка в себе постепенно перерастает в желание заниматься и другими видами деятельности [4].
Подвижные игры способствуют раскрепощению ребенка, помогают ребенку свободно выразить свои эмоции, установить непосредственные отношения со взрослыми или сверстниками на основе равенства и сопереживания. Игры-соревнования сопровождаются поддержкой, положительными эмоциями, способствующими снять торможение, почувствовать себя частью команды, стать увереннее, получить удовольствие от победы, похвалы и признания себя как личности. Среди игр-соревнований можно отметить игры в кегли, в мяч, стрельбу из лука с присосками [5].
Раскрытию эмоциональной сферы способствуют игры-пантомимы: «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут». В режиссерской игре ребенок сам становится режиссером,
главным действующим лицом. Это способствует внутреннему раскрепощению, созданию положительного эмоционального фона [7].
Игра-драматизация основана на действиях самого актера, которым является дошкольник. Игра-драматизация отличается тем, что в ней активно используются вспомогательные атрибуты, благодаря которым ребенок может разыграть небольшую сценку. Также активно используются мимика, интонация [7].
Театрализованная игра возникает в старшем дошкольном возрасте из сюжетно-ролевой игры, связано это с тем, что вторая уже не удовлетворяет потребности детей из-за своего простого воспроизведения какого-либо сюжета. Такая игра отличается тесным общением с педагогом и сверстниками, что способствует формированию доверительных отношений [7].
Целью проведенного нами исследование было изучение игры как одного из способов коррекции застенчивости детей старшего дошкольного возраста. Для выявления наличия застенчивости были использованы следующие методики: метод Галигузовой Л.Н «Три пробы на застенчивость» (включает 3 пробы), авторская методика «Я и моя группа», разработанная на основе методики «Я и моя семья» А.Л. Венгера.
По результатам диагностического исследования удалось выяснить, что проблема детской застенчивости остается актуальной в наше время. В результате исследования было установлено, что 81% детей испытуемой группы проявляют признаки застенчивости. Среди них 69% дошкольников имеют небольшую степень застенчивости, 31% дошкольников имеют ярко выраженную степень застенчивости. Результаты исследования обусловили необходимость коррекции застенчивости в данной группе детей старшего дошкольного возраста.
С опорой на результаты диагностического исследования мы разработали коррекционно-развивающую программу, в которую были включены игры и игровые упражнения на основе трудов Л.Н. Катаевой [10], В.П. Кащенко [11], А.И. Захарова [9], В.И. Жуковской [8].
Программа разрабатывалась согласно следующим принципам:
- принцип единства коррекции и диагностики (отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи детям в процессе реализации коррекционно-развивающей программы);
- принцип комплексности методов психологического воздействия (заключается в необходимости использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, в числе которых различные игры);
- учет эмоциональной сложности материала (проводимые игры и игровые упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции);
- принцип усложнения (строится на поэтапной работе: от минимально простого к максимально сложному);
- принцип опоры на разные уровни организации психических процессов (учитывает зону ближайшего развития детей группы).
В ходе реализации программы были выполнены коррекционные и развивающие задачи.
Коррекционные задачи:
1) коррекция отрицательных проявлений застенчивости;
2) коррекция заниженной самооценки застенчивых детей;
3) коррекция поведения застенчивого ребенка в детском коллективе.
Развивающие задачи:
1) развитие эмоционально-двигательных движений;
2) развитие коммуникативных способностей;
3) развитие самосознания и индивидуальности.
Игры и игровые упражнения проводились от двух до трех раз в неделю, в общей сложности в процессе коррекции детской застенчивости было использовано тридцать три игры разной направленности. Игры и игровые упражнения были направлены на снижение уровня застенчивости детей старшего дошкольного возраста: преодоление замкнутости, нерешительности; формирование эффективных способов общения; снятие психоэмоционального напряжения; развитие паралингвистических средств общения; развитие способности определять эмоциональные состояния и т.д.
Игры и игровые упражнения были разбиты на блоки, с которыми можно ознакомиться в таблице 1.
Таблица 1
Игры и игровые упражнения, направленные на преодоление застенчивости
№ | Название | Цель
Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков
1 «Веселый круг» Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.
2 «Миленькое имя»
3 «Подари улыбку»
4 «Лепестки доброты»
5 «Волшебная эмоция» Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
6 «Доброе слово» Развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
7 «Доброе животное» Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.
8 «Как твои дела» Развитие интереса и внимания к партнерам по общению.
9 «Нить дружбы» Способствовать становлению доверительных отношений; способствовать преодолению барьеров в общении между участниками; выявить положительные качества каждого участника группы.
10 «Закончи предложение» Развитие самосознания, формирование адекватной самооценки
Игровые упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
11 «Дыши» Снижение психоэмоционального напряжения
12 «Теплое солнышко»
13 «Хорошие вести»
14 «Моя мечта»
15 «Замок» Развитие эмоционально-выразительных движений
16 «Сосулька» Расслабление мышц
Подвижные игры
17 «Чудесный поезд» Сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
18 «Аэропорт» Снижение психоэмоционального напряжения
19 «Путешествие» Сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
20 «Молекула» Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
21 «Повар» Развитие коммуникативных навыков
22 «Ромашки под дождем» Развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
23 «Танец шляпы» Преодоление скованности, развитие внимания
Игры-пантомимы
24 «Угадай зверя» Развитие эмоционально-выразительных движений; развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
25 «Без слов» Развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения; воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.
26 «Зеркало» Развитие вербальных и невербальных средств общения; формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние; развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
27 «Озорной двойник» Развитие эмоционально-выразительных движений
28 «Крокодил»
29 «Повтори за мной»
Театрализованные игры
30 «Три подружки» Развитие эмоционально-выразительных движений; развитие коммуникативных способностей.
31 «Сдутый мяч» Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; снижение психоэмоционального напряжения.
32 «Рычи как лев» Преодоление скованности, пассивности
Игры-драматизации
33 «Заюшкина избушка» Развитие эмоционально-выразительных движений; развитие коммуникативных способностей.
Первые дни игровая деятельность давалась ребятам сложно. Дошкольники часто проявляли стеснительность, они боялись принять ведущую роль, не могли громко и выразительно говорить, тяжело шли на контакт с незнакомым им взрослым. Спустя семь дней была заметна положительная динамика: дети радовались приходу экспериментатора, улыбались во время игр, начали проявлять инициативу. Также во время свободной деятельности наблюдаются изменения: игры стали включать в себя большее количество детей. Во время апробации коррекционно-развивающей программы были отмечены положительные результаты: дети старшего дошкольного возраста справились с эмоциональным напряжением, стали чаще взаимодействовать со сверстниками, проявлять себя во время игр, больше улыбаться, смеется.
Дополнительно было проведено информационно-просветительское мероприятие с родителями. На мероприятие были освещены следующие вопросы: формирование детской застенчивости и ее последующее негативное влияние на жизнедеятельность дошкольников; роль родителей в формировании, преодолении и профилактике детской застенчивости. Было отмечено, что выстраивание доверительных отношений между ребенком и взрослым является основополагающим фактором в преодолении застенчивости. В связи с этим мы разработали ряд рекомендаций для родителей: чаще общаться с ребенком, доверять им небольшие поручения, заниматься совместными видами деятельности (игры, продуктивные виды деятельности, выполнение домашних обязанностей), хвалить, делать комплименты. Также родители были ознакомлены методом «я-сообщений», который поможет им в выстраивании правильной коммуникации со своими детьми.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у 62% дошкольников, ранее проявляющих признаки застенчивости, улучшились результаты. Стоит отметить, что после реализации коррекционно-развивающей программы, в экспериментальной группе отсутствуют дети с ярко-выраженными признаками застенчивости. Таким образом, процент детей, проявляющих признаки застенчивости, снизился с 81% дошкольников до 56% дошкольников. Увеличился процент детей, не проявляющих признаки застенчивости: до реализации КРП не проявляли признаки застенчивости 19% дошкольников, после реализации КРП - 44% дошкольников. Воспитателем группы были отмечены качественные изменения в поведении детей: они стали чаще проявлять положительные эмоции, легче идти на контакт со взрослыми и сверстниками, проявлять активность в различных видах деятельности. Родители, как и воспитатель, отметили положительные изменения в их детях: наблюдались большая заинтересованность в выполнение домашних обязанностей совместно с родителями, повышенный интерес к друзьям семьи, отсутствие страха в общение с незнакомыми сверстниками на площадке.
Выводы. Изучение феномена детской застенчивости остается актуальной темой в наше время. Грамотная и своевременная помощь, оказанная детям дошкольного возраста, проявляющих признаки застенчивости, позитивно скажется на дальнейшем формировании их личности.
Коррекция детской застенчивости должна проходить мягко, незаметно для дошкольников, через привычные им виды деятельности, такие как игра. Тогда работа по преодолению застенчивости не навредит дошкольникам и будет эффективной.
Литература:
1. Большой толковый психологический словарь: [Пер. с англ.] / Артур Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2003. - Т. 1: А-О. - 591 с.
2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
3. Галигузова, Л.Н. Застенчивый ребёнок / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 116-120
4. Галигузова, Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. -2010. - №5. - С. 14-16
5. Гаспарова, Е.М. Застенчивый ребёнок / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 11-12
6. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - М: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. - 272 с.
7. Ермакова, И.А. Психологические игры и упражнения. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии / И.А. Ермакова. - М.: КОРОНА принт, 2006. - 48 с.
8. Жуковская, В.И. Беседы о воспитании [Текст]: (Ответы на вопросы) / В.И. Жуковская. - 2-е изд., доп. и перераб. -Минск: Нар. асвета, 1975. - 143 с.
9. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.И. Захаров. - 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
10. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И. Катаева. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
11. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя / В.П. Кащенко; [Авт. предисл. Л.В. Голованов, С. 5-21]. - М.: Просвещение, 1992. - 222 с.
12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. - 529 с.
Психология
УДК 159.9.07
ассистент кафедры общей и клинической психологии Кушко Оксана Юрьевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); ассистент кафедры общей и клинической психологии Гринёва Ольга Ивановна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ТЕХНОЛОГИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты диагностического исследования и результаты коррекции нарушений пищевого поведения с помощью технологии биологической обратной связи (БОС). Исследование проводилось в НИУ «БелГУ», выборку исследования составили 68 студентов, в рабочую группу для коррекционного воздействия вошли 8 девушек юношеского возраста с высокой склонностью к нарушениям пищевого поведения и преобладающим ограничительным типом пищевого поведения (то есть склонностью к анорексии). В процессе исследования с помощью следующих методик: «Тест отношения к приёму пищи EAT-26» (David M. Garner, адаптация Скугаревский О.А.), «Опросник пищевого поведения DEBQ» (Т.В. Стриен), «Шкала оценки пищевого поведения» (D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy, адаптация Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С.) и использования малоформализованных методов (наблюдение и беседа) было установлено, что студенты со склонностью к нарушениям пищевого поведения характеризуются неудовлетворенностью собственным телом, перфекционизмом, высоким недоверием в межличностных отношениях и интероцептивной некомпетентностью, а наиболее выраженным ограничительным типом пищевого поведения у студентов. Разработанный нами тренинг на аппарате биологически обратной связи, направленный на выработку и повышение мощности а-ритма в ЭЭГ, позволяет снизить склонность к нарушениям пищевого поведения у девушек. В будущих исследованиях можно расширить возможности БОС-тренинга для коррекции нарушений пищевого поведения путем использования дополнительных отведений и привлечением дополнительных методов коррекции.
Ключевые слова: пищевое поведение, нарушение пищевого поведения, расстройство пищевого поведения, БОС, биологически обратная связь, тренинг ЭЭГ, а-ритм ЭЭГ.
Annotation. The article presents the results of a diagnostic study and the results of correction of eating disorders using biofeedback technology (BFB). The study was conducted at the National Research University "BelSU", the study sample consisted of 68 students, the working group for corrective action included 8 adolescent girls with a high tendency to eating disorders and a predominantly restrictive type of eating behavior (that is, a tendency to anorexia). In the course of the study, using the following methods: "Test of attitude to food intake EAT-26" (David M. Garner, adaptation of Skugarevsky O.A.), "DEBQ eating behavior questionnaire" (T.V. Strien), "Food assessment scale behavior" (D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy, adaptation of Ilchik O.A., Sivukha S.V., Skugarevsky O.A., Suihi S.) and the use of slightly formalized methods (observation and conversation) it was found that students with a tendency to eating disorders are characterized by dissatisfaction with one's own body, perfectionism, high distrust in interpersonal relationships and interoceptive incompetence, and the most pronounced restrictive type of eating behavior among students. The training developed by us on the biofeedback apparatus, aimed at developing and increasing the power of the а-rhythm in the EEG, makes it possible to reduce the tendency to eating disorders in girls. In future studies, it is possible to expand the possibilities of biofeedback training for the correction of eating disorders by using additional leads and using additional methods of correction.
Key words: eating behavior, eating disorder, eating disorder, biofeedback, biofeedback, EEG training, EEG а-rhythm.
Введение. Нарушения пищевого поведения относят к психосоматическим нарушениям, его детерминантами могут являться запросы и стандарты современного общества, транслируемые средствами массовой информации относительно красоты, что изучено в работах И.Г. Малкина-Пых, В.В. Марилов, В.Д. Менделевич [2; 3; 4]. С каждым днем растет число лиц с нарушениями пищевого поведения, обнаруживающиеся у представителей как женского, так и мужского пола разных возрастов и социального положения. Ввиду того, что данная проблема является не только психологической, но и физиологической и в связи с развитием технического процесса особый интерес представляют возможности коррекции таковых нарушений с помощью аппаратурных методов. В настоящее время технология биологической обратной связи (БОС), начало изучению которой было положено П.К. Анохиным, набирает популярность. Так, технология БОС активно используется российскими и зарубежными специалистами с целью коррекции различных психосоматических нарушений, но при этом, с целью коррекции нарушений пищевого поведения технологию БОС используют лишь в нескольких центрах в России. Стоит отметить, что в открытом доступе отсутствует информация о специфике этой работы и построения тренинговых программ, что представляет для нас практический интерес.