УДК 159.9
Неткачева Н.А. студент 5 курс
Филиал ДГУ в городе Кизляр Научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.
доцент Россия, г. Кизляр
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ
И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В статье представлены теоретические и эмпирические данные исследования застенчивости как психического состояния и качества личности. Раскрыта роль игры и художественно-творческой деятельности как условий и средств возможной коррекции поведения у детей. По итогам исследования выделены психологические характеристики застенчивости, которые позволили подобрать средства преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. Разработана модель коррекционной программы, призванной помочь воспитателям и родителям снизить уровень проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: застенчивость; коррекция; дети; игра; общение.
Netkacheva N.A.
student 5rd year
The DSU branch in the city of Kizlyar Scientific adviser: Sharbysova H.A., PhD
associate professor Russia, Kizlyar
PSYCHOLOGICAL TREATMENT OF SHY AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN VIA ART AND GAMING ACTIVITIES
Annotation: The article presents theoretical and empirical research data shyness as a mental state and personality traits. Revealed the role of games and artistic and creative activities, as factors of the conditions and means of possible correction of behavior in children. The study highlighted the psychological characteristics of shyness, which enabled to choose the means of overcoming shyness in children preschool age. The model of correctional programs that will help educators and parents to reduce symptoms of shyness in children preschool age.
Key words: shy; treatment; children; art-gaming method; communication.
Застенчивость как самостоятельное свойство личности в отечественной психологии изучена мало. По мнению Е.И. Гаспаровой [5], застенчивость представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал.
По определению В.Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения. Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на «я» или на некотором аспекте «я», который оказывается «несоответствующим». Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд.
По мнению И.С. Кона, застенчивость рассматривается как «акцентуированное самосознание, повышенная озабоченность индивида своей самостью и тем, как ее воспринимают другие» [7]. Быть застенчивым -значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине негативно воздействуют на наши эмоции.
Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения. Ученые, психологи и педагоги, изучающие вопросы застенчивости детей-дошкольников (Е. Гаспарова, Л.Н. Галигузова, Н.А. Богачкина), выделяют ряд особенностей проявления застенчивости детей, как физиологических, так и психических. Изложенные выше аспекты приводят к выводу, что застенчивость можно выявить, только изучив эти элементы в совокупности, при непосредственном анализе внешнего проявления через наблюдение и психического - через тестирование детей и анкетирование родителей и воспитателей. Таким образом, изученные данные позволили нам выбрать ряд методик для выявления феномена застенчивости у детей дошкольников [2; 3; 5].
Цель исследования - создание проекта (системы коррекционных приемов) по преодолению проявлений застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс преодоления застенчивости детей 5-7
лет.
Предмет исследования - игровая и художественно-творческая деятельность как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно, если в качестве средств преодоления застенчивости будут использованы возможности игровой и художественно-творческой деятельности.
В формирующем эксперименте использованы следующие упражнения и этюды: «Воздушный шарик», «Подарок под елкой», «Дудочка», «Штанга».
2. Игры, направленные на создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи (игры-интеграции).
Цель: создание ситуации эмпатии, чувства единения с группой сверстников. Игра позволяет ребенку ощутить себя в центре внимания, почувствовать поддержку. Посредством игры решается задача сплоченности детского коллектива, развивается умение взаимодействовать в группе сверстников. Происходит преодоление нарушений коммуникации в системах «ребенок - взрослый», «ребенок - сверстники».
В формирующем эксперименте использованы игры: «Клубочек», «Поварята», «Быстрые ответы» и др.
II часть: осуществление основной коррекционной работы в подгруппах
детей.
1. Игры-выражения
Цель: расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения. Игры раскрепощают, помогают научиться отстаивать свое мнение, способствуют формированию доверия и уверенности в себе, развивают произвольность.
Игры-выражения: «Пантомимические сценки», «Расскажи стихи руками», «Упрямый ослик».
Игры-этюды с последующим рисованием по теме игры.
Цель: помочь ребенку освободиться от эмоций и чувств посредством их проигрывания и графического выражения.
Игры-этюды: «Сказка», «Какой я есть, каким я хотел быть», «Изобрази животное», «Ослик - длинные ушки» и др.
III часть: закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей.
Цель: упражнять детей в самостоятельном применении детьми в играх навыков поведения, расширение их социальных связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности. Основные игры этого направления -развлекательные, обучающие и контрольные.
Игры: «Смена ритмов», «Иголка и нитка», «Лисонька, где ты?».
Выводы
Полученные данные нашего исследования позволили нам:
1) подтвердить, что проблема застенчивости детей дошкольного возраста является актуальной и требует обязательной коррекции в рамках ДОУ, поскольку модель взаимодействия, усвоенная в дошкольном детстве, может остаться прочной и трудно корректируется в последующей жизни;
2) выделить посредством диагностики, наблюдения и анкетирования детей и взрослых проявления застенчивости детей старшего дошкольного возраста и определить дальнейшую работу с детьми и родителями;
3) разработать коррекционно-развивающую программу по преодолению застенчивости посредством игровой и художественно -творческой деятельности. Творческие виды занятий помогут ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания, чувства, что застенчивым детям особенно трудно. Предложенная коррекционно-развивающая программа показала свою эффективность;
4) выработать технологическую модель взаимодействия с родителями, которая направлена на ознакомление их с психологическими особенностями застенчивого ребенка, с методами педагогического воздействия на него, с индивидуальным подходом к таким детям, и подобрать соответствующие рекомендации.
Использованные источники:
1. Березина Т.А. Игра как средство коррекции поведения дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб.: Детство - Пресс, 2007.
2. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н. Как преодолеть детскую застенчивость. -Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. -2000. - № 4. - С. 116-120.
4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 28-38.
5. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 3. - С. 71-78.
6. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. - М.: Альпина, 2015.67
7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
8. Мишина Е. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения. -СПб.: Питер, 2012. - 128 с.
9. Репина Т.А., Смолева Т.О. Неуверенный ребенок // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3.