3. Галигузова, Л.Н. Застенчивый ребёнок / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 116-120
4. Галигузова, Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. -2010. - №5. - С. 14-16
5. Гаспарова, Е.М. Застенчивый ребёнок / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 11-12
6. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - М: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. - 272 с.
7. Ермакова, И.А. Психологические игры и упражнения. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии / И.А. Ермакова. - М.: КОРОНА принт, 2006. - 48 с.
8. Жуковская, В.И. Беседы о воспитании [Текст]: (Ответы на вопросы) / В.И. Жуковская. - 2-е изд., доп. и перераб. -Минск: Нар. асвета, 1975. - 143 с.
9. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.И. Захаров. - 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
10. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И. Катаева. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
11. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя / В.П. Кащенко; [Авт. предисл. Л.В. Голованов, С. 5-21]. - М.: Просвещение, 1992. - 222 с.
12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. - 529 с.
Психология
УДК 159.9.07
ассистент кафедры общей и клинической психологии Кушко Оксана Юрьевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); ассистент кафедры общей и клинической психологии Гринёва Ольга Ивановна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ТЕХНОЛОГИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты диагностического исследования и результаты коррекции нарушений пищевого поведения с помощью технологии биологической обратной связи (БОС). Исследование проводилось в НИУ «БелГУ», выборку исследования составили 68 студентов, в рабочую группу для коррекционного воздействия вошли 8 девушек юношеского возраста с высокой склонностью к нарушениям пищевого поведения и преобладающим ограничительным типом пищевого поведения (то есть склонностью к анорексии). В процессе исследования с помощью следующих методик: «Тест отношения к приёму пищи EAT-26» (David M. Garner, адаптация Скугаревский О.А.), «Опросник пищевого поведения DEBQ» (Т.В. Стриен), «Шкала оценки пищевого поведения» (D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy, адаптация Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С.) и использования малоформализованных методов (наблюдение и беседа) было установлено, что студенты со склонностью к нарушениям пищевого поведения характеризуются неудовлетворенностью собственным телом, перфекционизмом, высоким недоверием в межличностных отношениях и интероцептивной некомпетентностью, а наиболее выраженным ограничительным типом пищевого поведения у студентов. Разработанный нами тренинг на аппарате биологически обратной связи, направленный на выработку и повышение мощности а-ритма в ЭЭГ, позволяет снизить склонность к нарушениям пищевого поведения у девушек. В будущих исследованиях можно расширить возможности БОС-тренинга для коррекции нарушений пищевого поведения путем использования дополнительных отведений и привлечением дополнительных методов коррекции.
Ключевые слова: пищевое поведение, нарушение пищевого поведения, расстройство пищевого поведения, БОС, биологически обратная связь, тренинг ЭЭГ, а-ритм ЭЭГ.
Annotation. The article presents the results of a diagnostic study and the results of correction of eating disorders using biofeedback technology (BFB). The study was conducted at the National Research University "BelSU", the study sample consisted of 68 students, the working group for corrective action included 8 adolescent girls with a high tendency to eating disorders and a predominantly restrictive type of eating behavior (that is, a tendency to anorexia). In the course of the study, using the following methods: "Test of attitude to food intake EAT-26" (David M. Garner, adaptation of Skugarevsky O.A.), "DEBQ eating behavior questionnaire" (T.V. Strien), "Food assessment scale behavior" (D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy, adaptation of Ilchik O.A., Sivukha S.V., Skugarevsky O.A., Suihi S.) and the use of slightly formalized methods (observation and conversation) it was found that students with a tendency to eating disorders are characterized by dissatisfaction with one's own body, perfectionism, high distrust in interpersonal relationships and interoceptive incompetence, and the most pronounced restrictive type of eating behavior among students. The training developed by us on the biofeedback apparatus, aimed at developing and increasing the power of the а-rhythm in the EEG, makes it possible to reduce the tendency to eating disorders in girls. In future studies, it is possible to expand the possibilities of biofeedback training for the correction of eating disorders by using additional leads and using additional methods of correction.
Key words: eating behavior, eating disorder, eating disorder, biofeedback, biofeedback, EEG training, EEG а-rhythm.
Введение. Нарушения пищевого поведения относят к психосоматическим нарушениям, его детерминантами могут являться запросы и стандарты современного общества, транслируемые средствами массовой информации относительно красоты, что изучено в работах И.Г. Малкина-Пых, В.В. Марилов, В.Д. Менделевич [2; 3; 4]. С каждым днем растет число лиц с нарушениями пищевого поведения, обнаруживающиеся у представителей как женского, так и мужского пола разных возрастов и социального положения. Ввиду того, что данная проблема является не только психологической, но и физиологической и в связи с развитием технического процесса особый интерес представляют возможности коррекции таковых нарушений с помощью аппаратурных методов. В настоящее время технология биологической обратной связи (БОС), начало изучению которой было положено П.К. Анохиным, набирает популярность. Так, технология БОС активно используется российскими и зарубежными специалистами с целью коррекции различных психосоматических нарушений, но при этом, с целью коррекции нарушений пищевого поведения технологию БОС используют лишь в нескольких центрах в России. Стоит отметить, что в открытом доступе отсутствует информация о специфике этой работы и построения тренинговых программ, что представляет для нас практический интерес.
Изложение основного материала статьи. Теоретическое обоснование проблемы исследования связано с трудами отечественных и зарубежных исследователей проблемы. Следуя за определением В.Д. Менделевич «под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа» [4, С. 15]. И.Г. Малкина-Пых полагает, что «... пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека» [2, С. 14].
Пищевое поведение, согласно Дэвид М. Гарнер, включает в себя не только непосредственно акт поведения, но и когнитивные (мысли по отношению к еде и пищевому поведению), эмоциональные (эмоциональное отношение и реакции на еду и пищевое поведение) и поведенческие (ритуалы, связанные с приемами пищи) компоненты, влияющие на пищевое поведение человека [10]. Детерминация нарушений пищевого поведения, связанного с искажением объекта, причин и процесса приема пищи, может быть различной. Например, исследуя проблему, К. Грино и П. Уинч установили, что на пищевое поведение людей, склонных к различному виду нарушениям пищевого поведения в значительной степени влияет стресс, что связано с тем, что в состоянии стресса снижается самоконтроль [12].
Изучая физиологические основы пищевого поведения, известный физиолог И.П. Павлов пришел к выводу, что оно связано с деятельностью центральной нервной системы. К ведущим отделам, которые регулируют пищевое поведение можно отнести центр голода (латеральный отдел) и центр насыщения (вентромедиальный отдел) ядер гипоталамуса [6]. Нарушения пищевого поведения, согласно автору, на физиологическом уровне связаны с изменениями в работе лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий головного мозга [6].
Существуют различия в электрической активности головного мозга у лиц с разными видами нарушений пищевого поведения. Так, согласно I. Jаuregui-Lobera, сниженная амплитуда а-ритма в височной области наблюдается при нервной анорексии и булимии; выраженная активность ß-ритма обнаруживается у лиц с с приступами переедания и ожирением. Лица с анорексией также отличаются изменениями вызванных потенциалов на различные эмоциональные стимулы [13].
Специфика построения тренинга с применением биологически-обратной связи, основанная на ЭЭГ, связана с исследованиями, в которых у лиц с нарушениями пищевого поведения обнаружены выраженные изменения электрической активности головного мозга. Так, на электроэнцефалограмме у лиц, страдающих анорексией и склонных к ней, обнаружены диффузные изменения электрической активности головного мозга, выражающиеся в непостоянстве а-ритма и парадоксальных реакций в ответ на раздражители. В зависимости от степени склонности к нарушению у испытуемых могут наблюдаться гиперсинхронные разряды, считает А.Р. Темирова [9]. Согласно исследованиям Е.Е. Балакиревой и И.Н. Симаковой, у девушек с анорексией наблюдается несколько характерных изменений электрической активности головного мозга: десинхронизация ЭЭГ, снижение амплитуды биопотенциалов, увеличение активности ß-ритма, снижение амплитуды и выраженности роландического ритма. Авторы свидетельствуют о том, что у клиентов с анорексией снижена или практически отсутствует амплитуда а-волн [1].
При помощи БОС-технологии, по нашему предположению, выдвинутому на основании анализа отечественной и зарубежной литературы, можно обучить человека лучше понимать и трактовать реакции и сигналы собственного тела, способствовать понимаю эмоциональных правлений и их переживанию, что позволит снизить влияние эмоциональных паттернов на пищевое поведение, способствовать повышению общего уровня саморегуляции девушек. Такие изменения, будут способствовать снижению склонности к нарушениям пищевого поведения, делая его опосредованным внутренними гомеостатическими, физиологическими стимулами организма к приему пищи, а не внешними стереотипами, доступностью пищи и эмоциональными переживаниями.
Наше исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе с помощью ряда методик: «Тест отношения к приёму пищи» (David M.Garner, адаптация Скугаревский О.А.), «Опросник пищевого поведения» (Татьяна Ван Стриен), «Шкала оценки пищевого поведения» (D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy, адаптация Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С.), а также метода наблюдения и беседы для качественного описания результатов, нами было проведено констатирующее исследование по изучению особенностей пищевого поведения у студентов. На втором этапе исследования нами была проведена работа по разработке авторского тренинга с целью коррекции нарушений пищевого поведения у студентов с помощью технологии БОС, основой которого являлось повышение амплитуды и устойчивости а-ритма электрической активности головного мозга. На третьем, контрольном этапе, для оценки эффективности разработанной серии тренингов нами было проведено исследование с помощью той же батареи методик.
В исследовании приняли участие 68 студентов, обучающихся в НИУ «БелГУ» в возрасте от 20 до 25 лет (48 женского пола и 20 мужского пола). Показатели асимметрии и эксцесса говорят о том, что распределение в нашей выборке отличается от нормального.
Выбранные нами методики соответствуют цели и задачам исследования, адаптированы на русских выборках и показали свою согласованность в данном исследовании.
Для обработки результатов исследования использовались программы SPSS Statistics 21.0 и MS Excel. Для поиска различий мы применяли ранговый критерий Манна-Уитни, для оценки динамики до и после исследования использовали Т-критерий Вилкоксона.
Согласно результатам констатирующего исследования, нами было установлено, что для студентов выборки характерен высокий уровень склонности к нарушениям пищевого поведения (46%). Мы говорим именно о склонности, так как испытуемые не имеют диагноза и не наблюдаются у психиатра, но после исследования им было рекомендовано обратиться к специалистам. У 74% студентов из числа студентов с высокой склонностью к нарушениям пищевого поведения отмечаются выраженные симптомы нарушений пищевого поведения. Согласно МКБ-10, а также результатам беседы, к таким симптомам относятся приверженность диетам, изнурение себя физическими нагрузками с целью приобретения желаемого внешнего вида, прием слабительных препаратов, эпизоды рвоты, следующие за перееданием, что часто связано с неудовлетворением собственным телом [5]. При изучении видов пищевого поведения было установлено, что наиболее выражен у всех студентов в нашем исследовании ограничительный вид пищевого поведения. Качественно это выражается в том, что с целью снижения веса они целенаправленно ограничивают себя в приемах пищи (в их количестве, либо же в использовании определенных продуктов), бессистемно придерживаются строгих диет, связанных с голоданием. Данный тип пищевого поведения может привести к анорексии и требует консультации с психиатром. Путем наблюдения обнаружено, что многие из них стараются пропагандировать собственные принципы пищевого поведения, стараясь убедить близких в своей правоте.
При изучении особенностей пищевого поведения у группы студентов с высокой склонностью к нарушениям пищевого поведения установлено, что им характерна интероцептивная некомпетентность (ср.б=7,3), понимаемая как неспособность к распознанию сигналов организма о переживании чувства голода и чувства насыщения; недоверие в межличностных отношениях (ср.б=8,1), следствием чего является снижение количества и качества контактов с окружающими; перфекционизм (ср.б=7,3) как стремление к совершенству, следствием чего становится повышенная самокритика;
неудовлетворенность своим телом (ср.б=7,0), часто выражающаяся в преувеличении своих истинных размеров и пропорций тела; булимия (ср.б=7,5), выражающаяся в смене эпизодов ограничительного поведения, перееданием. Статистическая обработка данных подтверждает то, что студентам с высокой склонностью к нарушениям пищевого поведения в большей степени свойственны следующие особенности (р<0,01): булимия, неудовлетворенность своим телом, перфекционизм, недоверие и интероцептивная некомпетентность.
Приступая к разработке тренинга с использованием технологии биологически обратной связи, с целью определения основных физиологических мишеней, нами были проанализированы показатели ЭЭГ студентов. Отметим, что а-ритм (8-13 Гц) наблюдается в состоянии покоя с закрытыми глазами в задних отделах головного мозга при максимально возможном мышечном расслаблении. Для оценки электрической активности головного мозга испытуемых с нарушениями пищевого поведения была проведена качественная, визуальная оценка электроэнцефалограммы каждого испытуемого. Было обнаружено несколько паттернов, характерных для всех испытуемых с высокой склонностью к нарушениям пищевого поведения: дезорганизованный паттерн ЭЭГ с неравномерным по частоте а-ритмом. Полученные результаты соотносятся с данными отечественных и зарубежных исследователей, а также позволяют использовать БОС-тренинг с ведущим показателем ЭЭГ. В соответствии с этим, предложенный нами БОС-тренинг направлен на повышение амплитуды и устойчивости а-ритма. В рабочую группу для коррекционного воздействия вошли 8 девушек юношеского возраста с высоким уровнем склонности к нарушениям пищевого поведения и доминирующим ограничительным типом пищевого поведения. Для девушек с ограничительным типом пищевого поведения тренинг может помочь научиться распознавать сигналы собственного организма, то есть снизить влияние интероцептивной некомпетентности, характерной для них, а также снижает проявление тревоги и депрессивные эпизоды, часто встречающиеся при данном расстройстве.
Для создания тренинга использовался комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «Реакор» (с комплектом электроэнцефалографа-регистратора «Энцефалан-ЭЭГР-19/26»). Мы использовали несколько отведений для регистрации различных физиологических сигналов: ЧСС (частота сердечных сокращений), ЭЭГ (электроэнцефалограмма), дыхание, ФПГ (фотоплетизмограмма) и КГР (кожногальваническая реакция) с предъявлением как аудио, так и визуальных форм сигналов. При этом в зависимости от ведущего (самого сензитивного) отведения у испытуемых задания в тренинге могли варьироваться без изменения смысла и эффекта заданий.
Девушки были мотивированы к работе, проявляли интерес по отношению к новой для них технологии. После реализации БОС-тренинга, периодичность которого 1-2 встречи в неделю для каждого клиента на протяжении 3-х месяцев, было проведено повторное тестирование с помощью методик, используемых раннее.
Для оценки значимости динамики в показателях пищевого поведения после реализации БОС-тренинга нами был осуществлен статистический анализ с помощью Т-критерия Вилкоксона. Полученные данные свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (р<0,01) по уровню склонности к нарушениям пищевого поведения (ср.б=20,5 после воздействия), исходя из чего можно сделать вывод об эффективности проведенного психокоррекционного воздействия.
Проанализировав данные экспериментальной группы в сравнении с контрольной (на которую не было осуществлено экспериментального воздействия), мы получили результаты, количественно отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Показатели пищевого поведения в контрольной и экспериментальной группах (ср.б)
Показатели пищевого поведения Контрольная группа Экспериментальная группа Шмп
Склонность к нарушениям пищевого поведения 23,8 20,5 11,000*
Симптомы нарушений пищевого поведения 4,5 2,4 10,000**
Ограничительное пищевое поведение 4,6 3,9 19,500
Экстернальное пищевое поведение 2,1 2,1 28,000
Эмоциогенное пищевое поведение 2,8 2,3 32,000
Стремление к худобе 8,1 7,3 20,000**
Булимия 6,8 6,8 31,000
Неудовлетворенность телом 7,3 6,5 22,000
Неэффективность 8,5 7,9 20,500
Перфекционизм 7,4 7,1 28,500
Недоверие в межличностных отношениях 8,4 7,5 16,500**
Интероцептивная некомпетентность 6,9 5,9 15,000**
Примечание: * - ф<0,05); ** - (p<0,01)
Как следует из таблицы 1, существуют различия в контрольной и экспериментальной группах по общему уровню склонности к нарушениям пищевого поведения (р<0,05), то есть после проведения БОС-тренинга у испытуемых экспериментальной группы снизилась склонность к нарушениям пищевого поведения (ср.б=20,5); статистические различия по показателю «симптомы нарушений пищевого поведения» (р<0,01) свидетельствуют о том, что проявления нарушений пищевого поведения у девушек, прошедших БОС-тренинг, значительно снизились (ср.б=2,4). Наличие различий на высоком уровне значимости (р<0,01) по показателям «стремление к худобе», «недоверие в межличностных отношениях», «интероцептивная некомпетентность» указывает на следующую динамику: девушки экспериментальной группы стали менее руководствоваться и стремиться к похудению (ср.б=7,3), снизилось недоверие в межличностных отношениях (ср.б=7,5), а следствием возросло число контактов и доверие к окружающим, повысилось понимание собственного организма, то есть снизилась интероцептивная некомпетентность (ср.б=5,9). В беседе о своих изменениях девушки говорили о том, что их эмоциональное состояние стало стабильнее, они меньше подвержены тревоге, улучшились дружеские отношения с близкими людьми, они стали чувствовать и прислушиваться к собственному организму и осознаннее относятся к пищевым привычкам.
Выводы. Таким образом, разработанный и реализованный нами БОС-тренинг с целью снижения склонности к нарушениям пищевого поведения оказался эффективным, достигнута положительная динамика в показателях пищевого поведения клиентов.
В будущих исследованиях можно расширить возможности БОС-тренинга для коррекции нарушений пищевого поведения путем использования дополнительных отведений и привлечением дополнительных методов коррекции. Кроме того, можно сделать акцент на коррекции тех показателей пищевого поведения, изменения которых, согласно нашему исследованию, не являются статистически значимыми.
В целом, в исследовании было установлено, что тренинг с целью коррекции нарушений пищевого поведения у студентов с применением метода БОС посредством повышения амплитуды и устойчивости a-ритма эффективен, а, следовательно, БОС технологию можно применять для коррекции нарушений пищевого поведения.
Литература:
1. Балакирева, Е.Е. Терапия при нарушении пищевого поведения / Е.Е. Балакирева // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2004. - С. 26-43
2. Малкина-Пых, И.Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 1040 с.
3. Марилов, В.В. Результаты длительного исследования нарушений пищевого поведения / В.В. Марилов, М.С. Артемьева, Р.А. Сулейманов и др. // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2006. - №2.
4. Менделевич, В.Д. Пищевые зависимости, аддикции-нервная анорексия, нервная булимия / М.Д. Менделевич // Руководство по аддиктологии. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
5. Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10). - http://mkb-10.com/index.php?pid=4048
6. Павлов, И.П. Избранные труды / И.П. Павлов. - М., 2010. - 420 с.
7. Симакова, И.Н. ЭЭГ-особенности детей и подростков с синдромом нервной анорексии: диссертация ... канд. биолог. наук: 03.00.13 / Симакова Ирина Николаевна. - М., 2008. - 118 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-3/227
8. Скугаревский, О.А. Русскоязычная адаптация методики «Шкала оценки пищевого поведения» / О.А. Скугаревский, О.А. Ильчик, С.В. Сивуха // Психотерапия и клиническая психология. - 2010. - № 3. - С. 4-7
9. Темирова, А.Р. Особенности корреляции психических и неврологических расстройств при нервной анорексии в процессе комплексного лечения / А.Р. Темирова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. -2014. - С. 123-143
10. Garner, D.M. Socio-cultural factors in the development of anorexia nervosa / D.M. Garner, P.E. Garfinkel // Psychological Medicine. - 2000. - №10(4). - С. 647-56
11. Van, Strein T. The Dutch eating behavior Questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional and external eating behavior / T. Strein Van. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1002/1098108X(198602)5:2%3C295::AID-EAT2260050209%3E3.0.C0;2-T (дата обращения: 27.10.2022)
12. Winch P., Grino R. The Idea of a Social Science and Its Relation to Philosophy. London: Routledge. - 2016.
13. Jáuregui-Lobera, I. Neuropsychology of eating disorders: 1995-2012 / I. Jáuregui-Lobera // Neuropsychiatr Dis Treat. -2013. - №9. - С. 415-30
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); ассистент кафедры общей и клинической психологии Гринёва Ольга Ивановна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); студент Еголаева Екатерина Сергеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация. Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия «Жизнестойкость». В статье освещен исторический аспект данного понятия. Также в работе представлены суждения о жизнестойкости различных авторов. Термин «Жизнестойкость» освещен в данной работе с позиций различных подходов и времен. В статье детально рассмотрены и описаны три базовых компонента жизнестойкости. Также описаны пять механизмов модели жизнестойкости. Кроме того, обозреваются исследования о жизнестойкости и копинг-стратегиях, и связи этих понятий. В работе также освещены исследования на тему возрастной динамики жизнестойкости и особенностей жизнестойкости у представителей разных профессий. Данная работа поднимает вопрос об актуальности исследования уровня жизнестойкости у медицинских работников и является базисом для дальнейшего изучения тематики жизнестойкости.
Ключевые слова: жизнестойкость, жизнестойкое поведение, жизнеспособность, личность, качества личности, характер. Annоtation. This article is a theoretical review of the concept of "Resilience". The article highlights the historical aspect of this concept. The paper also presents judgments about the resilience of various authors. The term "Resilience" is covered in this work from the standpoint of various approaches and times. The article discusses and describes in detail the three basic components of resilience. Five mechanisms of the resilience model are also described. In addition, research on resilience and coping strategies and the relationship between these concepts is reviewed. The paper also highlights studies on the age dynamics of resilience and features of resilience in representatives of different professions. This work raises the question of the relevance of studying the level of hardiness in medical workers and is the basis for further study of the topic of resilience.
Key words: hardiness, resilience, resilient behavior, vitality, personality, personality traits, character.
Введение. Тема жизнестойкости является достаточно актуальной в наше время. Все чаще люди говорят о необходимости поддержки друг друга, о необходимости повышения уровня жизнестойкости и жизнеспособности человека, особенно сильно эти качества важны для человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. В наше время, наполненное кризисными событиями, особенно важно формирование у человека способов жизнестойкого поведения. Так как термин «жизнестойкость» является достаточно новым для психологической науки, в данной работе мы считаем важным осветить подходы к пониманию жизнестойкости различных авторов.
Изучением феномена жизнестойкости занимались такие исследователи, как С. Мадди [6], С. Кобейс [16], Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова [5], Д. Кошаба [15] и др.