Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучерявенко Игорь Анатольевич, Гринёва Ольга Ивановна, Еголаева Екатерина Сергеевна

Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия «Жизнестойкость». В статье освещен исторический аспект данного понятия. Также в работе представлены суждения о жизнестойкости различных авторов. Термин «Жизнестойкость» освещен в данной работе с позиций различных подходов и времен. В статье детально рассмотрены и описаны три базовых компонента жизнестойкости. Также описаны пять механизмов модели жизнестойкости. Кроме того, обозреваются исследования о жизнестойкости и копинг-стратегиях, и связи этих понятий. В работе также освещены исследования на тему возрастной динамики жизнестойкости и особенностей жизнестойкости у представителей разных профессий. Данная работа поднимает вопрос об актуальности исследования уровня жизнестойкости у медицинских работников и является базисом для дальнейшего изучения тематики жизнестойкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF HARDINESS IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

This article is a theoretical review of the concept of "Resilience". The article highlights the historical aspect of this concept. The paper also presents judgments about the resilience of various authors. The term "Resilience" is covered in this work from the standpoint of various approaches and times. The article discusses and describes in detail the three basic components of resilience. Five mechanisms of the resilience model are also described. In addition, research on resilience and coping strategies and the relationship between these concepts is reviewed. The paper also highlights studies on the age dynamics of resilience and features of resilience in representatives of different professions. This work raises the question of the relevance of studying the level of hardiness in medical workers and is the basis for further study of the topic of resilience.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

Выводы. Таким образом, разработанный и реализованный нами БОС-тренинг с целью снижения склонности к нарушениям пищевого поведения оказался эффективным, достигнута положительная динамика в показателях пищевого поведения клиентов.

В будущих исследованиях можно расширить возможности БОС-тренинга для коррекции нарушений пищевого поведения путем использования дополнительных отведений и привлечением дополнительных методов коррекции. Кроме того, можно сделать акцент на коррекции тех показателей пищевого поведения, изменения которых, согласно нашему исследованию, не являются статистически значимыми.

В целом, в исследовании было установлено, что тренинг с целью коррекции нарушений пищевого поведения у студентов с применением метода БОС посредством повышения амплитуды и устойчивости a-ритма эффективен, а, следовательно, БОС технологию можно применять для коррекции нарушений пищевого поведения.

Литература:

1. Балакирева, Е.Е. Терапия при нарушении пищевого поведения / Е.Е. Балакирева // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2004. - С. 26-43

2. Малкина-Пых, И.Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 1040 с.

3. Марилов, В.В. Результаты длительного исследования нарушений пищевого поведения / В.В. Марилов, М.С. Артемьева, Р.А. Сулейманов и др. // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2006. - №2.

4. Менделевич, В.Д. Пищевые зависимости, аддикции-нервная анорексия, нервная булимия / М.Д. Менделевич // Руководство по аддиктологии. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

5. Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10). - http://mkb-10.com/index.php?pid=4048

6. Павлов, И.П. Избранные труды / И.П. Павлов. - М., 2010. - 420 с.

7. Симакова, И.Н. ЭЭГ-особенности детей и подростков с синдромом нервной анорексии: диссертация ... канд. биолог. наук: 03.00.13 / Симакова Ирина Николаевна. - М., 2008. - 118 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-3/227

8. Скугаревский, О.А. Русскоязычная адаптация методики «Шкала оценки пищевого поведения» / О.А. Скугаревский, О.А. Ильчик, С.В. Сивуха // Психотерапия и клиническая психология. - 2010. - № 3. - С. 4-7

9. Темирова, А.Р. Особенности корреляции психических и неврологических расстройств при нервной анорексии в процессе комплексного лечения / А.Р. Темирова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. -2014. - С. 123-143

10. Garner, D.M. Socio-cultural factors in the development of anorexia nervosa / D.M. Garner, P.E. Garfinkel // Psychological Medicine. - 2000. - №10(4). - С. 647-56

11. Van, Strein T. The Dutch eating behavior Questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional and external eating behavior / T. Strein Van. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1002/1098108X(198602)5:2%3C295::AID-EAT2260050209%3E3.0.C0;2-T (дата обращения: 27.10.2022)

12. Winch P., Grino R. The Idea of a Social Science and Its Relation to Philosophy. London: Routledge. - 2016.

13. Jáuregui-Lobera, I. Neuropsychology of eating disorders: 1995-2012 / I. Jáuregui-Lobera // Neuropsychiatr Dis Treat. -2013. - №9. - С. 415-30

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); ассистент кафедры общей и клинической психологии Гринёва Ольга Ивановна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); студент Еголаева Екатерина Сергеевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия «Жизнестойкость». В статье освещен исторический аспект данного понятия. Также в работе представлены суждения о жизнестойкости различных авторов. Термин «Жизнестойкость» освещен в данной работе с позиций различных подходов и времен. В статье детально рассмотрены и описаны три базовых компонента жизнестойкости. Также описаны пять механизмов модели жизнестойкости. Кроме того, обозреваются исследования о жизнестойкости и копинг-стратегиях, и связи этих понятий. В работе также освещены исследования на тему возрастной динамики жизнестойкости и особенностей жизнестойкости у представителей разных профессий. Данная работа поднимает вопрос об актуальности исследования уровня жизнестойкости у медицинских работников и является базисом для дальнейшего изучения тематики жизнестойкости.

Ключевые слова: жизнестойкость, жизнестойкое поведение, жизнеспособность, личность, качества личности, характер. Annоtation. This article is a theoretical review of the concept of "Resilience". The article highlights the historical aspect of this concept. The paper also presents judgments about the resilience of various authors. The term "Resilience" is covered in this work from the standpoint of various approaches and times. The article discusses and describes in detail the three basic components of resilience. Five mechanisms of the resilience model are also described. In addition, research on resilience and coping strategies and the relationship between these concepts is reviewed. The paper also highlights studies on the age dynamics of resilience and features of resilience in representatives of different professions. This work raises the question of the relevance of studying the level of hardiness in medical workers and is the basis for further study of the topic of resilience.

Key words: hardiness, resilience, resilient behavior, vitality, personality, personality traits, character.

Введение. Тема жизнестойкости является достаточно актуальной в наше время. Все чаще люди говорят о необходимости поддержки друг друга, о необходимости повышения уровня жизнестойкости и жизнеспособности человека, особенно сильно эти качества важны для человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. В наше время, наполненное кризисными событиями, особенно важно формирование у человека способов жизнестойкого поведения. Так как термин «жизнестойкость» является достаточно новым для психологической науки, в данной работе мы считаем важным осветить подходы к пониманию жизнестойкости различных авторов.

Изучением феномена жизнестойкости занимались такие исследователи, как С. Мадди [6], С. Кобейс [16], Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова [5], Д. Кошаба [15] и др.

Изложение основного материала статьи. Феномен жизнестойкости в психологической науке стал обсуждаться относительно недавно. В восьмидесятых годах двадцатого века американскими психологами стал активно использоваться и был введен в понятийный аппарат психологии термин «hardiness». Различные словари переводят данный термин по-разному, среди наиболее часто встречающихся переводов - «выносливость», «смелость», «крепость», «стойкость». Согласно статье Е.А. Евтушенко, первыми зарубежными исследователями, упомянувшими о жизнестойкости, были С. Мадди и С. Кобейс: они рассматривали данное понятие как некую интегративную характеристику или качество личности, которое позволяет человеку не только справляться со стрессовыми и трудными жизненными ситуациями, но и сохранять при этом относительное внутреннее спокойствие. При этом, жизнестойкость не исключает тот факт, что человек является уязвимым, а, наоборот, люди, обладающие высоким уровнем жизнестойкости, могут признавать свои сильные и слабые стороны и принимать их, что впоследствии помогает человеку более конструктивно выходить из стрессогенной обстановки, расширять свои возможности, пользоваться новым жизненным опытом, извлекать из трудных жизненных ситуаций нечто положительное [3].

Новизна исследуемого нами феномена (жизнестойкости) тесно связана с тем, что сама сущность жизнестойкости остается дискуссионным вопросом. Встречаются различные трактовки этого понятия. Некоторые исследователи (Е.В. Никитина, О.А. Янцевич, Н.Н. Струнина) считают, что понятие жизнестойкости тесно связано с различными способами совладающего поведения и копинг-стратегиями [8; 13]. Для других исследователей жизнестойкость складывается из жизненного опыта человека и тех «испытаний», через которые ему удалось пройти успешно (С. Мадди, Д.А. Леонтьев) [5; 6]. Как отмечалось выше, одним из первых исследователей жизнестойкости как психологического феномена является американский психолог С. Мадди. Он считал жизнестойкость чертой личности, сформированной на основе других личностных черт (т.е. интегральной). С его точки зрения уровень жизнестойкости личности определяет успешность в преодолении личностью трудных жизненных ситуаций [6]. Это определение очень согласуется с привычным для нас определением Д.А. Леонтьева [5].

После введения термина в понятийный аппарат психологической науки, С. Мадди также разработал концепцию и модель жизнестойкости. В 80-х годах жизнестойкость (hardiness) им рассматривалась как система взглядов, убеждений, установок и представлений личности, которая помогает ей не терять активности в деятельности и минимизировать влияние стрессовых ситуаций на ход жизненных событий.

Согласно модели, разработанной С. Мадди, жизнестойкость включает в себя три основных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска [6].

В 2000 году в российской психологии этот термин был предложен Д.А. Леонтьевым, который перевел его как «жизнестойкость». Из-за того, что этот термин появился в науке относительно недавно, его определения нет в большом психологическом словаре. В своем определении Д.А. Леонтьев характеризует жизнестойкость как способность человека к самообладанию, которое проявляется в том, что личность способна проживать трудные и стрессовые жизненные ситуации и при этом сохранять ощущение внутреннего баланса и продуктивность своей деятельности [5].

Три компонента жизнестойкости достаточно полно теоретически освещены в исследовании О.В. Микуц. Вовлеченность в данной концепции неразрывно связана с понятием деятельность. Именно включенность и погруженность в свою деятельность позволяют получить от нее удовольствие. Заинтересованность и вовлеченность делают труд и деятельность человека более мотивированными и осознанными. Если человек вовлекается в деятельность, он находит в ней что-то ценное и значимое для себя - это дает личности мотивацию справляться с возникающими трудностями, а не отказываться от выполнения дела вовсе. В целом, вовлеченность рассматривается как компонент жизнестойкости еще и потому что в трудных жизненных ситуациях, связанных с высоким уровнем стрессовой нагрузки, лучше оставаться вовлеченным и заинтересованным, «быть в курсе» всех изменений, - такое состояние позволяет человеку сохранять некоторую продуктивность. Противоположностью вовлеченности является отчужденность, которая впоследствии может привести к изолированности и апатии [7].

Контроль в концепции жизнестойкости С. Мадди подразумевает, что человек в абсолютном большинстве случаев так или иначе может повлиять на ситуацию, проконтролировать ее течение. Человек, обладающий высоким уровнем контроля, столкнувшись с неразрешимой ситуацией сможет изменить свое отношение к ней, принять ее. Необычным также является тот факт, что смирение тоже может выступать одним из компонентов контроля. Когда ситуация объективно не поддается разрешению и оказывает негативное влияние на человека, именно самоконтроль и здоровая оценка всех своих возможностей и ресурсов выступает катализатором жизнестойкости. Принятие ситуации в данном случае не является проявлением слабости, а наоборот представляется проявлением внутренней силы. Контроль тесно связан с процессом как внутренней, так и внешней борьбы. Контроль можно считать осознанной стратегией в поведении личности, заключающейся в попытках применять какие-либо усилия для достижения желаемых результатов. Усилия и контроль в данной концепции являются противоположностью беспомощности.

Принятие риска. Под принятием риска подразумевается такая система установок личности, при которой все жизненные трудности и перипетии воспринимаются как естественные явления в жизни и представляют собой возможности для получения нового опыта, развития, роста. Человек с высоким уровнем принятия риска способен из негативных ситуаций вычленять для себя некоторую пользу, воспринимать их как новый опыт и относится к нему с полным принятием. Если же человек наоборот боится любых затруднений, сложные ситуации воспринимает как критические и не пытается найти в них что-то важное и полезное для себя, у него наблюдается противоположное принятию риска явление - ощущение угрозы [6].

Часто жизнестойкость отождествляют с различными копинг-стратегиями, однако такое отождествление не является верным, ведь жизнестойкость - интеграционная личностная черта, более широкое понятие, и некоторые копинг-стратегии могут быть лишь ее составляющими, но не всецело представлять собой проявление жизнестойкости.

Таким образом, жизнестойкость человека предполагает, что он не отрицает существование стрессовых и сложных жизненных ситуаций, а осознает их неизбежное существование и умеет грамотно справляться с ними: принимать их, проявлять к ним интерес, стараться найти пути решения возникающих проблем. Человека можно считать жизнестойким, если в сложных жизненных ситуациях он прибегает к самоанализу, мудрости, взаимоподдержке и взаимопомощи, а также обладает трансформационным копингом, который позволяет ему выявить положительные стороны в неудачных моментах своей жизни. Иными словами, человек, обладающий жизнестойкостью, имеет в структуре своей личности такие характеристики как вовлеченность, контроль и принятие риска в описанном выше понимании.

В работе Е.В. Никитиной отмечается, что модель жизнестойкости помимо трех привычных для всех компонентов, перечисленных выше, также включает в себя пять механизмов [8]. Механизмы эти больше связаны с непосредственными действиями и поведением человека, из-за чего во многом перекликаются с копинг-стратегиями, однако стоит разграничивать трансформационный копинг как навык жизнестойкой личности и пять механизмов, которые наблюдаются у жизнестойких людей.

1. Жизнестойкие убеждения. К этим убеждениям С. Мадди относит уже названные вовлеченность, контроль и принятие риска. Использование всех этих убеждений (их также называют установками) позволяет человеку принимать стрессовые ситуации как нечто, из чего можно извлечь положительный опыт.

2. Появление мотивации к трансформационному копингу. В данном случае трансформационный копинг подразумевает открытость личности к новому опыту, положительное восприятие изменений, отсутсвие оцепенения в стрессовых ситуациях. преимущественно использование копинг-стратегий совладающего и жизнестойкого поведения.

3. Повышенный уровень проявления имунных реакций. Согласно данной концепции, жизнестойкий человек, даже находясь в стрессовой ситуации, способен мобилизовать психические и физические ресурсы своего организма для достижения стабильного состояния здоровья.

4. Ответственное отношение к своему организму. Под этим пунктом один из механизмов жизнестойкости заключается в повышении уровня ответственности за свое здоровье, бережное отношение к своему физическому и психическому состоянию, различного рода практики, направленные на стабилизацию и поддержание здоровья.

5. Развитие коммуникативных навыков. Механизм жизнестойкости также может заключаться в поиске благоприятного для человека социального окружения. Как отмечалось нами выше, жизнестойкий человек может прибегать к взаимоподдержке и взаимопомощи. Для того, чтобы сформировать дружеское окружение, человеку также нужно работать над навыками коммуникации, общения, социализации, что в дальнейшем повлечет за собой формирование значимого для человека окружения, в котором можно получить помощь и поддержку [6; 8].

Исследование, проведенное В. Флорианом, О. Таубманом и М. Микулинчером, также касается компонентов жизнестойкого поведения [14]. В данном исследовании раскрывается значимость и конкретная роль каждого из компонентов жизнестойкости. Так, например, вовлеченность помогает человеку поддерживать высокий уровень интеллектуального, умственного, эмоционального здоровья: этот конструкт помогает человеку выбирать трансформационный копинг, а не копинги, сфокусированные на эмоциональных и аффективных состояниях. Также вовлеченность играет важную роль в субъективной оценке жизненной ситуации человеком: человек, обладающий вовлеченностью, не оценивает ситуацию как угрозу, а стремится переоценивать события многократно, что помогает найти в ситуации нечто положительное. Контроль же, согласно их исследованию, в большей степени чем вовлеченность связан с использованием копингов, направленных на поиск поддержки и помощи, что также способствует улучшениям во внутреннем состоянии человека и уровне его социального и эмоционального интеллекта (также в терминологии встречается «умственное здоровье»).

Именно жизнестойкость, согласно модели С. Мадди, способна наполнять определенным смыслом и значением не только стрессовые ситуации в жизни человека, но и саму жизнь в целом. Важная особенность жизнестойкости - это ее динамичность. Жизнестойкость человека в модели С. Мадди рассматривается как внутренний ресурс, который человек в состоянии осмыслить и повлиять на него [6].

В исследовании Н.А. Новиковой понятие «жизнестойкость» рассматривается в том числе в соотношении с понятиями «жизнеспособность» и «жизнетворчество» [9]. Важно отметить, что Д.А. Леонтьев, предложивший определение жизнестойкости, большое значение придавал именно «жизнетворчеству» и упоминал, что именно жизнетворчество может стать терапевтической мишенью в работе психотерапевта. Согласно его мнению, основной фокус в психотерапии личности сосредоточен на внутреннем мире человека, его переживаниях, чувствах, сознании; жизнетворчество же в большей степени направлено на внешний, окружающий человека мир и связано со знакомством с ним, его познанием и расширением. Согласно мнению Д.А. Леонтьева, именно жизнетворчество позволяет смотреть на сложные жизненные ситуации как на открывающиеся для творчества и познания мира возможности, что в свою очередь очень схоже с представлениями С. Мадди о модели жизнестойкости [5].

Жизнестойкость - это не постоянная, а изменчивая характеристика личности. Жизнестойкость может изменяться на разных этапах онтогенеза. В исследовании половозрастных особенностей жизнестойкости Ю.Б. Григоровой отмечается, что жизнестойкость у женщин с возрастом увеличивается, в то время как у лиц мужского пола такой динамики не прослеживалось, наблюдаются колебания в уровне жизнестойкости в разных возрастных группах [2].

В работе Е.Г. Шубниковой структурные компоненты жизнеспособности рассматриваются как основа для профилактики зависимого поведения личности [12]. В целом, жизнеспособность в данном исследовании представлена как одна из форм адаптивного поведения человека. Рассматриваются различные труды, в которых подчеркивается значимость жизнеспособности, адаптивности человека, его устойчивости к трудным жизненным ситуациям в структуре личности. Данная работа показывает, что формирование адаптивных копингов и повышение уровня жизнеспособности человека (жизнеспособность также включает в себя основные структурные компоненты жизнестойкости) может стать основой в профилактике зависимого поведения личности.

В исследовании Е.А. Клементинской, У.А. Назаровой отмечается, что феномен жизнестойкости связан с уровнем эмоционального интеллекта человека: данное исследование выявило, что чем больше развивается эмоциональный интеллект человека, тем выше становится уровень жизнестойкости человека как в целом, так и отдельных ее компонентов (вовлеченность, контроль, принятие риска) [4]. Данное исследование позволяет лучше понять механизмы формирования и развития жизнестойкого поведения.

В статье Л.И. Иванкиной и соавторов исследуются стратегии жизнестойкости людей в пожилом возрасте. Данное исследование подтверждает гипотезу о том, что существует связь между жизнестойкостью пожилых людей и качеством их субъективного благополучия. В работе выявляются три типа жизненной стратегии пожилых людей: активная, пассивная, ситуативно-адаптивная. Именно активная жизненная стратегия чаще остальных встречается у людей пожилого возраста и соответствует преобразующе-развивающей стратегии жизнестойкости [10].

Актуальной также является тема исследования жизнестойкости у представителей разных, особенно «сложных», профессий. Особенно важным нам кажется изучение особенностей жизнестойкого поведения у работников, чья деятельность связана с медициной: последние годы, неразрывно связанные с терминами «пандемия», «локдаун» и «карантин», были достаточно стрессогенными не только для медицинских работников, но и для людей в целом, однако именно эти события подчеркнули особенную важность работы медицинского персонала. Существует не так много работ, посвященных теме жизнестойкости у медицинских работников: исследование О.А. Янцевич и Н.Н. Струниной направлено на изучение взаимосвязи жизнестойкости и совладающего поведения у представителей разных профессий, а именно: финансистов, медицинских работников и педагогов. Данная работа выявляет, что медицинские работники обладают средним уровнем жизнестойкости, а также общий уровень жизнестойкости имеет обратную связь на статистически значимом уровне с такими характеристиками, как: принятие ответственности, бегство-избегание [13]. Мы считаем, что исследование жизнестойкости у медицинских работников является достаточно важной и актуальной темой, так как исследование этого феномена и повышение уровня жизнестойкости медиков может стать одним из способов профилактики эмоционального выгорания.

Примечательно, что в исследованиях Л.А. Безбородовой, Л.В. Земсковой, А.С. Жука и Ю.В. Торкаченко авторы исследуют жизнестойкость как ресурс профессионального развития педагогов и приходят к схожим результатам в своих работах: именно жизнестойкость способствует наиболее благоприятному развитию сотрудника в профессиональной деятельности. Педагоги, обладающие более высоким уровнем жизнестойкости, чем коллеги, лучше относятся к своей работе, коллективу, а также испытывают большую потребность в профессиональном развитии и росте, что способствует развитию у них более активной позиции. Такие преподаватели часто более ответственны, не склонны к избеганию трудных ситуаций, а наоборот, включаются в решение трудностей, связанных с их профессиональной деятельностью [1; 11].

Выводы. Таким образом, в данной статье представлен теоретический анализ понятия «жизнестойкость». Самым популярным в отечественной науке определением является определение, данное Д.А. Леонтьевым. Он представляет жизнестойкость как способность человека к самообладанию, которое проявляется в том, что личность способна проживать трудные и стрессовые жизненные ситуации и при этом сохранять ощущение внутреннего баланса и продуктивность своей деятельности [5]. Жизнестойкость включает в себя три основных компонента: контроль, принятие риска, вовлеченность. Также в модели жизнестойкости существует пять основных механизмов жизнестойкого поведения: жизнестойкие убеждения, появление мотивации к трансформационному копингу, повышенный уровень проявления имунных реакций, ответственное отношение к своему организму, развитие коммуникативных навыков. Жизнестойкость - это интегративная характеристика личности, развитие которой может стать инструментом профилактики эмоционального выгорания и развития профессиональных компетенций личности, именно поэтому дальнейшее эмпирическое изучение феномена жизнестойкости нами будет проведено с работниками сферы здравоохранения.

Литература:

1. Безбородова, Л.А. Жизнестойкость как ресурс педагогической работы учителя в процессе реализации инклюзивного образования / Л.А. Безбородова, Л.В. Земскова, А.С. Жук // Наука и школа. - 2020. - №4. - С. 83-88

2. Григорова, Ю.Б. Половозрастные особенности жизнестойкости / Ю.Б. Григорова // E-Scio. - 2019. - №5.

3. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - №1. - С. 72-78

4. Клементинская, Е.А. Влияние эмоционального интеллекта на уровень жизнестойкости / Е.А. Клементинская, У.А. Назарова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2022. -№1. - С. 9-27

5. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

6. Мадди, С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Р. Мадди // Психологический журнал. - 2005. -Т. 26. - № 6. - С. 87-101

7. Микуц, О.В. Три составляющие жизнестойкости / О.В. Микуц // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 5-3. - С. 121-122

8. Никитина, Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е.В. Никитина // Academy. - 2017. - №4.

9. Новикова, Н.А. Стресс и жизнестойкость / Н.А. Новикова // Психологические проблемы смысла жизни и акме. -2021. - №1. - С. 95-101

10. Стратегии жизнестойкости пожилых людей / Л. Иванкина, Е. Аникина, Е. Клемашева, Ф. Касати. // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2020. - №4. - С. 118-127

11. Торкаченко, Ю.В. Жизнестойкость учителя как внутриличностный ресурс профессионального развития / Ю.В. Торкаченко // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2021. - №201. - С. 178-186

12. Шубникова, Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения / Е.Г. Шубникова // Российский гуманитарный журнал. - 2013. - №1. -С. 14-19

13. Янцевич, О.А. Взаимосвязь жизнестойкости и совладающего поведения у специалистов разных профессий / О.А. Янцевич, Н.Н. Струнина // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. -2021. - №15. - С. 104-110

14. Florian, V. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of appraisal and coping / V. Florian, O. Mikulincer, M. Taubman // Journal of Personality and Social Psychology. - Apr. 68. - 1995. - №4. -Р. 687-695

15. Khoshaba, D. Early Antecedents of Hardiness / D. Khoshaba, S. Maddi // Consulting Psychology Journal. - Spring. - 1999. - №51. - P. 106-117

16. Kobasa, S.C. Stressful Life Events, Personality and Health: an Inquiry into Hardiness / S.C. Kobasa // Journal of Personality and Social Psychology. - 1979. - №37. - P. 1-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.