Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ТИП РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косян Лиана Левановна

Игра является необходимым условием всестороннего развития детей и основным средством разнообразия и эмоционального обогащения процессов воспитания и обучения. В статье представлены результаты теоретического обзора на проблему воспитания и место игры в нем. В эмпирической части подведены итоги исследования ведущего типа родительских отношений в современных семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста и представлен анализ данных об особенностях применения игровых форм деятельности в воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косян Лиана Левановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY ACTIVITY AS A FORM OF EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Play is a necessary condition for the comprehensive development of children and the main means of diversity and emotional enrichment of upbringing and learning. The article presents the results of a theoretical review on the challenge of education and the place of game in it. The empirical part summarizes the results of studying the leading type of parental relationships in modern families where children of primary school age are brought up and presents an analysis of data on the peculiarities of the game activities in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

www.volsu.ru

UDC 37.013 Submitted: 07.03.2022

LBC 74.200.24 Accepted: 24.05.2022

PLAY ACTIVITY AS A FORM OF EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Liana L. Kosyan

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. Play is a necessary condition for the comprehensive development of children and the main means of diversity and emotional enrichment of upbringing and learning. The article presents the results of a theoretical review on the challenge of education and the place of game in it. The empirical part summarizes the results of studying the leading type of parental relationships in modern families where children of primary school age are brought up and presents an analysis of data on the peculiarities of the game activities in the educational process.

Key words: game, game activity, upbringing, family, type of parental relationship, children of primary school.

УДК 37.013 Дата поступления статьи: 07.03.2022

ББК 74.200.24 Дата принятия статьи: 24.05.2022

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лиана Левановна Косян

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Игра является необходимым условием всестороннего развития детей и основным средством разнообразия и эмоционального обогащения процессов воспитания и обучения. В статье представлены результаты теоретического обзора на проблему воспитания и место игры в нем. В эмпирической части подведены итоги исследования ведущего типа родительских отношений в современных семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста и представлен анализ данных об особенностях применения игровых форм деятельности в воспитательном процессе.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, воспитание, семья, тип родительского отношения, дети младшего школьного возраста.

Введение

Игра занимает очень важное место в процессе психического, физического и социального развития ребенка. Через игровую форму работы дети изучают разные виды деятельности, учатся понимать и осознавать чувства других людей. В ходе игры приобретаются навыки общения, развиваются познавательные функции, формируются личностные и нравственные качества. Поэтому игра яв-д ляется наиболее эффективным и продуктив-^ ным средством воспитания и обучения, так как усвоение новой информации происходит в § интересной для ребенка форме [2, с. 27; 3]. ^ Для детей младшего школьного возраста © игра является ведущим способом проведения

досуга. Игровая деятельность и ее активизация у младших школьников является основой формирования социального опыта, различных умений и навыков, личностных характеристик.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии проблему игровой деятельности изучали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К. Гросс, Я. Корчак, С.Л. Рубинштейн, Г. Спенсер, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, Д. Эльконин и другие [4, с. 568].

Не менее значима игра и в воспитательном процессе в рамках семьи. Игровые действия способствуют расширению представлений о семье, установлению более крепких и теплых внутрисемейных отношений. Также они помогают сформировать семейные традиции и осознать будущие обязанности [1, с. 64].

Методы

Цель нашего исследования - выявить особенности игры младших школьников как воспитательного метода в семьях с разным типом родительского отношения.

Под родительским отношением в данном случае понимается систематически выстроенная совокупность различных чувственных проявлений по отношению к ребенку, поведенческих паттернов, реализуемых в коммуникации с ним, особенностей восприятия, понимания личности ребенка, его характера и поведения.

Для достижения поставленной цели нами было проведено эмпирическое исследование на базе МАОУ «СОШ J№ 4» города Арамиль Свердловской области. Для его реализации были использованы следующие методы: анкетирование (авторская анкета включала 20 вопросов об игре и ее характеристиках) и тестирование («Тест-опросник родительского отношения» (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин). Все методики были переведены в онлайн-формате с помощью платформы «Google-формы». Выборку исследования составили 103 родителя детей начальных классов, возраст которых варьировался от 26 до 55 лет. Результаты были обработаны с использованием математической программы SPSS Statistics (описательная статистика, дисперсионный однофакторный анализ).

Результаты и их обсуждение

По типу отношений внутри семьи между детьми и родителями данные распределились следующим образом (рис. 1).

Проанализировав рисунок 1, мы можем сделать ряд выводов. В большинстве семей (96 %) безусловное принятие индивидуальности ребенка выражено на среднем уровне. То-есть какие-то отдельные его качества и особенности они могут принимать и поддерживать, а какие-то наоборот - не признавать и даже отвергать.

Большая часть опрошенных семей (76 %) искренне заинтересованы в том, чем увлекается ребенок, кроме того, на высоком уровне оценивают его способности, поддерживают проявления самостоятельности и инициативности. Остальная четверть родителей на среднем уровне придерживаются в воспитании вышеописанных принципов. Могут иногда смотреть на ребенка «с высока» и забывать о важности общения с ним «на равных».

В вопросе соблюдения необходимой психологической дистанции между родителем и ребенком треть семей (30 %) демонстрируют высокий уровень симбиотических отношений. Такие родители не устанавливают никаких психологических границ между своим пространством и пространством ребенка, стараются быть как можно ближе к своему чаду и удовлетворять абсолютно все его потребности. Проявлению другой крайности подвержена небольшая часть исследуемых семей (12 %). Они же, наоборот, выстраивают значимую дистанцию между собой и ребенком, почти не заботятся о его нуждах.

В ходе анализа особенностей применения авторитарного подхода к воспитанию было выявлено, что большинство родителей (65 %)

14%

30% 26%

24% 21%

^^^В 12% ^^^В

Отвержение

Кооперация

Симбиоз

Контроль Инфантилизация

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень Рис. 1. Распределение исследуемых семей по типу родительских отношений

умеют соблюдать необходимые границы требовательности и способны в соответствии с условиями регулировать степень контроля. Пятая часть семей (21 %), напротив, совсем не считают нужным прибегать к любым проявлениям авторитарности и контроля в адрес ребенка.

Уровень инфантилизации родителями любых проявлений деятельности ребенка в основном остается на низком уровне (74 %). То есть его различные неуспешные попытки в достижении чего-либо считаются случайным совпадением. На вере в способности ребенка это не отражается.

Далее опишем основные значимые результаты, иллюстрирующие особенности игровой деятельности как воспитательного метода в зависимости от доминирующего типа родительского отношения в семье.

Родители, применяющие авторитарные модели воспитания, чаще занимаются с ребенком совместной игровой деятельностью или же выполняют наставническую функцию

и предоставляют ребенку самому организовать свой досуг ф = 0,037) (рис. 2).

Также в таких семьях дети в основном все имеют какую-либо любимую игру ф = 0,012). Это можно связать с тем, что игра совместно с родителями больше увлекает и развивает ребенка, от чего появляется сильная эмоциональная привязанность к какой-то определенной игре, во время которой он чувствует себя наиболее счастливым и удовлетворенным. В семьях же, где контроль за детьми не осуществляется, родители в большей мере не заинтересованы в совместном времяпрепровождении за игрой, а их дети не могут выделить одну ведущую игру, которая им нравится больше остальных.

Также обнаружены некоторые особенности игрового процесса, зависящие от уровня принятия родителями индивидуальности и особенностей ребенка (рис. 3).

Высокие показатели безусловного принятия ребенка таким, какой он есть, отмечаются в семьях, где практикуется совместная игровая деятельность ф = 0,027). К тому же при таких

Иногда

Играете ли Вы с ребенком дома?

Рис. 2. Влияние показателя контроля на игровую деятельность ребенка

Рис. 3. Влияние показателя принятия на игровую деятельность ребенка

отношениях родители в большей степени осознают тот факт, что игра является средством отражения социального опыта, который приобретает ребенок = 0,033). Вероятно, это связано с тем, что высокий уровень принятия помогает прийти к осознанию, что время, проведенное с ребенком в совместной деятельности, является настоящей ценностью прежде всего для него. Такой родитель понимает потребности своего чада, поддерживает его планы и без сожаления проводит с ним свободное время.

Заключение

Таким образом, основные выводы нашего исследования представляются следующими:

1. В настоящее время преобладают семьи с таким типом родительских отношений, который отличается высоким уровнем кооперации, средним уровнем принятия и контроля своих детей, симбиоза с ними, и низким уровнем ин-фантилизации их поведенческих проявлений.

2. Для семей, в которых признается важность наличия авторитарных принципов воспитания и реализуется умеренный контроль ребенка, больше характерен такой феномен, как совместная игра. Такое воспитание обеспечивает формирование преданности детей определенной игре или виду игр.

3. Внутри семей с высокой сформирован-ностью родительского безусловного принятия своих детей более распространена практика совместной игровой деятельности.

Полученные результаты будут полезны при разработке дидактических программ и методических рекомендаций для педагогов и педагогов-психологов, осуществляющих деятельность в рамках образовательных организаций для реализации сотрудничества семьи и школы в области развития игровой деятельности детей. Кроме того, данные могут послужить теоретической основой для формирования рекомендаций для работы с родителями.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Зайченко, Ю. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования образа семьи у детей дош-

кольного возраста / Ю. В. Зайченко, А. А. Мельникова // Актуальные исследования. - 2020. - N° 5 (8). -С. 63-65. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://apni.ru/article/369-syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo (дата обращения: 22.12.2021). -Загл. с экрана.

2. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. - 2016. - № 2 (7). - С. 2529. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://moluch.ru/th74/archive/29/859 (дата обращения: 22.12.2021). - Загл. с экрана.

3. Технологии благополучия деятельности преподавателя: проблемы измерения и понимания / Л. Ю. Логунова, А. Н. Уткина, Я. Г. Коваленок, Д. В. Ушаков // Artium Magister. - 2019. - Т. 19, № 1. -С. 21-30.

4. Шевчук, И. В. Игра как форма досуга младших школьников / И. В. Шевчук, М. А. Гурнак // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (146). - С. 567569. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/146/40970 (дата обращения: 21.12.2021). - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Zaichenko Yu.V., Melnikova A.A. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo formirovaniya obraza semi u detey doshkolnogo vozrasta [Plot-Role-Playing Game as a Means of Forming a Family Image in Preschool Children]. Aktualnyye issledovaniya [Current Research], 2020, no. 5 (8), pp. 63-65. URL: https://apni.ru/article/369-syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo (accessed 22 December 2021).

2. Nikolaeva L.Y., Nikolaeva E.A. Igrovaya deyatelnost doshkolnikov [Game Activity of Preschoolers]. Obrazovaniye i vospitaniye [Education and Upbringing], 2016, no. 2 (7), pp. 25-29. URL: https:/ /moluch.ru/th/4/archive/29/859/ (accessed 22 December 2021).

3. Logunova L.Yu., Utkina A.N., Kovalenok Ya.G., Ushakov D.V. Tekhnologii blagopoluchiya deyatelnosti prepodavatelya: problemy izmereniya i ponimaniya [Technologies for the Well-Being of the Teacher's Activity: Problems of Measurement and Understanding]. ArtiumMagister, 2019, vol. 19, no. 1, pp. 21-30.

4. Shevchuk I.V., Gurnak M.A. Igra kak forma dosuga mladshikh shkolnikov [Game as a Form of Leisure for Younger Schoolchildren]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2017, no. 12 (146), pp. 567569. URL: https://moluch.ru/archive/146/40970/ (accessed 21 December 2021).

Information About the Author

Liana L. Kosyan, Student, Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, kosyan.l@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5257-3818

Информация об авторе

Лиана Левановна Косян, студент, Институт истории, международных отношений и социальных технологий, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, kosyan.l@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5257-3818

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.