DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-257-262 ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского государственного университета,
e-mail: naty_sy@mail.ru
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ОБУЧАЕМОСТИ
Аннотация. Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Для реализации задачи выявления представлений о семье с детьми были проведены рисуночный тест «Моя семья», методика «Два домика», а также проведены две беседы с детьми «Моя семья» и «Моя семья в будущем». После проведения формирующего этапа установлено, что для детей экспериментальной группы характерно то, что практически все в будущем планируют иметь свою семью.
Ключевые слова: семья, родители, поведение, дети, социальные установки, нравственные ценности, родительская позиция.
SHELSHAKOVA Natalia Nikolaevna,
candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Petrozavodsk State University
ANALYSIS OF EDUCATIONAL SITUATIONS ON THE TOPIC OF FORMING IDEAS ABOUT THE FAMILY IN CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF LEARNING ABILITY
Annotation. The family, being the first source of social influence for the child, introduces him to all the variety of social roles and social behavior, family relations and home life, causing certain feelings, actions, ways of behavior, influencing the formation of qualities, character traits, mental properties. To implement the task of identifying ideas about a family with children, the drawing test "My family", the method "Two houses" were conducted, as well as two conversations with children "My family" and "My family in the future"were conducted. After the formative stage, it was found that the children of the experimental group are characterized by the fact that almost all of them plan to have their own family in the future.
Key words: family, parents, behavior, children, social attitudes, moral values, parental position.
Введение
Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств [5; 7; 10]. Исследователями отмечается, что у детей дошкольного возраста представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
современной семье [4; 8]. Представители экспертного сообщества отмечают, что такие представления негативно сказываются на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для формирования личности [2; 3]. Поэтому возникает необходимость формирования данных представлений осознанно и целенаправленно. Именно дошкольные образовательные учреждения вынуждены брать на себя данную работу по формирование представлений о семье [1; 6; 9].
Цель работы: выявить эффективность реализации педагогических условий в процессе формирования представлений о семье у старших дошкольников с разным уровнем обучаемости в сюжетно - ролевой игре [11; 12].
Практическая часть нашей работы проходила в старших группах Детского сада при СОШ №7 г. Петрозаводска. В эксперименте участвовали две группы детей: экспериментальная — 20 детей (средний уровень обучаемости) и контрольная (низкий уровень обучаемости) — 10 детей.
Цель: выявить особенности формирования представлений о семье у старших дошкольников.
Для реализации задачи выявления представлений о семье с детьми были проведены рисуночный тест «Моя семья», методика «Два домика». А также проведены две беседы с детьми «Моя семья» и «Моя семья в будущем».
Основным выводом является следующий момент, что для детей экспериментальной группы характерно то, что практически все в будущем планируют иметь свою семью (только 18 детей — 90%) в отличие от детей контрольной группы (10 детей - 100%).
Определение педагогических условий, содержания и методов формирования представлений о семье у старших дошкольников (формирующий этап)
Режим проведения работы.
Занятия и беседы проводятся один раз на каждую тему каждой подгруппой в течение 20 минут. Сюжетно — ролевые игры проводятся после каждой встречи (предварительной работы) по два-три раза по каждой теме (задаче). Содержание программного материала рассчитано на 26 встреч по предварительной работе и на две-три встречи с каждой минигруппой по каждой сюжет-но-ролевой игре (теме), обеспечивающей решение определенной задачи.
Целью моей работы было стремление сформировать у детей посредством сюжетно - ролевых игр следующие представления о семье.
В состав моей предметно-развивающей среды входило:
- крупное организующее игровое поле (групповая комната, уголок в спальне, игровая площадка на участке детского сада и др.);
- игровое оборудование (столы и стулья, электроплита, швейная машинка, стеллажи, диванчик и др.); предметы оперирования (игрушечная посуда, руль, бинокль и др. игрушки);
- игровая атрибутика разного рода (специфические предметы, определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для врача, хала; фартук и прихватки для кухни и др.); игровые материалы.
Для обозначения игрового пространства в группе использовалась ширма, дверной проем межу групповой и спальней. Для выразительного выполнения ролей детям были предоставлены мною элементы костюмов: юбки, жилеты, сарафаны, украшения, головные уборы, а также разнообразные ролевые атрибуты: руль, рюкзак, удочка, сумки, кошельки и др. Некоторые атрибуты мы делали вместе с детьми, например, выпечку из соленого теста, тюльпаны из бумаги (оригами) в подарок кому-то из членов семьи в игре. В коробку были сложены неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители. Чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, игровой уголок пополнился дополнительными игрушечными телефонами.
Для обогащения предметно-развивающей среды были придуманы следующие предметы-заместители: вырезанные из картона и пенопласта «блины», «котлеты», «рыба», мелко нарезанный цветной поролон изображал кусочки винегрета. Мною были сделаны из ткани, ваты и поролона колбасы, сосиски, лапша, пирожные. Длинные куски ткани служили дорогой (коричневого цвета) или рекой (голубого цвета). Для магазина и игры в семью были принесены обработанные коробки и упаковки из под молока, кефира, яиц, торта, чая и др. продуктов. Для игры в поликлинику были принесены пустые пластмассовые флаконы из-под витамин, жаропонижающих сиропов и сиропов от кашля, ложечки, мерный шприц для лекарств и др.
Один из педагогических принципов в обогащении предметно-развивающей среды заключался в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Предметно-развивающая игровая среда постоянно гибко изменялась в зависимости от содержания знаний, полученных детьми.
Анализ проведенных организованных встреч
Перед каждой игрой была проведена предварительная работа (беседа, дидактическая игра и др.). Дидактические игры представлены в приложении П.
1 встреча.
Задача: формировать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; формировать представления о социальной роли каждого члена семьи; воспитывать желание заботиться о близких.
Предварительная работа. Дети принесли фотографии своих семей. Они с увлечением рассматривали фотографии своей семьи и семей своих товарищей: кто на кого похож, на кого похож ребенок. Дети с удовольствием рассказывали, кто
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
изображен на фотографиях, когда это происходило. Я сказала детям, что семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Дидактическая игра «Семья». Знания о семье полученные на данной встрече дети воплотили в сюжетно — ролевой игре «Утро в семье. Организационный момент мною был выбран следующий - короткая беседа, о том, что каждый и членов семьи делает в выходные дни.
Распределение ролей. Одни дети сами выбирали себе роли, другим нужно было предложить оставшиеся. Если ребенок не хотел брать предлагаемую ему роль, то я говорила: «Мы в эту игру будем играть несколько раз. В следующий раз ты будешь мамой (дочкой и т. д.)». В игре предполагались следующие роли: мама, папа, две дочки.
Я предложила детям: «Давайте представим, что наступил выходной день. Вся ваша семья дома: мама с папой, братики, сестрички. Давайте играть так, будто дочки спят, а мама их будит. Потом они завтракают и едут отдыхать в парк».
«Дочки» делают вид, что спят. «Мама» подходит к каждой и ласково говорит им: вставайте котята скорее, поедем гулять в парке. «Мама» говорит «папе»: «Давай поедем с дочками в парк. Иди, посмотри нашу машину, где она». «Папа»: «Хорошо». Уходит в сторону. Берет четыре стула и сооружает машину. Я говорю детям, что нужно сделать зарядку и включаю знакомую детям песню «Барбарики», под которую они обычно делают гимнастику с воспитателями в детском саду. «Дочки» начинают делать гимнастику.
«Мама»: «Я пойду приготовлю завтрак. Кто мне будет помогать?» - «Мы», - отвечают «дочки»...
Я говорю детям: «Как вы хорошо поиграли! Скажите, что вы сегодня делали в игре»? -«Варили кашу, гуляли...»
2 встреча.
Задача: формировать представления у детей о составе семьи, о старшинстве; закрепить понятие «глава семьи».
Предварительная работа. Дидактическая игра «Кто главный?». Занятие: оригами «Тюльпаны».
Беседа перед игрой: из кого состоит семья, кто в семье является главой? В результате обсуждения, дети решили, что глава семьи — это главный в семье. Чаще всего это папа. Я добавила, что в семейных советах за таким человеком остается последнее слово — как он решит, так и будет. Все остальные члены семьи должны согласиться с ним.
Знания, полученные в результате беседы, мы воплотили в сюжетно — ролевой игре «Отме-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
чаем успех в работе главы семьи» (Разделим торт).
Я сказала детям: «Давайте распределим роли, кто будет папой, кто мамой, дочкой, а кто младшим братиком, кто будет продавцом, воспитателем. Пусть наш папа будет — главный хирург в Городской больнице (БСМП). Он помогает людям и хорошо работает. И теперь он стал заведующим отделением хирургии. Пока его поздравляют и представляют на работе перед коллективом хирургического отделения и другими приглашенными людьми, мама с дочкой приготовятся к его приходу и поздравят его с повышением по работе».
Маша Ф. (мама) берет сумку, кошелек и идет в магазин. Говорит Маше П. (продавец): «Дайте мне вот ту коробку с молоком и еще немного овощей, чай, сосиски...». Идет домой. Эва (дочка) вытирает пыль, подметает пол. Берет ведро со шваброй и изображает мытье полов. Маша берет разделочную доску и имитирует приготовление салата, режет пластмассовым ножом муляжи овощей.
В конце игры я говорю детям о том, что они хорошо играли. Спрашиваю: «Какая у вас семья»? Дети: «Большая». Я подсказываю им: «Ваша семья очень дружная. Эвелина помогала маме. Делала уборку. Ходила с мамой за Яриком. Все дарили папе подарки. Папа резал торт. Все старались. А кто у вас в семье глава»? Дети: «Арсений». Я говорю: «Правильно, папа — глава семьи».
Перед следующей встречей каждому ребенку предлагалось уточнить полное имя своих родных, спросить родителей, почему для него выбрали такое имя.
3 встреча.
Задачи: формировать представление о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других; формировать представления детей о степенях и терминах близкого родства; рассказать о том, как на Руси давали имена, и что они означали; что значит имя каждого ребенка в группе.
Предварительная работа. Дидактическая игра «Запоминаем имена близких родственников».
Беседа. В ходе беседы каждому ребенку очень хотелось узнать, что значит его имя. Несколько детей сами знали значение своего имени. В игре - упражнении «Обратись по имени» детям нужно было сидя по кругу на стульчиках передавать игрушку-сердечко друг другу называя при этом по имени ласково. Некоторые дети смогли рассказать, почему их так назвали. Например, Маша П. (полное имя при крещении Мария-Магдалина) в честь библейской героини в Еван-
гелии. Юля сказала, что родилась в июле, и поэтому ей выбрали такое имя.
После беседы была проведена игра - загадка «Раздаем имена». Смысл ее заключался в том, что сначала я, а потом и сами ребята придумывали имена — характеристики. Я записывала их на отдельные листочки бумаги. Дети сворачивали. Затем предлагалось вытаскивать по одной бумажке и определять кому какое «имя» больше подходит. Например, «Отважный». Дети решили, что оно подходит Ярославу А. Диме Л. дети подобрали имя «Непоседа». Еще были «Хохотунчик», «Богатырь», «Умница» и др.
После встречи я предложила детям поиграть в сюжетно - ролевую игру «В семье родился ребенок». Зная уже значения разных имен, дети горячо обсуждали, какое имя дать ребенку, но пришли к единому мнению.
Я сказала детям, что для этой игры нужны папа, мама, бабушка с дедушкой и сестричка, а кукла будет родившийся малыш. Я спрашивала у детей, кем приходится малыш маме и папе, кем сестренке, кем бабушке с дедушкой. Дети отвечали. Далее дети сами распределили роли. Настя Б.: «Я буду мамой»! «А я папой»! - сказал Костя. «А я сестричкой»! - сказала Тася. Настя Б. сказала, что тогда Владик будет дедушкой, а Настя К. будет бабушкой.
Я говорю детям: «Вам нужно распределить обязанности. Кто будет варить, кормить малыша, других членов семьи? Кто будет гулять с детьми? Укладывать малыша спать днем? Все родившиеся малыши днем тоже должны поспать. Кто будет его баюкать»? Ответы детей: «Мама будет варить еду и кормить малыша. Бабушка будет гулять с ним. Папа укладывать спать. Сестричка баюкать».
Я говорю: «Все правильно, иногда можно меняться обязанностями на время, помогать другим выполнить их работу по дому. Но сначала пусть вся семья соберется вместе вот на этом диване и решит, как назвать малыша». Дети сели на диван и начали предлагать имена (Саша, Миша, Коля и др.). Потом решили назвать его Вова.
Ход игры. Настя Б. качает куклу на руках. Костя: «Я же буду укладывать его». Настя отдает куклу Косте и говорит: «А я буду варить». Настя Б. Берет кастрюлю, наливает в нее воды. Ставит на плиту и говорит: «Как быстро закипела вода, теперь я насыплю туда крупы». Насыпает из пачки крупу, помешивает: «Каша готова! Теперь нужно развести молочко малышу, покормить его»...
В конце игры мы обсудили с детьми, какие роли они играли, какие обязанности исполняли в соответствии с принятой на себя ролью, для чего они дали имя «ребенку», что понравилось в игре.
Домашним заданием для детей было узнать, что такое отчество, какие отчества у них и у их родителей.
4 встреча.
Задача: формировать представление о том, что у каждого человека есть отчество.
Предварительная работа. Беседа с детьми о том, что они знают об отчествах. В конце беседы я сказала, что отчество - это часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца; указание на имя отца.
Знания, полученные в беседе, мы закрепили в сюжетно — ролевой игре «Беседы отцов и детей». Сначала дети распределили игровые роли: папа (Ярик А.), мама (Юля), дочь (сестра-Настя Л.), сын (братик-Дима Л.), продавец (Эвелина).
Ход игры. Мама с дочкой собираются в магазин. Мама: «Ярик, мы ушли в магазин, скоро придем». Папа: «Хорошо, милая». Разыгрывается параллельно игра в магазин. Папа сидит на диване и читает газету. Сын играет — катает за веревку грузовик, везет в нем кубики и плюшевого мишку. Подходит к папе, спрашивает: «Папа, почему ты Ярослав Александрович, а Дмитрий Ярославович»? Папа объясняет сыну...
Домашним заданием было: спросить у родителей, знают ли они о происхождении фамилии семьи.
5 встреча.
Задача: формировать представление детей о таких понятиях как «род», «родословная», «древо семьи»; уважение и интерес к старшему поколению как к источнику знаний; познакомить с различными примерами составления родословной; вызвать у детей интерес к своей семье, ее членам, предкам, ее истории.
Предварительная работа. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья и родственники»: Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом дереве» представлено в приложении П. Перед следующей беседой я познакомила детей с такими понятиями, как «род», «родословная», «древо семьи». Детям были показаны различные примеры составления родословной, а также различные изображения «древа семьи» с помощью картинок-портретов по которым понятно было, что это, например, бабушка, а это мама и т. д.
Многие дети забыли про домашнее задание, но некоторые узнали у родителей что-то новое (кем работают их родители, имена тех членов семьи, которых раньше не знали). Далее полученные знания мы использовали в сюжетно — ролевой игре «Вечер с дедушкой».
Игровые роли мальчики поделили между собой считалкой «Сидел король на лавочке»: папа (Коля), сын (Владик), дедушка (Костя). А мамой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
была Юля. Обговорили с детьми возможные действия и речь героев игры.
Ход игры. Юля: «Дедушка (папочка), мы пошли в кино. А ты посиди с внуком Владиком. Он кашляет немного. Дай ему сироп от кашля перед сном одну чайную ложечку и запить. И кефир потом. А еще зубки пусть почистит». Дедушка: «Хорошо». Мама с папой уходят, а Вадик остается с дедушкой. Они сначала играют (в домино, лото, собирают пазлы и др.). Затем пьют кефир, чистят зубы. Дедушка укладывает Вадика в кроватку. Владик: «А лекарство»? Дедушка: «Сейчас я дам тебе его». Дедушка берет лекарство (пустую пластмассовую бутылочку из-под сиропа от кашля) и наливает в чайную ложку, дает Владику. Наливает воды в чашку и дает Владику запить.
Вадик спрашивает: «Деда, а что такое род»? Беседуют.
7 встреча.
Задачи: формировать у детей представление о «чувстве привязанности и любви» к дедушкам.
Предварительная работа. Дидактическая игра «Мы очень любим». Детям были прочитаны стихи: Р. Гамзатова «Дедушка», Е. Благининой «Бабушка - забота». Беседа с детьми о том, какие у них бабушки и дедушки. Маша Ф. смогла вспомнить и рассказать стихотворение о бабушке, разученное ранее. Дети рассказывали, какие у них хорошие, добрые и заботливые бабушки и дедушки. В ходе беседы детям стало понятно, что бабушка может быть как мама (она и есть мама папы или мамы). Она может перед сном даже не читать, а сама наизусть, своими словами рассказывать сказки. Бабушка сама может забрать внука или внучку из детского сада. Бабушка может уговаривать кушать. Она любит вязать носочки и рукавички, укладывает спать. Дети могут помогать бабушке и дедушке по дому и по хозяйству.
Затем дети рисовали подарки бабушкам и дедушкам. В сюжетно - ролевой игре «Юбилей дедушки (бабушки)» дети учились делать подарки близким людям своими руками; проявлять уважительное отношение к старшему поколению; испытывать чувство радости от того, что принес радость другому человеку.
Сначала распределили игровые роли: мама, ребенок, папа, дедушка, бабушка, дядя и тетя (брат и сестра папы), их дети, используя счита-лочки - мужские роли между мальчиками и женские между девочками. Обговорили возможные действия и речь для каждой роли.
Ход игры. Мама (Алена) приходит в детский сад за сыном (Арсений) и забирает его сегодня пораньше (после обеда): сынок, сегодня твоему дедушке день рождения — юбилей (60 лет). Идут домой. Дома готовят, накрывают. Арсений рисует
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
деду подарок. Звонит по телефону дедушке: «Дедушка, алле, поскорее приезжай, уже все готово к столу. Мы тебя ждем». Дедушка (Егор) отвечает в другом конце группы по телефону: «Да, Арсений, уже еду».
Выводы
1.По методике «Два домика» в контрольном эксперименте видно улучшение результатов в обеих группах. Но в экспериментальной группе процент положительной динамики гораздо выше, так как у детей более высокий уровень запоминания, внимания. Возможно, дети, которые ранее могли поселить кого-либо из членов своей семьи в соседний домик, теперь стали понимать, что делать этого не надо, что семья является целостной группой (социальным институтом) родных людей, где все любят друг друга и заботятся.
Большинство вопросов методики «Моя семья» включают в себя когнитивный и поведенческий компоненты. Общей особенностью детей обеих групп в констатирующем эксперименте было то, что самым трудными для понимания детей оказались вопросы: что такое род, родословная, предки и какие в семье есть увлечения и традиции, а также вопросы на знание значения имени и фамилии. Никто не мог правильно ответить на эти вопросы. В контрольном эксперименте дети экспериментальной группы уже смогли дать ответ на данные вопросы.
После проведенной экспериментальной работы более распространенными и разнообразными стали ответы экспериментальной группы на вопросы: как семья проводит свободное время, как праздники, также дети смогли точнее отвечать на вопрос: как ты заботишься о других.
На вопрос «для чего человеку семья, кто о тебе заботится», дети стали давать более развернутые ответы, в основном «чтобы заботиться друг о друге и любить друг друга». Другие ответы: чтобы быть вместе и не бояться, чтобы общаться и гулять вместе, чтобы было хорошо и не скучно, чтобы вместе все делать. На вопрос, кто о тебе заботится, многие дети стали называть не только маму, но и папу, бабушку. Дети с более низким уровнем обучаемости на вопрос, для чего человеку семья, шесть человек не смогли ответить, а другие ответили, чтобы быть (жить) вместе. Только один ребенок дал ответ «не знаю».
Список литературы:
[1] Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 245 с.
[2] Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. - 264 с.
[3] Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского
сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. - С.10-12.
[4] Артемова Л. Социализация ребенка в семье // Дошкольное воспитание. 2004. № 3. - С. 65-67.
[5] Афанасьева Т.М. Семья. - Киев.: Рад. шк., 1986.
[6] Аюева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001. № 5. - С. 69-75.
[7] Бондарчук В.И. Семья как ячейка социализации ребенка // Проблемы социальной защищенности детей в рыночных условиях. - М.: АЛД, 1998. -139 с.
[8] Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. - С. 8-23.
[9] Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
[10] Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988. - 257 с.
[11] Венгер А.Л. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие ребенка. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978. - С. 3-36.
[12] Виноградов Н.А., Поздняков Н.В. Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
Spisok 1йегаШгу:
[1] Anikeeva ^Р. Vospitanie igroj: Кп. Dlya и^йе1уа. - М.: Prosveshchenie, 1997. - 245 s.
[2] Arnautova E.P. Pedagog i sem'ya. - M.: Izd. Dom «Karapuz», 2001. - 264 s.
[3] Arnautova E.P. Social'no-pedagogich-eskaya praktika vzaimodejstviya sem'i i detskogo sada v sovremennyh usloviyah // Detskij sad ot A do YA. 2004. № 4. - S.10-12.
[4] Artemova L. Socializaciya rebenka v sem'e // Doshkol'noe vospitanie. 2004. № 3. - S. 65-67.
[5] Afanas'eva T.M. Sem'ya. - Kiev.: Rad. shk.,
1986.
[6] Ayueva I. Patrioticheskoe vospitanie // Rebenok v detskom sadu. 2001. № 5. - S. 69-75.
[7] Bondarchuk V.I. Sem'ya kak yachejka social-izacii rebenka // Problemy social'noj zashchishchen-nosti detej v rynochnyh usloviyah. - M.: ALD, 1998. -139 s.
[8] Bulanova D.D. Formirovanie prinadlezhnosti k sem'e u detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 3. - S. 8-23.
[9] Varga A.Ya. Sistemnaya semejnaya psiho-terapiya: Kratkij lekcionnyj kurs. - SPb.: Rech', 2001. - 144 s.
[10] Vasil'eva Z.P. Mudrye zapovedi narodnoj pedagogiki. - M.: Pedagogika, 1988. - 257 s.
[11] Venger A.L. Syuzhetno - rolevaya igra i psi-hicheskoe razvitie rebenka. // Igra i ee rol' v razvitii rebenka doshkol'nogo vozrasta. - M., 1978. - S. 3-36.
[12] Vinogradov N.A., Pozdnyakov N.V. Syuzhetno - rolevye igry dlya starshih doshkol'nikov. -M.: Ajris-press, 2009. - 128 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021