Научная статья на тему 'Арт-терапия как средство коррекции представлений о семье у детей с интеллектуальной недостаточностью из семей социального риска'

Арт-терапия как средство коррекции представлений о семье у детей с интеллектуальной недостаточностью из семей социального риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
752
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ / РОДИТЕЛИ / ОТНОШЕНИЯ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ / РАБОТА С КАРТОННЫМИ КОРОБКАМИ / РАБОТА С ЦВЕТНОЙ БУМАГОЙ / ART THERAPY / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / CHILDREN AT RISK / MENTAL RETARDATION / VIEW OF THE FAMILY / PARENTS / RELATIONSHIPS / WELL-BEING / IDENTIFICATION OF CHILDREN WITH PARENTS / CARDBOARD BOX ACTIVITIES / COLORED PAPER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шельшакова Наталья Николаевна

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-терапии в процессе диагностики и коррекции представлений о семье у детей с легкой степенью умственной отсталости из семей социального риска. Объект исследования представления о семье у младших школьников с умственной отсталостью, предмет возможности использования средств арт-терапии в процессе коррекции представлений о семье у детей с легкой степенью умственной отсталости из семей социального риска. В работе использовались следующие методы: анализ документации, беседа с преподавателями (классными руководителями), беседа «Моя будущая семья», методика «Родители глазами ребенка» Р. Жиля, методика идентификации детей с родителями, опросник А.И. Захарова, рисуночные методики на темы «Моя семья», «Моя будущая семья». С целью коррекции представлений о семье автором был разработан и реализован цикл занятий с использованием средств арт-терапии. В цикле решались следующие задачи: диагностика представлений о семье посредством арт-терапевтических техник в процессе игры «Мой любимый дом», формирование понятий «благополучная семья», «дом», коррекция представления о семейных ролях, о семье как союзе мужчины и женщины с целью рождения детей, формирование культуры общения в семье, закрепление знаний о необходимости доброжелательных отношений между членами семьи. После проведения цикла занятий с использованием средств арт-терапии оценки собственной семьи испытуемых изменились с эмоционально-негативных на эмоционально-нейтральные и положительные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шельшакова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art therapy as a means of correcting the notions of family in children with intellectual incapacity coming from social risk families

The paper studies the use of art therapy in the process of assessment and correction of ideas about the family in children with mild mental retardation coming from social risk families. The research considers the view of family among children with mental retardation. The scope of the study is the possibility of using art therapy in the process of correcting the notions of family in children with mild mental retardation coming from social risk families. This study is based on the following methods: document review, discussion with teachers (class teachers), the conversation entitled My Future Family, the technique of Parents through the Eyes of a Child by Rene Gilles, the procedure of identifying children with their parents, the questionnaire by A.I. Zakharov, the drawing techniques on the topics of My Family and My Future Family. The author developed and implemented a series of lessons on the correction of the notions of family in children with mental retardation by means of art therapy. These lessons addressed the following objectives: the assessment of the notions of family through the art therapy techniques during the game of Home Sweet Home, the development of the concepts of a prosperous family and home, the correction of the ideas about family roles, a family as the union of a man and woman who want to have children, building a culture of family communication, the consolidation of knowledge about the need for friendly relations between family members. After lessons based on art therapy techniques, the children demonstrated emotionally neutral and positive attitude to their families rather than emotionally negative one.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как средство коррекции представлений о семье у детей с интеллектуальной недостаточностью из семей социального риска»

УДК 159.9.072:376.42 Шельшакова Наталья Николаевна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии детства

Петрозаводского государственного университета

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.17 Shelshakova Natalia Nikolaevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Education and Psychology of Childhood Department, Petrozavodsk State University

ART THERAPY AS A MEANS OF CORRECTING THE NOTIONS OF FAMILY IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL INCAPACITY COMING FROM SOCIAL RISK FAMILIES

Аннотация:

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-терапии в процессе диагностики и коррекции представлений о семье у детей с легкой степенью умственной отсталости из семей социального риска. Объект исследования -представления о семье у младших школьников с умственной отсталостью, предмет - возможности использования средств арт-терапии в процессе коррекции представлений о семье у детей с легкой степенью умственной отсталости из семей социального риска. В работе использовались следующие методы: анализ документации, беседа с преподавателями (классными руководителями), беседа «Моя будущая семья», методика «Родители глазами ребенка» Р. Жиля, методика идентификации детей с родителями, опросник А.И. Захарова, рисуночные методики на темы «Моя семья», «Моя будущая семья». С целью коррекции представлений о семье автором был разработан и реализован цикл занятий с использованием средств арт-терапии. В цикле решались следующие задачи: диагностика представлений о семье посредством арт-терапевтических техник в процессе игры «Мой любимый дом», формирование понятий «благополучная семья», «дом», коррекция представления о семейных ролях, о семье как союзе мужчины и женщины с целью рождения детей, формирование культуры общения в семье, закрепление знаний о необходимости доброжелательных отношений между членами семьи. После про-ведения цикла занятий с использованием средств арт-терапии оценки собственной семьи испытуемых изменились с эмоционально-негативных на эмоционально-нейтральные и положительные.

Ключевые слова:

арт-терапия, младшие школьники, дети группы риска, умственная отсталость, представление о семье, родители, отношения, благополучие, идентификация детей с родителями, работа с картонными коробками, работа с цветной бумагой.

Summary:

The paper studies the use of art therapy in the process of assessment and correction of ideas about the family in children with mild mental retardation coming from social risk families. The research considers the view of family among children with mental retardation. The scope of the study is the possibility of using art therapy in the process of correcting the notions of family in children with mild mental retardation coming from social risk families. This study is based on the following methods: document review, discussion with teachers (class teachers), the conversation entitled My Future Family, the technique of Parents through the Eyes of a Child by Rene Gilles, the procedure of identifying children with their parents, the questionnaire by A.I. Zakharov, the drawing techniques on the topics of My Family and My Future Family. The author developed and implemented a series of lessons on the correction of the notions of family in children with mental retardation by means of art therapy. These lessons addressed the following objectives: the assessment of the notions of family through the art therapy techniques during the game of Home Sweet Home, the development of the concepts of a prosperous family and home, the correction of the ideas about family roles, a family as the union of a man and woman who want to have children, building a culture of family communication, the consolidation of knowledge about the need for friendly relations between family members. After lessons based on art therapy techniques, the children demonstrated emotionally neutral and positive attitude to their families rather than emotionally negative one.

Keywords:

art therapy, primary school students, children at risk, mental retardation, view of the family, parents, relationships, well-being, identification of children with parents, cardboard box activities, colored paper activities.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга и т. д. Такие представления у социальных сирот с нарушениями развития, обучающихся в школе-интернате, в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены [1]. Дети рано приобрели печальный опыт семейной жизни, поэтому еще в дошкольном возрасте они создают свой, часто неверный образ той или иной родительской роли. Однако формирование у детей адекватного представления о доме имеет большое значение для их эмоционального здоровья, психологической и социальной адаптации. Изучение особенностей восприятия семьи позволит своевременно корректировать неточное представление о семье, применять методики позитивного восприятия образа будущей собственной семьи [2].

Эффективным инструментом в корректировании представлений о семье являются арт-те-рапевтические технологии. Так, А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская утверждают, что внедрение арт-терапии в образование способствует развитию у учащихся различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации [3]. Имеются также многочисленные подтверждения эффективности использования этой техники в школах, где она выступает как средство не только оздоровления и коррекции, но и развития [4].

Исходя из актуальности темы, определена цель исследования - изучение возможностей использования арт-терапии в процессе коррекции представлений о семье у детей с легкой степенью умственной отсталости из семей социального риска, посещающих школу-интернат. Исследование проводилось в сравнительном аспекте с детьми с таким же диагнозом из благополучных семей (с О.В. Дементьевой). Экспериментальную группу составили 30 детей. В работе использовались следующие диагностические методики: анализ документации, беседа с преподавателями (классными руководителями), беседа «Моя будущая семья», методика «Родители глазами ребенка» Р. Жиля, методика идентификации детей с родителями, опросник А.И. Захарова (методика идентификации детей с родителями), рисуночные методики на темы «Моя семья», «Моя будущая семья».

По результатам проведенного исследования установлено, что большинство детей с умственной отсталостью из семей группы риска (70 %) эмоционально привязаны к матери, имеют потребность в близком общении с ней. Дети с таким же диагнозом, но из благополучных семей в большей степени заинтересованы в общении с обоими родителями. У них есть представление о семье как союзе двух людей: мамы и папы, для них родители - это и есть семья, единое целое. Дети из неблагополучных семей чаще воспитываются одними мамами (80 %), в жизненном опыте этих детей нет даже общего представления о роли папы, поэтому для них семья чаще ограничивается только мамой, братьями и сестрами.

Все дети из благополучных семей имеют мотивацию к созданию своей будущей семьи, в отличие от детей из семей группы риска. При этом дети экспериментальной группы расценивают большое количество детей в семье как недостаток (80 %). Это связано с тем, что родители при наличии нескольких детей уделяют мало внимания отдельно каждому ребенку, многие потребности детей в силу нехватки времени не удовлетворяются. В такой семье может сложиться неблагоприятная обстановка, которая характеризуется напряженными, конфликтными взаимоотношениями, поэтому не все дети данной группы имеют мотив создать семью с большим количеством детей. В отличие от детей из семей группы риска дети с умственной отсталостью из благополучных семей имеют благоприятный образ родителей своего пола (80 %).

По результатам проведенных методик и мальчики, и девочки обеих групп видят свое поведение в будущем таким же, как у родителей, так как для них характерна полная идентификация с родителями своего пола. Большая часть детей из благополучных семей в игре использовали тот же стиль воспитания для своих детей, в отличие от детей из семей группы риска. Главное отличие испытуемых двух групп состоит в том, что представление о своей будущей семье, ее составе искажено у детей из неблагополучных семей, перспектива создания семьи у большинства из них отсутствует. При этом малая часть детей, которые думают о создании семьи, выбирает другой стиль общения и поведения по сравнению с родительским (20 %). Таким образом, можно предположить, что существует прямая связь между представлениями о семье у детей и функционированием родительской семьи в настоящем.

С целью коррекции представлений о семье был разработан и проведен цикл занятий с использованием средств арт-терапии. В цикле занятий были определены следующие задачи: диагностика психологического благополучия детей в семье посредством наблюдения за поведением детей при проведении арт-терапевтической методики «Построим любимый дом» (поделка из картона), формирование понятий «благополучная семья», «дом», коррекция представлений о семейных ролях, о семье как союзе мужчины и женщины с целью рождения детей, формирование культуры общения в семье, закрепление знаний о необходимости доброжелательных отношений между членами семьи.

На занятиях использовались такие средства арт-терапии, как работа с картонными коробками (создание дома, кукольной мебели), работа с цветной бумагой (вырезание). В течение всего цикла занятий дети проявляли интерес, старались удерживать внимание и не отвлекались. Все дети активно участвовали в «постройке» дома, предлагали, как лучше сделать второй этаж. Положение о том, что арт-терапия представляет собой способ диагностики познавательных и эмоционально-личностных особенностей детей [5], было реализовано в процессе наблюдения за действиями и речью детей в процессе строительства картонного дома для всей семьи. При этом работа с цветной бумагой, вырезание одежды характеризовались рядом трудностей, так как моторные навыки у детей с нарушением интеллекта несовершенны, действия рук нецеленаправленны. В связи с этим результатом работы с бумагой стало некачественное выполнение задания,

что в целом не снизило общий положительный эмоциональный фон проведения занятий. Детям необходимы были помощь, демонстрация примера и совместные действия. Только у одного ребенка на занятиях конструированием наблюдались стереотипные действия - бесцельное нарезание бумаги, склеивание и разрывание скотча. Каждый ребенок хотел что-то сам сделать для своего дома, украсить его - покрасить стену, наклеить картинки, фрагменты цветной бумаги на дом. При игре с мебелью все дети показали достаточный уровень знаний предметов мебели, их названий и назначения.

Таким образом, диагностические аспекты арт-терапии состояли в уточнении степени проявления интеллектуальных нарушений и установлении недостатков развития моторики, а также в определении эмоционального состояния детей в процессе выполнения поделки, выявлении особенностей детско-родительских отношений.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» носила специфический характер для данной категории детей. Игровые действия были неразвернутые, краткие, однотипные. На каждом занятии детьми отображалась схема действий и поведения членов семьи: роль мамы состояла в приготовлении пищи, ведении домашнего хозяйства, папы - в работе, отдыхе у телевизора, помощи маме, дети в семье играют, смотрят телевизор, болеют, балуются. В игре взаимоотношения взрослых редко характеризовались любовью, заботой, сочувствием, поддержкой друг друга. Диагностическим показателем этих особенностей были фразы папы: «Эти цветы тебе», «Я сам все сделаю, а ты отдыхай»; мамы: «Дети заболели, я дам им таблетки». Было трудно удержать внимание детей на протяжении занятия. Дети задавали много вопросов на посторонние темы, не касающиеся игры, отвлекались.

Изменению представления о количестве детей в семье с отрицательного на положительное способствовали игры, в которых дети активно участвовали в жизни семьи («Прогулка в парк», «Болезнь одного из членов семьи»). Дети брали на себя роль родителей, осознавали свои обязанности по отношению к детям, необходимость заботы о них.

По результатам проведенного цикла занятий можно сделать следующие выводы.

Образ семьи у детей сформирован на основе жизненного опыта. Дети имеют свое представление о ролевом поведении родителей. Дети идентифицируют себя с родителями, так как они занимают в их жизни значимое место, что подтверждается результатами беседы «Моя семья», опросника А.И. Захарова. У детей есть потребность в общении с родителями, эмоциональная близость к матери. По сравнению с результатами первичной диагностики дети стали чаще делать определенный выбор - в пользу мамы, мамы и папы, а не нейтральный. Положительная динамика наблюдалась по активности участия детей в игре «Семья»: дети чаще выбирали ту или иную родительскую роль, перестали отказываться от игры, что имело место в начале цикла занятий.

Большую часть детей удалось подвести к пониманию того, что понятия «дом» и «семья» не тождественны. Дети разграничивают эти два понятия (беседа «Моя будущая семья»). В представлении детей дом - это здание, где живут люди. При этом дети не могли представить, что дом - это не только здание, но и место, объединяющее всех членов семьи. Понятия «домашняя атмосфера», «домашний уют» отсутствуют в представлениях испытуемых, они абстрактны и недоступны для понимания в связи с интеллектуальным дефектом и неблагоприятным жизненным опытом обследуемых детей. Несмотря на то что дети имели негативный опыт при взаимодействии с членами семьи, их поведение в процессе беседы о семье, рассказах о членах семьи характеризуется как спокойное. Дети с любовью говорят о своих родителях, хотят о них заботиться.

В результате проведенного цикла занятий дети самостоятельно инициировали проигрывание ситуаций на тему семьи, так на занятиях у детей появился интерес продолжить «игру в семью». Детей привлекала внешняя атрибутика проведения занятий - большой картонный дом, сделанный ими самостоятельно, перестановка кукольной мебели в доме, кукольная семья. На первых занятиях в играх детей четко отражалось распределение обязанностей в семье. Мама занималась ведением домашнего хозяйства, в обязанности папы входило посещение работы, просмотр телевизора, по просьбе мамы - игры с детьми. В дальнейших играх папа помогал маме в хозяйственно-бытовых делах, это особенно заметно на занятии «День рождения».

Таким образом, до проведения цикла арт-терапевтических занятий для детей из семей группы риска была характерна эмоционально-негативная оценка семьи, в которой функции каждого члена семьи не ясны и не имеют положительной направленности. В собственной семье ребенок чувствует себя ненужным, старается занять удаленную или оборонительную позицию. При разговоре о своей будущей семье испытуемые выражают негативное отношение к наличию в ней детей, что связано с собственным отрицательным опытом и тревожным состоянием. В целом семья воспринимается как данность, неизбежность, как событие, которое случается со всеми.

После проведения цикла занятий с использованием средств арт-терапии оценки собственной семьи становятся эмоционально-нейтральными или положительными. Дети стараются идти

на контакт с близкими, что связано с изменением общего представления о семье: было уточнено распределение семейных ролей, сформировалось положительное отношение к наличию большого количества детей в семье. Семья в будущем для детей становится гарантом защиты и безопасности. Дети четко описывают разнообразные роли родителей и детей, при этом отношения в семье воспринимаются как благополучные и неконфликтные.

Ссылки:

1. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, Л.Л. Крючкова ; под общ. ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 1997. 156 с. ; Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2005. 477 с.

2. Богданова Т.Г., Жилина А.В. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Специальная психология. 2004. № 1. С. 72-76 ; Ткачева В.В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение. 2004. № 2. С. 46-50.

3. Kopytins A. Mäkslas terapijas grupa darba formas // Mäkslas terapija: teorija un prakse / ed. by K. Martinsone. Riga, 2009. P. 415-421 ; Kopytin A., Thomashoff H.O., Sukhanova E. How to Overcome Psychiatric Stigma through Art // Advances in Psychiatry / ed. by G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich. Athens, 2009. P. 223-236.

4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е изд., стер. М., 2014. 197 с.

5. Копытин А.И.: 1) Арт-терапия в России: образование, исследования, практика // Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А.И. Копытина. М., 2008. С. 5-15 ; 2) Социальная и клиническая арт-терапия [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика : электрон. науч. журн. 2013. № 2 (2). URL: http://medpsy.ru/climp/2013_2_2/article10.php (дата обращения: 22.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.