Научная статья на тему 'Из записок о развитии детской души и разума в речи'

Из записок о развитии детской души и разума в речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / ПОЗНАНИЕ МИРА / KNOWLEDGE OF THE WORLD / ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА / THE PSYCHOLOGY OF THE CHILD / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕТСТВА / PHENOMENOLOGY OF CHILDHOOD / CHILDREN''S SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стукалова З.Е.

Автор публикует часть своих педагогических наблюдений за становлением личности современного ребенка. В этих дневниковых записях содержатся иллюстрации важнейших положений психологии детского развития, когда ребенок осваивает язык и учится мыслить: оперировать именами вещей и понятиями, аргументировать свои просьбы; когда открывает для себя, что он является источником своей воли; когда осознает ценность своей индивидуальности, добивается внимания и признания со стороны окружающих его людей; когда учится оценкам своих и чужих поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the notes on the development of the child''s soul and mind in speech

The author publishes part of the pedagogical observing the emergence of the modern child identity. In the diaries there are the most important illustrations of the provisions of the child development psychology such as child’s development of language and operations with the names of things and concepts, discovering that the child himself is the source of will, when he realizes the value of his or her identity, seeking attention and recognition of the people around him, and when the child learns to value own and others' actions.

Текст научной работы на тему «Из записок о развитии детской души и разума в речи»

Humanity space International almanac VOL. 1, No 2, 2012: 370-390

Из записок о развитии детской души и разума в речи З.Е. Стукалова

115409, Москва, ул. Кошкина, д. 12, корп. 3, кв. 599 Koshkina str. 12, building 3, apartment 599, Moscow 115409 Russia e-mail: chif599@gmail.com

Ключевые слова: детская речь, познание мира, психология ребенка, мышление, феноменология детства.

Key words: children's speech, knowledge of the world, the psychology of the child, thinking, phenomenology of childhood.

Резюме: Автор публикует часть своих педагогических наблюдений за становлением личности современного ребенка. В этих дневниковых записях содержатся иллюстрации важнейших положений психологии детского развития, когда ребенок осваивает язык и учится мыслить: оперировать именами вещей и понятиями, аргументировать свои просьбы; когда открывает для себя, что он является источником своей воли; когда осознает ценность своей индивидуальности, добивается внимания и признания со стороны окружающих его людей; когда учится оценкам своих и чужих поступков. Abstract: The author publishes part of the pedagogical observing the emergence of the modern child identity. In the diaries there are the most important illustrations of the provisions of the child development psychology such as child's development of language and operations with the names of things and concepts, discovering that the child himself is the source of will, when he realizes the value of his or her identity, seeking attention and recognition of the people around him, and when the child learns to value own and others' actions.

[Stukalova Z.E. From the notes on the development of the child's soul and mind in speech]

В том, что я родилась, чтобы стать бабушкой, у меня нет никаких сомнений. Полноценную жизнь в зрелом возрасте я вижу только среди своих дорогих внуков. Я испытываю ощущение своей нужности, радость общения и наблюдения за развитием моих любимых деток. Все свое свободное время я посвящаю им. Ведь, когда родители молодые, а дети маленькие, существует такое противоречие: с одной стороны у работающих

родителей очень мало свободного времени на творческое общение с детьми, а с другой стороны общение сводится, главным образом, к прямолинейным нравоучениям, претензиям и другим контрольным функциям.

Родительская занятость, а, может быть, и отсутствие писательского таланта в том периоде моей жизни, не позволили мне зафиксировать много интересного в моих детях. А сейчас у меня трое внуков - Зина, Ваня и Егор. Вот о них я готова написать много интересного, «сладкой благодатной водички», как говорит моя дочь Ольга. Начну с Егора.

Младший внук Егор родился 9 июня 2008 года. Наше тесное общение с ним началось на даче летом 2010 года. Говорить он еще не умел. Но его поведение выражало все его мысли, внутренние рассуждения. Это - маленький мудрец. Когда ему что-то говорили или объясняли, Егор сдвигал свои бровочки и думал, думал. Мне казалось, что все невысказанные им слова накапливаются в каком-то сундучке. На наши вопросы он пока отвечал лишь действиями и мимикой. Но когда этот «сундучок» открылся, ему не надо было подбирать слова, все давно уже созрело и свободно лилось наружу. Я ходила за ним с ручкой и блокнотом.

Все мои драгоценные наблюдения и Егоркины изречения я разделила на 5 групп:

1. Первые слова, предложения. Логичная и мудрая

речь.

себе.

2. Детские вопросы, познание мира.

3. Своя мудрая жизненная позиция.

4. Выражение любви и нежности к близким и к

5. Неуемная фантазия в ногу со временем.

Первые слова, предложения. Логичная и мудрая речь Егору 1,5 года. Стоит около дивана и слушает, как мягкая игрушка -музыкальная хрюшка поет частушки. Начинает правой ножкой притопывать. Поставил ножку на большой пальчик и стал игриво крутить мыском и попкой. На лице довольная, обаятельная улыбка.

Егорке 2 года.

Егор ест блинчики вилкой, потом взял чайную ложку. Получилось, что обе руки заняты. Мама Юля ему говорит: «А ты

положи вилку на поднос». Он приложил вилку под свой нос. Смешно!

***

Я беспокоюсь, что после падения с турника у Егора не в порядке левая ножка - прихрамывает. Его тетя Оля (моя старшая дочь) говорит: «Может, он ушиб коленочку?» Егор играет и вдруг громко:

«О-не!» и показывает пальчиком на пяточку. Все понимает!

***

Качаемся на диванчике. Что-то заскрипело. Я говорю: «Егор, что-то сломалось, сейчас упадем». Он встал, посмотрел за спинку вниз

и сказал уверенно: «Не-е! Ба-ду-ба!». Настоящий мужчина!

***

Новое слово говорит с удовольствием: «Варкрафт». Это у его брата Вани компьютерная игра такая. Прыгает и приговаривает: «Хоп-хоп». В туалет: «Пис-пис». За столом болтал по-своему и получилось разок: «Я пью».

***

Берет мишку и говорит так жалостливо: «Папа - не, мама - не, один я». И показывает, как мишка плачет. Целует его в нос и дает мне,

чтобы я тоже мишку поцеловала. Такая нежная прелесть!

***

Дедушка показывает ему игрушечную хрюшку и говорит: «Это Егорка». Егор нахмурил брови удивленно, тычет пальчиком в грудь и говорит: «Я здесь, здесь».

В январе 2011 года Егор начал бойко разговаривать. Ему 2.5 года

С удовольствием поел сметану с сахаром, положил добавку, съел. Положила кашу, он ест и просит еще сметаны. Я говорю: «Но ты уже много съел». Егор смотрит на меня умоляюще: «Баб, по чуть-чуть,

не пять. По чуть-чуть, не пять - одну».

***

Я делаю на полу гимнастику с резиновым жгутом. Приглашаю Егора. Он говорит: «НЕ-е». Залез на табуретку и сказал: «Не буду мешать. Посижу».

***

Везет на машине карандаши. Я спрашиваю:

- В школу?

- Нет. На кухню.

- А карандашики кушать хотят?

- Нет, они только рисовают.

***

Играет с мягкими игрушками. Держит зайку и говорит: «Попку

надо погладить и свечку поставить». Мудрец!

***

Играет в кубики и приговаривает: «Строю крылечко,

покатилось Олино колечко». «Иван - диван». Маленький поэт.

***

Умненький дурачок Лепим из пластилина. Егор:

- Я делаю дурачка.

- Нам дурачки не нужны. Мы любим умненьких.

- Это умненький дурачок.

Егору 3 года. Речь уже осознанная, грамотная, с юмором Егор спорит с со старшей сестрой Зиной: «Моя кухня». Зина:

«Это общая кухня». Егор уверенно: «Это моя общая кухня».

***

Егор обедает. Зина делает ему замечание: «У тебя рука грязная». Егор отвечает спокойно: «Бог с ней».

***

Рассказывает увлеченно про маленькую машинку: «...там

люди, они все понимают. Они едут по своим делам».

***

«Бабушка, червячок ползет. Он меня не укусил. Он пополз по

своим делам к деткам». Моя прелесть!

***

«Кофту сниму, я в ней обедал, она обедная».

***

Лежим на диванчике, читаем. Я говорю:

- Егор, подвинься, а то я упаду, сломаю ножку и буду калекой.

- А я упал с лестницы, сломал ножку. Я не был калекой. Я был костяной ножкой.

(Весной в Москве он упал, перелом, ножка в гипсе. Мы звали его «костяная ножка»).

***

Ездим купаться на озеро в Белопесоцк. Егор зовет его «белый

песоцк», а пруд в лесу недалеко от нашей дачи - «зеленый песоцк».

***

«Какой вкусный компот. Божественный!»

***

Егор рассказывает четырехлетней Геле: «Сегодня пятница, а завтра шестница».

***

Егор мне рассказывает: «Я поеду с мамой и папой на работу». Я говорю: «А тебя не пустят, ведь у тебя нет пропуска». Егор так уверенно: «Есть, ну. как будто».

***

Ты читаешь Набокова? Жара. Сидим втроем - Зина, Ваня и Егорка - на диванчике. Зина смотрит на компьютере фильм «Унесенные ветром» и постоянно вслух комментирует. Вдруг Егор спрашивает: «Зин, ты читаешь Набокова?» Я была шокирована этим вопросом.

Позже выяснилось, что 2 дня назад Зина спросила у Юли, читающей компьютер: «Ты читаешь Набокова?» И Егор услышал и запомнил!

***

«Я Хренри Джонс (Генри Джонс - герой из игры на Р8Р) - папа Джедая».

***

Зина режет лук, у нее слезы. Егор советует: «Зин, а ты спрячься за стул».

***

«У меня два кресла - перёднее и заднее».

***

Играет с мягкими игрушками в табуретку - машину: «Друзья мои, держитесь, как хочете».

***

Сидит на крылечке с сестричкой Зиной и мечтательно произносит: «Дождь. Какой прекрасный, чудесный вечер!».

Романтик!

***

Играем в карты. Егор с Ваней. Я говорю:

- Вам хорошо, вас двое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- А вас трия.

***

Собирается ехать на станцию встречать папу с электрички и берет с собой сменку: «Чтобы в Михневе узнали, что у меня есть шлепанцы».

***

Идет по улице в очках солнечных. Спрашиваю: «Это кто?»

Отвечает: «Это персонаж такой без шлема, но в очках!».

***

Сидит на кухне у нас и заявляет: «Здесь круглые стулья - они на месяц и на луну похожи».

***

Чего-то мне говорит, а я не пойму:

- Я бестолковая.

- Нет, ты толковая.

***

«Я сегодня упал на льдинах, но не смеялся и не плакал».

***

Утром капризничает, кричит. Папа ему говорит: «Егор, ты

пилорама». Егор возмущенно: «Я не пиРОЛАма, Я мальчик».

***

Построил дом из домино: «Это этажный дом, сказал бы я».

***

Зина: «Некоторые любят есть гранатовые косточки». Егор: «Я некоторый».

***

У мамы Юли болит живот. Папа Леша говорит: «Это, наверно, желчь». Егор тут же вставил: «У меня тоже желчь в позвоночнике. Только она не звонит».

***

Егор сидит и бормочет: «Врач немного психОлодный». Я спрашиваю: «А чем он занимается?» Егор отвечает: «Говорит про болезни».

***

«Бывает питье градусное, Кока-кола называется. Очень вкусное».

***

«Я знаю английские слова и математиковые слова - минус,

плюс».

Детские вопросы, познание мира.

Егору 3 года.

У нас гостит маленькая (1 годик) девочка Вика из Минска. Мама кормит ее грудью. Егор спрашивает меня: «Бабушка, у тебя большая грудь. Кто тебя пьет?». Я отвечаю: «Когда твой папа был маленький, он пил». Егор так грустно-мечтательно: «Я тоже был маленьким».

А А А

Егор качается на качелях и так мечтательно: «Тучи плывут». Я говорю: «Тучки небесные, вечные странники». Егор тут же: «Что означает странники?»

Много вопросов: почему птицы летают; что такое природа?

***

Беседа. Я лежу с закрытыми глазами. Егор спрашивает:

- Бабушка, почему ты спишь?

- Я не сплю, у меня болит голова, больно глядеть.

- А почему?

- Так устроена моя голова. Я старенькая.

- А у меня устроена по-другому. У меня молодая голова.

***

Самое удивительное и бесценное - с ним разговаривать можно и нужно серьезно, взрослыми выражениями. Он отлично все воспринимает.

Детская мудрость. Своя жизненная позиция Егору 2 года

Мячик закатился под диван. Егор берет кочергу у печки и пытается достать. Я прошу убрать кочергу. Так он дает мне автомат, чтобы я им достала шарик.

***

На улице жарко, а он не хочет раздеваться. Я как-то его заманила все-таки в бассейн, а одежду сложила на лавочке. Через 10 минут он приходит ко мне на кухню: в одной руке брючки и майка прижаты к животу, а в другой босоножки ровненько держит.

Сел на стул и оделся. Майку одевает по-мужски: руки продевает в рукава, затем голову.

***

На любые первые звуки музыки реагирует сразу: попкой трясет, руками - пальчиками машет в такт, при этом обворожительная улыбка. Даже на пляже!

***

Часы на террасе остановились. Дедушка Вадим крутил-крутил. Ничего не получается. Я их сняла, положила на пианино, чтобы отвезти в Москву в ремонт. Егор взял их, играл-играл, и они пошли. Он очень этим гордился.

***

Вымыл посуду, смел со стула крошки, молча побежал в туалет,

принес швабру и вытер пол. Очень аккуратный.

***

У Егора из рук упал мелок. Мы его искали, не нашли. Егор успокоил меня: «Я пошутил».

***

Играет: «Я енотик-врач». Пишет на листочке и говорит: «Одну-две таблетки».

***

Играет сам в футбол. Ударил мимо мяча и упал на спинку.

Лежит, приговаривает: «Я валяюсь, я устал, я умираю».

***

Круто было! Тетя Оля спрашивает Егора:

- Говорят, ты шоколадку слопал, щечки «зарумянились».

Егор (радостно): Круто было!

***

Играет с медвежонком, стелит ему постельку и приговаривает:

«Я советую тебе покушать, медвежонок».

***

Семья Егорки переехала в новую квартиру в соседнем доме. Вечером все пошли в новую квартиру ночевать. Юля дорогой все внушала, что они идут в новый домик жить, а в старой квартире будет жить девочка.

Егор вошел, посмотрел и сказал: «Красивый домик, мне нравится». И весело с Ваней развлекались.

А утром проснулся и сказал: «Пойдем домой, а девочка пусть здесь живет».

***

Я говорю: «Егор, у меня сломалась кнопочка на телефоне. Кто починит?».

Он спокойно так и уверенно отвечает: «Я починю, я мастер».

***

Уверенная победа. Мальчик на детской площадке считает: один, два, три, четыре. Я говорю: «Егор, и ты посчитай». Он: «Шесть, десять. Всё. Я победил».

***

Юля рассказывает, как они в детстве в лагере ходили на озеро

купаться. Егор слушает и спрашивает: «А компания была хорошая?»

***

Юля: «Егор, пойдем умываться». Егор: «Не.Я маленькая

грустная белочка». Потом: «Я маленькая грустная хрюшка».

***

Юля принесла Егора. Он хныкал. Я его быстро посадила кушать, отвлекла, спрашиваю:

- Чего ты плакал? Не хотел к бабушке?

- Да.

- Что тебе плохо здесь? - молчит.

- Скажи честно, тебе у бабушки плохо?

- Если честно, хорошо.

***

Стоит в коридоре коляска (он еще в гипсе). Я говорю:

- Егор, Оля спрашивает, чья коляска.

- Скажи, Егор приходил.

***

Смотрим телевизор, программу «Карусель». Я говорю:

- Идем, мне надоело.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- А мне не надоело. Иди, я не буду скучать.

***

Егор зевает. Дедушка Вадя говорит:

- Открывай рот пошире, ворона залетит.

- Не поместится.

* **

Играет на кровати в колготках. Я говорю: «Снимай колготки. Ноги должны кислородом дышать». Через некоторое время он смотрит в окно и говорит: «Кислород кончился, можно колготки одевать».

***

Берет деревянную солонку и говорит: «Это моющее средство».

***

Я спрашиваю:

- Егор, швабра может без бабушки мыть пол?

- Нет, там много микробов.

***

Юля его постригла. Он сидит и ворчит: «Всю жизнь мне

испортила. Мою маленькую жизнь».

***

Играет с Ваней (дружок по даче, 6 лет). Тот Егора заводит, дразнится, не отдает ему игрушку. Егор не жалуется, настаивает, называет его «дурачина-простофиля». Не помогает. Тогда Егор так

ласково говорит: «Отдай, я добрый мальчик».

***

Юля утром рано отвезла Лешу в Москву. Егор всю ночь следил за ней, рано проснулся и рыдал, разбудил Ваню. Потом успокоился. Днем я его спрашиваю: «Ну чего ты рыдаешь? Ведь ты с Ваней и с бабушкой». Он говорит: «Я на улице плакал». Я упрекаю его: «Нет, на кровати, Ваню разбудил». Егор: «Бабушка, это как песня» (оправдывается).

***

Приходит на кухню:

- Бабушка, сколько часов?

- 19.00 А сколько тебе нужно?

- Восемь часов.

***

Тучи, гром, ветер. Все бегут в дом. Егор идет в дом, в руках коробка с сахаром и поясняет: «Я сахар взял на всякий случай».

***

Я переодеваюсь. Егор так нежно, непосредственно: «Какие у

тебя большие грудки. А у мамы маленькие».

***

Егор пришел в резиновых сапогах. Я удивилась:

- Дождик? Откуда же он взялся?

Логично замечает: Из тучи!

***

Даю ему хрюшку-копилку:

- Как же достать денежки?

- Разбить и достать.

***

Я говорю: «Мишка плачет. Пожалей его».

- Жалеть не надо, надо успокаивать. А жалеть, когда он стукнется.

***

Юля (мама Егора) работает с ипотечными документами. Егор идет с поджатыми губами к папе: «Мама плохая. Она у меня все

документы на ипотеку отобрала. Папа, купи мне другие документы».

***

Тетя Оля пришла с гостьей. Егор еще не совсем оделся - в колготках.

- Мам, одень мне брюки. Я же мужчина.

***

С родителями в обувном магазине. Лежат маленькие ложечки для обуви. Егор одну засунул в карман и другую пытается. Папа говорит:

- Нельзя.

- Я всю жизнь о них мечтал.

***

Смотрит по телеку детскую зарядку. «Какое у тебя настроение?» Егор: «Очень плохое». Я говорю: «Чем же помочь?» Егор: «Ничем. Только таблетками».

***

Егор зовет маму. Она не сразу же и объясняет: «Сейчас я папу

поглажу» и гладит его по голове. Егор: «Но это же папа, а не собака»,

***

Идет с мамой по дорожке, мимо прогуливаются молоденькие мамочки с колясками. Егор замечает: «Все-таки молодые мамаши плохо смотрят за детьми...».

***

Идет с мамой мимо рынка. Продают арбузы, играет музыка.

Егор: «О! Дискотека!» и покрутил бедрами.

***

Шоколадный или простой?

Егор:

- Я люблю шоколад.

Я: «Кто любит шоколад, называется «шоколадный мальчик».

- Не-е. Я простой мальчик.

***

Играет с тигренком в парикмахерскую и разговаривает: «Сейчас я тебя причешу. Вот это новая технология». Я говорю про

тигренка: «Красавец». Егор: «Пока еще не красавец. Он лохматый».

***

Одел шапочку себе на один глаз: «Я один глаз закрою, как

пират».

***

Правда жизни.

«Желудок требует компота».

***

С удовольствием читаем В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Егору очень нравится. Я комментирую ему: «Если ты порвал подряд книжицу и мячик»... - кто не читает книжек, того зовут дурачок или глупый». Егор настойчиво: «Бабушка, я не дурачок!».

Выражение любви и нежности к себе и близким. Егору 3,5 года.

Пришел к нам в гости в плохом настроении. Не хочет раздеваться. Приговаривает: «У меня очень плохое здоровье... очень плохое здоровье.». Оля (примирительно): «Знаешь, от плохого здоровья очень помогает шоколад», Егор (вздохнув): «Ну ладно. Давай уж...».

***

Идут с Юлей по улице. Ветер. Юля в капюшоне, плохо слышит. Егор: «Мама! Мама! Ну я же твой сын!». Юля: «И что?». Егор: «Так дай мне руку!».

***

У меня болит колено. Егор подойдет, полижет свой пальчик, а

потом пальчиком помажет мое колено. Так трогательно!

***

Подходит ко мне и так нежно спрашивает: «Бабушка! Ты не

болеешь? И ножка у тебя не болит?». Моя радость!

***

Диалог любви.

Оля: Егор, ты такой хорошенький! Егор (ласково): Ты тоже хорошая! Оля: Ты такой добрый!

Егор: Это ты добрая. Олечка!

***

Дедушка Вадим сел на табуретку и глубоко, устало вздохнул.

Егор подошел к нему и заглянул в глаза: «Посиди! Отдохни!».

***

Разговор с сестрой Зиной. Зина: Егор! Я так тебя люблю!

Егор (деловито): Я не против быть любимым!

***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вопрос: «Что такое любовь?», отвечает: «Это когда дружишь!».

Неуемная фантазия в ногу со временем. Егору 3.5 года.

Играет с тетей Олей в машину. Хитренько так на нее поглядывает и спрашивает: «Оля! Мы едем мимо магазина! Там

продается все женское! Колготки, трусы! Мерить будешь?».

***

Рассказывает сказку: «Жили-были 2 котенка. Одного звали Казимир. Другого Фердинанд.».

***

Смотрит журнал про собак. Восхищается: «У меня будет 4 собаки!». Оля: «А порода какая?». Егор: «Коричневые, зеленые, бронзовые».

***

Я: «Завтра чем будешь заниматься?». Егор: «Английским,

русским, математикой... Прентанглийским......

***

Играет в бутылочки-магнитики. Приговаривает: «Сколько у нас добра в кафе!!! Пять добра!»

***

На кухне видит открытку: «Какая-то фотография.». Рассмотрев: «А! Это мы были в Париже!» (в Париже еще не был при этом!).

***

Прицепил на себя маленькую черную шляпку с вуалью, надел

очки: «О! Я как злодей! Аксысар!».

***

Сидит в ванне. Просит Ваню почитать электронную книжку. Мама Юля предлагает почитать другую книжку.

Егор: «Нельзя же читать вечернюю книжку без ребенка. А ребенок немытый!»

*** Энергий.

Егор: «Я энергический! Мне тепло. Я зарабатываю энергию! Слышишь звуки? Это от «моего энергия»! У меня светятся глаза от «энергия»!

***

Кто спасет мир?

Разговаривает с дядей Шурой: «Мы сейчас пойдем спасать мир! Только куртки наденем - ладно?».

Вообще, идея спасения мира для него сейчас очень важна. Придумывает разные способы для этого. Может, и вправду спасет?

В завершение этого фрагмента моего дневника хочу привести рассказ мамы Егора Юли о том, как Егорушка воспринял внезапный уход из жизни своего любимого дедушки Вади. Мне кажется, он не нуждается в комментариях.

«Еще месяц назад мы с Егором видели мертвого голубя. Порассуждали с ним, что голубь старенький и умер, он улетел на облачко. Егор еще тогда сказал, что и Вадя тоже на облачке. Периодически он меня спрашивает: «А ты не стареешь?" или говорит, что стареют и умирают только голуби. И вот вчера мы сидели на кухне, и Егор опять завел разговор про это. Он спросил, а когда же Вадя вернется? «Нет, - говорит. - Он обязательно должен вернуться!». Я ему объяснила, что Вадя сейчас на облачке и вернуться оттуда не может. Егор настойчиво: «Нет, он может как-нибудь к нам вернуться, я знаю». Я: «Ну, может у кого-то родится малыш, и это будет Вадя». Егор подумал, долго подбирал слова и наконец выдал: «Зины. Нет, она уже старенькая и ножка болит. Пусть Вадя родится у тебя».

Послесловие Сергей Данилов

(кандидат философских наук, доцент) Феноменологическая психология детства

Детство остается в нас навсегда. «Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам», - утверждает ведущий отечественный психолог, действительный член Российской академии образования, доктор

психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Развитие личности» Валерия Сергеевна Мухина.

По этой причине, вглядываясь в свое детство, человек лучше понимает себя-взрослого и даже может предугадать, каким будет его будущее.

Вот почему дневник, который ведет бабушка маленького мальчика Егора, будет лучшим подарком для внука на его совершеннолетие.

Скептически настроенный читатель скажет, однако, что подобный труд достоин лишь семейного архива и не должен претендовать на внимание широкой публики. Позволю с этим не согласиться. Кто не знает знаменитой книги «От двух до пяти» «любящего прадеда» Корнея Чуковского, посвященной своей правнучке Машеньке? А «Повесть о моем друге Игоре» Николая Носова и «Таинство детства» Валерии Мухиной? - В этих выдающихся трудах по феноменологии детства обрели высочайшую научную ценность исследования закономерностей становления детского мышления, детской психики и развития человеческой личности.

Автор дневника Зинаида Егоровна Стукалова -экономист по профессии, всю жизнь проработавшая на крупном производстве, - принадлежит к удивительному поколению детей войны с присущей им необыкновенной тягой к образованию и культуре, трудолюбием и умением ценить каждую дарованную жизнью малость, волей к счастливой семейной жизни и культом детей. Лишенные мирного детства, они все тепло своих сердец отдают детям и внукам, мечтая об их счастье и благополучии порой больше, чем о своем собственном. Опубликованный дневник хорошо передает атмосферу большого дома, дружной, настоящей русской и вместе с тем подлинно интеллигентной московской семьи, атмосферу любви, доброты и взаимного уважения. И, безусловно, в этом замечательном доме главной хранительницей

традиций семейного воспитания выступает бабушка Зинаида Егоровна. Мне представляется, что роль бабушки как субъекта семейной и народной педагогики еще ожидает всестороннего научного исследования. Прочитанный же дневник и образ ее автора наводит на следующие размышления.

Жизнь взрослого зачастую механична и схематична. Ребенок же чуток ко всякой малости и детали, поэтому его жизнь очень сосредоточена и подробна, насыщена и полна милых мелочей, многокрасочна и многозвучна. Ребенок живет, а взрослый зачастую спешит жить, нередко заставляя спешить и своего ребенка: слишком часто ребенок становится заложником амбициозных планов своих родителей, их нереализованных надежд или завышенных ожиданий. Исходя из своих априорных и произвольных представлений о том, каким должен быть их сын или дочь, они со всей неуемной страстью и одержимостью берутся «конструировать» будущую личность. (И как часто, вырастая, такая «сконструированная» личность отправляется в «крестовый поход» против дракона навязанного ей долженствования!).

Иное дело - бабушка. Она не «инженер-конструктор», а «садовник»: внимательно следит за нежным зеленым росточком, не спеша и трепетно ухаживая за ним, заботливо согревая своим теплом, бережно поддерживая и тактично направляя неокрепший стебелек. Бабушкина любовь к внукам - искренняя и бескорыстная, не требующая от ребенка в угоду собственному тщеславию «высоких достижений».

Вот и Зинаиде Егоровне дорого все, ничто не ускользнет от ее внимания. Она радуется и поощряет любые проявления нравственных чувств и способностей ребенка, делая в дневнике записи: Егорка «любит говорить «извини», «очень аккуратный», не любит, когда говорят «плохие слова», он - «маленький мудрец», «романтик», «маленький поэт», «большой умничка», у мальчика «обаятельная улыбка»...

Бабушкин дневник наблюдений за внуком мы без преувеличения можем назвать феноменологией развития личности, так как он ярко иллюстрирует становление самосознания маленького человека в раннем детском возрасте.

К примеру, если дедушка называет игрушечную хрюшку Егоркой, мальчик протестует - хмурит брови, тычет пальчиком в грудь и говорит: «Я здесь, здесь». А когда папа в ответ на громкие капризы сынишки иронично заключает: «Егор, ты пилорама», Егор возмущенно говорит: «Я не пиролама, - Я мальчик!».

Поведение мальчика совершенно логично: имя -важнейшее звено в структуре самосознания маленького человека, знак его телесной и духовной индивидуальности. Усвоение имени происходит с одновременным воспитанием чувства идентичности: «Егор - это я», «я - отличен от других», «Егор - это мальчик». И как это важно для взрослых не пропустить эти ключевые моменты становления детского самосознания, знать, когда и как необходимо развивать и закреплять базовые идентичности. Ведь, к сожалению, нередко бывает, когда взрослые думают, что о чем-то говорить «еще рано», а потом оказывается «уже поздно».

Дневник свидетельствует о том, что половая принадлежность как базовая идентичность на рациональном уровне была осознана маленьким Егором довольно рано: при посторонних не хочет ходить в колготках («Мам, одень мне брюки: я же мужчина!..»); в детском саду отказывается танцевать с мальчиками; на даче открывает бабушке калитку и пропускает ее вперед. Трехлетний мальчик не скрывает своего интереса к женской внешности («Бабушка, какие у тебя большие грудки... А у мамы маленькие»), с удовольствием заигрывает с тетей Олей («везет» ее на «машине» и хитренько спрашивает: «Мы едем мимо магазина! Там продается все женское: мерить будешь?»). Егор уже в своем раннем возрасте

начинает готовиться быть мужчиной, т.е. мастером, способным, например, починить сотовый телефон

В дневниковых записях без труда можно найти иллюстрации всех ключевых положений психологии детского развития, когда ребенок осваивает язык и учится мыслить: оперировать именами вещей и понятиями, аргументировать свои просьбы и т.п.; когда открывает для себя, что он является источником своей воли; когда осознает ценность своей индивидуальности, добивается внимания и признания со стороны окружающих его в семье людей; когда учится рефлексии, оценкам своих и чужих поступков и т.п.

Заключение Корнея Чуковского о том, что ребенок -величайший умственный труженик нашей планеты, в полной мере справедливо и в отношении Егора. Осваивая родной язык, Егорка не просто слепо копирует речь взрослых, а с удовольствием анализирует слова (различая, к примеру смысл слов «жалеть» и «успокаивать»), предается игре в словотворчество: «сегодня пятница, а завтра шестница», «птенчиха и птинчиненок», кофта для обеда - «обедная кофта», если озеро в Белопесоцке, то пруд в лесу - «зеленый песоцк» и т.д. Нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе.

Егорка - дитя своего времени, в его суждениях мы обнаружим немало технических терминов: «такая технология», «компьютер», «компьютерные игры», «зарядник» и «дискотека», а первое по частоте употребления слово -«энергия». Трехлетний Егорка утверждает, что знает английские и «математиковые» слова, периодически объявляет, что «улетает на Марс», двоюродную сестру спрашивает, читает ли она Набокова (!), и знает, что в банке можно заработать хорошие деньги...

В одном бы я не согласился с автором. Зинаида Егоровна называет своего внука «маленьким» мудрецом, а правильней было бы - трехлетним, так, как это сделал писатель XVI века Уинкип де Уэрд (Wynkyn de Worde), автор книги «Трехлетний мудрец». Ведь в ста тысячах «почему» трехлетних детей - все основные вопросы философии о мире и человеке, любви и даже смерти. А ответы, которые «маленькие» мудрецы дают сами на свои же собственные вопросы, порой, ничуть не менее содержательны, чем длинные рассуждения «больших» философов.

К примеру, почему движется поезд, ребенок пока не знает, а потому изобретательно отвечает: он «свойство такое имеет». Но не то же ли глубокомысленно утверждают философы о развитии мира в целом, объясняя его «движением как всеобщим свойством материи» и ее «способностью к самоорганизации»?

В то время как философы пытаются дать рациональное определение любви, ровесники Егора объясняют ее суть просто и предельно ясно: «Любовь - это когда твоя собачка лижет тебе лицо, даже после того, как ты оставила её одну на весь день», «Когда кто-то тебя любит, то он произносит твоё имя по-особому». И кто скажет после этого, что ребенку чего-то «не дано понять»?

Есть, правда один вопрос, который волнует трехлетнего Егора последнее время больше всего: уже целый год он ждет дедушку Вадима и все спрашивает, почему он не может вернуться (мама сказала, что он «на облачке»).

Но за Егора можно не беспокоиться: в большом и светлом доме его родные на любые его самые трудные вопросы всегда найдут мудрый и добрый ответ. Вместе с самим Егором.

Получена /Received: 05.03.2012 Принята/Accepted: 10.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.