5. Кроник, А. LifeLine® Professional (компьютерная программа). Версия 4.5. / Кроник, А., Пажитов, А., Левин, Б. Bethesda, MD: LifeLook.Net, 2011.
6. Улитенко, Т.В. Исследование временной перспективы в процессе применения кросс-технологий для современных студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6(37).
Bibliography
1. Kon, I.S. V poiskakh sebya: lichnostj i eyo samosoznanie. - M., 1984.
2. Kabardov, M.K. K istorii stanovleniya differencialjnoyj psikhofiziologii v Psikhologicheskom institute // Voprosih psikhologii. - 2004. - № 2.
3. Ananjev, B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. - SPb., 2001.
4. Kronik, A.A. Kauzometriya. Metodih samopoznaniya, psikhodiagnostiki i psikhoterapii v psikhologii zhiznennogo puti / A.A. Kronik, R.A. Akhmerov.
- M., 2008.
5. Kronik, A. LifeLine® Professional (kompjyuternaya programma). Versiya 4.5. / Kronik, A., Pazhitov, A., Levin, B. Bethesda, MD: LifeLook.Net, 2011.
6. Ulitenko, T.V. Issledovanie vremennoyj perspektivih v processe primeneniya kross-tekhnologiyj dlya sovremennihkh studentov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 6(37).
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 373
Fenkina A.A. GAME ACTIVITY OF THE PRESCHOOLERS CHILD AS CULTURE COMPREHENSION. In the article the play activity of preschool children as comprehension of culture in the context of cultural urological paradigm in education. The analysis of cultural meanings play activities of preschool children as educationally significant, the relationship and interdependence of game activity preschoolers and culture. The essence of the game and especially pre-school children as a cultural practice.
Key words: culturological concept of education, principle of a kulturosoobraznost, kulturosoobrazny approach, culturological paradigm of education, culturological meanings of game, game activity, cultural practicians of the child.
А.А. Фенькина, аспирантка ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», зам. директора по УВР МАОУ
«Авторский лицей Эдварса № 90», г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПОСТИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается игровая деятельность детей дошкольного возраста как постижение культуры в контексте культурологической парадигмы в образовании. Представлен анализ культурологических смыслов игровой деятельности детей дошкольного возраста как педагогически значимых, взаимосвязи и взаимообусловленности игровой деятельности дошкольников и культуры. Раскрыты сущность и особенности игровой деятельности дошкольников как культурной практики.
Ключевые слова: культурологическая концепция образования, принцип культуросообразности, культуросообразный подход, культурологическая парадигма образования, культурологические смыслы игры, игровая деятельность, культурные практики ребенка.
... человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра.
(Йохан Хейзинга)
Современный образовательный процесс происходит в контексте развития культуры общества (в широком смысле слова) как постижение культуры, как базисное условие для развития культуры. Культурологическая концепция образования, складывающаяся с конца прошлого столетия в отечественном образовании, ориентирует педагогов различать принципы культуросообразности и культурогенезиса в образовании; социокультурный, культуросообразный подход к образованию; культуросообразное образование и культурологическую парадигму в образовании и др. Педагоги-практики стремятся творчески конструировать педагогический процесс как культуросообразную реальность, в которой образовательные результаты соответствовали требованиям развивающейся культуры. Воспитание школьников и молодежи в рамках культурологической парадигмы и культурологического подхода является актуальной и значимой задачей современного образования, реализация которой вносит весомый вклад в развитие культуры общества.
Целью данной статьи является анализ взаимосвязи и взаимообусловленности игровой деятельности и культуры и игровой деятельности детей дошкольного возраста как постижения культуры, необходимый для изучения игровой деятельности дошкольников как культурной практики.
Формирование личности ребенка дошкольного возраста побуждает педагогов решать проблемы культурологического содержания. Общепризнанным и как будто очевидным является факт влияния культуры на развитие личности дошкольника. Не
вызывает сомнения, что исключительно важную роль в жизни дошкольника имеет игра как часть этой культуры.
Анализируя основные содержательные смыслы игры ребенка дошкольного и школьного возраста, мы обнаруживаем, что они связаны именно с культурой, с аспектами: условного воспроизведения и имитации, моделирования реальных отношений, реальных средств деятельности, замещения реальных средств имеющимися в условной обстановке. Справедливо рассматривая игру частью культуры общества, игровую деятельность можно рассматривать и изучать как некую мини-модель культуры, в которой происходит постижение культуры играющими.
Обратимся к поиску и анализу основополагающих культурологических смыслов в определении сущности игры как игровой деятельности. В словаре С.М. Вишняковой находим следующее толкование игре: «форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию» [1, с. 94]. Значимыми с точки зрения задач нашего анализа являются аспекты: форма деятельности... и имитирующая те или иные практические ситуации.
В словаре терминов по общей и социальной педагогике указано, что игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [2, с. 32], из которого в рамках нашего анализа мы выделяем: форма деятельности, воссоздание и усвоение общественного опыта.
Н.Н. Шуть в книге «Волшебные ключи игромастера» пишет, что игра является «особенным деятельно-эмоциональным по-
лем, в котором при определенной общей регламентации (установление цели, введение некоторых правил, алгоритм процессов) сохраняется возможность моделирования индивидуального пути прохождения к цели, к системе сочленения определенных элементов опыта, к системе отношений в игровом общении» [3, с. 16-17]. В данном концепте игры выделены другие аспекты, а именно, связанные с возможностью постижения опыта отношений и др., через «механизмы»: моделирования индивидуального пути прохождения к системе отношений.в деятельно-эмоциональном состоянии, поскольку это происходит в игре как деятельно-эмоциональном поле, где есть некоторые признаки регламентации действий, поведения, отношений.
Игровая деятельность дошкольника как вид деятельности в условиях игры, средствами игры, представляет собой своего рода социальную и культурную практику для ребенка. В игровой практике ребенок постигает культуру. Впервые понятие «культурная практика» вводит Н.Б. Крылова. Автор раскрывает понятие культурные практики как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся с первых дней его жизни пространства организации собственного действия и опыта.это обычные (привычные) для ребенка способы и формы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это - поиск и апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных познавательных и прагматических потребностей. Это также приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.п.» [4, с. 68-69].
Известно, что культура как важнейшее условие и содержание воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста выполняет свою некую универсальную или абсолютную роль в образовательном процессе. А игровая деятельность для ребенка
- это важнейший, если не главный способ, усвоения культуры. Вместе с тем, игровая деятельность - это образ жизни для ребенка, которая синтетична и культурогенна (наш термин) по своей природе и содержательной основе.
Попробуем поставить вопрос: что больше влияет на ребенка в дошкольном возрасте - культура, в которой разворачивается игра, или игровая деятельность, в которой разворачивается культура? На первый взгляд, ответ затрудняется наличием сложной взаимосвязи в виде взаимопроникновения между этими явлениями и культурологическими сущностями.
Начнем рассмотрение этого вопроса с исторического аспекта: что возникло раньше - игра или культура? По мнению многих исследователей, игра возникла раньше культуры. Й. Хейзинга пишет: «Игра старше культуры, ибо понятие культуры. в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть» [5, с. 10]. В этом, по сути, заключается преимущество игры по сравнению с культурой. С другой стороны, понятие культура значительно шире понятия игры, и первое понятие включает в себя второе. Е.А. Репринцева отмечает, что «игра является естественным и органическим элементом человеческой культуры» [6, с. 6]; Й. Хейзенга считает игру частью культуры [5; 9]. В этом заключается преимущество культуры по сравнению с игрой.
Для того чтобы найти связующую нить между этими емкими понятиями, обратимся к словарю. «Культура - сущностное качество любой формы деятельности, основанной на системе общепринятых ценностей, творческих образцов и норм жизнедеятельности» [4, с. 34]. Из этого определения следует, что культура связана с деятельностью, и игра, как известно, также имеет деятельностный характер.
Предпримем попытку ответить на вопрос, как с помощью игровой деятельности включить дошкольника в процесс постижения культуры общества? Данная проблема имеет большое значение для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, поскольку от правильно организованной игровой деятельности, направленной на развитие культуры ребенка, зависит то, каким он растет, каким станет, повзрослев, а значит, зависит будущее каждой страны и всего мира в целом. К.Ю. Баннов отмечает, что, «анализируя самые различные социальные практики, современные ученые говорят о наличии прямой зависимости между характером господствующих игр и социокультурными характеристиками пространства человеческой жизнедеятельно-
сти» [7, с. 4]. Однако игровая деятельность сама по себе не всегда может способствовать культурному развитию ребенка, а может выступать и средством диагностики уровня культурного недоразвития дошкольника, и наш взгляд, может служить средством деструктивного личностного развития.
Д.Б. Эльконин отмечал, что «конкретный характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу; но это могут быть и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т.д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка» [8, с. 32].
В философском словаре А.А. Грицанова дано следующее определение культуре: «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [9, с. 527]. Из этого следует, что культура социальна по своей природе. Д.Б. Эльконин считает, что «игра (в той ее специфической форме, которая типична для дошкольного возраста) социальна и по своему происхождению, и по содержанию» [10, с. 148].
Таким образом, понятия «культура» и «игровая деятельность» социальны по своей природе и имеют деятельностный характер; связаны по своей природной и содержательной основе; каждое из этих понятий, как отражающих действительность, является частью другого.
Остановим внимание на рассмотрение каждой из трех вышеперечисленных составляющих культуры (общепринятые ценности, творческие образцы, нормы жизнедеятельности) в контексте игровой деятельности дошкольника.
Обращаясь к словарю Е.С. Рапацевича, находим, что ценность - это «любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса)... В более узком значении принято говорить о Ц. как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения» [11, с. 869]. В культурологическом словаре А.И. Кравченко ценности рассматриваются, как «социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм. дружба и т.п. ... верность. чистота. жизнь человека... десять заповедей» [12, с. 623].
По мнению Д.Б. Эльконина, уже у дошкольника «возникают первые этические инстанции и зачатки мировоззрения» [10, с. 150]. Кроме того, К.Ю. Баннов указывает, что «была обнаружена неразрывная связь игры с важнейшими экзистенциальными феноменами: свободой. любовью, искусством, с жизнью в целом» [7, с. 3].
Рассмотрим, какие ценности воспитанники могут постигнуть в игровой деятельности. Одной из ценностей, как следует из вышеприведенного определения, является добро. Однако, доброе дело, добрый поступок невозможно совершить, имея слабую силу воли. Волевые качества в дошкольном возрасте лучше всего развивать с помощью игр с правилами, где воспитанники должны подчиняться правилам игры, иной раз против воли. В своей натуралистической теории К. Гроос пишет: «правила -школа воли» [8, с. 7].
Существуют игры, способствующие развитию духовно-нравственных качеств дошкольника. Д.Б. Эльконин отмечает большое значение игр с двойной задачей, «которые имеют большое психологическое значение. Примером. может служить. игра, известная под названием. «пятнашки с колдуном». перед убегающим ребенком стоит двойная задача: во-первых, он должен не дать себя «засалить» или «запятнать», он должен помочь «заколдованному» товарищу - освободить его, что, конечно, можно сделать, не иначе как подвергая себя риску быть пойманным». Игры с двойной задачей «вводят моральный момент в деятельность ребенка: например, в игре «в пятнашки с колдуном» непосредственное побуждение, создаваемое игровой ситуацией, - во что бы то ни стало избежать «пятнашки» - преодолевается моральным мотивом помочь товарищу. здесь. важно то, что этот моральный момент выступает в деятельности самого ребенка, т.е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции» [13, с. 320-321].
Рассмотрим, какие творческие образцы осваивают дети дошкольного возраста в игре. В словаре С.И. Ожегова образец
- это «то (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-н. характерных черт, качеств, воплощение чего-н. Служить образцом кому-н. Этот человек - о. мужества» [14, с. 427]. Д.Б. Эльконин отмечает, что «дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям, идеально данным образцам, усвоенным от взрослых» [10, с. 154].
В настоящее время воспитатели ежемесячно организуют с дошкольниками сюжетно-ролевые игры, которые призваны привить воспитанникам такой творческий образец, как уважение к значимым для других людей профессиям (например, врач, спасающий жизнь пациенту, или пожарник, спасающий человека из пожара, и др.). А.Н. Леонтьев пишет: «эти игры так и называют «ролевыми» (сюжетными), где первое место занимает роль, которую берет на себя ребенок. При этом в игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социальную функцию взрослого, чаще всего функцию профессиональную: дворник -это человек с метлой, доктор - он выслушивает, он прививает оспу, офицер - тот, кто командует на войне, и т.д.» [13, с. 315].
Примером образца поведения для дошкольников является дружный коллектив. По мнению Д.Б. Эльконина, социальная значимость игры заключается в ее коллективизирующей роли [8]. Также автор указывает, что «при правильном руководстве группа играющих детей становится настоящим коллективом, в котором представлены и реализуются разнообразные формы сотрудничества» [10, с. 148].
Проанализируем, какие человеческие нормы постигаются дошкольниками в игровой деятельности. В толковом словаре С.И. Ожегова указано, что норма это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Н. поведения» [14, с. 413].
Д.Б. Эльконин утверждает, что «дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения, которые выступают обобщением отношений людей)» [10, с. 154].
Библиографический список
Следует отметить, что слово «норма» лежит в основе слова «нормальный», хотя оно отражает обывательский смысл, а в педагогической практике все чаще наблюдаются отклонения в поведении детей от нормы, что обусловлено многими причинами (демографическими, социальными, географическими и др). Еще в 80-х годах прошлого столетия Д.Б. Эльконин писал: «Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.), для лечения психических заболеваний». Таким образом, ставя перед собой задачу воспитания нормального, а значит и культурного ребенка, использование игровой деятельности в процессе воспитания - необходимость [8, с. 21].
Однако вопрос о привитии моральных норм детям дошкольного возраста не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ошибаются те, кто считает или думает, что предоставление ребенку «добрых» игрушек - достаточное условие развития в нем человеческих норм поведения. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни» [8, с. 27].
Таким образом, в связи с неразрывностью или слитностью игры как игровой деятельности и культуры (поскольку в ином случае оба понятия потеряют важнейшие присущие им смыслы), на наш взгляд, бесперспективно выделять, что из них оказывает большее влияние на формирование личности дошкольника: игра или культура. И игра, и культура оказывают влияние одновременно и многоактно, целостно и культурогенно, если в педагогическом процессе правильно организовать игровую деятельность, в противном случае последняя может нанести неизгладимый вред личностному развитию дошкольника.
2
Екатеринбург, 2006 [Э!р]. - Р!д: http:IIwindow.edu.ruIresourceI
I. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999 [Э/р]. Р/д: http://gendocs.ru/v37042/?download2=1
Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.
673/28673^^^280^
3. Шуть, Н.Н. Волшебные ключи игромастера. - СПб.; М., 2008.
4. Крылова, Н.Б. Новые ценности образования. - М., 2005. - № 5(24): Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус.
5. Хейзинга. Й. Homoludens. Человек играющий. - СПб., 2011 [Э/р]. - Р/д: http://naturalworld.ru/kniga_chelovek-igrayushchiy-opit-opredeleniya-igrovogo.htm
6. Репринцева, Е.А. Игра как социокультурный и педагогический феномен: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2005.
7. Баннов, К.Ю. Игровая культура в пространстве современности: опыт культурологического анализа: автореф. дис. ... канд. культурологи. - Челябинск, 2007.
8. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
9. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.
10. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
II. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике. - Минск, 2001.
12. Кравченко, А.И. Культурология: словарь. - М., 2001.
13. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского.
- М., 1983. - Т. I.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М., 1996.
Bibliography
1. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj. Klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999 [Eh/r]. - R/d: http:/ /gendocs.ru/v37042/?download2=1
2. Voronin, A.S. Slovarj terminov po obtheyj i socialjnoyj pedagogike. - Ekaterinburg, 2006 [Eh/r]. - R/d: http://window.edu.ru/resource/673/28673/ files/ustu280.pdf
3. Shutj, N.N. Volshebnihe klyuchi igromastera. - SPb.; M., 2008.
4. Krihlova, N.B. Novihe cennosti obrazovaniya. - M., 2005. - № 5(24): Antropologicheskiyj, deyateljnostnihyj i kuljturologicheskiyj podkhodih. Tezaurus.
5. Kheyjzinga. Yj. Homoludens. Chelovek igrayuthiyj. - SPb., 2011 [Eh/r]. - R/d: http://naturalworld.ru/kniga_chelovek-igrayushchiy-opit-opredeleniya-igrovogo.htm
6. Reprinceva, E.A. Igra kak sociokuljturnihyj i pedagogicheskiyj fenomen: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Kursk, 2005.
7. Bannov, K.Yu. Igrovaya kuljtura v prostranstve sovremennosti: opiht kuljturologicheskogo analiza: avtoref. dis. ... kand. kuljturologi. - Chelyabinsk, 2007.
8. Ehljkonin, D.B. Psikhologiya igrih. - M., 1978.
9. Gricanov, A.A. Noveyjshiyj filosofskiyj slovarj. - Minsk, 2001.
10. Ehljkonin, D.B. Izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 1989.
11. Rapacevich, E.S. Sovremennihyj slovarj po pedagogike. - Minsk, 2001.
12. Kravchenko, A.I. Kuljturologiya: slovarj. - M., 2001.
13. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya / pod red. V.V. Davihdova, V.P. Zinchenko, A.A. Leontjeva, A.V. Petrovskogo. -M., 1983. - T. I.
14. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj. - M., 1996.
Статья поступила в редакцию 18.09.13