ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ В МАТЕМАТИКОВ Бургонова О.В.
Бургонова Ольга Валентиновна - воспитатель высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5,
ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное
место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением
внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во
всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в
жизни, принимать самостоятельные решения.
Ключевые слова: математика, игра, дети, успех, задание, правила.
Поступление в школу представляет собой важный этап, как для ребенка, так и для его родителей. Подготовить ребенка к учебной деятельности таким образом, чтобы он чувствовал уверенность в себе, избегал внутреннего напряжения и мог сосредотачиваться, а также поддерживать высокий темп работы -задача сложная и требующая серьезного подхода.
Родители, как первые и наиболее значимые воспитатели, могут сыграть ключевую роль в этом процессе. Помогите ребенку развить и реализовать его потенциал, не жалейте времени на это - ваши усилия принесут свои плоды. Дети, уверенные в своих силах, будут воспринимать учебу не как тяжесть, а как радость, и вы не будете переживать об их успеваемости.
Одним из условий успешного начала обучения в школе является осознанное стремление ребенка к учебной деятельности, которое включает интерес к школьным занятиям и сформированную школьную мотивацию. Она проявляется в следующих аспектах:
• Наличие познавательных интересов (например, увлечение чтением, решением задач и выполнением интеллектуальных заданий);
• Понимание необходимости учения как ответственной деятельности;
• Уменьшение стремления к игровым и развлекательным элементам дошкольной жизни;
• Эмоционально положительное отношение к школе.
Если ребенок проявляет нежелание что-либо делать, важно сосредоточиться не на том, как его заставить, а как заинтересовать. Предоставляйте ему больше самостоятельности, позволяя делать «открытия» самостоятельно, не спешите давать знания в готовом виде. Объясняйте важность каждого занятия, приводите примеры и связывайте новые знания с уже усвоенными.
Задания должны быть соответствующими его уровню подготовки - не слишком трудными и не слишком легкими. Проявляйте интерес к занятиям, создавая положительный эмоциональный климат. Позвольте ребенку ощущать свои успехи и достижения, отмечая его прогресс, терпение и старание. Оценивайте объективно способности вашего ребенка, избегая сравнений с другими детьми, сосредоточьтесь на его личном развитии.
Даже до начала школьного обучения у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое развивается наиболее эффективно при поддержке взрослых. Развитие произвольного внимания связано с ответственностью, что подразумевает тщательное выполнение всех заданий, независимо от их интересности. Хороший уровень внимания также свидетельствует о развитом самоконтроле у ребенка.
Разнообразные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение и обобщение, то есть все занятия, которыми ребёнок занимается до школы, способствуют развитию таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей и способность рассуждать. Ребёнок способен уловить главную мысль предложения, текста или картинки, объединить несколько изображений по общему признаку, разложить картинки на группы по существенным характеристикам и т.д.
Основой способностей ребенка, являющейся важным условием для обучения, освоения знаний и навыков, выступает память. Существенно акцентировать внимание на смысловой памяти, демонстрируя ребенку различные примеры, способствующие лучшему запоминанию.
Жизнь будущего первоклассника предъявляет высокие требования к воле ребенка: ему нужно вовремя вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на своем месте в классе. Следует соблюдать множество правил на уроках, таких как поднимание руки для ответа или вопроса, а также необходимость внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Писать можно только в тех местах, которые указал педагог.
Каждое из этих правил требует от ребенка способности подчинять свои действия, мысли и желания, а также умения контролировать свое поведение. На эту сторону психического развития следует обратить особое внимание, если ребенок проявляет повышенную двигательную активность, непоседливость, импульсивность или рассеянность.
Итак, успехов вам и - больше веры в себя и возможности своего ребёнка!
Список литературы
1. А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М.; Просвещение 2013г.
2. З.А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание - 2002 №8
3. В. Волчкова «Занимательный счёт» // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - С. 45.
4. З.А. Михайлова «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» -СПб.: Детство-Пресс, 2001.
5. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М.: Просвещение, 1990.
6. К.В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
7. Михайлова З.А. «Математика от трех до семи». 2017