Научная статья на тему 'Игра «Сайзанак» детей кочевого народа'

Игра «Сайзанак» детей кочевого народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сюжетная игра / традиция / упражнения / обучение / воспитание / внимание / воображение / речь / психического развития / мышление / творчество / plot game / tradition / exercises / teaching / upbringing / attention / imagination / speech / psychological development / thinking / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Монгуш Владимир Болат-Оолович

В данной статье раскрывается анализ тувинской сюжетно-ролевой детской игры «Сайзанак» детей тувинских кочевников (в переводе на русский язык – подражание жизни взрослых в отношении домашнего хозяйства, профессий). Она ведёт ребёнка по жизни и оказывает большое влияние на воспитание характера, силы воли, самостоятельности, терпимости, лидерства и уступчивости. Дети тувинских кочевников во время выпаса скота играли «Сайзанак» – это их естественная потребность, и постепенно овладевали навыками и умениями действовать с различными предметами. Игра «Сайзанак» учит поведению в разнообразных ситуациях, укрепляет психику и внимание ребенка, позволяет ощутить свою внутреннюю свободу, самостоятельность, взаимодействовать с окружающими на равных условиях; способствует формированию ценных духовно-нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и другие), развитию разговорной речи, побуждает детей воспроизводить в играх бытовой и общественно-полезный труд взрослых (родителей). В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольных образовательных учреждений Республики Тыва дети должны полноценно прожить все этапы детства, реализуя свои потребности в различных видах деятельности, прежде всего в форме игры и творческой активности. Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является развитие внимания, физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Данная игра примечательна тем, что дети не только получают возможность двигаться, проявлять инициативу, взаимодействовать со сверстниками, учатся быть внимательным и развивать разговорную речь, но также знакомятся с особенностями культуры своего народа. Игра «Сайзанак» адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям для использования в семейном воспитании и во время праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Монгуш Владимир Болат-Оолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Saizanak” game for children of nomadic people

This article considers the analysis of Tuvan plot role-playing children's game “Saizanak” of Tuvan nomads (translation into Russian-imitation of adults’ life in terms of household, professions). It guides the child through life and has a great influence on character, willpower, independence, tolerance, leadership and compliance upbringing. The children of Tuvan nomads played “Saizanak” during cattle grazing – this is their natural need and this way they gradually master the skills and abilities to use different objects. “Saizanak” teaches how to act in different situations, strengthens child’s phyche and attention, helps to feel own inner freedom, independence. It teaches to interact with people around; provides valuable spiritual-moral feelings formation (humanity, love, empathy and others), speech development, makes children reproduce in games everyday and socially useful work of adults (parents). In accordance with the demands of the Federal state educational standard of pre-school educational establishments of the Republic of Tuva, Russia children should have full-fledged stages of childhood, realizing their needs in different kinds of activity, mainly in a form of a game and creative activity. One of the main objectives of pre-school educational establishment is children’s attention, physical and psychic health development, their emotional well-being improvement. This game is characterized by the fact that children not only get an opportunity to move, express initiative, interact with coevals, learn how to be attentive and develop their speech, but also get acquainted with the peculiarities of own nation. “Saizanak” game is addressed to pre-school teachers and parents for family upbringing and during holidays.

Текст научной работы на тему «Игра «Сайзанак» детей кочевого народа»

УДК : 794.8 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-154-160

Игра «Сайзанак» детей кочевого народа

Мендот Эл.Э1*., Мендот И.Э.1, Мендот Эм.Э.1, Монгуш В.Б.2

1Тувинский государственный университет г. Кызыл, Республика Тыва, Россия ORCID: 0000-0002-2165-4551 menella2013@yandex.ru* 0RCID:0000-0002-54l6-7573 inga-mendot@yandex.ru ORCID: 0000-0003-2970-0572 mendota6909@yandex.ru 2Президетское кадетское училище г. Кызыл, Республика Тыва, Россия mongush2312@yandex.ru

Аннотация: В данной статье раскрывается анализ тувинской сюжетно-ролевой детской игры «Сайзанак» детей тувинских кочевников (в переводе на русский язык - подражание жизнивзрослыхвотношениидомашнегохозяйства,профессий).Онаведётребёнкапожизни и оказывает большое влияние на воспитание характера, силы воли, самостоятельности, терпимости, лидерства и уступчивости. Дети тувинских кочевников во время выпаса скота играли «Сайзанак» - это их естественная потребность, и постепенно овладевали навыками и умениями действовать с различными предметами. Игра «Сайзанак» учит поведению в разнообразных ситуациях, укрепляет психику и внимание ребенка, позволяет ощутить свою внутреннюю свободу, самостоятельность, взаимодействовать с окружающими на равных условиях; способствует формированию ценных духовно-нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и другие), развитию разговорной речи, побуждает детей воспроизводить в играх бытовой и общественно-полезный труд взрослых (родителей). В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольных образовательных учреждений Республики Тыва дети должны полноценно прожить все этапы детства, реализуя свои потребности в различных видах деятельности, прежде всего в форме игры и творческой активности. Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является развитие внимания, физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Данная игра примечательна тем, что дети не только получают возможность двигаться, проявлять инициативу, взаимодействовать со сверстниками, учатся быть внимательным и развивать разговорную речь, но также знакомятся с особенностями культуры своего народа. Игра «Сайзанак» адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям для использования в семейном воспитании и во время праздников.

Ключевые слова: сюжетная игра, традиция, упражнения, обучение, воспитание, внимание, воображение, речь, психического развития, мышление, творчество.

Для цитирования: Мендот Эл.Э.*, Мендот И.Э., Мендот Эм.Э., Монгуш В.Б. Игра «Сайзанак» детей кочевого народа. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 154-160. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-154-160.

"Saizanak" game for children of nomadic people

Ella R. Mendot*1, Inga E. Mendott, Emma E. Mendott, Vladimir B. Mongush2

Tuva State University, Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia ORCID: 0000-0002-2165-4551 menella2013@yandex.ru* ORCID:0000-0002-5416-7573 inga-mendot@yandex.ru ORCID: 0000-0003-2970-0572 mendota6909@yandex.ru Presidential Cadet School Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia mongush2312@yandex.ru

Abstract: This article considers the analysis of Tuvan plot role-playing children's game "Saizanak" of Tuvan nomads (translation into Russian- imitation of adults' life in terms of household, professions). It guides the child through life and has a great influence on character, willpower, independence, tolerance, leadership and compliance upbringing. The children of Tuvan nomads played "Saizanak" during cattle grazing - this is their natural need and this way they gradually master the skills and abilities to use different objects. "Saizanak" teaches how to act in different situations, strengthens child's phyche and attention, helps to feel own inner freedom, independence. It teaches to interact with people around; provides valuable spiritual-moral feelings formation (humanity, love, empathy and others), speech development, makes children reproduce in games everyday and socially useful work of adults (parents). In accordance with the demands of the Federal state educational standard of pre-school educational establishments of the Republic of Tuva, Russia children should have full-fledged stages of childhood, realizing their needs in different kinds of activity, mainly in a form of a game and creative activity. One of the main objectives of pre-school educational establishment is children's attention, physical and psychic health development, their emotional well-being improvement. This game is characterized by the fact that children not only get an opportunity to move, express initiative, interact with coevals, learn how to be attentive and develop their speech, but also get acquainted with the peculiarities of own nation. "Saizanak" game is addressed to pre-school teachers and parents for family upbringing and during holidays.

Keywords: plot game, tradition, exercises, teaching, upbringing, attention, imagination, speech, psychological development, thinking, creativity.

For citation: Ella R. Mendot*, Inga E. Mendot, Emma E.Mendot, Vladimir B. Mongush. "Saizanak" game

for children of nomadic people. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 154-160.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-154-160.

Актуальность

Сюжетно-ролевая игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение; совершенствовать умения доброжелательно относиться к собеседнику, уважать его мнение, позитивно выражать свою позицию, понимать сверстников и взрослых, оказывать посильную помощь друг другу, взрослым, пожилым людям и маленьким детям. Игра побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, совершенствует умение самостоятельно создавать игровую обстановку для задуманного сюжета. Игра - это прежде всего свободное действие.[1, С.5-11].

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, в том числе и игры. Игра является важным направлением гуманизации процесса обучения детей дошкольного возраста. Каждая национальная игра имеет свои особенности, отличается от обычных упражнений собственной моделью, эстетичностью, нравственностью и интеллектуальностью. Игры - это отличная возможность для возрождения культуры кочевников. Игры развивают физические и

умственные задатки детей, воспитывают стойкий характер и умения ухаживать за животными и хозяйством. Во время игры дети познают окружающий мир, разучивают и используют в играх тексты и песни, таким образом развивают речевую деятельность.

Цель исследования: приобщение детей кочевников к культуре посредством игры.

Задачи исследования: внедрение игры «Сайзанаак» тувинских кочевников в работу с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.

С этой целью представляем игру «Сайзанак», так как она является неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей в детском саду. Народные игры кочевников имеют многовековую историю, они дошли до наших дней из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции и обычаи.

Проведение сюжетно-ролевых игр в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях физической культурой даёт широкие возможности для патриотического и интернационального воспитания детей.

Современные дети мало играют в игры,

так как вместо подвижных игр заняты компьютерными развлечениями, много времени проводят с телефонами, планшетами, что сопряжПно с малоподвижным образом жизни, оказывает негативное влияние на функциональное состояние и работоспособность человека. Общепризнано, что малоподвижный образ жизни является фактором риска возникновения ожирения, сахарного диабета, остеопороза, остеохондроза, сердечнососудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь), расстройств дыхания (хроническая обструктивная болезнь лПгких)., если считать Согласно статистическим данным, такими заболеваниями страдают 5060% детей Республики Тыва.

Одним из способов борьбы с малоподвижным образом жизни является использование различных средств народной физической культуры, способствующих повышению уровня функционального и физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Гузик М.А. полагает, что игра представляет окружающий мир, свободу действий ребенка, является ведущим методом формирования физической культуры. В педагогическом воспитании игра рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл игры заключается в ее полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре кочевого народа. Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этнокультурных ценностей народа [1].

Сюжетно-ролевая игра «Сайзанак» развивает интеллект, фантазию, воображение, формирует социальные качества. Игра всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Хёйзинга Йохан в своих трудах отмечает, что игра помогала человеку ощутить себя частью

целого народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила и развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важной частью этого опыта [6].

Народная игра - важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, чтобы дать ей новую жизнь, так как народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане.

Более конкретный анализ тувинских подвижных игр и их классификацию сделали в своих научных работах многие ученые, которые отметили, что народные подвижные игры, как и все народное творчество, сложились в процессе более чем тысячелетнего бытования и развития общества. С древних времен тувинские араты-скотоводы и охотники находили удовлетворение своим эстетическим запросам в народном творчестве, в частности, в играх. Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. От игры также зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в труде, ибо детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в том числе его художественных способностей. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходят в народных играх. Именно творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, в поиске способов осуществления задуманного и в том, что дети копируют увиденное с большей искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства [5, С. 299-305].

По словам тувинского поэта А.К. Калзана, «Сайзанак» - это сюжетно-ролевая и творческая игра детей дошкольного возраста. В широком смысле представляет деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для

этих условий разнообразных замещающих

характерно использование игровых предметов,

действительные предметы

деятельности взрослых. В старину играли в основном дети-пастухи, во время пастьбы

мелкого рогатого скота. Из разных камней дети строили миниатюрные изображения «ог» (юрта, жилье кочевников) и «аал» (чабанская стоянка) со всеми принадлежностями внутри - шкафчик, сундук, кровать, печь и др. (рисунок).

Дети во время игры «Сайзанак» подбирают камешки, заменяющие игрушки, иногда используют самодельные предметы, вырезанные из дерева фигурки домашних животных.

Монгуш Кенин-Лопсан Борахоевич отмечает важный факт, что в сюжете игры раскрываются содержание, а также характер действий и отношений, с которыми связаны участники событий, ибо воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые дети принимают на себя в ходе игры. Воображаемая ситуация игры «Сайзанак» воздействует на развитие умственной деятельности, так как в тот момент, когда ребенок дает камням название, например, крупный рогатый скот (коровы, лошади) в виде круглых камней, бараны -меньше, ягнята, козлята - еще меньше, то в соответствии с игровым замыслом он совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных действий. Здесь очень важно указать и то, что сюжетно-ролевая игра «Сайзанак» способствует интеллектуальному развитию ребенка, в игре дети используют различного рода камни в

качестве предметов-заместителей: «Дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия». Длинный красный треугольный камушек напоминает фигурку девушки. Дети договариваются между собой: «Это будет сундук (аптара), а это - котел (паш)». В этом возникает чрезвычайно богатая речевая связь, толкующая, объясняющая и сообщающая смысл каждому отдельному движению, камню, т.е. предмету-заместителю. Если приглашаешь «соседей», то за них нужно говорить, меняя интонацию речи. Широкое распространение имели следующие словесные формулы бытового приветствия и общения с оттенком вежливости: «Амыр!» - «Покой вам» или «Мир вам» и т.д. (Монгуш Кенин-Лопсан Б., 1994).

Действительно, с развитием

самостоятельной практической деятельности у ребенка возникает потребность в формулировании собственного замысла, в констатации затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения действий. На этой основе возникают интеллектуальные

функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит разговор с самим собой. Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок во время игры овладевает всеми основными формами устной речи, которая присуща взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, ведут к интенсивному овладению языком. Тем самым речь ребенка становится все более связной. Степень связной речи ребенка зависит прежде всего от ее задач, содержания и ситуации, в которой происходит общение.

Большое количество тувинских народных игр является отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития.

И.У. Самбу, автор многих тувинских игр. Игра «Сайзанак», играют дети дошкольного возраста группами в дошкольных образовательных учреждениях.

Атрибуты для игры. Разные по размеру и цвету камни, осколки посуды, большие плоские камни, на которых можно рисовать. Дети строят аал - (разбившись на группы, каждая из которых создает свой аал - хозяйственный двор или дом). К примеру, на больших камнях дети рисуют решетки юрты, квадратные камни могут служить постелью, осколки стекол - посудой (чашками - аяк), котлами - паш) [6].

В настоящее время родители покупают детям специальные игрушечные дома, оборудованные всеми бытовыми предметами. У сельских детей нет таких возможностей, поэтому играют по-своему, из круглых маленьких камней можно собрать «скот» - лошадей, коз, баранов, коров и т.д. Всю домашнюю утварь расставляет по своему усмотрению (аал - хозяйство, дом, двор). На роль хозяина избирают самого большого мальчика, он следит за управлением хозяйством, дает приказания «рабочим» детям. «Хозяйкой» выбирают девочку, более крупную или разговорчивую по сравнению с другими. В подражание взрослым она кормит и воспитывает «детей» (ими будут остальные участники игры), доит коров, наводит порядок в юрте. Дети ставят задачи правильно распределить роли, так как это

сюжетная игра, построить красивое хозяйство. В тувинских национальных играх нашли свое отражение разные стороны жизни народа: быт, традиции, обычаи, религия, трудовые занятия и т.д. [3].

В ходе нашего исследования был применён социологический метод -анкетирование. Мы разработали анкету, вопросы которой касались народных детских игр: режима дня, использования игр для развития физических качеств во время прогулки или дома, организации выходного дня, использования подвижных игр в детском саду с воспитателями и инструкторами, подвижности и развития детей. В результате опроса отмечено, что после игр дети физически и психологически укрепляются, развивается уверенность в себе, улучшаются отношения с другими людьми. Численность опрошенных родителей, чьи дети посещают разные детские сады города Кызыла, - 100 человек.

Необходимо отметить, что по результатам анкетирования были выявлены три категории родителей: 1-я категория родителей постоянно занимаются спортом, играют в подвижные игры, в выходные дни осуществляют лыжные прогулки, летом - пешие походы, дома занимаются со своими детьми и играют в настольные и интеллектуальные игры для развития внимания и речи (18% респондентов); 2-я категория - родители, которые иногда занимаются спортом и играют со своими детьми (47% респондентов); 3-я категория - родители, которые вообще не занимаются спортом и не играют в подвижные и другие виды игр, все время заняты своими делами (35% респондентов).

По результатам анкетирования и бесед, проведенных с родителями детей видно, что необходимо проводить работу с родителями, чтобы уделяли детям больше внимания, особенно их физическому развитию, обучению интересным национальным, подвижным и настольным интеллектуальным играм, которые могут способствовать не только физическому развитию детей, но также развитию их познавательных и интеллектуальных способностей.

Хёйзинга Йохан отмечает, что подражательные игры имеют особое значение: они учат ребенка наблюдательности и способности запоминать. Например, играя с куклой, девочка ее «кормит», «водит в гости»; мальчик строит дом, водит машину или скачет на коне и управляет хозяйством. Дети увлеченно изображают трудовую жизнь своих родителей, бабушек, их повседневные заботы и радости.

Детская игра «Сайзанак» большей частью представляет собой подражание реальной жизни кочевого народа, приобщает детей к труду, таким образом мы сохраняем культуру игры своего малого народа, привлекая внимание детей к народным играм, в которые играли бабушки и дедушки, к сожалению, многие из этих игр незаслуженно забыты. В работе с детьми мы пытаемся сохранить правила и содержание игр как пласт культуры, исчезновение которого приведет к необратимым изменениям в сознании народа, ослаблению физического и нравственного здоровья [4, С.299].

Этнопедагогика тувинцев, как и вся культура, находится в движении и развитии. Её составной частью являются народные игры, которые служат важным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Особенностью тувинских народных игр является то, что они соответствуют быту кочевого народа, доступны в проведении, просты в изготовлении атрибутов и отвечают интересам детей, молодежи. Тувинские народные игры по простоте форм, глубине идейного содержания до настоящего времени не потеряли своей воспитательной ценности [3, С.105].

Тувинские исследователи в своих научных трудах отмечают, что по истории

тувинских народных игр можно увидеть, что игры с древних времен совершенствовались и менялись в зависимости от местности, времени и народности. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами.

Таким образом, отметим, что на современном этапе предметы-заместители игры «Сайзанак» у детей изменились, а также изменились персонажи: в детских садах, домах или во дворе дети воображают себя врачами, продавцами, учителями, художниками, дизайнерами, архитекторами и т.д. Сюжетно-ролевая игра «Сайзанак» учит детей выбору будущей профессии. В культурно-историческом развитии детская игра «Сайзанак» является важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки детей к начальной школе, общения с другими детьми и подготовки к дальнейшей жизни. В основе этой подготовки лежат особенности взаимоотношения с окружающей средой.

Список литературы

1. Гузик М.А. Игра как феномен культуры. М.: Изд-во «Флинта». 2017: 268.

2. Кенин-Лопсан М.Б. Древние традиции тувинского народа (на тувинском языке). Кызыл : Тувкнигоиздательство. 1994: 4-10.

3. Мендот Эмма Э. Организация использования игр и игрового фольклора в младших классах на уроках физической культуры. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. 2019; 11-2: 105-110.

4. Мендот Эмма Э. Национальные виды спорта и игры на уроках физической культуры

в 1-2 классах (на примере борьба «Хуреш»). Образование и право. 2018; 11: 299-305.

5. МендотЭммаЭ.Тувинскаяфольклорная игра «кажык» на больших переменах учащихся начальных классов с ослабленным здоровьем. Сolloquium. Pedagogical sciences. 2019; 7(31): 4549.

6. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2011: 416.

7. Самбу И.У. Тыва оюннар. Кызыл: Тувкнигоиздательство. 1978: 68.

8. URL: www.consultant.ru

Статья поступила в редакцию: 20.05.2022

Мендот Элла Эрес-ооловна — кандидат педагогических наук, доцент, Тувинский государственный университет, 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 5, e-mail: menella2013@yandex.ru

Мендот Инга Эрес-ооловна — кандидат педагогических наук, доцент, Тувинский государственный университет, 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 5, e-mail: inga-mendot@yandex.ru

Мендот Эмма Эрес-ооловна — старший преподаватель, Тувинский государственный университет, 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 5, e-mail: mendota6g0g@ yandex.ru

Монгуш Владимир Болат-оолович — педагог-воспитатель, Президетское кадетское училище», 667000, Россия, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Московская, дом 74, e-mail: mongush2312@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.