Научная статья на тему 'Тувинская фольклорная игра «Кажык» на больших переменах учащихся начальных классов с ослабленным здоровьем'

Тувинская фольклорная игра «Кажык» на больших переменах учащихся начальных классов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
игра / кости / физическая культура / перемена / точность / ловкость / внимание / здоровье. / game / bones / physical culture / change / accuracy / dexterity / attention / health.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Эмма Эресооловна, Ондар Оргеллээр Чувурекович, Мендот Инга Эресооловна, Мендот Элла Эресооловна

В статье рассматривается тувинская фольклорная игра «кажык» как компонент этнической культуры, c использованием на больших переменах, учащихся с ослабленным здоровьем в начальных классах. Игра способствует проявлению ловкости, гибкости и быстроты пальцев рук, глазомера, улучшает память, обучению общаться со сверстниками, и при этом формирует духовно-нравственный характер, повышает интерес к играм и культуре, эффективного активного отдыха органов зрения и слуха, расслабления центрально-нервных систем, устранения недостатков в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Эмма Эресооловна, Ондар Оргеллээр Чувурекович, Мендот Инга Эресооловна, Мендот Элла Эресооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVAN FOLK GAME "KAZHIK" LARGE CHANGES WITH THE WEAKENED HEALTH OF THE STUDENTS IN THE PRIMARY GRADES

The article discusses the Tuvan folk game "Kazhik" as a component of ethnic culture, the use of large changes, for students with poor health in primary school. The game promotes dexterity, flexibility and speed of fingers, eye, improves memory, learning to communicate with peers, and at the same time forms a spiritual and moral character, increases interest in games and culture, effective active rest of the organs of vision and hearing, relaxation of Central nervous systems, eliminate deficiencies in the physical development of children, which has a therapeutic effect.

Текст научной работы на тему «Тувинская фольклорная игра «Кажык» на больших переменах учащихся начальных классов с ослабленным здоровьем»

PEDAGOGICAL SCIENCES /

32

4. Влияние физических упражнений на умственное развитие человека. — URL: https://bbf.m/magazme/8/5564/(даra обращения: 13.02.2019)

5. Дручинина А.В. Влияние физической активности на умственную деятельность человека // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ.

конф. № 10(45). URL:

https://sibac.info/archive/meghdis/10(45).pdf (дата обращения: 13.02.2019)

6. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 423-425. — URL https://moluch.ru/archive/98/22112/ (дата обращения: 13.02.2019).

УДК 394.3:796.2(571,52)

Мендот Эмма Эресооловна,

ст. преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия Ондар Оргеллээр Чувурекович, к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия Мендот Инга Эресооловна кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кызылского педагогического колледжа, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия

Мендот Элла Эресооловна, к.п.н., доцент кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10159 ТУВИНСКАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ИГРА «КАЖЫК» НА БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕНАХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Mendot Emma Eresoolovna,

senior lecturer Department ofphysical culture of the

"Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation Ondar Orgelleer Chyvyrecjvich, Ph. D., associate Professor of sports disciplines of the

"Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation Mendot Inga Eresoolovna candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Kyzyl pedagogical College, of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation Mendot Ella Erezoolovna, candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Department ofphysical culture of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation

TUVAN FOLK GAME "KAZHIK" LARGE CHANGES WITH THE WEAKENED HEALTH OF THE

STUDENTS IN THE PRIMARY GRADES

Аннотация.

В статье рассматривается тувинская фольклорная игра «кажык» как компонент этнической культуры, c использованием на больших переменах, учащихся с ослабленным здоровьем в начальных классах. Игра способствует проявлению ловкости, гибкости и быстроты пальцев рук, глазомера, улучшает память, обучению общаться со сверстниками, и при этом формирует духовно-нравственный характер, повышает интерес к играм и культуре, эффективного активного отдыха органов зрения и слуха, расслабления центрально-нервных систем, устранения недостатков в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.

Annotation.

The article discusses the Tuvan folk game "Kazhik" as a component of ethnic culture, the use of large changes, for students with poor health in primary school. The game promotes dexterity, flexibility and speed of fingers, eye,

<<ШУ1©ЗДиМ"^©иГМ&1>>#7Ш,2©1]9 / PEDAGOGICAL SCIENCES_33

improves memory, learning to communicate with peers, and at the same time forms a spiritual and moral character, increases interest in games and culture, effective active rest of the organs of vision and hearing, relaxation of Central nervous systems, eliminate deficiencies in the physical development of children, which has a therapeutic effect.

Ключевые слова: игра, кости, физическая культура, перемена, точность, ловкость, внимание, здоровье.

Key words: game, bones, physical culture, change, accuracy, dexterity, attention, health.

Современная статистика Республики Тыва говорит о том, что современные дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития (координации движений, выносливости, гибкости, силы). Большинство детей в школе и дома смотрят смартфоны, планшеты, и играют в компьютерные игры, смотрят мультики и другие программы.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье - это главная человеческая ценность.

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья детей. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию - сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Подвижные игры в современной начальной школе используются не только во время учебной деятельности, но и во время прогулок, больших перемен. Проведение правильно организованной перемены младших школьников очень важно для снятия утомляемости, негативных эмоций, возможности переключиться, а затем с новыми силами взяться за учебу.

Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Игра имеет большое значение в укреплении здоровья младших школьников. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или иг-

рающими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели [1, С. 21-22].

Несмотря на наличие разнообразных концепций по проблемам игры и игровой деятельности, все они едины в том, что игровая деятельность свойственна всем возрастным группам. И дети, и взрослые в процессе игры испытывают значительный душевный подъем и волнение, ибо игра - не забава, а одно из удивительнейших явлений культуры общества и человека. Разнообразные по содержанию игры, требующие различного эмоционального проявления, всегда социальны по своей сущности, поскольку в них закладывается опыт общественных взаимоотношений, переживаний, формируется нравственное и физическое здоровье, строятся различные модели поведения человека [2, С. 5-21].

Народные игры - это яркое выражение характера народа и играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно смотреть и с точки зрения педагогики и психологии, как на средства обучения и воспитания. В дополнение ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, тело, развить процессы мышления, фантазии, эмоциональную составляющую нашей жизни [5]. Тувинский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Актуальность состоит в том, что мы не должны забывать о прошлом, о красоте и богатстве игр, музыки, живописи, литературы, о праздниках и обычаях тувинского народа. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Естественным спутником жизни и постоянным источником радостных эмоций в любом возрасте, у любого народа по праву можно считать народные игры. Народные игры созданы талантом, они развивались и переходили из века в век, из поколения в поколение, удовлетворяя потребность людей в движении. Человек, участвуя в игре, тренировал свой организм, приобретал жизненные навыки. Игры необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение. Далее мы приводим тувинскую фольклорную игру «кажык», которую с большим удовольствием и пользой можно использовать на больших переменах для учащихся с ослабленным здоровьем в начальных классах как средство формирования личности ребенка в кругу своих сверстников.

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©УГМа1>#Ш]])),2(0]9

34

Здоровье - одна из важнейших составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность. Эффективность игр в больших переменах в начальной школе во многом зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительной работы особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах.

Обратить внимание для реализации образовательных целей на больших переменах уделять играм, чтобы способствовать укреплению здоровья детей. Правильно организованные подвижные игры для учащихся с ослабленным здоровьем в начальных классах на больших переменах благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников.

Цель исследования: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников с ослабленным здоровьем через организацию школьных перемен.

Задачи исследования:

- подготовить зоны для активного отдыха с ослабленным здоровьем детей фольклорная игра «кажык»;

- научить детей организованно проводить большие перемены;

- организовать сотрудничество педагогов и детей.

Это создание условий для учащихся с ослабленным здоровьем в начальных классах использовать фольклорную игру «кажык» на больших переменах для бережного отношения и сохранения национальной культуры и традиций, которая способствует развитию творческой инициативы, речи и лучших человеческих черт.

В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные игры повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

Руководит подвижной переменой - учителя, социальные педагоги, психологи, классные руководители при активной помощи старшеклассников. На перемене не следует копировать организационную форму построения урока физической куль-

туры. Перемена - это, прежде всего отдых для учеников - исключаются команды, высокая степень за-организованности.

Республика Тыва по географическому и климатическому условию резко континентальный, зима долгая начиная с октября месяца и конец апреля, поэтому мы предлагаем с ослабленным здоровьем детей использовать фольклорную игру «кажык» и другие на больших переменах. Пусть играют в «кажык» учащиеся с ослабленным здоровьем для снятия стрессового состояния, для улучшения игра развивает центральную нервную систему, некоторым детям помогает для общения, состязательные, развивающие, обучающие, тренирующие умственные способности. Правильная организация и проведение динамических подвижных перемен содействуют лучшему восприятию учебного материала, улучшают физическое развитие учащихся, воспитывают волевые качества.

П.Ф. Лесгафт отмечает в своих научных трудах, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, его окружающей среды. Он считал, что подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, взаимовыручки, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил в своих научных трудах использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувства и приучить таким образом, подчинять свои действия сознанию» [1].

Мендот Элла Э., Мендот Эмма Э., Мендот Инга Э., в своих научных трудах отмечают, что из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывали свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «чинчи чажырар» (найти бусинку), в «сайзанак» (игра в аал, или о хозяйстве) и др. [3]. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Дети, играя в «кажык», опосредованно овладевают вычислительными умениями, навыками решения арифметических и логических задач. Значительное количество забав в игровой культуре тувинского народа связано с игрой «кажык» (игра в кости). Существует пять вариантов только игры «кажык». Она имеет очень древнее происхождение. Игра в кости имеет развивающее значение, особенно полезны они в развитии пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев кистей. Не требуя большого физического напряжения, она улучшает

<<шушетим~^©у©ма1>#7«,2©1]9 / PEDAGOGICAL sciences

координацию движений рук и органов зрения, способствует быстроте реакции. Игра требует от игрока предельной внимательности, и здесь проявляются индивидуальные особенности личности [3].

Игра «кажык» («астрагалами») у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах. Тувы. Ондар О.Ч., Мендот Э.Э., Самбу И.У., отмечают, что эта игра известна и у соседей тувинцев - хакасов, алтайцев, бурят, монгол. Большинство вариантов этой игры.

Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы и т.д. Чтобы не смешивать кости, на них наносят специальные знаки. Количество игроков произвольна.

Динамическая координация рук - это способность двигательным действием пальцев и рук выйти из любого положения, то есть справиться с любой возникшей моторной задачей, изменяя параметры освоенного действия. Процесс игры во многом развивает способность у ребят к созидательному, планомерному, точному и тонкому восприятию окружающего мира [6]. Игра «кажык» самый доступный, распространённый вид тувинской игры, которая содержит богатое этнокультурное средство тувинского народа.

Игра «кажык» для детей и взрослых не требует большого пространства и дорогого инвентаря. В общеобразовательных учреждениях во время больших перемен для учащихся с ослабленным здоровьем в начальных классах, можно поставить столы обычные ученические небольшого размера в коридорах, в тихих уголках.

У каждой национальной, этнической и культурной группы имеются свои народные (традиционные) игры, которые и в настоящее время явля-

55

безусловно, отображало жизнь кочевого скотовода. Например, игра «дорт берге» (на счастье). Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали название: выпуклой стороне - баран, обратной с ямочкой стороне - коза, стоящей верхней ровной стороне - лошадь, менее ровной стороне - корова. Для этой игры берут четыре более крупные кости и каждый играющий подбрасывает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота - баран, коза, лошадь, корова.

выпуклая сторона -«баран» (хой)

обратная сторона с ямочкой - «коза» (вшку)

стоящая ровно верхняя сторона - «лошадь» (аът)

обратная, менее ровная сторона - «корова» (инек)

ются большой культурной и образовательной ценностью. Естественным спутником жизни и постоянным источником радостных эмоций человека в любом возрасте у любого народа по праву можно считать народные игры [7].

Таким образом, игра в «кажык» является традиционно тувинской игрой. Использование игры «кажык» и его разновидностей на больших переменах, можно считать богатейшими традициями, с учетом позитивного и негативного опыта культурного наследия тувинского этноса поможет в дальнейшем сохранить и передавать подрастающему поколению все традиционные особенности игры, ее трансформацию в современном мире.

Библиографический список литературы

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.И.Волков. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 129-134.

2. Геллер Е.М. Наш друг игра / Е.М.Геллер. -Минск: Народная асвета, 1979. - 96с.

3. Мендот Эл.Э., Мендот Эм.Э., Мендот И.Э. Этикет тувинских подвижных игр для детей дошкольных образовательных учреждений. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 79 с. (4.937 п.л.) - 9785-4486-0100-2. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70293.html

Рис. Разные стороны «кажык»

36

PEDAGOGICAL SCIENCES /

4. Ондар О.Ч. Тувинская игра в кажык» / О.Ч.Ондар, Мендот Эл.Э. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. - 54с.

5. Самбу И.У. Тувинские народные игры / И.У.Самбу. - Кызыл, 1974, 1978 - 68с.

6. Черемисин В.П. Народные игры в системе воспитания детей и подростков. / В.П.Черемисин. -Малаховка, 2000. - 108с.

7. Мухтарова, Ш.М. Аксиологический потенциал традиционной празднично-игровой культуры казахского народа: [Статья] / Ш.М. Мухтарова // Теория и история игры: выпуск III: к 70-летию В.М. Григорьева. - М.: 2006. - С.193-200.

УДК: 37.012

Полякова Екатерина Евгеньевна Студент магистратуры Московский Городской Педагогический Университет РР1: 10.24411/2520-6990-2019-10160 МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Polyakova Ekaterina Evgenievna Graduate student Moscow City Pedagogical University MONITORING AS A BASIS FOR ASSESSING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY OF

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация

В статье дается общая оценка процесса мониторинга в сфере образования. Выделены типы образовательных организаций в которых может быть проведен мониторинг, представлены показатели мониторинга в сфере высшего образования.

Abstract

The article provides a general assessment of the monitoring process in the field of education. The types of educational organizations that can be monitored are highlighted, monitoring indicators in the field of higher education are presented.

Ключевые слова: мониторинг, критерии для мониторинга, система образования.

Key words: monitoring, criteria for monitoring, education system.

Мониторинг в сфере образования проводится с целью системного анализа и оценки состояния. Необходимость проведения мониторинга системы образования установлена ст. 97 Закона об образовании [1].

Минобрнауки России утвердило критерии для мониторинга всех образовательных организаций приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. №14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования".

Для мониторинга используются данные федерального статистического наблюдения, различных обследований, в том числе социологические обследование образовательных организаций, информация с официальных сайтов в Интернете, информация из средств массовой информации, а также информации из государственных органов власти.

При проведении мониторинга системы образования проверяются различные аспекты деятельности образовательных организаций на соответствие нормам действующего законодательства в сфере

образования. Кроме этого, большое значение имеет информационная открытость образовательного учреждения и то, насколько данные, представленные различным пользователям в свободном доступе на сайте организации, соответствуют действительному положению дел в ней.

В то же время сама образовательная организация должна знать, по каким критериям ее будут оценивать.

При оценке школы будет учитываться количество молодых учителей, зарплата педагогов, оценка родителей, число учащихся во вторую и третью смены. При оценке дошкольного образования, в частности, будет учитываться обеспеченность детей местами в детсадах и количество детей, которые ходят в частные детсады. Важным критерием оценки станут условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выделим сначала типы государственных образовательных организаций, которые утверждены ст. 23 ФЗ «Об образовании» в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.