Научная статья на тему 'Этнокультурная значимость народных тувинских игр'

Этнокультурная значимость народных тувинских игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNOCULTURAL FOLK GAMES / PRE-SCHOOL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Элла Эрес-ооловна, Гаськов Алексей Владимирович, Дугарова Туяна Цыреновна, Жамц Сандандоржийн

В статье рассматриваются народные подвижные игры как одно из основных форм преимущественного применения и организация учебных занятий в современных дошкольных образовательных учреждениях по физической культуре и спорту, формирования двигательной активности детей 5-6 лет дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Элла Эрес-ооловна, Гаськов Алексей Владимирович, Дугарова Туяна Цыреновна, Жамц Сандандоржийн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND CULTURAL SIGNIFICANCE OF TUVAN FOLK GAMES

In the article the folk outdoor games are considered as one of the main forms of use and organization of educational lessons in modern pre-school educational institutions in training and sport, forming motor activity of children under school age.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная значимость народных тувинских игр»

УДК 373.2.016 (571.52)

© Элла Э. Мендот, А.В. Гаськов, Т.Ц. Дугарова, С. Жамц

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НАРОДНЫХ ТУВИНСКИХ ИГР

В статье рассматриваются народные подвижные игры как одно из основных форм преимущественного применения и организация учебных занятий в современных дошкольных образовательных учреждениях по физической культуре и спорту, формирования двигательной активности детей 5-6 лет дошкольного возраста. Ключевые слова: этнокультурные народные игры, дошкольное образование, физическая культура.

Ella E. Mendot, A. V. Gaskov, T. Ts. Dugarova, S. Zhamts ETHNIC AND CULTURAL SIGNIFICANCE OF TUVAN FOLK GAMES

In the article the folk outdoor games are considered as one of the main forms of use and organization of educational lessons in modern pre-school educational institutions in training and sport, forming motor activity of children under school age.

Keywords: ethnocultural folk games, pre-school education, physical culture.

Игра представляет собой исторически сложившееся средство воспитания. Возникновение игры относится к далекому прошлому возникновения человеческого общества. Основой происхождения игры является труд человека. На протяжении всей истории человеческого общества игра всегда отражала действительность, характерные стороны уклада жизни, труда и быта людей [Геллер, 1986].

В 1920-е гг., когда формировалась в Советской России новая система физического воспитания, многие передовые педагоги считали, что в ее основе должны быть народные игры. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Сохранение культурных наследий народа, их совершенствование по мере развития общественного сознания является необходимым условием существования народа как нации. Взаимовлияние культуры народов стало обычным явлением. Оно дает возможность общения народов, взаимопонимания друг друга, большой стимул для выравнивания общего развития культуры человечества.

Благодаря разнообразию народных подвижных игр дети 5-6 лет сами могут регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Народные подвижные игры и состязания привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовым, доступным средством их физического, нравственного, эстетического воспитания. Особенностью подвижных игр является актив-

ная двигательная деятельность, включающая все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание в цель и т.д., а также простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, широкая вариативность движений, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и др. В процессе игры дети осваивали все основные виды человеческой деятельности, в том числе и трудовой.

Игра являлась основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса. О целительном воздействии различных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств тувинцы знали с древних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможности реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Привитие подрастающему поколению трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой. Поэтому рациональное использование тувинских народных подвижных игр и состязания на занятиях позволяет эффективно организовать процесс физического воспитания в детских образовательных учреждениях.

При ее проведении проявляются его творческие способности, ведь народные игры и состязания влияют на мировоззрение подрастающего поколения. Природные условия, особенности исторического развития отдельных народов придавали играм национальное своеобразие и делали их оригинальными, поэтому разные на-

роды имеют специфические, характерные для своей среды игры.

Во время своего путешествия по Туве в 19021903 гг. русский этнограф Ф. Кон в своей книге «За 50 лет» описал некоторые тувинские игры. Он проанализировал ход игры в шахматы. Автор монографии «Западная Монголия и Урянхайский край» Г. Грумм-Гржимайло описал состязательные игры. Более конкретный анализ тувинских игр и их видов сделал этнограф И.У. Самбуу, который посвятил данной теме несколько работ. Исследовав и описав тувинские подвижные игры, он дал новый дополнительный материал по изучению исторической этнографии тувинского народа. В основе данной работы лежат материалы, собранные автором в разных районах Тувы во время экспедиционных исследований. В качестве их дополнения и подтверждения использовались фольклорные и археологические материалы.

Играя, дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, овладевают необходимыми навыками и умениями. Игры особенно полезны на этапе начального освоения физических упражнений. Неоднократное повторение игровых действий помогает детям в дальнейшем легче перестраиваться при изучении техники движений, в различных видах спорта повышаются количественные показатели развития двигательных качеств. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физическому воспитанию.

Игра как сложное социальное, психологическое и педагогическое явление - это и отражение реальных социальных действий и окружающей среды. Природные условия, особенности исторического развития отдельных народов придавали играм национальное своеобразие и делали их оригинальными [Самбуу, 1974].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский с полным основанием утверждал, что в игре ребенка «... формируются все стороны души человеческий ум, его сердце и его воля» [Ушин-ский, 1925].

Большое воспитательное содержание заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей дошкольного возраста, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, игра «Аскак кадай» (Хромая старуха) или «Аза кадай» (Баба-Яга) требует

внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. Игра «Аскак кадай» (Хромая старуха) учит детей умению определять расстояние, развивать глазомер и слуховое восприятие, также все физические качества (улучшает координацию, развивает быстроту реакции, ловкость, подвижность, ориентировку на местности) [Ооржак, 1995; Аг-оол, 2003, 2004].

Игра «Кажык», или игра в кости - очень древняя и имеет развивающее значение, особенно полезна для развития пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев; не применяя большого физического напряжения, она улучшает координацию движений рук и органы зрения; способствует быстроте реакции. Игра требует от игрока предельной внимательности, и здесь проявляются индивидуальные особенности.

Одной из особенностей тувинских народных подвижных игр «Баг кагары», «Ак ыяш», «Ар-гамчы тыртары» и других является воспитание у детей нравственных качеств.

Процесс игры во многом развивает способность у детей к созидательному, планомерному, точному и тонкому восприятию окружающего мира. Так, например, игры «Тевек», «Ак ыяш», «Кууйлу», «Аскак кадай», «Адыр бут», «Ка-жык» учат умению определять расстояние, развивает глазомер и слуховое восприятие, также все физические качества.

Тувинские народные подвижные игры по своему содержанию направлены на развитие всех физических качеств, они не имеют внешнего сходства с общепринятыми, способствуют решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

К физическим упражнениям, формирующим эстетические чувства, в первую очередь относится национальная борьба «хуреш». Богатырское телосложение борцов, рельефные мышцы ног, рук, технические приемы вызывают восхищение зрителей. Все это способствует умению видеть красивое, формирует у детей эстетические чувства.

Тувинской национальной борьбе «хуреш» надо уделять особое внимание. Описание зрелищного и очень выразительного танца «Девиг» борца-победителя демонстрирует мощь и красоту сильного мужского тела и имитирует полет птицы Гаруды. Это вид спорта собрал все прекрасные качества человека, которые борец-

тувинец демонстрирует перед зрителями. Танец «Девиг» имитирует взлет и парение орла, плавные движения, как мах крыльями танцующего орла перед боем. Это достояние, богатство народа, золотой слиток, самородок среди руд [Ку-жугет, 2002].

Использование народных подвижных игр и состязаний на занятиях физического воспитания детей 5-6 лет дошкольного возраста позволяет целенаправленно воздействовать на процесс укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и улучшения в целом здоровья.

О.Ч. Ондар, изучая тувинскую национальную борьбу «хуреш», пришел к выводу, что ритуал «Девиг» - тщательно продуманное разминочное упражнение борца к сватке. Он дает возможность разумно управлять своим предстартовым состоянием, придает соревнованиям по борьбе «хуреш» зрелищность, динамичность, театрали-зованность, воспитывает у молодого поколения уважение к традициям тувинского народа к сопернику и зрителям. Поэтому разучивание ритуала «Девиг» необходимо включать в учебнотренировочный процесс в ДОУ, школах и в секциях по борьбе с самого начала обучения.

В настоящее время в национальной борьбе не хватает динамики. По нашему мнению, отсутствие весовых и возрастных категорий в тувинской борьбе «хуреш» было ее особенностью [Ондар,1989].

Обучение национальной борьбе «хуреш» нужно начинать с малых лет, т.е. в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе правильно исполнять танец орла «Девиг». Детям 56 лет рекомендуется сначала рассказать сказку, показать рисунки и фильмы про танец «Девиг» и борющихся борцов-тувинцев. Увиденные движения дети и воспитатель или инструктор по физической культуре вместе выполняют как утреннюю гимнастику под музыку, и во время прогулки можно организовать соревнования по национальной борьбе «хуреш».

А. Калзан также подробно рассмотрел популярную игру «Сайзанак» (игра в аал или о хозяйстве), в которой дети разыгрывают по ролям события из повседневной жизни взрослых, пользуясь при этом камешками или деревянными палочками как фигурами человека, т.е. исполняют роль мамы и папы, чабана, табунщика, доярки и разыгрывают свадебные обряды, что в свою очередь развивает речь и воображение детей.

Игра «Скачки» является одной из самых распространенных и пользуется большой попу-

лярностью среди детей от 3 до 8 лет. Игра заключается в проведении соревнований в беге на «лошадках»-прутиках. Она эмоциональная, с соревновательным элементом и выявляет ловкость, быстроту и силовые качества детей, улучшает функциональные возможности организма ребенка. Эта игра может служить подводящим упражнением для обучения специальным беговым упражнениям (бег колесом, приставными шагами, семенящий бег, прыжки двумя ногами вперед, бег с высоко поднятым коленом) [Ооржак, 1995]. Имеются и многообразные виды прыжков, характерные для игр тувинских детей. Состязаются в обычных прыжках в длину и перепрыгивании через небольшие ручейки, прыгают в длину при условии, когда обе ноги не должны разъединяться, прыжки на одной ноге или скаканье на одной ноге (аскангырлаары), прыжки с шестом через бревно или ручеек (узун ыяш биле даяныпкаш шураары).

Народные подвижные игры и состязания в современных сельских дошкольных образовательных учреждениях в Республике Тыва определяют наибольший эффект для продолжения национальных традиций, обычаев своих предков и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Народные игры воспитывают общительность, сплоченность, познавательную деятельность, обогащают знаниями, новыми представлениями, направляют и развивают творческое и тактическое мышление, внимание и двигательную память, сообразительность. В играх представлены широкие возможности воспитания чувства уважения к другим народам. Подвижные игры удовлетворяют естественную потребность детей в движении, содействуют развитию двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми - соревновательной борьбы и сотрудничества [Самбуу, 1974, 1978].

Указанные выше особенности народных подвижных игр позволяют их использовать не только как эффективное средство физического воспитания детей и молодежи, но и оказывать с помощью игр существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Кроме того, велико оздоровительное значение подвижных игр, связанное с их влиянием на физическое и психическое развитие детей, а также воздействием на функциональное совершенствование их организма.

Таким образом, народные подвижные игры и состязания эффективно использовать в обучении и воспитании сельских детей 5-6 лет дошкольного возраста. Основной задачей физической

культуры всегда являлось и является здоровье детей и их физическое развитие, совершенствование и развитие движений посредством использования народных игр и физических упражнений в национальных видах спорта.

Одной из ценнейших сторон подвижных игр являются их массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность детей. Подвижные игры способствуют функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. С помощью этих игр можно успешно развивать физические качества сельских детей дошкольного возраста, подготавливая их к трудовой деятельности.

Игры, как песни, передаются из поколения в поколение через традиции, обычаи народа, закрепляют национальные черты, являясь связующими элементами, скрепляющими нацию, народ. Игре столько же лет, сколько человече-

ству. Поэтому мы рекомендуем в сельских дошкольных образовательных учреждениях обучение народным подвижным игр начинать именно с детей 5-6 лет. Игры являются необходимой частью народной системы физического воспитания.

Литература

1. Аг-оол Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе. Кызыл, 2004. 55с.

2. Геллер Е.М. Наш друг игра. Минск: Народная асве-та, 1979. 96 с.

3. Кужугт А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. Кызыл, 2002. 79 с.

4. Самбуу И.У. Из истории тувинских игр: Историкоэтнографический очерк. Кызыл, 1974, 1978. 32 с.

5. Ооржак Х.Д.-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. Кызыл, 1995.

6. Черемисин В.П. Народные игры в системе воспитания детей и подростков. Малаховка, 2000. 108 с.

7. Ушинский К.Д. Сочинения. М., 1925. Т. 1. С. 589.

Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической культуры, Тувинский государственный университет, г. Кызыл. Тел. 8(9232)б24547.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теория физической культуры», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. Тел. 8(3G12)216989. E-mail: gaskov@bsu.ru

Дугарова Туяна Цыреновна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. E-mail: dugarovatts@mail.ru

Жамц Сандандоржийн, ректор института физкультуры, Монгольский государственный педагогический университет, г. Улан-Батор. Тел. 9(7611)311979. E-mail: s.jamts@gmail.com

Mendot Ella Eres-oolovna, candidate of pedagogical sciences, department of physical culture, Tuvan State University, Kyzyl. Ph.: 89232634576

Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State Universit, Ulan-Ude.Ph.: 8(3012)216989, 8-902-564-53-22.

Dugarova Tuyana Chirenovna, doctor of psychological sciences, associate professor, head of the department of age and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: dugarovatts@mail.ru

Zhamts Sandandorzhiin, Rector of the Institute of Physical Culture, Mongolian State Pedagogical University, Ulaan-Bator. Ph.: 9(7611)311979. E-mail: s.jamts@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.