PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
УДК 394.3(571.52)
Мендот Эмма Эрес-ооловна,
старший преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,
г. Кызыл РТ, Россия Мендот Эрес-оол Кыргысович, учитель физической культуры, высшей категории МБОУ гимназия 9, г. Кызыла Республика Тыва, Россия
Мендот Инга Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кызылского педагогического колледжа, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия
Мендот Элла Эрес-ооловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия Монгуш Владимир Болат-оолович воспитатель
ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» г.Кызыл Республика Тыва, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10199 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНОЙ ИГРЫ «КЫРГАН АЗА» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
Mendot Emma Eres-oolovna,
senior lecturer Department of physical culture Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation Mendot Eres-ool Kyrgyzovich, teacher of physical culture, the highest category mbou gymnasium 9, Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation
Mendot Inga Eres-oolovna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Kyzyl pedagogical College, Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation
Mendot Ella Erez-oolovna, candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Department of physical culture Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation
Mongush Vladimir Bolat-oolovich
educator
FGKOU "Kyzylpresidential cadet school" Kyzyl RT, Russia
THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF ETHNO-CULTURAL FOLKLORE OF THE GAME, «AZA-THROW IT» ON THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE FOR PUPILS OF THE FIRST CLASSES
Аннотация
В статье отражается этнокультурная фольклорная игра «Кырган Аза» эффективность использования на уроках физической культуры для учащихся младших классов, и развития во всех областях материального и духовного творчества детей. Это естественно, что игра представляет уникальный и неповторимый путь в новый мир — мир, полный радости и опасности, слез и улыбок, мир жизни. В играх, в которых участвует ребенок, заключен залог его полноценной духовной жизни в будущем. Искренность, доброжелательность, жизнерадостность, открытость, сопереживание и умение помочь, замечать
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / «Ш1Ш(Щ]иМ-ШиГМа1>>#®ШЗ,2©]]9_63_
успехи других - вот качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, которая является главным мотивом участия в игре и фольклоре.
Abstract
The article reflected the ethno-cultural game, «Aza throw it» as the efficiency of the use on the lessons of physical culture for pupils ofelementary grades, and development in all spheres of material and spiritual creativity of children. In the games in which the child participates, the pledge of his full spiritual life in the future is concluded. Sincerity, goodwill, cheerfulness, openness, empathy and ability to help, to notice successes of others -here qualities which attract children, cause their sympathy and respect for the adult which is the main motive of participation in game.
Ключевые слова: физическая культура, подвижная игра, творчество, качества, интеллект, фольклор, речь, традиция.
Key words: physical culture, mobile game, creativity, qualities, intelligence, speech, tradition.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. «Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека и целых народов» [2, с. 134].
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, песенками, потешками, что является художественной ценностью игр, имеет большое эстетическое значение и составляет ценнейший и неповторимый игровой фольклор.
Характер народа, бесспорно, накладывает свой неповторимый отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается и на детских играх. Однако многие игры, песни и своеобразные отсчитывания детей иногда до поразительного сходства повторяются у разных народов или же изменяются в лишь малой его части, в соответствии с географическим положением местности и историческими особенностями.
Игра связана с песней, танцем, пляской, загадками, сказкой, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики.
В большинстве игр органичными и неотъемлемыми компонентами являются различные фольклорные произведения. Причем зачастую их создателями выступают сами дети. Соответственно можно выделить несколько направлений, наиболее
полно характеризующих педагогическую ценность игрового фольклора:
1. Игровой фольклор является частью устного народного творчества, которое передается из поколения в поколение, способствуя сохранению народных традиций.
2. Игровой фольклор является синтезом творчества детей и взрослых.
3. Игровой фольклор дает ярко выраженную эмоциональную окраску той или иной игре.
4. Игровой фольклор способствует более активному развитию психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи).
5. Игровой фольклор способствует эстетическому воспитанию детей, являясь носителем народной культуры.
6. Игровой фольклор способствует развитию словотворческих способностей детей.
Игра - это традиционное, наиболее доступное и эффективное средство воздействия на учащихся младших классов. Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. Преимущество подвижных игр и фольклор в строго дозированных упражнениях в том, что творчество, фантазия, инициатива, являющиеся непременным условием большинства игр, - как проявления воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Целесообразно подобранные игры, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма (центрально-нервной системы), степени физического развития и физической подготовленности учащихся первых классов способствуют оздоровлению, укреплению организма. В наше современное время систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность ребенка играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Такая организация физического воспитания будет способствовать выработке умений, использования национальных средств физической культуры для учащихся 1-х классов укрепления здоровья и развития двигательной активности детей и развития речи актуально.
Фольклор и игры на протяжении многих веков применялись в обучении и воспитании подрастающего поколения, что обусловлено их воспитательным и оздоровительным значением. Простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия фольклора, широкая вариативность движений, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое способствовали широкой популярности народных подвижных игр среди детей и взрослых [1, С.67-89].
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для совершенствования и развития творческой индивидуальности детей. Игровая ситуация увлекает ребенка, а встречающиеся диалоги - способствуют развитию речи, требуют активизации умственной деятельности, что играет немаловажную роль. Игры, не имеющие сюжета, построенные на определенных игровых заданиях содействуют расширению сенсорной и двигательной и творческой сферы младшего школьника. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом игрового фольклора. Эти действия частично ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия этнокультурной игры «Аза кадай» и проверить эффективность использования на уроках физической культуры для учащихся 1 -х классов в общеобразовательных учреждениях.
Главной задачей определяющей особую значимость физического воспитания, как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного и инициативного ребенка, хорошо владеющего речи, любящего физические упражнения и игры, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют увиденное и с большей искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображающему свои мысли и чувства. Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, это игра и игровой фольклор. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует развитию креативных способностей ребенка. В самой природе игры и детский фольклор заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют
потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности [8, С.4-7; 9, С.4-11].
Самбу И.У. в своих трудах отмечает, что испокон веков в этнокультурных играх отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, творческая выдумка, стремление к победе. Все народные игры будоражат мысль, расширяют кругозор, укрепляют психику [6, С.7-11; 7, С.39-41].
Игра и игровой фольклор - это фактор, стимулирующий развитие физических и умственных способностей человека. В младшем школьном возрасте дети начинают только познавать игры. В этом возрасте учатся и осознают определенные игры. В среднем и старшем возрасте развивают их. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младших школьников, а встречающиеся во многих играх диалоги персонажей, которые подчеркивают образ, требуют раскрепощенности и артистизма.
В педагогической практике правильное целенаправленное использование народной физической культуры, особенно ее средства - подвижные игры, как в воспитании и обучении детей, так и в подготовке взрослых, требуют внимательного теоретического осмысления.
Многие учителя физической культуры постоянно уделяют внимание включению в образовательный процесс национально-регионального компонента, чтобы дети за короткий отрезок усвоили и запомнили игры, фольклор и традиции своих предков нужно систематически и практически их применять в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях. Поэтому фольклорные игры являются уникальным феноменом общечеловеческой культуры [4, С. 96-99].
Например, этнокультурная фольклорная игра «Кырган Аза» (Старый черт) по содержанию воспитывает культуру общения с взрослыми, не вмешиваться в разговор. Многие учителя физической культуры переделывают диалог игры «Кырган Аза», потому что у автора Самбу И.У., «Мама» и «Кырган Аза» детям предлагают табачную трубку. В наше время дети очень развиты и подумают, что можно курить, раз предлагает Мама. Поэтому мы изменили диалог игры другими словами.
В игру введено приветственное обращение старшему человеку (чолукшууру) «Мама» и «Кыр-ган Аза» с целью приобщения детей к национальным традициям наших предков во время праздника Шагаа. Предлагаемый диалог не занимает много времени - 2 - 3 минуты от общего. Диалог развивает разговорную речь и мышление детей.
Ход игры. По выбору или по желанию назначают «Мама» и «Кырган Аза».
Игра начинается со слов матери: Дети, заканчивайте работу, идите играть.
Дети: Ура! Идемте играть!
Дети выбегают на середину площадки (зала) и начинают играть. Через некоторое время из другого конца зала к ним навстречу выходит «Кырган Аза» (Старый черт). Дети, увидев ее, бегут обратно к Матери и усаживаются или становятся за ее спиной полукругом.
Подходит «Кырган Аза» и приветствует всех: -Добрый день
Все хором: День добрый.
«Кырган Аза»: Благополучно ли зимует ваш скот?
«Мама»: Спасибо, благополучно. А у вас?
«Кырган Аза»: Благополучно. Звери и хищные птицы вас не беспокоили?
«Мама»: Их нынче у нас не было. А у вас?
«Кырган Аза»: У нас тоже спокойно. Как здоровье? Не хвораете?
«Мама»: Спасибо, хорошо. Не хвораю. А как ваше здоровье?
«Кырган Аза»: Спасибо, хорошо. Дайте, пожалуйста, немножко ниток, обувь моя совсем поизносилась.
«Мама»: Не могу, сами знаете: у меня детей много.
«Кырган Аза»: Тогда пусть дети мне помогут, сходят за хворостом.
Дети: Только не я, только не я!
«Мама»: Дети не хотят, заставить их не смогу.
«Кырган Аза»: Если не хотите добровольно, то силой отниму!
«Мама»: Если сможешь, то попробуй!
После этих слов все вскакивают с места. «Мама» стоит впереди всех, прикрывает детей. Дети становятся за матерью в колонну, по одному берутся за пояс впереди стоящего. Начинается ярое нападение «Кырган Аза» на «Мама», чтобы отнять у нее детей.
Игра продолжается до тех пор, пока «Кырган Аза» не переловит всех детей матери [5, С.51-54].
Правила игры. Игрок, который оторвался от впереди стоящего, выходит из игры. Кого «Кырган Аза» запятнала и схватила, тоже выходит из игры. Выбывшие игроки в стороне играют в малоподвижные игры.
Фольклор и игры - это опыт конкретного этноса, который тувинский народ передается из поколения в поколение в виде знаний, умений и навыков своим детям.
Задача учителя физической культуры - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс
65_
усвоения навыков». При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка». Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле [2, С. 109-112].
В играх замысел получает значительное развитие от случайного, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. В игре дети часто проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им. Игровое творчество проявляется в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи [4, С.96-99].
Увлекательный игровой сюжет фольклорной игры «Кырган Аза» (Старый черт) вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная фольклорная игра «Кырган Аза», требует творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников [5, С.6-7].
Таким образом, инновационные направления физкультурного образования в Республике Тыва является реализацией национально-регионального компонента школьного физического воспитания, ориентированного на передачу и системного усвоения опыта предыдущих поколений по использованию традиционной двигательной активности тувинцев - богатейшего духовного, интеллектуального ресурса, который обеспечит устойчивую мотивацию у младших классах к различным формам физического воспитания.
Этнокультурные фольклорные игры являются важным компонентом духовного и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Новое поколение детей меняет правила игры, совершенствует в соответствии с условиями жизни, сохраняя, таким образом, корень народа на века.
Список литературы:
66
1. Мендот Эл.Э., Мендот Эм.Э., Мендот И.Э. «Народные игры как компонент физического и духовного воспитания» / «Образование и культура в развитии современного общества» // Международная научно-практическая конференция на базе ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 16-18 марта 2010г. - Новосибирск, 2010.
2. Мендот Эм.Э., Мендот И.Э., Мендот Эл.Э. Тувинские народные зрелищные игры [Статья]. Вестник Бурятского Государственного Университета. Выпуск 13. Физическая культура и спорт. -Улан-Удэ Издательство Бурятского Госуниверситета, 2011. - С.109-113.
3. Мендот И.Э., Мендот Эм. Э., Мендот Эл. М. Национальные виды спорта и игры как этнопедаго-гическое и духовное воспитание на уроках физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 13. / И.Э. Мендот, Эм.Э. Мендот, Эл.Э. Мендот. - Улан-Удэ, 2013. -С. 96-99.
4. Мендот Эл.Э. Этикет тувинских подвижных игр для детей дошкольных образовательных учреждениях / Эл.Э.Мендот, Эм.Э.Мендот, И.Э.Мендот // ДОУ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. -79с. - http://www.iprbookshop.ru/70293.html
5. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники исто-рико-этнографический очерк. - Кызыл,1973. -С.67-89.
6. Самбу И.У. Тыва оюннар / И.У. Самбу. - Кызыл: Тувкнигоизд-во, 1978. - 68с.
7. Самбу И.У. Из истории тувинских игр: Ис-торико-этнографический очерк / Самбу И.У. - Кызыл, 1974,1978. - 32с. - 68с.
8. Черемисин В.П. Народные игры в системе воспитания детей и подростков. / В.П.Черемисин. -Малаховка, 2000. - 108с.
9. Ягодин В.В. Народные традиции в физической культуре / В.В. Ягодин. - Екатеринбург, 1992. - С.3-7;41-67.