Научная статья на тему 'Игра с наукой: проявление научной игры в исследовательской деятельности детей'

Игра с наукой: проявление научной игры в исследовательской деятельности детей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
раннее научное образование / научные исследования / игра / воображение / смыслообразование / early science education / science inquiry / play / imagination / meaning-making

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вартиайнен Дженни, Кумпулайнен Кристиина

Опираясь на социокультурную теорию, это исследование изучает и раскрывает качества научной игры во время исследовательской деятельности детей, основанной на воображении и игре. Данные были собраны в дошкольных группах финских школ с детьми в возрасте от пяти до шести лет (N=31) в течение пяти недель и состоят из видеозаписей, полевых заметок наблюдений и артефактов, подвергнутых мультимодальному анализу. Результаты свидетельствуют, что научная игра, проявляющаяся в исследовательской деятельности детей младшего возраста, обладает следующими четырьмя характеристиками: 1) создание и поддержание воображаемой научной ситуации, 2) придание новых значений научным объектам и процессам, 3) сочетание воображаемых ситуаций и решение проблем и 4) участие в научной беседе в воображаемой ситуации. Исследование показывает, что воображение и игра являются важными элементами детского научного исследования, что имеет значение для раннего научного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Playing with science: manifestation of scientific play in early science inquiry

Drawing on sociocultural theorizing, this case study investigates and unpacks the qualities of scientific play during children’s inquiry-based science activities framed by imagination and play (i.e. Poetry Science). The data were gathered in Finnish preschool groups with children aged five to six years old (N= 31) over a five-week period. The data consist of video recordings, observational field notes, and artifacts, subjected to multimodal analysis. The results show that scientific play that manifested throughout young children’s inquiry process has the following four characteristics: (i) creating and maintaining an imaginary science situation, (ii) assigning new meanings to science objects and processes, (iii) combining imaginary situations and problem solving, and (iv) engaging in science talk in an imaginary situation. The study shows how imagination and play are important elements of children’s science inquiry, with implications for early science education.

Текст научной работы на тему «Игра с наукой: проявление научной игры в исследовательской деятельности детей»

���������� ������, ����������� ���������

����������� �����������, ������������ �����������, ���������, ���������

�������� �� ��������������� ������, ��� ������������ ������� � ���������� �������� ������� ���� �� ����� ����������������� ������������ �����, ���������� �� ����������� � ����. ������ ���� ������� � ���������� ������� ������� ���� � ������ � �������� �� ���� �� ����� ��� (N=31) � ������� ���� ������ � ������� �� ������������, ������� ������� ���������� � ����-������, ������������ ���������������� �������. ���������� ���������������, ��� ������� ����, ������������� � ����������������� ������������ ����� �������� ��������, �������� ������-���� �������� ����������������: 1) �������� � ����������� ������������ ������� ��������, 2) �������� ����� �������� ������� �������� � ���������, 3) ��������� ������������ �������� � ������� ������� � 4) ������� � ������� ������ � ������������ ��������. ������������ ����-������, ��� ����������� � ���� �������� ������� ���������� �������� �������� ������������, ��� ����� �������� ��� ������� �������� �����������.

�������� �����: ������ ������� �����������, ������� ������������, ����, �����������,

�����������������.��� �����������: ���������� �., ����������� �. ���� � ������: ���������� ������� ���� � ���������-�������� ������������ ����� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �6(108). � �. 70�79.

��������

�������, ���������� �� �������������, ������ ������������ �� ���� ������� ����-���� ����������� (Minner, Levy, and Century, 2010), � �� ������������ ������ �������� � ������� ����������� ����� �������� ������-��(Samarapungavan,Mantzicopoulos,andPatrick, 2008; Peterson and French, 2008).

��� �� ����� ����� � ���� �������� ��-���������� ������� ��������. ����� ������ ���������� �������������� ������� �� ��, ��������, ��������� �� ������������: 1) ��-������� ����� ������� ��� ��������� �����; 2) �������� �� ������������ �������������� ��� ���������� �������������; 3) ��������-

* VartiainenJ.,KumpulainenK.(2020)Playingwithscience:manifestationofscientificplayinearlyscienceinquiry.EuropeanEarlyChildhoodEducationResearchJournal,vol.28,no.4,490�503https://doi.org/10.1080/1350293x.2020.1783924.����������� � �������-�� ���������� ������� EuropeanEarlyChildhoodEducationResearchJournal.CONTACTJenniVartiainenEmailiconjenni.vartiainen@helsinki.fi

�� �� ��� �� ���������� �������� � ��������� ������� �� ��� ��� �������� � ��������� ���-����������� ���������� � �������; 4) �����-����� �� ������������ ��� ������������ ����, ��� �� �����, ��� ��� ������������ ����, ��� �� ������� � ������ �� � ��� ����� (Abd-El-Khalick et al., 2004).

�� �������, ��� ������� ������������ ������� �� ����� ������������ ����, ��� ��������, � �������� ������� �������� ���-�����, ����� ��� ����������, ��������� � ��������������� (Lederman, Lederman, and Antink, 2013). ������� ������������ �� ����-�� �������� � ���� ������ �������� ������-��, �� ����� �������� ��� ������ � �������� ��������, �������� �������������, ������-�� ������� � ����������� ��������� � ��-�������� �����.

����������������� ������ � ������� ����-��������������������������������������-�����, ��������� ������ �������� ��������� ��� ��������� ����� ����� �������� �������� (Fleer, 2009). ����� ����, ������ �����������-�� ���������� �������� ��������� ���� � ��-

Playing with Science: Manifestation of Scientific Play in Early Science Inquiry

Jenni Vartiainen and Kristiina Kumpulainen,

Department of Education, University of Helsinki, Helsinki, Finland

Drawing on sociocultural theorizing, this case study investigates and unpacks the qualities of scientific play during children�s inquiry-based science activities framed by imagination and play (i.e. Poetry Science). The data were gathered in Finnish preschool groups with children aged five to six years old (N= 31) over a five-week period. The data consist of video recordings, observational field notes, and artifacts, subjected to multimodal analysis. The results show that scientific play that manifested throughout young children�s inquiry process has the following four characteristics: (i) creating and maintaining an imaginary science situation, (ii) assigning new meanings to science objects and processes, (iii) combining imaginary situations and problem solving, and (iv) engaging in science talk in an imaginary situation. The study shows how imagination and play are important elements of children�s science inquiry, with implications for early science education.

Keywords: early science education, science inquiry, play, imagination, meaning-making.

For citation: Vartiainen J., Kumpulainen K. (2021) Playing with science: manifestation of scientific play in early science inquiry. Preschool Education Today. 6:15, 70�79. (in Russian).

����� ������������ ����� �������� �������� (Bulunuz,2013;AndreeandLager-Nyqvist,2013;Fleer,2013AkmanandOzgul,2015;CaimanandLundegard,2018;Fleer,2019).

��������, ������� (Bulunuz, 2013) ������-����, ��� ���� ����� �������� ������� ���-������, ���� ��������� � ���� � ������� ���-��. ����� ����, ���� (Fleer, 2019) ��������� �� ������������� ������������� ����� ����� ��-���������� � ������������������ ��������-��� � ������������ � ����. ��� ��� �������� ��������� � ������� �����������, �������-��� �� �����, �������� �������� ������������ ������� ������������� ������ � ������ ����-������ (Fleer, 2019).

� �� �� ����� ���� ��������� ����� � �� �������������� ������ ������� � ������ ���-�������, ��������, � ������� �������� ���� (��������, Fleer, 2016). �������� �� �����-���������� ���������������� � ��������� ���� ����������, ������ ������������� �����-����� ���� �� ����� ����������������� ����-��� ������������ � ������� ����������� ��-��� ������� ��������.

� ���������, � ����� ������������ ���-�������� �������������� ������� ���� � ��, ��� ��� �������������� ����������� �� ���-�� ������� ����� � ������� �������������. � ���� ����� �� ����������, ��� ���� �����-������ � ������� ������������� ����� � ��� ������� ���� ������������ ���������� ����� � ������� ������������?

���������������� ���� � ������� ������������

������ ���������������� ������� � ����, � ���� ������������ �� ���������� ���� ��� ������������� �������, � ������� �����-���������� ���������������� �������, ��-�������� � ������������ ������� �������-�� (Fleer 2013). � ������ ����� ������� ���� � ����������� �� �������� ������ � ��������-��� ������� ������������, � ������ �������� ����������� ����� � ����������� �������� ����������, � ���� �������� ���� ��������-���� ������� �������� � ������ � �������-��� � ���������� �����.

�������� ���������� (1967), �������� ����� �������� ������������ ��������. ���� �����-������ �� ����������������� �������, � ���-������ ����� �� ������� ��������� ������, ��� ������������� ���������� �� ��� ���-���������������������������������������� (Eshach and Fried, 2005), ������������ ������� ���������������������������������������-�������� ����� � ������� �������� � ������� �� �����������. � ������������ ������� ��-������� ���� ����� ����� �� ���� ���� �������, � ����� ����������� ���, ���, �� �� ������, ��-���� ������ (AndreeandLager-Nyqvist, 2013).

������������ �������� ������ ����-�������� ���� � �������� � ��� ����� ���-����� ������� � ���������� ��� ������ �� ��� (���������, 2004). ��������, ����� ������� ��������� � ������� ���� � ������ � ����-��������, �� ��������� ������� �������� �, �������������, �������� � ����������. � ���� �������, ����� ������� ���������� � ������� � ������ �������� � ������ ��� ��������������, ����������� ��� ���� �� ��-��������. ������ ��� ������������ ���� ��-���������� �������� ����� ������������ � ������� ���� ������� ������������ (��-������, ������� ���������� �������� � ��-������ ����������� ������, ����� � ����� � �����������).

��������� ����������, ��� ����� �����-����� ��� ����������� (Vygotsky, 1987a). ����������� ������ ���� �������� ��, ��� ���� ���������� �����������, ����� �����-���� ������� ������ ���������� (���������, 1967). �������������, � ������� ��������-��� ����������� ����� �������� ����������� � ���� ������������, ������� ������������ �������� � ������������ ��������. ������� ����� ���� ����������� ��������� � ������-���������, ��������, ������� ������� ����� (Lindqvist, 1996) � � ������ ������� ������� ����� (Fleer, 2019), ��� � ������� ������� ���������, ����� ��� �����, ������� ���� ��-��� ��������� ������ ��������.

������������ �������� ����� �������-������� �������� � ����� ��������� ������� ��������� � ���������, � �� ����� ��� ����-������� � ������������ ������� ������� ��������� ������� (��. ����� Hakkarainen, 2008). ����� ���� ������ ������ ���� ��� ��-�������� � ���������� ����������, ������-������ ��� ������ � ����������� �������� ������ � ������� ���������� � ���������. ������� ������ ����� �������� ��� ������-������� ������ ������� ���������, �������� ��� ������������ ������� ���������, � ���-�� ������������� � ������ �����������.

������ ������� ��������� �� �������-���� ������������ ������� �� ���������-��� ��������� ����������� ����������� � ����, � ������ ����� ������� ���������� � ���������� ����� (Vygotsky, 1987a). �� ���� �������� �������������� ������������ ���-������ � ������� ����� ������ ���� � ����-������� (Fleer, 2019).

����� ����, ������������ �������� ����� �������� ����� � ���������, ������� �������-������������������������������(Caiman and Lundeg�rd, 2018). ��� �������������� ���� ��������� �������������� ������� ��� ����-���� ������������, ������������ �������� ������������� ������� ����.

������������

��� ������������ ����������� � ���� ���-���� ���������� ����������� � ������ � ���-����� �� ���� �� ����� ��� (N=31) � ������� ���� ������, �� ���� ������ ������������� � �������� ����������� ������� ���� ��� ��-������� ������� ������, ��������� ����.

����� ������� ������

������� ������ � ��� �������������� ��-��� ���������� ����� �������� �������� � ������� ������������ ����������� ������-����� � ����. ������� ������ ���������� ��-����� ������������, ���������� ����� � ����, ����� ������������ ������������, � ������� ��������� ���� ����� ������ �������� ���� � ���������� ������������ ������ � ������� ������� (Vartiainen, Kumpulainen 2019).

����� � ���� ������ �����������, ����� ��������� ������� �����������, ��������-��� � ���������� ���� �������� ������� ��-�����. ���������� ������ � ������������� ������� �������� ����� �������������� ��� ��������� ���� ������������ �������������, ��������, � ��������������� � ��������� ��������� ����. ����� ������� ������ ���-��������� �������� ������������ ��������, ��������� ����� � ��������� � ���� ������ ���������� � ���������� ������� ��������-���. ������� ����� � ������� ������������ ���������� �� ��������, � ������� ������ � ����� ������������ � �������� ��������� ��-��� (Kalogiannakis, Nirgianaki, Papadakis, 2018; Mutonyi, 2016).

����� ������� �� ��������, ����������-��� � ���� ������������, ������� ��������� ����� ������������, ���������������� �� Pedaste et al. (2015): �) ����������, �) �������-����� � �) ����������. ����� ���� (Vygotsky, 1967), ����������� ����� �� ����� ���������� �������������� � ���������� � ������, ����� ������� ������� � ������������ ���������. ��������� � �����������, ����� ��� ������-������ ������ � �������� ����, �������� ��-��� ����� � ������������ ��������, � ���� ����� ����������� ���� ��������������� � ��������, ������� ����� �������� �������, ����������, ���������, ��������, ��������� ��������, ���������, �������� � ��������� ������������. �� ����� ���������� ���� � ��-����� ��������� ��������� �������, ���� ��� �������� ��� ������������.

���� ����� ���� ����������� � �����-���� ���������, ���������� � ����������� �������������.�������������������������-��� ����������, ������� �������� �������.

��� ���������� ������������� ���� ����-������ �� �������, ��� � �������� ���� �����-�������. ������ �� ��������������, ��� ���� ��� ����� ����� ������ �� �������; ����� ���-������ ��������� ������ ��� ������������. ���� ������������ ������� ������������ ��-�����������, ���� ������ ����� ���������� � ���������, � ����� ����������� (Pedaste et al., 2015). � ������� ������� ��� ������� ��� ���������� ������������, �� ��� ������� ��� ����� ������������ � � ������� ������. � ��-������ ������� ������������ ���� ���� ����-������� � ���������, ���������� � ��������, � ������� ��������� ����� ������, ����� ������ ��������� ����, ��������� �� �� ��-��� ����� �������. � ���� �������� ���� ���� ��������� � ����� ����������� ������� ����-����� ��������� ����� ����������� ������� ����� ������� ����� � �������, � ���������� ���� ���������� ��� CO. ������������ ����

2

��������� �� ����� ������� � ��������� ��-��� ��������� ������ ����������.

����� ��������� ������������ � �������� ����������, ���� � ������� ������� � �����-���������� �����. ���� ���������� ��������� ��������� ���������� ����������. ����� ����-���,������������������������������,�����-������ � ����������� � �������� ������������.

��������� ������� ���� ���������, ���� ����� ��������� ��������� ���� ����������� � ������������ � ���������� ������ ������, ��-����� ��� ������ ���������. ��������, � ���-������������������������������������� ���� ����� ��������� ����������� � �� ���� �� ��� �� ��� ����� ����������, ��� ������. ���� ��������� � ��������� ���� ����, ����-�� � ����������.

���� ������

������ ������� �� ������������ (34 ����), ������� ���������� � ������� ���������� �� ���� ������� �� ��������. ������ ����� ����-�� ����� 45 ����� � ��������������� ����� ������� �������������. ����� ����������� ������������ ���� �������� ���������� �� ���������� ������������ �� ������������� ������ � � �������� �����. ����� ����������-��, ��� ��� ����� � ����� ������ ��������� ������������� ���������� ������� � �������-�������� �� ������. ������������� ����� ��� ���������� � ����� ������������� �������� ������������� ��������� ������ ��������� ������������.

������ ������

������������ ������ ������ ���������-��� (34 ����), ������� ������� ���������� � ������� ���������� �������� � ������ �����. �� ������ ����� �����������, ������������� �������� ���������, ���� ������������ � ��-����� ��������� MAXQDA ��� ����������� ������������� ��������, � ������� ���� ����-������� � ������� ����. ������� ���� �������-�������� ��� ������������ ��������, � ����-��� �������� � �������� ����������� ������ �������� (���������, 1967).

�� ������ ����� ��������� �������, ��-�������� �������� �������, ���� ��������-���� � �������������� ��������������� ���-���������� ����� (Taylor, 2014), ��� ��������� ��� ������������ ��������� ������� ������-�������� �����, �������������� ���������� ���������. �� ������� ����� ������� ���� �������� ����� ���������.

������ ���������� ���� ���������� �� ��, ����� ������� �� ��������, ������� ��-������� ��������� �������������� ����. ��� ��������� ������� ���� ����� �� ���-������� ������������, ���������� �����-�������� ����.

������ ���������� ����������� � ������-��� � ������� ��������� ����������������� ������� �����, ������� ���������� �� ������ ������ ������������. � ������������ � ���-�������� ���� �������� ����� ���������, � ������ ���� �������� � ������������� � ��-���������� � ���������������� ����, �������-���� ��������� ����� �� ���� ��������� ���-��� ������������.

�� ��������� ����� �� ��������� ����� ���� �������� ���������������� �������� ��� ������� ��������� ����������������� ��������: ��� ����������� ���� � ������� ������� ������������? ��� ������� ���� ������������ ���������� ����� � ������� ������������?

� ������� 1 �������� ������ ��������-�������� ������� ������.

������

������ �������, ��� � ��������� ������� ������ ������� ���� ����������� � ������� ���������������, ������� 1) �������� � ���-�������� ������������ ������� ��������, 2) �������� ����� �������� ������� �����-��� � ���������, 3) ��������� ������������ �������� � ������� ������� � 4) ������� � ������� ������ � ������������ ��������.

������� ����

������� 1. ������� �� ������������ ����� ���������������� ������� (����� �001073)

���� 1 �������� ������ �����������. ��� ���������� ��������� ��� � �������.

���� ���� ������-����� �������� ������ ���� / ��������� ���� ���� / ���������� / ���������� ��������

1 ���� 1 P N/A ����������� ���� � �����-�� � ����� ������ ������ ����� � ������� �������-�������� �������� ����� �����, ���� �� �����, ��������� ����� � �������

2 ���� 1 T �� ����� ���� ��-����� �������� �������� ������� �����-�� � ����� ������� � ������� ���� �� ����� ����, ������ ��� � ���� 1 � � ����������� � ������� ���� ��-���, ������� ��������

3 ���� 1 T N/A ������� ������� � ������� �������-�������� ���� �� �����, ������������ � �������

4 ���� 1 T (������ � �������) ��������� �� �������� � ������� ������-������, ���-��������, � �������� ���� ����, ���������� � �������

5 ���� 1 P (������) ������ ���������� ����� � ������� �����, ������ �� ���� 1 T � ������� �������-��� ��������� ������ ���� � ���-��� � ���

6 ���� 1 P ��������� �� ���, �������� �� ���!� ���������� ����� � ��-����� � ���� 1, ����� ��-��� ����� � ������� � ������� � ������� ���� �� ����� �������� ����� �����, ���� �� �����, ��������� ����� � �������

�������� � ����������� ������������ ������� ��������

���������� ����������, ��� ������������ ����������� ������� ������ ���� � �������� � ����������� ������������ ������� �����-���. �� ����� ���������� ���������� ��� ���-�������� ������������, ������������ ��� �������� ������������ ������� �������� ��-���� �� �������.

������������� ����� � ������������ ��-����� �������� �����������, ����� ��� ��-�������� ���� ������� �� ���������. ���� � ������ ����� ���� ���������� ������ �� ���������, ��� �� ��������. �� ����� �����-����� ������� ������ ��� ������� ��������-���� ��������, �� ���� ��������, ���, ����� ���� �������� � �������������� ����, ���-�� �������� � ����� ����������� ���������, ��� ����� ������������ ������������ ��-������ ��� ������� ���������. ���� ������-�� ��������� �������������� � ��� � ������� ���������� ������ ���������� � ���. �� ���-�� ������������ ���� ������������ ������� ������� ��������, ��������� ������� �����-�����, ����� ��� �������� ���� � ���������-��� ������. ���� ���������� ���� �����, ��� ����� ������ ����, � ����������, ��� ��� ���-��� ����� ������ ������������ �����.

���� ������������ ����� ����������, ��-������� ���� ���� ������������ ��������� � ������� ����. � ����� ���� ���� �������� �� ��������� ��� � ��������, ���������� �����-���. ����, �������� � ������� ���� ������� ���������� ������� ���������� � �������� ����� ����. ���� ����� ���� ������� �������, ��� ��������� ������������� ������ �, ����-����, ����� ��������� ����� ������ �������-��� ������������. �� �������������� ����� ���� �������� �������� � ���������, �������-���� ������ ������������ � ����������.

�������� ����� �������� ������� �������� � ���������

� ������� ���� ���� ������ ���������� ���� � ����� ��� � ������, � ������� ���� ���-�������� ����� ������� ��������� ������-��. ��� ���� �������� � ��� ���������, ����� ���� ���������� ���� � �����, � �� � ��������, ����� �� ����������� ������ ��� �����. ���� ����� �������� ���� ��� ������ ����� �����-�� ��� �������.

���� ��������� ������������ �������� ��������� ����� ��������. ����� ������ ��������� � ���������, ����� ���� ��������� ���� ���������� � ����� ��� ������ � ������-������� � ����������� ������� ����������-���. ��������, ���� ������, ��������, ��� ��-����� � ��� ������, ����� � �������, � ������� ��������� ����� � ��������, ��� � ������-��� ��������� �4903:

���� ������ �����������, ��� ����� ��-���� ��������� �����, ��������� ������ ������� � �������. ��� ����������� �������-�� �� ���, ��� ������ ������ ����. ��� ����-���� �� ���� �� ������ ������ � ��������� �� ���, ��� ������ �� ����������. ���� �� ���-���������� ���� � ������, �� ��������� ���� ������ ��� ��, ��� � ������ ����. ��� ����-���� � �������� ���� ����� ���� ������ ��-��� ������ � ����. � ����� ������ �� ������� ��������� ��������� ��� ��������� ����-������� ����, ���� ��� ����� ������������ � ������������������������������.������� ���� ��������� ����� � ������� ��� ���, ��� �� ����� ������������. ������ ���� ����� �� ������ ������� ����� ���� ������������� ���� �����, � ��� �������� ����� ���-��-��-���. ����� ������� ������� ��������� �����, ������������� � �������, � ������ ��� �� ���, ���������, ��� ��� ��������, � ������ ���, ��� ����. �������, ������� ���� ��� �������-���, ��������� �������� �������� � ���� ��-���� � ���������� ���������.

��������� ����� �������������� � ��-�������� � ������������ ����� ������� ������ ����� ����� ���������� ������ � ���� ���������. � ���� �������� �������� ������� ����������� � ������� ��������. ������������ �������� ����� �������� ����-������ ��������� ����� � ����������������� ������������.

�� ����� ���������� ��������� ��������� ����� ��������, � ���� ���������� ���� ��-���������� ����, ��� ������������ ��� ����� ������ � ������ ����������. ��������, ������ ����� �� ��������� �4929 ������� ������-��� �������, ���������� � �������, ����� �������� � �������� �������� � ���������� ������ ��� ���������.

��������� ������������ �������� � ������� �������

������� ���� ��������� ����������� ��-��� � �������� �� � ������� ������� �� ���� ������ ������������. �� ����� ���������� ������� ��������� ����������� ���������� � ����������, ��� ������� � ��������, � ����-��� ���� ����������� ������ ��������, ����� ������ ���������. ������� ����� � ������� ������� ���� �������� �� �� ����, ����� ��� ��������� ���������, ��� �������� �����-�������, ����� ����� �������. ������� ���-���� ���� ���������� �� ����� ������������, � ���� ���������� ���� ��������, ������� ���-���� ����, �����, ����, ���� �� ��������� ��� [��������] � ������ �������?� ���� ����� ���-�������� � ���������� ����� ������� ���-������� ������������ � �������������. ���� ���� ����������, ��������, �� ��������� �107 ���� ���������, ��� ������ ��������� ��� � ������� ����� � �������.

������� ��� ��������� �������, �� ����� ����������� ����� �������. ���� ������� ���������� ������:

���� ����� ������ �����; � ���� ���� ����, ��� ������!�

������ ������� ������������ ���������: �������� �������� ��� ����, ����� �� ��-�������, ����� �� �������� ��� ���� (��-���� ��������� ����), ����� �� ��� �� ��-������� ���, ����� �� ������... ��� ����� (������ ����)�� � �� ����, ��� ��� ��� ���-�� ������� �����, � �������� ��� �����-�� �������, ����������� � ���. ���� ���-�� ������� ���� ��� ������. ��� ����� ������ �������, � �������� ������ �������.

�� �������������� ����� ���� �� ������ �������� ��������� �� �������� ������-���, �� � ������� ���� ������� � ���������-��������, ��� ��� ���������� ������� � �����. ����� ����, ���� ���� ��������� ������, ��� ����� ������������ ���������� ���������� � �������.

��������, ����� ����, ��� ���� ��������-��, ��� ��� �������� ����� ��� ���������, ������� ����� ������������ ��� ��������� ��������� �����, ��� ��� ���������� �����-��. ��� ����� ���������, ��������� ������-��� � ������� ��� ���� �����, � ��������-�� ��������� ��������������� �������, ��� �� ��������� �108, ����� ���� ��������� ������� ��������� ��������� ������� ��� ���������:

�������� �� �������� ����� � ������� � ������� ���� ������ ���������� ������. ����������������������������������! �� �������!�, � ������� ���� ������� � ���-���� ������, ����� �����������������, ��� �� �������. ��� �����, ���, ������� ������ ������, ����� ������� ��������� ����� ��-�������, � ������� ������ �������.

�������� ����������� � ������ �����, ���

���������� ������ ����� ��������� �����. ���, ��� ������������� ������� �������, � ����������������������.��������������-�� �������. ��� ����� ��� ������!� � ����-����� ������ �������. ���, �� �����!� � �������������� ������.

������������� ������������� ���� ���-�����, ����� ���� �������� ���������� ��-���� ��������� ������ ������ ��������� �������.

������� � ������� ��������� � ��������-���� ��������

�� ����� ���������� ���� ������������ ��-����� ���������, ����� ��������� ���� ����� ������ ���� �������� ������� �������. ��� ���� ��������, ��������, �� ��������� �74, � ������� ����� ������������� ���� ������� ��������� ������� ����������� �����, ����-��� ��������� ��������, ��� ���� ����� ���-������ �� ����. �������! ��� ������� ����, � �������� ���� �������. ��� ��������-��: �[����� ����������] �� �������� ����. ������ ��� ���� ��� ����� ���� �������. ��� �������� ������, ��� ������� ��� ���������-�� �����, � ����� ������ ������. ����� ���-��� ���� ��������� �� ��������, � ������� ��������� ���������: ���� ������ �� ��, ��� ���� �����������, ����� � ���� �������� ���� ����������� ����� � �������, � ����� ��� ���-�� ������ �����. ���� �����, � ������� ������ �������.

�� ����� ������������ ���� ��������� ��-����� �������� � ������������ ������� ���-������, ������������ ����� ������� �����-����� �������������. ����� ���� �������� ������ ���������� � ����������, ��� ���� ������� �������� � ������������ ��������, �������� ������� �������� � �������� �� ����������.

������������49299����������������� ������� � ������ �����������:

�������� �� ������� ���, ����� ��������

������� ����� [���������], �� ����� � ����

��������� ����, ���, ����� �� ���������

������ [���������], ��������� ��� �����

���������� ������! � ��� ��� � ��� ������

����!� � ������� �������� ��������� ������

��� �����.

������������������������������������ ����� �����, � ������� ���� � ������� ��� ��-���. ������ ����� ���� ��������� ��������� �������, ��� ������������ ���������� �����-������� ��� ���������.

����������

�����������������������������������, ��� ����������� � ���� ����������� � ����-��� ������������� ��������� �����, �� ���� � ������� �����. ���������� ����������, ��� � ��������� ������������ ������� ����, ���-�������� � ���� ������������, ����� ����-�� ��������������:1) �������� � ����������� ������������ ������� ��������, 2) �����-��� ����� �������� ������� �������� � ���-������, 3) ��������� ������������ �������� � ������� ������� � 4) ������� � ������� ������ � ������������ ��������.

��� �������������� �������������� �� ���-������ ������ �������� ������������, ��� ��-������ � ����. 2.

�� ����� ���������� ���� ����� �����-���� ����� �������� ������� �������� ��� ���������. ��� ����� ��������� �������-��� ������������, ������� �� ������ ����� ����������� ����������� � ����������� ��� ������������ �������������� � �������� ���������.

������ ������������ ����������, ��� ���� ������������ ������� ������ � ������� ���-�������� ��� �������� � ����������� ��-���������� ������� ��������. � ������ ��-����� ����� ������������ �������� ����� ��������� � �������������� ������ ������-������������������������������(Lindqvist, 1996; Fleer 2019). � ���� ������������ ����-�������� ����������� �������������� ��� �������� � ����������� ������������ ��-������, � ����� ��� �������� ������������ ������� ��� ������������� ��������� ������. ��������� �������� ���� ���������� ��� ��-������ ������������ ��������, �� ���� ����-�� ������������ �� ��������������, ����� � �������� ��������� ������������ ������-������ �����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ��������� ����� ������� � �������-����� � ������� ������, ��������� ����-�� ������ � ������������� (Harlen, 2014). ������������ �������� � ������� ������-�� ��������� � ��������� �����, � ��� �����-������ � ������� ������� �� ������ ������ ������������. ����������� ������������ �������� � ������������� ����������� ����� ��������� ������� ����� ��������� �����-���������� ��������, ���������� ���������� ������������ ����������� � ������� �����-�������. ����������� ����������� ������� � ������������ ������� �������� ������� ��-������ ����� �������� ����������� ������-�� ����������, � ���� ���������� ������� ��� ����� �������� ������������, � �� ��������-��� ��� ��� �������������.

������������ ������� �������� �����-���� ����� ������� ���� ������������ ����-��������� � ������� ���������, �������� �� � ������� �������� ������������. ����������� (Hakkarainen, 2008) �����������, ��� ����-�������� �������� ����� ����������� ����� �������, ����� �������� ���� � ������������ ������� �������. ����������������� ������

WORLD EXPERIENCE

������� 2. ���������� ������� ���� � �������� �������� ������������.

���� ������������ ������

�������� � ���-�������� ����-�������� ����-��� �������� ���� ������� ����-������� � �������� ���������� ����-�������� ����-��� ��������. ��� �������� �������� � ������������ ����-���� ���� ��������-���� ������� ����� � ������������ �����������. ������ ����� � �� ���������� ���� ������� � ������������ ������� ��������. ���� ��������� ���� ����� ���� ��-������� � ����������������, ����� ������ � ������ �����, � �� ����-����� � ��������. ���� ������������ ������� ����, ��������� ������, ����� ��� ���-������� ������ ���������� (����-�������� ������ � �������� ����), ������� ��������� �� ��, ��� ��� �������� ��������������� � ����-��� ����. ���� ������� ������������ �����-���, ��������� ������� �����. ���� ������ �������������� �����-������� ���������� ������������ ��������.

�������� ����� �������� ����-��� �������� � ��������� ���� ��������� ����� �������� � ����� ������� ������������ (��-������, �������� � ������).���� ��������� ����������, ���-����� ����� �������� � ������� ���������. ���� ��������� ����� ����� ��-��������, ������������� � ���� ������������.

��������� ����-�������� ����-���� � ������� ������� ���� ����������� ����������� � ��-����� ������� ��� ������������, ���-������ � ���������� ������������ ����-��� ��������. ������� ������� ����� ��������� ����� ��������������� � ������-���� ����� ������� ������������ � �������������. ���� ���������� �������, ������-���� �������� �����, � ����� �� ��������, ��������� � ���������-��� ��������. ���� ������� ������� � ��������-�� ���������, ����������� ��� ��� ���������� �� ��������.

������� � ����-��� ��������� � ������������ �������� ���� ������� ���� ��������������� ������ ������� ���-������ � ���������. � ���� ������������ ���� ��-���������� ��������� � ������� ���������. ���� ������������ � �������-�� ������� ��������, ��������� � ��������������. ���� ��������� � ��������� ��-�������� � �����������, ������� ���� ������������ �� �����������-��� �����. ���� ������������ ������� ������-���, ����� ���������� � ��������� � ������������ ��������.

��������� �� ������� �������� � �������, ��-����� ����� �������� ��� ����� � �� ������-������ �����, � ������� �������� ������ ���-����, ����������� ���� � �������� ������� �������. ��������� ������� ���� ���� ����� ������������ ���� � ����������� � �������� ����� ����� �������� � ����������. ����� ����, ��� �������� ����� ���������������� �������� � ����� ����������. ���� ��������-��, ��� ���� ������� ����� �������� ������� ������������, ��������� ��� ����������� � ����������, ������� ��� ��������� � ������-�� ������������. � ������������� ���������� �� ���� ������������ �������� ����� ��, ��� �������� �������� �������� � ���������� ���-����������� � ������������ �����.

����� ��������, ������� ���� ���������� � ������� ��� ��������, ��������� � ������, ��������� �� ������������ ����� ���������-���� � �������� ����������� �, ����� ����-���, ������������ � ������������ ������-��������� ��������� ���� �����. ��������� (Vygotsky, 1987b) ����������, ��� ����� ����-���� ��������� ������ ��� ��������������� ��������. ������� �����, ����������� � ���� � ��������� � ������ ������� ��������� ���-�� ������� ��������.

������������ ��������, ��� ����, ����-�������� ������, ������������� �� ����� ������� ���� � ������ � � ������� ������-��. ��� ���� ��������� ������� ��������� � �������� ���������. ������������ ����-��� �������� ����� �������������� �����-����� ������� ���������, ������� ���� ��-����� �� ����� �������������� � ����. ��� ������������ ���� � �������� (2014), ��-����� ��������� � ��� �� ������ �����, �� �������� ������������ ��������������� ��-������� ����� ������������� � �������� �����������, ��� � �������� ����� �������� � ��������, ����� ���� ����� ������� � ���-��������, ��������� ������� ���������.

� �����, ���������� ���������� ���������-������ � ���, ��� ������������, ���������� ������� ����, ����� ������������ ����� ��-����� ����������� ��� �������� ������� ���������, �������� ����, ��������� � ������, � ������������� ���� � �������� �������� ��� �������������� ����� ������������� � ����-���������������.������������,��������-����, ����� ���������� �������� ����������� ����� ������� �������� ���� ������ �������-�� �� ����, ������� ���������� ����������� � ������������.

������

��� ������������ ����� ������� �������� ��� �������� ����������� ����� ������� ���-�����. � ���������, ���������� ����������, ��� ��������� �������� ����������� �������-���� ������� ����, � ������� ����������� � ���� ����������� � �������� �����������-���, ��������� ����� ����������� � ������� ������������� � �������� �������� �������-������� � ������������� ������. ����� ����, �� �������, ��� ������� ������������ ����-�� �������� �� ����� ������������ ����, ��� �������� (Lederman, Lederman, Antink, 2013). ��������� ����������, ��� ����������� � ��� ������������ ������ ������� �� ��������� ����, ��� ��� ��������. ������� �� ������-����, ��� ��������� �������� ������������ � ���������� �������� ����� �������������� ���������� ����� ������������ � ��������� �������� ����������� � ������ �������.

������� ���� ������������ ������������� ������ ����� �� ���������� ����� �������-�����, ��� �������� ������ ��������� ����-������������� � �������� (Vygotsky, 1978). �����, �������� ����������� ��������, ����� � ������� ��������� �����, �� ���������-���� �� ������������� ����������� �����-������ � ������� ������������� ��������� � ������������ ���������� ����������� ���������. ������������ �����������, ��-��� ��� ������� ���������� � ������������, ����� ���� ���������� ��� �������� ���-��� ��� ������� � ��������� ������� ����. � �����, ���������� ���������� �������� ������������ �������, �������� � ��������-������� ���������, ����������� �� ��������-�� ������� ������, � �������� � ����������� ������� ����.

��� ������������ ����������� � ���� �������������� ������������� � ���������-��� ������ ����������. ����� ����, � �����-������� ��������������� �������������� ����� ������ �� ����� ������� ������� �� ������. ������� ������� �������� ����� ��� ������ �� �������������� ��������� ���-������ ������� � ������ ����� �������������-����� �������. � ������� ���� �� ��������-����� �������, ��� ����������� ������� ���� � ������� ����� ����������� ������� ������� � ��� ���������-������������ �����, �����-������ ���������� ������������� �������-����, ������� �������� ����������, ����� �������������� �������������� ������� ��-��� � ������� ����.

�������������

��� ������ �������� ������ �������-�� ������������ � ���������� �������� �������� ������������������ ��� �����-���� ������������ ����������� � �������� �����������������������3880115.����-���� �� �������� ���� ��������� ��������-����� ������ �������, ���� �����, ������ ������,�������������,������������,���� ����, �������� �������� � ���� ������� MOI.

��������������

��� ������ �������� ������ ��������� ��-���������� � ���������� �The Joy of Learning Multiliteracy�,��������������������������� ����������� � �������� ��������� [����� �3880115].

���������� / References

1. Abd-El-Khalick, F., S. Boujaoude, R. Duschl,

N. G. Lederman, R. Mamlok-Naaman, A. Hofstein, and H. L. Tuan. 2004. �Inquiry in Science Education: International Perspectives.� Science Education 88 (3): 397�419.

2.

Akman,B.,andS.G.Ozgul.2015.�RoleofPlayinTeachingScienceintheEarlyChildhoodYears.�InResearchinEarlyChildhoodScienceEducation,editedbyK.CabeTrundleandM.Sackes,237�258.Dordrecht:Springer.

3.

Andree,M.,andL.Lager-Nyqvist.2013.�SpontaneousPlayandImaginationinEverydayScienceClassroomPractice.�ResearchinScienceEducation43(5):1735�1750.

4.

Bulunuz, M. 2013. �Teaching Science Through Play in Kindergarten: Does Integrated Play and Science Instruction Build Understanding?� European Early Childhood Education Research Journal 21 (2): 226�249.

5.

Caiman, C., and I. Lundeg�rd. 2018. �Young Children�s Imagination in Science Education and Education for Sustainability.� Cultural Studies of Science Education 13 (3): 687�705.

6.

Eshach, H., and M. N. Fried. 2005. �Should Science be Taught in Early Childhood?� Journal of Science Education and Technology 14 (3): 315�336.

7.

Fleer, M. 2009. �Supporting Scientific Conceptual Consciousness or Learning in a �Roundabout way� in Play-Based Contexts.� International Journal of Science Education 31 (8): 1069�1089.

8.

Fleer, M. 2013. Play in the Early Years. Cambridge: Cambridge University Press.

9.

Fleer, M. 2016. �Theorising Digital Play: A Cultural-Historical Conceptualisation of Children�s EngagementinImaginaryDigitalSituations.�International Research in Early Childhood Education 7 (2): 75�90.

10.

Fleer, M. 2019. �Scientific Playworlds: A Model of Teaching Science in Play-Based Settings.� Research in Science Education 49 (5): 1257�1278.

11.

Fleer, M., and Pramling N. 2014. A Cultural-Historical Study of Children Learning Science: Foregrounding Affective Imagination in Play-Based Settings. Dordrecht: Springer.

12.

Hakkarainen, P. 2008. �The Challenges and Possibilities of a Narrative Learning Approach in the FinnishEarlyChildhoodEducationSystem.�International Journal of Educational Research 47 (5): 292�300.

13.

Harlen, W. 2014. �Helping Children�s Development of Inquiry Skills.� Inquiry in Primary Science Education 1 (1): 5�19.

14. Kalogiannakis, M., G.M. Nirgianaki, and

S. Papadakis. 2018. �Teaching Magnetism to Preschool Children: The Effectiveness of Picture Story Reading.� Early Childhood Education Journal 46 (5): 535�546.

15. Lederman, N. G., J. S. Lederman, and

A. Antink. 2013. �Nature of Science and Scientific Inquiry as Contexts for the Learning of Science and Achievement ofScientificLiteracy.�InternationalJournalofEducationin Mathematics Science and Technology 1 (3): 138�147.

16.

Lindqvist, G. 1996. �The Aesthetics of Play: A Didactic Study of Play and Culture in Preschools.� Early Years 17 (1): 6�11.

17.

Minner, D. D., A. J. Levy, and J. Century. 2010. �Inquiry-based Science Instruction � What Is It and Does It Matter? Results from a Research Synthesis Years 1984 to 2002.� Journal of Research in Science Teaching 47 (4): 474�496.

18.

Mutonyi, H. 2016. �Stories, Proverbs, and Anecdotes as Scaffolds for Learning Science Concepts.� Journal of Research in Science Teaching 53 (6): 943�971.

19. Pedaste,M.,M.Maeots,L.A.Siiman,T.deJong,S.A.N.vanRiesen,E.T.Kamp,andE.Tsourlidaki.

2015.�PhasesofInquiry-BasedLearning:DefinitionsandtheInquiryCycle.�EducationalResearchReview

14: 47�61.

20. Peterson, S. M., and L. French. 2008. �Supporting Young Children�s Explanations Through Inquiry Science in Preschool.� Early Childhood Research Quarterly 23 (3): 395�408.

21. Samarapungavan, A., P. Mantzicopoulos, and

H. Patrick. 2008. �Learning Science Through Inquiry in Kindergarten.� Science Education 92 (5): 868�908.

22.

Taylor, R. 2014. �Meaning Between, in and Around Words, Gestures and Postures � Multimodal Meaning-Making in Children�s Classroom Discourse.� Language and Education 28 (5): 401�420.

23.

Vartiainen, J., and K. Kumpulainen. 2019. �Promoting Young Children�s Scientific Literacy: Scientific Literacy as a Social Practice.� In Multiliteracies in Finland and Beyond: International Perspectives on an Early Year�s Innovation, edited by K. Kumpulainen and J. Shefton-Green, 77�94. London: Routledge.

24.

Vygotsky, L. S. 1967. �Play and Its Role in the Mental Development of the Child.� Soviet Psychology 5 (3): 6�18.

25.

Vygotsky, L. S. 1978. �Interaction Between Learning and Development.� Readings on the Development of Children 23 (3): 34�41.

26.

Vygotsky, L. S. 1987a. �Imagination and its Development in Childhood.� In The Collected Works of

L.S. Vygotsky (Vol. 1), edited by R. W. Rieber and A. S. Carton, 339�349. New York: Plenum Press.

27. Vygotsky, L. S. 1987b. �Problems of General Psychology.� In The Collected Works of L.S. Vygotsky (Vol. 1), edited by R. W. Rieber and A. S. Carton, 39�

285. New York: Plenum Press.

28. Vygotsky, L. S. 2004. �Imagination and Creativity in Childhood.� Journal of Russian & East European Psychology 42 (1): 7�97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.