Научная статья на тему 'Игра-квест "Антитеррор"'

Игра-квест "Антитеррор" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2521
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА-КВЕСТ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА / ЭТАПЫ ИГРЫ / АНТИТЕРРОР / QUEST GAME / PREVENTION OF EXTREMISM / PREVENTION OF TERRORISM / STAGES OF THE GAME / ANTI-TERROR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малышева Ирина Сергеевна, Шихова Марина Валерьевна

В статье описан опыт работы по межведомственному взаимодействию в Мурманской области по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде. Игра-квест «Антитеррор» проводится в Мурманской области с 2016 года. Игра является результатом взаимодействия отдела информации и общественных связей УМВД России по Мурманской области, Центра противодействия экстремизму УМВД России по Мурманской области и отдела по делам молодежи Мурманской области Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Малышева Ирина Сергеевна, Шихова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quest-game "Antiterror"

The article describes the experience of work on interagency cooperation in the Murmansk region in the prevention of terrorism and extremism among young people. The Antitror game quest has been held in the Murmansk region since 2016. The game is the result of interaction between the press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Murmansk region, the youth affairs department of the Murmansk region and the Professional Education Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Murmansk region.

Текст научной работы на тему «Игра-квест "Антитеррор"»

70 ОБЗОР.НЦПТИ

Выпуск № 1 (16) 2019

Игра-квест «Антитеррор) как положительный опыт профилактики терроризма и экстремизма в молодёжной среде

Малышева Ирина Сергеевна — педагог-психолог высшей категории, ГОБУ МО ЦППМС-помощи, г. Мурманск

Шихова Марина Валерьевна — инспектор по особым поручениям штаба Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, г. Чита

Впервые игра-квест для молодёжи «Антитеррор» прошла в Мурманске в октябре 2016 года, инициаторами ее проведения стали сотрудники отдела информации и общественных связей и Центра противодействия экстремизму УМВД России по Мурманской области совместно с отделом по делам молодёжи министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области. Консультационную помощь при подготовке игры оказали представители УФСБ России по Мурманской области.

Участники игры-квеста - молодёжь в возрасте от 18 до 26 лет, студенты и представители общественных объединений Мурманской области. В игре принимали участие 5-6 команд, общее количество участников - не более 30 человек.

В 2017 году в Мурманске прошли две игры для молодё-

жи «Антитеррор-2017». Сначала игра проводилась в один этап в Мурманске. Позже, когда комплект материалов (положение об игре-квесту, рекомендации для организаторов, рекомендации для участников) был разослан по муниципальным образованиям Мурманской области, состоялись муниципальные этапы, победители которых приняли участие в областном этапе.

В мае 2018 года в Мурманске прошел областной этап игры «Антитеррор-2018». Цель игры «Антитеррор» - обучение молодых людей правильным действиям в случаях угрозы террористического акта, а также противодействие экстремистской пропаганде с помощью смоделированных ситуаций, носящих условный характер.

Задачи игры:

- обучение молодых людей оптимальным действиям при угрозе совершения террористи-

71 ОБЗОР.НЦПТИ Игра-квест «Антитеррор» как положительный опыт профилактики ... 2019

ческих актов, действиям по их предотвращению;

- профилактика негативного воздействия экстремистских и террористических организаций на молодых людей, в том числе так называемой вербовки по национальному и расовому признакам;

- пропаганда в молодёжной среде толерантности и мирного сосуществования в пределах нашей страны граждан разной национальности и вероисповедания;

- формирование общественного мнения о проблеме терроризма и экстремизма в молодёжной среде.

В ходе игры командам необходимо пройти пять этапов, на каждом из которых выполняются определённые задания, некоторые - в форме квеста. Оцениваются правильные действия молодых людей, в том числе, порядок оповещения правоохранительных органов в случае обнаружения подозрительных предметов или людей.

После завершения игры для ее участников, как правило, проводятся специальные меропри-

ятия, подготовленные сотрудниками правоохранительных органов, например, условный «захват заложников». В роли «заложников» и «террористов» выступают сотрудники полиции. Молодые люди в это время наблюдают за правильными действиями «условных заложников», после этого им объясняют, как грамотно вести себя в подобных ситуациях.

Перед началом игры для её участников проводится инструктаж, который включает методические рекомендации (рассылаются заранее, за день до игры) и устные рекомендации от организаторов, в том числе о порядке прохождения игры, технике безопасности при прохождении ее этапов. Ход игры контролируют кураторы (как правило, сотрудники полиции). Они наблюдают за прохождением этапа, начисляют баллы за правильное решение ситуации либо снимают их за нарушение техники безопасности.

Игра проводится в два этапа: на районном уровне - первый этап (отборочный) проходит в первом полугодии. Команды-

72 ОБЗОР.НЦПТИ

Выпуск № 1(16) 2019

победители районного этапа участвуют в региональном этапе, который проводится в Мурманске во втором полугодии, дата назначается организаторами по согласованию.

Для участия в игре организаторам предоставляется заявка от команды из пяти человек по определённой форме и согласие каждого члена команды на обработку персональных данных. Основанием для регистрации участников является предоставление полного пакета документов. По желанию команды могут заранее выбрать себе название и командира. Заявки, не соответствующие требованиям, не принимаются.

В 2017 году на муниципальном уровне в рамках игры были реализованы следующие виды заданий:

- «Подземка» - имитация метро или подземного перехода. На данном этапе участники игры, двигаясь по коридору, среди нескольких различных надписей должны найти изображения или граффити, которые, возможно, содержат экстремистские лозунги либо картинки, запрещённые в России. Прохождение этапа оценивается при обнаружении всех подозрительных изображений, а также при правильных действиях команды при их обнаружении (согласно методическим рекомендациям).

- «Студенческая аудитория» -имитация класса или аудитории, в которой, возможно, находится взрывное устройство в

оставленном кем-то пакете или другом подобном предмете. Прохождение этапа оценивается при обнаружении подозрительного предмета и правильных действиях при его обнаружении (согласно методическим рекомендациям).

- «Библиотека» - имитация зала студенческой библиотеки, в которой среди нескольких кратких (не более одной страницы формата А4) текстов, возможно, находятся экстремистские высказывания. Прохождение этапа оценивается после обнаружения всех текстов и совершения правильных действий при их обнаружении (согласно методическим рекомендациям).

- «Интернет» - имитация социальных сетей. На страницах нескольких пользователей, возможно, находятся экстремистские файлы или материалы . Прохождение этапа оценивается при обнаружении всех подозрительных файлов или материалов и правильных действиях при их обнаружении (согласно методическим рекомендациям).

- «ЖД-вокзал» - имитация зала ожидания на железнодорожном вокзале. Среди людей, находящихся в зале ожидания, возможно, находится террорист-смертник. Как правило, организаторы игры на эту роль определяют человека славянской внешности (в то же время, среди людей могут находиться представители других национальностей), для того, чтобы молодые люди поняли, что терро-

73 ОБЗОР.НЦПТИ

Игра-квест «Антитеррор» как положительный опыт профилактики

2019

ризм не имеет национальности. Прохождение этапа оценивается при обнаружении подозрительного человека и правильных действиях при его обнаружении (согласно методическим рекомендациям).

Команды начинают прохождение этапов игры одновременно. На прохождение каждого этапа отводится до 10 минут. Для игры необходимы пять аудиторий или классов, в которых команды будут по очереди проходить смоделированные ситуации.

За прохождение этапа начисляются баллы - от одного до трех. Максимальное количество баллов начисляется, если команда выполнила все задания правильно. Минимальное количество баллов начисляется, если команда при прохождении этапа не смогла обнаружить подозрительные материалы или предметы, однако не совершила грубых ошибок, например, при обнаружении взрывного устройства не касалась подозрительного предмета (то есть не «взорвалась»). При совершении грубых ошибок баллы не начисляются.

Команда, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем игры, получает кубок и диплом победителя. В случае, если две команды или больше набирают одинаковое количество очков, победитель выбирается путем ответа на вопросы организаторов игры.

Во время подсчета баллов участники игры просматривают ролики, посвящённые профилак-

тике экстремизма и терроризма, подготовленные НАК России, либо (на областном уровне) смотрят показательные выступления спецназа полиции или Росгвардии (по согласованию), кинологической службы (по поиску взрывчатых веществ).

Награждение победителей проходит после подсчета баллов. Победитель игры на региональном этапе получает кубок, остальные участники получают поощрительные призы. За месяц до проведения мероприятия в региональных СМИ размещается информация о порядке приёма заявок на участие в игре-квесте.

Опыт проведения игры показал, что она интересна как форма профилактики. Более того, многие студенты, представители молодёжных объединений после участия в игре в 2016 году подавали заявки на участие в аналогичных мероприятиях в 2017 и 2018 годах. Поэтому организаторы квеста приняли решение о том, что участвовать в играх «Антитеррор» могут только те молодые люди, которые ранее не являлись их участниками. Это позволит охватить как можно больше молодых людей данной формой профилактической работы.

Одним из позитивных результатов игры стало то, что ее участники, получив знания и навыки в организации профилактической работы в области антитеррора и противодействия экстремизму, стали проводить подобные мероприятия самостоятельно, ретранслируя тем самым опыт игры на более широкую аудиторию.

Положение о конкурсе научных и творческих работ среди молодых ученых, специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма и сотрудников образовательных организаций

Юга России

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения Конкурса, условия участия в нем, требования к заявкам, сроки и порядок рассмотрения работ, определения и награждения победителей.

1.2. Цели и задачи Конкурса.

1.2.1. Конкурс проводится в целях активизации деятельности профессионального сообщества России в сфере профилактики и идеологического противодействия экстремизму и терроризму.

1.2.2. Задачи Конкурса:

• повышение роли молодых ученых в сфере профилактики распространения террористической идеологии;

• привлечение научной общественности к вопросам противодействия идеологии терроризма;

• содействие формированию у граждан Российской Федерации неприятия терроризма и экстремизма и их идеологии, способности противостоять террористическим угрозам;

• информационное противодействие пропаганде терроризма и экстремизма с использованием новых информационных технологий.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

2. ПРЕДМЕТ И УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

2.1. На Конкурс выдвигаются материалы, посвященные антитеррористической проблематике, вопросам противодействия терроризму, его идеологии и современным методам их решения.

2.2. На Конкурс могут быть представлены только оригинальные публикации студентов, преподавателей, ученых, специалистов сферы противодействия терроризму и экстремизму (в том числе в соавторстве - не более 5 соавторов).

2.3. К участию в конкурсе допускаются текстовые публикации. Не принимаются и не рассматриваются работы, не соответствующие цели, задачам и номинациям Конкурса (например, о технических средствах антитеррора и др.), а также представляющие собой рецензии, отзывы, размышления и т.п. на опубликованные ранее книги, статьи, вышедшие в прокат кино- и телефильмы, театральные постановки.

2.4. Жанр публикации и ее конкретную тему автор определяет по своему усмотрению, исходя из цели, задач и номинаций Конкурса.

2.5. Заявки на участие в Конкурсе в любой номинации принимаются от авторов - физических лиц (далее - Участник), пишущих на темы антитеррористической направленности.

3. ОРГАНИЗАТОРЫ, УЧРЕДИТЕЛИ И ПАРТНЕРЫ

3.1. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет совместно с региональным общественным движением Ростовской области «Интернет без угроз».

3.2. Оператор конкурса - Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет.

3.3. Учредителями Конкурса выступают: Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, региональное общественное движение Ростовской области «Интернет без угроз».

3.4. Оператор конкурса осуществляет оперативную деятельность по организации Конкурса:

• формирование жюри Конкурса (далее - Жюри);

• прием заявок Участников посредством электронной почты (info@ncpti.ru);

• предоставление заявок на рассмотрение Жюри;

• проведение награждения победителей;

• решение иных задач, связанных с проведением Конкурса.

3.5. Контактные данные Оператора Конкурса:

344011 г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 6, оф. 1314. Сайт конкурса - НЦПТИ.рф Электронная почта секретаря Жюри: info@ncpti.ru

4. НАГРАДЫ КОНКУРСА

4.1. Жюри Конкурса определяет три заявки, победившие в конкурсе.

4.2. Победители Конкурса награждаются дипломами об участии в конкурсе и памятными сувенирами.

4.3. Работы победителей и лучших конкурсантов будут опубликованы в журнале «ОБЗОР.НЦПТИ».

5. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК

Участник предоставляет на Конкурс до 31 июля 2019 года:

5.1. Заявку на участие с указанием:

- Ф.И.О. участника и его научного руководителя (если имеется), ученой степени и ученого звания (если имеются), места работы (учёбы), должности,

- названия представленной на конкурс работы (у опубликованных ранее книг и статей указываются полные выходные данные);

- контактных данных участника (телефона, электронной почты, места проживания).

5.2. Конкурсную работу в цифровом формате (выполненную в текстовом редакторе Word, шрифт Times New Roman - 14), список литературы располагается в конце текста. В начале работы указывается ее название, инициалы и фамилия автора (научного руководителя), наименование организации или учебного заведения.

5.3. Принимаются материалы только на русском языке. Минимальный объем работы

- 7000 знаков с пробелами, максимальный - 30000 знаков с пробелами.

5.4. Присланные на Конкурс материалы рецензированию, возврату и оплате не подлежат.

5.5. Оператор Конкурса проводит проверку работ на наличие недобросовестных заимствований и премодерацию заявок на соответствие целям, задачам конкурса, техническим требованиям. Одобренные заявки передаются Жюри.

6. ЖЮРИ КОНКУРСА

6.1. Жюри Конкурса формируется из представителей научного сообщества (кандидатов наук, докторов наук), представителей министерств, общественных организаций и ведомств субъектов Юга России.

6.2. Члены Жюри работают на добровольной основе.

6.3. Жюри осуществляет следующие функции:

• проведение экспертизы конкурсных материалов (по критериям);

• определение победителей Конкурса в каждой номинации по сумме набранных баллов;

• Результаты Конкурса оформляются протоколом, который подписывается председателем Жюри. Решения Жюри являются окончательными и не подлежат обжалованию.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.1. Конкурс проводится в следующем порядке:

• сбор и определение заслуживающих внимания заявок;

• оценка работ;

• утверждение списка победителей Конкурса;

• объявление результатов Конкурса и награждение победителей.

7.2. Критерии оценки работ и определения победителей Конкурса:

• Соответствие требованиям оформления и предоставления заявки - от 0 до 5 баллов.

• Соответствие работы задачам конкурса - от 0 до 5 баллов.

• Актуальность заявленной темы и полнота ее раскрытия - от 0 до 5 баллов.

• Научная новизна- от 0 до 5 баллов.

• Научность (научно-понятийный аппарат, обоснованность утверждений, аргументированность выводов) - от 0 до 10 баллов.

• Качество используемого фактического материала - от 0 до 5 баллов.

7.3. Материалы рассматриваются только в электронном виде и оцениваются членами Жюри в заочном порядке.

7.4. Оценка конкурсных работ осуществляется каждым членом Жюри через электронную систему методом выставления экспертной оценки, соответствующей балльной шкале по каждому критерию.

7.5. Итоговая оценка каждого Участника в номинации формируется путем суммирования его баллов по каждому из указанных выше критериев.

7.6. На очном заседании Жюри путем открытого голосования утверждает общий протокол и баллы участников.

7.7. Победители и лауреаты Конкурса (первые три места) определяются исходя из общего числа набранных баллов.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

8.1. Итоги Конкурса будут подведены и объявлены не позднее 10 сентября 2019 года.

8.2. Информация об итогах конкурса размещается на сайте конкурса не позднее 30 сентября 2019 года.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. По согласованию с авторами, материалы могут быть опубликованы в научном журнале

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.