УДК 343.85:323.283:316.485.26
Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,
заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России по научной работе (г. Красноярск), доктор социологических наук, профессор
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА. НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
THE EXPERIENCE IN ORGANIZING THE ACTIVITIES ON COUNTERACTION TO TERRORISM IDEOLOGY. THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL APPROACHES TO THEIR EFFICIENCY ASSESSMENT: ON THE OUTCOMES OF THE SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE
Статья подготовлена по итогам научно-практической конференции "Опыт организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Научные и практические подходы к оценке их эффективности", прошедшей в рамках XI специализированного форума "Современные системы безопасности - Антитеррор" (г. Красноярск, 27-28 мая 2015 года).
The article is devoted to the outcomes of the scientific-practical conference "The experience in organizing the activities on counteraction to terrorism ideology. The scientific and practical approaches to their efficiency assessment", held within the XI specialized forum "Present-day security systems - Anti Terror".
Ключевые слова: противодействие идеологии терроризма, деятельность антитеррористических комиссий, комплексный план противодействия идеологии терроризма, зашита информационного пространства, профилактика террористических проявлений.
Keywords: counteraction to terrorism ideology, activity of antiterrorist commission, integrated plan of counteraction to terrorism ideology, protection of information space, prevention of terror acts.
Международный и национальный опыт противодействия терроризму показывает, что наибольшего эффекта в этой области можно добиться путем активизации деятельности специализированных органов и служб, государственных, муни-
ципальных и негосударственных учреждений, расширения научных антитеррористических исследований, повсеместного осуществления разъяснительной и профилактической работы по устранению причин и условий для формирования идеологической платформы терроризма.
Для противодействия идеологии терроризма необходима выработка оптимального политического курса, направленного на дальнейшее развитие антитеррористической деятельности общества и государства с учетом исторического опыта и специфики развития страны.
На официальной церемонии открытия XI специализированного форума-выставки "Современные системы безопасности - Антитеррор" Губернатор Красноярского края В.А. Толоконский в приветственном слове особое внимание обратил на то, что форум "призван консолидировать силы общества в противодействии терроризму и объединить в этой работе усилия правоохранителей, учёных, производственников, представителей власти".
Решению этих важных вопросов и была посвящена проходившая под эгидой Национального антитеррористического комитета в г. Красноярске 27-28 мая 2015 г. научно-практическая конференция "Опыт организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма". [1, с. 13]
В ее работе приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, ученые и специалисты в сфере противодействия терроризму.
На первом пленарном заседании научно-практической конференции были представлены для обсуждения три блока вопросов:
1) опыт работы федеральных органов исполнительной власти по реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Оценка эффективности и меры по ее совершенствованию;
2) деятельность антитеррористических комиссий по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы. Подходы к оценке эффективности проведения;
3) научно-практические подходы в оценке эффективности проведения меро-
приятий по противодействию идеологии терроризма.
По основным направлениям противодействия идеологии терроризма выступил первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета, кандидат юридических наук генерал-лейтенант Е.П. Ильин с докладом "Деятельность федеральных органов исполнительной власти и институтов гражданского общества по противодействию идеологии терроризма". Опыт планирования, проведения и оценки мероприятий по противодействию идеологии терроризма за рубежом рассмотрел заместитель директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз Министерства иностранных дел Российской Федерации В.В. Андреев. Руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в Краснодарском крае Н.Н. Гресь выступил с докладом "Практика работы постоянно действующих в субъектах Российской Федерации групп комиссий по противодействию идеологии терроризма и экспертных советов, сформированных для решения задач по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма".
Выступление начальника отдела Управления заместителя мэра Москвы в Правительстве г. Москвы по антитеррористической деятельности кандидата педагогических наук В. В. Попова было посвящено организации системы контроля реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы.
Также в работе конференции были представлены актуальные на сегодняшний день доклады, посвященные противодействию распространению информации экстремистской направленности в средствах массовой информации и сети Интернет. Так, с докладом "Традиционные средства массовой информации и интернет-СМИ. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" выступил руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу И.А. Зи-ненко, с докладом "Традиционные средства массовой информации и "новые медиа" как средство оценки результативности профилактических мероприятий" - военный корреспондент Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании А.Г. Штейнбух.
Значительный интерес вызвал доклад руководителя Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН доктора социологических наук В.В. Маркина "Социологические исследования как инструмент определения эффективности мероприятий по противодействию идеологии экстремизма и терроризма: региональный аспект", предлагающего в социологическом исследовании обеспечить привязку к муниципальным образованиям из числа наиболее проблемных в данном отношении в регионе для выработки рекомендаций по работе с конкретными целевыми группами.
На геопространственной обработке социологических данных в задачах противодействия идеологии терроризма заострил внимание генеральный директор компании "Интел-геотех" С.В. Иванов. Не менее интересными были доклады и других участников научного форума, посвященные реализации идей противодействия терроризму и экстремизму.
После пленарного заседания обсуждение представленных докладов продолжилось на заседаниях трех секций.
На секции "Деятельность антитеррористических комиссий по повышению эффективности региональных систем противодействия идеологии терроризма" обсуждались проблемы:
формирования региональных нормативных, организационных и иных механизмов, направленных на совершенствование мероприятий по противодействию идеологии терроризма;
деятельности антитеррористических комиссий по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы;
оценки эффективности деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации;
деятельности духовных образовательных организаций в противодействии идеологии терроризма.
По итогам обсуждения вопросов участниками секции были сформированы предложения:
Национальному антитеррористическому комитету:
разработать дополнительные показатели, предусматривающие оценку деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, и выйти в Правительство Российской Федерации с предложением об их принятии;
разработать систему индивидуальных показателей и методики оценки эффективности деятельности указанных органов, что является весьма объемной задачей, решение которой потребует совместных усилий научно-исследовательских организаций и практических органов;
рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений и дополнений в нормативные акты, определяющие порядок оценки уязвимости и подготовки планов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, с целью участия в данной деятельности представителей ФСБ России и МВД России, а также других субъектов антитеррористической деятельности;
проработать вопрос участия профессорско-преподавательского состава вузов в работе экспертных групп АТК субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о разработке единого инструментария проведения социологических исследований по изучению проявлений экстремизма и терроризма в обществе;
Министерству образования и науки Российской Федерации:
ввести в качестве обязательного образовательный курс "Основы превенции терроризма" в учебные программы средних школ, колледжей, вузов. В университетах
создать учебное направление (специализацию) по подготовке специалистов в области противодействия экстремизму и терроризму. Для качественного повышения уровня образования привлекать к преподаванию специалистов, в том числе бывших сотрудников антитеррористических служб;
рассмотреть вопрос о возможности проведения международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, специализирующегося в террологии, для обмена опытом преподавания предмета и выработки системного алгоритма создания учебных программ и учебно-методических комплексов по дисциплине;
провести среди студентов российских вузов конкурс научных работ под общим названием "Активная жизненная позиция молодого человека в условиях роста террористических и экстремистских угроз". Материалы лучших студенческих работ опубликовать и распространить среди российских учебных заведений.
На секции "Практика организации мероприятий по защите информационного пространства от распространения идеологии терроризма. Механизмы оценки результативности их реализации" обсуждались вопросы противодействия идеологии терроризма в сети Интернет и подходы к оценке эффективности этой работы, рассматривались особенности и практика подготовки специалистов для организации профилактической работы в сети Интернет и предлагались меры противодействия методам и технологиям информационного воздействия, применяемым идеологами терроризма.
По итогам обсуждения участниками секции было предложено:
органам управления образования и образовательным организациям использовать при подготовке образовательных программ для специалистов в области информационной безопасности и профилактической работы в сети Интернет акмеолого-компе-тентностный подход, позволяющий дифференцированно проводить обучение и определять вектор профессионального развития будущих специалистов;
Министерству образования и науки Российской Федерации создать экспертные центры по противодействию идеологии терроризма и экстремизма;
разработать в системе дополнительного образования государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования программы повышения квалификации и переподготовки кадров сотрудников антитеррористических комиссий для обязательного ежегодного прохождения курсов по различным аспектам противодействия идеологии терроризма;
Национальному антитеррористическому комитету оценить уровень подготовки специалистов в области идеологии экстремизма и терроризма и совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и высшими учебными заведениями разработать программы дополнительного профессионального образования для журналистов, сотрудников различных министерств и ведомств (силовых структур), административных органов и т.д. по различным аспектам противодействия идеологии экстремизма и терроризма, а также по работе с мигрантами, вынужденными переселенцами и беженцами;
рекомендовать Национальному антитеррористическому комитету изучить имеющиеся наработки и зарубежный опыт в части регламентации санкционированного присутствия сотрудников федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет в целях разработки отечественной нормативной базы такового.
На секции "Организация профилактики экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде и механизмы ее оценки" были рассмотрены следующие вопросы:
антитеррористическое мировоззрение молодежи - способы формирования культурных, патриотических и нравственных ценностей;
особая роль семьи и образовательных организаций в противодействии идеологии терроризма;
опыт работы антитеррористических комиссий по вопросам дерадикализации подрастающего поколения;
практика проведения адаптации лиц, прошедших обучение в зарубежных исламских учебных заведениях;
выработка критериев оценки эффективности профилактических мероприятий и предложения по их совершенствованию.
По итогам дискуссии участниками секции было предложено:
Национальному антитеррористическому комитету Российской Федерации регулярно проводить международные научно-практические конференции и семинары с участием зарубежных экспертов и специалистов антитеррористической деятельности иностранных государств и международных организаций; создать базу данных аналитических, методических, учебных и информационных материалов (методичек, фильмов, программ, курсов и пр.) по повышению эффективности антитеррористической и антиэкстремистской деятельности;
субъектам антиэкстремистской деятельности:
делать ставку на методы переубеждения экстремистов, отвлечения внимания на иной объект деятельности, устранения обстоятельств, способствующих экстремистской и террористической деятельности, формирование условий для разобщения носителей экстремистской и террористической идеологии;
расширять практику создания центров социальной адаптации бывших участников бандформирований;
при выработке индикаторов и показателей антитеррористической деятельности в регионах не следует делать излишний упор на формальных показателях профилактической работы, оцениваемых по числу проведенных форумов, конференций, выставок, изданных книг и пр. Основным критерием должен быть уровень экстремистских и террористических проявлений в субъекте Российской Федерации;
в структуре Антитеррористической Ассоциации университетов России создать центры по выработке и пропаганде общероссийских ценностей, включающих антитеррористический, антиэкстремистский компоненты;
Министерству образования и науки Российской Федерации:
разработать и реализовать учебные программы для молодых ученых, способных в будущем стать экспертами в области антитеррористической политики России; разработать тематику основных научных направлений по антитеррористической деятельности, рекомендуемых для написания дипломных работ и диссертаций;
предусмотреть в образовательных учреждениях расширение курса "Безопасность жизнедеятельности" блоком по антитеррористической культуре поведения молодежи;
разрабатывать и реализовывать федеральные и региональные программы и проекты, предлагающие молодежи альтернативные пути социального роста и реализации своего внутреннего социально значимого потенциала ("Тимуровцы XXI века", "Бессмертный полк", студенческие отряды, съезды молодежи и пр.);
Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям:
принять меры по созданию журналистского пула, способного профессионально освещать в СМИ вопросы антитеррористической политики;
поощрять создание и функционирование социальных сетей, создающих благоприятное антитеррористическое интернет-пространство.
На заключительном пленарном заседании участники конференции обсудили информацию модераторов секций и отметили, что террористическая идеология, в основе которой лежат идеи религиозно-политического экстремизма, представляет серьезную угрозу безопасности как Российской Федерации, так и всего мирового сообщества в целом.
Противодействие терроризму и его идеологии является важным направлением государственной политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
Противодействие идеологии терроризма должно носить всеобщий характер. Для этого следует объединить усилия феде-
ральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных и политических структур, образовательного, научного и бизнес-сообществ, средств массовой информации, религиозных конфессий.
Ключевым элементом системы мер по противодействию идеологии терроризма и экстремизма является обеспечение постоянного межкультурного, межнационального и межконфессионального диалога в интересах достижения общественного согласия и формирования эффективных гражданских механизмов разрешения социальных конфликтов.
В Российской Федерации в основном сформирована общегосударственная система противодействия терроризму, выработана и совершенствуется необходимая законодательная база, созданы условия для привлечения к этой работе гражданского общества. Развитие данной системы осуществляется в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы.
Вместе с тем действенность профилактики терроризма в значительной степени определяется результатами информационного противодействия терроризму и религиозно-политическому экстремизму в средствах массовой информации и сети Интернет.
При этом существует насущная потребность выработки системы оценки эффективности реализуемых профилактических антитеррористических мероприятий, в целях дальнейшего развития и совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму.
Исходя из этого участники конференции наиболее актуальными задачами в сфере противодействия идеологии терроризма считают:
создание благоприятных политических, социально-экономических условий, правовых механизмов для разрешения национальных, религиозных, социальных конфликтов, внедрение идеологии ненасилия в массовое сознание;
обеспечение противодействия идеологии терроризма, состоящее в разработке новых мер по недопущению ее распространения, реализации соответствующей кадровой политики, повышении квалификации специалистов в данной сфере;
повышение организующей и координирующей роли антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации;
активизацию деятельности экспертно-консультативных советов и групп, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями Национального антитеррористического комитета;
распространение накопленного опыта по противодействию экстремизму и терроризму между антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, расширение форм и методов работы с населением по формированию антитеррористического сознания;
обеспечение эффективной деятельности антитеррористических комиссий на уровне муниципальных образований;
выявление и пресечение каналов и источников распространения идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма;
обеспечение неотвратимости мер административного и уголовного воздействия в отношении религиозных организаций, проповедующих идеи насилия, нетерпимости или открыто призывающих к экстремистским действиям;
повышение эффективности адресной работы с категориями граждан, наиболее подверженных воздействию идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма;
оказание поддержки молодежным организациям, заинтересованным в реализации государственно ориентированных культурно-просветительских проектов;
разработку концепции социального партнерства государства и религиозных организаций, при этом предусмотрев государственные программы поддержки исламской науки и образования с целью подготовки новых кадров мусульманского духовенства, ученых-богословов и преподавателей медресе;
развитие и укрепление отечественных мусульманских учебных организаций для расширения возможностей получения гражданами традиционного для России исламского религиозного образования;
изучение и адаптацию к региональным условиям успешного российского и зарубежного опыта противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма, в том числе по оценке эффективности реализуемых антитеррористических мероприятий.
Придавая важное значение вопросам обеспечения общественной безопасности и правопорядка в период подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады в 2019 году в г. Красноярске, организационным комитетом XI специализированного форума было принято решение о проведении в рамках конгрессной части форума семинара "Обеспечение правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады". Особое внимание участники семинара уделили вопросам изменения режима функционирования и организации взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и иных организаций в обеспечении правопорядка и безопасности при подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий международного уровня.
По итогам дискуссии участники семинара рекомендовали министерствам Красноярского края, ведомствам и организациям, ответственным за подготовку Универсиа-ды-2019, разработать межведомственную концепцию обеспечения комплексной безопасности при подготовке и проведении Универсиады-2019.
Для формирования комплексной системы обеспечения правопорядка и общественной безопасности, антитеррористической защищенности объектов спорта, организаторам спортивных мероприятий Универсиады-2019 собственникам объектов спорта и мест проведения культурно-зрелищных мероприятий и заинтересованным ведомствам рекомендовано:
осуществлять проектирование объектов спорта в тесном взаимодействии с администрацией г. Красноярска, министерством транспорта Красноярского края, АНО "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в Красноярске" и другими заинтересованными ведомствами с учетом необходимости:
совместно прорабатывать вопросы организации дорожного движения вблизи объектов Универсиады-2019, возможности дальнейшего развития улично-дорожной сети и транспортной доступности, маршрутов доставки клиентских групп различными видами транспорта, а также определения мест размещения парковочных площадок и организации пешеходных маршрутов движения к объекту от мест высадки и посадки зрителей, участников, парковки автомобилей.
При проектировании информационно-коммуникационных, слаботочных кабельных систем, систем безопасности (пожарной сигнализации и пожаротушения, оповещения, контроля и управления доступом, тревожного оповещения, охранной сигнализации, охранного видеонаблюдения, информационной и коммуникационной безопасности и других), автоматизированных рабочих мест пользователей, серверов и коммуникационного оборудования объектов в обязательном порядке учитывать единые требования к оборудованию и программному обеспечению, предъявляемые для решения вопросов об их интеграции (объединении) как в пределах объекта, так и в единую телекоммуникационную комплексную автоматизированную систему "Безопасный город".
Руководителям объектов транспортной инфраструктуры рекомендовано обеспечить разработку и своевременное утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. При этом предусмотреть дополнительные меры по надлежащему обеспечению антитеррористической защищенности, объектов железнодорожного транспорта, в том числе на пассажирском вокзале станции Красноярск, с учетом
опыта организации этой работы на железнодорожных вокзалах г. Казани, г. Сочи.
Материалы участников, выступавших с докладами на пленарных и секционных заседаниях научно-практической конференции "Опыт организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Научные и практические подходы к оценке их эффективности" и семинаре "Обеспечение правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады", опубликованы в сборнике "Современные системы безопасности - Антитеррор" [1; 2].
Поставленные перед научным форумом задачи были решены в полном объеме на высоком методологическом и организационном уровнях. Сформулированные участниками конференции и семинара положения и рекомендации будут способствовать развитию научного подхода к антитеррористической деятельности, прежде всего противодействию идеологии терроризма и обеспечению безопасности в период подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады в 2019 году в г. Красноярске.
Библиографический список
1. Современные системы безопасности - Антитеррор : материалы конгрессной части XI специализированного форума (27-28 мая 2015 года) : в 2 ч. / отв. ред. А.В. Букарин.
- Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1.
2. Современные системы безопасности - Антитеррор : материалы конгрессной части XI специализированного форума (27-28 мая 2015 года) : в 2 ч. / отв. ред. А.В. Букарин.
- Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 2.