Научная статья на тему 'ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВОЙ МЕТОД / ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ИГРЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Нина Владимировна

Преподаватели и методисты всего мира прибегают к различным методикам для стимулирования интереса у учащихся к изучению иностранного языка, но как показывает практика, наблюдается снижение мотивации к его изучению. Одним из эффективных и увлекательных методов преподавания иностранного языка является игровой метод. В его основе лежит мотивация. Игровое обучение, интегрированное в учебный процесс, может предоставить учащимся идеальную возможность овладеть определенными языковыми умениями и навыками. Игра способствует более быстрому усвоению фонетического, лексического и грамматического материалов и употребление их в практической деятельности. При использовании игровых методов на занятии учащийся учится развиваться в социальной среде, в которой он использует изучаемый язык, учится проявлять инициативу, следовать правилам, искать решения, работать в группе, развивать терпимость. Игра стимулирует познавательный интерес, активизирует активность учащихся, помогает им чувствовать себя увереннее в изучении иностранного языка. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятиях. Несмотря на очевидную привлекательность игровых методов, они недостаточно используются на занятиях иностранного языка, так как специалисты в области образования испытывают ряд трудностей. В данной статье рассматриваются причины и пути их преодоления, а также как с помощью определенных игровых технологий преподаватель может привлечь внимание учащихся к тем элементам или компетенциям, которые он считает центральными в процессе обучения, что в свою очередь способствует повышению мотивации учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A GAME AS A MEANS OF INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE

Teachers and methodologists all over the world resort to various methods to stimulate students' interest in learning a foreign language, but as practice shows, there is a decrease in motivation to study it. One of the most effective and fascinating methods of teaching a foreign language is the game method. It is based on motivation. Game-based learning integrated into the learning process can provide students with an ideal opportunity to master certain language skills and abilities. The game promotes faster assimilation of phonetic, lexical and grammatical materials and their use in practical activities. When using game methods in the classroom, a student learns to develop in a social environment in which he/she uses the language being studied, learns to take initiative, follow the rules, look for solutions, work in a group, develop tolerance. The game stimulates cognitive interest, activates the activity of students, helps them feel more confident in learning a foreign language. Game forms of work contribute to the creation of a favorable psychological climate in the classroom. Despite the obvious attractiveness of gaming methods, they are not used enough in foreign language classes, as specialists in the field of education experience a number of difficulties. This article discusses the causes and ways to overcome them, and how with the help of certain game technologies a teacher can draw students' attention to those elements or competencies that he considers central in the learning process, which in turn helps to increase students' motivation.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

2. Степанова, В.Е. В пространстве мышления и деятельности (саморазвитие педагогического коллектива). - Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. - 164 с.

3. Степанова, В.Е. Образование и саморазвитие личности (общество и власть). Вып. 14. Общество, власть и идеология (социально-философский анализ). - Якутск, 2003. - С. 48-56

4. Шергина, Т.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики: монография / Т.А. Шергина, А.П. Бугаева, А.А. Кожурова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2021. - 172 с.

5. Этнопедагогика любви и национального спасения: коллективная монография / М-во образования и науки Респ. Саха (Якутия); под общ. ред. У.А. Винокуровой. - Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2017. - 480 с.

Педагогика

УДК 37.09

ассистент Шилова Нина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Преподаватели и методисты всего мира прибегают к различным методикам для стимулирования интереса у учащихся к изучению иностранного языка, но как показывает практика, наблюдается снижение мотивации к его изучению. Одним из эффективных и увлекательных методов преподавания иностранного языка является игровой метод. В его основе лежит мотивация. Игровое обучение, интегрированное в учебный процесс, может предоставить учащимся идеальную возможность овладеть определенными языковыми умениями и навыками. Игра способствует более быстрому усвоению фонетического, лексического и грамматического материалов и употребление их в практической деятельности. При использовании игровых методов на занятии учащийся учится развиваться в социальной среде, в которой он использует изучаемый язык, учится проявлять инициативу, следовать правилам, искать решения, работать в группе, развивать терпимость. Игра стимулирует познавательный интерес, активизирует активность учащихся, помогает им чувствовать себя увереннее в изучении иностранного языка. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятиях. Несмотря на очевидную привлекательность игровых методов, они недостаточно используются на занятиях иностранного языка, так как специалисты в области образования испытывают ряд трудностей. В данной статье рассматриваются причины и пути их преодоления, а также как с помощью определенных игровых технологий преподаватель может привлечь внимание учащихся к тем элементам или компетенциям, которые он считает центральными в процессе обучения, что в свою очередь способствует повышению мотивации учеников.

Ключевые слова: игра, игровой метод, игровое обучение, дидактический элемент игры, иностранный язык, мотивация, средство повышения мотивации.

Annotation. Teachers and methodologists all over the world resort to various methods to stimulate students' interest in learning a foreign language, but as practice shows, there is a decrease in motivation to study it. One of the most effective and fascinating methods of teaching a foreign language is the game method. It is based on motivation. Game-based learning integrated into the learning process can provide students with an ideal opportunity to master certain language skills and abilities. The game promotes faster assimilation of phonetic, lexical and grammatical materials and their use in practical activities. When using game methods in the classroom, a student learns to develop in a social environment in which he/she uses the language being studied, learns to take initiative, follow the rules, look for solutions, work in a group, develop tolerance. The game stimulates cognitive interest, activates the activity of students, helps them feel more confident in learning a foreign language. Game forms of work contribute to the creation of a favorable psychological climate in the classroom. Despite the obvious attractiveness of gaming methods, they are not used enough in foreign language classes, as specialists in the field of education experience a number of difficulties. This article discusses the causes and ways to overcome them, and how with the help of certain game technologies a teacher can draw students' attention to those elements or competencies that he considers central in the learning process, which in turn helps to increase students' motivation.

Key words: game, game method, game training, didactic element of the game, foreign language, motivation, a means of increasing motivation.

Введение. Как известно, проблема мотивации в образовательном процессе стоит сегодня на первом месте. Педагоги и психологии отмечают, что качество выполнения той или иной деятельности на занятиях по иностранному языку и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Следует отметить, что именно мотивация является тем «запускным механизмом», который вызывает целенаправленную деятельность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей.

На современном этапе развития методических наук игра понимается как сложный социокультурный феномен, который изучается с различных философских, культурологических, психологических и методологических позиций.

Обучение с помощью игр во всем мире становится все более распространенным во всех культурах и идеологических течениях и дает положительные результаты. Так, например, в Финляндии с самого начала обучения дети погружаются в очень увлекательную систему образования, и это продолжается до окончания средней школы. Китай внедряет инициативу по организации игр на открытом воздухе в дошкольных учреждениях по всей стране под названием Anji Play. В Сингапуре Министерство образования пытается сместить акцент с достижений в образовании на принятие нового подхода, ориентированного на исследования в детстве и «целенаправленную игру».

Изложение основного материала статьи. Впервые системы игр были разработаны для дошкольного обучения Ф. Фребель и М. Монтессори и для начального обучения О. Декроли. В отечественной педагогике с середины ХХ века и до 1970-х годов на занятиях иностранного языка применялся грамматико-переводной метод обучения, цель которого была изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке. Но, несмотря на это, в 1940-1950 годах игру как форму работы стали включать в образовательный процесс дошкольного образования и с приходом коммуникативного метода игровые упражнения стали заменять механически воспроизводящие. В 1960-1970 годы игры начали применяться как в начальных, так и в средних классах [8].

Широкое распространение обучающие игры получили в 80-х годах. По мнению психолога Ж. Пиаже игра облегчает обучение, знакомя человека с новым опытом и новыми способами восприятия его отношений с миром [7, С. 179-181]. Л.С. Выготский рассматривает игру как деятельность, необходимую для развития интеллектуальной и физической зрелости людей [2; 3; 4]. Отдельного упоминания заслуживает Д.С. Брунер, который считает, что игра может быть средством разрешения желаний и конфликтов, и, следуя идеям Л.С. Выготского, утверждает, что действие, мышление и язык

развиваются через игру. Иными словами, это может быть руководством к развитию и обучению человека. Более того, Д.С. Брунер высказывает мнение, что с помощью игры можно не только усвоить культурные ценности, но и улучшить интеллект, так как во время игры язык используется как инструмент мышления и действия [1]. Следовательно, можно утверждать, что игра способствует развитию языка и мышления, поскольку с помощью игры также можно изучать грамматически более сложные формы языка. Д.С. Брунер считает, что игра имеет преимущества для человека, поскольку способствует развитию терпимости к ошибкам, совершаемым во время игры. Кроме того, облегчая различие между целями и средствами, процессу придается большее значение, и когда препятствия, которые может создавать игра, преодолены, она позволяет испытывать удовольствие от достижения [9, С. 109-113].

Преподаватели и методисты всего мира прибегают к различным методикам для стимулирования интереса у учащихся к иностранному языку, но как показывает практика, наблюдается снижение мотивации к изучению иностранного языка. Таким образом, представляется крайне необходимым найти причины и пути преодоления данной проблемы.

Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:

1) коммуникативные мотивы - групповое решение игровых задач побуждает к межличностному общению между учащимися, а также укрепляет их отношения в коллективе;

2) моральные мотивы - в процессе игры учащиеся могут постоять за себя, свои знания и свою точку зрения;

3) познавательные мотивы - в игре есть неизвестный ответ, который толкает учащегося на поиск его решения, активизируя мыслительную деятельность.

Для создания игровых ситуаций на занятиях широко используются инструкции, карточки, описания ситуаций, рисунки, настольные игры, а также дискурс художественных произведений, которые, как известно, является сложным коммуникативным явлением, включающий в себя экстралингвистические факторы, такие как, знания о мире, интересы, цели коммуникатора [6, С. 269-273].

Все игры можно разделить на несколько групп, каждая из которых служит определенной педагогической цели и имеет свою специфику.

Дидактические игры - ориентированы на конкретную цель обучения (язык, культура, содержание и т.д.); включают в себя планирование, правила, возможность оценки.

Языковые игры - ориентированы на четкую лингвистическую постановку целей; они служат, прежде всего, для закрепления словарного запаса, структуры, фраз и языковых навыков (говорение, аудирование, чтение, письмо). К языковым играм относятся:

- настольные игры, карточные игры, игры в кости (например, домино, бинго, игры на память и т.д.);

- игры на угадывание, комбинирование и запоминание (например, личности, профессии, предметы, ситуации и т.д.);

- игры на говорение и чтение (например, слова, предложения, цепочки ассоциаций, головоломки с буквами, ребусы и т.д.);

- дискуссионные игры (например, «Что, если ... ?»);

- игры с хлопками (например, «Когда вы слышите глаголы будущего времени, вы хлопаете в ладоши»).

Творческие игры. В творческих играх цель состоит не в том, чтобы воспроизвести учебный материал, найти конкретное решение или сделать что-то правильно, а в том, чтобы создать что-то новое из известных компонентов. Особое внимание уделяется использованию языка, творческому письму, творческому рассказыванию историй и рисованию, а также импровизации.

Подвижные игры ориентированы на активных двигательных действиях, направленных на достижение условной цели, оговоренных в правилах. Подвижные игры можно проводить как в помещениях, так и на свежем воздухе.

Интерактивные игры. В этих играх основное внимание уделяется взаимоотношениям между людьми, где требуется множество навыков. На занятиях их можно использовать в следующих ситуациях:

- для знакомства;

- для расслабления, повышения концентрации внимания;

- для планирования и обдумывания групповой работы;

- для разрушения стереотипного поведения;

- для подготовки театрального спектакля.

Правила игры в интерактивные игры могут быть изменены по мере необходимости учащихся во время игры. Нет победителей или проигравших. Все заинтересованные стороны должны исправить свои ошибки на целевом языке, поэтому между учениками нет конкуренции и учащиеся сами решают, что они хотели бы внести в игру по собственному усмотрению.

Деловые игры - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам. Они моделируют и отражают решения, принимаемые в конфликтных случаях. Деловые игры требуют высокий уровень знаний словарного запаса, так как они предполагают свободное высказывание учащихся.

В ходе игры различают три этапа:

1) подготовительный этап - объяснение проблемы, правила игры, цели, назначение и распределение ролей;

2) этап игры - учащиеся действуют в группах в соответствии с правилами игры;

3) этап оценки - обсуждается ход игры, ошибки.

Деловые игры требуют тщательной подготовки преподавателя, организаторского таланта и достаточного времени. Тема должна соответствовать действительности. Языковые ошибки можно обсудить в перерывах во время игры.

Поисковые игры - это игры, в которых ищут, находят, наблюдают и исследуют что-то неизвестное. Примеры поисковых игр:

- задачи по ориентированию (найти дорогу к банку или аптеке);

- задачи поиска (утерян паспорт - что мне делать?);

- задачи по сбору (сбор и принесение определенных материалов / предметов);

- творческие задания (например, создание фотоколлажа, видео, стихотворения и т.д.).

Поисковые игры могут проводиться как в классе, так и на открытом воздухе (в городе, на территории школы).

Игра обладает множеством образовательных и дидактических преимуществ в изучении языка:

- мотивирует учащегося, помогает сосредоточиться и стимулирует его память;

- игра делает из пассивного учащегося активным - он работает в группе и делится со своими идеями с одноклассниками, расширяя при этом возможности социального взаимодействия и общения на целевом языке;

- изменяет и демократизирует отношение к обучению: учащийся меньше подвержен стрессу, страху перед ошибкой, так как игра основана на правилах, известных всем, а иногда и на случайности;

- игра побуждает учащегося выражать свои мысли словами, аргументировать свой выбор и, таким образом, помогает ему совершенствовать свой язык;

- поощряет учащихся взаимодействовать и общаться;

- позволяет учащемуся развивать методы работы, следовать логике, рассуждениям;

- позволяет одновременно стимулировать различные навыки: словесные, умственные, логические и т.д.;

- дает учащемуся конкретную цель, которой он должен достичь, и побуждает его принять в ней участие;

- делает уроки разнообразными.

Помимо всех этих образовательных аспектов, игра, прежде всего, позволяет учащимся совершенствовать язык с удовольствием, создавая иллюзию того, что они не прилагают никаких реальных усилий, кроме как участвует в текущей игре.

Несмотря на то, что игру можно рассматривать исключительно как занятие, при правильном использовании она может стать важнейшим элементом успеха в обучении учащихся.

Процесс включения игры на занятиях иностранного языка должен строго соблюдаться, чтобы сохранить образовательную направленность. Игры должны быть тщательно отобраны и применяться как часть достижения образовательных целей и овладения языковыми навыками.

В дошкольных образовательных учреждениях изучение иностранного языка лучше всего начинать с помощью тактильных игр, детских стишков и рассказов, чтобы привыкнуть к произношению и ударениям в словах.

Учащимся начальной школы понравятся карточные и настольные игры, в которых они взаимодействуют друг с другом. В обществе, которое становится все более цифровым, где социальные связи становятся все более редкими, встреча за карточной игрой или игровым столом становится настоящим моментом подлинного счастья. Это способствует усвоению новых словарных слов на целевом языке и способствует устному общению. Акцент в этих играх делается на повторении, чтобы проработать фонетику и улучшить разговорную речь, а также максимально запомнить словарный запас.

Начиная со средней школы для привлечения внимания школьников к иностранным языкам, в учебный процесс необходимо включить цифровые инструменты: планшеты, онлайн-игры, дополненную реальность для полного погружения, многочисленные средства массовой информации. Многие сайты и приложения также помогу помочь добавить цифровую идентификацию в программу преподавателя [10, С. 296-301; 11, С. 122-124].

Внедрение элементов игры на занятиях иностранного языка делится на пять этапов:

1) выбор игры, в которую будет играть учащиеся;

2) обозначение конечной цели, которую необходимо достичь (важно, чтобы каждый учащийся с самого начала осознал конечную цель);

3) чёткое объяснение правил игры;

4) начало игры и наблюдение за ходом игрового процесса;

5) ведение игры, оказывая при этом надлежащую поддержку учащимся, когда у них появляются очень креативные идеи и их потребности трудно удовлетворить. Если у учащихся возникают вопросы и им становится скучно, то необходимо вмешаться в игру, чтобы ответить на вопросы и побуждать их играть далее.

Несмотря на преимущества дидактических игр, специалисты в области образования указывают, что обучение с помощью игр также может сопровождаться рядом трудностей, поэтому необходимо учитывать некоторые условия, чтобы игру можно было использовать на занятиях:

- игра должна проводиться в установленное для нее время. При этом следует подчеркнуть, что занятия, основанные на играх, не должны использоваться для заполнения оставшегося времени на занятии;

- правила игры должны быть понятны всем учащимся, поэтому преподаватель должен четко указать, что можно и что нельзя делать во время занятия;

- предпочтительно, чтобы игра способствовала формированию позитивного отношения к совместной работе. Во время занятий следует избегать выделение определенных учеников. Необходимо заранее подумать роли для тех, кто по разным причинам не может участвовать в игре, такие как судьи, помощники или наблюдатели;

- преподаватель должен готовить разнообразные игры, чтобы не всегда выделялись одни и те же ученики, таким образом у учеников будет повышаться мотивация [5, С. 62-65].

Любая игра может быть использована в начинающей и продвинутой группе, дело не в самой игре, а в грамотном подборе материала, который может быть простым или достаточно сложным. Игры позволяют действовать преподавателю в различных направлениях: можно тренировать употребление неправильных глаголов, можно выбрать трудные случаи употребления, например, того или иного правила английского языка и самому разобрать их с учениками, использовать типичные ошибки учащихся и на основе этого отбирать игровой материал.

Выводы. Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что мотивация играет фундаментальную роль в успехе учебного процесса, так как именно она побуждает учащегося эффективно управлять своим учебным процессом. Необходимо также отметить, что игра дает учащимся возможность сотрудничать, развивать социальные навыки, решать проблемы, практиковать свои языковые и цифровые навыки. Игра позволяет учащимся иметь право голоса в процессе обучения, развивать их самостоятельность и уверенность в себе.

Литература:

1. Брунер, Д.С. Игра, мышление, речь / Д.С. Брунер // Перспективы: Вопросы образования. - 1987. - №1.

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966. - №6.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский // Москва: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с.

4. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец / Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 5-90

5. Купцов, А.Е. Дидактические игры как средство обучения иностранному языку в высших учебных заведениях / А.Е. Купцов, Н.В. Шилова // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Ярославль, 20-21 мая 2022 года. -Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2022. - С. 62-65

6. Купцов, А.Е. Дискурсивы и синтаксические конструкции как средства формирования прагматического эффекта акта коммуникации в англо- и испаноязычном художественном дискурсе / А.Е. Купцов, Н.В. Шилова // Когнитивные исследования языка. - 2022. - № 3(50). - С. 269-273

7. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва: Просвещение, 1969. - 659 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

9. Тишко, А.Б. История преподавания иностранных языков в России / А.Б. Тишко, Н.В. Шилова // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Ярославль, 20-21 мая 2022 года. - Ярославль: Ярославский государственный технический университет, 2022. - С. 109-113

10. Шилова, Н.В. Интернет-технологии на занятиях по иностранному языку в вузе / Н.В. Шилова // Язык и общество. Диалог культур и традиций: Сборник материалов научной конференции, Ярославль, 01-31 марта 2022 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. - С. 296-301

11. Шилова, Н.В. Преимущества и недостатки использования Интернета на занятиях по иностранному языку в вузе / Н.В. Шилова, А.Е. Купцов // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Красноярск, 19 мая 2022 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2022. - С. 122-124

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Шишмолина Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); старший преподаватель Николаева Ольга Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОНКУРС ДРАМАТИЗАЦИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей. Целью статьи является описание практического опыта проведения конкурса драматизаций на иностранном языке как одного из педагогических инструментов формирования данной компетенции у студентов нелингвистических специальностей. Авторы анализируют преимущества различных подходов к обучению иностранному языку и делают вывод о необходимости их комбинирования в интересах достижения поставленных целей обучения. Обосновывается важность поиска эффективных инструментов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, способствующих также повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков. Выявляются возможности личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку, приводится классификация личностно ориентированных концепций. Отмечается актуальность и результативность применения модели обучения на основе сочетания данного подхода с технологиями проектного и проблемного обучения. В качестве методологической основы организации обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать концепцию, предполагающую расширение границ малой социальной группы, выход студентов за рамки ограниченного количества собеседников в общении и создание нового языкового пространства, условия которого моделируют максимально приближенные к реальной профессиональной или академической жизни ситуации. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании данной модели обучения на примере проведения конкурса драматизаций на иностранном языке. Представлены этапы работы студентов, а также показан потенциал и многоаспектность содержания их деятельности. Отмечена роль самостоятельной работы студентов при подготовке проекта драматизации. Полученные в ходе многолетнего использования данного педагогического инструмента в обучении студентов данные позволили авторам сделать вывод о его эффективности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Указывается на широкие возможности данного педагогического инструмента, позволяющего студентам оказаться в ситуации успеха, для студентов, которые демонстрируют невысокие результаты в учебной деятельности на практических занятиях.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, конкурс драматизаций на иностранном языке.

Annotation. The article is devoted to the problem of non-linguistic students foreign language communicative competence shaping. The aim of the article is to describe the practical experience of a drama competition in a foreign language as one of the pedagogical means of forming this competence among students of non-linguistic specialties. The article analyzes the advantages of different approaches to foreign language teaching and makes a conclusion about the necessity of combining them in order to achieve the goals of teaching. The article highlights the importance of searching for the most effective means of foreign language communication competence building, which would increase students' motivation for learning foreign languages. The possibilities of student-centered approach to foreign language teaching are identified and the classification of personality-centered concepts is given. The relevance and effectiveness of the model based on the combination of this approach with the technologies of project and problem-based learning are noted. The methodological basis of foreign languages teaching in higher education is the concept of expanding the boundaries of a small social group; students go beyond the limited number of interlocutors in communication and create a new language community, the conditions of which simulate as close to real professional or academic life situations. The practical significance of the conducted research lies in the description of the teaching model with a drama competition in a foreign language. The stages of students' work are presented; the potential and multidimensionality of their activities content are shown. The role of students' independent work in preparing a drama project is highlighted. The data obtained in the course of many years of using this pedagogical tool in teaching students allows the authors to make a conclusion about its effectiveness in forming foreign language communicative competence. It is noted that this pedagogical tool allows students who show poor results in learning activities in practical classes to find themselves in a situation of success.

Key words: foreign language communication competence, foreign language drama competition.

Введение. Глобальные вызовы, стоящие перед обществом на современном этапе, определяют чрезвычайно высокие требования, предъявляемые к уровню профессиональной компетенции выпускника вуза. Востребованы не только профессиональные знания, умения, инструменты и компетенции, которыми владеет человек (так называемые «жесткие навыки» / Hard Skills), но и универсальные для любой профессии навыки, которые зависят от личных качеств личности («гибкие навыки» / Soft Skills). К ним, в первую очередь относятся умение организовывать общение с другими людьми, эффективно управлять своим временем, креативно мыслить, нести ответственность за принятые решения, а также лидерство и способность работать в команде. Основу гибких навыков составляют коммуникативные умения, в формировании которых большой потенциал имеет дисциплина «Иностранный язык». Поскольку основной задачей методики обучения иностранным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.