Научная статья на тему 'ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ'

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подвижные игры / самбо / техника самостраховки / физические качества. / outdoor games / sambo / self-insurance technique / physical qualities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Невеличко Любовь Григорьевна, Разуваева Ксения Ивановна

В статье рассматривается практическая значимость подвижной игры на занятиях борьбой самбо. Анализ исследования показал, что игра является незаменимым элементов всего тренировочного процесса борьбы самбо. Подвижные игры в самбо позволяют оценить инициативность и настойчивость воспитанника, его умение бороться до конца за победу, креативность мышления, смелость и решительность. В процессе игры раскрывается отношение участников к партнерам и соперникам, к собственным ошибкам и т. д. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Невеличко Любовь Григорьевна, Разуваева Ксения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME AS A MEANS OF EDUCATION AND UPBRINGING YOUNG SAMBO WRESTLERS

The article discusses the practical significance of outdoor games in sambo wrestling classes. Outdoor games contribute to the qualitative and rapid development of sambo wrestling techniques, in accordance with the age needs of athletes.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ»

УДК 37.037:796.814

И. М. Воротилкина, Л. Г. Невеличко, К. И. Разуваева

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ

В статье рассматривается практическая значимость подвижной игры на занятиях борьбой самбо. Анализ исследования показал, что игра является незаменимым элементов всего тренировочного процесса борьбы самбо. Подвижные игры в самбо позволяют оценить инициативность и настойчивость воспитанника, его умение бороться до конца за победу, креативность мышления, смелость и решительность. В процессе игры раскрывается отношение участников к партнерам и соперникам, к собственным ошибкам и т. д. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

Ключевые слова: подвижные игры, самбо, техника самостраховки, физические качества. DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-23-29

Выбор средств и методов при составлении различных общеразви-вающих программ по самбо для детей, стремящихся заниматься единоборствами, характеризуется педагогической задачей, уровнем подготовленности обучающихся, а также созданными для этого условиями. Однако педагогические задачи не всегда совпадают с созданными условиями. Данная тенденция обусловлена тем, что соревновательный опыт, а также интересы практики не совпадают с используемыми способами и формами обучения спортсменов.

В связи с этим современная борьба вышла на путь совершенствования старых методик при помощи редактирования уже известных средств и методов тренировки и поиском совершенно нового и неизведанного в тренировочном процессе.

Одной из наиболее востребованных и результативных методик, особенно на начальном этапе подготовки, является игровое обучение. Игру можно отнести к одному из самых продуктивных средств становления личности спортсмена, его морально-волевых качеств.

Воротилкина Ирина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: btb-irina@rambler.ru.

Невеличко Любовь Григорьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: e-mail: lnevelichko@bk.ru.

Разуваева Ксения Ивановна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: enina-ksenia@mail.ru.

© Воротилкина И. М., Невеличко Л. Г., Разуваева К. И., 2022

23

Исследования, проведённые по изучению воздействия игрового метода обучения и игровых средств по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств в различных видах спорта (Н. Г. Кулик, А. М. Подвальный, А. М. Каткова, Е. Н. Ратова, А. И. Има-миев, Ж. К. Холодов, И. М. Коротков и др.) показывают, что навыки, добытые в игре, особенно прочны и долговечны.

Характерная особенность игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

На сегодняшний день подвижные игры стали очень популярны как одно из основных средств и методов проведения занятий по физической культуре. Преимущество подвижных игр заключается в том, что они не требуют от детей специализированной физической подготовленности и создают все условия для роста, развития и укрепления костно-связочного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем, а также формирование правильной осанки, координации движения.

В доказательство вышесказанного, а также для того, чтобы удостовериться в том, что временные пороги, современные тенденции развития системы образования, требований к научно-методическим аспектам, современных принципов развития спорта, а также требования общества не смогли разрушить значимость подвижных игр и игрового метода в целом для развития детей и будущих спортсменов, мы провели анкетный опрос среди действующих тренеров по борьбе самбо.

В исследовании приняли участие 13 действующих тренеров Еврейской автономной области по борьбе самбо с опытом работы в данной сфере свыше 5 лет, под руководством которых находятся более 300 спортсменов в возрасте от 7 до 18 лет.

В результате проведённого анкетного опроса все респонденты единогласно (100 %) отметили, что подвижные игры являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса по борьбе самбо.

Включение подвижных игр в спортивные тренировки по самбо помогает в решении не только специальных задач, но и способствует оживлению учебно-тренировочного процесса, выступает как средство физической и технической подготовки, как метод, решающий воспитательные задачи, в том числе связанного с активизацией внимания и повышения эмоционального состояния тренирующихся, повышает интерес к тренировочным процессам по самбо.

Однако, несмотря на то, что все педагоги согласились с тем, что тренировочный процесс по самбо без подвижных игр делает его менее эмоциональным, менее интересным, 15 % респондентов не используют подвижные игры в своей тренерской деятельности. Данная позиция обусловлена, прежде всего, возрастными особенностями и уровнем подготовки спортсменов, а также задачами, стоящими пред самбистами.

24

Обучающийся, который впервые окунулся в мир спорта, стремится, несмотря на возрастные трудности, показать себя через движение и действия. Возрастной особенностью младших школьников является быстрая утомляемость, которая компенсируется быстрым восстановлением. Поэтому подвижные игры, характеризующиеся возможностью справляться с поставленными целями максимально быстро, избавляют спортсменов от однообразных упражнений и дают им возможность осуществлять свои задачи с полной мобилизацией двигательных способностей. В более старшем возрасте, подростковом, игру многие педагоги и тренеры убрали из тренировочного процесса как мешающий и отвлекающий элемент занятия.

Анализ исследования показал, что основная часть тренерского коллектива, несмотря на возможные ограничения, отдаёт предпочтение игровому методу и применяет его практически на каждом занятии (53 %), не больше одного раза в неделю подвижные игры используют 30 % педагогов для того, чтобы разгрузить нервную систему юных спортсменов в конце рабочей недели и разнообразить тренировочный процесс самбистов. Применение, по мнению тренеров, в тренировочном процессе игровых и соревновательных элементов позволяет освоить технические и тактические приёмы в самбо более эффективно и быстро, так как помогает создать реальные условия соревновательной схватки.

Включение педагогами игровых упражнений, эстафет (23 %) в тренировочный процесс один раз в месяц обусловлен соревновательной подготовкой спортсменов более старшего возраста.

Тренеры, применяющие игровой метод на учебно-тренировочных занятиях каждый день (53 %), используют игру как средство разминки и разогрева самбистов перед отработкой приёмов — это подготовительная часть занятия. Большая часть педагогов (77 %) оставляет игру всё-таки на конец занятия. Применение в заключительной части занятия помогает снять психологическую и эмоциональную напряжённость, а также создаёт эффективные условия для сплочения коллектива с единой целью достижения победы.

Таким образом, если в процессе всего тренировочного занятия нагрузка была интенсивной, следовательно, в заключительной части занятия или в её основной части (38 %), желательно использовать игры, которые снижают нервное возбуждение и активизируют внимание учащихся.

Нами подмечено, что применение игровых методик будет успешным только тогда, когда педагог тщательно и подробно продумает все этапы учебно-тренировочного занятия по самбо. Особое внимание следует уделить методической последовательности освоения и закрепления приёмов борьбы.

Тренировочный опыт педагогов по самбо при помощи подвижных игр позволяет развивать все физические качества обучающихся. Ссыла-

25

ясь на специфику спорта, применение подвижных игр в самбо развивает в большей степени выносливость во всех её проявлениях (83 %), а также силу, координацию (83 %) и быстроту (83 %). Применение подвижных игр не требует специальной физической подготовки у детей и оказывает благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также формирование правильной осанки, координации движения.

Педагоги отмечают, что используют подвижные игры, помимо развития физических качеств, также и для развития технико-тактических способностей ребят (75 %).

Анализ специальной научно-методической литературы, а также собственный практический опыт работы с юными самбистами позволяет констатировать, что оттачивание технической и психологической подготовки юных самбистов будет наиболее эффективно, если с этой целью будут созданы условия соревновательных схваток — тренировочные схватки. Поэтому элементарные приёмы борьбы, захваты и передвижения в сочетании с отработкой конкретных приёмов в соревновательно-игровой обстановке постепенно должны вводиться в арсенал технических и тактических действий, широко используемых на всех занятиях, связанных с единоборствами.

Для психологической подготовки спортсменов в учебно-тренировочном процессе используют игры с элементами противостояния двух сторон. Такие игры позволяют взращивать у ребят здоровый интерес к победе, развивать моральные и волевые качества, чувство товарищества и справедливости.

Одним из важных, на наш взгляд, вопросов анкеты был вопрос о том, какие подвижные игры использует тренер в учебно -тренировочном процессе по борьбе самбо. Все педагоги, которые применяют игры на своих занятиях, отмечали, что используют в основном игры, которые отражают специфику борьбы самбо: «Пятнашки» (отработка захвата), «Выведение из равновесия» — игры, направленные на умение работать в команде «Стенка на стенку». Самые распространённые игры на ловкость, быстроту, силу и координацию, выносливость, включающие в себя специальные упражнения по самбо — «Регби». «Борьба руками», «Борьба ногами», «Увернись от захвата», «Петушиный бой», «Всадники» и т. д.

Важно отметить, что почти все перечисленные игры являются модификацией всеми известных игр. Каждый педагог смог индивидуально под свою команду разработать вариативность подходящей игры в соответствии с возрастом, уровнем физической подготовки, целями и задачами занятия.

На вопрос: когда применение подвижных игр не целесообразно в процессе подготовки самбистов, тренерский состав ЕАО дружно ответил, что в период подготовки к соревнованиям игра может помешать спорт-

26

смену настроиться на качественную борьбу. В этот период стоит сделать упор на отработку своих «коронок» и не сбивать настрой излишним эмоциональным подъёмом.

Что же касается начального этапа подготовки самбистов, на котором следует особое внимание уделить технике самостраховки, то педагоги сошлись во мнении (100 %), что игровой метод сможет разнообразить данный процесс, который должен быть доведён до автоматизма.

Согласно результатам проведённого исследования, по мнению тренеров, игра является незаменимым элементов всего тренировочного процесса борьбы самбо. Подвижные игры в самбо позволяют оценить инициативность и настойчивость воспитанника, его умение бороться до конца за победу, креативность мышления, смелость и решительность. В процессе игры раскрывается отношение участников к партнёрам и соперникам, к собственным ошибкам и т. д. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

Анализ исследования позволил сформулировать ряд рекомендаций по эффективному применению подвижных игр в учебно-тренировочном процессе по борьбе самбо:

- тренер для своих подопечных должен стать примером объективного и справедливого судьи, волевого человека, так как правильная оценка игры и соблюдение её правил позволяет воспитать в спортсменах с самого начала сознательность и обдуманность своих поступков и действий;

- любая игра включает в себя такие элемента;, как цель, задачи, содержание и правила. Поэтому, применяя подвижные игры на своих занятиях, необходимо тщательно подбирать игры с учётом всех индивидуальных особенностей спотсменов в том числе целей и задач самого занятия;

- внедрение подвижных игр в учебно-тренировочный процесс по самбо следует начинать с простых игр, более сложные игры используют с упрощёнными правилами, постепенно усложняя их;

- при организации и проведении подвижных игр важно разделить спортсменов на равные команды: по весовым категориям, возрасту, физической подготовке.

- учитывая специфику спорта и во избежание лишних травм, если упражнение можно выполнить в обе стороны, то при повторении игры задачу выполняют и в другую сторону;

- необходимо правильно рассчитывать дозировку игры, чтобы не допустить досрочной усталости спортсменов, особенно это важно, если игра проводится на этапе разминки, что препятствует усвоению новых двигательных качеств;

- подвижная игра должна быть эмоциональной и динамичной, с чёткими правилами, все движения и действия должны выполняться чётко, в противном случае это может способствовать неправильному усвоению элементов техники и тактики;

27

- в течение учебно-тренировочного занятия не эффективно использовать более двух игр, так как это сильно утомляет ребят и лишает настроя на изучение нового материала;

- наиболее подготовленных и способных учеников привлекают к руководству отдельными играми, это приучает юных единоборцев к самостоятельности;

- выбирая победителей и завершая игровую деятельность, очень важно обратить внимание на чёткость и правильность выполнения упражнений, отражающих техническую и тактическую подготовку юных спортсменов;

- если в процессе проведения игры ребята не соблюдают правила и совершают много ошибок, целесообразно остановить её и ещё раз дать все необходимые инструкции для качественного и продуктивного результата игры.

Список литературы

1. Кипчаков Б. Б. Применение подвижных игр с элементами единоборств в учебно-воспитательном процессе младших школьников // Вестник спортивной науки. 2010. № 5. С. 63 — 65.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16596586.

2. Матова Е. Л., Гараев Н. Н., Ткачев Е. В. Использование подвижных игр в подготовке юных борцов // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: сборник трудов межвузовской научно-практической конференции, Москва, 22 марта 2017 года. М.: МПГУ, 2017. С. 230 — 234. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=42981776.

3. Подвальный А. М., Каткова А. М. Совершенствование кондиционных способностей занимающихся самбо первого зрелого возраста / / Глобальный научный потенциал. 2018. № 3 (84). С. 88 — 93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35018139.

4. Романов В. П., Сураев А. П. Подвижные игры с элементами единоборств в системе подготовки юных борцов // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики: материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курган, 20 апреля 2018 года / Курганский государственный университет. Курган: КГУ, 2018. С. 54 — 56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35240055.

5. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика спорта // Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 2-е изд. испр. и доп. Часть II. С. 311 —428. URL: https://ksderbenceva.ucoz.ru/dokumenty/xolodovjk-kuznecovvsteoriyaimetodikafizicheskogo.pdf.

* -А -А

Vorotilkina Irina M., Nevelichko Lyubov G., Razuvaeva Kseniya I.

THE GAME AS A MEANS OF EDUCATION

AND UPBRINGING YOUNG SAMBO WRESTLERS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article discusses the practical significance of outdoor games in sambo wrestling classes. Outdoor games contribute to the qualitative and rapid development of sambo wrestling techniques, in accordance with the age needs of athletes.

28

Keywords: outdoor games, sambo, self-insurance technique, physical qualities.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-23-29

References

1. Kipchakov B. B. The use of outdoor games with elements of martial arts in the educational process of younger schoolchildren [Primeneniye podvizhnykh igr s elementami yedinoborstv v uchebno-vospitatel'nom protsesse mladshikh shkol'nikov], Vestnik sportivnoy nauki, 2010, no. 5, pp. 63—65. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16596586.

2. Matova E. L., Garaev N. N., Tkachev E. V. The use of outdoor games in the training of young wrestlers [Ispol'zovaniye podvizhnykh igr v podgotovke yunykh bortsov], Innovatsii i traditsii v sovremennom fizkul'turnom obrazovanii: sbornik trudov mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 22 marta 2017 goda (Innovations and traditions in modern physical education: a collection of proceedings of the interuniversity scientific and practical conference, Moscow, March 22, 2017). Moscow, MPGU Publ., 2017, pp. 230 — 234. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=42981776.

3. Podvalny A. M., Katkova A. M. Improving the conditioning abilities of those involved in sambo of the first mature age [Sovershenstvovaniye konditsionnykh sposobnostey zanimayushchikhsya sambo pervogo zrelogo vozrasta], Global'nyy nauchnyy potentsial, 2018, no. 3 (84), pp. 88 — 93. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=35018139.

4. Romanov V. P., Suraev A. P. Outdoor games with elements of martial arts in the system of training young wrestlers [Podvizhnyye igry s elementami yedinoborstv v sisteme podgotovki yunykh bortsov], Sport i fizicheskaya kul'tura: integratsiya nauchnykh issledovaniy i praktiki: materialy VII vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, Kurgan, 20 aprelya 2018 goda ( Sport and physical culture: integration of scientific research and practice: materials of the VII All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kurgan, 20 April 2018). Kurgan, KSU Publ., 2018, pp. 54 — 56. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35240055.

5. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Theory and methods of sports [Teoriya i metodika sporta], Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta (Theory and methods of physical education and sports), Moscow, Academy Publ., 2003, 2nd ed. correct and additional, Part II, pp. 311—428. Available at: https://ksderbenceva.ucoz.ru/

dokumenty/xolodovjk-kuznecovvsteoriyaimetodikafizicheskogo.pdf.

* * *

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.