Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ОПТИМАЛЬНОГО БОЕВОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ'

ДИАГНОСТИКА ОПТИМАЛЬНОГО БОЕВОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ЮНЫЕ САМБИСТЫ / БОЕВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носов Станислав Андреевич, Храбров Сергей Валерьевич

В статье раскрываются актуальные вопросы диагностики оптимального боевого состояния юных самбистов, которые способствую к повышению результативности не только на тренировочных занятиях, а также достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях различного уровня по виду спорта «Самбо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носов Станислав Андреевич, Храбров Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE OPTIMAL COMBAT STATE OF YOUNG SAMBO ATHLETES

The article reveals current issues of diagnostics of the optimal combat state of young Sambo athletes, which contribute to improving performance not only in training sessions, but also to achieving high sports results at competitions of various levels in the sport of «Sambo».

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ОПТИМАЛЬНОГО БОЕВОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ»

ДИАГНОСТИКА ОПТИМАЛЬНОГО БОЕВОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ САМБИСТОВ DIAGNOSTICS OF THE OPTIMAL COMBAT STATE OF YOUNG SAMBO ATHLETES

Носов Станислав Андреевич

аспирант

кафедра теории и методики физического воспитания и спорта Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт МВД России

Воронеж, Россия Nosov Stanislav Andreevich postgraduate student

department of theory and methods of physical culture education and sport

Orel State University named after I. S. Turgenev

lecturer

department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Voronezh, Russia

Храбров Сергей Валерьевич

тренер

Клуб боевых единоборств «Боец»

Орел, Россия Khrabrov Sergey Valerievich

coach

Martial arts club «Fighter» Orel, Russia

Аннотация. В статье раскрываются актуальные вопросы диагностики оптимального боевого состояния юных самбистов, которые способствую к повышению результативности не только на тренировочных занятиях, а также достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях различного уровня по виду спорта «Самбо».

Abstract. The article reveals current issues of diagnostics of the optimal combat state of young Sambo athletes, which contribute to improving performance not only in training sessions, but also to achieving high sports results at competitions of various levels in the sport of «Sambo».

Ключевые слова: спорт, юные самбисты, боевое состояние, подготовка, спортсмены.

Keywords: sports, young sambo athletes, combat condition, training, athletes.

На протяжении тысячелетий спорт в жизни человека играет важную роль, он способствует не только поддержанию физического здоровья, но и духовного.

Много лет педагоги и специалисты в области спорта наблюдали и анализи-

ровали массу специализированном литературы по поводу подготовки на разных этапах спортсменов, занимающихся «Самбо». По итогу такого анализа было установлено, что позитивный рост спортивных достижений у юных самбистов невозможен без тщательного, глубокого научного изучения различных методик подготовки спортсменов как советской школы, так и зарубежных специалистов в этой области. Для эффективной подготовки юных самбистов необходимо выявить лучшее из данных методик и включить в учебно-тренировочный процесс. Данные методы обязательно должны быть рассмотрены в сочетании и взаимодействии с оптимальным боевым состоянием как интегративным результатом подготовки юных борцов-самбистов.

Оптимальное боевое состояние — это взаимодействие и сочетание таких важных качеств и компонентов как физическая, эмоциональная и мыслительная, которые характеризуются оптимальным уровнем активации мозга, вегетативной нервной системой и психомоторным контролем вовремя подготовке самбиста в учебном - тренировочном процессе.

Для оптимального развития учебного-процесса у юных самбистов, необходим его анализ, который осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится диагностика компонентов оптимального боевого состояния юных спортсменов, то есть подбираются конкретные средства для их формирования. На втором этапе осуществлялось нормирование времени в рамках конкретных микроциклов учебно-тренировочного процесса для достижения оптимального боевого состояния.

Экспериментальная комплексная методика подготовки юных самбистов построена на основе структуры оптимального боевого состояния. Существует три компонента оптимального боевого состояния отображены на рисунке № 1.

Рис. 1. Структура оптимального боевого состояния спортсменов, занимающихся видом спорта «Самбо»

Под физический компонент оптимального боевого состояния понимается как совокупность физических качеств соответствующих им ощущений в организме (пример таких ощущений, как ловкость, сила, подвижность, расслабленность и т.д.). Такие ощущения специфичны для разных видов спортивной деятельности и полностью зависят от качества выполнения физической нагрузки и технической подготовки. Таким образом, чем лучше человек подготовлен функционально и технически, тем богаче возможности его физического компонента оптимального боевого состояния.

Эмоциональный компонент оптимального боевого состояния связан с понятием «оптимальный уровень эмоционального возбуждения». Данный уровень может проявляться по-разному: от просто хорошего настроения, которое тоже является выражением определенной степени возбуждения нервно-психической сферы, до высочайшего, на грани непереносимого напряжения. Как правило, каждый спортсмен имеет свой уровень эмоциональной возбужденности.

Опираясь на мыслительный компонент оптимального боевого состояния, необходимо правильно выстроить свою мыслительную деятельность в соревновательном процессе. Это позволит юному спортсмену наиболее максимально подготовиться к соревнованиям и настроиться на успешное проведение поединка. Необходимо сконцентрироваться на свои возможности, на преодоление различных сложных ситуация, ну и конечно же на победу. Именно такие мысли помогут юному самбисту показать высокую результативность.

Так же опыт показывает, что для описания мыслительного компонента оптимального боевого состояния полезно включать формулы для ликвидации основных недостатков в поведении юных самбистов на соревнованиях.

В мыслительном компоненте важное место занимает способность предельно сосредоточиться на том деле, которым занимаешься в данный момент. Для ее достижения требуется регулярно тренировать процесс концентрации внимания, осуществляется это за счет специальных упражнений.

Когда спортсмен входит в свое оптимальное боевое состояние, он становится более подготовленным к предстоящей борьбе, что способствует поддержанию организма в оптимальном состоянии. Для юных самбистов оптимальное боевое состояние должно стать главным очагом возбуждения в головном мозгу, несущим положительное, гармонизирующее воздействие на все функции организма. Ведь именно действующая доминанта начинает положительно нейтрализовать те отклонения от психической нормы, которые имели место у юного спортсмена.

Комплексная методика формирования учебно-тренировочного процесса способствует рациональному планированию подготовки спортсменов к соревновательной деятельности для достижения оптимального боевого состояния за счет применяемых в каждом микроцикле тренировочного периода педагогических средств. Для того чтобы рационально распределить предоставленное время ученые делят занятия на три микроцикла.

Для первого микроцикла характерно повышение уровня общей и специальной физической подготовки юного спортсмена. Во втором микроцикле акцент делается на отработку и повышение тактических и технических навыков и умений, а также особое внимание уделяется теоретическому разделу, который обязан знать каждый самбист. Третий микроцикл подразумевает морально-психологическую подготовку юного спортсмена. Он обучается самоконтролю и самообладанием над своими эмоциями. Обучается сдерживать свою агрессию, достойно принимать неудачи и всегда поддерживать исключительно положительный эмоциональный тонус.

Использование в учебно-тренировочном процессе ситуационных заданий, помогает юным самбистам лучше усваивать различные элементы техники, страте-

гии, учебный материал, так как в данном микроцикле идет направление на практическое решение ситуаций.

Ситуационные задания выражены в играх-заданиях, в учебно-тренировочном процессе отображены на рисунке № 2.

Рис. 2. Ситуационные задания, которые могут выражаться в игровой форме

во время тренировочного процесса

Большинство игр связано с технико-тактической и физической подготовкой, в которой содержится потенциал для формирования когнитивной составляющей оптимального боевого состояния у юных самбистов.

Во втором микроцикле использование общей физической и специально-физической подготовки способствуют повышению общей работоспособности, функциональных возможностей, позволяющее направленно воздействовать на развитие юных самбистов, для обеспечения необходимой степени его готовности для достижения спортивных результатов.

Одним из составляющих педагогических средств методики формирования оптимального боевого состояния являются методы регулирования предстартового состояния. В учебно-тренировочном процессе они помогают оптимизировать психоэмоциональное состояние спортсменов, что способствует созданию резервов для роста их спортивно-технических результатов. Организационные условия обеспечивают эффективность экспериментальной методики, позволяющей адресно влиять на структурные компоненты оптимального боевого состояния у юных самбистов.

К данным условия относятся следующие компоненты, которые отображены на рисунке № 3.

Индивидуальный подход

Использование поргфолио как рефлексивной технологии оценки спортивных достижений

Рис. 3. Условия обеспечивают эффективность оптимального боевого состояния

у юных самбистов

Формирование оптимального боевого состояния юных самбистов в данном микроцикле, способствует развитию положительной динамики в учебно-тренировочном процессе, обеспечению стабильной соревновательной результативности.

Максимальная мобилизация физических и духовных сил соревновательный характер, стремление превзойти соперника по всем параметрам являются отличительными особенностями всех видов борьбы, а самбо в особенности. Но традиционная система тренировки юных самбистов, определяемая основными задачами учебно-тренировочного этапа подготовки, базируется, в основном, на физической составляющей, исключающей возможность интеграции физического и психологического аспектов подготовки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проанализировав современные научные данные и собственные педагогические наблюдения показали следующие результаты, а именно для успешного выступления юных спортсменов самбистов на соревнованиях различного уровня необходимо сделать большой акцент не только на его на общую физическую, специальную и тактико-техническую подготовку, но и на психологическую. Так как она играет большую роль не только в тренировочном процессе, но и во время участия на соревнованиях. Поэтому каждый тренер должен проводить различные психологические тренинги со своими спортсменами, чтоб сформировать эмоциональные и мыслительные компоненты во время поединка на соревнованиях

Литература

1. Струков П. Г. Оптимизация физической подготовленности самбистов 10-12 лет / П. Г. Струков, И. С. Осипова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 40-44.

2. Григорьянс И. А. Психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция / И. А. Григорьянс // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 5. - С. 98-99.

3. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта : учебник для вузов / А. В. Родионов. Москва : Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. — 576 с.

4. Лукин А. А. Обучение тактической грамотности спортсменов / А. А. Лукин, Е. В. Готовцев, Г. П. Галочкин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2017. - № 12 (154). - С. 161-167.

5. Дычко Е. А. Психофизиологическая характеристика спортсменов различных видов спорта в соревновательном периоде / Е. А. Дычко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 15 (587). - С. 100-105.

References

1. Strukov P. G., Osipova I. S. Optimizatsiya fizicheskoy podgotovlennosti sambistov 10-12 let [Optimization of physical fitness of Sambo wrestlers of 10-12 years]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of the Shadrinsk state pedagogical University, 2015, no. 3, pp. 4044.

2. Grigor'yans I. A. Psikhicheskie sostoyaniya sportsmenov, ikh diagnostika i regulyatsiya [Mental States of athletes, their diagnostics and regulation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2006, no. 5, pp. 98-99/

3. Rodionov A. V. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sports]. Moscow, Academic Project Publ., Fond Peace Publ., 2004, 576 p..

4. Lukin A. A., Gotovtsev E. V., Galochkin G. P. Obuchenie takticheskoy gramotnosti sportsmenov [Training of tactical literacy of athletes]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2017, no. 12 (154), pp. 161167.

5. Dychko E. A. Psikhofiziologicheskaya kharakteristika sportsmenov razlichnykh vidov sporta v sorevnovatel'nom periode [Psychophysiological characteristics of athletes of various sports in the competitive period]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2018, no. 15 (587), pp. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.