Научная статья на тему 'Игра как средство формирования экологической культуры у младших школьников'

Игра как средство формирования экологической культуры у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИГРЫ / ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / PRIMARY SCHOOL AGE / ECOLOGICAL CULTURE / GAME ELEMENTS / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргачева Наталья Викторовна, Кушникова Ольга Валерьевна, Болгова Алёна Александровна

В статье рассматривается проблема формирования экологической культуры у младших школьников. Отмечается значимость и эффективность игр и игровых моментов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моргачева Наталья Викторовна, Кушникова Ольга Валерьевна, Болгова Алёна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Play as means of formation of ecological culture among the younger students

The article considers the problem of forming of ecological culture among the younger students. Notes the relevance and efficiency of games and gaming moments in the educational process.

Текст научной работы на тему «Игра как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Morgacheva Natalia Viktorovna, Yelets State University named after I. A. Bunin, assistant of the Department of chemistry and ecology E-mail: biokafe@yandex.ru Kushnikova Olga Valer’evna, student, Bolgova Alena Aleksandrovna, student, Yelets State University named after I. A. Bunin, faculty of pedagogy and methods of primary education

Play as means of formation of ecological culture among the younger students

Abstract: The article considers the problem of forming of ecological culture among the younger students. Notes the relevance and efficiency of games and gaming moments in the educational process.

Keywords: primary school age, ecological culture, game, game elements.

Моргачева Наталья Викторовна, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, ассистент, кафедра химии и экологии

E-mail: biokafe@yandex.ru Кушникова Ольга Валерьевна, студентка, Болгова Алёна Александровна, студентка, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, факультет Педагогики и методики начального обучения

Игра как средство формирования экологической культуры у младших школьников

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования экологической культуры у младших школьников. Отмечается значимость и эффективность игр и игровых моментов в учебном процессе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, экологическая культура, игры, игровые элементы.

Экологически грамотное, бережное отношение ребёнка к природе формируется постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения и воспитательного процесса.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития

ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного опыта освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе [1, 27].

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали такие великие педагоги, как Ж.-Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог — демократ А. Гумбольдт, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Достаточно серьёзную проблему для детей младшего школьного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения [2, 3].

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней [1, 71]. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Очень интересны и эффективны игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например, «Встретились в лесу заяц с белкой и разговорились...», «Собрались животные на полянке и стали рассказывать, как каждый готовится к зимовке.».

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра

применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Вот примеры игр, используемых на уроках естествознания и во внеклассное время.

♦ «Береги природу»

На столе лежат картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Учитель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу — что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

♦ «Как нужно делать?»

Вводное слово; «Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, устроил в сарае ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

— А что ты делаешь для своего ежика? — спросил он у Коли.

— А я отнес его в лес и выпустил на волю!

«Кто из мальчиков поступил правильно и почему?»

В 1 классе вводятся и игровые моменты, например, заочная экскурсия на речку. Синеет речка перед нами,

Летают чайки над волнами.

А чтобы эти чайки Могли на воду сесть Должны очистить речку мы От мусора, который в ней есть.

Дети удочкой “ловят" из “речки” такие предметы, как банки, бумажки, стёкла и т. д., затем пытаются объяснить, почему в реку нельзя бросать мусор.

Предпочтение отдаётся тем игровым моментам, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

Список литературы:

1. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/Г. В. Буковская. - М.: Владос, 2002.

2. Фатнева С. Ю. Методическая разработка «Игра как метод экологического воспитания младших школьников» [Электронный ресурс]/С. Ю. Фатнева. -Режим доступа www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushcii-mir - Дата обращения 03.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.