Научная статья на тему 'ИГРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аляева В. А.

Статья посвящена проблеме формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, актуальность которых определяется возрастанием потенциальных опасностей окружающего мира. Отстаивается идея, согласно которой эффективным способом формирования у дошкольников безопасного поведения является игра как ведущий для них вид деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

нага ушвератэта îmh А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагалчныя навую: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

29. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.

30. Mantorova I.V, Zakharchenko Ju.N. Percularities of terrorist threat perception by university students // Вопросы философии и психологии. - 2015. -№ 4 (6). - С. 281-289.

31. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. - 2013. - № 4. - С. 2.

ИГРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Аляева В.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

Статья посвящена проблеме формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, актуальность которых определяется возрастанием потенциальных опасностей окружающего мира. Отстаивается идея, согласно которой эффективным способом формирования у дошкольников безопасного поведения является игра как ведущий для них вид деятельности.

Ключевые слова игра, ведущий вид деятельности, безопасность, безопасное поведение, дети, дошкольный возраст, игровое моделирование.

Безопасность жизнедеятельности входит в состав приоритетных проблем современности [1, 2]. Заинтересованность в ее разностороннем разрешении обусловила обращение к ее проблематике представителей практически всех отраслей научного знания.

В наибольшей степени изучению роли человеческого фактора способствуют исследования, реализуемые в психологии. В центр исследовательских интересов этой отрасли знания попали психологические аспекты безопасности жизнедеятельности [3, 4]. Данная безопасность рассматривается в качестве особой проекции соответствующих параметров среды на психиче-

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

ские структуры человека, обеспечивающие переживание субъектом защищенности при сохранении способности к непрерывному развитию в рамках реализации личностно значимой цели жизни [5, 6]. Она основывается на подконтрольности субъекту разнообразных факторов, значимых для сохранения его защищенности и способности к развитию. В психологии изучаются различные формы безопасности - информационно-психологическая, лингвопсихологическая, корпоративная и пр. [7, 8, 9]. Установлено, что актуализация действий, связанных с безопасностью происходит, преимущественно, в экстремальных ситуациях [10, 11]. Многообразие условий их наступления обусловило изучение психологической безопасности в связи с выполнением учебной, трудовой, рекреационной и иной деятельности [12, 13, 14, 15]. Учитывается многообразие контекстов актуализации феноменологии безопасности [16, 17, 18, 19, 20]. На сегодняшний день выявлены уровни, принципы, временные и прочие параметры активности человека в связи с безопасностью [21, 22, 22, 23, 24, 25]. Таким образом, психология безопасности в настоящее время развивается достаточно разносторонне, что способствует оформлению концепции безопасности и становлению принципа безопасности.

Вместе с тем, наименее изученным остается возрастной пласт разработки проблематики. При этом каждый возраст характеризуется своими особенностями личностной и поведенческой реализации. В частности, в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения. Ограниченность данных относительно этого события не позволяет результативно осуществлять в отношении него психолого-педагогическую помощь.

Мы исходим из того, что период дошкольного детства является «благоприятным» для травмоопасных ситуаций, так как дети такого возраста имеют низкий уровень готовности к самосохранению, плохо умеют анализировать сложившуюся обстановку и прогнозировать исход выполняемого ими действия. Взрослым нужно создать условия для формирования умений и навыков преодоления опасности таким образом, чтобы не подавить детскую естественную любознательность, открытость и доверие к миру. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, через которую они и обогащают свой жизненный и чувственный опыт, стоит с помощью нее активнее формировать навыки безопасного поведения. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей среды, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности [27]. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, является средством познания мира и средой для вступления в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игровые ситуации могут служить связующим звеном между содержанием знаний по безопасности ребенка и организацией деятельности по их применению. Имитация различных ситуаций безопасного поведения приве-

дет к дальнейшей ассоциации с ними в реальной жизни [28]. Ребенок, опираясь на предыдущий опыт, сможет воспроизвести сохранившуюся в памяти ситуацию, что обеспечит ему наибольшую безопасность.

Метод игрового моделирования предполагает ситуационное обучение, посредством которого можно приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и вырабатывать решения, предупреждающие опасность. Создание проблемной ситуации поможет ребенку с помощью собственной фантазии и предшествующего опыта сформировать умение анализировать и найти верное решение данной проблемы. Взрослому важно как можно чаще организовывать проблемную или нестандартную ситуацию, которая будет стимулировать детскую активность, желание найти верное решение в сложившейся ситуации и вызовет интеллектуальное напряжение, что очень полезно для саморазвития. Повышенная восприимчивость детей данного возраста, их впечатлительность помогают в непринужденной форме игры организовать условия, необходимые для безопасного поведения дошкольников. Научившись вести себя правильно в имитированных, но очень близких к реальной жизни, ситуациях, дети намного увереннее чувствуют себя в действительности. Сюжетно-ролевая и дидактическая игры могут выступить эффективным средством для формирования навыка безопасности детей. Занимательная форма игры не даст ребенку устать от большого количества информации, при этом обезопасит его от каких-либо непредвиденных ситуаций. Он будет знать, как действовать в том или ином случае, опираясь на предыдущий опыт, который он получит в игре.

С помощью игр можно привить ребенку не только правила безопасности на дороге, то есть соблюдение правил дорожного движения, и поведение на улице, где не стоит вести разговор с незнакомцами и брать оставленные без присмотра вещи; но и правила пожарной безопасности и защиты от электричества, правила поведения детей дома, безопасность их в сети Интернет, а также безопасное поведение летом на воде и в зимнее время.

Немаловажным фактором для формирования навыков безопасного поведения выступает пример родителей. Дети дошкольного возраста с большим старанием подражают взрослым, как в игре, так и в реальной жизни. Родителям и воспитателям важно и дома, и на улице вести себя в соответствии с теми требованиями и правилами, которые они предъявляют своим детям. Например, если родитель, объясняя своему ребенку правила дорожного движения, на глазах у него переходит дорогу только там, где есть светофор или пешеходный переход, то впечатлительный дошкольник, оставшись наедине с подобной ситуацией, поступит так же, как и взрослый. Если же взрослый поднимет оставленную без присмотра сумку в автобусе с вопросом: «Кто оставил?», ребенок сделает то же самое, оставшись как-то в автобусе без сопровождения, не предполагая, что вещь может быть опасна. Для дошкольника важен образец, с которым он может сравнить результат

своей деятельности, поэтому родителю или воспитателю стоит обращать внимание на соблюдение ими правил безопасности.

Соблюдение правил безопасного поведения в быту и социуме приведет к формированию личности, способной отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь и здоровье, а также за безопасность окружающих его. В возрасте до 7 лет идет основное формирование навыков, необходимых для жизнедеятельности сейчас и в будущем. Но без помощи взрослого ребенку такие задачи непосильны. Неважно, ходит ли дошкольник в детский сад или находится на домашнем обучении, навыки безопасного поведения смогут сформироваться только при соответствующем воспитании и реализации их в действительной жизни. Только с помощью взрослого (родителя, воспитателя), соответствующего наглядного, иллюстративного, игрового, дидактического материалов, ребенок сможет познать опасности окружающего его мира и способы избежания или их предотвращения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач родительского воспитания и дошкольного образования. Формирование навыка безопасного поведения закладывается у ребенка с раннего возраста. Для того, чтобы правила безопасности стали для дошкольника нормой жизни, важно на каждом этапе взросления уделять этому большое внимание. Учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольников - это игра, эффективной станет именно игровая форма подачи материала. Систематическое внедрение в жизнь ребенка правил безопасности путем легкой и непринужденной игровой деятельности - залог формирования здоровой личности.

Список литературы:

1. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа // Вестник интегративной психологии. - 2004. - № 2. - С. 149-151.

2. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. -Ставрополь, 2005. - 216 с.

3. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: монография. - Ессентуки: РОССЫ, 2002. - 156 с.

4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.

6. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Сочи, 2006. - 38 с.

7. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. - С. 4.

8. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - 2015. - С. 221-225.

9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Симулякры психологической безопасности в деятельности организации // Человек. Сообщество. Управление. -2015. - № 1. - С. 18-30.

10. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - № 12. - С. 23-31.

11. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность. - Пятигорск, 2011. - 328 с.

12. Иохвидов В.В. Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики материалы IX Международной научной конференции. - Самара, 2016. - С. 6-10.

13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самообеспечению безопасности // Прикладная психология и психоанализ. - 2012. - № 1. - С. 3.

14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Постановка проблемы подготовки психологов сферы туризма и рекреационного сервиса // В сборнике: XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ - Пермь, 2011. - С. 64-66.

15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 1. - С. 50-59. - DOI: 10.7256/2306-434X.2016. 1.17762.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсиэта. - 2015. - № 2-3 (86-87). - С. 124-129.

17. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. - С. 22-25.

18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

19. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. - С. 246-257.

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. - 2016. - № 10. -С. 1421-1431. - DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611.

21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

22. Краснянская Т.М. Принципы социально-психологического исследования личной безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2003. -№ 35. - С. 136-144.

23. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

24. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -Т. 68, № 13. - С. 299-305.

25. Краснянская Т.М., Ковдра А.С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива. - Пятигорск, 2012. - 168 с.

26. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5, № 3. -С. 231-236. - DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-231-236.

27. Аникеева Н.П. Психология и педагогика игры. - М.: Владос, 2000.

28. Эльконин Д.В. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

© Арутюнян А.К.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье представлены результаты анализа вклада семьи на формирование безопасного поведения у ребенка. Сделан вывод о многоас-пектности оказываемого в этом контексте влияния.

Ключевые слова безопасность, безопасное поведение, семья, ребенок, социализация, влияние, развитие, личность.

1 Студент 1 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.