Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЧЕРИ'

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЧЕРИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ / МАТЬ / РЕБЕНОК / ДОЧЬ / ВЛИЯНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грицаенко А. Г.

В статье представлены результаты изучения связи влияния матери на формирование у дочери безопасного поведения. Подчеркивается важность формирования отношений зависимости между матерью и ребенком и последующей сепарации его для обретения самостоятельности и независимости личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЧЕРИ»

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЧЕРИ

© Грицаенко А.Г.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье представлены результаты изучения связи влияния матери на формирование у дочери безопасного поведения. Подчеркивается важность формирования отношений зависимости между матерью и ребенком и последующей сепарации его для обретения самостоятельности и независимости личности.

Ключевые слова безопасность, безопасное поведение, семья, мать, ребенок, дочь, влияние, развитие.

Безопасность на сегодняшний день выступает проблемой, разрешение различных ракурсов которой актуально на межгосударственном и внутригосударственном уровне для государственных структур, общественных организаций, коммерческих объединений и частных лиц [1]. Вопросы безопасности приобрели сложный многоаспектный характер, в котором проявляются национальные, конфессиональные, культурные, нравственные и этические оттенки. Снискав статус безусловной ценности практически одновременно с оформлением человечества как общности, безопасность, не утеряв ее по настоящий момент, постоянно подвергается трансформации на уровне содержательных и организационных приоритетов [2, 3]. От государственного доминирования она переместилась на общественные интересы, и постепенно фокусируется на конкретных субъектах, будь то отдельный индивид, семья или группа. На текущий период истории потребность в ее обеспечении поддерживается возникновением широкого спектра ранее не известных техногенных угроз и глобализацией доселе локальных опасностей антропогенной природы [4]. Технологический прогресс в оформлении и трансляции информации сделал мир более уязвимым к ее влияниям и позволил использовать для нагнетания тревожности, распространения истерии по поводу территориальных проблем, а в отдельных случаях и для вооружения психически нездоровых субъектов идеями по дестабилизации факторов, ранее нейтральных с точки зрения безопасности общества и человека. Таким образом, современная действительность обладает низким уровнем верификации своего понимания без рассмотрения с точки зрения особенностей безопасности ее пластов, структур, ресурсов и элементов. Не случайно, в настоящее время принцип безопасности, идея разработки которого возникла в

1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.

гуманитарных дисциплинах [5, 6, 7], претендует на статус универсального принципа не только научного познания, но и построения общественной практики.

Четкое оформление социального запроса в расширении понимания явлений с точки зрения безопасности и разработке технологических вопросов безопасности различных объектов и явлений выступило стимулом для междисциплинарной разработки ее содержания, структуры принципов и механизмов функционирования [8]. На сегодняшний день проблематика безопасности изучается с использованием философского, социологического, правового, политологического, экономического, культурологического и иного научного инструментария. К вопросам осмысления ее особенностей обратился также блок наук, напрямую связанный с изучением человека, особенностей его поведения и социализации. В частности, лидирующая роль в изучении безопасности человека и структур, в которые он включается, принадлежит педагогике и психологии [9, 10].

Для психологии вопросы безопасности приобрели значимость как проекция соответствующей средовой или ситуационной характеристики на определенные психические структуры человека. В настоящее время в ее предметном поле они рассматриваются как ощущение или восприятие безопасности, потребность или ценность безопасности, представления или личностные смыслы безопасности, безопасное поведение или личность безопасного типа [11]. Многообразие феноменологии, изучаемой в связи с проблемой безопасности, способствовало оформлению в ней особого направления, обозначаемого в качестве психологии безопасности [12]. Включая в себя психологию безопасности личности и общества, данный исследовательский вектор получил стимул для интенсивной разработки в рамках таких достаточно устоявшихся отраслей знания как педагогическая [13, 14, 15, 16], социальная [17], организационная [18], экстремальная [19] психология. Проведенные исследования позволили рассматривать психологическую безопасность в качестве особой характеристики субъекта, целостно характеризующей уровень его защищенности и неснижающейся во времени способности к достижению личностно значимой цели жизни [20]. Утвердилось понимание того, что в основе психологической безопасности лежит подконтрольность субъекту действия комплекса внешних и внутренних факторов, значимых для сохранения им целостности таких противоположных характеристик как защищенности и воспроизводящейся во времени способности к развитию [21].

В современной психологии безопасность рассматривается в различных формах: как информационно-психологическая, корпоративная, социальная, лингвистическая, личностная. Изучены психологические закономерности ее обеспечения и самообеспечения, ресурсная база, траектории, сценарии, стратегии и закономерности [22, 23, 24]. Установлен латентный характер рефлексии состояния безопасности, актуализация потребности в котором

происходит в субъективно сложных, экстремальных ситуациях [25, 26]. Предприняты определенные усилия по технологической разработке проблем обеспечения и самообеспечения безопасности. Наряду с этим, остаются мало изученными многие вопросы, связанные с пониманием факторов, определяющих становление безопасности как устойчивого личностного феномена. Одним из таких факторов выступает семья.

Рассмотрение семьи, ее членов и возникающих между ними отношений в качестве факторов становления, в частности, такого феномена как безопасное поведение до настоящего момента целенаправленно не проводилось. Между тем, как нам представляется, данные образования обладают достаточным потенциалом для обретения такого статуса. На это указывают те результаты, которые получены при изучении влияния семьи, в целом, и родителей, в частности, для развития личности ребенка [27].

Семья может выступить как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями и отклонениями в поведении. Ее влияние на развитие личности и ее характеристики (включая, вероятно, безопасное поведение), начинаясь с момента рождения ребенка, сохраняется на протяжении всей жизни человека. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания, идентификации образов родительского поведения [28].

Первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем, как правило, является мать. Его психологический проект еще до рождения уже существует в ожиданиях матери, которая последовательно формирует у ребенка определенные черты характера.

Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. Реакцией на отсутствие материнской заботы может являться асоциальная агрессивность, замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность. Потребность в близости, исходящая от матери, - базовая потребность ребенка.

В жизни дочери основным человеком является мать. Главная задача женщины-матери - максимально способствовать полноценному развитию дочери, задать ей верное жизненное направление, раскрыть перед ребенком жизнь. Если женщина предоставляет дочери возможность без страха выражать собственные взгляды, мысли, делиться переживаниями, сомнениями, страхами, то у девочки формируется смелость, самодостаточность, адекватная самооценка. Если мать навязывает дочери своё мнение, не задумываясь

о мнении ребенка, то девочка вырастает неуверенной в себе, несамостоятельной. Очень важно, чтобы мать не забывала, что маленькая девочка не копия мамы, она - полноценная личность со своими желаниями и мечтами, которые родитель должны помочь осуществить.

Подводя итог, отметим еще раз, что мать способна выступить мощным фактором становления у своей дочери безопасного поведения. Однако механизмы ее положительного или негативного влияния требуют более основательного эмпирического изучения.

Список литературы:

1. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). - Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

2. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. -Ставрополь, 2005. - 216 с.

3. Краснянская Т.М. Проблема безопасности в историческом генезисе социальных представлений и психологических воззрений // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 7. - С. 29-37.

4. Krasnyanskaya T.M. Tylets VG. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. -2015. - Vol. (6), Is. 2. - P. 48-57. - DOI: 10.13187/ejps.2015.6.48.

5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: сб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. - Ставрополь: СГПИ, 2016. - С. 306-308.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. - 2016. - № 10. -С. 1421-1431. - DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611.

7. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -

2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. -

2016. - № 4. - С. 67-78. - DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087.

9. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа // Вестник интегративной психологии. - 2004. - № 2. - С. 149-151.

10. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -Т. 68, № 13. - С. 299-305.

11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.

12. Краснянская Т.М., Ковдра А.С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива. - Пятигорск, 2012. - 168 с.

13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.

14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 1. - С. 50-59. - DOI: 10.7256/2306-434X.2016. 1.17762

15. Иохвидов В.В. Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики материалы IX Международной научной конференции. - Самара, 2016. - С. 6-10.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5, № 3. -С. 231-236. - DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-231-236.

17. Краснянская Т.М. Принципы социально-психологического исследования личной безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2003. -№ 35. - С. 136-144.

18. Краснянская Т.М. Правовое сознание персонала как фактор корпоративной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 180-183.

19. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность. - Пятигорск, 2011. - 328 с.

20. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации. - Пятигорск, 2010. - 268 с.

21. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Сочи, 2006. - 38 с.

22. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie speciala. Asistenta Sociala. - 2015. - № 4. - С. 61-68.

23. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

24. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. - 2015. - № 2 (34). - С. 90-95.

25. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - № 12. - С. 23-31.

26. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. -С. 22-25.

27. Матейчик З. Родители и дети: пер. с чешского. - М., 1992.

28. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Кра-совского. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМо-Пресс, 1999. - 512 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕМЬЕ

© Зубун А.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к пониманию психологической безопасности личности в семье. Основной акцент делается на обозначении основных ракурсов безопасности в семье воспитывающегося в ней ребенка.

Ключевые слова безопасность, психологическая безопасность, ребенок, семья, личность, информационно-психологическая безопасность, обеспечение безопасности, защищенность, развитие.

Важнейшим фактором становления личности ребенка является его психологическая безопасность. На это указывали многие известные психологи прошлого (А. Маслоу, К. Роджерс, К Хорни и др.) [1]. В настоящее время психологическая безопасность личности ребенка образует перспективное направление развития педагогической и возрастной психологии. Разработки в этой проблемной области базируются на понимании психологической безопасности личности, сложившемся в рамках одного из относительно молодых исследовательских направлений - психологии безопасности [2, 3].

Психология безопасности, развиваясь в истории психологии относительно недавно (около двадцати лет), тем не менее, вызвала к себе значительный интерес. К ее проблематике обращаются психологи, проводящие иссле-

1 Студент 1 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.