ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
© Алоян С.М.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье поднимаются проблемы психологической безопасности личности ребенка в семейной среде. Проанализированы факторы ее нарушения, обозначены направления сохранения.
Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, личность, информационно-психологическая безопасность, обеспечение безопасности, ребенок, семья, защищенность, развитие.
Вопросы безопасности на сегодняшний день - это проблематика, требующая детально разработки, позволяющей построить эффективные подходы к ее практическому решению. Высокая их значимость обусловлена изменениями, происходящими в мире и порождающими переживания неопределенности, незащищенности и уязвимости на личностном уровне [1, 2]. Ситуация усугубляется совершенствованием телекоммуникационных технологий, обладающих небывалыми доселе средствами нагнетания тревожности и истерии в результате трансляции и пристрастной интерпретации происходящих по всему миру техногенных и антропогенных трагедий, террористических актов и природных катаклизмов [3]. Очевидно, что психика человека нуждается в защите, позволяющей ей справиться с различными детерминантами нарушения психологической безопасности личности.
Семья, выступая основой социальной структуры, рассматривается нами в качестве ведущего фактора, способного повлиять на уровень безопасности каждого своего члена [4, 5]. В наибольшей степени это утверждение относится к воспитывающимся в ней детям. Требуется выявление условий создания в семьях такого окружения, которое позволит не только обеспечить текущий уровень психологической безопасности ребенка, но и заложит основы ее сохранения в его взрослой, самостоятельной жизни [6, 7].
Вопросы психологической безопасности в настоящее время приобрели значительную актуальность не только в философии, социологии, политологии, культурологи, но, в первую очередь, в дисциплинах психолого-педагогического цикла [8, 9, 10]. Наряду с разработкой социально-психологических аспектов безопасности, интенсивному изучению подвергаются вопросы психологической безопасности личности [11, 12]. Под влиянием широкомасштабных исследований, реализованных на базе педагогической [13, 14],
1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.
социальной [15, 16], экстремальной [17, 18, 19], политической [20, 21] и других разделов психологического знания произошло оформление категориального аппарата относительно нового исследовательского направления. Под психологической безопасностью рассматривается особое субъектное образование, являющееся результатом проекции определенных средовых факторов на психические структуры личности. Его отличительной особенностью обозначается определяющая роль в обеспечении целостности переживания субъектом чувства защищенности и возможности реализации развития в направлении значимой для личности цели жизни [22]. Ведущим механизмом обеспечения психологической безопасности позиционируется подконтрольность субъекту факторов, значимых для поддержания его защищенности и неснижающейся во времени способности к развитию [23]. Исследования в области психологической безопасности в настоящее время получили достаточно детальную проработку на уровне свойственных им закономерностей [24], уровней [25], стратегий [26, 27], ресурсной базы [28, 29], личностных оснований [30, 31] и т.д. Это позволяет рассматривать проблему психологической безопасности в широком социальном контексте, в частности, применительно к семейному окружению ребенка.
Психологическая безопасность в семье - это, прежде всего, защита ребенка от угроз, психологического насилия и унижения, от того, что человека заставляют делать то, против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращения.
Традиционно семья рассматривается как самое безопасное место для ребенка. Между тем, нередко встречаются семьи, где происходит разрушение психологической безопасности ребенка. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд нормальными, зачастую происходят вещи, которые глубоко ранят психику ребенка. Над ним жестоко шутят, относятся как к игрушке, разрешают видеть и слышать то, с чем детская неокрепшая психика не должна соприкасаться. Сцены насилия и жестокости, увиденные детьми не только на экране, но в жизни, могут оставить серьезный психологический шрам и существенно нарушить благополучие их нервной системы. Это связано с тем, что дети, как никакая другая возрастная группа, склонны отождествлять себя с происходящим, а значит подвергаться сильному шоку. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения, связанные с приемами пищи, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, проблемы в общество, много конфликтов, различные негативные зависимости (телевизионной, компьютерной и др.). Нарушения психоэмоциональной сферы ребенка, зачастую, порождают детскую преступность и суицид.
Здоровая психика у детей закладывается в семье, там закладывается ее основной фундамент. Будущий характер ребенка, его мировосприятие, чувство защищенности, его отношения с людьми будут зависеть только от его особенностей психики, сформировавшихся в семье. В силу этого, обозна-
чим комплекс ценностей, культивирование которых в семье влияет на становление психики и характера ребенка в будущем.
Прежде всего, это похвала ребенка в семье. Поощрение, это определенного рода, искусство воспитания. Но оно имеет, как положительные, так и отрицательные стороны. Например, преувеличенная похвала, имеет, скажем так, отрицательную сторону, не нужно разбрасываться незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь этим расположить ребенка.
Следующим пунктом можно выделить подбадривание ребенка, тем самым он будет уверен в себе, и в своих силах.
Существенным для психологической безопасности личности нами рассматривается стиль и объем критика ребенка. Следует отказаться от практики, построенной на резких выражениях и постоянных указаниях недостатков воспитывающегося в семье ребенка. Непрерывная и завышено эмоциональная критика его личности представляется «супер» непродуктивным.
Столь же противопоказанной для ребенка является утвердившаяся в семье вражда. Под влиянием враждебной обстановки, которая царит в доме, ребенок становится очень агрессивным и непослушным, стремится противоречить родителям и любым способом отстаивать свою точку зрения.
Насмешки над ребенком, ребенок после этого становится очень замкнутым, и неуверенным в себе.
В семье, ориентированной на сохранение психологической безопасности личности, приоритетна справедливость.
В качестве ведущего фактора, продуцирующего в семье обстановку психологической безопасности личности, нами рассматривается комплекс, утвердившейся между ее членами любви, взаимопонимания и дружбы. Благодаря этим качествам, ребенок будет видеть чаще хорошее в людях, нежели плохое.
Итак, подводя итоги, отметим, что каждый взрослый понимает, что детей травмируют скандалы, ссоры между родителями, но далеко не все знают о более тонких нюансах этой проблемы, просто иногда просто несдержанная реакция мамы на какой-то проступок или необдуманное высказывание раздраженной воспитательницы в детском саду может нанести детской психике серьезную рану. И чем меньше ребенок, тем сильнее будет его восприятие и тем глубже будет проблема.
Список литературы:
1. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. -Ставрополь, 2005. - 216 с.
2. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 238-247.
3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодо-
лению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.
4. Садовникова Д.С. Влияние родительского воспитания на формирование ценностей безопасности у детей младшего школьного возраста // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. - С. 168-173.
5. Козаченко В.Н. Семейные факторы депривации чувства безопасности у ребенка // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. - С. 122-127.
6. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1.
7. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - 2015. - С. 221-225.
8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. -№ 3. - С. 221-225.
9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. - 2013. - № 2. - С. 140-142.
10. Денисова В.В. Развитие представлений о безопасности как элемент готовности детей к школе // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. -С. 96-101.
11. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2005. -№ 40. - С. 145-153.
12. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -Т. 68, № 13. - С. 299-305.
13. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. -С. 22-25.
14. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.
15. Краснянская Т.М. Принципы социально-психологического исследования личной безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2003. -№ 35. - С. 136-144.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. -2016. - № 4. - С. 67-78. - DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087.
17. Краснянская Т.М. О некоторых результатах исследования психологии самообеспечения безопасности субъекта в экстремальных ситуациях // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. -Т. 51, № 7. - С. 100-103.
18. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 252-258.
19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2015. - № 2. - С. 100-107.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. - 2016. - № 10. -С. 1421-1431. - DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611.
21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-право -вые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: сб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. - Ставрополь: СГПИ, 2016. - С.306-308.
22. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.
23. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): дис. ... д-ра психол. наук / НОЦ РАО в г. Сочи. - Таганрог, 2006. - 383 с.
24. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. -Т. 53, № 9. - С. 147-148.
25. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.
26. Ягодкина А.А. Основные подходы к сохранению безопасности личности в стрессовых ситуациях // Достижения вузовской науки. - 2016. -№ 25-1. - С. 194-199.
27. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации. - Пятигорск, 2010. - 268 с.
28. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-
нага утвератэта îmh А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
29. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.
30. Mantorova I.V, Zakharchenko Ju.N. Percularities of terrorist threat perception by university students // Вопросы философии и психологии. - 2015. -№ 4 (6). - С. 281-289.
31. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. - 2013. - № 4. - С. 2.
ИГРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Аляева В.А.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
Статья посвящена проблеме формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, актуальность которых определяется возрастанием потенциальных опасностей окружающего мира. Отстаивается идея, согласно которой эффективным способом формирования у дошкольников безопасного поведения является игра как ведущий для них вид деятельности.
Ключевые слова игра, ведущий вид деятельности, безопасность, безопасное поведение, дети, дошкольный возраст, игровое моделирование.
Безопасность жизнедеятельности входит в состав приоритетных проблем современности [1, 2]. Заинтересованность в ее разностороннем разрешении обусловила обращение к ее проблематике представителей практически всех отраслей научного знания.
В наибольшей степени изучению роли человеческого фактора способствуют исследования, реализуемые в психологии. В центр исследовательских интересов этой отрасли знания попали психологические аспекты безопасности жизнедеятельности [3, 4]. Данная безопасность рассматривается в качестве особой проекции соответствующих параметров среды на психиче-
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.