19. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. - С. 246-257.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. - 2016. - № 10. -С. 1421-1431. - DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611.
21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.
22. Краснянская Т.М. Принципы социально-психологического исследования личной безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2003. -№ 35. - С. 136-144.
23. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.
24. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -Т. 68, № 13. - С. 299-305.
25. Краснянская Т.М., Ковдра А.С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива. - Пятигорск, 2012. - 168 с.
26. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5, № 3. -С. 231-236. - DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-231-236.
27. Аникеева Н.П. Психология и педагогика игры. - М.: Владос, 2000.
28. Эльконин Д.В. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
© Арутюнян А.К.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье представлены результаты анализа вклада семьи на формирование безопасного поведения у ребенка. Сделан вывод о многоас-пектности оказываемого в этом контексте влияния.
Ключевые слова безопасность, безопасное поведение, семья, ребенок, социализация, влияние, развитие, личность.
1 Студент 1 курса Психолого-педагогического факультета.
Безопасность в настоящее время оценивается в качестве актуальной проблемы для всех социальных структур, начиная с крупнейших из них и заканчивая отдельными ее представителями [1, 2]. Семья как элемент социальной структуры не может оставаться индифферентной к безопасностной проблематике, т.к. ее проявления самым непосредственным образом затрагивает интересы ее членов. Буквально все стрессогенные кризисные явления, природные, техногенные, антропогенные и т.д. тем или иным образом отражаются на состоянии безопасности семьи [3, 4, 5]. Кроме того, в семье закладываются стратегии поведения человека в опасных ситуациях [6, 7]. Поэтому перспективным представляется рассмотрение особенностей семейного функционирования в ракурсе вопросов психологической безопасности.
Вопросы психологической безопасности в настоящее время разрабатываются в исследованиях, выполняемых в рамках педагогической [8, 9], социальной [10], экстремальной [11], политической [12, 13] и других отраслей психологии. Благодаря этому, выявлены основные закономерности феномена безопасности [14], изучены его ресурсные основания [15], обозначены темпоральные [16, 17] и сценарные особенности [18], предложены концептуальные подходы к обеспечению и самообеспечению [19] в различных типах экстремальных ситуаций [20]. Проблематика семьи до сих пор практически не увязывалась с проблематикой безопасности, однако, как нам представляется, для этого есть необходимые посылы.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание подрастающего поколения. Семью мы рассматриваем, как институт первичной социализации индивида. Родительская опека выступает общим социокультурным явлением, которое характеризуется определенной системой, указанных обществом норм и правил, регулирующих распределение функций ухода и воспитания детей в семье, а также содержание ролей, образы ролевого поведения [21]. В семье ребенок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, и их оценку из уст родителей и старших. Родители обеспечивают оптимальные возможности личностного и умственного развития ребенка. Под их влиянием у ребенка формируются жизненные представления, принципы поведения в повседневных и нетипичных жизненных ситуациях [22]. Родительское влияние закладывает предпочтения в построении поведения в экстремальных ситуациях. Ими взрослый человек будет руководствоваться, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Впечатления, полученные в детстве, т.е. в кругу семьи, подчас определяют дальнейшую деятельность человека, его жизненный уклад - ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет. Если, например, родители в присутствии детей искренне радуются творческому успеху и признанию своего коллеги
по работе, только что построенному в городе дому, то эта радость, это положительное отношение к происходящему непременно передаются детям.
В семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия с людьми, усваивается первый жизненный опыт. Лишь только потом в жизнь ребенка включаются другие социальные институты, такие как: детский сад, школа, музыкальный кружок, спортивная группа и т.д. Ребенок приобретает в детские годы в семье то, что он сохраняет в течение всей последующей жизни, подтверждая пословицу: «Ребенок - зеркало семьи». Личный, добрый пример родителей, их труд, знания, идейные установки, моральный облик -все это играет существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств. Воспитание - сложный педагогический процесс, требующий немалых трудовых и волевых усилий [23]. Какой же родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок будет самым счастливым на свете! Только родительская любовь бывает разная. Одни родители во всем уповают на судьбу, верят, что ребенку повезет, выпадет ему на долю счастливый билетик. Другие же любят действенно, учат не уповать на счастье, а добиваться, завоевывать его своими руками, растят настоящих людей - трудолюбивых, деятельных. В таком качестве родители выступают в качестве своеобразных посредников между ребенком и обществом. Благодаря складывающемуся в семье общению, ребенок овладевает одобряемые обществом формы поведения, принятые в нем традиции и нормы в сфере личной безопасности [24, 25]. Когда ребенку достается родительская любовь и забота, такой ребенок растет «открытым» для мира, для того общества, в котором он будет жить в дальнейшем.
Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Все это - внимание к своему ребенку. Организованная и продуманная воспитательная среда, теплая домашняя среда - это богатейшая пища для развития мыслей, чувств и самое главное - поведения ребенка. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать, ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Безусловная любовь - это любовь просто так, задаром. Это не просто любовь к определенному объекту, а та, настоящая, из которой мы сотканы и которая - единственная в мире - дает ощущение первозданного счастья. Она бескорыстна, потому что родители не ставят себе условий: за что любить, а за что нет. Почему для ребенка так важно почувствовать это истинную любовь? Потому что от этого зависит тот образ собственного «Я», который создаст ребенок, его мнение о себе самом, его самооценка. Человек, недополучивший в детстве этой иррациональной, безусловной любви, не научится по-настоящему любить себя и других, не научится по-настоящему доверять ни окружающим его людям, ни самому себе. Соответственно, ребенок учится реконструировать вокруг себя мир на принципах
безопасности [26]. В качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, выступают: искренняя любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны окружающих взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых. Все перечисленные требования направлены на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и надежность атмосферы, что является залогом его внутреннего спокойствия и стабильности психики, т.е. основанием психологической безопасности его личности [27].
Наряженная атмосфера и конфликтные семейные ситуации действуют на ребенка чрезвычайно негативно. Дом перестает быть для ребенка крепостью и опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоционально-любовная связь родителей. Нарушение такой стабильности семейной структуры может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. От отношения родителей к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные позиции, отношение к духовным ценностям воспитываются у детей только родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно проявляются родительские позиции. В семье безопасное внутреннее состояние ребенка ежедневно обеспечивают родители. Он чувствует, что находится под защитой любящих родителей.
Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод, что фактор формирования безопасного поведения ребенка зависит, в первую очередь, от благосклонной атмосферы в семье, любви и заботы родителей. Именно это позволяет ребенку сформировать знания, умения и навыки безопасного поведения в социуме. Мы все в ответе за то, чтобы подрастающее поколение, в чьих руках будущее страны, росло в благополучных условиях. Исходя из этого, каждый из нас должен заботиться о подрастающем поколении и правильно его воспитывать. Ведь это наше будущее, от которого зависит физическое и, конечно же, психическое здоровье нации.
Список литературы:
1. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект. -Ставрополь, 2005. - 216 с.
2. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 238-247.
3. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // В сборнике: Современное обще-
ство: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума. - Ставрополь, 2016. - С. 277-279.
4. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у ее субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - № 12. - С. 23-31.
5. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -Т. 68, № 13. - С. 299-305.
6. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности. - Пятигорск, 2009. - 280 с.
7. Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. - С. 207-213.
8. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 1. - С. 50-59. - DOI: 10.7256/2306-434X.2016.
I.17762.
9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955.2015.
II.17018.
10. Краснянская Т.М. Принципы социально-психологического исследования личной безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2003. -№ 35. - С. 136-144.
11. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 252-258.
12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. - 2016. - № 10. -С. 1421-1431. - DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611.
13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принцип безопасности в формировании антитеррористического поведения молодежи // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления: сб. материалов Всероссийской научно-прак. конф. - Ставрополь, 2016. - С. 306-308.
14. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. -Т. 53, № 9. - С. 147-148.
15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшеускага дзяржау-
нага ушверсиэта iMa А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вук1: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.
17. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5, № 3. -С. 231-236. - DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-231-236.
18. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. -2016. - № 4. - С. 67-78. - DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087.
19. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 3. - С. 25-33.
20. Krasnyanskaya T.M. Tylets VG Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. -
2015. - Vol. (6), Is. 2. - P. 48-57. - DOI: 10.13187/ejps.2015.6.48.
21. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - 2015. - С. 221-225.
22. Краснянская Т.М. Психология обеспечения и самообеспечения безопасности: системно-смысловая трансспектива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 4. - С. 350-354.
23. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -
2016. - Т. 22. № 2. - С. 22-25.
24. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта. - Ессентуки: РОССЫ, 2002. - 156 с.
25. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации. - Пятигорск, 2010. - 268 с.
26. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа // Вестник интегративной психологии. - 2004. - № 2. - С. 149-151.
27. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.