Научная статья на тему 'ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метапредметные результаты. урок истории / мотивация / образовательный процесс / методическая разработка / meta-subject results / history lesson / motivation / educational process / methodological development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Постаногова Виктория Борисовна

Рассмотрены возможности игровой технологии в рамках федеральной образовательной программы. Игра выступает как одно из средств достижения метапредметных результатов на уроках истории в школе. В ходе исследования была сформулирована гипотеза о том, на достижение каких результатов положительно влияет игра, а также были рассмотрены возможности применения игровой технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME AS ONE OF THE MEANS TO ACHIEVE RESULTS IN HISTORY LESSONS

The article considers the possibilities of gaming technology within the framework of the Federal Educational Program. The game acts as one of the means to achieve meta-objective results in history lessons at school. In the course of the study, a hypothesis was formulated about the achievement of which results are positively influenced by the game, and the possibilities of using gaming technology were also considered

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

УДК 372.893

Постаногова Виктория Борисовна

студентка 3-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Пермь, Россия e-mail: [email protected]

ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Victoria B. Postanogova

3th year student of the Faculty of History

Perm State University of Humanities and Pedagogy Perm, Russia e-mail: [email protected]

THE GAME AS ONE OF THE MEANS TO ACHIEVE RESULTS IN HISTORY LESSONS

Аннотация. Рассмотрены возможности игровой технологии в рамках федеральной образовательной программы. Игра выступает как одно из средств достижения метапредметных результатов на уроках истории в школе. В ходе исследования была сформулирована гипотеза о том, на достижение каких результатов положительно влияет игра, а также были рассмотрены возможности применения игровой технологии.

Ключевые слова: метапредметные результаты. урок истории, мотивация, образовательный процесс, методическая разработка.

Abstract. The article considers the possibilities of gaming technology within the framework of the Federal Educational Program. The game acts as one of the means to achieve meta-objective results in history lessons at school. In the course of the study, a hypothesis was formulated about the achievement of which results are positively influenced by the game, and the possibilities of using gaming technology were also considered.

Key words: meta-subject results, history lesson, motivation, educational process, methodological development.

В настоящее время проблема повышения эффективности обучения не теряет своей актуальности. Для того чтобы достичь образовательных результатов, важно заинтересовать учеников. В этом могут помочь различные технологии. Из большого их количества хотелось бы выделить игровые технологии, как наиболее интересные и доступные детям. Рассмотрим возможности игры в достижении метапредметных результатов на уроках истории.

© Постаногова В.Б., 2024

Стоит обратить внимание, что в данный момент наше исследование находится на стадии подготовки к апробации. Нами была сформулирована гипотеза о том, на достижение каких результатов прежде всего положительно влияют игровые технологии.

Нам представлялось важным в рамках данной темы провести сравнительный анализ образовательных результатов из федеральной образовательной программы основного общего образования и предполагаемых результатов, которые могут сформироваться у учащихся в процессе игры на уроках истории. Для удобства представим анализ в виде таблицы.

Таблица

Сравнительный анализ метапредметных результатов из федеральной рабочей программы основного общего образования и предполагаемых результатов игры

Метапредметные результаты освоения ФОП ООО* Предполагаемые результаты, сформированные в процессе игры на уроках истории Пример игры, способствующей формированию данного результата

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия

1. Систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем). Систематизировать и обобщать исторические факты в разных формах «5 граней», «Исторический клубок», «Слово по вертикали», «Крестословица», «Синквейн»

Базовые исследовательские действия

1. Систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий. Систематизировать и анализировать исторические факты, события, а также личности «Что? Где? Когда?», «Найди пару», «Историческое мемори» и др.

Осуществлять реконструкцию исторических событий «Путешествие в прошлое», «Музей», «Интервью с историческими героями» и др.

2. Представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.). Представлять результаты своей деятельности в различных формах. «Рекламный плакат», «Экскурсия», «Творческая лаборатория» и др.

* Федеральная рабочая программа основного общего образования. История (для 5-9 классов образовательных организаций) // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosreestr.ru/oop/233 (дата обращения: 20.03.2024).

Метапредметные результаты освоения ФОП ООО*24 Предполагаемые результаты, сформированные в процессе игры на уроках истории Пример игры, способствующей формированию данного результата

Работа с информацией

1. Осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) - извлекать информацию из источника. Работа с текстом и другими источниками информации (карта, схема и т. п.), умение извлекать информацию из источника «Определи место жительства», «Разгадай карту», «Узнай историческую личность по описанию», «Конкурс архивариусов» и др.

2. Высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). Высказывать суждение о достоверности информации путем выявления ложной информации и формулирования правильного текста «Найди ошибки», «Рассказ с ошибками», «Реставрация» и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок. Ученики участвуют в обсуждении событий и личностей прошлого, задавая и отвечая на вопросы как учителя, так и друг друга «Интеллектуальный турнир» и др.

2. Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте. Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании «Мюнхгаузеновские чтения», «Старт - финиш», «Дебаты» и др.

3. Определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды. Умение работать в команде, координировать свои действия с другими членами команды «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Мюнхгау-зеновские чтения» и др.

Для более наглядного рассмотрения возможностей применения игровой технологии была создана игра. Игра «Путешествие на Олимп» составлена в формате настольной игры-ходилки (рис. 1). Данная игра содержит набор карточек с вопросами (рис. 2, 3). Бросая кубик, учащиеся передвигают фишки по игровому полю, которое содержит деления и соответствующие им карточки с вопросами

* Федеральная рабочая программа основного общего образования. История (для 5-9 классов образовательных организаций) // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosreestr.ru/oop/233 (дата обращения: 20.03.2024).

разного уровня сложности. Также есть деления без вопроса и стрелки, позволяющие миновать часть делений игры. Ученик двигает свою фишку далее по игровому полю лишь в случае правильного ответа на вопрос игры. Игра длится до тех пор, пока один из игроков не достигнет финиша.

Рис. 1. Игровое поле «Путешествие на Олимп»

Данная игра рассчитана на 5-й класс. Цель игры: повторение полученных знаний и подготовка к контрольной работе. Учитывая особенности данной игры, стоит отметить, что она рассчитана на широкое повторение пройденного материала по целому блоку примерной рабочей программы 5 класса, а именно «Древняя Греция. Эллинизм».

Таким образом, представляется наиболее логичным использовать данную игру на уроке, предшествующем контрольной работе. Отвечая на вопросы игры, ученики повторяют пройденный материал по разделу «Древнейшая Греция».

Предполагаемые метапредметныерезультаты данной игры

Ученики научатся:

1) систематизировать и анализировать исторические факты;

2) осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации;

3) выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании;

4) регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения, в данном случае участников игры.

Для оценивания полученных результатов игры представляется наиболее логичным проведение стартовой диагностики обучающихся перед ее применением, а также итоговой диагностики - после.

Рис. 2. Оформление карточки для игры «Путешествие на Олимп»

Рис. 3. Оформление карточки повышенной сложности («Путешествие на Олимп»)

Условные обозначения игры «Путешествие на Олимп»:

1. Попадая на серое деление, ученик должен ответить на один вопрос, указанный в карточке соответствующего делению цвета.

2. Попадая на красное деление, ученик должен ответить на несколько вопросов, указанных в карточке соответствующего делению цвета.

169

3. Попадая на зеленое деление, ученик не получает карточки с вопросами.

Примерное время игры - 30 минут. Важно отметить, что эта игра рассчитана на небольшую группу, примерно 4-6 человек. Исходя из этого, учителю предстоит заблаговременно подготовить раздаточный материал игры (игровое поле и карточки, фишки и игральные кубики) в нужном количестве и разделить учеников класса на примерно равные группы. Также необходимо отметить, что в каждой группе учеников учитель заранее назначает ведущего, который будет контролировать ход игры и правильные ответы в своей группе.

Вопросы игры, расположенные ниже, были составлены на основе учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» под авторством А.А. Ви-гасина, Г.И. Годера и И.С. Свенцицкой. Учебник был взят из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации ООП ООО.

Вопросы для карточек:

1) Как назывались древнейшие города греков? Назовите не менее трех.

2) Какую дань цари Крита требовали с жителей Афин, согласно мифам?

3) Что помогало царям Крита властвовать на всем Эгейском море?

4) Как возникло выражение «яблоко раздора»?

5) Что было раньше, гибель Трои или захват ассирийской столицы Ниневии?

6) Чем отличается настоящая причина Троянской войны от той причины, о которой рассказывается в мифе?

7) Чем заканчивается «Илиада»?

8) Что вы знаете об Ахиллесе, герое «Илиады»?

9) Что означает крылатое выражение «ахиллесова пята»?

10) О чем рассказывается в поэме «Одиссея»?

11) Когда в поэме проявлялось хитроумие Одиссея?

12) Кому принадлежат следующие имена: Пенелопа, Телемак, Полифем?

13) Почему греки называли своих главных богов олимпийскими?

14) Каким мукам и за что Зевс подверг Прометея?

15) Какую роль играло море в жизни древних греков? Какую роль играли горы?

16) Как называются две знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции? Каково содержание поэм? Что известно об их авторе?

17) Какие явления природы и занятия людей отразились в религиозных верованиях греков?

18) Какие события являются причиной Троянской войны? Какие события являются ее последствиями?

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод о разнообразии и широком применении игровых технологий в образовании, в частности игры, поскольку игра может оказать большое влияние на достижение образовательных результатов учеников, в том числе метапредметных, на уроках истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.