УДК 372.893
Канцеров Э.А. студент 5 курса факультет «Филологии и истории» Елабужский институт, КФУ научный руководитель: Насырова Л.Г., к.ист.н.
доцент
кафедра всеобщей и отечественной истории Республика Татарстан, г. Елабуга ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВНИЯ НА
ПРИМЕРЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ Аннотация: В статье рассмотрена проблема использования игровых технологий на уроках истории в средней школе. Автор говорит о ролевой игре как о средстве повышения эффективности преподавания, которая может быть использована в современных условиях. Приведенные примеры игр были апробированы в ходе практической деятельности в одной из школ г. Елабуги.
Ключевые слова: методика преподавания истории, игровые технологии, ролевая игра, Федеральный государственный стандарт образования.
Kantserov E.A. student
5-year student Faculty of "Philology and History"
Elabuga Institute, KFU Republic of Tatarstan, Elabuga supervisor: Nasyrova L. G. candidate of history associate Professor of the Department of General and national history PLAYING ACTIVITIES IN LESSONS OF HISTORY AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF TEACHING ON THE
EXAMPLE OF A ROLE GAME Abstract: The problem of using play technologies at the lessons of history in the framework of basic and secondary school is considered. The author speaks of the role-playing game as a means of improving the effectiveness of teaching, which can be used in modern conditions. The above examples of games were tested in the course of practical activities in one of the schools in the city of Elabuga.
Key words: history teaching methodology, play technologies, Federal State Educational Standard.
Перед современным учителем истории вот уже длительное время стоит цель расширить и углубить знания школьников, сформировать условия, где будет развиваться творческий потенциал учащегося умеющего самостоятельно добывать информацию и грамотно ее использовать. Однако в последние десятилетия учителя-практики и методисты все чаще отмечают низкий уровень познавательной активности со стороны обучающихся, отсутствие потребности в приобретении новых умений, а также низкое
качество приобретенных знаний. Такая ситуация наблюдается фактически по всем учебным предметам школьной программы. Именно поэтому педагогическим сообществом ведется активный поиск путей активизации познавательной деятельности школьников.
Интеллектуальные умения и навыки формируются учителем во время всего процесса обучения, однако деятельность учащихся на уроке является наиболее благодатной почвой для такой работы.
Постоянно сталкиваясь с нежеланием детей усваивать материал, современный учитель должен подобрать такие методы и формы организации учебного процесса, которые не только сделают содержание школьной программы интересной и доступной для понимания, но и откроют перед учеником возможности для самовыражения, позволят стать не только сторонним наблюдателем, но и непосредственным участником происходящих событий146. В целях повышения эффективности преподавания истории процесс приобретения знаний и навыков должен быть не тяжелым и принудительным, а интересным и увлекательным, и при этом не снижать интенсивность и результативность обучения.
Игровые технологии по своей структуре обладают большим потенциалом с точки зрения доминирующей образовательной задачи: формирование личной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, установление межличностных связей, повышение познавательной активности школьников, а также дает стимул к саморазвитию. Они содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность.
Эмпирическим путем было выяснено, что игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры обучающиеся раскрываются с творческой стороны, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. С чем же связано повышенное внимание к данной теме? С одной стороны, это рост педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, социальные и экономические потребности формируют разносторонне активную личность. Игра нашла свое применение на всех ступенях образовательного процесса: в дошкольных учреждениях, начальной и старшей школе, и даже на ступени средне-специального и высшего образования147.
146 Алексеева Н. М. Игры на уроках // Преподавание истории в школе. — 1991. — №6. — С. 113-119.
147Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. — Т.1. — Челябинск: Два комсомольца. — 2011. — С. 145-168.
Так для учащихся одним из ведущих методов передачи знаний является метод ролевой игры. При грамотном и профессиональном исполнении и сочетая ее с интересной подачей материала, в том числе используя многофункциональность игры, ее соревновательный компонент можно добиться повышения мотивации школьников к изучению предмета. При этом деятельность подростков в ролевой игре должна отвечать их интеллектуальным и физическим особенностям.
Подобная форма деятельности требует особой подготовки не только от учителя, но и от учащихся. Кроме того, проведение ролевых игр на уроках истории связаны и с определенными трудностями: составление сценария, проведение репетиций и наличием минимальных театральных атрибутов.
Во время ролевой игры происходит: изучение программного материала, его закрепление и обобщение. Ролевая игра также имеет и воспитательную цель что состоит в формирование у школьников убеждений в познаваемости мира, уверенности в собственных силах. Школа - это место где ребенок проводит большое количество времени, для того чтобы он приходил в ее стены с радостью его важно заинтересовать.
Подготовка и реализация ролевой игры состоит из нескольких этапов: планирование, активная часть, представление результатов и выводов, личная оценка всего процесса деятельности. На первом этапе осуществляется определение цели, разработка плана, определяются задачи работы. Следующий этап самый долгий и продуктивный, здесь начинается поиск информации, её анализ и составление сценария игры. При необходимости преподаватель проводит и личные консультации, в процессе подготовки к игре обсуждает с участниками фрагменты сценария. На уроке учителю необходимо донести всему классу цели и задачи игры, роль отдельных участников и дать общее направление игры, формулируя познавательные задания на весь урок. Конкретно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое состояние, которое характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период «проживают» историческую ситуацию в её игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета.
На заключительном этапе подводится результаты и дается оценка учащимися. Во время урока учитель направляет и поддерживает обучающихся. В ходе сюжетно-ролевой игры на уроке истории может быть воссоздана деятельность какой-либо организации, конкретное событие, историческая обстановка, в которой происходило то или иное событие148. Ничто не сможет так воссоздать атмосферу конкретного исторического времени, необходимую для понимания исторических событий, как ролевая игра.
Например, при завершении изучения темы «Религия древних Греков»
148Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.:Владос-пресс,2001.
актуализация ранее изученной информации может быть представлена в виде игры упражнения, которая начнется с разрешения исторической задачи:
Учитель делит класс на несколько небольших групп и предлагает назвать древнегреческого бога по иллюстрации. Задание называется «Священный Олимп» и его цель вспомнить олимпийских богов и их символы. Команда, ответившая правильно получает возможность занять место в пантеоне богов. Команда, набравшая наиболее большое количество правильных ответов и ставшие богами и героями получают возможность поучаствовать в небольших миниатюрах, посвящённых мифам и легендам, что учитывается в дальнейшем при выставлении оценки.
Например, при изучении раздела «Древний Египет» учащимся предлагается игра «Оживление картин», в которой ученики объединены в небольшие команды по 6-7 человек. В учебнике для 5 класса множество различных картин и репродукций на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте". Задания после текста помогут составить ролевую игру для проверки домашнего задания. Роли при этом распределяет учитель. В ней должны быть представлены задания репродуктивного и продуктивного уровней, которые распределены по уровню сложности. Выигрывает та команда, которая в конечном итоге набирает большее количество баллов.
Главная особенность ролевой игры в том, что школьники, при подготовке к игре общаются к дополнительной литературе, что способствует расширению их кругозора. На первом месте у ребят оказывается успех всех участников игры. Таким образом, использование ролевых игр позволяет сделать урок подвижным и занимательным, способствует реализации личностных и предметных компетенций, заявленных во ФГОС.
Использованные источники:
1. Алексеева Н. М. Игры на уроках // Преподавание истории в школе. — 1991. — №6. — С. 113-119.
2. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.:Владос-пресс,2001.
3. Гордеева С.А. Использование игровых технологий на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Ролевые игры на уроках истории [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/08/10/ igrovaya-tekhnologiya-na-sovremennom-uroke-istorii (Дата обращения: 15.05.2019)
4. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. — Т.1. — Челябинск: Два комсомольца. — 2011. — С. 145-168.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Центр подготовки педагогов к аттестации [Электронный ресурс]. — URL: http://moirang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheski e_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.WIL2_ lig_IU (дата обращения: 21.07.2017).