Научная статья на тему 'ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ВИДЫ ИГР / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосина Т.Н.

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей на основе игры, а также виды игр и конкретные примеры их использования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.The article examines the environmental education of children based on games, as well as the kinds of games and concrete examples of their use when reading with preschool children around the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

инфраструктурный объект, специализирующийся на стимулировании технологических стартапов 122 . Функция кластеров как генераторов инновационных совместных проектов и стартапов приобретает ключевое значение для национальной инновационной системы России.

Отсутствие привлекательных проектов становится очевидным узким местом для экономики страны. В какой мере программы развития пилотных кластеров будут способствовать решению этой задачи, покажет время.

Использованные источники:

1. Куценко, Е.С. Анализ пилотных инновационных территориальных кластеров в России: в поисках направлений дальнейшего развития/ Е.С. Куценко // XIV Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ: [Электронный ресурс] URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403_management_com panies_clust ers.pdf

2. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/

3. Княгинин, В.Н. Кластерный путь к новой экономике / В.Н. Княгинин // Полит.ру, ноябрь 2012.

4. Глобальный мониторинг предпринимательства: [Электронный ресурс] URL: http://www.gemconsortium.org/docs/download/3261

5. Акцораева, Н.Г., Рыжикова, А.М. "Мой первый шаг в науку": экономика начинается со школьной парты / Н. Г. Акцораева, А. М. Рыжикова // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Сер.: Экономика и управление. 2014. № 1 (20). С. 95-97.

Сосина Т.Н.

воспитатель, высшая квалификационная категория

МБДОУ №12 «Брусничка» Россия, г. Усть-Илимск ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей на основе игры, а также виды игр и конкретные примеры их использования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Ключевые слова: игра, виды игр, игровая деятельность, экологическое воспитание, дошкольное образование.

The article examines the environmental education of children based on games, as well as the kinds of games and concrete examples of their use when

122 В отличие от обычного бизнес-инкубатора преинкубатор поддерживает начинающих предпринимателей не только на этапе «стартапа»,но и на стадии «идеи». Его услуги заключаются в предоставлении рабочего места, компьютера и оргтехники, консультировании, помощи в подготовке бизнес-планов и презентаций проектов, рекомендаций по их развитию, содействии в регистрации юридического лица._

reading with preschool children around the world.

Keywords: game, types of games, gaming activities, environmental education, early childhood education.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»

В своей работе уделяю большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра - альтернатива действительности, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры -развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка, а так же развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание детей необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста: подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

- игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании);

- игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением

исторических условий жизни людей;

- игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования;

- игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

В работе с детьми как можно больше использую элементы сюжетно-ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Я объясняю детям, как можно осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно - ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игровой деятельности присущи те же черты, что и игре:

- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая ребенком по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;

- творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;

- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;

- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных

правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;

- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека;

- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к природе принадлежит игровым обучающим ситуациям.

В работе с детьми по экологической теме педагоги-экологи С.Н. Николаева и И.А. Комарова предложили сюжетно-ролевое игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты -сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. С помощью игровых обучающих ситуаций можно решать различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

В работе с детьми использую следующие виды игровых обучающих ситуаций: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевают использование игрушек-аналогов. Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые

представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. С помощью таких игрушек педагог может легко продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми объектами. Данный вид игровых обучающих ситуаций используют при ознакомлении детей с птицами, рыбками и другими животными, а также при сопоставлении игрушечных и живых деревьев. Игрушки - аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам об особенностях жизни зайца в условиях леса, его приспособленности к разным временам года может участвовать игрушечный зайчик. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушечный зайчик «живет» в уголке, ему никто и ничто не угрожает, он не приспосабливается к окружающим его условиям, т.е. это его среда обитания. Данный вид игрушек может включаться в любой вид деятельности детей: образовательной деятельности, наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной литературы.

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки.

Второй тип игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно поведению в сюжете сказки, из которой данный персонаж. Подбираю персонажей литературных произведений, чтобы сюжет сказки, из которой вводится герой, было связано с природой, а персонаж имел кукольное воплощение. Для детей средней группы можно использовать персонажей из таких произведений, как «Репка», «Приключения Незнайки», «Айболит», «Колобок» и др.

С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей связаны представления о хозяйственном, заботливом, трудолюбивом коте. Этот персонаж может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации. Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную функцию - заводит и содержит домашних животных. Он знакомит детей с домашними животными, рассказывает, как нужно за ними ухаживать. Дети знакомятся с домашними водоплавающими птицами. Дюймовочку дети знают, как добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых обучающих ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка, дети знакомятся с посадкой растений. Дюймовочка рассказывает, как нужно сажать цветы, как за ними ухаживать, чтобы цветы были красивыми. Дюймовочка приглашает детей отправиться в путешествие по сказке, из которой она пришла. В ходе этого путешествия

дети знакомятся с представителями животного и растительного мира, узнают об существенных отличительных особенностях среды обитания героев сказки.

Используя литературного персонажа Незнайку, не он учит детей, а дети учат его. Например, дети знакомят Незнайку с обитателями уголка природы, рассказывают ему о том, что можно делать с ними, а что нет, я вношу дополнения в рассказ детей. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Для того чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой игровой обучающей ситуации я выполняю две роли - куклы и свою собственную. Одновременно говорю и действую за персонажа и за воспитателя. Как педагог, я разговариваю с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк. В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль -экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного мира.

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно). Использование игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создает определенный эмоциональный

настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Использованные источники:

1. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4-54-56с.

2. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М.,1983 - 137с.

3. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-1998- № 2-13-17с.

4. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа.-М., 2005.-128с.

5. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: ГНОМ, 2005-51с.

Хизбуллина Р.Р., к.соц.н.

доцент

кафедра «Социология, политология, право» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Аннотация. В представленной статье освещается проблема подготовки кадров в условиях реформирования систем образования. Произведен анализ концепций ведущих отечественных ученых по проблеме реформирования отечественной системы образования. Рассмотрена роль образования как этапа в становлении молодых специалистов. С методологических позиций определяется проблемное поле и обозначается вектор развития системы подготовки кадров в высшей школе в современных условиях.

Ключевые слова: система образования, подготовка кадров, профессиональная социализация, образовательная реформа, молодой специалист, высшая школа.

Summary. In the presented article the training problem in the conditions of reforming of education systems is covered. The analysis of concepts of the leading domestic scientists on a problem of reforming of a domestic education system is made. The education role as stage in formation of young specialists is considered. From methodological positions the problem field is defined and the vector of development of system of training at the higher school in modern conditions is designated.

Keywords: education system, training, professional socialization, educational reform, young specialist, the higher school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.