Научная статья на тему 'Игра как эффективное средство формирования мотивации к изучению биологии'

Игра как эффективное средство формирования мотивации к изучению биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ / СТАНДАРТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / GAME / GAME TECHNOLOGY / MOTIVATION / STANDARDS / TRAINING / EDUCATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Диляра Флюсовна

Статья посвящена игре как одной из основополагающих технологий, использующейся при обучении биологии в современной общеобразовательной школе в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов. Предложены наиболее продуктивные и часто использующиеся игры на уроках биологии, показана их значимость в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения. Проведён сравнительный анализ влияния игровых технологий на успеваемость по предмету «биология» среди учащихся 6 классов «Гимназии №26» города Набережные Челны. Сформулирован ряд правил, который необходимо выполнять учителю для эффективного внедрения игр и игровых ситуаций в педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME AS AN EFFECTIVE FORMING METHOD MOTIVATIONS TO THE STUDY OF BIOLOGY

The article is devoted to the game as one of the fundamental technologies used in teaching biology in a modern comprehensive school in the context of the introduction of new state educational standards. The most productive and frequently used games in biology classes are proposed, their importance in training, education and development of the younger generation is shown. A comparative analysis of the impact of gaming technology on academic performance in the subject of “biology” among students in grades 6 of “Grammar School №26” in Naberezhnye Chelny. A number of rules are formulated that the teacher must follow to effectively introduce games and game situations into teaching practice.

Текст научной работы на тему «Игра как эффективное средство формирования мотивации к изучению биологии»

/Як

EJI

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ

GAME AS AN EFFECTIVE FORMING METHOD MOTIVATIONS TO THE

STUDY OF BIOLOGY

УДК 373.5

Хасанова Диляра Флюсовна

студент, Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета, г. Елабуга

Khasanova D.F. dilyara_khasanova_1998@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена игре как одной из основополагающих технологий, использующейся при обучении биологии в современной общеобразовательной школе в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов. Предложены наиболее продуктивные и часто использующиеся игры на уроках биологии, показана их значимость в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения. Проведён сравнительный анализ влияния игровых технологий на успеваемость по предмету «биология» среди учащихся 6 классов «Гимназии №26» города Набережные Челны. Сформулирован ряд правил, который необходимо выполнять учителю для эффективного внедрения игр и игровых ситуаций в педагогическую практику.

Annotation

The article is devoted to the game as one of the fundamental technologies used in teaching biology in a modern comprehensive school in the context of the introduction of new state educational standards. The most productive and frequently used games in biology classes are proposed, their importance in training, education and

development of the younger generation is shown. A comparative analysis of the impact of gaming technology on academic performance in the subject of "biology" among students in grades 6 of "Grammar School №26" in Naberezhnye Chelny. A number of rules are formulated that the teacher must follow to effectively introduce games and game situations into teaching practice.

Ключевые слова: игра, игровая технология, мотивация, стандарты, обучение, воспитание, развитие.

Keywords: game, game technology, motivation, standards, training, education, development.

Смена образовательных стандартов определяет необходимость в проектировании новых педагогических технологий, необходимых для формирования и совершенствования интеллектуально активной, духовной развитой и креативной личности. Современные ФГОС общего образования определяют новые направления профессиональной деятельности учителя, необходимые для иных форм взаимодействия с субъектами обучения, идущих на формирование у обучающихся желания учиться, совершенствоваться и развиваться. Образовательные стандарты учитывают индивидуальные особенности обучающихся, их неповторимость и уникальность. Современный уровень образования предполагает процесс учения не как механическое усвоение знаний. Знания должны приобретаться не путём простого запоминания, которые в силу непонимания учеником причинно-следственных связей изучаемых им явлений и процессов, становятся обрывочными, неполными. Чтобы знания были достоянием ученика, требуются иные условия, которые должны воздействовать на его мотивацию. Строительным элементом мотивации является соответствующий эмоциональный настрой, который должен создать в классе учитель, применяя определённые методы, используя технологии обучения. Учитель создаёт благоприятные условия, необходимые для развития творчески активной и целеустремлённой личности.

На сегодняшний день проблема низкой мотивации обучающихся к учению является безусловно актуальной, что определяет непонимание учениками учебного предмета, нежелание их учиться. Это в конечном итоге может привести к ухудшению общей картины успеваемости. В такой ситуации одним из решений данной проблемы может стать применение различных активных методов обучения, под которыми понимаются такие методы, которые активизируют учебную деятельность обучающихся и побуждают их к активной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Биология как учебный предмет является одной из ведущих дисциплин в системе современного школьного образования. В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий развитие творческой инициативы учащихся, выработке у них навыков самостоятельности в поиске необходимой информации, формирование универсальных умений находить выход из сложившихся проблемных ситуаций [6].

К активным методам обучения, использующимся в школьной практике при изучении биологии, относится одна из эффективных методик познания окружающего мира - игровая технология, которую можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Известно, что игра активизирует умственную деятельность обучающихся, развивает творческие способности, помогает осознать деятельность, делает урок запоминающимся и способствует формированию мотивации к дальнейшему учению.

Актуальность данного исследования заключается в том, что введение современных ФГОС требует учета индивидуальных особенностей учеников, их неповторимость. Современные государственные стандарты ориентированы на формирование истинного желания учиться и постигать мир. Следовательно, возникает проблема: как выстраивать процесс обучения, чтобы обучающимся было интересно учиться? Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является систематическое использование на уроках игр и игровых ситуаций (квестов, викторин, мозговых штурмов и т.д.). Поскольку игра - естественная потребность любого ребенка, ее применение поможет сфор-

мировать интерес к учению, сделать процесс приобретения знаний, умений и навыков естественным процессом.

Анализ научно-педагогической литературы о возможностях создания условий для успешного формирования мотивации к познанию биологии показал, что одной из эффективных технологий является использование игровых методик [2,3,4-7]. Достоинствами игр является то, что они формируют внимательность, самостоятельность, развивают коммуникацию, взаимопомощь, активизируют мышление, воображение, память, т. е. при помощи игр легко создать ситуацию, при которой учащиеся будут активными субъектами обучения, а не пассивными объектами, постигающими мир лишь репродуктивным способом.

Игры выполняют широкий спектр функций:

- воспитывающие - формируют волевые качества, мировоззренческие позиции и установки, развивают коммуникации, умение общаться, договариваться, искать компромисс, приходить к общему консенсусу;

- обучающие - формируют общеучебные умения и навыки;

- развивающие - расширяют кругозор, развивают творческие способности, формируют эмпатию, рефлексию, мотивацию к учебной деятельности, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и искать оптимальные решения.

Целью данного исследования являлся поиск различных способов организации игр и игровых ситуаций на уроках биологии, оценка их эффективности.

Существует огромное количество разнообразных игр, применяемых на уроках биологии: ролевые или деловые игры, игры-состязания, брейнсторминг (мозговой штурм), имитационно-моделирующие игры, игра - направляемая дискуссия, игра - творческая дискуссия, квесты и др. Все эти разновидности игр можно использовать как при изучении нового материала, так и при повторении пройденного.

Многие исследователи говорят о том, что ролевые игры влияют на духовное и нравственное развитие личности, имеют высокие воспитательные возможности. Ролевые игры развивают интеллектуальные возможности: память, воображение, оказывают влияние на развитие эмоционально-волевой стороны

личности, помогают управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Они также положительно сказываются и на развитии учителя, поскольку способствуют повышению его мастерства [9].

Игры-состязания помогают развивать мотивацию достижения результата, они учат работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, что важно в современном мире. Подобные игры дают возможность самоутвердиться, раскрыть свои скрытые способности и проявить имеющиеся. Школьники учатся работать при наличии определенных условий и правил, что развивает умение действовать быстро и более четко [8].

Имитационно-моделирующие игры способствуют формированию активной жизненной позиции, учат делать выбор, принимать решения. Благодаря комфортной психологической среде, данные игры помогают решать проблемы, а не просто быть посторонними наблюдателями; создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; закрепляют и углубляют навыки самостоятельной, познавательной и исследовательской деятельности.

Игра-направляемая дискуссия является хорошим вариантом, когда изучаемая тема приобретает проблемный характер, есть противоположные идеи, над которыми следует подумать. Данные игры развивают проблемное критическое мышление у учащихся, что помогает им ориентироваться в причинно-следственных связях, понимать смысл, думать, размышлять и осознавать.

Игра-творческая дискуссия полезна в таких случаях, когда направленность обучения связана с анализом сложных проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Включение в урок разных форм дискуссии позволяет влиять на овладение школьниками коммуникативными универсальными учебными действиями. Учащиеся учатся свободно высказывать собственную аргументированную позицию, быть толерантными к чужому мнению, уметь принимать совместные, коллективные решения. Эти умения помогут им в самореализации, самосовершенствовании.

Нужно отметить, что важная черта всех этих игр - занимательность. Поэтому дети проявляют высокую активность, что является признаком их заинтересованности, желания познать предмет. Это важный шаг на пути освоения дисциплины. Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний [2].

Используя в своей педагогической практике игровую деятельность (и как форму, и как метод, и как средство), педагоги должны соблюдать определенные правила, приводящие к ее успешному внедрению в учебный процесс. Необходимо пополнять игровой «банк» (картотеку), нужно посвящать уроки и другие формы обучения играм и игровым ситуациям. Педагогу целесообразно придумывать игры самому и призывать к этому учеников. Не рекомендуется жалеть время на игры дидактического характера. Важно продумать все до мелочей. Нужно помнить о том, что иногда рациональнее использовать элемент игры (розыгрыш, игровая ситуация). Нужно учитывать тот факт, что в игре и учитель, и ученик - равные субъекты деятельности, доминирования быть не должно. Всегда нужно принимать во внимание эмоциональную наполненность игр, творческие возможности - развитие креативности, умения сотрудничать, выражать свою мысль непосредственно [1].

С целью изучения эффективности использования игровых технологий при обучении биологии в гимназии №26 г. Набережные Челны был проведен педагогический эксперимент среди учащихся двух шестых классов. Общее количество респондентов составило 54 человека. В экспериментальном классе проводились уроки с применением различных игровых ситуаций (викторины, кроссворды, устные биотесты, «цепочки», «найди лишнее» и др.), в контроль-

ном классе велись традиционные уроки с объяснением учебного материала учителем и репродуктивным воспроизведением обучающихся.

Эксперимент проводился в три этапа на протяжении шести недель во время педагогической практики. На первом этапе был осуществлен сбор данных по успеваемости обучающихся по предмету; на втором этапе была разработана и апробирована методика применения различных игровых ситуаций в экспериментальном классе; на третьем этапе был осуществлен формирующий эксперимент, в результате которого произведен анализ результатов экспериментального исследования.

Проведенный сравнительный анализ результатов эксперимента показал, что успеваемость в контрольном классе до и после эксперимента не изменилась: средняя оценка была равна 4,4; тогда как в экспериментальном классе успеваемость повысилась с 4,5 до 4,8. Необходимо отметить, что помимо повышения общей успеваемости, обучающиеся контрольного класса проявили высокую творческую активность: задавали много вопросов, активно выполняли творческие задания и демонстрировали хорошее знание предмета, проявляли исследовательские умения.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра является незаменимым компонентом в процессе обучения, поскольку активизирует учебную и творческую деятельность учащихся, стимулирует у них интерес к предмету. Игра мотивирует к достижению желаемого результата, помогает превратить изучение «скучного» учебного материала в увлекательное познание, в результате которого обучающийся начинает понимать, осознавать и осмысливать предмет и у него формируется дальнейшее желание постигать, узнавать что либо и учиться.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Арыстанова С.А. Роль игры в развитии познавательной деятельности учащихся на уроках биологии / С.А. Арыстанова, К.К. Хамитова, А.С. Аятов //

Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла: сборник материалов Международной научно-практической конференции (15-16 февраля 2019 г.; г. Ишим) / отв. ред. Т.С. Мамонтова. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2019. - С. 202-207.

3. Гнездилова Е.В. Имитационно-моделирующие игры как средство формирования непроизвольного запоминания в процессе обучения иностранному языку // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. -Изд-во «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2019. - № 1(36). - С. 6-7.

4. Иванина Т.А. Роль конструктивной деятельности в развитии ребенка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2010. - №2. - С.124-128.

5. Калакуцкая О.Ю. Формы дискуссии на уроках биологии // Наука и образование: Новое время. Научно-методический журнал. - Изд-во НОЧУДПО «Экспертно-методический центр», Чебоксары, 2017. - №2. - С. 99-102.

6. Оказова З.П. Использование Web-квест технологии в образовательном процессе // Балтийский гуманитарный журнал, 2018. - Т. 7. - №3(24). - С. 271273.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Свиридов В.В. Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста // Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции: в 2-х частях. - Изд-во: Саратовская региональная общественная организация «Центр «Просвещение», Саратов, 2017. - С. 113-116.

9. Смелова В.Г. Ролевая игра и театрализация как средство присвоения предметного знания на уроках биологии // Методист. - Изд-во: Издательский дом «Методист», Москва, 2009. - № 8. - С. 52-60.

Literature

1. Andreev V. I. Pedagogy: A training course for creative self-development. -Kazan: Center for Innovative Technologies, 2006. - 608 p.

2. Arystanova S.A. The role of the game in the development of cognitive activity of students in biology classes / S.A. Arystanova, K.K. Khamitova, A.S. Ayatov // A modern teacher of the disciplines of the natural science cycle: a collection of materials from the International Scientific and Practical Conference (February 15-16, 2019; Ishim) / ed. ed. T.S. Mamontova. - Ishim: Publishing House of IPI named after P.P. Ershov (branch) of Tsogu, 2019 . - P. 202-207.

3. Gnezdilova EV Simulation-modeling games as a means of forming involuntary memorization in the process of teaching a foreign language // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Publishing house "Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", 2019. - No. 1 (36). - P. 6-7.

4. Ivanina T.A. The role of constructive activity in the development of the child // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva, 2010. - No. 2. - P.124-128.

5. Kalakutskaya O.Yu. Forms of discussion in biology classes // Science and Education: New Time. Scientific and methodological journal. - Publishing House of the Expert Methodological Center, Cheboksary, 2017. - No. 2. - P. 99-102.

6. Okazova Z.P. The use of Web-quest technology in the educational process // Baltic Humanitarian Journal, 2018. - T. 7. - No. 3(24). - P. 271-273.

7. Selevko G.K. Modern educational technologies DOC: Textbook. - M .: Public education, 1998. - 256 p.

8. Sviridov V.V. Game technologies in physical education lessons as a means of developing physical qualities in children of primary school age // Innovative strategies for the development of teacher education: Sat. scientific Proceedings of the Thirteenth International Part-time Scientific-Methodological Conference: in 2 parts. -Publishing House: Saratov Regional Public Organization "Center" Education", Saratov, 2017. - P. 113-116.

9. Smelova V.G. Role play and theatricalization as a means of appropriating subject knowledge in biology classes // Methodist. - Publishing House: Methodist Publishing House, Moscow, 2009. - No. 8. - P. 52-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.