Научная статья на тему 'ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова Арина Владимировна

В статье проанализированы цели стратегического развития таможенного дела в соответствии с иерархией их формирования. Согласно теории таможенного менеджмента, таможенное дело рассматривается как институт, существующий в условиях непрерывно меняющейся действительности. В связи с этим выделены наднациональный, национальный и ведомственный уровни, которые последовательно формируют ключевые вехи в развитии ведомства. Основное внимание уделено рассмотрению стратегических документов, так как именно они представляют собой базу для последующих действий таможенных органов. Отмечено, что области развития последовательно конкретизируются в цепочке документов интеграционного объединения, национальных программ, а также Стратегии развития ФТС России до 2030 года и соответствующих планов мероприятий. В данных документах оставлены без внимания важные моменты проведения таможенной политики, а ведь именно переориентация экономики в сторону создания несырьевых преимуществ является главным триггером устойчивого развития российской экономики. Таможенные органы обладают необходимым набором механизмов, технологическими резервами для создания новых точек приложения экономических усилий. Существующие подходы к эволюции таможенного дела как института подвергаются критической оценке. К тому же, российская действительность обладает специфичными чертами, которые должны найти своё отражение в документах стратегического развития. Возможные пути выявления нереализованного потенциала России содержатся в материалах экспертов международных организаций. Такие направления, как финансовый сектор, логистика, вовлеченность в глобальные цепи поставок и инвестиционная привлекательность пока в полной мере не используются для создания открытой и конкурентоспособной российской экономики. Принимая во внимание теорию институционального развития и практические замечания аналитиков Всемирного банка, автором сформулированы выводы и предложения по решению вышеперечисленных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терехова Арина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHY OF OBJECTIVES AND PRIORITIES IN THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the goals of strategic development of customs service in accordance with the hierarchy of their formation. According to the theory of customs management, the customs is considered as an institution that exists in conditions of continuously changing reality. In this regard, supranational, national and departmental levels have been identified, which consistently form key milestones in the development of the department. The main focus is on the consideration of strategic documents, because they are the basis for the subsequent actions of customs authorities. It is clear that the development areas are consistently specified in the chain of documents of the integration association, national programs, the Strategy for the Development of Customs Authorities until 2030 and the corresponding action plans. Digitalization and improvement of the quality of customs services ignore some important aspects of customs policy. But the main trigger for the sustainable development of the Russian economy is the reorientation of the economy towards the creation of non-resource advantages. Customs service have the necessary set of mechanisms, technological reserves to create new centers of concentration of economic efforts. The prerequisites for the evolution of customs as an institution are critically assessed. In addition, Russian reality has specific features that should be reflected in strategic development documents. Possible ways to unlock the unrealized potential of Russia are contained in the materials of experts of international organizations. The financial sector, logistics, involvement in global supply chains and investment attractiveness make up a wide and not yet covered space for creating an open and competitive Russian economy. Taking into account the theory of institutional development and the practical comments of World Bank analysts, the author formulated conclusions and proposals.

Текст научной работы на тему «ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339.5

ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Терехова Арина Владимировна,

аспирант кафедры управления факультета таможенного дела, главный государственный таможенный инспектор отдела внедрения перспективных таможенных технологий Московского областного таможенного поста (центра электронного декларирования),

e-mail: vladary96@mail.ru, Российская таможенная академия, г. Москва

В статье проанализированы цели стратегического развития таможенного дела в соответствии с иерархией их формирования. Согласно теории таможенного менеджмента, таможенное дело рассматривается как институт, существующий в условиях непрерывно меняющейся действительности. В связи с этим выделены наднациональный, национальный и ведомственный уровни, которые последовательно формируют ключевые вехи в развитии ведомства. Основное внимание уделено рассмотрению стратегических документов, так как именно они представляют собой базу для последующих действий таможенных органов. Отмечено, что области развития последовательно конкретизируются в цепочке документов интеграционного объединения, национальных программ, а также Стратегии развития ФТС России до 2030 года и соответствующих планов мероприятий. В данных документах оставлены без внимания важные моменты проведения таможенной политики, а ведь именно переориентация экономики в сторону создания несырьевых преимуществ является главным триггером устойчивого развития российской экономики. Таможенные органы обладают необходимым набором механизмов, технологическими резервами для создания новых точек приложения экономических усилий. Существующие подходы к эволюции таможенного дела как института подвергаются критической оценке. К тому же, российская действительность обладает специфичными чертами, которые должны найти своё отражение в документах стратегического развития. Возможные пути выявления нереализованного потенциала России содержатся в материалах экспертов международных организаций. Такие направления, как финансовый сектор, логистика, вовлеченность в глобальные цепи поставок и инвестиционная привлекательность пока в полной мере не используются для создания открытой и конкурентоспособной российской экономики. Принимая во внимание теорию институционального развития и практические замечания аналитиков Всемирного банка, автором сформулированы выводы и предложения по решению вышеперечисленных вопросов.

Ключевые слова: ЕАЭС, государственное регулирование, таможенное дело, стратегии развития, национальные программы, национальные цели, цифровая экономика, центры электронного декларирования

HIERARCHY OF OBJECTIVES AND PRIORITIES IN THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Terehova A.V.,

post-graduate student of the department of management of the faculty of customs affairs, chief state customs inspector of the department of implementation of advanced customs technologies of the Moscow regional customs post (center for electronic declaration), e-mail: vladary96@mail.ru, Russian Customs Academy, Moscow

The article considers the goals of strategic development of customs service in accordance with the hierarchy of their formation. According to the theory of customs management, the customs is considered as an institution that exists in conditions of continuously changing reality. In this regard, supranational, national and departmental levels have been identified, which consistently form key milestones in the development of the department. The

main focus is on the consideration of strategic documents, because they are the basis for the subsequent actions of customs authorities. It is clear that the development areas are consistently specified in the chain of documents of the integration association, national programs, the Strategy for the Development of Customs Authorities until 2030 and the corresponding action plans. Digitalization and improvement of the quality ofcustoms services ignore some important aspects of customs policy. But the main trigger for the sustainable development of the Russian economy is the reorientation of the economy towards the creation of non-resource advantages. Customs service have the necessary set of mechanisms, technological reserves to create new centers of concentration of economic efforts. The prerequisites for the evolution of customs as an institution are critically assessed. In addition, Russian reality has specific features that should be reflected in strategic development documents. Possible ways to unlock the unrealized potential of Russia are contained in the materials of experts of international organizations. The financial sector, logistics, involvement in global supply chains and investment attractiveness make up a wide and not yet covered space for creating an open and competitive Russian economy. Taking into account the theory of institutional development and the practical comments of World Bank analysts, the author formulated conclusions and proposals.

Keywords: EEU, state regulation, customs, development strategies, national programs, national goals, digital economy, electronic declaration centers

DOI 10.21777/2587-554X-2021-2-69-79

Введение

Человечество на протяжении тысяч лет учится управлению материальными благами. Создает институты, способствующие их производству и распределению, осуществляет законодательное регулирование. Особое место отводится внутренней и внешней политике, которые как нельзя точно отражают дух времени и образуют идейный контур существования экономики. Государства неуклонно взаимодействуют друг с другом, и одним из важнейших инструментов координирования международной торговли становится таможенная политика.

Стремление граждан к мирному сосуществованию в значительной степени иллюстрирует возникновение международных организаций. Считается, что грамотное сочетание дипломатической и аналитической деятельности дает возможность упорядочить экономические процессы. По сути, они представляют собой институциональную среду, под влиянием которой формируется институт таможенного дела [3].

Для того чтобы понимать направление развития института таможенного дела, автором будут рассмотрены основные стратегические документы. Анализ будет проводиться путем последовательного уточнения положений, приведенных в документах, начиная с наднационального и заканчивая ведомственным уровнем. Затем будет дана совокупная оценка иерархии приоритетов в развитии таможенного дела Российской Федерации.

Стратегии наднационального уровня

По мнению автора, соответствие теоретических и практических уровней формирования института таможенного дела может быть представлено в следующем виде (таблица 1):

Таблица 1 - Соответствие теоретических и практических уровней формирования института

таможенного дела

Теоретический уровень формирования института таможенного дела1 Практический уровень формирования института таможенного дела

Видение Политика наднациональных органов управления в соответствии с макроэкономической ситуацией

Идеи Стратегии наднационального и национального уровня

1 МакрусевВ.В., ЧерныхВ.А Управление таможенным делом: учебное пособие. - М.: Троицкий мост, 2011. - С. 132.

Правила Решения ЕЭК, постановления Правительства РФ, Минфина РФ, регламентирующие актуальные направления деятельности таможенных органов (с учётом международной практики и политического курса)

Механизмы Мероприятия, необходимые для реализации обозначенных целей (проекты, дорожные карты, планы мероприятий)

Задачи Выполнение показателей эффективности, результативности и индикативных показателей деятельности таможенных органов

Технологии и ресурсы Способы осуществления таможенного администрирования и таможенного контроля

Правовое обеспечение Нормативная и правовая основа деятельности в области таможенного дела

Таможенные услуги Совершение таможенных операций, оформление таможенных деклараций и сопутствующие этому процессы

Непосредственно видение таможенного дела в Российской Федерации формируется, прежде всего, в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) как интеграционного объединения, в основе которого лежит либерализация таможенных барьеров. Непрерывные изменения происходят по следующим направлениям2:

— тренды мировой экономики (кризисы, торговые войны, новые форматы сотрудничества);

— интеграционная дипломатия (европейский, азиатский, латиноамериканский векторы взаимодействия);

— взаимодействие с международными организациями и институтами (ООН, ОЭСР, ВТО, ЕАБР). Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) определены пути развития евразийской

экономической интеграции до 2025 года3. Ниже рассмотрены направления, которые будут реализованы в национальных программах Российской Федерации, имеющих значение для развития таможенных органов.

В таблице 2 приведены основные задачи ряда направлений Стратегии-2025, в продолжение которых следует рассматривать национальную программу «Международная кооперация и экспорт».

Таблица 2 - Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.

(направления 2, 7)

Направление Задачи

Направление 2 «Повышение эффективности функционирования рынков товаров» Обеспечение единства таможенно-тарифного регулирования

Формирование биржевого товарного рынка

Формирование рынка энергетических ресурсов

Антимонопольное регулирование

Направление 7 «Выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортно ориентированных секторов экономики» Стимулирование развития высокотехнологичных секторов экономики (разработка направлений сотрудничества)

Повышение эффективности племенного животноводства

Разработка и реализация значимых инфраструктурных проектов (транспортная инфраструктура)

Создание мер, стимулирующих совместную промышленную кооперацию

Поддержка совместного экспорта

Разработка предложений по стимулированию производств, создающих цепочки добавленной стоимости

Реализация совместных проектов по отраслям

2 Доклад НИУ ВШЭ. В поисках новой архитектуры многополярности: международное сотрудничество ЕАЭС [Электронный ресурс]. - URL: https://www.conf.hse.ru/mirror/pubs/share/368340262.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

3 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_375194 (дата обращения: 28.02.2021).

Направление 5 Стратегии-2025 «Формирование цифрового пространства Союза, цифровых инфраструктур и экосистем» (таблица 3) в значительной степени соответствует национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

Таблица 3 - Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.

(направление 5)

Направление Задачи

Направление 5 «Формирование цифрового пространства Союза, цифровых инфраструктур и экосистем» Прослеживаемость товаров

Трансграничное пространство доверия

Цифровая трансформация в сфере интеллектуальной собственности

Евразийские цифровые экосистемы

Интегрированная информационная система

Благоприятные условия для электронной торговли

Глобальное и региональное цифровое сотрудничество

Беспрепятственный пропуск интернет-трафика

Формирование единого цифрового пространства на территории ЕАЭС является качественно новой областью межгосударственного взаимодействия и, безусловно, сопутствует этапам интеграции. Государства находятся в поиске решений, позволяющих соединить приоритеты собственного развития и приоритеты развития государств-партнёров. Поэтому представляется неизбежным формирование цифрового развития экономики.

Рассмотрим некоторые элементы формирования цифрового пространства ЕАЭС подробнее.

1. Механизмы прослеживаемости товаров нацелены на содействие международной торговле и при этом маркируются наиболее рисковые категории товаров [2]. Товар снабжается контрольными идентификационными знаками (КИЗами), изготовленными АО «Гознак», на таможенном складе или складе временного хранения. Затем декларант вносит сведения в 31 графу декларации на товары под номером 10. Начало национальной системы маркировки и прозрачности передвижения товаров было положено в 2016 году. Его апробация осуществлена на меховых изделиях4. В 2020 году была введена обязательная маркировка КИЗами обуви, лекарственных средств, табака, духов, фотокамер и шин (покрышек). В 2021 - товаров лёгкой промышленности и молочной продукции. Использование КИЗов позволяет ограничить поступление на рынок фальсифицированной продукции, избежать случаев уклонения от уплаты таможенных платежей. Ответственность за невыполнение требований законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 15.125) и Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 171.16).

2. Введение понятия «трансграничное пространство доверия» с целью создания единого цифрового пространства ЕАЭС, представляющего собой «совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами для обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами»7. Трансграничное пространство доверия апеллирует к стратегиям, концепциям развития, юридически

4 Соглашение от 8 сентября 2015 года «О реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15bn0053 (дата обращения: 28.02.2021).

5 КоАП РФ. Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/97d69db80cd0e0fb3d1d66c51bb3a4218f3cfi7f (дата обращения: 28.02.2021).

6 УК РФ. Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/0abcfeb2817c95237e7ab7ae330a7a2a79eefe54 (дата обращения: 28.02.2021).

7 Развитие трансграничного пространства доверия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ dmi/inftech/dts/Pages/default.aspx (дата обращения: 28.02.2021).

значимым документам государств-членов ЕАЭС. Требования к его развитию разрабатываются ЕЭК при сотрудничестве с уполномоченными органами государств-членов Союза. 3. Развитие электронной торговли на пространстве ЕАЭС.

Понятие электронной торговли трактуется по-разному. На рисунке 1 показано отношение к этой категории различных международных организаций.

Рисунок 1 - Подходы к определению понятия электронной торговли8

Решающее значение в рамках цифровизации приобретает создание экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК)9. Цель концепции - объединение и переход на исключительно цифровую платформу транспортно-логистических информационных сервисов [6]. В качестве примера можно привести использование навигационных цифровых пломб. Формирование ЭЦТК, по сути, также представляет собой один из механизмов прослеживаемости товаров. Развитие данной концепции будет протекать в соответствии с политической волей государств-членов ЕАЭС и пост-эпидемиологической обстановкой.

Следует отметить, что в Евросоюзе с 2019 года начала реализовываться стратегия развития цифровизации. В ней оговорены принципы дальнейших законодательных инициатив, закреплено главенствующее положение человека над искусственным интеллектом, рассмотрен вопрос о сертификации. После опубликования стратегии в течение 12 недель были проведены публичные консультации, в ходе которых выслушивалось мнение всех заинтересованных лиц и организа-ций10. При этом программы цифрового развития таможенных органов и развития Евросоюза тесно связаны [4].

8 Доклад о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС [Электронный ресурс] // Москва: Евразийская экономическая комиссия, 2019 г. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Documents.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

9 Совет ЕЭК утвердил перечень сервисов для формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/24_11_2020-1.aspx (дата обращения: 28.02.2021).

10 ЕК приняла цифровую стратегию ЕС, включающую правовые нормы для искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tass.ru/ekonomika/7797081 (дата обращения: 28.02.2021).

Стратегии национального уровня

В числе «майских указов»11 был опубликован документ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»12. Указ закрепляет дальнейшую работу по достижению национальных целей развития Правительства в рамках национальных программ. Пунктом 11 оговорено создание цифровой экономики, а пунктом 14 - развитие международной кооперации и экспорта. Каждый из них имеет непосредственное отношение к формированию института таможенного дела, их цели приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Национальные цели по развитию экономики до 2024 года13

Национальная программа Цели

Цифровая экономика Российской Федерации Увеличение затрат на развитие цифровой экономики

Повсеместное создание высокотехнологичной инфраструктуры передачи данных

Внедрение отечественного программного обеспечения в деятельность ведомств и организаций

Международная кооперация и экспорт Диверсификация конкурентоспособного экспорта несырьевых секторов

Увеличение объёмов экспорта

Работа в рамках Евразийского экономического союза по направлению эффективного разделения труда и увеличению взаимных инвестиций

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» содержит элементы технологий, предполагаемых к использованию в таможенных органах.

В рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» были законодательно закреплены требования к выдаче и использованию электронной подписи - ключевому средству идентификации на пространстве электронного документооборота. Для таможенного инспектора значение электронной цифровой подписи трудно переоценить. С её помощью производится авторизация должностного лица в программном средстве АИС «АИСТ-М», личная номерная печать проставляется на декларации на товары уже не вручную, а автоматически. Разумеется, это прямым образом влияет на сроки таможенного оформления.

Отдельного внимания заслуживают цифровые технологии. Сейчас предоставление таможенных услуг осуществляется удаленно, декларационный массив перенесен в центры электронного декларирования и обрабатывается согласно перечню таможенных услуг [7]. Это требует бесперебойной работы каналов передачи ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ведущее звено материальной стороны таможенных технологий), непрерывной актуализации системы управления рисками (ведущее звено реализации выборочного таможенного контроля), создания эргономичного автоматизированного рабочего места таможенного инспектора14.

Модернизация затронула институт таможенного дела полностью, как со стороны таможенных органов, так и со стороны декларантов. Для удобства участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) был создан личный кабинет15, организовано списание таможенных платежей с помощью единого лицевого счёта (далее - ЕЛС) [1]. Ранее декларант открывал счета, привязанные к таможенному органу конкретного региона. Теперь эта необходимость отпала, в декларации на товары в графе 47 «В» указывается ИНН организации (вместо данных платёжного поручения), и этого достаточно для списания денежных средств инспектором. Широко применяются возможности «Единого окна», на-

11 Сложившееся в публицистике название 11 указов В.В. Путина, подписанных в день вступления в должность Президента Российской Федерации и содержащие поручения Правительству РФ на период 2012-2020 гг.

12 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.base.garant.ru/71937200 (дата обращения: 28.02.2021).

13 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.government.ru/info/35568/ (дата обращения: 28.02.2021); Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.government.ru/info/35564/ (дата обращения: 28.02.2021).

14 Первостепенное значение имеют возможности АИС «АИСТ-М».

15 Сервис, используемый для подачи таможенной декларации и сопроводительных документов. Заполнение документа возможно как в личном кабинете, так и с помощью ресурсов «Альта-ГТД», «ВЭД-декларант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пример, для проверки сертификата (декларации) о соответствии продукции требованиям технических регламентов зачастую запрос декларанту не направляется - налажен автоматический доступ к информации Росаккредитации.

Наибольшее внимание на ведомственном уровне уделено обеспечению информационной безопасности. В связи с активным использованием технологии удаленного выпуска на первый план выходит вопрос защиты внутренней информации таможенных органов и данных участников ВЭД. Так, в Твери начато строительство нового центра обработки данных, располагающего достаточной мощностью для поддержки Единой автоматизированной информационной системы ФТС РФ16.

С точки зрения развития таможенных органов наибольшую значимость представляет программа «Международная кооперация и экспорт», включившая в себя общие условия дальнейшего развития таможенного дела.

Далее приведено описание входящих в состав национальной программы элементов.

1. Успешная реализация направления «промышленный экспорт» связана с повышением конкурентоспособности продукции, её выводом на внешние рынки, подготовкой нормативно-правовой базы для поддержки «первой поставки», развитием инфраструктуры атомного экспорта.

2. Хотя в настоящее время утверждён перечень высокотехнологичной продукции, однако, на наш взгляд, необходимо остановиться на более четком её определении. В мировой практике высокотехнологичными считаются товары, для выпуска которых первостепенное значение имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. А в практике Российской Федерации данная группа товаров определена Приказом Минпромторга от 16.09.2020 № 309217. Так, перечень Евростата и отечественный перечень высокотехнологичной продукции пересекаются незначительно18. В актуальный перечень высокотехнологичной продукции входит ограниченная номенклатура товаров, что не способствует устойчивому высокотехнологичному экспорту, расширению географии поставок.

3. Федеральный проект «Экспорт АПК» включает показатели по корпоративным программам международной конкурентоспособности (КПМК) для четырёх приоритетных групп товаров, таких как рыба и ракообразные, масложировая продукция, продукция пищевой перерабатывающей промышленности, зерновая продукция. Использование КПМК заменяет отраслевые программы поддержки экспорта. Теперь субсидирование осуществляется целевым образом с помощью заключения соглашения между государством и экспортно ориентированным предприятием. Отдельно выделены меры по устранению торговых барьеров: деятельность Россельхознадзора как единственного контролирующего органа животноводческой и растительной продукции, программы контроля болезней животных, разработка систем прослеживаемости для зерна и рыбы.

4. Логистика международной торговли включает в себя федеральные проекты, направленные на:

- строительство и модернизацию пунктов пропуска;

- принятие пакетов регуляторных мер о перевозке грузов.

5. Федеральный проект «Экспорт услуг» апеллирует к достижению показателей экспорта в долларовом эквиваленте, либерализации визового режима, разработке мер по сертификации и адаптации услуг к требованиям внешних рынков.

6. Развитие международной кооперации призвано нивелировать излишние требования при лицензировании экспорта. К 2021 году запланирован переход экспортеров на работу с контролирующими органами в рамках единого окна на цифровой платформе Российского экспортного центра. Ожидается создание мер поддержки: экспортного и акционерного финансирования, долгосрочной поддержки, лизинга.

16 ФТС построит единый центр обработки данных к 2024 году [Электронный ресурс]. - URL: https://www.alta.ru/external_ news/70796 (дата обращения: 28.02.2021).

17 Приказ Минпромторга России от 16.09.2020 № 3092 «Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. alta.ru/tamdoc/20a03092 (дата обращения: 28.02.2021).

18 Высокотехнологичному экспорту России не хватает стабильности [Электронный ресурс]. - URL: https://www.eg-online.ru/ article/417009/ https://www.eg-online.ru/artide/417009 (дата обращения: 28.02.2021).

Ведомственный уровень развития таможенного дела: Стратегия-2030

Таможенная политика - обособленное направление в государственном управлении, для которого в Российской Федерации предусмотрены отдельные стратегические документы и перечни мероприятий. Цель развития таможенной службы до 2030 года - формирование цифровой таможни, способной к адаптации в условиях динамично развивающейся экономики, «незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства»19. Для целей создания электронного государства и цифровой экономики были даже изменены полномочия и название Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ныне - Минцифры20) в части госрегулирования центров, выдающих электронные подписи21.

В первой части (до 2024 г.) плана мероприятий по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 значатся традиционные для развития таможенных органов позиции (со смещением акцента в сторону цифровых технологий) [5].

В Стратегии-2030 также оговорен приоритет создания высокотехнологичной продукции, важность конкурентоспособности экономики на мировом пространстве. Однако, по мнению автора, присутствие высокотехнологичной продукции на мировых рынках должно быть не только озвучено в преамбуле к разделам Стратегии, но и отражено в Плане мероприятий.

Комплексная оценка развития таможенного дела в Российской Федерации

Грамотное построение структуры системно-логического представления таможенного института предполагает, что институциональная среда должна быть первичной, т.к. именно она оказывает влияние на идеологию функционирования таможенных органов. Это, в свою очередь, формирует дальнейшие правила, механизмы и задачи таможенной службы. Практика же показывает, что в настоящее время потенциал таможенных органов не полностью раскрыт. На национальном уровне не сформированы ключевые для российской экономики позиции. Поэтому их дальнейшая конкретизация на ведомственном уровне затруднительна.

Этот недостаток отмечен и в докладах Всемирного банка, посвященных развитию экономики РФ. В таблице 5 приведены стратегические рекомендации экспертов ВБ.

Таблица 5 - Оценка рекомендаций экспертов Всемирного банка для Российской Федерации по итогам 2020 г. относительно института таможенного дела22

Рекомендация Сфера влияния таможенной службы Отражение в существующих стратегических документах

Вовлечение России в глобальные цепочки создания добавленной стоимости: облегчение доступа российского рынка к исходным ресурсам (снижение ввозных ставок таможенных пошлин) Да Нет

Снижение издержек, связанных с нетарифными барьерами (время на совершение торговых операций непосредственным образом влияет на удорожание стандартизированного контейнера товаров, устаревшие подходы к стандартизации) Да Да

Использование мер по привлечению иностранных специалистов на рынки труда (в отдельные отрасли сферы услуг). Основание - место России согласно индексу ограничений в торговле услугами, индексу эффективности логистики Всемирного банка Нет Да (свобода движения рабочей силы на пространстве ЕАЭС)

19 Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74078959 (дата обращения: 02.03.2021).

20 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

21 Постановление от 9 сентября 2020 года № 1389 «О внесении изменений в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74526396 (дата обращения: 02.03.2021).

22 Всемирный банк [Электронный ресурс] // Доклад об экономике России. - С. 62. - URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ country/russia/publication/rer (дата обращения: 05.03.2021).

Обеспечение доступа иностранным компаниям на российский рынок услуг Да (Например, в рамках функционирования свободных экономических зон) Нет

Обеспечение более открытого доступа финансового сектора: - ликвидация проблемных банков; - диверсификация финансовых продуктов; - стимулирование «рыночной дисциплины» в финансовом секторе; - повышение финансовой грамотности; - пересмотр требований валютного контроля Да (Например, стимулирование экспорта услуг через интернет предполагает использование трансграничных платежей) Нет

Меры для отдельных секторов экономики: - финансовые услуги (увеличение доли иностранного участия); - страховые услуги (ослабление запретов на создание филиалов зарубежных компаний); - телекоммуникационная отрасль (создание независимого национального регулятивного органа для реализации регуляторных реформ, в том числе, для совместного использования инфраструктуры); - транспортные услуги (обеспечение недискриминационного доступа авиакомпаний к инфраструктуре аэропортов, реформирование статуса уполномоченного ответственного авиаперевозчика); - туристический сектор (распространение рекламы для туризма, в том числе в медицинских и образовательных целях, упрощение визовых процедур, выдача электронных виз; расширение возможности возврата налога на добавленную стоимость на приобретенный в России товар при отъезде иностранных граждан) Да (туристический сектор) Нет

Создание национального института содействия прямым иностранным инвестициям (далее - ПИИ), региональных отделений (существует положительный опыт, в частности, в Китае, Корее, Бразилии, Вьетнаме, Индии, Ирландии)23 Нет Нет

Упрощение регулирования ПИИ (предпочтителен сводный закон об инвестициях; конкретика в области запретов и ограничений в инвестировании24). Также имеет место устранение правовых пробелов, обеспечение прозрачной защиты инвестора, мер стабилизации для долгосрочных инициатив, усовершенствование механизма урегулирования жалоб25 Нет Нет

В продолжение вопроса о ПИИ следует отметить подготовку рынков к переливу капитала, а именно - поддержку конкуренции, ограничение монополистического поведения. Только так будет достигнут положительный эффект от трансферта технологий, развиты связи между поставщиками и транснациональными корпорациями.

Следует отметить, что для стран, экономика которых построена на извлечении прибыли от добычи полезных ископаемых, эра благоденствия подходит к концу в связи с истощёнными возможностями. Значит, используя свои нынешние очевидные конкурентные преимущества, таким странам необходимо формировать новые источники получения прибыли [8].

Средством для проведения маневра по стабилизации экономической ситуации вполне может стать таможенная служба. Цифровой локомотив - база для облегчения таможенного контроля во взаимодействии с законопослушным бизнесом, которая придаёт процессам значительное ускорение и точность в выборе объектов контроля. Таможенной службе по силам увеличить предсказуемость международных цепочек поставок и даже осуществлять мониторинг интернет-торговли. Что касается привлечения инвестиций, то это в большей степени входит в компетенцию иных ведомств. Однако решение частных задач, способствующих гибкому таможенному регулированию в особых экономических зонах, следует включить в полномочия таможенной службы.

23 Необходимо также создание стратегии привлечения инвестиций, которая будет согласована с планом национального развития - в России существуют отдельные организации без централизованного руководства.

24 Особенно в отношении стратегических видов деятельности, ограничения в инвестировании в которые могут применяться на индивидуальной основе - в принятии решения предусматривается широкое право властных структур.

25 Россией не депонирован инструмент о ратификации Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID).

Выводы

Подводя итоги, автор отмечает:

1. Предпочтение в развитии таможенного дела ошибочно отдано технологиям осуществления таможенного контроля (цифровизации и реформе таможенного администрирования), а не проведению комплексной таможенной политики, направленной на укрепление российской экономики. Существуют более глобальные задачи, в частности, исследованные международными экспертами.

2. Не стоит останавливаться на достигнутых шагах в либерализации рынка. Снижение ввозных ставок таможенных пошлин с целью вовлечения России в глобальные цепочки создания добавленной стоимости следует сочетать со стимулирующей налоговой политикой в отношении отечественного бизнеса.

3. В направлении «Логистика международной торговли» национальной программы «Международная кооперация и экспорт» следовало бы уделить больший интерес к компонентам индекса эффективности логистики (Logistic performance index): оценке работы таможенных органов, качеству логистической инфраструктуры и услуг, предоставляемых в области логистики, организации международных поставок товаров, соблюдению сроков поставок, возможности отслеживания товаров26. Россия стремится к созданию открытой экономики, а значит, ей не следует ограничивать внимание к логистике международной торговли созданием пунктов пропуска и принятием пакетов регуляторных мер.

4. Расширение номенклатуры высокотехнологичной продукции на основе международной практики позволит уточнить подход к её определению. Тогда главенствующая роль будет заслуженно отведена научной деятельности и исследовательским разработкам.

5. Для производства высокотехнологичной продукции стоит расширить практику создания особых экономических, технико-внедренческих зон и зон опережающего развития на территории Российской Федерации. На данный момент отсутствует системный характер в управлении и оценке их влияния на экономику.

6. Таможенная политика должна, в первую очередь, сочетаться с налоговой политикой. Условия проникновения на российский рынок зарубежных компаний также должны быть привлекательными и прозрачными. Только так удастся оказать поддержку отечественному производителю и обеспечить ему конкуренцию на международных рынках.

7. России ещё предстоит определить для себя перечень конкурентных преимуществ (помимо сырьевого экспорта), который станет основой для устойчивого экономического роста.

Список литературы

1. Липатова Н.Г., Жеребен Е.В. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. - № 4. - С. 158-167.

2. ЛипатоваН.Г., ЛубикА.Ф. Прослеживаемость перемещения товаров как инструмент повышения эффективности таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. - 2019. - № 3. - С. 39-45.

3. Макрусев В.В. Трансформация института таможенного администрирования в систему таможенных услуг: задача и особенности её решения // Вестник Государственного университета управления. -2015. - № 1. - С. 231-237.

4. Макрусев В.В., Крамаренко А.В. Управление таможенными органами на основе проектного подхода // Экономические исследования и разработки. - 2019. - № 2. - С. 13-22.

5. Мантусов В.Б., Башлы П.Н. О реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в условиях цифровой экономики // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2020. - № 1. - С. 5-11.

6. Мозолева Н.В. Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС как перспективный инструмент развития Союза // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2020. - № 4. - С. 31-36.

26 Индекс эффективности логистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tfig.unece.org/RUS/contents/logistic-performance-index.htm (дата обращения: 08.03.2021).

7. Новиков С.В. Таможенный контроль после выпуска товаров как инструмент реализации государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. - 2019. -№ 1. - С. 140-147.

8. Орлова Е.Р., Терехова А.В. Анализ факторов развития ресурсных экономик // Труды ИСА РАН. -2021. - № 1. - С. 55-61.

References

1. LipatovaN.G., Zhereben E.V. Primenenie cifrovyh tekhnologij vo vzaimodejstvii tamozhennyh i nalogovyh organov pri provedenii tamozhennogo kontrolya posle vypuska tovarov // Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij. - 2019. - № 4. - S. 158-167.

2. Lipatova N.G., Lubik A.F. Proslezhivaemost' peremeshcheniya tovarov kak instrument povysheniya effektivnosti tamozhennogo kontrolya // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2019. - № 3. - S. 39-45.

3.Makrusev V.V. Transformaciya instituta tamozhennogo administrirovaniya v sistemu tamozhennyh uslug: zadacha i osobennosti eyo resheniya // Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. - 2015. - № 1. -S.231-237.

4.Makrusev V.V., Kramarenko A.V. Upravlenie tamozhennymi organami na osnove proektnogo podhoda // Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. - 2019. - № 2. - S. 13-22.

5. Mantusov V.B., BashlyP.N. O realizacii Strategii razvitiya tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030 goda v usloviyah cifrovoj ekonomiki // Akademicheskij vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2020. - № 1. - S. 5-11.

6. Mozoleva N.V. Ekosistema cifrovyh transportnyh koridorov EAES kak perspektivnyj instrument razvitiya Soyuza // Akademicheskij vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2020. - № 4. -S.31-36.

7. Novikov S.V Tamozhennyj kontrol' posle vypuska tovarov kak instrument realizacii gosudarstvennyh uslug v sfere tamozhennogo dela // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2019. - № 1. - S. 140-147.

8. Orlova E.R., Terekhova A.V. Analiz faktorov razvitiya resursnyh ekonomik // Trudy ISA RAN. - 2021. -№ 1. - S. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.