Научная статья на тему 'Таможенно-тарифное регулирование импорта в условиях транснационализации мировой торговли'

Таможенно-тарифное регулирование импорта в условиях транснационализации мировой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транснационализация / транснациональные корпорации / государственное регулирование / внешнеторговая деятельности / Евразийский экономический союз / тарифная защита / таможенная стоимость / transnationalization / transnational corporations / state regulation / foreign trade / Eurasian Economic Union / tariff protection / customs value

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иорданова Вероника Григорьевна, Бойко Андрей Романович

Транснационализация мировой торговли является объективным следствием процессов, происходящих в мировой экономике на современном этапе развития. Участие страны в глобальных цепочках добавленной стоимости во многом осуществляется за счет создания условий для привлечения иностранных инвестиций, значительным источником которых является деятельности транснациональных корпораций. Однако, преследуя цель максимизации прибыли в глобальном масштабе, последние стремятся снизить воздействие существующих барьеров в мировой торговле в том числе посредством использования трансфертного ценообразования. Данный факт может оказывать значительное негативное влияние на деятельность национальных компаний, ввиду снижения эффективности тарифной защиты, что в долгосрочной перспективе отрицательно сказывается на состоянии национальных производительных сил. Нивелировать подобное влияние призван контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых взаимосвязанными контрагентами, который осуществляется посредством выявления и подтверждения недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров. При этом, ввиду незаявления декларантами сведений о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем ввозимых товаров, зачастую у таможенных органов отсутствует возможность доказать сам факт такой взаимосвязи, что объективно препятствует возможности осуществления контроля таможенной стоимости товаров и является источником снижения эффективности таможенно-тарифного регулирования импортной деятельности. В статье предложен механизм воздействия трансфертного ценообразования на состояние тарифной защиты Российской Федерации, и практические меры по совершенствованию таможенного-тарифного регулирования импорта в условиях транснационализации мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tariff Regulation of Imports under Transnationalization of Global Trade

Transnationalization of global trade is an objective consequence of the processes taking place in the world economy at the present stage of development. The country’s participation in global value chains is mainly defined by the creation of conditions for attracting foreign direct investment, with the multinational corporations (MNCs) as a significant source of investments. However, MNCs seek to reduce the impact of existing barriers in global trade by the use of transfer pricing to maximize global profits. It might have a significant negative impact on the activities of domestic companies due to lower effectiveness of tariff protection that could negatively affect the domestic productive forces in the long term. The control of the customs value of goods imported by related counterparties carried out by identifying and confirming the unreliability of the declared customs value of goods is intended to neutralize such impact. At the same time, due to the non-declaration of information about the existence of a relationship between the seller and the buyer of imported goods the customs authorities often do not have the opportunity to prove the fact of such a relationship, which objectively hinders the possibility of controlling the customs value of goods and can be a source of reducing the effectiveness of tariff regulation of import activities. The paper shows the impacts of transfer pricing on the tariff protection of the Russian Federation and suggests practical measures to improve customs and tariff regulation of imports under transnationalization of the world economy.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифное регулирование импорта в условиях транснационализации мировой торговли»

Таможенно-тарифное регулирование импорта в условиях транснационализации мировой торговли

УДК: 339.543.36 Вероника Григорьевна ИОРДАНОВА,

ББК: 65.428 кандидат экономических наук,

И 756 Российская академия народного хозяйства и госу-

дарственной службы при Президенте Российской DOI: 10.24411/2072-8042-2021-4-23-39 Федерации (119571, Москва, пр-т Вернадского, 82) -

доцент кафедры национальной экономики, e-mail: iordanova-vg@ranepa.ru, ORCID: 0000-0003-3012-5114; SPIN: 6942-6939;

Андрей Романович БОЙКО, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, пр-т Вернадского, 82) - аспирант, e-mail: andreubkv@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1626-492X; SPIN: 9006-2938

Аннотация

Транснационализация мировой торговли является объективным следствием процессов, происходящих в мировой экономике на современном этапе развития. Участие страны в глобальных цепочках добавленной стоимости во многом осуществляется за счет создания условий для привлечения иностранных инвестиций, значительным источником которых является деятельности транснациональных корпораций. Однако, преследуя цель максимизации прибыли в глобальном масштабе, последние стремятся снизить воздействие существующих барьеров в мировой торговле в том числе посредством использования трансфертного ценообразования. Данный факт может оказывать значительное негативное влияние на деятельность национальных компаний, ввиду снижения эффективности тарифной защиты, что в долгосрочной перспективе отрицательно сказывается на состоянии национальных производительных сил. Нивелировать подобное влияние призван контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых взаимосвязанными контрагентами, который осуществляется посредством выявления и подтверждения недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров. При этом, ввиду незаявления декларантами сведений о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем ввозимых товаров, зачастую у таможенных органов отсутствует возможность доказать сам факт такой взаимосвязи, что объективно препятствует возможности осуществления контроля таможенной стоимости товаров и является источником снижения эффективности таможенно-тарифного регулирования импортной деятельности. В статье предложен механизм воздействия трансфертного ценообразования на состояние тарифной защиты Российской Федерации, и практические меры по совершенствованию таможенного-тарифного регулирования импорта в условиях транснационализации мировой экономики.

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

23 Q

Ключевые слова: транснационализация; транснациональные корпорации; государственное регулирование; внешнеторговая деятельности; Евразийский экономический союз; тарифная защита; таможенная стоимость.

Tariff Regulation of Imports under Transnationalization of Global Trade

Veronika Grigor'evna IORDANOVA,

Candidate of Economic Sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia - Associate Professor of the department of national economy

Andrej Romanovich BOJKO,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia - Postgraduate Student,

Abstract

Transnationalization of global trade is an objective consequence of the processes taking place in the world economy at the present stage of development. The country's participation in global value chains is mainly defined by the creation of conditions for attracting foreign direct investment, with the multinational corporations (MNCs) as a significant source of investments. However, MNCs seek to reduce the impact of existing barriers in global trade by the use of transfer pricing to maximize global profits. It might have a significant negative impact on the activities of domestic companies due to lower effectiveness of tariff protection that could negatively affect the domestic productive forces in the long term. The control of the customs value of goods imported by related counterparties carried out by identifying and confirming the unreliability of the declared customs value of goods is intended to neutralize such impact. At the same time, due to the non-declaration of information about the existence of a relationship between the seller and the buyer of imported goods the customs authorities often do not have the opportunity to prove the fact of such a relationship, which objectively hinders the possibility of controlling the customs value of goods and can be a source of reducing the effectiveness of tariff regulation of import activities. The paper shows the impacts of transfer pricing on the tariff protection of the Russian Federation and suggests practical measures to improve customs and tariff regulation of imports under transnationalization of the world economy.

Keywords: transnationalization, transnational corporations, state regulation, foreign trade, Eurasian Economic Union, tariff protection, customs value.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

На современном этапе транснационализация мировой торговли является превалирующей тенденцией развития мировой экономики последних лет, а экономический рост национальной экономики во многом определяется участием государства в глобальных цепочках добавленной стоимости, особую актуальность приобретают вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При этом одним из основных инструментов данного спектра правоотношений по-прежнему выступает таможенно-тарифное регулирование, которое остается значимым фактором защиты национального рынка.

Вопросу государственного регулирования внешнеторговой деятельности в экономической литературе уделено большое внимание. Процессы институционального взаимодействия с позиции определения оптимальных условий функционирования национальной экономики в рамках мирового хозяйства исследовались, в частности, Кушлиным В.И1. Теоретические и практические аспекты таможенно-тарифного регулирования равно как принципы и порядок построения таможенных тарифов разработаны Хасбулатовым Р.И2. Дюмуленом И.И. исследовались основные тенденции в проведении международной торговой политики, а также национальные средства ее осуществления3. Сущность и методология таможенно-тарифного регулирования, а также место таможенной стоимости, ее определения и контроля в системе таможенного-тарифного регулирования разработаны Новиковым В. Е., Ревиным В.Н., Цветинским М.П.4.

В то же время вопросы повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования в условиях транснационализации мировой торговли проработаны на настоящий момент недостаточно.

Целью данного исследования стали вопросы совершенствования инструментов регулирования внешнеторговой деятельности как фактора обеспечения эффективной тарифной защиты в условиях транснационализации мировой экономики.

Объективным следствием развития процессов международной специализации и международной кооперации производства на современном этапе развития мировой экономики является значительное усиление товарообмена между странами, что в конечном итоге повышает их взаимосвязь и взаимозависимость между собой. Развитие международной торговли, являющееся результатом вышеуказанных процессов, представляет собой суть интернационализации. На практике рост интернационализации экономической жизни выражается в росте международной торговли. В таблице 1 представлено то, как выглядело ее развитие в сопоставлении с ростом ВВП [13, 14].

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

25 ^

Таблица 1

Показатели интернационализации международной торговли

1960 1980 2000 2019

Мировой ВВП (млрд долл. США) 1 369 11 227 33 618 87 697

Экспорт товаров (млрд долл. США) 130 2 036 6 454 18 888

Доля экспорта товаров в ВВП (%) 9,5 18,1 19,2 21,5

Источник: составлено авторами. Официальный сайт Всемирного банка // [Электронный ресурс] - URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения 12.08.2020); Официальный сайт Всемирной торговой организации // [Электронный ресурс] - URL: https://www.wto. org/ (дата обращения 12.08.2020)

В конце 50-х годов XX века доля экспорта в ВВП была на уровне около 10%. В настоящее время данный показатель составляет более 20%, что свидетельствует о повышении экономической взаимосвязанности и взаимозависимости в мире, которая достигается в значительной степени за счет следующих тенденций:

- развитие технологий четвертого технологического уклада, их апробация и внедрение в производственный процесс;

- трансформация цепочек добавленной стоимости из внутринациональных и межнациональных в глобальные.

В то время как мировой ВВП с 1960 по 2019 годы вырос в 64 раза, экспорт товаров вырос в 145 раз. Другими словами, в анализируемый период произошла постепенная трансформация мирового хозяйства от совокупности национальных экономик в единое мировое экономическое пространство.

В таких условиях важным фактором социально-экономического развития и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в целом становится степень участия страны в глобальных цепочках добавленной стоимости, а также условия и принципы такого участия.

Формирование и расширение глобальных цепочек добавленной стоимости в современных условиях неразрывно связано с деятельностью транснациональных корпораций (далее - ТНК). На их основе в конечном итоге строится товарная структура и географическое распределение мировой торговли, осуществляется ее развитие. Данный факт обусловлен тем, что крупнейшие ТНК более полно используют конкурентные преимущества, предоставляемые новым этапом развития разделения труда, добиваются более рационального размещения мощностей в соответствии с дешевизной факторов производства, близостью к запасам природных ресурсов или посредством оптимизации логистических потоков. Аккумуляция

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

внутри ТНК компаний (филиалов), охватывающих полный цикл производственного процесса, также предоставляет значительные преимущества. Функционирование отдельных предприятий, занимающих различное положение в одной цепочке добавленной стоимости, связано с необходимостью нести значительные трансак-ционные издержки. Отсутствие возможности централизованного планирования выпуска конкретных промежуточных товаров, а также наличие потребности в постоянной кооперации с контрагентами относительно объемов, видов и иных характеристик продукции ведет к возникновению дополнительных затрат, снижающих конечную норму прибыли. Интеграция компаний в единую структуру, равно как возможность их размещения в наиболее отвечающей потребности максимизации прибыли по всей производственной цепочке стране-базирования, позволяет ТНК иметь дополнительный источник капитализации (см. рисунок 1).

Д еп олн I цельная прибыль

Компания 1 Компания 2 Компания 3 Пнтегрнрованная

компания (ТНК)

Рис. 1. Синергетический эффект деятельности ТНК в сравнении с деятельностью отдельных компаний цепочки добавленной стоимости5

Fig. 1. Synergies between the activities of TNCs and those of individual companies in the value chain

Очевидно, что подобное преимущество не может не сказываться на разнице в конкурентоспособности функционирования ТНК относительно отдельных национальных компаний. Таким образом, в целях повышения конкурентоспособности и максимизации прибыли отдельные компании стремятся к расширению производственной деятельности, выходя за рамки национальных границ, а также в услови-

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

ях международного разделения труда преобразованию межфирменной торговли во внутрифирменную.

Описанный выше вектор эволюции компаний применим не ко всем видам производственной деятельности, однако он достаточно точно описывает превалирующие тенденции развития мировой экономики, что подтверждается практическими данными. С конца 50-х годов XX в. количество ТНК в мире увеличилось в 16 раз и на настоящий момент составляет около 80 тысяч. На современном этапе они контролируют производство и движение до 2/3 мирового ВВП, более 4/5 патентов и лицензий на ноу-хау, технологии, технику. На деятельность ТНК приходится около 70% мировой торговли, при этом 40% приходится на торговлю внутри самих ТНК, которая осуществляется посредством трансфертного ценообразования6.

Феномен трансфертного ценообразования в условиях функционирования ТНК приобретает новые масштабы. Использование трансфертных цен во внутрифирменной торговле дало ТНК доступ к дополнительным прямым и косвенным инструментам максимизации прибыли, которая достигается посредством решения следующих задач:

• перераспределения прибыли между счетами филиалов ТНК, находящихся в странах с высоким уровнем налогообложения и низким;

• регулирования отдельных потоков капитала;

• экономическая санация конкретного филиала;

• повышения конкурентоспособности произведенных товаров на отдельном национальном рыке за счет снижения издержек, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов и др.

Данные возможности позволяют ТНК манипулировать ценами на производимую продукцию на конкретных национальных рынках стран базирования. Отклонение цены производимых на отдельном национальном рынке товаров от равновесной значительно усиливает конкурентные позиции ТНК по сравнению с национальными производителями. При этом значительная интенсификация конкурентной борьбы зачастую ведет к деградации целых отраслей национального хозяйства, что при изменении экономической конъюнктуры и прекращении функционирования ТНК на территории страны базирования может привести к значительным негативным последствиям для социально-экономического развития страны.

В таких условиях особое значение приобретают вопросы осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности посредством применения мер таможенно-тарифного регулирования.

При этом правоотношения, возникающие при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, регламентируются нормативно-правовыми актами как национального, так и наднационального характера, что определено вхождением государства в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС).

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

Для целей настоящего исследования наибольший интерес вызывают вопросы таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров на территорию РФ. Данный спектр отношений регламентирован преимущественно Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под мерами таможенно-тарифного регулирования понимается совокупность мер, применяемых в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров и включающих в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.

Из вышеуказанных мер таможенного тарифного регулирования, в целях формирования и обеспечения тарифной защиты внутреннего рынка страны-импортера применяются ставки ввозных таможенных пошлин.

Конкретный уровень тарифной защиты определяется исходя из структуры таможенного тарифа и величины ставок таможенных пошлин. Последние в зависимости от базы расчета подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные.

Теоретически достижение оптимального состояния тарифной защиты достигается посредством применения ставки таможенной пошлины в отношении цены единицы товара, по которой он импортируется, что ведет к увеличению стоимости товара на внутреннем рынке. При применении адвалорной ставки ввозной таможенной пошлины стоимость товара на внутреннем рынке будет определяться следующей формулой:

где ВСад - стоимость единицы товара на внутреннем рынке после применения адвалорной ставки;

ЦЕТ - цена единицы товара, по которой он импортируется; АС - адвалорная ставка пошлины.

Применение специфической ставки пошлины будет влиять на стоимость товара на внутреннем рынке следующим образом:

где ВСс - стоимость единицы товара на внутреннем рынке после применения специфической ставки;

СС - специфическая ставка пошлины.

При применении комбинированной кумулятивной ставки ввозной таможенной пошлины стоимость товара на внутреннем рынке будет определяться следующей формулой:

4 - 2021 Российский внешнеэкономический вестник

(1)

(2)

ВСс = ЦЕТ + СС,

(3)

БСк - ЦЕТ +СС + ЦЕТ * АС/100 = СС + ЦЕТ * (АС/100),

Тогда как при применении комбинированной альтернативной ставки стоимость товара будет определяться следующим образом:

(4)

В Сад > ВСс —* ВСал - ВСад,

ВСад < ВСс —> ВСал = ВСс,

где ВСал - стоимость единицы товара на внутреннем рынке после применения комбинированной альтернативной ставки.

Посредством вышеописанного механизма осуществляется воздействие на процесс ценообразования, что в конечном итоге имеет своей целью обеспечение более конкурентных цен на продукцию национальных производителей относительно импортных аналогов данных товаров, произведенных иностранными компаниями. Как видно из представленных данных, ключевым элементом расчета подлежащих уплате таможенных пошлин является цена единицы импортируемого товара. На практике же в целях определения размера подлежащих уплате сумм таможенных пошлин используется иной категориальный аппарат (см. рисунок 2).

Рис. 2. Механизм применения ставок ввозных таможенных пошлин Fig. 2. Mechanism for the application of import Customs duties

Источник: Составлено авторами по: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

30

Ключевым элементом данного механизма выступает база исчисления подлежащих уплате сумм таможенных пошлин. При этом в зависимости от конкретного типа ставки, предусмотренной Единым таможенным тарифом ЕАЭС, меняется тип базы для исчисления. Занижение реальных размеров/объемов последней, ведет к снижению сумм, подлежащих уплате таможенных пошлин, что в конечном итоге искажает регулятивный механизм таможенно-тарифного регулирования. При трансфертном ценообразовании в отношении перемещаемых через внешнюю границу товаров, вышеуказанное обстоятельство, помимо прочего, способствует выводу налогооблагаемой базы за пределы РФ в офшорные юрисдикции и центры распределения прибыли ТНК.

Ввиду вышеизложенного важным фактором обеспечения эффективной тарифной защиты является контроль за достоверностью заявления декларантом сведений о таможенной стоимости и физических характеристиках ввозимых товаров. При этом по причине более активного использования в Едином таможенном тарифе ЕАЭС адвалорных ставок пошлин, а также проработанности механизмов контроля достоверности сведений о физических характеристиках импортируемых товаров (в случае наличия признаков недостоверности возможно применение таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров, которые позволяют достаточно исчерпывающе судить о данных показателях) первостепенную важность приобретает вопрос совершенствования механизмов контроля таможенной стоимости (далее - ТС).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из того, что структура таможенной стоимости представляет собой совокупность затрат, понесенных декларантом (покупателем) в процессе осуществления внешнеэкономической сделки, заявление декларантом недостоверных сведений об отдельных элементах таможенной стоимости (в сторону уменьшения), равно как занижение цены сделки ввозимых товаров (в особенности при осуществлении сделки между взаимосвязанными контрагентами, например, в рамках внутрифирменной торговли ТНК), ведет к занижению подлежащих уплате таможенных платежей.

Осуществление контроля таможенной стоимости ввозимых товаров регламентировано ТК ЕАЭС, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС» и др. нормативно-правовыми актами.

Проведение таможенного контроля начинается с выявления признаков недостоверного определения таможенной стоимости. В таблице 1 представлена информация о том, как соотносятся отдельные элементы таможенной стоимости, возможные источники занижения таможенной стоимости и признаки ее недостоверного определения7.

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

31 ^

Таблица 1

Соотношение между возможными источниками занижения и признаками недостоверности таможенной стоимости

Элемент таможенной стоимости Цена сделки

Возможные источники занижения таможенной стоимости

Признак недостоверности таможенной стоимости

1) Заявление недостоверных сведений о цене внешнеэкономической сделки.

2) Использование в целях подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости подложных документов, фальсификация идентификационных реквизитов контрагентов, подтверждающих согласование между ними основных условий и порядка совершения внешнеторговой сделки, формирование «параллельного» пакета документов.

3) Заявление о предоставлении не предусмотренных контрактом и иными документами скидок и изъятий из товарной партии, повлекшее за собой снижение цены сделки.

4) Наличие взаимосвязи между контрагентами, оказавшее влияние на цену сделки.

Т) Выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах.

2) Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.

3) Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;

4) Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары.

5) Наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем.

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

Элемент таможенной стоимости Возможные источники занижения таможенной стоимости Признак недостоверности таможенной стоимости

Дополнительные начисления 5) Заявление недостоверных сведений об условиях поставки товаров, занижение размера подлежащих включению в таможенную стоимость расходов на транспортировку, погрузку, перегрузку и пр. 6) При наличии лицензионных выплат невключение их в структуру таможенной стоимости или включение их единожды при формировании совокупности поставок, в отношении товарной партии необлагаемой таможенными пошлинами, тогда как в составе цепи поставок существуют товарные партии, облагаемые пошлиной. 6) Наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена

Вычеты 7) Заявление недостоверных сведений о наличии/величине расходов, подлежащих вычету при формировании таможенной стоимости.

Выявив конкретные признаки недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, таможенный орган уведомляет о них декларанта и осуществляет запрос документов и сведений, необходимых для проведения контроля ТС товаров, перечень которых определяется с учетом выявленных признаков.

Особый интерес с точки зрения обеспечения эффективности тарифной защиты при осуществлении внешнеэкономической сделки купли-продажи между взаимосвязанными контрагентами представляет контроль таможенной стоимости в случае выявления соответствующего признака недостоверности ее определения, а именно наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

33 ^

однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем.

Часто, по сложившейся практике, декларант не заявляет сведения о наличии взаимосвязи между контрагентами в соответствующей графе декларации таможенной стоимости, что может быть вызвано отсутствием ответственности за заявление недостоверных сведений о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем товаров. При этом наличие взаимосвязи между контрагентами может подтверждаться косвенными признаками. В подобном случае, в целях подтверждения/опровержения выявленных признаков недостоверности таможенной стоимости таможенный орган вправе запрашивать документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в том числе:

1) документы и сведения о принадлежащих продавцу и (или) покупателю голосующих акциях организаций государств-членов и третьих стран;

2) документы, подтверждающие стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при их продаже покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Союза;

3) документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу вычитания;

4) документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу сложения;

5) иные документы и сведения, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, каким образом была установлена цена товаров.

При невыявлении иных признаков недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, непредставление декларантом вышеуказанных документов или представление пояснений об их отсутствии (в том числе отсутствии информации о наличии взаимосвязи) на практике не позволяет таможенному органу подтвердить наличие взаимосвязи между контрагентами в случае отсутствия соответствующих сведений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и соответственно сам факт того, что подобная взаимосвязь повлияла на цену сделки. При этом даже в случае значительного отклонения заявленной декларантом таможенной стоимости в меньшую сторону, относительно ценовой информации о декларировании идентичных/однородных товаров, имеющейся в распоряжении таможенного органа и наличии косвенных признаков о наличии взаимосвязи между контрагентами, по смыслу абзаца 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС» не может повлечь за собой принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости. Подобная ситуация складывается в случае, представленном на рисунке 3.

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

Учршаш!

s

I

Головни мат^ринскал КеКПЛНШ

Рис. 3. Сделка купли-продажи между взаимосвязанными контрагентами.

Fig. 3. Sale between related parties.

Составлено авторами.

Как видно из представленной схемы, материнская компания учреждает фирму на территории торгующей страны. Данная компания в свою очередь также становится учредителем новой фирмы на территории РФ. Именно данная взаимосвязь между контрагентами фиксируется в ЕГРЮЛ. В подобной ситуации, если сделка купли-продажи осуществляется между материнской компанией и компанией, находящейся на 3 уровне учреждения, в случае если факт взаимосвязи не заявляется декларантом, а документы о наличии такой взаимосвязи не представляются таможенному органу, доказать факт взаимосвязи между вышеуказанными фирмами при существующей нормативно-правовой базе не представляется возможным. Таким образом, если взаимосвязь подобного типа оказала влияние на цену сделки, подлежащие уплате таможенные пошлины (а также в отдельных случаях таможенные сборы, НДС) уплачиваются в меньшем размере, что объективно снижает эффективность тарифной защиты, а также объем поступлений в бюджет от внешнеэкономической деятельности.

4 - 2021 Российский внешнеэкономический вестник

Транснационализация бизнеса является объективным следствием процессов, происходящих в мировой экономике на современном этапе развития. Участие страны в глобальных цепочках добавленной стоимости во многом осуществляется за счет создания условия и привлечения иностранных инвестиций, значительным источником которых является деятельности ТНК. Однако, преследуя цель максимизации прибыли в глобальном масштабе, последние стремятся снизить воздействие существующих барьеров в мировой торговле, в том числе посредством использования трансфертного ценообразования. По мнению авторов, данный факт может оказывать значительное негативное влияние на деятельность национальных компаний, ввиду снижения эффективности тарифной защиты, что в долгосрочной перспективе отрицательно сказывается на состоянии национальных производительных сил. Нивелировать подобное влияние призван контроль таможенной стоимость товаров, ввозимых взаимосвязанными контрагентами, который осуществляется посредством выявления и подтверждения недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров. При этом, ввиду незаявления декларантами сведений о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем ввозимых товаров, зачастую у таможенных органов отсутствует возможность доказать сам факт такой взаимосвязи, что объективно препятствует возможности осуществления контроля таможенной стоимости товаров, что в свою очередь является источником снижения эффективности таможенно-тарифного регулирования импортной деятельности.

Исследуя вышеуказанную проблему, авторы пришли к выводу, что повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования импорта в условиях транснационализации мировой экономики возможно за счет совершенствования механизмов контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых взаимосвязанными контрагентами, которое в свою очередь может достигаться посредством внедрения следующих мер:

• регламентация административной ответственности за заявления недостоверных сведений об отсутствии взаимосвязи между продавцом и покупателем ввозимых товаров в соответствующей графе декларации таможенной стоимости (степень такой ответственности может определяться в зависимости от размера подлежащих довзысканию таможенных платежей после принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости);

• формирование перечня косвенных критериев, в соответствии с которыми таможенный орган может подтвердить наличие взаимосвязи между контрагентами;

• формирование перечня организационных структур ТНК, активно осуществляющих импорт продукции на территорию ЕАЭС, по важным для обеспечения экономической безопасности направлениям коммерческой деятельности (по аналогии с ЕГРЮЛ). Данные меры позволят повысить эффективность деятельности

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

таможенных органов по контролю таможенной стоимости, будут способствовать повышению эффективности тарифной защиты, увеличат объем поступлений от внешнеторговой деятельности в бюджет, обеспечат выполнения защитной и фискальной функций таможенных пошлин.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики // Москва: Экономика. 2016. - 495 с.

2 Хасбулатов Р.И. Международная торговая политика: учебник для бакалавриата и магистратуры // под. Ред. Р.И. Хасбулатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 597 с.

3 Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и не тарифное регулирование. // Учебник. - 4-е изд., - М.: ВАВТ Минэкономразвития России, 2015. - 548 с.

4 Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость // Новиков В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П. - 2-е изд., - М.: БИНОМ, 2016. - 362 с.

5 Timin, V.M. Transnational corporations in the économies of developing countries and countries with economies in transition (for example, the Federal Republic of Brazil and the Russian Federation): monograph // V.M. Tumin, F.S. Jorubova, P.A. Kostromin. - Riga: SCIENTIFIC WORLD, 2019. - 100 p.

Ромашкин Т.В. Становление и развитие ТНК в условиях глобализации // Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2016. - 164 с.

7 Решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 (ред. от 21.05.2019) «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС» (вместе с «Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. http://tkeaes.ru

2. Решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 (ред. от 21.05.2019) «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС» (вместе с «Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»).

3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС»

4. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и не тарифное регулирование. // Учебник. - 4-е изд., - М.: ВАВТ Минэкономразвития России, 2015. - 548 с.

5. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. - М.: Экономика. 2016. -495 с.

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

6. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость // Новиков В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П. - 2-е изд., - М.: БИНОМ, 2016. - 362 с.

7. Ромашкин Т.В. Становление и развитие ТНК в условиях глобализации // Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2016. - 164 с.

8. Хасбулатов Р.И. Международная торговая политика: учебник для бакалавриата и магистратуры // под. Ред. Р.И. Хасбулатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 597 с.

9. Трубилин А.И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебное пособие // А.И. Трубилин, А.Б. Мельников, Н.В. Фалина. - Краснодар, ГКАУ, 2011. - 221 с.

10. Кеменова А. А. Исследование практики контроля таможенной стоимости как составляющей государственного финансового контроля на современном этапе // Международ. журн. гуманитарн. и естест. наук. - 2016. - Т. 2. - № 1. - С. 29 - 37.

11. Логинова А.С., Бурова А.А. Правовое регулирование корректировки и контроля таможенной стоимости // Таможенное дело. - 2015. - № 2. - С. 12-16.

12. Timin, V.M. Transnational corporations in the economies of developing countries and countries with economies in transition (for example, the Federal Republic of Brazil and the Russian Federation): monograph // V.M. Tumin, F.S. Jorubova, P.A. Kostromin. - Riga: SCIENTIFIC WORLD, 2019. - 100 p.

13. Official site of the World Bank. Available at https://data.worldbank.org/ (дата обращения 12.08.2020).

14. Official site of the World Trade Organization. Available at - URL: https://www.wto.org/ (дата обращения 12.08.2020).

REFERENCES

1. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza - http://tkeaes.ru

2. Reshenie Kollegii EFK ot 27.03.2018 № 42 (red. ot 21.05.2019) «Ob osobennostyax provedeniya tamozhennogo kontrolya tamozhennoj stoimosti tovarov, vvozimyx na tamozhennuyu territoriyu EAE'S» (vmeste s «Polozheniem ob osobennostyax provedeniya tamozhennogo kontrolya tamozhennoj stoimosti tovarov, vvozimyx na tamozhennuyu territoriyu Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza»).

3. Postanovleniya Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 26.11.2019 № 49 «O nekotoryx voprosax, voznikayushhix v sudebnoj praktike v svyazi s vstupleniem v silu TK EAETS»

4. Dyumulen I.I. «Mezhdunarodnaya torgovlya. Tarifnoe i ne tarifnoe regulirovanie. Uchebnik», 4-e izd., - М.: VAVT Minekonomrazvitiya Rossii, 2015, 548 s.

5. Kushlin V.I. «Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki», M.: Ekonomika, 2016, S. 474 - 481

6. Novikov V.E., Revin V.N., Cvetinskij M.P. «Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti i tamozhennaya stoimost'», 2-e izd., M.: BINOM, 2016, 362 s.

7. Romashkin T.V. «Stanovlenie i razvitie TNK v usloviyah globalizacii», Saratov: OOO Izdatel'skij centr «Nauka», 2016, 164 s.

8. Hasbulatov R.I. «Mezhdunarodnaya torgovaya politika: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury», pod. Red. R.I. Hasbulatova. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2014, 597 s.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

9. A.I. Trubilin, A.B. Mel'nikov, N.V. Falina Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' predpriyatiya: uchebnoe posobie, Krasnodar, GKAU, 2011, 221 s.

10. Kemenova A.A. Issledovanie praktiki kontrolya tamozhennoj stoimosti kak sostavlyayushchej gosudarstvennogo finansovogo kontrolya na sovremennom etape, Mezhdunarod. zhurn. gumanitarn. i estest. Nauk, 2016, T. 2, № 1, S. 29 - 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Loginova A.S., Burova A.A. Pravovoe regulirovanie korrektirovki i kontrolya tamozhennoj stoimosti, Tamozhennoe delo, 2015, № 2, S. 12-16.

12. Tumin VM., Jorubova F.S., Kostromin P. A. Transnational corporations in the economies of developing countries and countries with economies in transition (for example, the Federal Republic of Brazil and the Russian Federation): monograph, Riga: SCIENTIFIC WORLD, 2019, 100 p.

13. Official site of the World Bank. Available at https://data.worldbank.org/

14. Official site of the World Trade Organization. Available at https://www.wto.org/

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.