Научная статья на тему 'ИЕРАРХИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В КОЛЛЕДЖЕ'

ИЕРАРХИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИЕРАРХИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Славутская Е. В., Владимирова О. Н.

Ценностные ориентации учащейся молодежи носят динамичный характер, поэтому их изучение является актуальным и в настоящее время. Цель статьи: представление результатов эмпирического исследования на основе анкетирования. Выделены и проанализированы ценностные ориентации учащейся молодежи, обучающейся в колледже. По иерархии, приоритетными ценностями студентов, получающих различное профессиональное образование, остаются семья, дружба и здоровье. В структуре досуга превалирует общение с друзьями по сравнению со спортом и чтением, просмотром TV, другими видами досуга. По мнению студентов, виртуальное общение начинает доминировать над реальным. Образование и культура уступают место материальным ценностям. Результаты анализа также отражают проблему нравственного становления учащейся молодежи, являющегося фундаментом формирования ценностных ориентаций. Представлен опыт духовно-нравственного просвещения в виде приобщения к ценностям православной культуры в колледже Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE ORIENTATIONS HIERARCHICAL ANALYSIS OF YOUTH STUDYING IN COLLEGE

The value orientations of students are dynamic, so their study is relevant at the present time. The article presents the empirical study results based on the author's questionnaire. The value orientations of students studying in college are identified and analyzed. According to the hierarchy, the priority values of students receiving different professional education remain family, friendship and health. In the structure of leisure time, communication with friends prevails in comparison with sports and reading, watching TV, and other leisure activities. According to the students, virtual communication begins to dominate the real one. Education and culture give way to material values. The results of the analysis also reflect the problem of students’ moral formation, which is the foundation for the formation of value orientations. The article presents the experience of spiritual and moral education in the form of familiarization with the values of Orthodox culture at the college of Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation.

Текст научной работы на тему «ИЕРАРХИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В КОЛЛЕДЖЕ»

УДК 159.9.075

Иерархический анализ ценностных ориентаций молодежи, обучающейся в колледже

The value orientations hierarchical analysis of youth studying in college

Славутская Е.В., ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары, Россия, [email protected]

Владимирова О.Н., ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары, Россия, [email protected]

Slavutskaya E., Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Russia, Cheboksary, [email protected]

Vladimirova O., Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Russia, Cheboksary, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.030

Ключевые слова: ценностные ориентации, учащаяся молодежь, духовно-нравственное развитие, анкетирование, иерархический анализ.

Keywords: value orientations, students, spiritual and moral development, questionnaire, hierarchical analysis.

Аннотация. Ценностные ориентации учащейся молодежи носят динамичный характер, поэтому их изучение является актуальным и в настоящее время. Цель статьи: представление результатов эмпирического исследования на основе анкетирования. Выделены и проанализированы ценностные ориентации учащейся молодежи, обучающейся в колледже. По иерархии, приоритетными ценностями студентов, получающих различное профессиональное образование, остаются семья, дружба и здоровье. В структуре досуга превалирует общение с друзьями по сравнению со спортом и чтением, просмотром TV, другими видами досуга. По мнению студентов, виртуальное общение начинает доминировать над реальным. Образование и культура уступают место материальным ценностям. Результаты анализа также отражают проблему нравственного становления учащейся молодежи, являющегося фундаментом формирования ценностных ориентаций. Представлен опыт духовно-нравственного просвещения в виде приобщения к ценностям православной культуры в колледже Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

Abstract. The value orientations of students are dynamic, so their study is relevant at the present time. The article presents the empirical study results based on the author's questionnaire. The value orientations of students studying in college are identified and analyzed. According to the hierarchy, the priority values of students receiving different professional education remain family, friendship and health. In the structure of leisure time, communication with friends prevails in comparison with sports and reading, watching TV, and other leisure activities. According to the students, virtual communication begins to dominate the real one. Education and culture give way to material values. The results of the analysis also reflect the problem of students' moral formation, which is the foundation for the formation of value orientations. The article presents the experience of spiritual and moral education in the form of familiarization with the values of Orthodox culture at the college of Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation.

Введение. Молодежь - это социальная группа людей, которая разграничивается определенными возрастными рамками и характерным для данного возраста видом деятельности, отличается специфическим социальным положением и статусом, особенностями духовно-нравственных ценностей и интересов.

Изучение проблем молодежи в России приходится на конец XIX начало XX веков. В 1920-30-е годы появляются первые исследования проблем быта и материального положения студенческой молодежи (А. Кауфман), положения рабочих-подростков на производстве (И. Янжул, А. Бернштейн-Коган), домашнего

быта молодых семей (Е. Кабо). После полувековой паузы о проблемах молодежи начинают говорить в 60-70 годах XX века [12].

Значимым становится то, что понятие «молодежь» приобретает социально-

психологический смысл и рассматривается в рамках возрастно-психологических, социально-классовых и социально-демографических характеристик [8].

В условиях деформации современного общества, изменения духовно-нравственных, моральных и ценностных установок, отмечается нарастание случаев отклоняющегося поведения у учащейся молодежи. Традиционные институты социализации утратили, в силу разных причин, свое решающее влияние на воспитание молодого поколения. Ежегодно статистика показывает увеличение числа правонарушений и преступлений в молодежной среде. Исследования В. Собкина и Н. Кузнецовой свидетельствуют о неуклонном росте правонарушений, повышении уровня агрессивности учащейся молодежи. С увеличением числа антиобщественных действий меняются ценностные ориентации подростков и юношества, возрастает количество

правонарушений, растет процент случаев отклоняющегося поведения. Приоритетным становится вопрос разрешения этой проблемы. Одно из решений лежит в области формирующей психолого-педагогической работы с ценностными ориентациями учащейся молодежи [9].

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом в структуре личности, который формирует восприятие человеком окружающего мира и общества. Также ценностные ориентации формируют

представление человека о социуме и о самом себе [1].

Проблема развития ценностных ориентаций изучалась философами: Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М. Каганом; социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М. Вебером; психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович и педагогами: В.А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Именно молодежь определяет потенциал развития общества и является индикатором происходящих перемен в социуме

[5;10].

Несмотря на наличие значительного количества научных и литературных исследований по теме, вне изучения остается вопрос формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи с опорой на духовно-нравственные аспект развития личности.

Развитие личности в современных условиях происходит в процессе ломки прежних духовно-нравственных ценностей и формирования новых социальных отношений, в направлении формирования социально-значимых качеств [14], определяющих молодого человека как члена конкретного исторического общества. Основным ориентиром для молодых людей при формировании ценностных ориентаций является не только система, характерная для общества, но и лично выбранные образцы для подражания [3].

Духовно-нравственные и культурно-ценностные установки молодого человека формируются в процессе воспитания и образования в семье и в обществе [7].

Для различных исследователей предметом изучения является вопрос формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи. Исследование проблемы духовно-нравственных ориентаций, жизненных ценностей и приоритетов современного студенчества весьма актуально. Будущее состояние общества, страны и мира во многом зависит от того, какие ценностные ориентации формируются у молодежи сегодня [2].

Материалы и методы исследования. Экспериментальная база исследования: колледж Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. В исследовании приняли участие 108 респондентов в возрасте от 15 до 17 лет -студенты 1 курса специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Коммерция», «Прикладная информатика», «Экономика и бухгалтерский учет, «Банковское дело», «Логистика» и «Технология общественного питания». Ценностные ориентации учащейся молодежи были рассмотрены в качестве предмета исследования.

Целью исследования стало изучение особенностей ценностных ориентаций учащейся молодежи. Были поставлены следующие задачи исследования:

- определить ведущие ценности молодых людей;

- выявить особенности проведения досуга молодежи;

- выявить жизненные цели и приоритеты молодых людей;

- изучить наиболее привлекательные качества личности для современной молодежи;

- узнать отношение молодых людей к религии и духовенству.

Диагностика осуществлялась с помощью проведения анкетирования, разработанного для

выявления ценностных ориентаций учащейся молодежи.

Обработка ответов на вопросы анкеты проводилась с помощью количественного анализа и иерархической оценки полученных результатов.

Результаты и обсуждение. Результаты исследования среди студентов 1 курса показали, что наиболее важными жизненными ценностями для учащейся молодежи колледжа являются: 25% - счастье в семье; 23% - здоровье; 12% - любовь; 11% - дружба; 8% - материальная обеспеченность; 6% - карьера; 5% - образование; 4% - развлечения и отдых; 4% - саморазвитие и духовное просвещение; 1% - власть.

Ценность семьи является одной из наиболее приоритетных для современной молодежи, понятие «дружба» занимает значительное место в системе ценностей студентов, но его значение имеет неоднозначный смысл.

Образование, как важнейшую ценность, отметили всего 5% опрошенных, а саморазвитие и духовное просвещение 4%. Это связано с тем, что в современном мире образование для молодых людей становится инструментальной ценностью. По их мнению, образование необходимо для построения успешной карьеры, но сама заинтересованность молодых людей в учебной деятельности и интеллектуальном самосовершенствовании в данном возрасте наблюдается крайне редко.

Развлечения и отдых идут наравне с саморазвитием и духовным просвещением. Запрос на праздник является естественным проявлением молодости и желания порадоваться жизни. Каждое следующее поколение в большей степени ориентировано на получение удовольствия от жизни [7].

Примечательно, что нравственность, как жизненную ценность, не выбрал ни один респондент.

На вопрос о проведении досуга ответы студентов распределились следующим образом:

46% опрошенных ответили, что в свободное время предпочитают общаться с друзьями (подругами);

20% - заниматься спортом;

10% - читать книги;

10% - смотреть телевизор;

3% - посещать кружки по интересам;

1% - посещать ночные клубы и дискотеки;

10% - другое (помогаю родителям, ухаживаю за бездомными животными, пишу стихи, ничего не делаю и др.).

Во времяпрепровождении молодых людей особое место занимает общение со сверстниками

(друзьями и подругами). Однако, по оценкам студентов, виртуальное общение начинает доминировать над реальным. В современном мире всё больше молодых людей включаются в виртуальное общение. Человек расширил круг своего общения за счет виртуальных собеседников в социальных сетях, интернет сообществах и др. Длительное нахождение в интернет-пространстве обедняет

непосредственное общение, а недостаток «живых контактов» (эмоциональных, тактильных, зрительных, вербальных) прямо влияет на социализацию, создавая, в том числе, трудности в самовосприятии и самооценке [11]. Небольшой процент молодежи занимается спортом. Многие говорят, что ведут здоровый образ жизни, но при личной беседе выясняется, что это не так.

Студенты используют различные формы проведения досуга. Стоит отметить, что часть молодых людей указала, что в свободное время помогают родителям и занимаются волонтерской деятельностью.

Когда обучающимся колледжа предложили выбрать высказывание, которое на их взгляд, может быть основным ценностным ориентиром в жизни человека, ответы распределились следующим образом:

40% - «Моё материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня»;

21% - «Главное в жизни - семья, а карьера второстепенна»;

15% - «Лучше выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью, чем жить как все»;

11% - «Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за место в нём, а то и переступить через некоторые нормы морали»;

10% - «Я никогда не буду перешагивать через моральные нормы и совесть для достижения материального благополучия»;

3% - «Жить как все, лучше, чем выделяться среди других».

Нацеленность современной молодежи на материальное благополучие является

значительной, занимает лидирующие позиции по сравнению с такими ценностям, как благополучие во взаимоотношениях с близкими, получение образования, соблюдение социальных требований [10]. При личной беседе со студентами выяснилось, что многие хотят «красивой» жизни и большого заработка. Можно это связать с пропагандой «легких денег» без прикладывания больших усилий, рекламой интернет-заработков, демонстрацией «дорогой» жизни в социальных

сетях и других интернет-ресурсах. В основной же массе студенты сориентированы на карьерный рост, занятие достойного места в жизни, обеспеченность.

Большинство студентов ценят в людях такие качества, как: 31% - доброта; 22% - честность; 20% - надежность; 9% - следование нормам морали; 6% - ум; 6% - отзывчивость; 6% -религиозность.

Доброта, честность и надежность по результатам опроса являются основными качествами, которые ценятся в людях студентами 1 курса колледжа.

Такие понятия, как юмор, красота и патриотизм - оказались на периферии жизненных ценностей опрошенных. Выяснилось, что представление «патриотизма» у учащейся молодежи тоже резко отличается от общепринятого. При толковании понятия патриотичности больше прослеживается идея территориальной идентичности.

Были проведены личные беседы со студентами при проведении психологического упражнения «Джеффа». Его суть заключается в аргументировании подготовленных заранее высказываний. Примечательно то, каким образом наибольшее количество студентов описали понятие «красота». Например, они считают, что внешний вид и красота в современное время имеют огромное (решающее) значение и многие стремятся достичь в этом «идеала»; что студенты охотнее помогут красивому и опрятно одетому человеку, нуждающемуся в помощи, нежели человеку, не располагающему к себе своим внешним видом.

Иерархия выбора ведущей ценности, которая характерна для современной России, в целом (по мнению обучающихся) следующая:

21% - выбрали семью и детей;

12% - образование и культуру;

12% - дружбу между народами;

11% - материальное благосостояние;

9% - самореализацию личности;

9% - патриотизм;

8% - престиж в обществе;

7% - труд на благо общества;

7% - религию;

4% - общественную деятельность.

Система ценностей за последние годы претерпевала многочисленные изменения. В связи с этим вопрос о ведущих ценностях России является сложным для современной молодежи

[13].

Важно отметить, что большинство студентов во главе приоритетов оставляют семью и детей.

Мнения исследователей относительно ценности семьи для современной молодежи расходятся. Одни считают, что эта ценность утратила лидирующие позиции, другие, наоборот, считают ценность семьи одной из наиболее приоритетных для молодых людей [6; 11]. Проведение социального опроса среди молодежи колледжа Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации показало, что более 60% учащейся молодежи проживают в семьях с одним родителем либо в семьях, где один из родителей не является родным.

В современное время у молодых людей наблюдается большой интерес к вопросам духовно-нравственного развития. Одни исследователи этого вопроса склонны говорить, что духовность и религиозность учащейся молодежи возрастает [7], другие утверждают, что молодежь лишь относит себя к духовно-верующим, не зная при этом истории религии, религиозных служб, прибегая к вере только в случае душевных переживаний и в критических ситуациях [4].

На вопрос «Является ли религия для Вас значимой ценностью» ответы учащейся молодежи распределились следующим образом:

38% опрошенных ответили положительно;

32% отметили, что религия для них ценностью не является;

30% - затруднились ответить.

Это может свидетельствовать о том, что современная молодежь на данном возрастном этапе находится в активном поиске себя и своего места в современном мире. Общая картина действительности и место в нем молодого человека еще не обрели целостности и открыты новым духовным поискам [7].

С целью духовно-нравственного

просвещения, содействия развитию

мировоззрения молодых людей на основе отечественной православной культуры, в колледже Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации был создан Центр духовно-нравственного развития студенческой молодежи.

В рамках работы Центра реализуются следующие мероприятия.

Православное просвещение и катехизация. Созданы легитимные возможности для просветительских и консультационных встреч со священнослужителями и с православными психологами.

Проводятся групповые беседы, построенные по принципу «вопрос-ответ» по заданной тематике (например, «Последствия добрачных

отношений»; «Профилактика вербовки молодежи террористами», «Проблема наркомании и алкоголизма», «Аборт - это прерванная жизнь», «Суицид болезнь 21 века» и т.д.).

Индивидуально-психологическое консультирование учитывает и духовно-нравственный анализ личности, который включает в себя такие взаимосвязанные вопросы как: страхи и фобии; депрессия; зависимости; повышенная тревожность и беспокойство; обиды; гнев; потеря смысла и цели в жизни; взаимоотношения с противоположным полом; проблемы самооценки и принятия себя; хроническая усталость и стрессы; детско-родительские взаимоотношения;

взаимоотношения в коллективе и т.д.

Консультирование по вопросам

межличностных отношений: детско-

родительских, в студенческом коллективе, а также по проблемам личностного и профессионального развития, коммуникаций, неуверенности в себе, эмоционального неблагополучия проходят с учетом ориентации на духовно-нравственные ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в учебно-методическом кабинете Центра духовно-нравственного развития студенческой молодежи проводится факультатив «Основы православной культуры».

Для учащейся молодежи и посетителей Центра духовно-нравственного развития пополнен Книжный фонд библиотеки колледжа Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

Заключение. Учащаяся молодежь, как самая динамичная составляющая российского общества, в первую очередь меняется под воздействием различных процессов,

происходящих в стране и в мире. Вместе с ней претерпевают изменения и ценностные ориентации молодых людей.

Современная молодежь неоднородна, и эту неоднородность следует учитывать при анализе ее социально-психологического портрета. Критериями сегментации могут выступить, например, возраст. На каждом возрастном этапе для молодого человека характерно преобладание той или иной ценности. Если говорить о возрасте 15 - 17 лет, то следует отметить несформированность самосознания и «образа Я»

данной категории студентов. Эти характеристики претерпевают изменения под воздействием внешней социальной ситуации развития и внутренних факторов. Значимыми являются такие критерии, как социально-экономическое положение и взаимоотношения в семье, наличие семьи и обоих родителей, степень социально-психологического благополучия (прослеживается ли тенденция к отклоняющемуся поведению) и т.д.

Проведенное анкетирование позволило выявить иерархию ценностей студентов 1 курса колледжа, обучающихся на разных направлениях профессиональной подготовки. В структуру ценностей учащейся молодежи входят: счастье в семье, материальное благополучие, дружба, культура и образование, любовь, здоровье и др. Качественный анализ результатов и индивидуальные беседы показали, что среди вышеперечисленных в анкете ценностей наиболее приоритетными являются:

материальный достаток, карьера, общение и самовыражение. Понятие «дружба» значительно изменилось за последние десятилетия, а определение приоритета ценности семьи для современных молодых людей носит неоднозначный характер. Говоря о нравственности и патриотичности можно сделать вывод, что данные понятия скорее являются декларируемыми ценностями, которые не определяют реальное поведение учащейся молодежи. В результате количественного и качественного анализа можно выявить ряд анкетных вопросов, в которых наблюдались противоречия в ответах студентов.

Система ценностных ориентаций молодежи не является неизменной, она меняется вместе с развитием личности, условий жизни и общества. Иногда происходит переоценка сформированных ценностей и их изменение, иногда появляются новые. Преобразования, происходящие в современном обществе, определили направления психолого-педагогической помощи и поддержки для учащейся молодежи, в том числе, с отклоняющимся поведением, разработку эффективной системы мер по его профилактике и коррекции с опорой на духовно-нравственные аспект развития личности [2].

Литература:

1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации 2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания

и нравственное развитие личности / Л.М. личностно-ориентированного воспитания / Е.В.

Архангельский. - Москва: Знание, 2008. - 61 с. Бондаревская // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 29-36.

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - С. 256269.

4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.

5. Ершова О.Б. Формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи в условиях воздействия современной социально-культурной среды / О.Б. Ершова // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 6. - C. 254-256.

6. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие / В.Т. Лисовский. - Санкт-Петербург: Питер. - 2000. - 509 с.

7. Лохонова Г.М. Организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи / Г.М. Лохонова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2014. - № 5. - С. 166-170.

8. Лохонова Г.М. Развитие духовно-нравственных ценностей в современном обществе: сборник материалов / Г.М. Лохонова, О.Н. Яшмейкина // Наука и инновации в системе развития информационного общества / Материалы международной научно-практической конференции. -Чебоксары: ЧКИ РУК, 2019. - Ч. 2. - С. 328-331.

9. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков / Н.Ю. Максимова // Вопросы психологии. - 2008. - № 3 - С. 93-99.

10. Матюх Е.Т. Жизненные ценности современной молодежи в условиях социального риска [Электронный ресурс] / Е.Т. Матюх // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4 - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6783

11. Славутская Е.В. Экспериментальный анализ личностных особенностей и адаптации подростков из замещающих семей / Е.В. Славутская, Г.Ф. Иванова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 2(145). - С. 226-235.

12. Филин И.В. Реакция молодежи на процессы, происходящие в современном обществе: сборник материалов / И.В. Филин // Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке / Материалы международной научно-практической конференции. -Пенза, 2003. - С. 134-139.

13. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография; под общ. ред. С.В. Чуева; Государственный университет управления. - Москва: Издательский дом ГУУ, 2017. -131 с.

14. Slavutskaya E.V. Neural Network Models for the Analysis and Visualization of Latent Dependencies: Examples of Psycho Diagnostic Data Processing / E.V. Slavutskaya, L.A. Slavutskii, E.L. Nikolaev, A.N. Zakharova // Knowledge in the Information Society: Joint Conferences XII Communicative Strategies of the Information Society (CSIS2020) and XX Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF2020), St. Petersburg, (23.10 - 27.10 2020). - Cham: Springer Verlag, 2021. - P. 61-70. - DOI 10.1007/978-3-030-658571 7.

References:

1. Arkhangelsky L.M. Value orientations and moral development of personality / L.M. Arkhangelsky. -Moscow: Knowledge, 2008. - 61 p.

2. Bondarevskaya E.V. Value foundations of personality-oriented education / E.V. Bondarevskaya // Pedagogy. - 2015. - № 4. - P. 29-36.

3. Golovakha E.I. Life perspective and value orientations of personality / E.I. Golovakha // Psychology of personality in the works of Russian psychologists. - St. Petersburg: Peter, 2000. - S. 256-269.

4. Danilyuk A.Ya. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - Moscow: Education, 2014. - 23 p.

5. Ershova O.B. Formation of value orientations of adolescents and youth under the influence of the modern socio-cultural environment / O.B. Ershova // World of Science, Culture, Education. - 2009. - № 6. - P. 254-256.

6. Lisovskiy V.T. Spiritual world and value orientations of the youth of Russia: textbook / V.T. Lisovsky. - St. Petersburg: Peter. - 2000. - 509 p.

7. Lokhonova G.M. Organizational and pedagogical conditions of spiritual and moral education of student youth / G.M. Lokhonova // Fundamental and Applied Research of

the Cooperative Sector of the Economy. - 2014. - № 5. - S. 166-170.

8. Lokhonova G.M. Development of spiritual and moral values in modern society: collection of materials / G.M. Lokhonova, O.N. Yashmeikina // Science and innovations in the system of information society development / Materials of the international scientific and practical conference. - Cheboksary: CHKI RUK, 2019. -Part 2. - S. 328-331.

9. Maksimova N.Yu. Diagnostics and correction of behavior of difficult adolescents / N.Yu. Maximova // Questions of psychology. - 2008. - № 3 - S. 93-99.

10. Matyukh E.T. Life values of modern youth in conditions of social risk [Electronic resource] / E.T. Matyukh // Modern problems of science and education. -2012. - № 4 - Access mode: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6783

11. Slavutskaya E.V. Experimental analysis of personality traits and adaptation of adolescents from foster families / E.V. Slavutskaya, G.F. Ivanova // Kazan pedagogical journal. - 2021. - № 2(145). - S. 226-235.

12. Filin I.V. The reaction of young people to the processes taking place in modern society: a collection of materials / I.V. Filin // Problems of mental health of youth

in the XXI century / Materials of the international scientific and practical conference. - Penza, 2003. - S. 134-139.

13. Value orientations of Russian youth and the implementation of state youth policy: research results: monograph; under total. ed. S.V. Chueva; State University of Management. - Moscow: GUU Publishing House, 2017. - 131 p.

14. Slavutskaya E.V. Neural Network Models for the Analysis and Visualization of Latent Dependencies:

Examples of Psycho Diagnostic Data Processing / E.V. Slavutskaya, L.A. Slavutskii, E.L. Nikolaev, A.N. Zakharova // Knowledge in the Information Society: Joint Conferences XII Communicative Strategies of the Information Society (CSIS2020) and XX Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF2020), St. Petersburg, (23.10 - 27.10 2020). - Cham: Springer Verlag, 2021. - P. 61-70. - DOI 10.1007 / 978-3-030-65857-1 7.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Славутская Елена Владимировна (г. Чебоксары, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: [email protected]

Владимирова Ольга Николаевна (г. Чебоксары, Россия) аспирант ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (37.06.01 Психологические науки), e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.