DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.014 УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.543.172
Л.Г. СКУЛЬМОВСКАЯ, О.С. КУДИНОВА, О.Н. ГАУЧ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА
L.G. SKULMOVSKAYA, O.S. KUDINOVA, O.N. GAUCH
SOCIO-CULTURAL PORTRAIT OF MODERN STUDENTS IN A PROVINCIAL CITY
Трансформации современного общества могут существенно повлиять на молодежь, изменить ее ценности, художественно-эстетические вкусы, поведенческие реакции, то есть постепенно менять социокультурный портрет молодежи. Изучение ценностных ориентаций молодежи и значимых предпосылок современной жизни является актуальным объектом исследования. Литературный обзор содержит ссылки на отечественных и зарубежных исследователей, анализирующих влияние социально-психологических факторов на формирование личности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование обобщенного образа социокультурного портрета учащейся молодежи провинциального города.
Эмпирическая база исследования: данные опроса, полученные методом анкетирования. Генеральная совокупность — студенты, получающие высшее и среднее профессиональное образование в возрасте от 18 до 23 лет и проживающие в малых и средних городах Тюменского региона (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим, Тобольск). Выборка квотная, многоступенчатая, N=500. Ошибка выборки — 3%. В работе использован социокультурный подход, общенаучные методы — системный анализ, сравнительный анализ, вторичный анализ данных региональных исследований, аналогия, обобщение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявлены основные ценности учащейся молодежи провинциального города личная свобода и материальное благополучие, ориентация на возможность легально зарабатывать и самостоятельно реализовывать свой профессиональный потенциал, предпочтение бесконтактных форм искусства, активное использование интернет-ресурсов для развлечения, обучения и отдыха, увлечение различными видами спорта. Научная новизна заключается в выявлении преобладания современных ценностей учащейся молодежи над традиционными и сопоставлении результатов настоящего исследования с аналогичными региональными исследованиями в обобщенном виде.
Transformations of modern society can significantly affect young people, change their values, artistic and aesthetic tastes, behavioral reactions, that is, gradually change the socio-cultural portrait of young people. The study of value orientations of young people and significant prerequisites of modern life is an actual object of research. The literature review contains references to domestic and foreign researchers who analyze the influence of socio-psychological factors on the formation of personality. The aim of the research is to form a generalized image of the socio-cultural portrait of the students of a provincial city. The empirical base of the study is the survey data obtained by the questionnaire method. The general population is the students receiving higher and secondary vocational education aged
18 to 23 years and living in small and medium-sized cities of the Tyumen region (Yalutorovsk, Zavodoukovsk, Ishim, Tobolsk). The sample is quota-based, multi-stage, N=500. The sampling error is 3%. The paper uses a socio-cultural approach, general scientific methods-system analysis, comparative analysis, secondary analysis of regional research data, analogy, and generalization. The results of the study are the following: the main values of the students of the provincial city are personal freedom and material well-being, orientation to the possibility of legally earning and independently realizing their professional potential, preference for contactless forms of art, active use of Internet resources for entertainment, education and recreation, passion for various sports. The scientific novelty consists in identifying the predominance of modern values of young students over traditional ones and comparing the results of this study with similar regional studies in a generalized form.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальный, культурный, портрет, молодежь, провинция, обучающиеся, предпочтения молодежи, облик молодежи.
KEY WORDS: social, cultural, portrait, youth, province, students, youth preferences, youth
ВВЕДЕНИЕ. Современная молодежь России, которой предстоит строить будущее российского общества, подвергается влиянию техногенной цивилизации. В итоге молодые люди оказались не только носителями новых идей в развитии общества, но и заложниками конвейерных методов индустриального производства. Вместе с тем, молодежь представляет собой достаточно дифференцированную группу по возрасту, уровню образования, доходу. Предпочтения молодежи в отношении досуга, увлечений, принятие ценностей той или иной субкультуры усложняют составление социокультурного портрета в обобщенном виде. Сегодня молодые люди России столкнулись с последствиями всеобщей социокультурной стандартизации, составляющей главную специфическую особенность информационной культуры. Молодежь оказывается под влиянием «всеобщих благ» научно-технического прогресса: их окружают глобальные сети всемирной паутины и средства массовой информации (телевидение, бульварная пресса), которые подчас негативно влияют на формирование личности. Результатом такого воздействия оказываются частые неврозы и стрессы, которые ведут к развитию девиантного поведения молодежи. Поэтому изучение ценностных ориентаций молодежи, выявление значимых социально-культурных и социально-экономических факторов современной жизни, влияющих на социальное самочувствие, профессиональное самоопределение, социальную активность современной молодежи представляется особенно актуальным. Социокультурный портрет молодежи позволяет получить представление об изменениях в ключевых ценностных ориентациях современной молодежи и основных факторах, влияющих на эти изменения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирическую базу исследования составили данные опроса, полученные методом анкетирования. Генеральная совокупность — студенты, получающие высшее и среднее профессиональное образование в возрасте от 18 до 23 лет и проживающие в малых и средних городах Тюменского региона. Для исследования были выбраны два малых и два средних города Тюменского региона: Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим и Тобольск. Выборка квотная, многоступенчатая, N=500. Ошибка выборки — 3%. Метод сбора данных — онлайн-опрос через социальные сети, дистанционный сбор данных. Обработка и анализ данных производились с помощью специализированного программного пакета — SPSS-statistics, версия 17.0. В работе использован социокультурный подход, общенаучные методы — системный анализ, сравнительный анализ, вторичный анализ данных региональных исследований, аналогия, обобщение.
Изучению проблем формирования личности и образа молодежи посвящены многие работы как отечественных, так и зарубежных исследователей в области психологии,
культурологии, философии, социологии. В настоящее время проведением комплексных исследований, разработкой программы исследования и инструментария для подготовки социокультурных портретов регионов России более десяти лет занимается Центр изучения социокультурных изменений Института философии РАН (программа под руководством Н.И.Лапина [8]). Понятие региона и его социокультурного пространства рассматривается в коллективной монографии Е.В.Ануфриевой, Н.В.Дулиной, Е.Г.Ефимова, Н.А. Овчар, В.В.Токарева [1], в работах Л.Г.Скульмовской, Ю.Р.Вишневского, Г.Е.Зборовского и других. Современное представление о подрастающем поколении и его роли в становлении и развитии российского общества, а также отдельные аспекты социокультурного портрета молодежи и студенчества проанализированы в работах Антоновой Н.Л., Меренкова А.В., Дидковской Я.В., Вишневского Ю.Р., Трынова Д.В., Н.В.Шабровой, П.А.Амбаровой [13], В.П.Засыпкина, Е.Я.Корминой [5], О.Н.Калачиковой, М.А.Груздевой [6], Е.В.Бояковой, О.И.Радомской, Н.А.Поляковой, М.В.Рычковой, Анфаловой Н.С., Широковой Е.А., Шу-клиной Е.А. [2] и других.
Региональные исследования, посвященные составлению социокультурного портрета молодежи, разнообразны и отличаются как методикой проведения, исследуемыми аспектами, так и полученными результатами. Многие авторы делают акцент лишь на одной-двух социокультурных характеристиках молодежи. Так, например, ряд исследователей составляет социокультурный портрет на основе изучения ценностей современной молодежи: Е.В.Каргаполова и О.С.Хамзяева [7], И.В.Лескова [9], Н.Г.Пономаренко [10]. Такие авторы региональных исследований, как Э.Ю.Баширова [3], В.П.Букин, Т.А.Атаева [4], К.В.Строков [12] при составлении социокультурного портрета делают акцент на организации свободного времени и досуговых предпочтениях молодежи. По мнению исследователей, именно досуг в настоящее время выступает одним из критериев стратификации молодежи, формирования стиля жизни.
В современных зарубежных исследованиях социокультурные характеристики молодежи также представлены в контексте одной или нескольких глобальных проблем. Так, например, в одном из них рассмотрено влияние интернет-технологий на образование, становление гражданской позиции, семейную жизнь современной молодежи европейских стран [15]. Более масштабная работа зарубежных исследователей посвящена широкому кругу проблемных вопросов, связанных с вхождением молодежи как отдельной социальной группы в структуру социально-экономических, социально-политических и социально-культурных общественных отношений [14]. Было исследовано материальное положение молодежи Франции, Испании, Великобритании, США, Австралии (выявлен рост численности бедных молодых людей, получающих образование на кредитные средства). Рассмотрены вопросы влияния современных неолиберальных политических решений на молодых людей как участников рынка труда, проблемы этической и социальной справедливости, влияющие на отношения между поколениями, проблемы образовательной политики и трудоустройства молодежи в контексте классической экономической теории и теории человеческого капитала, проблемы урегулирования органами власти радикальных проявлений отношения молодежи к событиям и явлениям общественной жизни, проблемы взаимодействия поколений (отмечена потеря преемственности поколений).
Обзор российских и зарубежных современных исследований позволил выделить основные социокультурные характеристики, с учетом которых составление социокультурного портрета молодежи провинциального города может быть обобщенным и сопоставимым.
Результаты исследования. В основу работы положены результаты социологического исследования молодежи провинциальных городов, так как, по нашему мнению, молодежь периферии менее подвержена воздействию негативных факторов социальной среды и способна медленнее реагировать на изменения, происходящие в обществе.
Анализ полученных данных позволил выявить основные ценностные ориентации учащейся молодежи провинциальных городов. Большинство опрошенных студентов назвало главной ценностью жизни личную свободу (42%). Около трети респондентов (28,5%) выбрали материальное благополучие, 21% — социально-экономическую и политическую стабильность в стране. Менее распространенным ответом из предложенных вариантов оказалась карьера — 8,5%. В качестве самостоятельного варианта ответа молодые люди посчитали важными такие социальные процессы в обществе, как «возможность самореализации», «доверие и поддержка близких, семьи», «взаимоотношения с близкими», «родители и их благополучие», «человеческая жизнь», «духовная жизнь (вера в бога)», «здоровье и благополучие родных, любовь». Следует отметить, что «социально-экономическую и политическую стабильность в стране» выбирали респонденты в возрасте от 21 до 23 лет, вариант «материальное благополучие» доминировал в возрастной группе «18 лет» и «20 лет», личной свободой дорожат представители всех возрастных групп.
Группа вопросов, составленных на приеме противопоставления, позволила выявить отношение современной молодежи к материальным ценностям, к работе и заработку. Респондентам предлагалось выбрать одно из утверждений и обосновать его. Так, 47,5% опрошенных отметили, что «только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни», 28,3% подчеркнули, что «человек должен иметь те доходы, которые заработаны им честным путем, а 5,2% отдали предпочтение гуманности и добродетелям, выбрав вариант ответа «надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел». Интересны были ответы респондентов, характеризующие материальную выгоду для личности: 14,5% отметили, что «надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены» и 4,5% — «главное в работе — это сколько за нее платят».
При выявлении этических и нравственных ценностей молодежи были получены ответы, которые условно можно разделить на три группы. В первую группу, составившую 58,5%, можно отнести респондентов, которые предпочитают индивидуальную и яркую жизнь, не похожую на жизнь безликой массы (27,5% — «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все»), также положительным является то, что представители данной группы ценят этические и моральные нормы поведения в жизни (31% — «лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через совесть и моральные нормы»). Ко второй группе можно отнести респондентов, которые негативно относятся к современной жизни и предлагают бороться за место в обществе, иногда даже преступая моральные принципы общественной жизни: 22,4% отметили, что «современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали». В третью группу вошла молодежь, предпочитающая оставаться в тени и плыть по течению жизни: 19,1% опрошенных выбрали ответ — «жить как все лучше, чем выделяться среди других».
На вопрос «Поможете ли Вы незнакомому человеку, если он нуждается в помощи?», многие ответили положительно — это 56% опрошенных, 43,5% предпочитают оказывать помощь «в зависимости от ситуации», и лишь 0,5% опрошенных ответили отрицательно.
Согласно результатам исследования, в молодежной среде преобладают современные индивидуальные ценности — личная свобода, материальное благополучие, личная карьера, самореализация. Для молодых людей провинциального города является важным ощущение безопасности, стабильности в стране. Традиционные ценности — семья, любовь, вера, здоровье оказались менее популярными среди молодых людей.
Литературные предпочтения современной учащейся молодежи провинциального города распределились следующим образом: 24,8% отдали предпочтение «современной
литературе (повести, рассказы, романы)», 19,7% — желтой прессе. 14,6% выбрали вариант ответа «ничего не читаю, кроме учебной литературы», 14,4% — фантастику, 10,4% — приключения, 6,6% — ужасы (триллеры). 3,2% ответивших предпочли классические повести и романы, 4% — детективы. Вместе с тем 2,3% респондентов предложили свой вариант ответа — «религиозная литература», «молодежные журналы», «научная и историческая литература». Среди указанных произведений наиболее распространенными оказались рассказы английского писателя Э.По, книга Г.Ф.Равкрафта «Зов Ктулху», произведения А.Сапковсого «Последнее желание. Башня ласточка», романы Э.М.Ремарка, Х.Хоссей-ни («Бегущий за ветром», «Тысячи сияющих солнц»), Т.Пратчетта. Русская литература представлена произведениями А. Иванова (исторические романы), рассказы и романы М. Курочкина (цикл романов об Аниськине), рассказы А. Снегирева, рассказы М. Трауб, романы Б.Акунина, А. Полярного («Мятная сказка»).
Музыкальные предпочтения опрошенных студентов составили такое соотношение: 39,2% выбрали поп-музыку, 25,9% оказались любителями рэпа, т.к. сейчас это направление прогрессирует в современной музыкальной культуре,19,7% слушают рок, 15,2% ответивших предложили свой вариант ответа: хип-хоп, транс, хаус, минимал, классика, шансон и другие. Наибольший интерес у респондентов вызвало творчество таких поп-исполнителей, как: Макс Барских, Jony N^110, А. Пирожков, С.Лазарев, Д. Билан, Тима Белорусских; коллективное творчество представлено репертуаром групп «Время и стекло»,«Artik&Ast;i», «LittleBig»; рэп-музыка представлена творчеством Макса Коржа и Джигана, любители рока предпочитают слушать «ImagineDragons» и «Сектор газа».
Театральные вкусы современной молодежи проявляются слабо. На вопрос о частоте посещения театра 49,5% ответили, что «бывают в театре реже, чем раз в год», 24,7% — «раз в год», 8,2% — «раз в месяц», 7,6% — «раз в два месяца». Таким образом, современная молодежь в основном редко посещает театр, объясняя это тем, что театральные представления «менее интересны, чем информация развлекательного характера в интернете».
Согласно результатам исследования, большинство студентов ведут здоровый образ жизни и занимаются физической культурой и спортом в любительском формате (88,6%). Как показал опрос, многие занимаются волейболом и баскетболом (13,4% и 12,3% соответственно), легкой атлетикой (13,1%), плаванием (12,7%), лыжами (8,3%). 39,2% опрошенных предложили свои варианты ответов: сноуборд, гимнастика, настольный теннис, фитнес, аэробика, дзюдо, танцы, шахматы, куду, тяжелая атлетика. Вместе с тем, 11,4% опрошенных отметили, что никаким видом спорта не занимаются.
Данные социологического опроса позволяют составить словесный портрет современного учащегося молодого человека провинциального города — это человек, для которого ценностным в жизни является личная свобода, соблюдение этических и моральных норм поведения личности. Уровень жизни такого человека определяется не только стремлением к материальной выгоде (это важный аспект жизни общества), но и возможностью получать удовлетворение от выполняемой работы, возможностью саморазвития и желанием выделиться из массы.
Если говорить о художественном развитии личности, то современная молодежь уделяет этому мало времени: не посещает театры, мало читает художественную и научно-популярную литературу и отдает предпочтение поп-музыке. В части художественных ценностей современная учащаяся молодежь является потребителем массовой культуры, более подвержена влиянию СМИ, интернет-ресурсов. Положительным отличием учащейся молодежи провинциального города является ведение здорового образа жизни, регулярные занятия физкультурой и спортом в любительском формате, что только подчеркивает выбор спорта молодежью по желанию, а не по принуждению или необходимости. В этом мы видим положительный результат региональной социальной политики по созданию
инфраструктуры физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни в регионе и стране в целом.
ВЫВОДЫ. Сравнивая результаты исследования с другими региональными исследованиями, можно отметить отличия в приоритетных ценностях молодежи провинциального города и молодежи провинциальной центральной России, Татарстана, Курской области, Южной Осетии. На первом месте в приоритетных жизненных ценностях у учащейся молодежи Тюменского региона стоит личная свобода, молодежи Курской области — жизнь человека. Молодежь Татарстана выбирает материальное благополучие, молодежь Южной Осетии — семью и родственные связи. Мнения молодежи разных регионов отличаются также отношением и мотивацией к работе. Для молодежи провинциального города Тюменского региона важна, прежде всего, интересная работа с легальным заработком. Следовательно, в приоритете ценности саморазвития, следование закону. Для молодежи Татарстана оказалась важнее всего возможность предпринимательства, для молодежи Южной Осетии — размер заработной платы.
Современная молодежь предпочитает бесконтактные формы искусства, редко посещает театр, еще реже занимается публичным творчеством (актерское мастерство, живопись, музыка) в традиционном формате. Виртуальная жизнь для большинства современных молодых людей ближе, доступнее, интереснее. Выступая в роли потребителей, молодые люди все реже становятся инициаторами, творцами. А масштабные художественные проекты уступают место мини-формату, типа «TikTok».
Можно сделать вывод, что в ценностных ориентациях учащейся молодежи провинциальных городов Тюменского региона преобладают современные ценностные установки, досуговые и художественные предпочтения мало отличаются от молодежи других регионов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Е.В., Дулина Н.В., Ефимов Е.Г., Овчар Н.А., Токарев В. В. Социокультурный портрет региона / Монография. Волгоград. 2013.159с.
2. Анфалова Н.С., Широкова Е.А., Шуклина Е.А. Особенности интеллектуального досуга студенческой молодежи северного города // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 17.
3. Баширова Э.Ю.Социальный портрет современной молодежи и организация свободного времени URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12773702_51496407.pdf (дата обращения 20.08.2020).
4. Букин В.П., Атаева Т. А. Структура досуга молодежи российской провинции: социологический анализ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strüktüra-dosuga-molodezhi-rossiyskoy-provintsii-sotsiologicheskiy-analiz/viewer (дата обращения 20.08.2020).
5. Засыпкин В.П., Кормина Е.Я. Мониторинг мотивации, ценностных установок, степени адаптиро-ванности к обучению в вузе у первокурсников Сургутского государственного педагогического университета // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 6.
6. Калачикова О.Н., Груздева М. А. Современная молодежь: штрихи к социокультурному портрету. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35378804 (дата обращения 10.08.2020).
7. Каргаполова Е.В., Хамзяева О. С. Социокультурный портрет молодежи Астраханской области в условиях трансформации современного общества. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26157104 (дата обращения 10.08.2020).
8. Лапин Н.И., Беляева Л.А.Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация — 2010). М., МФРАН, 2010.
9. Лескова И. В. Молодежь Южной Осетии: образ жизни и ценностные приоритеты // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 2 (108). С. 5-15.
10. Пономаренко Н.Г.Социокультурный портрет студентов г. Орла // Новая наука: современные состояние и пути развития. 2016. № 6. С. 103-106.
11. Прокопчук Т. П. Особенности ценностных предпочтений учащейся молодежи Курского региона // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 366-371.
12. Строков К.В. Приоритеты молодежи в проведении свободного времени // Вестник ТГУ. 2012. Выпуск 9 (113). С. 95-99.
13. Шаброва Н.В., Амбарова П. А. Социальный портрет образовательных общностей Екатеринбурга. В сборнике: XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральское отделение Российского общества социологов. 2018. С. 158-160.
14. Bessant J., Farthing R., Watts R. (2017) The Precarious Generation: A Political Economy of Young People. London; New York: Routledge. 239 p.
15. Dahlgren P. (ed.) (2010) Young Citizens and New Media. Learning for Democratic Participation. New York; London: Routledge. 276 p.
REFERENCES
1. Anufrieva E. V., Dulina N. V., Efimov E. G., Ovchar N. A., Tokarev V.V. Sotsiokulturnyi portret regiona [Sociocultural portrait of the region]. Monograph. Volgograd. 2013.159 s. (In Russian).
2. Anfalova N. S., Shirokova E. A., Shuklina E.A. Osobennosti intellektualnogo dosuga studencheskoi molodezhisevernjgo goroda [Features of intellectual leisure of students of the northern city] // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. No. 2 (59). s. 17. (In Russian).
3. Bashirova E.Yu. Sotsialnyiportretsovremennoi molodezhi i organizatsia svobodnogo vremeni [Social porter of modern youth and the organization of free time]. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_12773702_51496407.pdf (data obrashchenia 20.08.2020). (In Russian).
4. Bukin V.P., Ataeva T. A. Struktura dosuga molodezhi rossijskoj provincii: sociologicheskij analiz [The structure of youth leisure in the Russian province: sociological analysis] URL: https://cyberleninka. ru/article/n/struktura-dosuga-molodezhi-rossiyskoy-provintsii-sotsiologicheskiy-analiz/viewer/ (data obrashchenia 20.08.2020). (In Russian).
5. Zasypkin V. P., Kormina E. Ya. Monitoring motivatsii, tsennostnyich ustanovok, stepeni adaptirovannosti k obucheniyu v vuze u pervokursnikov Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Monitoring of motivation, value attitudes, degree of adaptation to learning in higher education among first-year students of Surgut State Pedagogical University] // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. No. 2 (59). s. 6.
6. Kalachikova O. N., Gruzdeva M.A. Sovremennaya molodezh': shtrihi ksociokul'turnomu portretu [Modern youth: touches to a sociocultural portrait]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35378804. (data obrashchenia 20.08.2020). (In Russian).
7. Kargapolova E.V., Khamzyaeva O.S. Sociokul'turnyj portret molodezhi Astrahanskoj oblasti v usloviyah transformaciisovremennogo obshchestva [Sociocultural portrait of the youth of the Astrakhan region in the conditions of transformation of modern society] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26157104 (data obrashchenia 20.08.2020). (In Russian).
8. Lapin N. I., Belyaeva L.A. Programma I tipovoi instrumentaiy «Sotsiokulturnyi portret regiona Rossii» [Program and standard tools « Socio-cultural portrait of the region of Russia « (Modification-2010)]. Moscow, MFRAN, 2010.
9. Leskova I.V. Molodezh' YUzhnoj Osetii: obraz zhizni i cennostnye prioritety [Youth of South Ossetia: lifestyle and value priorities] Social'naya politika i sociologiya [Social policy and sociology] 2015. Vol. 14. № . 2 (108). S. 5-15. (In Russian).
10. Ponomarenko N.G. Sociokul'turnyj portret studentov g. Orla [Sociocultural portrait of students in Orel]. Novaya nauka: sovremennye sostoyanie i puti razvitiya [New science: modern state and development paths]. 2016. № . 6. S. 103-106. (In Russian).
11. Prokopchuk T. P. Osobennosti cennostnyh predpochtenij uchashchejsya molodezhi Kurskogo regiona [Features of the value preferences of students of the Kursk region]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». 2015. № . 3. S. 366-371. (in Russian).
12. Strokov K.V. Prioritety molodezhi v provedenii svobodnogo vremeni [Priorities of youth in spending free time]. Vestnik TGU. 2012. Issue 9 (113). S. 95-99. (In Russian).
13. Shabrova N. V., Ambarova P. A. Sotsialnyi portret obrazovatelnyh obshchnostei Ekaterinburga. V sbornike: XXI Uralskie sotsiologicheskie chteniya. Sotsialnoye prostranstvo i vremya regiona: problemy ustoichivogo razvitiya. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ministerstvo obrazovaniya I nauki Rossiiskoy Federatsii, Uralskii fkkk,, ederalnyi universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. Yeltsina, Institute gosudarstvennogo upravleniya I predprinimatelstva, Uralskoye otdelenie Rossiiskogo obshchestva sotsiologov. [Social portrait of educational communities of Ekateriburg. In the collection: XXI Ural Sociological readings. Social space and time of the region: problems of sustainable development. Materials of the International scientific and practical Conference. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N.Yeltsin, Institute of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Branch of the Russian Society of Sociologists]. 2018. S. 158-160. (In Russian).
14. Bessant J., Farthing R., Watts R. (2017) The Precarious Generation. A Political Economy of Young People. London; New York: Routledge. 239 p. (In English).
15. Dahlgren P. (ed.) (2010) Young Citizens and New Media. Learning for Democratic Participation. NewYork; London: Routledge. 276 p. (In English).