Научная статья на тему 'Иерархическая структура личности и ресурсы для её развития'

Иерархическая структура личности и ресурсы для её развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1882
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенция / диета / пирамида Маслоу / иерархия структуры личности / Бытийные ценности / художественное образование / культура / искусство / existence / the diet / the pyramid Maslow / the hierarchy structure of personality / Existential values / art education / culture / art.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В И. Петрушин

В статье рассматривается иерархическая структура личности, которая в своём развитии движется от биологического начала, связанного с алиментарным питанием и выживанием, к началам социального и духовного порядка, в которых человеку свойственно проявлять свои лучшие антропологические свойства и качества. Понятие диеты в статье рассматривается в узком и в широком смысле. Диета в узком смысле подразумевает обычное потребление алиментарных продуктов питания, необходимых для биологического выживания организма. Диета в широком смысле полагает, что, как сказано ещё в Библии, «не хлебом единым жив человек». В качестве продуктов «питания» для становления и развития человека могут и должны выступать все явления и события, как социокультурного, так и политического плана, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Принципиальным моментом для осуществления поступательного развития личностного роста является общение с образами искусства, которые демонстрируют развивающейся личности образы желаемого будущего, сначала на уровне физического тела, а затем – на уровне психологических, социальных и духовных ценностей. Последние представляют собой Бытийные ценности, которые, согласно А. Маслоу, олицетворяют собой нравственное здоровье и высшее антропологическое совершенство человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHICAL STRUCTURE OF PERSONALITY AND THE RESOURCES FOR ITS DEVELOPMENT

The article discusses the hierarchical structure of personality, which in its development is moving from a biological outbreak associated with nutritional food and survival, to the beginnings of social and spiritual order, in which men tend to show their best anthropological properties and qualities. The concept of diet in the article has a narrow and in a broad sense. Diet in the narrow sense, involves the regular consumption of nutritional food, essential for biological survival of the organism. Diet in the broad sense believes that, as it stated in the Bible, «not by bread alone». Products “food” for the formation and development of man should be all things and events as socio-cultural and political plan, with which man is faced in his daily life. A fundamental point for the implementation of progressive personal development is communicating with images of art that demonstrate of developing the individual images of a desired future, first at the level of the physical body, and then at the level of psychological, social and spiritual values. The latter are Existential values, which, according to Abraham Maslow, a represent moral health and higher anthropological perfection.

Текст научной работы на тему «Иерархическая структура личности и ресурсы для её развития»

ЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И РЕСУРСЫ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ

УДК 37.03

В. И. Петрушин

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается иерархическая структура личности, которая в своём развитии движется от биологического начала, связанного с алиментарным питанием и выживанием, к началам социального и духовного порядка, в которых человеку свойственно проявлять свои лучшие антропологические свойства и качества. Понятие диеты в статье рассматривается в узком и в широком смысле. Диета в узком смысле подразумевает обычное потребление алиментарных продуктов питания, необходимых для биологического выживания организма. Диета в широком смысле полагает, что, как сказано ещё в Библии, «не хлебом единым жив человек». В качестве продуктов «питания» для становления и развития человека могут и должны выступать все явления и события, как социокультурного, так и политического плана, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Принципиальным моментом для осуществления поступательного развития личностного роста является общение с образами искусства, которые демонстрируют развивающейся личности образы желаемого будущего, сначала на уровне физического тела, а затем - на уровне психологических, социальных и духовных ценностей. Последние представляют собой Бытийные ценности, которые, согласно А. Маслоу, олицетворяют собой нравственное здоровье и высшее антропологическое совершенство человека.

Ключевые слова: экзистенция, диета, пирамида Маслоу, иерархия структуры личности, Бытийные ценности, художественное образование, культура, искусство.

The article discusses the hierarchical structure of personality, which in its development is moving from a biological outbreak associated with nutritional food and survival, to the beginnings of

ПЕТРУШИН ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

PETRUSHIN VALENTIN IVANOVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

V. I. Petrushin

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Russia, Moscow region, Russian Federation

HIERARCHICAL STRUCTURE OF PERSONALITY AND

THE RESOURCES FOR ITS DEVELOPMENT

e-mail: valpetr-psy@yandex.ru © Петрушин В. И., 2017

^ Образование в сфере культуры ВНТг 1

social and spiritual order, in which men tend to show their best anthropological properties and qualities. The concept of diet in the article has a narrow and in a broad sense. Diet in the narrow sense, involves the regular consumption of nutritional food, essential for biological survival of the organism. Diet in the broad sense believes that, as it stated in the Bible, «not by bread alone». Products "food" for the formation and development of man should be all things and events as socio-cultural and political plan, with which man is faced in his daily life. A fundamental point for the implementation of progressive personal development is communicating with images of art that demonstrate of developing the individual images of a desired future, first at the level of the physical body, and then at the level of psychological, social and spiritual values. The latter are Existential values, which, according to Abraham Maslow, a represent moral health and higher anthropological perfection.

Keywords: existence, the diet, the pyramid Maslow, the hierarchy structure of personality, Existential values, art education, culture, art.

Для цитирования: Петрушин В. И. Иерархическая структура личности и ресурсы для её развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 182-191.

Становление и развитие личности на сегодняшний день насчитывает большое количество исследований, рассматривающих данную проблему на основе разных подходов. Психоанализ и гештальт-тера-пия, когнитивно-поведенческий подход и психосинтез сходятся в том, что человек становится личностью, обретает культурные и социальные навыки, проходя жизненный путь через несколько этапов (ступеней) от животного состояния к тому, что называют Homo sapience. Эти этапы и ступени образуют определенную иерархию, они соподчинены и одновременно независимы друг от друга. Каждый из этих этапов имеет своё особое качество и сферу главных интересов. В личностной иерархии каждый последующий этап развития интегрирует и вбирает в себя достижения предыдущего этапа, в то же самое время на каждом новом отрезке жизни личность обретает некоторую новую идентичность, которая отличает её от предыдущего уровня развития. Это особенно наглядно представлено в известной концепции возрастного раз-

вития американского психолога Эрика Эриксона. В отечественной психологии уровневый подход к развитию личности можно проследить в работах С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова, В. С. Мерлина, А. В.Петровского. Каждый переход на новый уровень личностного развития говорит о том, что человек перерастает тот уровень, на котором он находится, ему становятся тесны те рамки существования, на которых он функционирует в данный момент. Попадая на новый уровень развития, человек увеличивает свою внутреннюю энергетику, приобретает большее количество возможностей для реализации своих внутренних потенций. Так происходит личностный рост человека, увеличивающий мощность его разнообразных возможностей.

Одним из важнейших условий развития и перехода на следующий уровень является окружение - природное, психологическое и социальное, которое подпитывает человека необходимыми ресурсами. Сначала эти ресурсы имеют грубо материальную природу, но при по-

следовательном переходе на следующий уровень материальные объекты питания меняются на психологические, социальные и информационные.

Диета - два подхода

В мире существует огромное количество разнообразнейших диет. Ответ на запрос в поисковой системе Яндекса говорит о существовании более 28 000 диет, и каждый год количество разных диет только растет. Парадокс заключается в том, что огромное количество диет по большому счёту не делает человека счастливым, а если и встречаются оптимистические здоровяки, у которых всё в жизни прекрасно и здорово, при ближайшем рассмотрении это нередко оказывается инфантильная личность, которая удручает своей наивностью и узким кругом жизненных интересов.

На проблему диетического питания как способ поддержания жизнедеятельности человека можно смотреть с двух точек зрения — с узкой и широкой.

Диета в узком смысле, то есть в традиционном понимании этого слова, подразумевает обычное потребление алиментарных продуктов питания, необходимых для биологического выживания организма.

Диета в широком смысле этого слова предполагает, что, как сказано ещё в Библии, «не хлебом единым жив человек». Это означает, что в качестве продуктов питания для становления и развития человека могут и должны выступать все явления и события, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. При таком подходе продуктами питания, оказывающими своё влияние не только на тело, но и на личность человека

в целом, становится культурная среда и профессиональное сообщество, в которой он обитает, книги, которые он читает, музыка, которую он слушает, картины, которые он видит, эмоции и чувства, которые он наиболее часто при этом испытывает. Всё вместе - это особые характеристики социального момента, то, что социальные психологи и психиатры определяют как Дух времени, Дух эпохи (немецкое Zeitgeist).

Диета и лишний вес. В чём проблема?

Почему возникает проблема лишнего веса? Почему многие люди, желая оставаться стройными, здоровыми и красивыми, тем не менее постоянно переедают? Можно без особого труда предположить, что, скорее всего, для определённой части наших современников, имеющих лишний вес, еда рассматривается как способ получения ощущения радости жизни, тех недостающих положительных эмоций, которые могут защитить от разного рода неприятностей и стрессов. От них ведь можно легко избавиться при помощи невинных удовольствий в виде обильного стола. Для таких людей сам процесс проживания жизни становится средством для получения её главной радости - вкусной еды. Такие люди живут преимущественно для того, чтобы есть. Сократ, как известно, отличался от таких людей тем, что он ел «для того, чтобы жить». Но радость радости - рознь. Есть радость высокая, и есть радость низкая. Подлинную радость бытия, которая связана с процессом творчества и социальным признанием, ни один самый вкусный и роскошный обед дать не может, потому что по большому счёту такая радость не отвечает сущностным,

то есть экзистенциальным потребностям человека. И напрасно пытаться её получить за счёт поглощения всё большего количества какой бы то ни было самой вкусной и изысканной еды. Более точный и правильный ответ можно получить, если рассмотреть ситуацию лишнего веса с точки зрения экзистенциальной философии и того подхода, который был предложен Виктором Франклом.

В. Франкл, вошедший в историю психологии как автор идеи «поиска смысла», считал, что именно смысл является главной движущей силой становления и развития личности [10]. В этом он расходился с Фрейдом, который полагал, что человеком движет «принцип удовольствия». В зависимости от того, какими ценностями руководствуется человек, проходя свой жизненный путь, какие цели он перед собой ставит, какими смыслами он наполняет своё существование, получается и тот результат, к которому человек, в конце концов, и приходит. Тот, кто удовольствуется простым поглощением вкусной еды, скорее всего, станет обладателем лишнего веса. Тот, кто будет иметь смыслы более высокого порядка, например, интересного общения или поиска истины, с подобной проблемой вряд ли столкнется. Говоря проще и более прямолинейно, человек не сможет скорректировать свой вес и поддерживать его на приемлемом уровне до тех пор, пока он не изменит свои жизнеопреде-ляющие ценности и не найдёт, помимо вкусной еды, новые радости жизни, связанные с другими смыслами существования. Подлинную радость жизни человек испытывает при достижении поставленных целей. Эта радость тем сильнее, чем больше трудностей и испытаний человеку

пришлось преодолеть для их достижения. А. Эйнштейну принадлежит уникальная по своей значимости мысль о том, что «невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень [1]».

Вывод из этого напрашивается однозначный - худеет не тело, образно говоря, сначала должна «похудеть» личность человека, в которой изменяются ценностные ориентиры, благодаря чему появляются новые жизненные смыслы и цели, которые вызывают новые действия и новые поступки. Наше тело естественным образом худеет, когда достижение оптимального физического веса оказывается связанным со смыслообразующим ответом на вопрос «для чего?». В такие моменты все силы оказываются втянутыми в решение стоящей перед человеком задачи. Так худеет спортсмен перед соревнованием, зная, что его ожидает контрольное взвешивание перед выходом на ринг или на помост. Так худеет или набирает вес актер, зная, что это требуется для исполнения его роли в фильме или спектакле. Так бабушка, любящая своего внука, сбрасывает свой лишний вес, чтобы иметь возможность лучше следить за своим проворным внуком, играть с ним, бегать наперегонки и всюду поспевать за ним.

Суть экзистенции

Экзистенциальному направлению в психологии положили начало в середине XIX века работы датского философа Сёрена Кьеркегора. Основные постулаты философии С. Кьеркегора строятся на том, что человек проживает свою жизнь, соотнося её с чувствами и с переживани-

ями своих современников, вместе с которыми он разделяет чувства и страсти человеческого бытия. В этом бытии звучат голоса любви и страха, долга и совести, отчаяния и решимости. В своём развитии человек проходит три ступени духовного перерождения - эстетическую, этическую и религиозную [5]. Находясь на эстетической ступени1, человек поглощен своими переживаниями, идущими от его непосредственных ощущений, он живёт настоящим моментом, не думает о прошлом и будущем. Это - жизнь простого обывателя, не склонного к рассу-жению о высоких материях. На второй стадии - этической, человек задумывается о тех нормах поведения в различных поступках, которые делают его человеком в отношениях к другим людям и к окружающему миру. На третьей стадии -религиозной, основой существования человека становится вера, суть которой составляют ощущения присутствия в жизни высших смыслов и высших ценностей, по отношению к которым человек ощущает свой долг и обязанность воплощать их в своей реальной жизни.

Свою подлинность человек обнаруживает в критических точках своего существования, в экстремальных моментах борьбы и переживаемых им страданиях, в моменты нахождения перед лицом смерти или осуществления кардинального жизненного выбора.

Примерно через сто лет после Кьер-кегора, в середине двадцатого века, Аб-

1 Отметив, что в XIX веке понятие эстетический, введённое в современный словарь немецким философом Баумгартеном, относилось, прежде всего, к чувственным ощущениям, идущим от органов чувств, а не к чувству прекрасного, как это есть в настоящее время.

рахам Маслоу дополнил эти представления и отметил значимость пиковых переживаниях (peak experience) в жизни самоактуализованного человека, которые возвышают его над обыденностью жизни и делают Человеком в подлинном смысле этого слова [6].

Экзистенциальная диета и личностный рост

Для построения авторской концепции экзистенциальной диеты мы воспользуемся моделью личности А. Маслоу, построенной в виде пирамиды на основе ведущих потребностей в жизнедеятельности организма. На нижнем уровне этой пирамиды располагаются потребности в биологическом выживании, на высшем - потребности в самореализации и самоактуализации, в которых проявляется трансцендентная сущность человека. Эта потребность проявляется в стремлении человека выходить за пределы своего биологического существования, в направленности его деятельности на преобразование окружающего его социума (см. рисунок 1).

Рассматривая модель потребностей личности А. Маслоу как аналог живого организма, нетрудно придти к выводу, что, для нормального развития и функционирования каждого уровня личности человека, на нём должно быть предоставлено соответствующее «питание», которое на каждом уровне обладает своей специфичностью. Если мы перевернем пирамиду А. Маслоу и поставим её на вершину, то в этом случае мы получим объективную значимость и ценность каждого этапа непрерывно растущей и развивающейся личности. С ростом и развитием в сознании человека всё большее место

Рисунок 1

занимают социально значимые ценности. И если на нижних уровнях внимание человека сосредотачивается на потреблении материальных жизненных благ, то на более высоких — на их производстве - сначала материально-физических благ, а затем — информационно-философских (см. рисунок 2).

Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз полагал, что эмоции, идеи и представления человек поглощает и усваивает точно так же, как он усваивает и поглощает обычную еду. Идеи и представления способны вызывать в организме человека те же самые безусловные рефлексы, что и реальные физические продукты. Рвотный рефлекс может быть вызван как некачественной едой, так и сильным переживанием неприятного эпизода в жизни человека.

Отметим, что термин «воспитание» состоит из предлога вос и самого слова

Рисунок 2

питание, что подразумевает восхождение от простого алиментарного физического питания к питанию более высокому, связанному уже не с пищевыми продуктами, а с усвоением психологических и социальных правил и норм поведения. Поэтому специфическое «питание» че-

ловека психоэмоциональными, профессиональными и духовными отношениями и идеями представляется автору этих строк вполне приемлемым.

Экзистенциальная диета представляет собой совокупность условий, как материальных, так и нематериальных, то есть психологических, социальных и информационно-духовных, при которых личность человека развивается наиболее адекватно и человек может выйти на уровень своего Бытия, прийти к своей экзистенциальной сущности как к наиболее полному раскрытию возможностей своей личности, соблюдая принципы и правила специфической диеты каждого уровня, последовательно переходя с одного уровня «питания» на другой.

На первом уровне перевёрнутой пирамиды А. Маслоу мы будем говорить о физиологической диете, которая даёт организму алиментарное питание необходимыми жирами, белками, углеводами и витаминами.

На втором уровне, который А. Мас-лоу отводил потребностям в безопасности, мы расположим функциональную диету, в задачи которой входит «питание» организма физическими нагрузками для развития крепости мышц и здорового дыхания, что обеспечивает функциональную готовность всех систем организма к слаженной работе.

Можно здесь говорить и о подъёме уровня внутренней энергетики человека, представив и сравнив энергетику двух людей весом в 100 кг. Но при этом один человек будет носить на себе 100 кг жира, а другой — 100 кг мышц. Естественно, что у человека, обладающего развитой мускулатурой, энергетика организма будет мощнее и сильнее.

Третья подструктура, которая связана у А. Маслоу с личностным статусом в малой группе, для своего развития нуждается в эмоциональной /психологической/ диете, которая питает уже не столько тело, сколько сферу чувств и настроений, возникающих в межличностных отношениях. Во многих случаях доброе слово и слова любви оказываются для человека важнее, чем вкусная еда.

Четвертый уровень в пирамиде Мас-лоу связан с потребностями приобретения социального статуса. В современном социуме это соотносится с профессиональными достижениями человека, которые позволяют ему вносить свой вклад в развитие социума. Поэтому мы вправе говорить о социальной диете, которая основана на деятельности в профессиональном сообществе. Подобная диета, понимаемая как ограничение любой информации, не связанной с профессиональным развитием, проявляется в чтении специальной литературы, в деловом общении с коллегами по работе, в стремлении быть в курсе того, что на избранном человеком поприще с его точки зрения делает этот мир лучше. Вклад человека в социально значимое дело при помощи избранной профессии даёт ему радость социального признания, которая вырастает из дел и поступков, которые человек совершает для развития науки, культуры, общественных отношений. В конечном счете в результате деятельности многих личностей социум в том или ином отношении становится более совершенным, более умным, более добрым и более здоровым. Диета духовная связана с высшими устремлениями человека, которые в концепции А. Маслоу связаны с ценностями Бытия. В их число

входят такие сложные и прекрасные по своей сути понятия и представления, как Истина, Добро, Красота, Цельность, Единство противоположностей, Жизненность, Уникальность, Совершенство, Необходимость, Завершенность, Справедливость, Порядок, Простота, Богатство, Непринужденность, Игра, Самодостаточность [9]. Приближение к этим ценностям и их освоение, по мысли А. Маслоу, составляет конечную цель психотерапии. Такое приближение возможно в процессе творческой самореализации и самоактуализации через занятие любимым делом, результаты которого приносят пользу не только конкретному человеку, но и окружающему его социуму.

Таким образом, процесс взросления человека проходит поэтапно, сначала - через биологическое и физическое созревание, затем через включение в межличностное общение в малых группах и, наконец, через получение профессиональных знаний и навыков в своей социальной группе. Каждый переход на более высокий уровень личностного развития помогает человеку приобрести более мощный источник энергии для личностного развития.

Об искусстве

Принципиально важным является то, что социализация, как процесс усвоения ценностей, передаваемых от старшего поколения к молодому, происходит не только через семью, но во многом через символические образы искусства, которые подрастающее поколение впитывает через фильмы, музыку, образы изобразительного искусства, литературные романы и театральные постановки. Для

каждого уровня целостной экзистенциальной диеты оптимальным сопровождением можно было бы считать подбор музыкальных, изобразительных, драматических и лирических литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей, которые отражают и выражают ценности соответствующего уровня.

«... Художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства, - пишет А. Маслоу в своей последней книге "Новые рубежи человеческой природы", — значимо не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей. Если мы чётко ориентируемся на гуманистические цели образования, если надеемся, что наши дети станут в полной мере людьми и будут продвигаться к реализации своих потенций, то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня вид образования, содержащий хотя бы слабый намёк на такие цели, - это художественное образование. Вот почему,

- заключает великий гуманист ХХ века,

- я интересуюсь образованием посредством искусства: оно представляется мне примером правильного образования [6]».

В современных средствах массовой информации (главным образом в отечественном телевидении) ценностное содержание предлагаемых произведений искусства, как правило, не поднимается выше третьего уровня и, в общем, на нём останавливается. Мы слышим огромное количество песен о любви, как счастливой, так и не очень, однако практически нет песен и литературных произведений, раскрывающих тему призвания и радости от творческого труда, служения профес-

сии, а также тех высших Бытийных ценностей, содержание которых раскрыто в работах А. Маслоу. А. Маслоу подчеркивал важность пиковых переживаний в жизни человека и постижения для этого произведений искусства из классического наследия. В своих исследованиях он обнаружил, что его реципиенты «о пиковых переживаниях сообщают в связи с впечатлениями от классической музыки. Мне не встретилось пиковых переживаний, вызванных Джоном Кейджем или фильмами Энди Уорхола, или абстрактно-экспрессионистской живопи-

сью, или ещё чем-либо в этом роде. Пиковые переживания, рождающие большую радость, экстаз, видение другого мира или другого уровня бытия приходят благодаря классической музыке — творениям великих классиков [6]».

Таким образом, классическое искусство, несущее в себе мощь и силу пиковых переживаний, становится важнейшим условием развития не только отдельно взятого человека, но и всего социума в целом, внося в его жизнь ту же самую гармонию и упорядоченность, которые приносят радость и счастье.

Примечания

1. Альберт Эйнштейн: Цитаты и афоризмы / Калапрайс Э. (сост.). Москва : Колибри, Азбука-Аттикус, 2015. 322 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений ; Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы / [пер. с англ. А. Грузберга]. Москва : Эксмо, 2014. 566 с.

3. Дондурей Д. Б., Роднянский А. Развлекательное ТВ. Шутки в сторону // Искусство кино. 2006. № 4.

4. Дорфман Л. Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина // Методология и история психологии. 2008. Том 3. № 3. С. 106-121.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет : диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио / пер. с дат., вступ. ст., коммент. и прим. Натальи Исаевой и Сергея Исаева. Москва : Академический проект, 2014. 154 с.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы : [как открыть высшие ценности в себе и в мире] / под ред. Г. А. Балла, А. В. Киричука, Д. А. Леонтьева ; [пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Попогребский]. 2-е изд., испр. Москва : Альпина нон-фикшн : Смысл, 2011. 494 с.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / [предисл. Е. А. Климова]. Москва : Педагогика, 1986. 254 с.

8. Платонов К. К. Структура и развитие личности / отв. ред. А. Д. Глоточкин ; АН СССР, Ин-т психологии. Москва : Наука, 1986. 254 с.

9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2003. 508 с.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла : пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева ; вступ. ст. Д. А. Леонтьева [с. 5-21]. Москва : Прогресс, 1990. 366 с.

References

1. Kalaprais E, comp. Al'bert Eynshteyn: Tsitaty i aforizmy [Albert Einstein: Quotes and aphorisms]. Moscow, Publishing house "Attikus", 2015. 322 p.

2. Bern E. [Berne Eric Lennard] Igry, v kotoryye igrayut lyudi: psikhologiya chelovecheskikh

^ Образование в сфере культуры ВНТг 1

vzaimootnosheniy; Lyudi, kotoryye igrayut v igry: psikhologiya chelovecheskoy sud'by [Games in which people play: the psychology of human relationships; People who play games: the psychology of human destiny]. Moscow, Publishing House "Eksmo", 2014. 566 p.

3. Dondurey D. B., Rodnyansky A. Razvlekatel'noye TV. Shutki v storonu [Entertaining TV. Jokes aside]. Iskusstvo Kino [Film Art]. 2006, no. 4.

4. Dorfman L. Ya. Metodologicheskiy analiz teorii integral'noy individual'nosti V. S. Merlina [Methodological analysis of the theory of integral individuality of V. S. Merlin]. Methodology and History of Psychology. 2008, vol. 3, no. 3, pp. 106-121.

5. Kyerkegor S. [Kierkegaard S.] Strakh i trepet: dialekticheskaya lirika Iokhannesa de Silentsio [Fear and trembling: the dialectical lyrics of Johannes De Silencio]. Moscow, Publishing house «Academic Project», 2014. 154 p.

6. Maslou A. [Maslow A.] Novyye rubezhi chelovecheskoy prirody: kak otkryt' vysshiye tsennosti v sebe i v mire [New frontiers of human nature: how to discover the highest values in themselves and in the world]. 2nd edition. Moscow, Publishing house "Alpina Non Fiction", Publishing House "Smysl", 2011. 494 p.

7. Merlin V. S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti [Essay on the integral study of individuality]. Moscow, Publishing House "Pedagogy", 1986. 254 p.

8. Platonov K. K. Struktura i razvitiye lichnosti [Structure and development of personality]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1986. 254 p.

9. Rubinshteyn S. L. Bytiye i soznaniye. Chelovek i mir [Being and Consciousness. Human and the World]. St. Petersburg, PITER Publishing House, 2003. 508 p.

10. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Human in search of meaning]. Moscow, Progress Publishers, 1990. 366 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.