Научная статья на тему 'Духовное здоровье участников учебно-воспитательного процесса'

Духовное здоровье участников учебно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
710
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ / ЗДОРОВЬЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / SPIRITUALITY / EDUCATION / HEALTH / INDIVIDUAL HEALTH / PUBLIC HEALTH / TEACHER AS THE VALUE OF EDUCATIONAL SYSTEM / SPIRITUAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Творогова Н.Д.

В статье рассматривается подход к духовности с позиций определения здоровья, записанного в Уставе Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ). В контексте составляющих здоровья (физического, психологического, социального) выделяется и здоровье духовное. Аналогично и в контексте биопсихосоциальной модели человека рассматривается его духовный аспект. В обоснование духовной составляющей здоровья использован анализ релевантной научной литературы и данные психологических исследований, проведенных автором данной статьи. Актуальность научного изучения духовного здоровья показана на примере обеспечения эффективности отечественного образования, которое, в частности, зависит и от уровня духовного здоровья его участников (учащихся, преподавателей, менеджеров образования). В статье также рассматривается актуальная для отечественной высшей школы проблема сбережения преподавательских кадров (недопущение дискриминации их по возрасту), способ решения которой станет одним из показателей уровня духовного здоровья общества. Путь гармонизации отечественных и европейских образовательных требований к преподавателю высшей школы должен, по мнению автора статьи, начинаться с гармонизации системы ценностей образовательных учреждений. В настоящий период в Национальной доктрине образования в РФ и в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. в качестве ведущих выделяются задачи разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Индикаторы субъективного благополучия (соматического, психического, социального, духовного) участников учебно-воспитательного процесса (не только студентов, но и преподавателей) рассматриваются автором статьи как одна из целевых функций разработки педагогических технологий, как показатель качества вузовского менеджмента. Состояние, в котором находится преподаватель, влияет на его работоспособность. «Персонифицированная педагогика» предполагает разработку не только индивидуальной траектории формирования знаний и умений, но и учет индивидуальных особенностей, срабатываемость участников учебно-воспитального процесса (взаимодействуют не биороботы, а личности). Процесс образования будущего специалиста (особенно выбравшего помогающую профессию, например, учитель, врач, психолог и др.) это не только формирование профессионально значимых знаний и умений, но и личности профессионала. Введение учащегося в мир профессии предполагает непосредственное его общение с уже состоявшимися профессионалами, гармонизацию их ценностных ориентаций; отсюда особая значимость педагогического состава образовательного учреждения, уровень его духовного здоровья (которым это учреждение способно «заразить» своих воспитанников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Творогова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL HEALTHOF EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

The author considers the approach to spirituality from the perspective of health definition enshrined in the Constitution of the World Health Organization (WHO). Spiritual health is singled out in the context of the components of health (physical health, psychological health, social health). Similarly, the spiritual aspect of a human is considered in the context of the biopsychosocial model of a human being. The analysis of relevant scientific literature and the data of psychological research conducted by the author are used to describe the spiritual component of health. The relevance of the scientific research of spiritual health is shown by the effectiveness of Russian education, which depends, in particular, on the level of spiritual health of its participants (students, teachers, education managers). The author discusses the problem of saving teaching staff (arguing against age discrimination), which is also relevant for Russian higher education; the method of solving the problem will be one of the indicators of society’s spiritual health. The harmonization of the Russian and European educational requirements for higher school teachers should, in the author’s opinion, begin with the harmonization of the values of educational institutions. In the present period, the objectives of developing healthsaving technologies in education and the cultivation of health values and a healthy lifestyle are singled out as the main ones in the National Doctrine of Education in the Russian Federation and the Federal target program of education development for 2016-2020. The indicators of subjective well-being (somatic, mental, social, spiritual) of the educational process participants are considered by the author as one of the objective functions of pedagogical technologies development and as an indicator of educational institution management quality. The state of the teacher influences his / her performance. “Personalized pedagogy” involves not only the formulation of individual trajectories of knowledge and skills development, but also the consideration of individual characteristics, compatibility of educational process participants (not biorobots, but persons interact with each other). Educating a future specialist (especially in helping professions, for example, a teacher, a doctor, a psychologist, etc.) involves developing not only professionally significant knowledge and skills, but also the personality of a professional. Student’s entering the professional world implies his / her direct communication with established professionals and the harmonization of their values; therefore an educational institution teaching staff, the level of its spiritual health (with which the institution can “infect”its students) is of great importance.

Текст научной работы на тему «Духовное здоровье участников учебно-воспитательного процесса»

УДК 616+378 (470)

Н. Д. Творогова

доктор психологических наук, профессор;

заведующая каф. педагогики и медицинской психологии,

заведующая отделением «Клиническая психология» Первого Московского

государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова

(Сеченовский Университет); е-таЛ: n.tvorogova@gmaiL.com

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается подход к духовности с позиций определения здоровья, записанного в Уставе Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ). В контексте составляющих здоровья (физического, психологического, социального) выделяется и здоровье духовное. Аналогично и в контексте биопсихосоциальной модели человека рассматривается его духовный аспект. В обоснование духовной составляющей здоровья использован анализ релевантной научной литературы и данные психологических исследований, проведенных автором данной статьи. Актуальность научного изучения духовного здоровья показана на примере обеспечения эффективности отечественного образования, которое, в частности, зависит и от уровня духовного здоровья его участников (учащихся, преподавателей, менеджеров образования). В статье также рассматривается актуальная для отечественной высшей школы проблема сбережения преподавательских кадров (недопущение дискриминации их по возрасту), способ решения которой станет одним из показателей уровня духовного здоровья общества. Путь гармонизации отечественных и европейских образовательных требований к преподавателю высшей школы должен, по мнению автора статьи, начинаться с гармонизации системы ценностей образовательных учреждений. В настоящий период в Национальной доктрине образования в РФ и в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. в качестве ведущих выделяются задачи разработки здоровьесбе-регающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Индикаторы субъективного благополучия (соматического, психического, социального, духовного) участников учебно-воспитательного процесса (не только студентов, но и преподавателей) рассматриваются автором статьи как одна из целевых функций разработки педагогических технологий, как показатель качества вузовского менеджмента. Состояние, в котором находится преподаватель, влияет на его работоспособность. «Персонифицированная педагогика» предполагает разработку не только индивидуальной траектории формирования знаний и умений, но и учет индивидуальных особенностей, срабатываемость участников учебно-воспитального процесса (взаимодействуют не биороботы, а личности). Процесс образования будущего специалиста (особенно выбравшего помогающую профессию, например, учитель, врач, психолог и др.) это не только формирование профессионально значимых знаний и умений, но и личности профессионала. Введение учащегося в мир профессии предполагает непосредственное его общение с

уже состоявшимися профессионалами, гармонизацию их ценностных ориентаций; отсюда - особая значимость педагогического состава образовательного учреждения, уровень его духовного здоровья (которым это учреждение способно «заразить» своих воспитанников).

Ключевые слова: духовность; образование; здоровье; здоровье индивидуальное; здоровье общественное; преподаватель как ценность образовательной системы; духовное здоровье.

N. D. Tvorogova

Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogy and MedicaL Psychology, Head of the "CLinicaL psychoLogy" Department, I. M. Sechenov First Moscow State MedicaL University (Sechenov University); e-maiL: n.tvorogova@gmaiL.com

SPIRITUAL HEALTH OF EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

The author considers the approach to spirituaLity from the perspective of heaLth definition enshrined in the Constitution of the WorLd HeaLth Organization (WHO). SpirituaL heaLth is singLed out in the context of the components of heaLth (physicaL heaLth, psychoLogicaL heaLth, sociaL heaLth). SimiLarLy, the spirituaL aspect of a human is considered in the context of the biopsychosociaL modeL of a human being. The anaLysis of reLevant scientific Literature and the data of psychoLogicaL research conducted by the author are used to describe the spirituaL component of heaLth. The reLevance of the scientific research of spirituaL heaLth is shown by the effectiveness of Russian education, which depends, in particuLar, on the LeveL of spirituaL heaLth of its participants (students, teachers, education managers). The author discusses the probLem of saving teaching staff (arguing against age discrimination), which is aLso reLevant for Russian higher education; the method of soLving the probLem wiLL be one of the indicators of society's spirituaL heaLth. The harmonization of the Russian and European educationaL requirements for higher schooL teachers shouLd, in the author's opinion, begin with the harmonization of the vaLues of educationaL institutions. In the present period, the objectives of deveLoping heaLth-saving technoLogies in education and the cuLtivation of heaLth vaLues and a heaLthy LifestyLe are singLed out as the main ones in the NationaL Doctrine of Education in the Russian Federation and the FederaL target program of education deveLopment for 2016-2020. The indicators of subjective weLL-being (somatic, mentaL, sociaL, spirituaL) of the educationaL process participants are considered by the author as one of the objective functions of pedagogicaL technoLogies deveLopment and as an indicator of educationaL institution management quaLity. The state of the teacher infLuences his / her performance. "PersonaLized pedagogy" invoLves not onLy the formuLation of individuaL trajectories of knowLedge and skiLLs deveLopment, but aLso the consideration of individuaL characteristics, compatibiLity of educationaL process participants (not biorobots, but persons interact with each other). Educating

a future speciaList (especially in helping professions, for exampLe, a teacher, a doctor, a psychologist, etc.) invoLves developing not onLy professionaLLy significant knowledge and skiLLs, but aLso the personaLity of a professionaL. Student's entering the professionaL worLd impLies his / her direct communication with estabLished professionaLs and the harmonization of their vaLues; therefore an educationaL institution teaching staff, the LeveL of its spirituaL heaLth (with which the institution can "infect"its students) is of great importance.

Key words: spirituaLity; education; heaLth; individuaL heaLth; pubLic heaLth; teacher as the vaLue of educationaL system; spirituaL heaLth.

В 1995 г. в рамках ЮНЕСКО разработан Программный документ «Реформа и развитие высшего образования». В документе изложены мировые тенденции и задачи развития высшего образования, а также названы три аспекта образовательной деятельности, существенно влияющие на его качество: 1) соответствие требованиям современности; 2) интернационализация; 3) качество персонала, подготовки обучаемых, инфраструктуры и физической учебной среды вузов. Качество образования в первую очередь зависит от кадров, мотивации участников образовательного процесса и тех ценностных ориентиров, которых они придерживаются и др.

В настоящий период в Национальной доктрине образования в РФ и в Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 гг. в качестве ведущих выделяются задачи разработки здоровьес-берегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Определение здоровья, его составляющие

В соответствии с определением здоровья (Устав ВОЗ) можно не иметь заболеваний (соматических и психических) и в то же время не быть здоровым. Своеобразной революцией в понимании здоровья стало его позитивное определение: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ). И. В. Дубровина разделила понятия «психическое здоровье» (относится к психическим процессам и механизмам - это традиционно медицинский термин) и «психологическое здоровье» (характеризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями человеческого духа).

Исполком Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в январе 1998 г. предложил уточнить определение здоровья и дал его

в такой редакции: «Здоровье - есть динамическое состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Резолюция EB101.R2); однако эта последняя формулировка еще не принята Ассамблеей и государствами-членами, не вступила в силу.

Указанные выше определения здоровья постулируют изучение человека во взаимовлиянии и взаимообогащении различных его сфер (физической, психической, социальной, духовной), рассматривают его как единое целое. В нашей стране у истоков интегратизма как важнейшего принципа исследования всех сущностных сторон человеческой индивидуальности стоял В. М. Бехтерев - специалист многогранного целостного изучения человека. Интегративный подход к человеку стал ведущим принципом исследования и в научных школах Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, С. Л. Рубинштейна.

Позитивное определение здоровья подчеркивает, что наряду с континуумом всевозможных патологий (их глубины) нужно изучать и континуум состояний здоровья, различные состояния благополучия (телесного, психического, социального, духовного). В западной психологии понятие благополучие определяется в самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Используемое в данной ВОЗ дефиниции здоровья понятие благополучие включает элементы, которые обеспечивают индивиду способность жить полноценной для него жизнью. Термин «благо» в философию ввел Сократ; в настоящее время оно рассматривается как идеал полноты бытия или как высшая цель существования человеческого рода и индивида, осуществляющаяся на путях постижения истины, утверждения добра и красоты [Жирнов 2016].

Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но способен к его рефлексии. Субъективное благополучие (SWB) - общее восприятие человеком уровня своего благополучия (самооценка своего состояния, перспективы здоровья в будущем, пр.). Близкое понятие - «качество жизни» (Quality of life), определение которого гласит (ВОЗ): восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых он живет, в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого

индивидуума (в отличие от качества жизни, уровень жизни характеризует доступность материальных благ для индивидуума).

В настоящий период ученых всё больше привлекает духовное измерение человека.

Духовное благополучие личности

К определению духовности в сфере человека в настоящее время существует много подходов. Определились следующие направления изучения духовности:

1) духовность как принцип саморазвития и самореализации личности;

2) поиск корней духовности не столько в самом человеке (особенностях его личности, склонности к рефлексии), сколько в продуктах жизнедеятельности, его творческой активности;

3) изучение факторов возникновения у человека духовных состояний;

4) религиозное.

Духовность (с точки зрения материализма) - это высший уровень развития и саморегуляции личности, когда основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Индивидуальную выраженность в системе мотивации личности получают:

1) потребность в познании (мира, себя, смысла, назначения своей жизни);

2) социальная потребность жить и действовать для других.

Надындивидуальные желания еще называют «высшими побуждениями», или «метамотивами».

Один из основателей западной философии Платон в сформулированной им триаде высших ценностей назвал истину, красоту и добро. Согласно А. Маслоу (2011), духовность связана с высшими бытийными ценностями (истина, добро, красота, единство противоположностей, совершенство, простота и т. д.) и пиковыми переживаниями, характерными для самоактуализирующейся личности. В. Франкл (1990) рассматривает духовность как высшее смысловое измерение человека, надстраивающееся над телесными и душевными (психическими) измерениями. Культурно-историческая концепция развития психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) доказала, что психическую

систему можно рассматривать как надсистему по отношению к биологической подсистеме (эмпирические исследования, выполненные в рамках этой концепции, доказали, что натуральные биологические функции человека прижизненно превращаются в собственно человеческие, культурно детерминированные, т. е. радикально меняются); духовный же уровень человека можно рассматривать как надсистему по отношению к его психической и биологической подсистемам.

По мнению специалистов по трансперсональной психологии, пять чувств, характеризующих физические способности человека в мире физических объектов, на духовном пути всё чаще уступают место «очищенному» и уравновешенному разуму, знанию законов духовной жизни.

Духовное в человеке может быть выражено через его убеждения, веру, религиозную практику, отношение к природе и творчеству, через взаимоотношения с другими людьми, служение другим людям; может быть выражено в его надежде на будущее, осознании смысла своей жизни, ощущении источника силы, находящегося вне всех нас или за пределами материального мира и др. [Шапю де Сентонж 2008]. Духовность в светском понимании - это и деятельность сознания, направленная на поиск не только смысла жизни, но и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию; каждый человек имеет свое «духовное измерение»; его духовные потребности - поддержание надежды, ощущение связи с значимыми другими, понимание смысла и цели своей жизни и др. [Гундарев 2016].

А. Маслоу (2011) настаивал, приводя много доводов, что духовная жизнь человека (бытийные ценности, бытийные факты, метапотреб-ности и т.п.) является частью его Реального «Я». Радостное слияние с абсолютным доступно человеку; вершинное (пиковое) переживание содержит два компонента: эмоциональный (экстаз, аффект) и интеллектуальный (озарение, просветление). Пиковые переживания обычно преходящи и кратки, поскольку слишком потрясают (большие эмоции могут сокрушить человека).

В отечественной психологии А. В. Брушлинский (1994) подчеркивал, что дух, духовность являются различными качествами психического как важнейшего атрибута субъекта. В отличие от душевности, проявляющейся с рождения, духовность открывается в подростковом

возрасте, развиваясь в системе социальных отношений. Через механизмы доминанты [Ухтомский 2002] формируются жизненные приоритеты, специфически окрашивающие мысли, эмоции и волю человека. Теме духовности в психологии посвящены исследования Б. С. Братуся (1994), В. П. Знакова (1998), В. Д. Шадрикова (1998) и др.

В рамках научного подхода отечественными психологами изучаются духовные составляющие здоровья [Творогова 2001; 2006], состояния духовного благополучия / неблагополучия. Духовное благополучие личности в контексте научной парадигмы подразумевает ее осмысленную, добровольно ориентированную на реализацию высших ценностей жизнь.

Взаимосвязь составляющих здоровья

О взаимосвязи духовности и здоровья первыми стали говорить философы и религиозные мыслители.

Описаны состояния, ведущие личность, их испытывающую, к социальной деградации, социальному неблагополучию. Обозначенные термином «смертные грехи», такие состояния возникают: 1) при следовании порочным целям, заставляющим выбирать ущербный жизненный путь (страсть к наживе, блуд, ложные кумиры и др.); 2) при деструктивных отношениях (индивидуализм, эгоизм, зависть, неуважение к родителям и др.) или при подавлении персональной свободы (авторитарность власти, диктатура моды и др.); 3) при пагубных настроениях, ведущих сознание к саморазрушению (гордыня, тоска, гнев, потеря смысла жизни и др.).

Связь между духовным здоровьем и физическим здоровьем на протяжении последних 30 лет являлась предметом специальных исследований. Данные из более чем 1200 работ, посвященных этой теме, были обобщены в обзоре, опубликованном издательством Оксфордского университета в 2001 г. Духовность может быть позитивной и негативной. Негативная духовность (амбициозность, агрессивность, цинизм и др.) через психосоматические механизмы ведет к нарушению основного обмена, ухудшению тканевого кровообращения, повышению тонуса артерий, дисфункции нервной и иммунной систем и др. В результате уменьшаются не специфические резервы здоровья, сопровождаясь увеличением в 2-3 раза инфекционной и неинфекционной заболеваемости и смертности. В репродуктивной сфере страдают

либидо, потенция, сперматогенез, эндокринная система, функция яичников и др., ведущие к угнетению детородной активности. Наоборот, позитивная духовность (высокий смысл жизни, радость творческого труда, спокойная совесть, др.) укрепляет физическое и психическое здоровье, снижает смертность, повышает рождаемость.

Вступая во взаимодействие, люди обмениваются эмоциями и смыслами, создавая ощущение информационной общности, своеобразные эмоционально-смысловые «поля». Их интеграция формирует общественную атмосферу - нематериальную (идеальную) реальность, в свою очередь оказывающую влияние на людей (паника в толпе, подчинение господствующим в обществе нормам морали, др.) [Лебон 1995]. Для ее статистического измерения используется метод «выявления следов» - поступков-индикаторов, отражающих происходящие в сознании человека процессы. Формируется новое научное направление - эпидемиология духовности, предметом которой служат происходящие в общественной атмосфере процессы. Так, например, на большом статистическом материале показано: при прочих равных условиях улучшение / ухудшение нравственно-эмоционального состояния людей сопровождается соответственно улучшением / ухудшением демографической ситуации (закон духовно-демографической детерминации) [Гундаров 2001]. Процесс имеет эпидемический характер: «заразный» агент в виде притягательной идеи или эмоции передается от человека к человеку (передатчиком «инфекции» служат СМИ, межличностные контакты, законодательные акты); «заразившиеся» идеями и эмоциями люди становятся их ретрансляторами, порождая лавинообразный поток разрушительных или созидательных действий. Латентный период перехода нематериальных духовных явлений в материальные (заболеваемость, смертность, рождаемость, пр.) составляет 1-1,5 года. Это говорит о существовании сверхбыстрых демографических реакций, составляющих предмет новой медицинской науки психодемографии [Гундаров 2001].

Важная роль духовных, психологических, социальных факторов в управлении физическим здоровьем требует использования с целью профилактики и лечения большинства заболеваний соответствующих методов (терапия смыслом жизни, нахождение любимого дела, расширение личностного культурного потенциала, гармонизация атмосферы в семье, обретение дружеских связей, повышение уровня

образования и др.). Установлено (практически представителями всех психологических школ), что оптимисты отличаются более крепким физическим здоровьем и лучше справляются со стрессом.

Поведение личности в направлении своего духовного здоровья -это поведение в направлении высших человеческих ценностей, это самореализация своих высших возможностей. Следование своему духовному пути, по мнению многих авторов, соответствует природе человека. Духовный путь личности - это всегда риск, поскольку приходится оставлять позади свои рациональные границы. Однако игнорирование «призыва к духовному путешествию» [Кэмпбелл 1997], своих метамотивов [Франкл 1990] или приобщение к «недоброкачественной духовной пище» (например, вовлеченность в тоталитарную секту) лишают человека чего-то жизненно необходимого для его благополучия, приводит к задержке в развитии, может вызвать метапатологии.

А. Маслоу, изучая на период обследования с медицинской точки зрения здоровых людей, обнаружил десятки специфических метапа-тологий (нигилизм, ощущение бессмысленности жизни, цинизм, недоверие к другим людям, чувство отчуждения от окружающего мира, безнадежное отношение к будущему и др.). Симптомы духовных недугов, рассматриваемых в контексте утраты смысла жизни [Кудрявая, Зорин 2004], образуют пеструю, противоречивую картину. Главный, по мнению указанных выше авторов, признак духовной трагедии личности состоит в том, что человек не способен обрести смысл жизни либо теряет его; люди страдают от утраты себя, смысла и основных ценностей своего бытия; теряется чувство полноты бытия, жизненный тонус понижается, размываются цели. Духовные заболевания, проистекающие из потери смысла жизни - это:

а) экзистенциальный вакуум (по Ролло Мэю - опустошенность души);

б) группа ноогенных неврозов (по Виктору Франклу - из-за нерешенных либо неправильно решенных духовных проблем, поступков вопреки велениям совести);

в) скука как «безблагодатное» состояние (проистекает из бездуховного досуга, лености, уныния), своеобразный механизм интрапсихической защиты, способ бегства от себя;

г) «онтологический шок» - страх, отчаяние, безнадежность, связанные с осознанием бессмысленности существования;

д) самоубийство (по экзистенциальным или демонстративным мотивам) как трагическая развязка духовной катастрофы, морального бедствия.

Целостное представление о здоровье человеке и его состоянии предполагает объединение духовных элементов «истории здоровья» с физическими, психологическими, социальными ее составляющими. Кто знает «зачем», тот может вынести почти любое «как» [Франкл 1990].

Состояния участников образовательного процесса

По данным специальных исследований, на негативное психоэмоциональное состояние старших подростков (15-16 лет) значимо влияют отсутствие поддержки со стороны сверстников, родителей, учителей; отсутствие навыков саморегуляции, а также неразвитость «Я-морального» (неумение ориентироваться в ситуациях, содержащих моральные коллизии) [Подольский, Идобаева 2007].

Внимание психологов учебного заведения обычно сосредоточено на слабоуспевающих учащихся. Наш 10-летний опыт психологического сопровождения отчисляемых из медицинского вуза студентов в 80-е гг. прошлого столетия свидетельствует о том, что основными причинами (в разные годы разный процент) их отсева выступают (по частоте встречаемости): недостаточный для обучения в вузе уровень их интеллекта, снижение (по сравнению с первоначальным уровнем) их профессиональной мотивации («Хочу сменить вуз, будущую профессию»), неумение учиться (невладение технологией учебной деятельности в медицинском вузе, отличной от технологии обучения в школе), изменение ситуации в семье («Надо прекратить учебу на дневном отделении вуза, приходится идти работать»), состояние духовной сферы (индивидуальная система ценностей).

В 90-е гг. прошлого столетия мы в течение 10 лет работали и со студентами факультета научно-педагогических кадров (ФНПК) медицинского вуза. На этот факультет после III курса из всех медицинских вузов нашей большой страны тогда отбирали наиболее одаренных студентов. Наряду с преподаванием на этом факультете учебной дисциплины нами проводилось тогда и психологическое сопровождение этих учащихся. Наш опыт позволяет утверждать, что выявить одаренных учащихся недостаточно, важно не потерять из виду риски,

стоящие перед их самореализацией, среди них - система ценностей, которых они придерживаются.

Говоря «человек есть цель образования», понимают помощь в его саморазвитии, удовлетворении его потребностей, развитии способностей. Под нашим руководством проведено исследование по теме: «Научно-методическое обеспечение педагогических технологий, ориентированных на поддержку здоровья студентов вузов», включенное в план важнейших исследований РАО на 2003, 2004 гг. Индикаторы благополучия (физического, психического, социального, духовного) участников учебно-воспитательного процесса рассматривались нами в контексте целевых функций разработки педагогических технологий. Оценка качества образования требует, на наш взгляд, оценки того, способствует ли процесс обучения в конкретном учебном заведении (на конкретной кафедре, у конкретного преподавателя) поддержанию, в частности, у учащихся:

- адекватной самооценки, адекватного отношения к своим успехам и неудачам при высоком уровне самоценности, принятии себя;

- личностного роста, психологической интеграции, самоактуализации и самореализации (в учебной, профессиональной и общественной деятельности, др.);

- перехода к самообучению и самовоспитанию; обучения навыкам управления своим поведения с учетом с социальных норм и правил, а также коммуникативной компетентности, опирающейся на традиционные для данной культуры ценности;

- стремления руководствоваться в своей жизни неким идеалом, абстрагируясь от мелочей жизни, креативно находя новые ресурсы для продвижения к желаемому будущему (что придает личности жизнестойкость [Леонтьев 2011]);

- гармоничного развития (активная позиция личности учащегося, нахождение ею сферы, где бы она могла и хотела проявить свои способности, благоприятнее для ее здоровья, чем позиция пассивная). В качестве субъективного регулятора гармоничного развития можно рассматривать субъективное состояние благополучия, удовлетворенность своей жизнью, приписывание ей высокого качества.

Общественное здравоохранение - это система охраны здоровья, ориентированная как на здоровье популяции и общин, так и на индивидуальное здоровье и его деятельность [Тульчинский, Варавикова

1999; Кулешова 2016]. Выявление и создание условий для самореализации участников учебно-воспитательного процесса (не только учащихся, но и их преподавателей), нацеленность их на высшие цели -одна из задач, на наш взгляд, общественного здравоохранения, решение которой будет способствовать не только поддержанию индивидуального здоровья, профилактики нервных расстройств и соматических заболеваний, но и способствовать общественному здоровью, экономическому процветанию всего общества, повышению человеческого капитала последнего. В 2013 г. Е. Фредриксон и соавторы [цит. по: Поликарпов, Поликарпова 2015, с. 177] опубликовали результаты своего эмпирического исследования: переживание эвдемонического удовольствия (получение наслаждения от осмысленной деятельности, направленной на служение высшим целям) имеет мягкое противовоспалительное воздействие и стимулирует выработку антител, что продлевает жизнь человека.

За прошедшие десятилетия отечественным высшим образованием (в соответствии с требованиями Болонского процесса) проделана большая работа по гармонизации с европейским образованием. Гармонизация касается как содержания обучения, так и его методов и форм. Проводится гармонизация по внедрению нормативных документов, регламентирующих деятельность вузов (с 1 января 2006 г. обязательным аккредитационным показателем работы учебного заведения РФ стала эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования). Однако, на наш взгляд, направления гармонизации систем образования недостаточны. Остаются «негар-монизированными» условия, в которых вынуждены работать отечественные преподаватели.

Работу по гармонизацию подготовки и аттестации отечественных и европейских преподавателей по программе «Преподаватель высшей школы», представляется, надо было бы начать не с «подгонки отечественного образования под заданную матрицу и критерии западного образования» [Матвейчев 2013], а с гармонизации систем ценностей образования, корпоративных ценностей отдельных учебных заведений. Принятая система ценностей регулирует процесс принятия решения на всех этапах осуществления управленческой деятельности. Эти ценности необходимо согласовывать как на региональном, национальном, уровне, так и на всем европейском пространстве.

Преподаватель вуза всё чаще становится заложником рыночных отношений. Перед государственными образовательными учреждениями поставлена задача качественного бесплатного образования, но при этом поставлена и задача оказания платных образовательных услуг, что порождает конфликтные ситуации как на уровне учреждения, так и на уровне личности отдельных его сотрудников, а также на уровне межличностных отношений. Установление иерархии подсистем в общей динамической системе, которой является человек, в случае духовного благополучия способствует разрешению моральных дилемм преподавателя, когда он стоит перед необходимостью выполнять приказы менеджеров, нацеленных на цели экономические, нередко вступающие в конфликт с духовными целями в общей структуре общественных ценностей [Тульчинский, Варавикова 1999].

Духовная практика преподавателя способна поддерживать у него благую мотивацию, убежденность, добросердечие - способность принимать в себя благое, что способствует генерации у него положительных эмоций, которые полезны для социального, психологического, физического здоровья. Взамен инстинктам в мире свободы человеку (в частности, преподавателю) приходится искать принципы, по которым он будет действовать, принимать решения. Существует множество способов, как человек может жить в этом мире (в частности, в профессиональном мире); одни способы лучше, другие хуже. Но что значит «хуже» или «лучше»? Под «лучше», например, Э.Фромм (1993) понимает путь, способствующий увеличению:

а) силы личности;

б) ясности понимания ею мира, в котором она живет;

в) радости;

г) независимости; под «хуже» - всё наоборот.

Саморефлексия («В чем же моя сущность? Кто я?») сопровождается поиском смысла жизни. Именно в контексте смысла своей жизни (понимаемого и чувствуемого на данный период жизни так, а не иначе) конкретным событиям жизни человек придает определенное значение, ценность.

Инновационная стратегия организации образования предъявляет в настоящее время высокие требования к труду преподавателя высшей школы, который становится всё больше высокотехнологичным, включающим большую интеллектуальную и эмоциональную отдачу. Нередко менеджмент образовательного учреждения, на словах

утверждая социальное партнерство со своими сотрудниками в достижении высокого уровня образования и получении прибыли от предоставления платных образовательных услуг, на самом деле беспредельно эксплуатирует своих сотрудников, порождая тем самым социальную напряженность. На данном этапе отечественной вузовской жизни актуальна задача сбережения оставшихся в вузе опытных и талантливых преподавателей без дискриминации их по возрасту.

Известный принцип Либиха гласит, что фактор, который находится на минимуме динамики системы, ограничивает ее развитие; фактор «отношение зарплаты преподавателя к его учебной нагрузке» сегодня, по мнению многих, является тем фактором, который сдерживает развитие отечественной образовательной системы. Однако духовный фактор (характеризующий состояние основной части педагогического сообщества), воля, ответственность за состояние отечественного образования, создаваемого в течение многих поколений выдающимися представителями отечественной интеллектуальной элиты, самоотверженным трудом работников образования, до настоящего времени все еще в какой-то мере компенсируют (за счет перенапряжения преподавательского состава) наметившиеся негативные тенденции в образовании. Благодаря уровню своей духовности, преподавательское сообщество в условиях системного кризиса обеспечило выживание отечественного образования и его саморазвитие [Днепров 2011].

Преподаватель обязан заботиться о своем авторитете, о развитии своей личности, ее духовного потенциала, что является значимым фактором качества образовательного процесса. Но и менеджерам образовательного учреждения в условиях реформирования образования необходимо оценивать имеющиеся и возникающие проблемы, анализировать социально-психологический климат в своем учреждении и имеющиеся в нем человеческие ресурсы, вырабатывать оптимальные технологии совершенствования управления образованием, его ценностные ориентиры. Выбор менеджерами управленческой парадигмы с целью регулирования профессиональным поведением преподавателей в период инновационных преобразований (например, при переходе к интернет-образованию) не должен, на наш взгляд, фокусироваться на приказах, использовании приемов, способствующих хронизации дистресса, нагнетанием страха, чувства вины и пр. От состояния преподавателя (не только физического, но

и психологического, социального) зависит качество осуществляемого им учебно-воспитательного процесса.

Индикаторы субъективного благополучия (соматического, психического, социального, духовного) [Творогова 2016] участников учебно-воспитательного процесса (не только студентов, но и преподавателей) рассматриваются нами как показатель качества вузовского менеджмента. Если здоровье (состояние благополучия духовного, социального, психологического, физического) преподавателя входит в систему ценностей вуза, общества, то необходим общественный договор между государством (если вуз является государственным) и педагогическим сообществом. Инновационная деятельность в вузе, активно использующая личностный потенциал преподавателей, сотрудников, обязана строиться так, чтобы способствовать повышению их удовлетворенности работой, что скажется на качестве педагогического труда. Реформы в образовании не самоцель, а лишь средство для развития человеческого потенциала, раскрытия творческих возможностей участников учебно-воспитательного процесса. Без поворота концепции реформ образования к человеку (учащемуся и его учителю) невозможно движение вперед. Кредо «социального либерализма» - развитие человеческой индивидуальности, социальная справедливость, обеспечение необходимых общественных благ («экономический либерализм» сводит всё многообразие жизни социума к сугубо экономическим аспектам, пренебрегая социокультурными факторами развития общества, в том числе и образования). «Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (афоризм Г. Мабли).

Стать современным вузом, который имеет шансы успешно функционировать в конкурентной среде, можно при условии, что менеджмент отечественного высшего образования активнее будет решать уже давно назревшие управленческие задачи, касающиеся духовного благополучия участников учебно-воспитательного процесса. Выдающийся русский хирург, педагог и просветитель Н. И. Пирогов (1914) писал, что первое и главное условие прогресса есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой личности; без нее хитросплетенные уставы - мертвая буква. Именно вера в человека помогает сегодня рядовому отечественному преподавателю ради прогресса общества всеми своими силами способствовать развитию образования.

Общество должно иметь инструменты контроля за развитием образования, поскольку качество последнего определяет будущее страны, уровень общественного здоровья. В настоящее время в нашей стране нарастает несогласие общества с процессами, происходящими в отечественном образовании, порождающими, в частности, морально-этические проблемы. Российское образование рискует превратиться в потребителя западных образовательных технологий, отказываясь от своих технологий и традиционной системы ценностей, проверенных на практике и доказавших свою эффективность. Снижение уровня образования, доступного основной части населения (социальное неравенство в возможности получить образование, особенно высокий уровень профессионального образования), изменение взаимоотношений между учащимся и учителем, утрата населением лимита доверия к последнему, социальный пессимизм молодых («хозяев будущего»), дискриминация пожилых специалистов (дискриминация по возрасту) - показатели нездоровья общества.

Система образования должна быть рассмотрена в широком аспекте, как социальная помощь стремящимся к самореализации гражданам, нацеленным на определенные виды профессиональной деятельности, и тем, кто хочет найти свое предназначение, актуализировать свой потенциал. Духовное здоровье образовательного учреждения служит профилактикой его социального и экономического неблагополучия. Подбор сотрудников, имеющих не только высокий уровень профессиональной квалификации, но и разделяющих ценности образовательного учреждения (не только заявленные, но и реально действующие в нем и одобряемые обществом), повышает работоспособность, снижает риск состояния неблагополучия его сотрудников, способствует профилактике заболеваний. Кроме того, процесс образования будущего специалиста (например, педагога, врача, психолога и др.) это не только формирование профессионально значимых знаний и умений, но и личности профессионала, системы его ценностей, на которые он будет ориентироваться в своей профессиональной деятельности; именно поэтому так важно, кто этот процесс формирования осуществляет, уровень его духовного здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М. : Менеджер, Роспе-дагентство, 1994. 60 с.

Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. М. : ИП РАН, 1994. 109 с.

Гундаров И. А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М. : Беловодье, 2001. 352 с.

Гундаров И. А. Духовность и здоровье // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н. Д. Твороговой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Практическая медицина, 2016. С. 146-147.

Днепров Э. Д. Новейшая политическая история Российского образования. М. : Мариос, 2011. 456 с.

Жирнов В. Д. Благо // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н. Д. Твороговой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Практическая медицина, 2016. С. 107-109.

Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кудрявая Н. В., Зорин К. В. Потеря смысла жизни как духовно-нравственный и медико-психологический феномен // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска : в 2 т. М. : Смысл, 2004. Т. 2. С. 3-15.

Кулешова К. В. Общественное здравоохранение // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д. Твороговой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Практическая медицина, 2016. С. 29.

Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. Киев : София, 1997. 335 с.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. : Макет, 1995. 311 с.

Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 675 с.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Смысл : Альпина нон-фикшн, 2011. 496 с.

Матвейчев О. А. Что делать, Россия? М. : Эксмо, 2013. 352 с.

Пирогов Н. И. Соч. Т. 1. Киев, 1914. С. 343.

Подольский А. И., Идобаева О. А. Психоэмоциональное благополучие современных подростков // Национальный психологический журнал. 2007. № 1. С. 87-89.

Поликарпов В. С. Мировая элита. Кого пустят в клуб для избранных / Виталий Поликарпов, Елена Поликарпова. М. : Алгоритм, 2015. 240 с.

Психологические аспекты здоровья: психическое здоровье, психологическое здоровье / И. В. Дубровина. Практическая психология в лабиринтах современного образования. М. : МПСУ, 2014. С. 65-138.

Творогова Н. Д. Взгляд на здоровье с точки зрения социопсихосоматической медицины // Ж. Сестринское дело. 1997. № 2. С. 26-27.

Творогова Н. Д. Программа для ординаторов «Психология управления здоровьем» // Программа подготовки ординаторов факультета управления здравоохранением ММА им. И. М. Сеченова по спец. «Общественное здоровье и здравоохранение». М. : МЗ РФ, 2001.

Творогова Н. Д. Социальное благополучие личности // Психология здоровья: семейный аспект. М. : УРАО, 2004. С. 7-12.

Творогова Н. Д. Духовное здоровье // Вестник университета Российской академии образования. 2006. № 4. С. 44-53.

Творогова Н. Д., Кулешова К. В. Духовное здоровье общества // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). Спец. выпуск. 2010. С. 46-55.

Творогова Н. Д. Благополучие субъективное // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д. Твороговой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Практическая медицина, 2016. С. 111-112.

Тульчинский Т. Х., Варавикова Е. А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. Иерусалим : Вевеёег, 1999. 1027 с.

Ухтомский А. А. Доминанта. СПб. : Питер, 2002. 448с.

Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. : Экономика, 1990. 168 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. 415 с.

Шадриков В. Д. Духовные способности. М. : Магистр, 1998. 182 с.

Шапю де Сентонж Д. М. Духовное попечение в медицинской практике // Вестник семейной медицины. 2008. № 7. С. 271-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.