Научная статья на тему 'ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В НАСЛЕДИИ К. Д. УШИНСКОГО'

ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В НАСЛЕДИИ К. Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / обучение / личностные результаты / педагогическая культура / психолого-педагогический класс / профессиональный выбор / education / training / personal results / pedagogical culture / psychological and pedagogical class / professional choice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисов Александр Сергеевич

В статье проводится анализ основных личностных результатов обучения школьников в психолого-педагогических классах российских школ, к которым относится воспитание у них интереса к педагогической профессии. Этот интерес формируется в процессе углубленного изучения педагогического наследия культур, профессионально ориентированного саморазвития и развития навыков педагогической рефлексии. Обобщенным личностным результатом развития учащихся психолого-педагогических классов является формирование навыков педагогической рефлексии и их общекультурного развития, на основе педагогического наследия идей К. Д. Ушинского. Важным аспектом этого развития является формирование внутренних критериев самооценки предпрофессионального развития. Они способны стать внутренними регуляторами выбора профессии. Таким образом, допрофессиональная педагогическая подготовка школьников, особенно в психолого-педагогических классах, играет важную роль в формировании интереса к педагогической профессии и развитии навыков педагогической рефлексии. Она также способствует общекультурному развитию учащихся и изучению педагогического наследия разных народов, а нравственные критерии помогают им определить свое предпрофессиональное развитие. Актуальность психолого-педагогических классов в контексте современного образования определяет проблему статьи. Особое внимание уделяется идеям К. Д. Ушинского, заложившим основу современного образовательного процесса как в научном, так и в прикладном контексте. Основные характеристики, содержание и результат педагогического процесса становления будущих педагогов в психолого-педагогических классах рассматривается с позиции научного наследия К. Д. Ушинского. Делается акцент на культурную составляющую в обучении и воспитании школьников как важной силы развития личностных и профессиональных качеств будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES IN THE LEGACY OF K. D. USHINSKY

The article puts forward the idea that the main personal result of teaching schoolchildren in psychological and pedagogical classes of Russian schools is the education of their interest in the teaching profession. This interest is formed in the process of in-depth study of the pedagogical heritage of cultures, professionally oriented self-development and the development of pedagogical reflection skills. The generalized personal result of the development of students of psychological and pedagogical classes is the formation of skills of pedagogical reflection and their general cultural development, based on the pedagogical heritage of the ideas of K. D. Ushinsky. An important aspect of this development is the formation of internal criteria for self-assessment of pre-professional development, among which moral criteria occupy a special place. They are able to become internal regulators of the choice of profession. Thus, pre-professional pedagogical training of schoolchildren, especially in psychological and pedagogical classes, plays an important role in the formation of interest in the teaching profession and the development of pedagogical reflection skills. It also contributes to the general cultural development of students and the study of the pedagogical heritage of different peoples, and moral criteria help them determine their preprofessional development. The relevance of psychological and pedagogical classes in the context of modern education determines the problem of the article. Special attention is paid to the ideas of K. D. Ushinsky, which laid the foundation of the modern educational process both in the scientific and applied context. The main characteristics, content and result of the pedagogical process of formation of future teachers in psychological and pedagogical classes are considered from the standpoint of the scientific heritage of K. D. Ushinsky. The emphasis is placed on the cultural component in the training and upbringing of future teachers as an important force for the development of personal and professional qualities of future teachers.

Текст научной работы на тему «ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В НАСЛЕДИИ К. Д. УШИНСКОГО»

ПЕДАГОГИКА

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 15. С. 7-14. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 15. P. 7-14.

Научная статья УДК 371

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -15-7-14

ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

В НАСЛЕДИИ К. Д. УШИНСКОГО

Александр Сергеевич Фетисов

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, asfet-2011@mail.ru

Аннотация. В статье проводится анализ основных личностных результатов обучения школьников в психолого-педагогических классах российских школ, к которым относится воспитание у них интереса к педагогической профессии. Этот интерес формируется в процессе углубленного изучения педагогического наследия культур, профессионально ориентированного саморазвития и развития навыков педагогической рефлексии. Обобщенным личностным результатом развития учащихся психолого-педагогических классов является формирование навыков педагогической рефлексии и их общекультурного развития, на основе педагогического наследия идей К. Д. Ушинского. Важным аспектом этого развития является формирование внутренних критериев самооценки предпрофессионального развития. Они способны стать внутренними регуляторами выбора профессии. Таким образом, допрофессиональная педагогическая подготовка школьников, особенно в психолого-педагогических классах, играет важную роль в формировании интереса к педагогической профессии и развитии навыков педагогической рефлексии. Она также способствует общекультурному развитию учащихся и изучению педагогического наследия разных народов, а нравственные критерии помогают им определить свое предпрофессиональное развитие. Актуальность психолого-педагогических классов в контексте современного образования определяет проблему статьи. Особое внимание уделяется идеям К. Д. Ушинского, заложившим основу современного образовательного процесса как в научном, так и в прикладном контексте. Основные характеристики, содержание и результат педагогического процесса становления будущих педагогов в психолого-педагогических классах рассматривается с позиции научного наследия К. Д. Ушинского. Делается акцент на культурную составляющую в обучении и воспитании школьников как важной силы развития личностных и профессиональных качеств будущих педагогов.

Ключевые слова: воспитание, обучение, личностные результаты, педагогическая культура, психолого-педагогический класс, профессиональный выбор.

Для цитирования: Фетисов А. С. Идейные основы психолого-педагогических классов в наследии К. Д. Ушинского // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 15. С. 7-14. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-7-14

Original article

IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES IN THE LEGACY OF K. D. USHINSKY

Aleksandr S. Fetisov

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia, asfet-2011@mail.ru

© Фетисов А. С., 2023

Abstract. The article puts forward the idea that the main personal result of teaching schoolchildren in psychological and pedagogical classes of Russian schools is the education of their interest in the teaching profession. This interest is formed in the process of in-depth study of the pedagogical heritage of cultures, professionally oriented self-development and the development of pedagogical reflection skills. The generalized personal result of the development of students of psychological and pedagogical classes is the formation of skills of pedagogical reflection and their general cultural development, based on the pedagogical heritage of the ideas of K. D. Ushinsky. An important aspect of this development is the formation of internal criteria for self-assessment of pre-professional development, among which moral criteria occupy a special place. They are able to become internal regulators of the choice of profession. Thus, pre-professional pedagogical training of schoolchildren, especially in psychological and pedagogical classes, plays an important role in the formation of interest in the teaching profession and the development of pedagogical reflection skills. It also contributes to the general cultural development of students and the study of the pedagogical heritage of different peoples, and moral criteria help them determine their pre-professional development. The relevance of psychological and pedagogical classes in the context of modern education determines the problem of the article. Special attention is paid to the ideas of K. D. Ushinsky, which laid the foundation of the modern educational process both in the scientific and applied context. The main characteristics, content and result of the pedagogical process of formation of future teachers in psychological and pedagogical classes are considered from the standpoint of the scientific heritage of K. D. Ushinsky. The emphasis is placed on the cultural component in the training and upbringing of future teachers as an important force for the development of personal and professional qualities of future teachers.

Keywords: education, training, personal results, pedagogical culture, psychological and pedagogical class, professional choice.

For citation. Fetisov A. S. Ideological foundations of psychological and pedagogical classes in the legacy of K. D. Ushinsky. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;15:7-14. (In Russ.). https.//doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-7-14

Введение

Процесс изменений в экономическом, политическом и общекультурном пространстве России привел к осознанию важности изменений педагогического образования, играющих ключевую роль в усилении развития человека как основного источника преобразований. В связи с чем в настоящее время основной задачей является поиск ресурсов, механизмов и путей улучшения качества педагогического образования. Важным решением является создание психолого-педагогических классов, которые направлены на развитие интереса школьников к педагогической деятельности и становление осознанной профессиональной ориентации. Психолого-педагогические классы позволяют решить проблему снижения престижа учителя в обществе, высокий мотивационный посыл ожиданий смены педагогических кадров и необходимость улучшения их подготовки. Как отмечают современные исследователи, период развития классов подобного типа приходится на тот момент, когда наблюдается угасание ответственности, долга, чести и патриотизма у многих граждан. В современном обществе сосуществуют альтернативы признаков размывания нравственных принципов и норм и необходимость сохранения убеждений морального поведения личности и традиционных ценностей российского общества. Преодоление тенденции исчезновения нравственности, мотивации к деятельности, направленной на пользу общества и отечества, в целом, повышает актуальность развития психолого-педагогических классов, что обусловлено развитием отечественной системы образования, как общего, так и профессионального, которое невозможно без наличия высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить у школьников ценностное отношение к образованию и профессии учителя, а также активно занимающихся самосовершенствованием и стимулированием саморазвития своих воспитанников.

Образовательная практика России направлена на организацию различных объединений обучающихся педагогической направленности, которые создаются на базе школ, колледжей и вузов. В основе развития идеи психолого-педагогических классов лежит воспитание поколения будущих учителей, которые осознают специфику современной культуры, где

образование стабилизирует все механизмы социализации людей, обеспечивая сохранение общества, и самореализацию человека в общественной деятельности как развитие индивидуальности через пользу для других.

Основная часть

Анализ педагогических исследований [Газиева 2009, Климов 1971, Крюкова 2004, Пряжников 2008 и др.] показал, что в науке определяется повышенный интерес к теоретическим вопросам профессионального выбора. В основе рассмотрения данного вопроса лежит: связь ситуации принятия решения и жизненно важных целей; технология профессионального самоопределения, под влиянием личностных мотивов и средовых факторов; адекватная Я-концепция, обусловленная учебно-профессиональной мотивацией и устойчивой самооценкой.

Обратимся к мнению В. И. Ревякиной, которая в диссертационном исследовании изучила проблему деятельности педагогических классов. Автором предложен ряд значимых идей: модель формирования педагогического образа старшеклассника «Я-педагог»; организация педагогической практики обучаемых; исследовательская деятельность преемственности в педагогической профессии. Ученый выделяет характерные признаки педагогических классов: глубокая профдиагностика инвариативных критериев педагогической деятельности, способствующей комплектованию состава учащихся; включение в учебный план гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, что обеспечит профильность обучения; активное использование школьниками педагогических технологий; взаимодействие педагогических классов с профессиональными учреждениями среднего и высшего образования; проведение и получение результатов лонгитюдных исследований индивидуального развития ученика педагогических классов обеспечит целенаправленное проектирование дальнейшего профессионального пути выпускника [Ревякина 2002: 362].

Кроме того, нельзя обойти стороной обращение к наследию педагогической мысли с целью выявления идей и предпосылок организации психолого-педагогических классов. Это определяет необходимость рассмотрения наследия основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского. Исследования [Бороздин 2001; Дадеркина 2002; Дементьева 2002; Исаев 2001; Терещенко 2001 и др.] актуализируют изучение гуманистического потенциала работ К. Д. Ушинского, что отражается в концептуальных основах развития образования в России, в том числе, психолого-педагогических классов.

Огромный вклад К. Д. Ушинского в педагогику определил её выделение из общественной мысли в самостоятельную область знаний. Важной основой педагогической концепции К. Д. Ушинского является идея народности образования и педагогики. Основным инструментом воспитания должен быть национальный характер и традиции, а главенствующей силой образования - инициатива общественности в управлении образовательной организацией. Для решения различных научных задач в теории и практике обучения и воспитания выступил антропологический подход. Дидактические проблемы, по мнению К. Д. Ушинского, необходимо решать опираясь на психологию детского возраста. Анализ психологических механизмов памяти, воображения, интереса, внимания, воли, эмоций, мышления - позволил предложить ряд педагогических подходов и управлять процессом обучения и воспитания, влияя на различные факторы как окружающей среды, так и внутренней природы ребёнка [Белозерцев 2007: 303].

Принцип единства обучения и воспитания, утвержденный в российской дидактике К. Д. Ушинским, является важным разделом современной теории образования. Работая над дидактической системой обучения, ученый пришёл к выводу о необходимости создания системы педагогического образования, основанной на антропологическом подходе. Им было предложено создать в каждом университете факультет педагогики [Вяземский 2023: 18-26].

Педагогическая антропология даёт основание для развития идей гуманизма в обучении и воспитании. Теоретические основы процесса обучения и воспитания, заложенные К. Д. Ушинским, составляют основу современного образования, направленного на обучение и воспитание личности обучающегося. Рассмотрим некоторые направления в современном образовании, опирающиеся на антропологические идеи К. Д. Ушинского и составляющие основу психолого-педагогических классов [Ушинский 1989: 528].

Идеи общественного воспитания и народности педагогики переплетается с идеями философии образования и доступности его для всех слоев населения, для каждого человека. Важная роль в воспитании отводится родителям и не меньшую, по мнению К. Д. Ушинского, играет национальный идеал, выраженный требованиями общества к подрастающему поколению. В системе допрофессиональной подготовки в российских школах, опираясь на идеи К. Д. Ушинского, процесс воспитания будущих учителей должен опираться на историко-культурные и педагогические традиции страны, для социализации личности в современных реалиях.

По утверждению К. Д. Ушинского, учитель должен не только знать свой предмет, но и владеть моральной культурой, нравственностью, этикой и профессиональным мастерством. Обладая всем спектром педагогических навыков, чтобы быть целостным педагогом, этого недостаточно, важно иметь знания психологических законов развития личности. Обращаясь к мнению С. А. Хаматовой, которая провела анализ современной педагогики в наследии К. Д. Ушинского, отметим, что основной задачей школы является «... воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, вдохновленного идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания. Только на этом пути может быть сформирован тот общеобразовательный потенциал, те качества, без которых не может быть свободного человека и невозможны никакие широкие демократические свободы. Ибо подлинная демократия - это, прежде всего, высокий уровень образования и культуры. Только определяющее значение духовных ценностей может обеспечить подлинное, органическое развитие нашего образования.» [Хамматова 2023: 32].

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского не ограничивается рамками школы, а выходит в область национальной культуры, выступая основополагающим механизмом формирования русского общественно-педагогического самосознания, способного решать национальные задачи. В этой связи роль учителя влияет на развитие общества, государства и личности, что отражается в создании системы непрерывного педагогического образования. Сам же Константин Дмитриевич так охарактеризовал свой путь «Приготовлять умы! Рассеивать идеи! ... Вот наше назначение. ... Отбросим эгоизм, будем трудиться для потомства! Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами. ... Пренебрегая насмешками, вытерпевая гонения, жертвуя всем. наслаждениями семейства, почестей, славы, богатства, не убегая туда, где живут счастливее, отказавшись совершенно от самих себя - работать для потомства.» [Раджабова 2017: 22-25].

Итак, опираясь на педагогическое наследие К. Д. Ушинского, следует выделить основополагающие идеи для современного образования:

1. Народность «О народности в общественном воспитании». Народность раскрывается в сохранении своеобразности каждого народа в рассмотрении международного контекста. Народное воспитание позволяет включить в этот процесс каждого человека. Распространение психолого-педагогических классов в настоящее время и повышение престижа данного направления способствует приобщению большего количества школьников к данному виду деятельности и дает возможность оценить для себя правильность выбранного профориентационного направления.

2. Язык. Важный инструмент познания. К. Д. Ушинский яростно боролся за высокое постижение родного языка, как неотъемлемого инструмента познания действительности. Метод «объяснительного чтения» стал основой в советской школе, в рамках современной образовательной политике уделяется огромное внимание частоте русского языка.

3. Наука. Опора на науку как метода, определяет педагогику с позиции искусства, исходящее из объективных параметров физиологии и психологии человека, определяющих раскрытие зон развития ребенка. В работе «Человек как предмет воспитания» представлена общенаучная основа для практической работы учителя. Формирование коллектива психолого-педагогического класса должна исходить не только от необходимости в данном направлении, но важным будет: учет психофизиологических особенностей; внутренняя мотивация и профориентация школьника; базовые способности и особенности к тому или иному виду деятельности. То есть, учет личностных характеристик школьника будет определяющим для отбора в процесс профориентационной работы.

4. Труд «Труд в его психическом и воспитательном значении». Образование направлено на подготовку человека к трудовой жизни, по убеждению К. Д. Ушинского. По мнению ученого школьная деятельность должна плавно переходить в жизненную деятельность, а именно познавательную и созидательную. В процессе обучения и воспитания в психолого-педагогических классах учебно-профессиональная деятельность является основополагающей. Следовательно, важно начинать процесс погружения школьников в педагогическую деятельность со старшего школьного возраста, который является наиболее сенситивным к профориентационному направлению. Погружение школьников в педагогическую деятельность должно осуществляться не только с помощью моделирования ситуации, но и пребывания будущих педагогов в реалиях образовательной системы [Гвоздецкий 2010: 224].

Исходя из выделенных положений К. Д Ушинского, подчеркнем, что образование не существует как личный интерес индивида, оно обеспечивает совершенствование деятельности Отечества.

В данном контексте рассмотрение содержания и результатов деятельности психолого-педагогических классов представляется с позиции антропологической педагогики К. Д. Ушинского. В связи с чем, главным результатом допрофессиональной подготовки становится школьник, не только обладающий знаниями и навыками педагогической деятельности, но и способностью стать более прогрессивной педагогической и родительской частью общества, наделенной культурно-образовательным потенциалом. Такой выпускник воспринимает и принимает педагогическую детальность как социальную ценность, что способствует осознанности и мотивированности к результатам педагогической профессии.

Для современной школы такой учитель способен усилить культурные образовательные смыслы и передать их современному школьнику, а также родителям. Основные качества: ответственное отношение, творчество, рефлексия, признание собственного достоинства вытесняют конкуренцию, отсутствие идейности, что помогает утвердить урок как форму рефлексии знания, мотивированности к выполнению заданий, личной ответственности и свободной интерпретации материала, на основе собственного суждения. Такой урок позволит развить социальный интерес у учеников в процессе осознания ими общественных ценностей и социальных норм.

Для воспитания учителя, обладающего гуманизмом, необходимо непрерывное педагогическое образование. Психолого-педагогические классы являются начальным этапом воспитания педагога. Следовательно, в основе такой системы должно быть заложено насыщение текстами культуры в общении, отношениях и материально-пространственной среде. В содержании обучения и воспитания в психолого-педагогических классах должен быть включен процесс анализа текстов, несущих высокие общечеловеческие ценности и идеи, осмысливая их, школьники развивают представление о собственной личности как части национальной культуры и собственной жизни. Тексты культуры несут в себе силу

влияния на переживания и поступки людей, в том случае, если содержание не просто прочитывается, а производится анализ его символов, знаков, подтекстовых смыслов, содержащих культурно-исторический подтекст и воспринимается на подсознательном уровне. В процессе прочтения текстов необходимо совместно со школьниками проводить рефлексию и анализ содержимого, свободно и открыто выслушивая различные точки зрения, превращая беседу в дискуссию. В процессе проведения дискуссии в психолого-педагогических классах по поводу великого культурного наследия русского народа, необходимо подобрать критерии для оценивания значимости для школьника подобных тем. Данный опыт позволит школьникам проникнуться взаимодействием культуры и педагогики.

Решением проблемы дефицита педагогических кадров, а также низкий уровень культуроориентирования современного образования, становится непрерывность педагогического образования и его модернизация. Это означает, что учителя получают возможность постоянно совершенствовать свои навыки и знания, чтобы быть в курсе последних тенденций в образовании и применять их в своей работе. Кроме того, важным шагом является повышение статуса учителя в обществе. Это может быть достигнуто путем признания и поощрения их вклада в образование и развитие молодого поколения. Учителя должны быть справедливо оплачены за свою работу, иметь доступ к профессиональным возможностям роста и развития, а также быть признанными экспертами в своей области. Однако, чтобы привлечь и удержать талантливых специалистов в сфере образования, необходимо также улучшить материальное обеспечение и условия работы учителей. Это включает в себя обеспечение современными учебными материалами и технологиями, создание комфортной и безопасной учебной среды, а также предоставление возможности для профессионального роста и карьерного развития. В итоге, совершенствование подготовки учителей и повышение их престижа являются важными шагами в развитии образования. Это требует сотрудничества всех заинтересованных сторон, включая правительство, образовательные учреждения, учителей и общество в целом. Только совместными усилиями можно обеспечить качественное образование для будущих поколений и создать благоприятную среду для развития нашей страны.

Заключение

В заключении стоит отметить, что в последние годы были предприняты целенаправленные действия на федеральном и региональном уровнях для решения рассмотренной актуальной проблемы. Особое внимание уделяется допрофессиональной педагогической подготовке в рамках системы непрерывного педагогического образования, начальным этапам которой являются психолого-педагогические классы. Опираясь на наследие К. Д. Ушинского, величайшего представителя российской педагогической мысли, отметим его основополагающие идеи для стимуляции поиска новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения, в том числе, и в аспекте психолого-педагогических классов. К. Д. Ушинский предложил использовать отечественные традиции, гражданско-патриотические идеалы и ценности в образовании, чтобы обеспечить России ведущие позиции в современном мире. Он призвал к развитию гармоничной личности и воспитанию гражданских добродетелей. Акцентировал внимание на значимости самообразования и постоянного профессионального развития педагогов. Он считал, что только образованный и компетентный учитель может дать полноценное образование своим ученикам, а его преданность делу и самоотверженность в работе стали примером для многих поколений педагогов, которые должны отображаться и в педагогическом образовании. Сегодня, в эпоху быстрого развития технологий и изменений в образовательной системе, мы можем обратиться к наследию великого ученого-педагога и взять оттуда вдохновение. Его идеи о гармоничном развитии личности, использовании отечественных традиций и культурных ценностей остаются актуальными и стимулируют создание современной, эффективной системы образования.

Список литературы

1. Бороздин Ю. А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2001. 134 с.

2. Вяземский Е. Е. Вклад великого российского педагога К. Д. Ушинского в отечественную педагогику и образование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2023. № 2. С. 18-26.

3. Газиева А. М. Формирование у учащихся педагогических классов готовности к профессиональному самоопределению : дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2009. 140 с.

4. Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 224 с.

5. Дадеркина Н. М. Реализация К. Д. Ушинским идеи народности воспитания в учебных книгах для детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 31 с.

6. Дементьева М. Н. Методологические основания наследия К. Д. Ушинского и их роль в становлении отечественной научной педагогики XIX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2002. 17 с.

7. Исаев Л. Н. К. Д. Ушинский - основатель русской дидактической и методической школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2001. 28 с.

8. Климов Е. А. Школа... а дальше?: (Старшекласснику о выборе профессии). Л. : Лениздат, 1971. 134 с.

9. Крюкова В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях : дис. ... канд. п. наук. СПб., 2004. 228 с.

10. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и психологическим специальностям. М. : Академия, 2008. 318 с.

11. Раджабова Р. В. Идеи народного образования в педагогическом наследии К. Д. Ушинского // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). М. : Буки-Веди, 2017. С. 22-25.

12. Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (на материале педагогических классов) : дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 362 с.

13. Белозерцев Е. П. Русская школа и К. Д. Ушинский. Беседы о великом педагоге. М. : Пересвет, 2007. 303 с.

14. Терещенко Л. А. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников в учебных книгах К. Д. Ушинского: «Детский мир» и «Родное слово» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2001. 20 с.

15. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 6 томах. М. : Педагогика, 1989. 528 с.

16. Хамматова С. А. Антропологическая ориентация современной педагогики в наследии К. Д. Ушинского // Журнал филологических исследований. 2023. № 2. С. 30-32.

References

1. Borozdin Yu. A. Trudovoe vospitanie v pedagogicheskoi sisteme K. D. Ushinskogo [Labor education in the pedagogical system of K. D. Ushinsky]. PhD thesis. Kursk, 2001, 134 p. (In Russ.).

2. Vyazemskii E. E. Vklad velikogo rossiiskogo pedagoga K. D. Ushinskogo v otechestvennuyu pedagogiku i obrazovanie [The contribution of the great Russian teacher K. D. Ushinsky to Russian pedagogy and education]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: History and political sciences]. 2023, no. 2, pp. 18-26. (In Russ.).

3. Gazieva A. M. Formirovanie u uchashchikhsya pedagogicheskikh klassov gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu [Formation of readiness for professional self-determination among students of pedagogical classes]. PhD thesis. Makhachkala, 2009, 140 p. (In Russ.).

4. Gvozdetskii M. Yu. Razvitie idei K. D. Ushinskogo o narodnosti vospitaniya v teorii i praktike otechestvennogo obrazovaniya [Development of the idea of K. D. Ushinsky about national education in the theory and practice of national education]. PhD thesis. Yaroslavl', 2010, 224 p. (In Russ.).

5. Daderkina N. M. Realizatsiya K. D. Ushinskim idei narodnosti vospitaniya v uchebnykh knigakh dlya detei [Implementation by K. D. Ushinsky of the idea of national education in educational books for children]. PhD thesis. Moscow, 2002, 31 p. (In Russ.).

6. Dement'eva M. N. Metodologicheskie osnovaniya naslediya K. D. Ushinskogo i ikh rol' v stanovlenii otechestvennoi nauchnoi pedagogiki XIX veka [Methodological foundations of the heritage of K. D. Ushinsky and their role in the development of Russian scientific pedagogy of the XIX century]. PhD thesis. Ryazan', 2002, 17 p. (In Russ.).

7. Isaev L. N. K. D. Ushinskii - osnovatel' russkoi didakticheskoi i metodicheskoi shkoly [K. D. Ushinsky - the founder of the Russian didactic and methodological school]. Doctoral dissertation abstract. Pyatigorsk, 2001, 28 p. (In Russ.).

8. Klimov E. A. Shkola... a dal'she?. (Starsheklassniku o vybore professii) [School ... and then?. (To a high school student about choosing a profession)]. Leningrad, Lenizdat publ., 1971, 134 p. (In Russ.).

9. Kryukova V. I. Psikhologicheskie faktory vybora tekhnicheskikh professii v sovremennykh usloviyakh [Psychological factors of choosing technical professions in modern conditions]. PhD thesis. Saint Petersburg, 2004, 228 p. (In Russ.).

10. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie. teoriya i praktika [Professional self-determination. theory and practice]. Moscow, Akademiya publ., 2008, 318 p. (In Russ.).

11. Radzhabova R. V. Idei narodnogo obrazovaniya v pedagogicheskom nasledii K. D. Ushinskogo [The ideas of public education in the pedagogical heritage of K. D. Ushinsky]. Aktual'nye zadachi pedagogiki [Actual tasks of pedagogy]. Moscow, Buki-Vedi publ., 2017, pp. 22-25. (In Russ.).

12. Revyakina V. I. Teoriya i praktika doprofessional'noi podgotovki starsheklassnikov k pedagogicheskoi deyatel'nosti (na materiale pedagogicheskikh klassov) [Theory and practice of pre-professional training of high school students for pedagogical activity (on the basis of pedagogical classes)]. Doctoral dissertation. Barnaul, 2002, 362 p. (In Russ.).

13. Belozertsev E. P. Russkaya shkola i K. D. Ushinskii. Besedy o velikom pedagoge [Russian school and K. D. Ushinsky. Conversations about a great teacher]. Moscow, Peresvet publ., 2007, 303 p. (In Russ.).

14. Tereshchenko L. A. Pedagogicheskie osnovy esteticheskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov v uchebnykh knigakh K. D. Ushinskogo. «Detskii mir» i «Rodnoe slovo» [Pedagogical Foundations of Aesthetic Education of Primary School Students in the Educational Books of K. D. Ushinsky. "Children's World" and "Native Word"]. PhD dissertation abstract. Kursk, 2001, 20 p. (In Russ.).

15. Ushinskii K. D. Sobranie sochinenii v 6 tomakh. Moscow, Pedagogika publ., 1989, 528 p. (In

Russ).

16. Khammatova S. A. Antropologicheskaya orientatsiya sovremennoi pedagogiki v nasledii K. D. Ushinskogo [Anthropological orientation of modern pedagogy in the heritage of K. D. Ushinsky]. Zhurnal filologicheskikh issledovanii [Journal of Philological Research]. 2023, no. 2, pp. 30-32. (In Russ.).

Информация об авторе А. С. Фетисов - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет.

Information about the author A. S. Fetisov - Grand Ph. D. (Education), Professor, Head of the Department of Social Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 10.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 20.07.2023.

The article was submitted 10.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 20.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.