Научная статья на тему 'Идейно-художественное своеобразие исторических романов М. Рено'

Идейно-художественное своеобразие исторических романов М. Рено Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
685
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ENGLISH LITERATURE OF THE TWENTIETH CENTURY / HISTORICAL NOVEL / IDEOLOGICAL AND LITERARY ORIGINALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Перевезенцева Анна Юрьевна

Рассмотрено идейно-художественное своеобразие исторических романов английской писательницы М. Рено. Художественная концепция истории и мифа в еѐ романах во многом опирается на идеи Р. Грейвза и Дж. Фрезера. Отличительной чертой исторических романов М. Рено является также ярко выраженное субъективное начало, обусловленное своеобразным жизненным опытом писательницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL AND LITERARY ORIGINALITY OF HISTORICAL NOVELS BY MARY RENAULT

Ideological and literary originality of historical novels by the English writer Mary Renault is examined. The lit-erary concept of history and myth in her novels is based on the ideas of R. Graves and J.G. Frazer. A distinctive feature of historical novels by Renault is the pronounced subjective approach which reflects the author's peculiar experience.

Текст научной работы на тему «Идейно-художественное своеобразие исторических романов М. Рено»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 82-311.6

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ М. РЕНО

© 2011 г. А.Ю. Перевезенцева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

meandr85@list.ru

Поступила в редакцию 11.11.2010

Рассмотрено идейно-художественное своеобразие исторических романов английской писательницы М. Рено. Художественная концепция истории и мифа в её романах во многом опирается на идеи Р. Грейвза и Дж. Фрезера. Отличительной чертой исторических романов М. Рено является также ярко выраженное субъективное начало, обусловленное своеобразным жизненным опытом писательницы.

Ключевые слова: английская литература ХХ века, исторический роман, идейно-художественное

своеобразие произведения.

Изучение английского исторического романа в отечественном литературоведении связано главным образом с исследованием произведений Вальтера Скотта, в творчестве которого окончательно формируется жанр исторического романа. Книги В. Скотта оказывают огромное влияние не только на английских авторов, но и на писателей других европейских стран. С именем Вальтера Скотта исследователи связывают становление исторического романа как жанра, отмечая при этом, что именно «шотландский чародей» в своих произведениях показал значимость народных масс в историческом процессе [1, с. 478].

Изучение художественного своеобразия исторических романов В. Скотта необходимо при исследовании развития жанра в последующие годы. Творчество В. Скотта оказало непосредственное влияние на последующую историческую художественную литературу. «Исторический роман должен был расширить сферу сочувствий, доступных современному читателю. Скотт объяснял ему формы сознания, скрытые за непонятными для него формами культуры» [2, с. 288].

К исторической тематике широко обращались писатели-романтики, однако С.М. Петров отмечает противоречивость историзма романтиков, в творчестве которых идея развития выражалась в абстрактной форме, национальная идея воспринималась как «извечная», «неизменная», а история становилась результатом

деятельности выдающихся исторических личностей [3]. Эту точку зрения разделяют и другие ученые, например, Б.Г. Реизов [4], Н.Н. Воробьева [5].

Важный этап в развитии исторического жанра в литературе XIX века связан с победой реалистических принципов в историческом романе и драме. Завоеванием реализма явилось создание типических социальных характеров, проникновение в сложный процесс борьбы исторических сил, изображение роли народа в истории

- эстетические моменты, уже во многом подготовленные школой В. Скотта (роман «Шуаны» Бальзака, пьеса «Жакерия» Мериме).

А.Г. Баканов в своей книге «Современный зарубежный исторический роман» пишет, что жанровая чистота исторического романа сегодня безвозвратно исчезает. Современная литература расширяет свои проблемно-тематические пристрастия, творит новые жанровые структуры и разрушает барьеры, разделявшие автономные жанровые образования. «В этом отношении исторический роман оказался одной из самых гибких и динамических структур» [6, с. 23].

Творчество английской писательницы ХХ века Мэри Рено (Mary Renault)1 по ряду причин ещё не вошло в научный оборот отечественного литературоведения. Однако исторические романы этого автора, без сомнения, стоят в одном ряду с лучшими образцами этого жанра в творчестве английских писателей ХХ века. 2

В своих исторических романах Мэри Рено обращается к разным периодам истории Древней Греции, отделённой от нашего времени многими веками. Персонажами её произведений становятся как выдающиеся личности, так и герои, упоминание о которых порой встречается в единственном документе; наряду с реальными фигурами действуют вымышленные персонажи. В каждом романе М. Рено по-разному подходит к задаче художественного отражения прошлого в зависимости и от объективных причин (наличие достаточного количества исторических свидетельств), и от авторской идеи, заложенной в произведение.

Обращение к античности имеет прочные традиции в английской исторической прозе. В

XIX веке отражение античной истории мы находим в романах Э. Бульвер-Литтона «Последние дни Помпеи» (The Last Days of Pompeii, 1834), «Павсаний-спартанец» (Pausanias the Spartan, 1876), Т. Мура «Эпикуреец» (The Epicurean, 1827), У. Коллинза «Антонина, или Падение Рима» (Antonina, or The Fall of Rome, 1850), Дж. Уайт-Мелвилла «Гладиаторы. История Рима и Иудеи» (The Gladiators. A Tale of Rome and Judaea, 1863), Дж.Г. Ньюмена «Каллиста» (Callista: A sketch of the Third Century, 1856) и др. В ХХ веке среди английских писателей, предшествовавших М, Рено и обращавшихся к теме античного мира, следует особо выделить Р. Грейвза, («Я, Клавдий» (I, Claudius, 1934) и «Божественный Клавдий» (Claudius the God, 1935), «Золотое руно» (Hercules My Shipmate, 1945) и «Царь Иисус» (King Jesus, 1946).

Интерес поэтов, художников и романистов к античной культуре обусловлен стремлением осмыслить истоки и пути развития современной западноевропейской цивилизации, соотнести прошлое и настоящее как в политическом, так и в культурном плане. Обращение к античности как особое направление западноевропейской мысли было вызвано значительными историкоархеологическими открытиями в Греции и Риме. С конца XVIII века складывается традиция идеализации античного мира, следы которой можно обнаружить и в романах М. Рено 1950— 1980-х гг.

Огромную роль в творчестве М. Рено сыграла поездка в Грецию. Обращение писательницы к античной истории явилось не столько продолжением определённой литературной традиции, сколько результатом личных переживаний, связанных с восприятием древнегреческой культуры. Уже в первом романе - «Последние капли вина» (The Last of the Wine, 1956 г.), где

речь идёт о Греции времен Сократа и Пелопонесской войны, сформировалась творческая манера автора. В этом произведении прослеживаются её основные характерные черты, которые развились в последующих книгах. Так, при работе с историческим материалом М. Рено неизменно отстаивает право автора на собственную точку зрения, и характеры персонажей, хотя и основаны на исторических свидетельствах, подчиняются в первую очередь авторскому замыслу, основной идее произведения. Личности, не поддающиеся однозначным оценкам, особенно привлекательны для художника, т. к. дают возможность различного подхода к воплощению образа. Самое яркое проявление эта черта литературного творчества М. Рено нашла в дальнейшем в исторической трилогии, посвящённой Александру Великому. В этом моменте обнаруживается влияние Р. Грейвза, в чьих романах точка зрения автора на исторического персонажа, как правило, значительно отличается от общепринятой.

М. Рено уделяет большое внимание воссозданию как быта, так и духа, культуры и умонастроений того или иного периода. Так, главный герой дилогии «Тезей» глубоко верит в своих богов и не раз мысленно обращается за помощью к своему небесному отцу Посейдону. Отражение мифологического сознания человека, жившего многие столетия тому назад, является одной из важнейших задач писателя, стремящегося воспроизвести события древности.

Герои произведений «Последние капли вина» и «Маска Аполлона» находятся под влиянием крупнейших мыслителей своего времени -Сократа и Платона, чьи идеи, высказанные самими философами как персонажами книги или изложенные другими героями, во многом определяют концепцию романов, являются лейтмотивами всего произведения. При этом в качестве главного героя М. Рено выбирает не философа, а воина (Алексий в «Последних каплях вина») и актёра (Никерат в «Маске Аполлона»), что позволяет отразить не только мысли философов, но и рецепцию их в общественном сознании эпохи.

Все исторические романы М. Рено объединяет идея величия духа и разума человека. Именно с помощью смекалки и упорства, а не выдающихся физических способностей действует Тезей. Алексий вдохновлён умом и моральной стойкостью своего старшего друга и учителя Сократа. Пример философа во многом определяет систему ценностей главного героя и нравственную концепцию романа «Последние капли вина». В романе «Маска Апол-

лона» (The Mask of Apollo, 1966) М. Рено показывает читателю трагедию Платона, несостоятельность его теории идеального государства из-за несовершенства людей, фактически развенчивает утопию. Невообразимая энергия и верность идее объединения Востока и Запада, следование своей мечте позволяют Александру Великому достичь столь значительного успеха в своих завоеваниях. «Погребальные игры» (Funeral Games, 1981), последний роман трилогии об Александре Македонском, показывает гибель великой империи из-за неспособности наследников престола заменить погибшего полководца, справиться с огромной территорией, завоёванной армией Александра.

В образах Тезея и Александра Великого в романах М. Рено прослеживаются определенные традиции романтизма. Как и писателей-романтиков, М. Рено интересуют в её героях все страсти: как высокие, так и низменные, и контраст этих страстей является ядром образа персонажа. Писательница в реалистической манере изображает формирование характеров своих персонажей в зависимости от жизненных обстоятельств, однако главный принцип реализма

- «типический характер в типических обстоятельствах» - сознательно нарушается автором. Образы главных героев романов М. Рено -Тезея и Александра Великого - не укладываются в рамки понятия о типическом характере, и автор подчёркивает исключительность натуры своих персонажей.

Истоки обращения М. Рено к исторической тематике следует искать не только в личных впечатлениях писательницы, но и в культурной и политической ситуации современного М. Рено мира. П. Вулф, автор книги Mary Renault. By Peter Wolfe полагает, что, несмотря на тот факт, что к жанру исторического романа М. Рено обратилась в 1950-е гг., формирование её мировоззрения, которое потом отразилось в художественной концепции исторических романов писательницы, произошло в 1930-е гг. Исследователь находит параллели между событиями романов и ситуацией 1930-х годов, в частности, спартанское общество в романе «Последние капли вина» он сравнивает с нацистской Германией [7]. Подобное сравнение, на наш взгляд, не имеет под собой достаточных оснований. Существует линия развития исторического романа, предполагающая явные или скрытые аналогии исторических событий прошлого с современной автору действительностью. Основоположником её является Л. Фейхтвангер. Романы М. Рено не могут быть отнесены к этому направлению, т. к. в своих произведениях, посвященных истории Древ-

ней Греции, писательница стремится отразить атмосферу соответствующей эпохи, мировоззрение людей прошлого, и параллели с современным писательнице миром, которые приводит в качестве доказательства П. Вулф, весьма спорны и неубедительны. Причиной обращения М. Рено к историческому жанру стало не желание придать событиям прошлого актуальное, современное для писательницы значение, но интерес к античному миру самому по себе, доказательство чего мы можем найти в комментариях к романам. Однако круг вопросов, поставленных М. Рено в исторических романах, действительно во многом обусловлен обстановкой 1930-х годов.

Несмотря на то что в своих исторических романах М. Рено не проводит прямых аналогий с современностью, она ставит в них вопросы, чрезвычайно актуальные для середины ХХ века. В разных странах мира на протяжении ХХ столетия предпринимались попытки построения «идеального» общества, подчинённого определенной идее, и практически все они заканчивались крахом. Также в очередной раз в истории остро встаёт вопрос, что же является движущей силой человечества: отдельная яркая личность или народные массы, делают ли историю одиночки или исторический процесс обусловлен объективными факторами. Таким образом, исторические романы М. Рено явились своевременными для середины ХХ века произведениями, затрагивающими значимые общественные проблемы.

Литературное творчество М. Рено в жанре исторического романа опирается на опыт предыдущих мастеров этого жанра. При анализе её произведений обнаруживается значительное сходство творческой манеры М. Рено и Р. Грейвза. Роберт Грейвз создаёт свои произведения несколько раньше, чем М. Рено, однако именно с его историческими романами («Я, Клавдий» (I, Claudius, 1934) и «Божественный Клавдий» (Claudius the God, 1935), «Золотое руно» (Hercules My Shipmate, 1945) и «Царь Иисус» (King Jesus, 1946)) и с его теоретическими изысканиями в области мифа мы можем проводить параллели, анализируя творчество М. Рено. Р. Грейвз столь же увлечен античностью, его подход к изображению исторической действительности схож с подходом М. Рено, в основе которого - скрупулёзное изучение исторических свидетельств и авторская точка зрения на исторического персонажа. Сходство обнаруживается также в переосмыслении мифологического материала в художественном произведении.

Миф является неотъемлемой частью культуры ХХ и XXI веков. Проблема мифотворчества

в изобразительном искусстве занимает исследователей за рубежом и в России. «Интерес к мифу в XX столетии не только не угас, но вспыхнул с новой силой, что обусловлено самыми разными причинами, связанными с современной европейской культурой, её происхождением и функционированием. Споры о роли мифологии и мифотворчества, о мифе, в значительной степени подвергнутом модернизации, обновлению смыслового содержания продолжаются» [8].

Современные культурологи пишут, что в

XX веке мы сталкиваемся с интенсивной «ремифологизацией» всей культуры, причём идущей параллельно на нескольких уровнях (художественное творчество, наука, этнография и т. д.). Мифотворческие тенденции в искусстве характеризуются определённой структурой художественного мышления, его ориентацией на создание образов, раскрывающих проблемы бытия на уровне мифологического обобщения и в формах мифа.

Авторское мифотворчество является одной из характерных черт искусства ХХ века. В прошлом столетии искусство вышло на такой уровень переосмысления классического мифологического наследия, который позволяет говорить о «ремифологизации, о поэтическом пересоздании древних историй» [9, с. 295-298] и, наконец, о мифотворчестве, сотворении новых мифов, отвечающих устремлениям современной культуры.

Авторы, обращающиеся к теме мифа, могут выбрать разные способы работы с имеющимся материалом. Во-первых, существует путь художественного переложения мифологического сюжета. Этот метод достаточно плодотворен ввиду огромного количества мотивов и образов, предоставляемых мифами народов мира. Кроме того, очень часто в пределах одной мифологической системы существуют разные трактовки характеров одних и тех же героев и различные варианты сюжетов. Это даёт писателям возможность выбрать тот или иной вариант в соответствии с собственными воззрениями и художественной концепцией произведения.

В ХХ веке получил также распространение путь создания новой мифологии.

Пути возникновения авторского мифа различны. Это может быть своеобразная интерпретация традиционной мифологии, когда образы мифологических персонажей и сложившиеся сюжеты значительно измененяются в соответствии с художественной концепцией автора.

Второй путь возникновения авторского мифа - смешение различных, иногда не связан-

ных между собой преданий и легенд. Используя мотивы нескольких мифологических систем, писатель выстраивает свой собственный миф, определяет место в нём героев, перерабатывает сюжеты таким образом, чтобы привести их в соответствие с какой-то одной линией.

Наконец, автор может создавать свою собственную мифологическую систему, пользуясь лишь логикой построения мифа, определёнными законами мифологического времени и пространства. Этот путь наиболее сложен для автора, и, как правило, писатели всё же обращаются к тем или иным уже существующим мифологическим образам, чтобы облегчить читателям восприятие сюжета.

Романы Р. Грейвза и М. Рено представляют собой яркие примеры авторского мифотворчества. В 1940-1950-е гг. появляются работы Р. Грейвза историко-мифологического характера, явившиеся результатом изучения древнейших мифологических пластов разных народов мира. Увлечение Р. Грейвза разработкой универсальной концепции Белой Богини - некоего единого образа богини-матери, лежащего в основе всех мифологий, и борьбы Бога молодого, нарастающего года с Богом старого, убывающего года критиковалось крупнейшими знатоками древних мифов [10] с момента издания книги «Белая богиня» (1948 г.), которую сам автор назвал «исторической грамматикой поэтической мифологии». Однако при работе над своими романами М. Рено отдаёт явное предпочтение исследованиям, в которых чётко прослеживается идея матриархата в доисторические времена, несмотря на то что многие ученые ставят этот момент под сомнение [11]. В частности, она обращается к работам Дж. Фрезера «Золотая ветвь» и Р. Грейвза «Мифы древней Греции».

Историческая дилогия «Тезей», включающая романы «Царь должен умереть» и «Бык из моря» (The Bull from the Sea, 1962), посвящена жизни и подвигам афинского героя.

Анализ дилогии «Тезей» показывает, что она содержит нечто большее, чем художественный пересказ мифологического сюжета. М. Рено сплетает воедино миф и историю, заполняя пробелы и лакуны собственными догадками. Объединение мифологических сюжетных линий, исторических данных и психологических мотивов обуславливает специфику авторского мифотворчества М. Рено.

Романы «Царь должен умереть» и «Бык из моря» написаны от первого лица, от имени самого Тезея, и уже в этом раскрывается художественный замысел автора - показать всё, «как

было на самом деле». М. Рено использует данные археологических раскопок и исторических исследования и собственную фантазию, чтобы придать мифу о Тезее наиболее правдоподобные, реальные черты. Фантастическое в мифе находит вполне разумное объяснение, что придает повествованию реалистичность.

Название книги «Царь должен умереть» подчёркивает ключевой конфликт в романе, а именно замену матриархальной системы, согласно которой правящая царица каждый год выбирает нового царя, принося его в жертву после года беззаботной жизни в лучах славы во время ритуала, символизирующего смерть и возрождение посевов. Истоки такой интерпретации мифологического сюжета находятся в работах Дж. Фрезера и Р. Грейвза, которые придавали большое значение магическим ритуалам, связанным с вегетативными культами умирающего и возрождающегося бога.

Романы Мэри Рено наполнены также психологическими мотивировками. Писательница обращается к работам З. Фрейда и творчеству Д.Г. Лоуренса (в частности, к роману «Сыновья и любовники») и использует их идеи в большинстве своих произведений [7, р. 27]. Во многих романах М. Рено находит отражение тема сложных и запутанных отношений матери и сына, сочетающих в себе любовь и ревность, слепое обожание и стремление сына вырваться из-под материнской опеки. Чётче всего эта линия прослеживается в романах об Александре Великом. Причина внимания писательницы к проблеме взаимоотношений ребёнка с матерью кроется в её собственном опыте. Д. Свитман в биографии Мэри Рено придаёт большое значение весьма непростым отношениям будущей писательницы со своей матерью Клементиной [11].

Таким образом, отличительной чертой исторических романов Мэри Рено является то, что в основе их лежат в первую очередь личные переживания и убеждения автора. Начиная с выбора темы и заканчивая работой над образами персонажей, М. Рено опирается на внутренние ощущения, на собственную интуицию, что не исключает тем не менее тщательной работы с историческими свидетельствами и научной литературой. Такой подход в целом свойственен женской прозе, имеющей в английской литературе богатую традицию.

В соответствии со своими идеями, опирающимися на жизненный опыт, писательница выстраивает сюжетно-композиционную структуру романов, акцентируя внимание читателя на тех моментах, которые, может быть, не сыграли большой роли в истории, но дают возможность

полнее отразить позицию автора. Доказательством этого утверждения могут служить, например, отношения Александра Великого и Багоаса -персидского евнуха, которым уделяется огромное внимание в романе «Персидский мальчик» и практически никакого - в исторических документах. Сознательно усиливая эту линию, автор привлекает внимание читателя к вопросу «однополой любви». В дилогии «Тезей» одним из ключевых моментов является свержение культа Богини в Элевсине. Согласно традиционной интерпретации мифологического сюжета, Керкион - царь Элев-сина, который заставлял путников бороться с собой и убивал их. В романе М. Рено Керкион предстает перед читателем мужем действительной правительницы Элевсина, которая представляется Персефоной. Царствование его длится год, после чего, как правило, его убивает следующий царь. Керкион - это даже не собственное имя, а общее для всех мужей Царицы, ни один из которых практически ничего не решает в государстве. Авторская трактовка этого сюжета, отличная от общепринятой, позволяет М. Рено подчеркнуть идеи матриархата и важность ритуалов, связанных с культом умирающего и возрождающегося бога в доисторическом обществе.

Тема «однополой любви», встречающаяся практически во всех романах писательницы, напрямую связана с личным опытом М. Рено, прожившей долгие годы с Джулией Маллард. За внимание к данной теме одни превозносили писательницу, другие осуждали. Несмотря на то что взгляды современного общества отличаются большей толерантностью, подобные разногласия в кругу читателей и критиков остаются и в наше время.

Собственные воззрения автора, облечённые в форму исторического романа, обуславливают идейное своеобразие произведений М. Рено. Не нарушая чистоты жанра, достаточно строго следуя имеющимся историческим документам, писательница ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые позволяют раскрыть волнующие её проблемы и личного, и философского характера. В исторических романах М. Рено сильно субъективное начало, определяющееся своеобразным жизненным опытом писательницы. В них объединены исторические данные, мифологические сюжеты, психологические мотивы и личные переживания автора, причём осмысление исторического материала и художественная структура романов подчинены стремлению писательницы отразить собственные воззрения как на античную эпоху и ее героев, так и на философские вопросы, волнующие человечество на протяжении всей его истории.

Примечания

1. Настоящее имя писательницы - Эйлин Мэри Чаллэнс (Mary Challans). Она родилась в 1905 году в Лондоне (Великобритания). Романы 1930-1940-х гг. посвящены современности. С 1950-х гг. обращается к жанру исторического романа. Наибольшую популярность завоевали ее произведения, в основе которых история и мифы Древней Греции. Мэри Рено умерла в 1983 г. в Южной Африке.

2. М. Рено написаны следующие исторические романы: «Последние капли вина» (The Last of the Wine, 1956 г., в русском переводе известен также как «Последняя чаша»), дилогия «Тезей» (Theseus, 1958-1962 гг.), включающую романы «Царь должен умереть» (The King Must Die, 1958 г.) и «Бык из моря» (The Bull from the Sea, 1962 г.), «Маска Аполлона» (The Mask of Apollo, 1966 г.), «Поющий славу» (The Praise Singer, 1978), трилогия «Александр» (Alexander the Great, 1969-1981 гг.), в которую входят романы «Небесное пламя» (Fire from Heaven, 1969 г.), «Персидский мальчик» (The Persian Boy, 1972 г.) и «Погребальные игры» (Funeral Games, 1981 г.).

Список литературы

1. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.-Л.: Худож. лит., 1965. 498 с.

2. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький: Изд-во ГГУ, 1960. 478 с.

3. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. М.: Учпедгиз, 1961. 224 с.

4. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур, Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 373 с.

5. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера, М.: Наука, 1978. 264 с.

6. Баканов А.Г. Современный зарубежный исторический роман, Киев: Выща Школа, Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1990. 182 с.

7. Wolfe Peter, Mary Renault. By Peter Wolfe. New York: Twayne, 1969. 198 pp.

8. Воеводина Л.Н. Мифотворчество в ХХ столетии // Информационно-аналитический журнал «Факт». 2001. № 9. [Электронный ресурс] URL: http://www.fact.ru (дата обращения 14.05.2010)

9. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 2000. 407 с.

10. Тахо-Годи А.А. Роберт Грейвс - мифолог-поэт (Послесловие) // Р. Грейвз. Мифы древней Греции, пер. с англ. Лукьяненко К.П., под ред. и с послесловием Тахо-Годи А.А. М.: Прогресс, 1992. С. 577-585.

11. Sweetman D. Mary Renault: a biography. San Diego New York London: A Harvest book, 1994. 322 pp.

12. Renault, Mary. Fire from Heaven. New York: A division of Random House, Inc., 2002. 375 pp.

13. Renault, Mary. The Bull from the Sea. New York: A division of Random House, Inc., 2001. 343 pp.

14. Renault, Mary. The King Must Die. New York: A division of Random House, Inc., 1988. 338 pp.

15. Renault, Mary. The Last of the Wine. New York: A division of Random House, Inc., 2001. 389 pp.

16. Renault, Mary. The Mask of Apollo. New York: A division of Random House, Inc., 1988. 373 pp.

17. Renault, Mary. The Persian Boy. New York: A division of Random House, Inc., 1988. 420 pp.

18. Renault, Mary. Funeral Games. New York: A division of Random House, Inc., 2002. 336 pp.

19. Рено М. Маска Аполлона, пер. с англ. Усова Г.С., М.: Эксмо; СПб: Домино, 2006. 480 с.

20. Рено М. Небесное пламя, пер. с англ. Чеботарева Е.А., М.: Эксмо; СПб: Домино, 2007. 496 с.

21. Рено М. Персидский мальчик, пер. с англ. Ко-вжун А.Б. СПб: Амфора, 2005. 742 с.

22. Рено М. Погребальные игры, пер с англ. Юр-кан М.Ю. М.: Эксмо; СПб: Домино, 2009. 416 с.

23. Рено М. Последние капли вина, пер. с англ. Маринина Э.Х., М.: Эксмо; СПб: Домино, 2007. 512 с.

24. Рено М. Тезей, пер. с англ. Швейник Г.Ф. М.: Республика, 1992. 521 с.

IDEOLOGICAL AND LITERARY ORIGINALITY OF HISTORICAL NOVELS BY MARY RENAULT

A. Yu. Perevezentseva

Ideological and literary originality of historical novels by the English writer Mary Renault is examined. The literary concept of history and myth in her novels is based on the ideas of R. Graves and J.G. Frazer. A distinctive feature of historical novels by Renault is the pronounced subjective approach which reflects the author's peculiar experience.

Keywords: English literature of the twentieth century, historical novel, ideological and literary originality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.