УДК: 821.111(091)
ББК: 83.3(Вел)
Садомская Н.Д.
ИДЕЙНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМПЕРИИ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
Sadomskaya N.D.
IDEOLOGICAL AND AXIOLOGICAL COMPLEX OF EMPIRE IN ENGLISH LITERATURE AT THE TURN OF THE NINETEENTH AND TWENTIETH CENTURIES
Ключевые слова: идейно-аксиологический комплекс «Британская империя», активизм, жизнь идей в литературе, имперский героический этос, романтизм и реализм, образ героической личности, лирика У.Э. Хенли.
Keywords: ideological and axiological complex "British Empire ", activism, the life of ideas in literature, imperial heroic ethos, romanticism and realism, the image of the heroic personality, the lyrics of W.E. Henley.
Аннотация: статья отражает результаты исследования вопроса о взаимодействии идейно-аксиологического комплекса империи и художественного творчества английских писателей-активистов, к числу которых принадлежат Т. Карлейль, Ч. Кингсли, У.Э. Хенли. Доказывается, что этот комплекс, будучи отражен в литературе, упрощается. Сочувственное отношение к культурному поведению героя, приближенного к идеалу, находит выражение в имперском героическом этосе, который, как показывает автор статьи, формировался разными способами. Среди них - концепция «мужественного христианства», поддержанная воспитательными принципами доктора Арнольда, героизация нации через создание образа героической личности в философско-эстетических произведениях Т. Карлейля, Ч. Кингсли, в прозе и лирике. Особое внимание уделяется воплощению имперской идеи в лирике У.Э. Хенли. Анализ ряда произведений активистов дает возможность установить общие принципы, среди которых образ деятельной личности, действующей в интересах империи, воплощение темы воли к власти, воспевание активности и воинственности как в связи с преодолением собственных слабостей, так и в связи с философской идеей дионисийской сублимации героического.
Abstract: this article reflects the results of the study on the interaction of the ideological and axiological complex of the Empire and the artistic creativity of English activist writers, to whom Charles C. Kingsley, E. Lang and W.E. Henley are referred to. It is demonstrated that the complex, being reflected in literature, is simplified. The sympathetic attitude to the cultural behavior of the hero, who is very close to the ideal, is presented in the imperial heroic ethos, which, as the author of the article shows, was shaped in various ways. Among them - the concept of "courageous Christianity" supported by Dr. Arnold's educational principles, the glorification of the nation through the creation of a heroic personality image in the philosophical and aesthetic works of T. Carlyle, C. Kingsley, in prose and lyrics. Particular attention is paid to the embodiment of the imperial idea in the lyrics of W. E. Henley. The analysis of a number of activist works provides an opportunity to establish universal principles including the image of an active person acting in the interests of the empire, the embodiment of the theme of the will to power, chanting to the praises of activity and militancy both in connection with overcoming one's own weaknesses and philosophical idea of the heroic Dionysian sublimation.
В конце Х1Х века в Великобритании имперская идея выступает как общепринятая система ценностных координат и зани-
мает важное место в викторианской картине мира. С.А. Богомолов определяет имперскую идеологию как «образ мира», мотиви-
рующии поведение и ориентации тех индивидов, которые идентифицируют себя с данноИ империей»1.
Дж. Маккензи указывает на значительное воздействие, которое имперская идея оказывала в конце XIX века на всю английскую культуру, превращаясь в «популярный империализм». Он предлагает рассматривать политические идеи империи в единстве с изучением беллетристики, средств массовой информации, образования, общественных движений2. Отечественные исследователи также отмечают влияние имперской идеи на национальный характер в эпоху королевы Виктории3.
Важную роль в литературном процессе рубежа Х1Х-ХХ веков в Англии играет движение активистов (У.Э. Хенли, Р. Киплинг, Г.Р. Хаггард и др.), названных отечествен-
4
ными литературоведами неоромантиками . Активисты, достаточно осознанно симпатизируя идеалам империалистического идейного течения, пользовались вторично де-концептуализированными «принципами практического разума», создавая свою модель мира, устойчивыми ценностно-нормативными характеристиками которого являлись изображаемое место действия (чаще всего поле брани), значение его атрибутов (оружие), сочувственное отношение к культурному поведению героя, приближенного к идеалу.
Идеология, которая находит воплощение в художественной литературе, принципиально отличается от «официальной», обладает в качестве главной характерной особенности аксиологической и прагматической направленностью мысли субъекта, творящего идеологемы, отражающие его
1 Богомолов С.А. Имперская идеология как система ценностей / С.А.Богомолов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Политика и право. - 2009. - № 4. -С. 39. 37-45.
2 Mackenzie, Imperialism and Popular Culture / J.M. Mackenzie, Ed. Manchester univ. press .1986
3 Проскурнин, Б.М. Английская литература 1900—1914 (Дж. Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Ло-уренс) / Б.М. Проскурнин. Пермь.: Изд-во Пермского университета,1993. - С. 9.
4 Анализ данного вопроса см.: Садомская Н.Д. Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература на рубеже Х1Х-ХХ вв. Дис.... Д.ф.н. -Оренбург 2006. - С. 63-99.
цели, замыслы, пристрастия . Таким образом, имперское самосознание не только впитывало новые идеи, но и формировало собственное представление о ценностях, среди которых важную роль играл имперский героический этос, сформировавшийся в английской литературе в более раннюю эпоху на основе героического эпоса как устойчивого набора нравственных ориентиров личности.
В середине XIX веке этим идеалам следовала воспитательная концепция доктора Т. Арнольда (1795-1842), директора школы Регби. В художественной форме о ней рассказывает в своем романе «Школьные годы Тома Брауна» (1857) Т. Хьюз (1822-1896). Концепция доктора Арнольда основывается на идее «мужественного христианства», совмещающей христианские добродетели с физической силой, спортивностью, патриотизмом.
Знаком идеологического преломления социальной действительности с позиций ранее сформированного идейно-аксиологического комплекса выступает поведенческий стереотип героя. Викторианский XIX век, став олицетворением «продажности», «негероичности», оказался в
большей степени «воплощением благоразу-
6
мия», чем «возвышенного чувства» , а поэтому нуждался в новых импульсах, которые мог бы получить посредством имперской идеи. В конце XIX века поиск условий героизации нации стал этической задачей защитников имперского мифа, стремившихся любой ценой показать привлекательность имперских захватов для простого человека. Обыватель получил моральное удовлетворение и материальные выгоды от империи. На эти основы опирался имперский менталитет викторианцев. Не менее «привлекательными» оказались для массового сознания тезисы о цивилизаторской миссии Великобритании в колониях и выгодности имперских территорий для процветания метрополии.
Щукин В.Г. Идейное течение как предмет литературоведческого анализа / В.Г. Щукин // Филологические науки. 1992. № 2. С. 21.
6 Sandison, A. The Wheel of Empire: A Study of Imperial Idea in some Late Ninetieth Century Fiction / A. Sandison. L.; N.-Y., 1967. Р. 5.
Литература всегда стремилась к созданию образа героической личности. Герои могут занимать любую ступень социальной иерархии, принадлежать к разным конфессиям, но их главная способность - защитить, выступить на стороне слабого, утвердить высокие идеалы служения, моральное превосходство. В конце XIX века викторианский здравый смысл, пронизывая все сферы духовной жизни, проявляясь в рассудочности и буржуазности мышления, заставлял новое поколение представителей искусства и литературы весьма критично относиться к идеалам респектабельности собственника и вновь устремиться к романтической трактовке человека.
Вслед за доктором Арнольдом английская литература сосредоточилась на вопросе героической личности и героическом служении в контексте имперской идеологемы. Можно с уверенностью сказать, что героический культ ведет свое начало из работ Т. Кар-лейля (1795-1881). Будучи философом, писателем, историком, Карлейль обратился к проблеме героизма в философском романе «Sartor Resartus» (1838), в курсе лекций «О героях, культе героев и героическом в истории» (1840-1841). Карлейль утверждал: «Богатство мира состоит именно в оригинальных людях. Благодаря им и их творениям, мир есть мир, а не пустыня. <...>. Мир, полный героев вместо целого мира глупцов, в котором ни один доблестный король не может царствовать - вот, чего мы добиваемся»1. В своих рассуждениях о герое Т. Карлейль оставался на позициях критики буржуазной цивилизации. Герой в карлейлевском смысле слова - выдающаяся личность, принадлежащая дворянскому сословию, героическая натура, свершитель подвигов и победитель злых сил - стал традиционным персонажем в романтическом романе. Взгляды Т. Карлейля на героическую личность были близки Б. Дизраэли (1804-1881), сыгравшему видную роль в формировании империалистического идейного движения и видевшему в дворянстве «наследственных защитников» народа против буржуазии2.
1 Карлейль Т. Теперь и прежде /пер. с англ. / Т. Карлейль. М., 1994. - С. 3301.
2 Клименко, Е.И. Английская литература первой половины XIX века / Е.И. Клименко. Л.: ЛГУ, 1971. - С. 124.
Среди писателей - старших современников неоромантиков-активистов, вызывавших неизменный интерес в конце XIX века, -был Ч. Кингсли (1819-1875), о котором сохранялась слава как о человеке храбром и верящем в свое дело. В 1848 году он поддержал направление «моральной силы» в чартистском движении и написал роман о положении рабочих («Олтон Локк», 1850). Чарльз Кинг-сли был приходским священником, капелланом королевы Виктории (1856), а затем видным профессором современной истории в Кембридже (1860-1869). Его перу принадлежали произведения разных жанров, среди которых драма («Трагедия святой», 1848), публицистика, лирические стихотворения, романы (исторические романы «Ипа-тия»,1853 и «Хереуорд»,1866, приключенческий «Эй, на Запад!»,1855). Несколько произведений были созданы Ч. Кингсли для детей. Среди них «Главк, или Чудеса глубин» (1855) - рассказ о морской фауне и флоре, навеянный идеями и открытиями Ч. Дарвина. В 1856 году были опубликованы сделанные Ч. Кингсли переложения мифов Древней Греции - книга «Герои», которой восторгался Э. Лэнг. В сказке «Дети воды» (1863) Кингсли предложил аллегорию путей морального восхождения человека. История маленького Тома, ставшего «ребенком воды», - это история «очищения», преображения маленького трубочиста. Н. Демурова пишет: «Жизнь Тома в воде есть, по сути, своеобразно преображенная Кингсли идея христианского чистилища, идея постепенного очищения от земной скверны» . Можно говорить о трех стадиях «очищения» Тома: свободная жизнь в природе, развивающая инстинкты и любознательность; жизнь с детьми вод, дающая «моральное воспитание»; и наконец, «долгий аллегорический поиск, во время которого Том должен не просто избавиться от собственных отрицательных качеств, но и обучиться активной доброте, что сделает его «достойным жизни небесной»4. Эти «стадии» показывают путь формирования «мускулистого христианина», т.е. человека, от-
3 Демурова, Н.М. «Июльский полдень золотой...»: статьи об английской детской книге / Н.М. Демурова. М.: Издательство УРАО, 2000. - С. 133.
4 Там же.
личающегося не только физическим здоровьем, но и внутренней гармонией, энергией, трудолюбием. Эти идеи Ч. Кингсли не могли не привлекать, в частности, Г.Р. Xаггарда (1856-1925), с его личным кодексом трудолюбия, верности моральным нормам, стоического служения идеальному государству.
Героическая тема нашла отражение в творчестве Р. Браунинга (1812-1889) и А.Теннисона (1809-1892). Для Р. Браунинга феномен героизма был предметом размышления о несовершенстве человека, который может совершать великие деянии только тогда, когда стремится сделать больше, чем способен. Поэтому истинный героизм по Браунингу - самоотречение, отказ от признания, наград, что демонстрирует полководец Лурия (трагедия «Лурия», 1846). Если для Браунинга героическое - вечное явление, не зависящее от конкретного содержания эпохи, то поэт-лауреат А.Теннисон уже в начале своего пути, в 40-е годы, считал, что героическое навсегда ушло из современной действительности, оставшись во временах античности и средневековья. Вместе с тем до конца своей жизни Теннисон сохранил представление о чувстве превосходства цивилизованного человека перед «дикарем», нашедшее выражение в поэме «Локсли Xолл» (1842). В поэме «Смерть Артура», вошедшей в цикл «Королевские идиллии» (полное издание в 1891), Тенни-сон выразил надежду на возвращение героического духа в жизнь современной Англии.
Если Карлейль, Браунинг, Теннисон искали героев в прошлом, то У. Вордсворт и С. Кольридж обнаружили их, неприметных, в обыденной жизни, о чем свидетельствовал сборник «Лирические баллады» (1798). И этот поиск был продолжен Ч. Диккенсом и У.М. Теккереем, о чем пишет Е. Клименко: «Для английских реалистов, Диккенса и Теккерея, героика незаметных людей обладала наибольшей притягательной силой. При этом она получала отражение в романе, который тогда считался жанром более низким, чем поэтическое творчество <...>. Наиболее полное и теоретически обоснованное выражение героика скромных натур получила в шедевре Теккерея «Ярмарка
тщеславия»1.
Интерес к судьбе заурядной личности был важной составляющей духовной жизни Англии во второй половине XIX века, когда широко распространились либеральные воззрения, пропагандистом которых выступил Дж. С. Милль (1806-1873). Будучи убежденным рационалистом, Милль стремился обосновать свои взгляды биологическими законами, которым подчинен человек вне зависимости от своего социального происхождения. В своем учении о морали он выдвинул в качестве основного принципа стремление доставить наибольшему числу людей и животному миру существование, свободное от страданий и богатое наслаждением. В книге «О свободе» (1859) Милль настаивал на полном невмешательстве государства в частную жизнь граждан, защищал свободу личности в делах и мыслях и выразил обеспокоенность пустотой интересов, излишней расчетливостью, отсутствием энергии, которые он видел в вик-торианцах.
Культ силы поддерживался ницшеанской идеей сильной личности, в которой нуждалась Британская империя, и распространялся на моральные требования, предъявляемые воинам империи. Сильное государство - сильные армия и флот2, поэтому олицетворением героического начала стали мужественные солдаты и офицеры из рассказов Р. Киплинга. Но рядом с ними вполне заслуженно стоят Финдлейсон, строитель моста в Индии, и его помощник, а также герой рассказов Конан Дойля Шерлок Xолмс и его друг доктор Ватсон и, конечно же, любимый герой многих романов Г.Р. Xаггарда охотник и путешественник Аллан Квотермейн. Солдат и офицер, инженер, строитель, служащий и просто охотник выполняли в далеких колониальных землях высокую миссию британца - нести свет разума, много трудиться на благо империи, просвещать и защищать малых сих в соответствии с широко распространившимся в
1 Клименко, Е.И. Английская литература первой половины XIX века [Текст] / Е.И. Клименко. Л.: ЛГУ, 1971- С.127.
2 Парфенов, И.Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX века / И.Д. Парфенов. М.: Наука, 1991. - С. 47.
британской культуре мифом о «бремени белого человека». Такой герой разделяет идеалы империи, готов сражаться за них и претерпевать разного рода трудности.
Тип имперского героизма нашел отражение не только в романах или рассказах, но и в лирической поэзии, в частности, в творчестве У.Э. Хенли (1849-1903).
У.Э. Хенли был связан тесными дружескими узами со Стивенсоном, хорошо знал Киплинга и Хаггарда. В 80-90-х годах XIX века он был редактором, благодаря чему на страницах «Мэгэзин оф арт» (18811886), «Скотс Обсервер» (1888-1894), «Нью Ревью» (1895-1898) были опубликованы произведения Т. Гарди, Р. Киплинга, Г. Джеймса. Он составлял антологии, написал труд в семи томах «Слэнг и его аналоги» (Slang and its Analogues, 1890-1904). Перу У.Э. Хенли принадлежало несколько поэтических сборников: «Книга стихов» («A Book of Verses», 1888), «Песня меча и другие стихи» («The Song of the Sword and other Verses», 1892), «Лондонские волонтеры» («London Voluntaries»,1893), «На благо Англии» («For England's Sake», 1900). В восьмидесятые годы он редактировал «Журнал Искусства» издательства «Кас-селз». Его отличал грубый и вспыльчивый характер, он был упрямым и своевольным консерватором, но любовь к литературе побеждала все эти особенности его личности1. Хенли умел видеть талантливого писателя и хорошо понимал, какое произведение можно выгодно опубликовать. Со многими своими современниками-писателями он сначала общался как редактор, а потом и как хороший знакомый. В жизни и деятельности неоромантиков-активистов Хенли выполнял сразу две функции - он был певцом движения, слагавшим романтические баллады, и рулевым, помогавшим своим друзьям выпустить книги в свет. Боевым и воинственным духом своих лирических произведений он способствовал распространению идей активизма.
Поэзия У.Э. Хенли вливалась в хор голосов, воспевавших Британию, королеву, воинственную готовность служить им и пасть на поле битвы. Однако патриотизм
1 Кагарлицкий, Ю.Э. Вглядываясь в грядущее / Ю.Э. Кагарлицкий. М.: Книга, 1989. - С. 128.
Хенли не всегда был «джингоизмом». В 1878 году он написал цикл «Отзвуки» («Ehoes»), содержавший стихотворения, близкие народным балладам и выражавшие естественное чувство любви к Родине. В них показаны беды страны, любовь к дому, радость моряка при мысли о возвращении на родной берег, гордое ликование при виде стягов, свободно развевающихся на сильном ветру, - все, что соединяет простых людей в естественный союз, и в этом Хенли следовал традициям старинных шотландских баллад. Эти стихи выгодно отличаются от поздних произведений, пронизанных агрессией.
В 1893 году Хенли выпустил из печати антологию «Героическая лира», куда включил стихи для мальчиков. Предисловие содержало важную авторскую мысль: «Продолжить силой искусства красоту бытия, великолепие битвы и приключения, воспеть благородство верности, чтобы способствовать утверждению священного чувства пат-риотизма»2. Среди произведений, помещенных в антологию, находилось стихотворение Э. Лэнга «Белый Паша» («The White Pasha»), в котором говорится о смерти Гордона, стихотворение «Мать и сын» («Mother and Son») Стивенсона - просьба к матерям не оплакивать раньше времени сыновей, выполняющих свою миссию, «Баллада о Западе и Востоке» («The Ballad of East and West») Киплинга, где идея героизма соединяется с мыслью о разнице между западом и востоком. У.Э. Хенли опубликовал в этом сборнике и свое стихотворение «Invictus» («Непобежденный»):
Из ночи, скрывшей нас, - как ров меж полюсами мира, черной, -
Благодарю за то богов, что дух мне дали непокорный.
В тисках превратности земной не вскрикнул я, не содрогнулся;
С окровавленной головой под обухом я не согнулся;
Хоть за юдолью зла и слез лишь ужас мрака ждет и казни,
Я годы, полные угроз, встречал и
2 Lyra Heroica. A book of verse for boys/Selected and arranged by William Ernest Hely: N.-Y. Charles Scribner's sons- 1898. - P.VII. https://catalog.hathitrust. org/Record/008661593
встречу без боязни.
И как врата ни узки дней, как наказанья ни ужасны, -
Я - капитан души своей, своей судьбы хозяин властный1.
Земной удел человека - страдания, и только «непокорный дух» дает ему возможность остаться властным хозяином своей судьбы, а для активиста это непреложное обязательство. У.Э. Хенли всю жизнь стремился на практике осуществить свой «активистский» идеал. Хорошо известно, какую поддержку он оказал Р.Л. Стивенсону, симпатизируя его жизненной активности, энтузиазму, оптимизму. Большую роль сыграл Хенли в переоценке места Байрона в истории английской литературы, что в конце XIX века расценивалось как вызов викторианским стандартам, не принимавшим личность и творчество Байрона как бунтующего мятежника.
В 1900 году Хенли объединил свои патриотические стихотворения и поэмы в сборнике «На благо Англии» («For England's Sake»), в котором звучала ностальгия по прошлому и стремление найти родственные души. Патриотизм здесь понимается Хенли как культ национальной семьи. В стихотворении «Боярышник и Лаванда» возникают аллюзии с поэмой Эдмунда Спенсера (1552-1599) «Королева Фей» (1596), и это позволило Хенли выразить восхищение королевской властью и царствующей королевой Викторией. Служа королеве, Поэт становится ее рыцарем. Так Хенли, человек рубежа Х1Х-ХХ веков, погружаясь в воображаемое прошлое, пытался найти свое место в цепи времен.
А. Федоров одним из первых отечественных литературоведов показал особенности эстетики У.Э. Хенли, подчеркнув, что «с позиций своего активизма Хенли настойчиво стремился противостоять декадентским тенденциям в современном мировоззрении и эстетике, провозглашая полнокровный жизненный идеал, воплощенный в лучших произведениях романтизма»2. Но не
1 Пер. А. Курошевой // Антология новой английской поэзии, 1937. - М.: Захаров, 2002. С. 151.
2 Федоров, А.А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е гг. XIX века) /
А.А. Федоров. Свердловск, 1990. - С. 78.
следует забывать, что патриотические идеи, выраженные Хенли в последнем сборнике стихотворений «На благо Англии», связаны с шовинизмом, и это надолго отвратило от него не только публику, но и исследователей. В стихах Хенли вставал образ героя-патриота, активиста, даже националиста, отважного воина, находящего наслаждение в служении королевской власти на поле боя, где он не страшится сложить голову в ее честь.
«Гимном активизму» является поэма У.Э. Хенли «Песнь Меча» («The Song of the Sword», 1892), в которой отразилось своеобразие того исторического момента, когда многие англичане разделяли имперский идеал. Следуя давней традиции, сложившейся в европейской литературе, он, подобно Карлейлю, Теннисону, воспел «очистительную, благородную, искупительную войну». Перефразируя библейскую символику, Хенли говорит, что «вначале был Меч». Поэма пронизана атмосферой фантасмагорического сновидения. Повествование ведется от лица Меча, который становится олицетворением глубинных инстинктов человека: «Это голос из самого сердца Меча». Этот голос «грохочет повелительно» и агрессивно, рассказывая миф о своем происхождении. Пока не было Меча, человек «был «беззащитен/ Погружен в раздумья, распростерт ниц и бессилен, / Он был хрупок, его легко было победить в бою»3. И Бог дает человеку Меч, который должен принести ему силу и могущество. Во второй части стихотворения Хенли воспел опьянение сражением, экзальтацию военного героизма, изобразил помутнение разума в огне баталии, агрессивную жажду смерти. В третьей части поэт говорит, что мир, завоеванный человеком при помощи Меча, стремительно расширяется и теперь человек должен восстать против всех своих врагов и врагов Англии. Меч сеет «красоту смерти», повсюду сочится кровь. В своем странном, жестоком монологе Меч воспевает силу смерти, при помощи которой он готов обрушиться на своих врагов-викторианцев, слабых, изнеженных, обессилевших. А. Гулльем пишет: «Активизм
3 The song of the sword fnd other verses by .W.E.Henly -London, 1892. https ://www. gutenberg.org/files/24363/24363-h/24363-h.htm. Пер. мой.- Н.С.
Хенли одновременно антинаучный и антихристианский, провозглашает грубую языческую <....> силу, присоединяясь к нечеловеческим законам»1, в этом состоит декадентский дух стихотворения. Военное могущество вообще и Англии в частности так же, как миссионерская роль английской нации, имели в глазах Хенли-активиста религиозное и моральное превосходство над другими человеческими ценностями.
Написанное верлибром, стихотворение напоминает памятник средневековья, изобилующий преувеличениями, нагромождением образов: «The Iron Beneficence», «Hilted with government», «the abysmal Fecundity», «the full sheaves of Sovranty», «Firing the charactry», «Unappeasable Grisliness», «arch-anarch».
Утверждая величие Британии в своих патриотических стихах, У.Э. Хенли обрушивался со своеобразной критикой на вик-торианство с его культом денег, приличий, показного благородства, сдержанности, в которых не было и доли воинственности и стремления к героическому исполнению патриотического долга. Хотя это произведение не вызвало восторгов публики из-за своих фантасмагорических мотивов смерти и кровопролития, оно осталось в истории литературы как выражение «смутного страха», разлитого в обществе, которое переживало неудачи колониальных войн, ослабление экономического и политического влияния. Нельзя не согласиться с точкой зрения А. Гулльема, справедливо оценивающего прежде всего историческую значимость
этого произведения, так как «идеология, которую она выражает, отходит от XIX века и указывает на век XX» .
В результате проведенного исследования становится очевидно, что идейно-аксиологический комплекс империи формируется как элемент картины мира в процессе деконцепуализации и занимает важное место в произведениях английских поэтов и писателей рубежа ХК-ХХ веков, сочувственно относившихся к идее империи. Можно установить общие принципы поэтики произведений активистов, среди которых образ деятельной личности, действующей в интересах империи, воплощение темы воли к власти, воспевание активности и воинственности как в связи с преодолением собственных слабостей, так и в связи с философской идеей дионисийской сублимации героического. Субстанциональное свойство имперского героя состоит в том, что он не противостоит обществу, а является стоическим защитником идеальной империи. Имперский героизм опирается не только на выполнение долга, но и на глубинное сродство с обществом. Подобно книге Ф.Ницше «Как говорил Заратустра», законченной к 1892 году, поэме Уайльда «Сфинкс», напечатанной в 1894 году, активисты развивали темы воли к власти, переоценки христианских ценностей, превозносили активность и воинственность как в связи с преодолением собственных слабостей, так и в связи с философской идеей дионисийской сублимации
героического.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антология новой английской поэзии, 1937 [Текст]. - М.: Захаров, 2002. - 398 с.
2. Богомолов, С.А. Имперская идеология как система ценностей [Текст] / С.А. Богомолов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Политика и право. - 2009. - № 4. - С. 37-45.
3. Демурова, Н.М. «Июльский полдень золотой.»: статьи об английской детской книге [Текст] / Н.М. Демурова. - М.: Издательство УРАО, 2000. - 256 с.
4. Кагарлицкий, Ю.Э. Вглядываясь в грядущее [Текст] / Ю.Э. Кагарлицкий. - М.: Книга, 1989. - 349 с.
5. Карлейль, Т. Теперь и прежде / пер. с англ. [Текст] / Т. Карлейль. - М., 1994. -С. 3301.
6. Клименко, Е.И. Английская литература первой половины XIX века [Текст] / Е.И. Клименко. - Л.: ЛГУ, 1971. -143 с.
1 Guillaume, A. W. Henley et son group Neo-romantisme et imperialisme a la fin de XlX-e siecle / A. Guillaume. Lille, univ. de Lille, 1972. - P. 619.
Там же. С. 424.
7. Парфенов, И.Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети Х1Х века [Текст] / И.Д. Парфенов. - М.: Наука, 1991. - 289 с.
8. Проскурнин, Б.М. Английская литература 1900-1914 (Дж. Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс) [Текст] / Б.М. Проскурнин. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 1993. -96 с.
9. Садомская, Н.Д.Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература на рубеже Х1Х-ХХвв. [Текст]: дис... д.ф.н.:10.01.03. Защищена 25 мая 2007: утв. - 25. 01.2008 / Садомская Наталья Дмитриевна. - Оренбург, 2006 - 392 с. Библиогр: с. 369-392 - 003056292.
10. Федоров, А.А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е гг. Х1Х века) [Текст] / А.А. Федоров. - Свердловск, 1990. - 187 с.
11. Щукин, В.Г. Идейное течение как предмет литературоведческого анализа [Текст] / В.Г. Щукин // Филологические науки. - 1992. - № 2. - С. 20-29.
12. Guillaume, A. W. Henley et son group Neo-romantisme et imperialisme a la fin de XlX-e siCcle^^^ / A. Guillaume. Lille,univ. de Lille, 1972. - 815 р.
13. Lyra, Heroica. A book of verse for boys/Selected and arranged by William Ernest Henly [Текст]: N.-Y. Charles Scribner's sons-1898. - 364 p. - P.VII. https://catalog.hathitrust.org/ Record/008661593.
14. Mackenzie, Imperialism and Popular Culture [Текст] / J.M. Mackenzie, Ed. Manchester univ. press 1986. - 263 р.
15. Sandison, A. The Wheel of Empire: A Study of Imperial Idea in some Late Ninetieth Century Fiction [Текст] / A. Sandison. L.; N.-Y., 1967. 213 Р.
16. The song of the sword and other verses by .W.E.Henly [Текст]-London,1892 -102 р. .https://www.gutenberg.org/files/24363/24363- h/24363-h.htm.