Научная статья на тему 'Идейная платформа развития социального государства в Европе'

Идейная платформа развития социального государства в Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / WELFARE STATE / SOCIAL LEGISLATION / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Иван Николаевич, Смирнова Виктория Константиновна

В статье рассматривается значимость усилий многих интеллектуалов по созданию концепции социального государства. Особое внимание уделяется тому, что не всё в деле разработки проекта социальной системы принадлежит европейским мыслителям. Немало работы было проделано до того, как началась история Европы, и появился европейский вектор развития данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнов Иван Николаевич, Смирнова Виктория Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL DEVELOPMENT PLATFORM THE WELFARE STATE IN EUROPE

The article discusses the significance of the efforts of many intellectuals to establish the concept of the welfare state. Special attention is paid to the fact that not everyone in the development project of the social system belongs to European thinkers. A lot of work was done before he started the history of Europe and there are European vector of development of the topic.

Текст научной работы на тему «Идейная платформа развития социального государства в Европе»

скреперной ходке близ автотрассы Ростов-Таганрог, позволяет отнестись с оптимизмом к возможности открытия позднепалеолитического культурного слоя.

Местонахождения Натальевка IA и Натальевка IIA были открыты студентом исторического факультета Таганрогского пединститута Р. Раскосовым при осмотре памятников археологии у села Натальевка. Находки кремневых изделий в обоих пунктах приурочены к устьям древних балок. Более перспективным представляется местонахождение Натальевка IA, где наряду с кремневыми изделиями найдена ископаемая фауна. Находки здесь локализуются на компактном участке берега под обрывом. Кремневые изделия имеют глубокую патину. Преобладают отщепы, найден нуклевидный обломок кремня со следами снятия отщепов мустьерского типа.

Таким образом, работы по обследованию памятников археологии, проведенные в 2006 году на территории Неклиновского района Ростовской области, показали, что большинство памятников является весьма перспективными в плане проведения более детальных исследований. Актуальность раскопок многих древних поселений и стоянок обусловлена также их крайне неудовлетворительным состоянием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белинский И.В., Масловский А.Н. Типологическая характеристика материалов раскопок участка золотоордынского Азака (г. Азов, ул. Московская 7) // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону. Азов, 1998, вып. 15.

2. Булгаков В.В. Византийские амфоры IX-XIV вв.: основные типы // Восточноевропейский археологический журнал. М., 2000, вып. 4(5).

3. Гладилин В.Н. Проблемы раннего палеолита Восточной Европы. Киев, 1976.

4. Демиденко Ю.Э. Навес Сюрень-1 (Крым): индустриально-хронологическая колонка памятника и ориньякские комплексы // Археологические записки. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2002.

5. Демиденко Ю.Э. Верхний палеолит Крыма: индустриально-хронологическая вариабельность // Археологические записки. Вып 3. Ростов-на-Дону, 2003.

6. Каменецкий И.С. Чулекская верхнепалеолитическая стоянка // Краеведческие записки Таганрогского краеведческого музея. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1964.

7. Кызласов И.Л.Палеографическое исследование азиатских рунических алфавитов // Советская археология, 1991, №4.

8. Ларенок В.А. Археологические памятники Нижнего Дона золотоордынского времени // Тезисы VII Донской археологической конференции «Проблемы археологии Юго-Восточной Европы». Ростов-на-Дону, 1998.

9. Ларенок П.А. Таганрогский мыс и Порто Пизано XI-XIV вв. // Энциклопедия Таганрога. Ростов-на-Дону, 1998.

10. Ларенок П.А. Северо-Восточное Приазовье и дельта р. Дон в VIII-X вв. // Тезисы VII Донской археологической конференции «Проблемы археологии Юго-Восточной Европы». Ростов-на-Дону, 1998.

11. Нидзельницкая Л.Ю. Раннесредневековая керамика из западного пригорода Танаиса // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону. Вып. 18. Азов, 2002.

12. Нидзельницкая Л.Ю. Новые данные к датировке поселения Мартыново-I // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону. Вып. 20. Азов, 2004.

13. Праслов Н.Д. Ранний палеолит Северо-Восточного Приазовья и Нижнего Дона. Л., 1968.

14. Филлипс П. Трассологические исследования в Великобритании // Советская археология, 1991, №2.

15. Цыбрий В.В. Исследование ранненеолитической стоянки Раздорская II в 2003 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону. Вып. 20. Азов, 2004.

И.Н. Смирнов, В.К. Смирнова

ИДЕЙНАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕ

Аннотация: В статье рассматривается значимость усилий многих интеллектуалов по созданию концепции социального государства. Особое внимание уделяется тому, что не всё в деле разработки проекта социальной системы принадлежит европейским мыслителям. Немало работы было проделано до того, как началась история Европы, и появился европейский вектор развития данной темы.

Ключевые слова: социальная система, социальное государство, социальное законодательство, социальная политика.

I.N. Smirnov, V.K. Smirnova

IDEOLOGICAL DEVELOPMENT PLATFORM THE WELFARE STATE IN EUROPE

Abstract: The article discusses the significance of the efforts of many intellectuals to establish the concept of the welfare state. Special attention is paid to the fact that not everyone in the development project of the social system belongs to European thinkers. A lot of work was done before he started the history of Europe and there are European vector of development of the topic.

Keywords: the social system, welfare state, social legislation, social policy.

Социальное законодательство, нынче составляющее основу жизни любого приличного государства, сформировалось и пустило корни в буржуазной реальности европейцев в период нового времени. Однако европейская цивилизация не была первой на пути социального наполнения государственной жизни. Не здесь ранее всего заговорили о социальной функциональности политики. Об этом усердно и добросовестно, задолго до европейцев, писали и говорили многие древние авторы. Слова с гневной критикой сложившегося порядка вещей, которые в 1760-е гг. высказал польский мыслитель С. Конарский, не раз звучали в прежние времена. Осознавая необходимость перемен, он писал: «Мы жалуемся на несправедливые и часто бесстыдно продажные суды, на безнаказанные клятвопреступления, которые превратились уже почти в привычку, на непереносимые обиды от более знатных и сильных, на то, что повсюду много тиранов и тирании над более слабыми... Каждый гражданин словно ни о чем другом не думает, лишь бы ему было хорошо, а остальные пусть погибают.» [1]. Кто же из мыслящих людей прошлого мог бы с этим поспорить? Поляк прав. Жизнь, порой, крайне несправедлива по отношению к людям. Власть часто равнодушна к нуждам простых людей. Если попытаться продолжить мысль, то можно прийти к выводу о том, что власть на многих этажах государственной жизни черства, пренебрегает интересами простых людей, а зачастую даже «сорит» людьми ради собственных утех, организуя войны, сводящие на нет ценность человеческой жизни. Разве может кто-либо усомниться в том, что об этом не говорили в стародавние времена, когда выдающихся мыслителей было не меньше, чем в новое время?

Концептуальный поворот, который привел к созданию буржуазной модели жизни с нужным социальным наполнением, был предопределен идеями и теориями, берущими начало еще в древнее время. Некие максимы лучшего общества, которые сегодня рассматриваются в качестве столпов благоустроенного социального государства, мы можем встретить в разных регионах мира. Эти идеи часто подавались под религиозным соусом с незапамятных времен разными народами. Поэтому справедливо говорить о том, что к буржуазным ценностям подбиралось человечество не только благодаря европейцам. Свой вклад в создание несущих конструкций социальной системы внесли, и древние китайцы, и жители Древнего Вавилона, и древние греки с римлянами. В призывах освободить человечество от привилегий, от неравенства, которые во все времена звучали на устах людей, независимо от цвета кожи, места жительства, угадываются первоэлементы будущего проекта социального государства и социального законодательства. В средние века с призывом создать общество на принципах равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации выступали многие лидеры народных движений. Таковым был, например, Т. Мюнцер, лидер плебейской реформации в Германии, придерживавшийся взглядов утопического социализма. Не может быть сомнений в том, что «социальная буржуазность» плод умственной деятельности представителей многих народов, живших в разное время. Заслуга европейцев состояла лишь в том, что они внести исправления в теорию социальной модели мироустройства, сделав ее пригодной для использования, и первыми на практике воплотили то, о чем мечтали многие мыслители в прежние времена.

Нельзя утверждать, что европейцам в новое время удалось легко насытить социальными концептами политику государства. Слишком тяжелым было наследие, которое им досталось от средних веков, - незабываемая роскошь элитарного общества при одновременном наплевательском отношении к простым людям. Не было внимательного, бережного отношения к простым подданным со стороны западных монархий даже в тех государствах, которые были развитыми и богатыми, во дворцах правителей которых роскошь «лилась» рекой. Бедность была центральным явлением европейского общества. Об этом не раз высказывались исследователи данного вопроса. В частности историк Ж. ле Гофф утверждал, что Европа жила, будучи «универсумом голода», всегда недоедала [2]. В этой связи не кажется удивительным тот факт, что в европейских языках присутствовала целая палитра слов, при помощи которых обозначали градации и оттенки этого голода. К простым людям, которые добывали нелегким трудом себе пропитание, отношение было устойчиво отрицательным. Широко известное описание французских крестьян XVII в., сделанное Ж. де Лабрюйером, сегодня вряд ли кого может оставить равнодушным. Но тогда такой взгляд был привычным. «Угрюмые животные, - писал Ж. де Лабрюйер, - самцы и самки, разбросанные по сельской местности, грязные и мертвенно бледные, испаленные солнцем, прикованные к земле, которую они роют и перелопачивают с непобедимым упорством; они владеют своего рода даром речи, и когда выпрямляются, то на них можно заметить человеческие лица, и они действительно люди. Ночью они возвращаются в свои логова, где они живут на черном хлебе, воде и кореньях.» [3]. Хуже не скажешь. При таком отношении к простым людям нельзя было ожидать от властей по-настоящему внимательное отношение, социальную поддержку населения за счет средств государства. На протяжении более 200 лет в европейских государствах шли к пониманию того, что необходимо думать о простых людях, действовать в направлении решительного улучшения их

материального положения, идти по пути расширения их социальных, экономических, политических и культурных прав.

Мысли о том, что иждивенческие настроения власть имущих являются, возможно, следствием некой душевной болезни, которая мешает им повернуться лицом к простому человеку, не раз приходили в голову европейским интеллектуалам. Но у всех известных западных теоретиков, идеологов нового времени были великие предшественники. Замысел социального государства, правда, только в «зародыше» в виде «рваных» фраз, слов и смыслов растекался по страницам произведений многих мыслителей древности и средневековья. Здесь следует вспомнить мыслителя Мо-цзы и его последователей представителей философской школы моизма в Древнем Китае, государственного деятеля Каутилью автора произведения «Артхашастра» в Древней Индии. Не обошли стороной эту тему известнейшие античные авторы, - Платон, Аристотель, некоторые представители стоической философии, Полибий, Цицерон и др. Особенно выделяются работы европейских социалистов-утопистов XVI - XVII вв., Т. Мора и Т. Кампанеллы. Государство на острове Утопия, которое «нарисовал» Т. Мор, чем не социальное? Город Солнца Т. Кампанеллы также во многом воспроизводит черты того государства, которое спустя десятилетия будет именоваться социальным. Взгляды и того, и другого мыслителя сыграли эвристическую роль на пути становления концепции социального государства. В содержании их работ угадываются даже некоторые элементы социального законодательства.

Исходные критерии выделения и элементы социального государства мы встречаем в произведениях идеологов нового времени, особенно эпохи Просвещения. Вопросы минимальных стандартов жизни простых людей рассматривали деятели английской революции Дж. Лильберн и Дж.Уинстенли, экономические мыслители А. Смит, С. де Сисмонди и др. Всех их объединяет понимание того, что должен быть минимальный достаток у каждого человека, именно то, что является самой важной характеристикой социального законодательства и сегодня обозначается минимальным размером оплаты труда, минимальным прожиточным минимумом. А.Смит справедливо заметил: «Ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительная часть его бедна и несчастна. Да кроме того, простая справедливость требует, чтобы люди, которые кормят, одевают и строят жилища для всего народа, получали такую долю продуктов своего собственного труда, чтобы сами могли иметь сносную пищу, одежду и жилище» [4, 73].

О некой пограничной черте, материальном достатке, ниже которого нельзя опускаться, ибо последствия этого могут быть самыми драматичными, говорили выдающиеся просветители Дж.Локк, Т. Гоббс, А. Смит, Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, И. Кант и др. Нищета лишает человека возможности предъявлять спрос на особый товар, который появился в результате титанической работы идеологов нового времени, - права и свободы человека. Голодный человек не может думать ни о чем другом, кроме как о хлебе насущном, - таков вывод едва ли не всех интеллектуалов эпохи Просвещения. Такие утверждения каждый раз подводили к мысли о том, что кто-то должен взять на себя ответственность за достижение минимальных стандартов жизни большинством граждан. Ответ на этот вопрос был окончательно найден в XIX в. Это не богатые люди, как кому-то казалось ранее. Группа имущих, не тот инструмент, при помощи которого можно было бы раз и навсегда справиться с бедностью - заскорузлой болезнью всей человеческой истории. Более того, находятся те интеллектуалы, которые целиком и полностью убеждены, что богатству нельзя доверять решение многих общественных недугов, в том числе проблему бедности. Л.Г. Морган ясно заявил, что проблему бедности, а на языке европейцев конца XIX - начала XX в. проблему создания среднего класса, можно решить, не договорившись с богатством, а только одержав победу над ним. Морган оптимистично заявлял: «Настанет время, когда человеческий разум окрепнет для господства над богатством», «интересы общества безусловно выше интересов отдельных лиц, и между ними следует создать справедливые и гармоничные отношения. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначение человечества», а также «завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, угрожает нам гибелью общества, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой непрерывно стремятся опыт, разум и наука» [5]. Конечно, нищета большинства обществ слишком высокая цена, которую нужно платить за благополучие привилегированных сословий. Так, что прав Морган, заставляющий думать, что человек среднего достатка может появиться там, где удастся оседлать богатство. Заняться этим может только государство, социальное государство.

Стройная концепция социального государства и социального законодательства появлялась, отчасти, в знак протеста против принципов жизни старого феодального общества, а отчасти и в знак несогласия с особенностями формирующегося капиталистического общества. Наброски тако-

го государства в первую очередь мы встречаем в работах социалистов, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, которым была свойственна наибольшая критическая направленность взглядов.

Настоящее движение по пути выработки социальных функций государственной политики начинается в первой трети XIX в. Прежде, социальную роль государства рассматривали, как вторичную, следующую за экономической; иной раз эту роль даже игнорировали. В начале XIX в. категория «социальность» стала необычайно популярным понятием в научной лексике европейских ученых. Со временем интеллектуалы начали активно привязывать его к государству и государственной политике, утверждая, что «социальность» - это принцип существования имманентно присущий государству. Вскоре, появились модные дефиниции, - «социальная политика», «социальная рыночная экономика», «социальное законодательство», «социальный прогресс», без которых в конце XIX в. уже не могли обойтись многие гуманитарные науки. В 1850 г. появляется самое востребованное в истории понятие - «социальное государство». Его ввел в науку и в политическую практику немецкий ученый Л. фон Штейн.

Подсказки европейским интеллектуалам касательно того, каким должно быть социальное государство и что в себя должно вбирать социальное законодательство, подбрасывала сама жизнь. С одной стороны, важнейший пласт достижений общественной мысли, послуживший основой для развития социального законодательства, формировался на почве борьбы с дискриминационными законами, например, теми, которые лишали рабочих права на объединение и стачку (закон Ле Ша-пелье во Франции, 1791 г.; закон Питта в Великобритании, 1799 г.). Эти законы были приняты представителями власти в союзе с представителями бизнеса. С другой стороны, в обстановке буржуазно-демократических революций середины XIX в. на историческую арену вышел рабочий класс с социально-экономическими и политическим требованиями. В такой ситуации многие мыслители, представители различных направлений общественной мысли (христианские социалисты, левогегельянцы и др.) отошли от созерцательности, отказались от прежних иллюзий, опустились «с небес на грешную землю», и, преодолев рамки «чистой» философии о воплощении абсолютного духа в государстве, заговорили о социальных реалиях времени.

В XIX в. немало мыслителей ставили вопрос о том, что простые люди имеют право на сносное существование. В конце этого века и начале следующего свою точку зрения они выдавали под благозвучным названием - социальное законодательство, благодаря чему сделали первый и важный шаг на пути развития корпуса минимальных требований к социальным гарантиям населения. Интеллектуалы подняли вопрос о социальных правах человека и государственном регулировании социальных отношений. Французский юрист Л. Дюги выдвигал идеи социальной солидарности и «государства-добра». Американский государственный деятель и ученый В. Вильсон писал об обязанности государства создавать всем равные возможности и поддерживать определенный уровень жизни. В России с идеей социальных прав и социальных обязанностях государства выступал видный мыслитель П.И.Новгородцев.

Надо сказать, что не все мыслители приступали к рассмотрению данной важной темы с одинаковыми намерениями. Одни развивали эти идеи из гуманных соображений, думая о повседневных трудностях простых людей, искренне желая им лучшей жизни и счастья. Мыслители-гуманисты в унисон твердили о том, что минимум благ для каждого человека - это необходимое условие жизни, и продиктовано оно родовой принадлежностью к человечеству. Они не раз заявляли, что государство обязано взять на себя ответственность за благосостояние граждан, гарантировать социальную поддержку всем членам общества. В конце XIX - начале XX в. уже выдвигались требования по выработке программ социального обеспечения и социальной защиты малообеспеченных, по введению бюджетного финансирования социальных программ и выработке механизмов социальной политики в виде государственного социального страхования (медицинского, пенсионного, по болезни, от несчастных случаев на производстве). В некоторых странах эти социальные программы не только были разработаны, но и осуществлены, например, в Германии в 1880-е гг.

Другие мыслители брались за рассмотрение темы социальной функциональности политики, больше думая не о простых людях, а о сохранении прав и привилегий аристократии. На первый взгляд эта мысль кажется абсурдной. Зачем им отягощать собственный мозг тем, что явно не отвечает их корыстным интересам? Дело в том, что в периоды некой социально-политической зрелости, когда население задумывается о несправедливости жизни, простые люди начинают предъявлять претензии государству и имущим классам. В сложившихся условиях благополучие последних оказывается под ударом. В такой обстановке поневоле будешь согласен отказаться от одной части благ, чтобы сохранить при себе другую их часть, в идеале - отказаться от меньшего, чтобы сохранить большее. В умах и устах последних мыслителей, назовем их расчетливыми циниками, социальная философия минимальной достаточности обретала осязаемые формы только на почве страха, - страха потерять все. Признаться в том, что они этого боялись, они, конечно, не желали, ибо

показать, что ты чего-то боишься, всегда считалось слабостью. Только за редким исключением они говорили прямо о страхе перед народным протестом и о готовности чем-то поделиться с народом. Чаще всего они прибегали к разнообразным стилистическим приемам (гиперболизация, метафора и др.), дабы с их помощью скрыть от людских глаз, «закрасить» чувство страха перед возможным недовольством, которое способно отобрать все, что было нажито.

Как бы то ни было в XIX в. произошел колоссальный перелом в развитии общественной мысли. Раньше господствовала идея государства, как ночного сторожа, не вмешивающегося в отношения между людьми. Теперь, как из рога изобилия идеи пополняли копилку социальных прав и гарантий, формируя социальное законодательство.

Это законодательство стало стержнем созданных европейскими интеллектуалами нового времени основных концепций социальной системы. Их - четыре.

Концепция Л. фон Штейна отводила государству ряд важных функций по восстановлению равенства и свобод всем без исключения. Государство обязано, подчеркивал он, поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех граждан, так, чтобы беднейшие классы медленно, но верно подтягивались до уровня богатых.

Либеральная концепция социального государства Ф. Науманна провозглашала тезис перманентных социальных реформ, видя в осуществлении постоянных преобразований залог защиты прав собственности и, как результат, социальный порядок, социальную гармонию.

Концептуальные положения А. Вагнера настраивали на позитивную волну, заставляя думать о том, что по мере создания социального государства на месте буржуазного появиться государство всеобщего благоденствия, в котором не будет места для борьбы классов, а государство станет самым рачительным хозяином в экономике и гарантом социальной и политической стабильности.

Значительным событием в мире проектов социального государства станут работы У. Беве-риджа. В начале XX в. он разработает очередную конструкцию социальной системы, в которой свяжет между собой социальную и экономическую политики государства. Именно эта теоретическая конструкция окажется наиболее пригодной для практического воплощения во многих странах Европы. Беверидж сформулирует важнейшие направления, в соответствии с которыми на годы вперед будет осуществляться политика социального государства (полная занятость, социальное страхование населения, гарантии среднедушевого дохода, бесплатное здравоохранение, контроль над ценами и уровнем заработной платы и др.).

Таким образом, становится понятным, что концепция социального государства возникла не в Европе, не европейцы могут считаться ее родоначальниками. Появилась она как грандиозный исторический проект благодаря усилиям многих народов. В ряде случаев европейским исследователям было достаточно провести хорошую работу, обобщающую багаж знаний предшественников, в том числе древних авторов. Но вот чего не отнять у европейцев, так это то, что именно они создали реальную почву для практического воплощения прогрессивного замысла. Кроме того, результатом их усилий станет реализация проекта с использованием свежих, новых идей, появившихся в их более раскрепощенной общественной обстановке. В конце XIX - начале XX в. в ряде государств Европы сложились требуемые условия, благодаря которым концепция социальной системы с нужным наполнением начала находить свое место в реальной действительности. Конечно, обстоятельства укоренения в европейской практике теории социального государства были сложными. Имели место различные толкования теоретических положений, различные масштабы осуществления проекта такого государства в той или иной стране. Тем не менее, это нисколько не умаляет заслуг европейцев перед историей. Им было суждено сделать важный и самый трудный первый шаг на пути создания социального государства с соответствующим законодательным сопровождением.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Политическая карта Европы и мира в XVIII веке. [Электронный ресурс] - URL: http://new-ref.ru/istoriya/vseobschaya-istoriya.-istoriya-novogo-vremeni-7-klass/19.-politicheskaya-karta-evropyi-i-mira-v-xviii-veke.html (дата обращения: 16.09.2016).

2.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. ле Гофф [Электронный ресурс] -URL:http://modemHb.m/books/le_goff_zhak/civiHzatiya_srednevekovogo_zapada/read_18/ (дата обращения: 15.09.2016).

3.Геноцид аборигенов нового света. [Электронный ресурс] - URL: http://ucrazy.ru/interesting/1400120377-genocid-aborigenov-novogo-sveta.html (дата обращения: 05.09.2016).

4.Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М: Изд-во социально-экономической литературы, 1962. - 677 с.

5.Морган, Л.Г. Древнее общество / Л.Г. Морган [Электронный ресурс] - URL: http://padaread.com/?book=36215& (дата обращения: 05.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.