Научная статья на тему 'Идея перевода в контексте современного деконструктивизма'

Идея перевода в контексте современного деконструктивизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКА ЯЗЫКА / ЯЗЫК / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СМЫСЛ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА / ПЕРЕВОД / ANALYSIS OF LANGUAGE / POSTMODERNISM / MEANING / TRANSCENDENTAL ANALYTIC / TRANSLATION / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Григорьевна

В данной статье рассмотрена проблема перевода как философская проблема, решающая способы взаимосвязи означающего и означаемого. Проанализированы характерные особенности философской аналитики языка в деконструктивистской герменевтики поструктурализма. Аналитика языка, в соответствии с мотивами философского постмодернистского мышления, отрицает феноменологические и герменевтические проекты философии языка. Подобная тенденция наблюдается, прежде всего, в работах Ж. Делёза и Ж. Деррида, которые продолжают в какой-то степени европейскую традицию анализа языка. Язык, как и целостность текста, в ситуации стилевой многозначимости распадается на множество «всевозможных значимостей» и затемняется тематикой разорванности смысла. Теоретики поструктурализма считают, что язык не является жесткой семантической системой знаков, возможны лишь бесконечные, зависящие от контекста, смысловые вариации. В статье обоснован тот факт, что исходной точкой любого структуралистского объяснения является указание на неявную упорядоченность языкового поведения, так как именно она связывает поиск лежащих в основании осмысленной и значимой деятельности более глубоких смыслов и внеличностных схем языкового a priori.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of translation in the context of modern deconstruction

This article discusses the problem of translation as a philosophical problem, critical ways the relationship of the signified and the signifier. Analyzed the characteristics of philosophical analysts of language in deconstructivist hermeneutics of postructuralism. Analytic language, in accordance with the philosophical explanation of postmodern thinking, denies the phenomenological and hermeneutic projects of the philosophy of language. A similar trend can be observed primarily in the works of G. Deleuze and J. Derrida, who continue to some extent the European tradition of language analysis. The language, as well as the integrity of the text, in a situation of stylistic multiimportance decomposed into a set of "various importance" is darkened and the subject of dissociation of sense. Postructuralism theorists believe that language is not rigid semantic system of signs, is possible only in the infinite context-sensitive, semantic variations. The article substantiates the fact that the starting point of any structuralist explanation is an implicit indication of the orderliness of language behavior as it connects the search for underlying meaningful and significant activities of the deeper meanings and impersonal schemes of language a priori.

Текст научной работы на тему «Идея перевода в контексте современного деконструктивизма»

Перспективы Науки и Образования. 2015. 5 (17)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Т. Г. Кузнецова

Идея перевода в контексте современного деконструктивизма

В данной статье рассмотрена проблема перевода как философская проблема, решающая способы взаимосвязи означающего и означаемого. Проанализированы характерные особенности философской аналитики языка в деконструктивистской герменевтики поструктурализма. Аналитика языка, в соответствии с мотивами философского постмодернистского мышления, отрицает феноменологические и герменевтические проекты философии языка. Подобная тенденция наблюдается, прежде всего, в работах Ж. Делёза и Ж. Деррида, которые продолжают в какой-то степени европейскую традицию анализа языка. Язык, как и целостность текста, в ситуации стилевой многозначимости распадается на множество «всевозможных значимостей» и затемняется тематикой разорванности смысла. Теоретики поструктурализма считают, что язык не является жесткой семантической системой знаков, возможны лишь бесконечные, зависящие от контекста, смысловые вариации.

В статье обоснован тот факт, что исходной точкой любого структуралистского объяснения является указание на неявную упорядоченность языкового поведения, так как именно она связывает поиск лежащих в основании осмысленной и значимой деятельности более глубоких смыслов и внеличностных схем языкового a priori.

Ключевые слова: аналитика языка, язык, постмодернизм, смысл, трансцендентальная аналитика, перевод

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-05/ Дата публикации: 1.11.2015 № 5 (17). С. 102-104. УДК 81

Perspectives of Science & Education. 2015. 5 (17)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-05/ Accepted: 5 October 2015 Published: 1 November 2015 No. 5 (17). pp. 102-104.

t. g . kuzn etsova

The idea of translation in the context of modern deconstruction

This article discusses the problem of translation as a philosophical problem, critical ways the relationship of the signified and the signifier. Analyzed the characteristics of philosophical analysts of language in deconstructivist hermeneutics of postructuralism. Analytic language, in accordance with the philosophical explanation of postmodern thinking, denies the phenomenological and hermeneutic projects of the philosophy of language. A similar trend can be observed primarily in the works of G. Deleuze and J. Derrida, who continue to some extent the European tradition of language analysis. The language, as well as the integrity of the text, in a situation of stylistic multiimportance decomposed into a set of "various importance" is darkened and the subject of dissociation of sense. Postructuralism theorists believe that language is not rigid semantic system of signs, is possible only in the infinite context-sensitive, semantic variations.

The article substantiates the fact that the starting point of any structuralist explanation is an implicit indication of the orderliness of language behavior as it connects the search for underlying meaningful and significant activities of the deeper meanings and impersonal schemes of language a priori.

Keywords: analysis of language, postmodernism, meaning, transcendental analytic, translation

Перспективы Науки и Образования. 2015. 5 (17)

Формирование языка представляет собой создание особой знаковой реальности. Исходя из теории Ф. де Соссюра возможно временное квантитативное изучение системы языка, основанное на отношениях, а не на индивидуальности элементов или их материальности. Язык понимался как упорядоченная система внутренних связей элементов (знаков), состоящих из обозначающего (le significant - звуковая форма слова) и обозначаемого (le signifié - смысловое содержание) Язык как система (la langage) лежит в основе фактического употребления языка индивидами (la parole) в качестве неосознаваемой структуры [1, с. 52-53].

Теоретики постмодернизма придерживаются иных взглядов, чем их предшественники - структуралисты. Они выдвигают свое понимание языка, который не является жесткой системой. Язык не может быть замкнутой семантической системой знаков, возможны бесконечные смысловые вариации, которые в зависимости от практического контекста могут быть различными. Однако это вовсе не означает также, что у языка не может быть «центрированной основы», некоей безусловно неподвижной точки, в которой могло бы завершиться и прекратиться различение значения [2].

Прежний концепт дифференциации, которую Ф. де Соссюр определил как «внутреннюю сущность» языковой структуры, сегодня уже не работает. Соссюровское различение не определяется смысловой границей движения сигнификата и сигнификанта [3, с.127-128] и фиксирует лишь знаковую плоскость различения фонемы и графемы, звука и его буквального оформления. Однако в концептуальном плане современная методологическая установка поструктуралистов имеет совершенно другую, критическую посылку. А именно: невозможно найти такую пару «сигнификат-сигнификант», сигнификат которой не подвергался бы решительному сомнению. В любом случае он некоторым образом всегда может быть уточнен или даже за счет артикулированного восполнения значительно расширен. Так или иначе, но смысл непрестанно изменяется, не имея, следовательно, внутри языковой системы какого-либо надежного и неизменного основания.

А это значит, что необратимость языка (Unhintergehbarkeit), которая утверждалась ранее, в новых условиях получает совершенно иное звучание. В ситуации поструктурализма или радикальной герменевтики, «необратимость» означает уже, во-первых, отсутствие идеальной возможности полной передачи значения. Если при обыденном употреблении языка появляются смысловые недоразумения, то даже попытка найти «улучшенный язык» не всегда способна принести желаемый успех. Всякая значимость смысла соотносится не со значимостью частных или случайных его выражений, но определяет-

ся структурными правилами самого языка. Уже в этом понимании намечается вторая пострук-туралистская характеристика «необратимости языка» - человек как носитель языка подчинен и находится всецело во власти системы языка, если он намеревается иметь дело с различением смысла и того, что не принадлежит ему, т.е. не-смысла. Человек как субъект предстает в таком контексте как децентрированный субъект и, следовательно, он лишен возможности контролировать сам процесс смыслопорождения [4]. Наоборот - всякий раз, когда он имеет дело со значениями языка, он контролируется изначально всей системой языка. В любом случае он есть нечто производное от языка, от его объективированных структур.

С точки зрения Ж.Деррида, трансцендентальная аналитика языка сигнификата выражает фундаментальное условие образования всякой знаковой системы или семиотической практики; без него не могло бы функционировать и традиционное письмо. Для того, чтобы избежать прежней метафизической традиции определения «первоистоков» и «первоначал» Ж Деррида отказывается от понятия «пра-письма» и вводит понятие «инстанции общего следа», или «про-то-следа», которое, как он полагает, больше соответствует значению предписьменности. Тем самым, достигает первоначального замысла дифференцированного подчинения «сигнифика-та-сигнификанта», в результате которого основанием обозначения выступает не природа вещей, но принцип «немотивированного соглашения». Немотивированность «следа» как первоначальной причины должна пониматься теперь как деятельность, как активное движение, а не как состояние или устойчивая величина [3, с.125].

Подобная трансформация классического понятия «трансцендентального» необходима здесь для того, чтобы отказаться «от власти метафизики присутствия», утверждающей наличие трансцендентального субъекта, обладающего априори единством сознания. Поэтому «след» означает некую отсылку к запредельному, трас-цендентальному смыслу, который не может сам присутствовать. В границах возможной перспективы перевод того или иного текста становится практической основой для различения сигнифи-канта и сигнификата. Следовательно, когда это различение в языке остается неясным и размытым, то перевод замещается трансформацией - трансформацией языка посредством другого языка, одного текста посредством другого текста. В действительности же никогда не может быть адекватного «переноса» чистого сигнификата языка на другой, пусть даже это осуществляется и внутри одного языка. Ж.Деррида считает поэтому, что главным вопросом любой (всякой) деконструкции является вопрос о возможности смыслового перевода письменного текста [5, с.21]. Перевод не есть некое вторичное и произ-

Perspectives of Science & Education. 2015. 5 (17)

водное событие по отношению к исходному языку или тексту. «Я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы. Как перевести «поэму», какую-то «поэму»?» [6, с.117]. Главная задача деконструкции Ж. Деррида заключается как раз именно в том, чтобы продемонстрировать в текстах исключенное (как «не-смысл») постоянно возвращается помимо воли автора и тем самым запутывает исходный смысл или делает его совершенно неопределяемым [7, с. 13].

Таким образом, основная проблема переводчика заключается именно в поиске адекватных структур языка, с которого он переводит, в языке, на который осуществляется перевод. В конечном счете, именно поиск адекватности и составляет основную проблему переводчика, в этом смысле перевод является не столько работой над смыслом оригинального текста, сколько над авторским началом переводчика. Переводчик изначально подчинен власти языка, пытается ли он преодолеть культурную специфику языка, следуя

стратегии структурализма, либо, интерпретируя оригинальный текст, занимается авторским творчеством, как советует поструктурализм, либо пытается найти компромисс между двумя этими стратегиями. В любом случае, работа переводчика - поиск компромисса (между языками, между стратегиями, между культурами и эпохами, между автором и читателем), который осуществляется благодаря насилию над оригинальным текстом [8]. Перевод не всегда тождественен оригиналу, но только благодаря смысловой адекватности, вернее авторскому представлению об этой адекватности. Если использовать слова Ж. Деррида, то можно сказать, что перевод является способом производства различий (difference) в данном случае языковых. Именно поиск различий, не стремление сделать перевод как можно более близким к оригиналу, а работа по поиску своеобразия в языке, на который осуществляется перевод, составляет сложность работы и определяет мастерство переводчика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова Т.Г. Философская аналитика языка: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2004. 142 с.

2. Münker St., Roesler A. Postrukturalismus. Stuttgart: 2000. S. 36-66.

3. Деррида Ж. О граммотологии, 2000. 511 с.

4. Тетюев Л.И. Современная философия и европейская полемика вокруг концептуальной реконструкции разума // Философия, культура, современность Сб.науч.трудов. Саратов. 2000. С 9-30.

5. Postmoderne und Dekonstruktion. Texte franzosischer Philosophen der Gegenwart. Stuttgart. 1999.

6. Derrida J. Die Struktur, das Zeichen und das Spiel im Diskurs der Wissenschaft vom Menchen // Postmoderne und Dekonstruktion. Texte ftanzösischer Philosophen der Gegenwart. Stuttgart. 1999.

7. Кузнецова Т.Г. Философская аналитика языка: автореф. дис... канд. филос. наук. Саратов, 2004.

8. Ольшанский Д.А. Межкультурная коммуникация: насилие перевода // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. (коммуникация - 2001). Communicating Across Differences. Материалы Международной научно-практической конференции. 3-6 июня 2002. 4.II. Пятигорск. 2002. С.12-14.

REFERENCES

1. Kuznetsova T.G. Filosofskaia analitika iazyka: dis. ... kand. filos. nauk [Philosophical analyst language: Diss. PhD. Philos. Sciences]. Saratov, 2004. 142 c.

2. Münker St., Roesler A. Postrukturalismus. Stuttgart: 2000. S. 36-66.

3. Derrida Zh. O grammotologii [On grammatologie], 2000. 511 p.

4. Tetiuev L.I. Sovremennaia filosofiia i evropeiskaia polemika vokrug kontseptual'noi rekonstruktsii razuma//Filosofiia, kul'tura, sovremennost' Sb.nauch.trudov [Modern philosophy and European debate around the conceptual reconstruction of the mind // Philosophy, culture, modernity Wed.scientific.works]. Saratov, 2000, pp. 9-30.

5. Postmoderne und Dekonstruktion. Texte franzosischer Philosophen der Gegenwart. Stuttgart. 1999.

6. Derrida J. Die Struktur, das Zeichen und das Spiel im Diskurs der Wissenschaft vom Menchen // Postmoderne und Dekonstruktion. Texte ftanzösischer Philosophen der Gegenwart. Stuttgart. 1999.

7. Kuznetsova T.G. Filosofskaia analitika iazyka: avtoref. dis... kand. filos. nauk [Philosophical analyst language: abstract Diss. PhD. Philos. Sciences]. Saratov, 2004.

8. Ol'shanskii D.A. Mezhkul'turnaia kommunikatsiia: nasilie perevoda //Kommunikatsiia: teoriia i praktika v razlichnykh sotsial'nykh kontekstakh. (kommunikatsiia - 2001). Communicating Across Differences. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 3-6 iiunia 20O2. Ch.II [Intercultural communication: the violence of translation // Communication: theory and practice in different social contexts. (communication 2001). Communicating Across Differences. Materials of the International scientifically-practical conference. 3-6 June 2002. Part II]. Piatigorsk, 2002, pp.12-14.

Информация об авторе Information about the author

Кузнецова Татьяна Григорьевна Kuznetsova Tatyana Grigoryevna

(Россия, Саратов) (Russia, Saratov)

Кандидат философских наук, доцент кафедры PhD in Philosophical Sciences, Associate Professor

романо-германской филологии и переводоведения of the Department of Romano-Germanic Philology

Национальный исследовательский Саратовский and translation studies

государственный университет им. Н.Г. Saratov State University named after

Чернышевского N.G. Chernyshevsky

E- mail: ecrit@mail.ru E - mail: ecrit@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.