Научная статья на тему 'Идея непрерывного образования в практике подготовки учителей в системе высшего заочного образования в Польше (1950–1989)'

Идея непрерывного образования в практике подготовки учителей в системе высшего заочного образования в Польше (1950–1989) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея непрерывного образования в практике подготовки учителей в системе высшего заочного образования в Польше (1950–1989)»

ИДЕЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ (1950-1989)

Р. Гжибовски

Традиция заочной формы обучения зародилась в Польше в 1950-е гг.1 Именно тогда в структуре высших педагогических учебных заведений, существовавших с 1946 г., была введена первая двухгодичная программа заочного образования2. В 1952 г. появилась четырехгодичная программа заочного обучения учителей. Цель обеих программ заключалась в обучении учителей начальных и средних школ, нуждающихся в дополнительных квалификациях в соответствующей области. В первые годы существования программы обеспечивали получение профессиональных квалификаций первой степени (современная степень бакалавра или диплом о базовом высшем образовании). Затем программы заочного обучения были продлены до пяти лет и стали полноценными программами высшего образования, по окончании которых выдавался диплом о полном высшем образовании (степень магистра)3.

Заочное образование открыло тысячам педагогов, работающих в начальных и средних школах, возможность получить степень магистра. При этом учителя получали не только необходимые квалификации, но и возможность воплощения в жизнь идеи непрерывного образования, развития своих интересов и личности. Однако опыт 1960-1970-х гг. показал, что данная форма образования является одним из наиболее сложных способов получения степени магистра. Исследование, проведенное в конце 1950-х гг. среди группы студентов-заочников высшего учебного заведения в Варшаве, показало, что лишь 31 % из них удалось закончить обучение по запланированному графику4. Такой низкий уровень эффективности образо-

1 Grzybowski R., Grzybowska D. Teachers' Extramural Studies as a Form of Lifelong Education in Poland after World War II // Lifelong Education. Continuous Education For Sustainable Development. Proceedings of International Cooperation, V. 8. 2010. N. A. tobanov, V. N. Scvortsov (eds.). Saint-Petersburg, 2010. С. 234-240.

2 Bandura L. Rozwoj studiow dla pracuj^cych w WSP [Разработка программ педагогического вуза для нетрадиционных студентов]. Nauczyciel i Wychowanie. 1969. № 2. С. 58.

3 Uchwata nr 276 Prezydium Rz^du z 18 maja 1954 roku w sprawie ulepszenia systemu ksztatcenia nauczycieli szkot podstawowych i srednich, Dz. Urz. Min. Osw. 1955, nr 7, poz. 57. [Резолюция Президиума Правительства Польши о совершенствовании системы подготовки учителей начальных и средних школ от 18 мая 1954 г. Сборник законов. Министерство образования. 1955. № 1 (57)].

4 Bandura L. Efektywnosc studiow zaocznych [Эффективность высшего заочного образования] // Kultura i Spoteczenstwo. 1964. № 1. С. 159-164.

115

вания был обусловлен рядом факторов личного и организационного характера. В основе заочного обучения лежала самостоятельная работа студента, поэтому большая часть обучения должна была проходить дома. В вузе студенты получали указания по организации домашних занятий. В традиционном заочном образовании применялись так называемые «методички»1, однако учителя, проходившие обучение по заочной форме, их не получали. Вместо этого им направлялся экземпляр «ежегодного учебного руководства», который использовался в качестве методического плана. Учебное руководство разрабатывалось отдельно по каждому курсу и включало программу курса и список литературы на каждый месяц. Ежегодные учебные руководства содержали требования учебного заведения на конкретный учебный год, информацию о заданиях, сроках сдачи, датах и составе экзаменов, а также давали методические указания тем, кто решился испытать на себе трудности самообразования2. В отличие от студентов-очников, педагоги, обучающиеся по заочным программам, вынуждены были полагаться на самих себя. Соответственно, успех их образования в большой мере зависел от умения учиться и способности усваивать большие объемы знаний. Поэтому решающее значение имела способность отделять главные факты от второстепенных. Однако на практике опытные учителя очень часто оказывались не в силах справиться с такими задачами, как конспектирование лекций, работа с библиотечным каталогом или составление списка цитируемых работ3. Вводные занятия, посвященные приемам умственной деятельности, в частности, вопросам изучения академических источников, эффективного прослушивания лекций, конспектирования или проведения исследований проводились не во всех учебных заведениях. Еще одной причиной неудач учителей, обучающихся заочно, стала привычка конкретного мышления, приобретенная в ходе профессиональной деятельности. Для многих из них оказалось трудным переключиться на абстрактное мышление, которое является необходимой базой формирования обобщений об

1 "Методичка" обычно печаталась и рассылалась учащимся в форме небольшой брошюры (16-30 страниц), которая содержала не только программу курса, но и рекомендации по работе по отдельным вопросам. В самом конце были приведены контрольные вопросы и задания, которые необходимо было выполнить и отправить в вуз. Затем задания проверялись, оценивались и направлялись обратно учащимся. Conf.: L. Bandura Studiowanie zaoczne [Заочное обучение]. Dydaktyka Szkoty Wyzszej, 1969. Т. 2. № 1(5). С. 46.

2 Там же, с. 48.

3 Danek W. Z doswiadczen Studium Zaocznego PWSP w Krakowie [Опыт заочного отделения PWSP в Кракове] // Nowa Szkota. 1953. № 1. С. 73.

116

окружающем мире. Усвоение соответствующей академической терминологии также требовало от учителей огромных усилий.

За несколько лет существования системы заочного обучения в высших педагогических учебных заведениях было установлено, что залогом успеха данной формы образования являются раздаточные материалы, которые должны выдаваться проходящим обучение учителям. Особенно важную роль должны были сыграть пособия по конкретным профилирующим дисциплинам. Учителя, подающие заявку на обучение по заочным программам, должны были получить их не позднее, чем за несколько месяцев до начала учебного года. Предполагалось, что пособия должны помочь учителям выбрать профилирующий предмет на основе информации об условиях обучения по конкретным дисциплинам. В ходе первых встреч студентам необходимо предоставить график на соответствующий учебный год и расписание каждой сессии; расписание дидактических занятий, экзаменов, зачетов, консультаций и сдачи заданий; комплект описаний курсов, прохождение которых обязательно в течение определенного года; а также комплект методических пособий, раздаточных материалов и конспектов лекций (за отдельную плату), необходимых по соответствующим курсам1.

Еще одной причиной неудач в сфере заочного образования среди работающих учителей стала ограниченность библиотечных ресурсов, в частности, нехватка учебников, конспектов лекций и книг, включенных в списки рекомендуемой литературы. Частично такая ситуация сложилась в связи с достаточно не впечатляющим набором книг, предлагаемым библиотеками педагогических вузов, которые начали развиваться только в начале 1950-х годов2. Библиотеки высших педагогических учебных заведений, поначалу напоминавшие школьные библиотеки, были тем местом, где студенты очного отделения могли брать учебники и книги для обязательного чте-ния3. Более того, библиотечные фонды, как правило, формирова-

1 Jarowiecki J. Kierunki doskonalenia organizacyjno-programowej i metodycznej dziatalnosci uczelni ksztatc^cych nauczycieli na studiach dla pracuj^cych [Направления совершенствования организационно-программной и методической деятельности учреждений пед. образования для работающих педагогов] // Ksztatcenie nauczycieli na studiach dla pracuj^cych, Krakow, 1973. С. 36.

2 Conf. R. Grzybowski Materialne podstawy rozwoju WSP” [Материальная база развития учреждений высш. пед. образования // Wyzsze szkoty pedagogiczne w Polsce w latach 19461956. Gdansk, 2000. С. 207-235.

3 Pursuant to Polish Libraries and Book Collections Care Act of 17 April 1946. Conf. A. Knot // Polskie prawo biblioteczne [Польское библиотечное право]. Wroctaw, 1947. С. 9-18; также: Tabakowa A., Biblioteka WSP w Krakowie w latach 1946-1961 [Библиотека Краковского педагогического института в 1946-1961 гг.] // Wyzsza Szkota Pedagogiczna w Krakowie w pierwszym pi^tnastoleciu swego rozwoju, Rocznik Naukowo - Dydaktyczny WSP w Krakowie. 1965. Т. 18. С. 266.

117

лись бессистемно, поскольку за закупку книг отвечали представители администрации.

С 1951/52 учебного года, в котором было введено высшее заочное образование, педагогические вузы начали создавать отдельные библиотеки, которые называли «библиотеками заочного факультета»1. В их задачи входило снабжение студентов, обучающихся по заочным программам, учебниками и другими необходимыми источниками. Поскольку органы образования были чрезвычайно заинтересованы в развитии данной формы образования для работающих учителей, библиотекам, как правило, охотно предоставлялись субсидии, благодаря чему они получали в свое распоряжение значительные ресурсы на покупку новых книг. С учетом потребностей студентов-заочников библиотечные фонды «учебных заведений для работающих взрослых», в первую очередь, пополнялись большим количеством экземпляров учебников и книг для обязательного чтения2. Несмотря на небольшое улучшение, библиотекам высших педагогических учебных заведений все равно не удавалось удовлетворять потребности читатетей-заочников. Сложности в обеспечении всех студентов необходимыми учебниками и конспектами лекций заставляли их, в особенности на начальных этапах обучения по заочным программам, пользоваться материалами и источниками, которые просто не годились для этих целей. Очень часто в этом качестве выступали учебники, перепечатанные на машинке или даже переписанные от руки.

Огромное значение для обеспечения эффективности образовательного процесса имела правильная организация занятий, проводимых для студентов-заочников в ходе так называемых «установочных сессий». Они проходили в период зимних и во время летних каникул, как правило в июле. История развития заочных программ в педагогических вузах показала, что установочная сессия является одним из важнейших элементов данной формы образования. В ходе сессий студенты знакомились с учебными задачами на конкретный год. Согласно некоторым авторам, занимающимся изучением данной проблемы, без прохождения установочной сессии студент не мог справиться с выполнением заданий или сдачей экзаменов3. Од-

1 В 1958 г. название было заменено на "библиотеки педагогических вузов для работающих студентов".

2 Архив современных документов в Варшаве (AAN), материалы министерства образования [далее AAN Min. Osw.,], Sprawozdanie roczne WSP w Gdansku za rok ak. 1955/56 [Гданьский пед. ин-т: годовой отчет за 1955/1956 г.]. № 2688.

3 Danek W. Z doswiadczen szkot i nauczycieli [Опыт школ и учителей] // Nowa Szkota. 1953. № 1. С. 70.

118

нако в первые годы посещаемость установочных сессий в высших педагогических учебных заведениях была далеко не удовлетворительной. Как правило, она не превышала 85 % при обучении по четырехгодичной программе и 90 % - по двухгодичной1. Не меньшее значение имело расписание занятий в период сессии, а именно количество лекций и занятий, а также их распределение. Поначалу в связи с этим возникало немало трудностей. Например, в ходе первой установочной сессии в Гданьском педагогическом институте для студентов было предусмотрено девять часов обязательных занятий в день, при этом консультации проходили в период с 8 до 11 вечера2. Единственным результатом такого перегруженного дня являлась усталость студентов.

Аналогичным образом администрация института испытывала трудности при составлении надлежащего расписания зачетов во время сессии. Министерство рекомендовало проводить зачеты в первые дни летней сессии, чтобы студенты могли посвятить остальную часть сессии получению нового материала. Тем не менее во многих учреждениях зачеты проходили на протяжении всей сессии. Студентов часто не информировали о расписании зачетов, что предположительно объяснялось убежденностью администраций вузов в том, что в противном случае «многие студенты могут вообще не появиться на летней сессии»3. В результате студенты были поглощены подготовкой к зачетам и не получали большой пользы от лекций и занятий в ходе сессии.

Метод обучения, применяемый во время установочной сессии в некоторых высших учебных заведениях, также вызывал большие сомнения, в частности, в связи с тем, что во многих случаях занятия не учитывали потребности студентов-заочников4. Кроме того, высшим

1 AAN Min. Osw., Syntetyczne sprawozdanie z letniej sesji naocznej w Studium Zaocznym WSP w 1953 r. [Краткий отчет о проведении летней сессии заочного отделения педагогического института 1953 г.]. № 2676.

2 Национальный архив Гданьска, документы Гданьского пед. ин-та [далее APG, WSP]. Sprawozdanie z wizytacji Studium Zaocznego przy WSP w Gdansku w dniach 3 i 4 stycznia 1951 r. [Отчет о результатах проверки заочного отделения Гданьского пед. ин-та 3-4 янв. 1951 г.]. № 1317/105.

3 AAN Min. Osw., Sprawozdanie z wizytacji sesji naocznej Studium Zaocznego WSP w Gdansku przeprowadzonej w dniach 23 i 24 lipca 1953 r. przez Komisj^ Ministerstwa Oswiaty [Отчет о результатах проверки летней сессии заочного отделения Гданьского педагогического института 23-24 июля 1953 г.], № 2637.

4 Conf.: Bandura L. Rozwoj studiow dla pracuj^cych w WSP [Разработка программ педагогического вуза для нетрадиционных студентов] // Nauczyciel i Wychowanie 1969. № 2. С. 62; Danek W. “U podstaw metodyki zaocznego ksztatcenia nauczycieli szkot srednich w wyzszych szkotach pedagogicznych” [Введение в методику заочного обучения учителей в высших педагогических учебных заведениях], Rocznik Naukowo-Dydaktyczny WSP w Krakowie. Т. 2. Krakow, 1954.

119

учебным заведениям не удавалось контролировать уровень подготовки заданий или отслеживать индивидуальный процесс обучения. Очень часто информация о достижениях студента своевременно не обновлялась1. Еще одна проблема заключалась в отсутствии связи между содержанием лекций и занятий в рамках одного курса, что приводило к повторению одних и тех же вопросов в разных курсах2. Задания выполнялись на достаточно низком уровне. Кроме того, на процесс заочного образования влияло состояние помещений для размещения студентов, приезжающих на установочные сессии. Из-за нехватки мест в общежитиях студентам даже приходилось ночевать в аудиториях, где после занятий сдвигались столы и стулья и устанавливались кровати3. Студентам не всегда предоставлялся полный пансион. Иногда они получали только обеды, тогда как завтраки и ужины нужно было организовывать самостоятельно4.

Первая попытка устранения несовершенств организации заочного обучения в педагогических вузах была предпринята на конференции руководителей заочных программ в декабре 1952 г. Тогда было рекомендовано предоставлять студентам график обучения, включая даты сдачи всех обязательных заданий, экзаменов и зачетов на год вперед. Кроме того, была достигнута договоренность о том, что количество заданий не должно превышать четырех в месяц с тем расчетом, что время, необходимое для их выполнения (включая самостоятельную работу студентов), не должно превышать 6090 часов5. Впоследствии важные решения по организации заочной формы образования были приняты в 1955-1956 гг. на совещании деканов заочных факультетов, прошедшем в Катовице 10-11 октяб-

1 AAN Min. Osw., Sprawozdanie z wizytacji sesji naocznej Studium Zaocznego Wyzszej Szkoty Pedagogicznej w Krakowie przeprowadzonej w dniach 29 i 30 lipca 1953 r. przez Komisj^ Ministerstwa Oswiaty [Отчет о результатах проверки летней сессии заочного отделения Краковского пед. ин-та 29-30 июля, проведенной комиссией министерства образования], № 2637.

2 AAN Min. Osw., Sprawozdanie z komisyjnej wizytacji sesji naocznej Studium Zaocznego Wyzszej Szkoty Pedagogicznej w Warszawie przeprowadzonej w dniach 10 i 11 lipca 1953 г[Отчет о результатах проверки летней сессии заочного отделения Варшавского пед. ин-та 10-11 июля 1953 г.]. № 2637.

3 aPg, WSP, Sprawozdanie z wizytacji Studium Zaocznego WSP w Gdansku, przeprowadzonej w dniach 3 i 4 stycznia 1951 r. [Отчет о результатах проверки заочного отделения Гданьского пед. ин-та 3-4 янв. 1951 г.]. № 1317/105.

4 AAN Min. Osw., Sprawozdanie z komisyjnej wizytacji sesji naocznej Studium Zaocznego WSP w Warszawie, przeprowadzonej w dniach 10 i 11 lipca 1953 r. [Отчет о результатах проверки летней сессии заочного отделения Варшавского педагогического института 10-11 июля 1953 г.]. № 2637.

5 AAN Min. Osw., Wytyczne wynikaj^ce z konferencji grudniowej (1952 r.) kierownikow Studiow Zaocznych przy WSP. Pismo Ministerstwa Oswiaty z 16 stycznia 1953 r. [Рекомендации по результатам конференции руководителей заочных отделений педагогических вузов, прошедшей в декабре 1952 г. Документ Министерства образования от 16 янв. 1953 г.]. № 2678.

120

ря 1955 г.1. Участниками конференции совместно с представителями министерства образования были приняты меры, позволившие составить «дорожную карту» развития данной формы образования на ближайшие годы. В отношении организации сессий было решено, что экзаменационную сессию необходимо отделить от летней сессии, и что все экзамены должны быть сданы до середины июня. Для обеспечения оптимального распределения времени было признано важным постараться спланировать занятия таким образом, чтобы их продолжительность не превышала шести часов в день. Было согласовано, что для обеспечения лучшей подготовки студентов (особенно первого и второго года обучения) к самостоятельной работе необходимо организовать соответствующие практические занятия, направленные на ознакомление студентов с методиками самостоятельной работы с источниками2. Предполагалось увеличить количество конспектов лекций и ускорить процесс их публикации (при этом материалы нужно было разрабатывать с учетом потребностей как заочников, так и очников). Было признано целесообразным начать работу по подготовке и публикации раздаточных материалов (сборников выдержек из литературы или тематических справочников) по темам, не включенным в конспекты лекций или пособия, однако представляющих сложность для студентов.

Кроме того, были приняты важные решения в отношении расписания. В первую очередь, была достигнута договоренность о том, что подробный график для студентов заочной формы обучения необходимо составлять на основе существующего расписания очного отделения. Основная идея данного решения - проанализировать расписание и решить, какие курсы, предлагаемые при очном обучении, следует изучать и в рамках заочной формы. Было настоятельно рекомендовано объединить отдельные курсы. К прочим аспектам, требовавшим пересмотра, была отнесена нагрузка во время летней и зимней сессии, количество заданий по каждому курсу, сроки, а также количество и сроки сдачи экзаменов3. Для решения этой задачи был

1 AAN Min. Osw., Pismo Ministerstwa Oswiaty z 10 grudnia 1955 r. [Документ Министерства образования от 10 дек. 1955]. № 2637.

2 В то же время было признано жизненно важное значение снабжения библиотек заочных отделений учебными пособиями.

3 В ходе конференции были приняты решения о количестве часов и заданий по общеобразовательным курсам. Было решено ввести четыре задания в год по русскому языку, два -по психологии, педагогике и политэкономии, а также одно задание в год по введению в марксизм-ленинизм и диалектический материализм [Последние три курса были обязательными в программе в связи с политической ситуацией в Польше в 1945-1989 гг.]. По таким дисциплинам, как логика, история образования и гигиена, выполнение заданий предусмотрено не было.

121

сформирован специальный комитет из преподавателей соответствующих заочных отделений, имеющих степень доктора наук.

Независимо от организационных условий обучение по заочной форме было для учителей настоящим испытанием силы характера. Учеба требовала огромных затрат энергии, настойчивости, самодисциплины, силы воли и регулярных занятий. На учебный процесс могли повлиять любые превратности личной жизни, проблемы со здоровьем или непредвиденные события, что приводило к несоблюдению сроков или даже отказу от обучения. Особенно склонными к этому были студенты, изучающие экспериментальные науки (химию или физику), поскольку своевременное выполнение лабораторных работ играло решающую роль1. Процесс образования в определенной мере также зависел от возраста студента. Однако здесь необходимо признать, что зрелось учителей, их профессиональный опыт и личная стабильность способствовали успешному обучению по заочной форме. Не менее положительное влияние оказывал опыт самообразования или привычка чтения литературы. Среда, в которой жил и работал студент, очевидно, также влияла на уровень эффективности обучения. Процент отсева среди учителей, работавших в сельских школах, был в несколько раз выше по сравнению с учителями из городов. Наименее благоприятным фактором для студен-тов-заочников являлось наличие детей. Студентам-женщинам, имевшим более двух детей, как правило, не удавалось довести обучение до конца2. Соответственно, большинство студенток детей не имели. Согласно результатам различных исследований среди сту-дентов-заочников женщины находились в значительно менее выгодной ситуации по сравнению с мужчинами. Причины такого положения дел сводились к необходимости выполнения обременительных обязанностей матери или жены, которые невозможно было отложить на время обучения3.

Исследование данной формы образования показало, что общий уровень достижений студентов-заочников в значительной мере зависит от их мотивации, которая оказалась значительно более

1 Bandura L. Sprawnosc ksztatcenia zaocznego w Wyzszych Szkotach Pedagogicznych. Krajowa Konferencja w sprawie rozwoju Wyzszych Szkot Pedagogicznych 29 i 30 stycznia 1963. Materiaty [Эффективность заочного обучения в высших педагогических учебных заведениях: материалы национальной конф. по развитию пед. вузов 29-30 янв. 1963 г.], Gdansk; Warszawa, 1963. С. 257-258.

2 Bandura L. (1964) Efektywnosc studiow zaocznych [Эффективность заочного образования] // Kultura i Spoteczenstwo. 1964. № 1, С. 162-163.

3 Jundzitt I. Studia wyzsze dla pracuj^cych w opinii studentow i absolwentow [Программы для нетрадиционных студентов с точки зрения студентов и выпускников] // Zycie Szkoty Wyzszej. 1966. № 4. С. 96.

122

важным фактором по сравнению с методиками работы, применяемыми вузом1.

1 Bandura L. Studiowanie zaoczne [Заочное обучение] // Dydaktyka Szkoty Wyzszej. Т. 2. 1969. № 1(5). С. 51.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.