Научная статья на тему 'Из истории заочного образования в Красноярском сельскохозяйственном институте (КСХИ)'

Из истории заочного образования в Красноярском сельскохозяйственном институте (КСХИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / РЕФОРМА / ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКУЛЬТЕТ / УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / REFORM / CORRESPONDENCE EDUCATION / FACULTY / EDUCATIONAL AND TUTORIAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоник Г. Н.

В статье рассматриваются исторические проблемы и этапы становления заочного образования в Советском Союзе на примере Красноярского сельскохозяйственного института. Приведен документальный материал о создании заочных факультетов в вузах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE CORRESPONDENCE EDUCATION HISTORY IN THE KRASNOYARSK AGRICULTURAL INSTITUTE (KAI)

The historical problems and development stages of correspondence education in the Soviet Union on the example of the Krasnoyarsk Agricultural Institute are considered in the article. The documentary material on the correspondence faculty establishment in the institutes of higher education of the country is given.

Текст научной работы на тему «Из истории заочного образования в Красноярском сельскохозяйственном институте (КСХИ)»

УДК 378 Г.Н. Антонин

ИЗ ИСТОРИИ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ (КСХИ)

В статье рассматриваются исторические проблемы и этапы становления заочного образования в Советском Союзе на примере Красноярского сельскохозяйственного института. Приведен документальный материал о создании заочных факультетов в вузах страны.

Ключевые слова: вуз, реформа, заочное образование, факультет, учебно-консультационный

пункт.

G.N. Antonik FROM THE CORRESPONDENCE EDUCATION HISTORY IN THE KRASNOYARSK AGRICULTURAL INSTITUTE (KAI)

The historical problems and development stages of correspondence education in the Soviet Union on the example of the Krasnoyarsk Agricultural Institute are considered in the article. The documentary material on the correspondence faculty establishment in the institutes of higher education of the country is given.

Key words: institute of higher education, reform, correspondence education, faculty, educational and tutorial

center.

Развитие сельского хозяйства в СССР требовало подготовки большого количества специалистов аграрного профиля. В связи с этим в 1919 г. руководством страны было принято решение об оказании всесторонней государственной поддержки самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян. Ставка была сделана на очную и заочную формы обучения. В 20-е гг. прошлого столетия в стране начали осуществлять выпуск литературы для самообразования. Тогда же в вузах были открыты многочисленные заочные курсы, позднее преобразованные в отделения, которые осуществляли, главным образом, повышение квалификации специалистов, оказывали помощь молодёжи в подготовке к сдаче экзаменов.

Совместное Постановление ЦИК и СНК СССР 1929 года «О системе заочного образования» стало первой ступенью в развитии высшего заочного образования в СССР. Приказом по Наркомзему СССР в 1930 г. было решено организовать на базе факультетов Тимирязевской сельскохозяйственной академии (ТСХА) самостоятельный Институт заочного сельскохозяйственного образования, в котором начались занятия по ускоренным программам [1]. Руководству страны необходимо было сделать образование массовым, поэтому в этом же году институт был переименован в Институт массового сельскохозяйственного обучения Наркомзема СССР. Затем он был преобразован в Институт массовой заочной подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров, на который была возложена функция Центра по организации и развитию дела заочной подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров (ЦИЗО) [1]. В 1935 году ЦИЗО был переименован во Всесоюзный институт повышения квалификации и заочного образования (ВИПКИЗО).

В дальнейшем система заочного сельскохозяйственного образования неоднократно реформировалась. Шли поиски путей улучшения и расширения системы заочного сельскохозяйственного образования. В 1946 году институт был снова реорганизован, но теперь уже во Всесоюзный сельского хозяйства институт заочного образования (ВСХИЗО), который был подчинён Министерству высшего образования СССР. В 1954-1955 гг. ВСХИЗО отделился от Тимирязевской академии и получил собственную материальную базу [2].

В целях расширения высшего сельскохозяйственного заочного образования Министерство высшего образования СССР издало приказ от 20 января 1958 года об открытии факультетов заочного образования в девяти вузах страны по разным специальностям [3]. В пункте №3 приказа значился Красноярский сельскохозяйственный институт, в котором должны были открыть заочный факультет по трём основным специальностям на факультетах механизации сельского хозяйства, агрономическом и зоотехническом.

Заочный факультет в КСХИ был открыт в начале 1958 г. Его первым деканом стал Д.М. Дубовой [3]. К началу первой зимней сессии 1958-1959 гг. число студентов-заочников на агрономическом факультете составляло 79 человек, на зооинженерном - 45, механизации сельского хозяйства - 87 человек [4]. Однако уже к 1 июля 1960 года общее число заочников составляло было 581 человек [5].

Дальнейшее развитие системы заочного образования в КСХИ было связано с решением Совета Министров РСФСР, принятом в сентябре 1960 г., о предоставлении ведомствам и их управлениям самостоятельно решать, исходя из необходимости, вопрос об открытии дополнительных учебных структурных отделений при вузах [6].

На основании этого решения Управлением сельскохозяйственных высших учебных заведений Мин-сельхоза было приято решение об открытии на базе Абаканского педагогического института учебноконсультационного пункта (УКП) Красноярского сельскохозяйственного института.

При создании УКП возникли проблемы с передачей помещений и материальной базы Абаканского государственного педагогического института, руководство которого не хотело отдавать свои учебные аудитории и лаборатории. Вести занятия тоже было некому. В силу указанных обстоятельств открытие УКП откладывалось на неопределённый срок. Пришлось подключать к решению этого вопроса партийные и местные органы власти.

Ситуация с открытием УКП усугублялась тем, что КСХИ как и другие сельскохозяйственные вузы должен был перебазироваться из городов на базу совхозов, учебно-опытных и экспериментальных хозяйств. Уже созданный, но малообеспеченный материальной базой, КСХИ должен был по плану переехать окончательно в 1965 г. на территорию пригородного совхоза Берёзовский [7].

Из-за многочисленных реорганизаций и субординационной неопределённости хрущёвского периода только в 1963 г. методическая комиссия КСХИ получила возможность вернуться к вопросу об открытии Абаканского учебно-консультационного пункта в Хакасской автономной области. На заседании методической комиссии в апреле 1963 г. присутствовали ректор КСХИ П.П. Ипатов, декан заочного факультета КСХ Д.М. Дубовой, зав. каф. физики Н.В. Решетникова, зав. каф. математики И.А. Фельдман, зав. каф. химии Е.И. Смирнова, а также А.И. Ясинская П.К. Шрамко, Н.Н. Куликов, В.И. Белёва. Коллегиальным решением было принято возобновить работу Абаканского УКП и начать приём студентов-заочников с мая 1963 г. [8].

23 мая 1963 г. это решение было закреплено приказом за №229 Министерства сельского хозяйства РСФСР «Об организации Абаканского учебно-консультационного пункта КСХИ» на базе Абаканского педагогического института [9].

Благодаря вмешательству Красноярского крайкома КПСС, ректорат Абаканского пединститута в лице ректора Д. Нагрузова вынужден был в начале июня 1963 г. уведомить ректора КСХИ П.П. Ипатова о том, что «Абаканский пединститут не возражает против организации вашего учебно-консультационного пункта при институте» [10].

В сведениях, переданных из КСХИ в Минсельхоз, в 1963 г. на заочном факультете КСХИ по всем специальностям и курсам обучалось 294 студентов-заочников. Из них в южной зоне Красноярского края, а именно в Курагинском и Минусинском районах, проживало соответственно 33 и 112 человек, в Хакасской АО - 103, в Тувинской АО - 46 человек [11].

Методический совет заочного факультета принял решение о передаче студентов-заочников, живущих на территориях восьми районов Хакасской автономной области, Тувинской АССР и семи районов юга Красноярского края, в Абаканский УКП КСХИ. Таким образом, УКП должен был обеспечить подготовку примерно третьей части всех студентов КСХИ заочной формы обучения.

В протоколе методического совета было указано, что все кафедры КСХИ при проведении научноисследовательской работы в обязательном порядке должны привлекать к её выполнению и студентов-заочников, увязывая темы с их курсовыми и дипломными проектами [12].

Однако на практике Абаканский пединститут уклонялся от передачи аудиторий для УКП, и вновь возникли трудности с набором кадров для организации его работы.

Решением методического совета КСХИ от 15 июня 1963 года декан заочного факультета Д.М. Дубовой и секретарь заочного факультета Н.В. Решетникова были командированы в г. Абакан для решения вопросов об организации работы уКп [13].

Должность заведующего УКП была предложена бывшему работнику партийных органов Хакасской автономной области Ю.В. Прокину, 1928 года рождения, окончившему Абаканский педагогический институт в 1956 году по специальности «учитель истории». Для УКП были выделены две ставки - заведующего и секретаря, сотрудники же учебно-консультационного пункта были в штате КСХИ. В частности, Ю.В. Прокин с 1 июля 1963 г. был проведён старшим преподавателем кафедры марксизма-ленинизма [14].

Преподавателям Абаканского педагогического института, согласившимся вести занятия в УКП, было решено оплачивать из почасового фонда КСХИ по следующим дисциплинам: ботаника, иностранный язык, зоология, анатомия, метеорология, математика, химия, физика и др. Преподавателям данных дисциплин в КСХИ необходимо было подготовить темы для контрольных работ и разработать методические рекомендации по соответствующим разделам, а также постоянно инструктировать преподавателей, работавших в Абаканском УКП. Деканатам КСХИ было поручено обеспечить УКП инструкциями, методиками, учебноконсультативными документами и разработать график выездов профессорско-преподавательского состава для чтения установочных лекций и проведения консультаций в Абаканском УКП в период до зимней экзаменационной сессии [15].

В октябре 1963 г. на заседании методической комиссии КСХИ была создана самостоятельная методическая комиссия ФЗО (факультета заочного обучения). На первом заседании этой комиссии под председательством Д.В. Урывского присутствовали 18 человек, которые заслушали отчёт о достигнутых результатах по организации УКП и его дальнейших планах. Декан заочного факультета КСХИ И.С. Кадошников подчеркнул, что целью работы УКП является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов [16].

В результате настойчивых действий руководства КСХИ число студентов-заочников в 1964-1965 учебном году превысило число студентов очников. В справке в финансовый отдел г. Красноярска о наличии студентов в КСХИ было указано, что на 15.03.1964 г. на заочном отделении обучалось 1627 человек, в том числе 450 в УКП (г. Абакан), на очном отделении - 1437, в аспирантуре - 22 человека [17].

Все преподаватели, прошедшие по конкурсу для работы в учебно-консультационном пункте, вошли в состав кафедр Абаканского пединститута и обучали заочников УКП в г. Абакане, а финансирование их деятельности осуществлялось через КСХИ [13].

Преподаватели Абаканского педагогического института взяли инициативу по организации работы УКП в свои руки: они сами решали вопросы о вызове студентов на сессию и не отправляли отчёты о работе УКП в КСХИ. При этом зарплату им перечисляли в полном объёме. В КСХИ не знали ни о количестве студентов-заочников в УКП, ни о том, как проходили сессии и т.п. Помещения, выделенные Абаканским пединститутом для УКП, не были приспособлены для занятий и оборудованы должным образом [18].

Декан заочного факультета КСХИ И.С. Кадошников на одном из заседаний методического совета в 1964 году сообщил об этих нарушениях и указал, что впредь такого не должно повторяться, что необходимо требовать все отчёты и материалы из Абаканского УКП о студентах, обучающихся там, что «впредь на сессию будет делать вызов институт, а не УКП, и только тех студентов, которые выполнили все контрольные работы» [19].

Число заочников в 1964 году по всем факультетам и курсам в вузе составляло уже 1658 человек [20].

В 1965 г. для штатного расписания КСХИ были выделены ещё 0,5 ставки методиста кабинетов черчения и графики для УКП, однако вновь из Абаканского УКП не поступало в КСХИ сведений об учебной деятельности [21].

Количество заочников в КСХИ к 1965 году достигло уже 1957 человек. Из них на агрономическом факультете обучалось 778 человек, зооинженерном - 434, механизации сельского хозяйства - 745 человек [17].

Количество преподавателей, работающих в системе УКП, тоже увеличивалось. На 20 ноября 1967 г. здесь трудились преподаватели математики В.И. Коломийцев, математики и черчения А.А. Маттерн, немецкого языка Д.А. Лабекина, истории КПСС Б.И. Курбатов, физики Ю.Т. Гусев, неорганической химии Л.И. Ефремова, зоологии Е.Н. Лукьянцева, основ агрономии Л.Н. Козулина, ботаники А.И. Брюханова, основ математики В.А. Азовский. Этот список приведен из отчёта для учебной части КСХИ от Абаканского УКП и был подписан уже новым заведующим УКП Б.И. Курбатовым, проработавшим в этой должности 20 лет, начиная с 1967 года [22].

Таким образом, оформление УКП как структурного подразделения КСХИ началось только при Б.И. Курбатове. Всю отчётность о заочном факультете из КСХИ с 1967 года по распоряжению ректора КСХИ П.П. Ипатова стали отправлять во Всесоюзный сельского хозяйства заочный институт [23].

В ноябре 1970 года на семинаре руководителей УКП Сибири, Урала и Дальнего Востока в г. Новосибирске по тему «Работа заведующего УКП по организации учебных занятий и осуществление контроля за их качеством» [24] были обозначены первоочередные задачи УКП сельскохозяйственных вузов:

- повысить квалификацию среднего звена в сельских хозяйствах;

- принимать на учёбу специалистов, работающих только в сельском хозяйстве;

- составить план приёма и учесть всех потенциальных абитуриентов;

- организовать самоокупаемые подготовительные курсы для поступающих в институт на каждом УКП;

- организовать во всех вузах и на УКП Советы содействия студентам-заочникам, председателями которых должны были быть в районе заместители председателей райисполкомов или секретари райкомов (крайисполкомов);

- проводить как можно больше занятий на УКП (при этом дополнительно и без оплаты преподавателю), т.е. максимально приблизиться к труженикам сельского хозяйства;

- проводить лабораторно-практические занятия.

Перестройка высшей школы, приближение её к жизни, производству (об этом говорилось в высших эшелонах власти) создали бы наиболее благоприятные условия для формирования специалистов с «высокой культурностью, моральностью», активных и сознательных строителей коммунизма. По мнению руководства правящей партии страны, студенты должны были быть ближе к жизни трудовых людей.

В Абаканском УКП проходили обучение специалисты-практики. В 1970 г. из 191 студента заочной формы обучения 83 являлись специалистами сельского хозяйства, 3 - директорами совхозов и председателями колхозов, 19 - управляющими ферм, 31 - рабочих и колхозников, 19 - работающих в других областях народного хозяйства, 32 - были связаны с сельским хозяйством, 4 - со службой в Советской Армии. Таким образом, из приведенных данных видно, что в УКП обучались лица, характер работы которых в основном соответствовал избранной профессии [25].

Кроме того, при наборе студентов, а в дальнейшем и вызове их на сессию, списки согласовывались с обкомом партии и Сельхозуправлением. За исследуемый период Абаканским УКП КСХИ было подготовлено около 1200 специалистов сельского хозяйства для Хакассии (агрономы, зоотехники, механизаторы сельского хозяйства).

В целях дальнейшего обеспечения АПК Хакассии и юга Красноярского края специалистами в 1998 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Красноярским аграрным университетом по инициативе ректора КрасГАУ Н.В. Цугленка был издан приказ о создании Хакасского филиала КрасГАУ на базе Абаканского УКП по следующим специальностям: экономика и управление аграрным производством, бухгалтерский учёт и аудит, зоотехния, механизация сельского хозяйства. Согласно приказу, обучение по специальности с общеобразовательной подготовкой студенты должны проходить в филиале, а завершеть обучение - в агроуниверситете. Первым директором филиала Хакасского филиала КрасГАУ стал Юрий Васильевич Киреев. Ныне этот филиал возглавляет Александр Николаевич Ковальчук.

История сельскохозяйственного заочного образования СССР является отражением поисков руководителей страны эффективных путей развития высшего образования, с одной стороны, решения производственных задач и скорейшего снабжения населения сельхозпродуктами, с другой, а также подготовки кадров среднего и высшего звена, призванных реализовать эти цели и способных обеспечить перспективы развития сельскохозяйственной науки и образования. Укрепление связей с селом всегда было весьма эффективным и перспективным опытом по пути решения аграрных проблем, как в прошлом, так и в будущем нашей страны.

Становление Абаканского УКП КСХИ представляет интерес как история, связанная с развитием сельского хозяйства Красноярского края. Сельскохозяйственное заочное образование успешно развивается в регионе и сегодня, сочетаясь с системой дистанционного обучения, появившейся для очного обучения.

Литература

1. Российский государственный аграрный заочный университет. 1930-2010. / под ред. В.А. Дубовик. -

М.: Изд-во РГАЗУ, 2010. - 147 с.

2. ЦГАНХ СССР. Ф. 7486. Оп. 1. Д. 9. Л. 112.

3. КГКУ ГАКК. Ф р-2122. Оп. 1. Д. 1. Л. 34.

4. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1. Д 56. Л. 3.

5. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1. Д 56. Л. 13.

6. Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и реше-

ний правительства РСФСР/ под ред. И.Н. Арцибасова. - М.: Юрид. лит., 1969. - Т. 12. - 872 с.

7. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1. Д. 1. Л. 83-95.

8. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1. Д. 8. Л. 14.

9. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1. Д. 1. Л. 130.

10. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 144. Л. 35.

11. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 144. Л. 41.

12. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 8. Л. 18.

13. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122.Оп. 1. Д. 8. Л. 22.

14. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 170. Л. 37-38.

15. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 8. Л. 18-23.

16. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 128. Л. 3-9.

17. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 154. Л. 86.

18. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 128. Л. 1-2.

19. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1. Д. 128. Л. 10.

20. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 128. Л. 17.

21. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 174. Л. 1.

22. КГКУ ГАКК. Ф р-2122. Оп. 1. Д. 234. Л. 15.

23. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 185. Л. 7.

24. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 233. Л. 106-111

25. КГКУ ГАКК. Ф. р-2122. Оп. 1 . Д. 221. Л. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.