Научная статья на тему 'Меры коллективов высших учебных заведений Сибири по совершенствованию учебного процесса в период приближения вузов к производству (конец 50-х-середина 60-х годов XX века)'

Меры коллективов высших учебных заведений Сибири по совершенствованию учебного процесса в период приближения вузов к производству (конец 50-х-середина 60-х годов XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрик Валерий Владимирович

В статье на широкой документальной основе рассматривается деятельность вузовских коллективов Сибири по совершенствованию учебного процесса в конце 1950 середине 1960-х гг. Анализируются меры, предпринимавшиеся по освоению новых учебных планов, их методическому обеспечению, повышению качества лекций и практических занятий, привитию будущим специалистам навыков самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the staff of Siberian higher schools aimed to achieve more perfection in the process of education in late 50s middle 60-s have been shown based on a lot of documentary information. The measures taken to master newplans, to secure their methodological basis, to raise the quality of the lectures and practical classes, to in calculate the habits of independent work to the future specialists have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Меры коллективов высших учебных заведений Сибири по совершенствованию учебного процесса в период приближения вузов к производству (конец 50-х-середина 60-х годов XX века)»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЯГШ-------------------------------РПБнь 1Ш

ИС ТОРИЯ ТГУ И ОБРА ЗОВАНИЯ ВСИЬИРИ

УДК 378 14(571 1/5) (09)

H.H. Петрик

МЕРЫ КОЛЛЕКТИВОВ ВЫСШИХ УЧЕННЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИБИРИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПРИБЛИЖЕНИЯ ВУЗОВ К ПРОИЗВОДСТВУ (КОНЕЦ 50-х - СЕРЕДИНА 60-х ГОДОВ XX ВЕКА)

В статьс на широкой документальной основе рассматривается деятельность вузовски* коллективов Сибири по совершенствованию лчеоного процесса в конце 1950 середине 1*>60-х гг Аналишруютсн меры, предпринимавшиеся по освоению новых \чсбных планов, их мстодическомл обеспечению, повышению качества лекций и практических чанятий. привитию бу-д\шим специалистам навыков самостоятельной работы

Результаты работы высшей школы в конечном итоге определяются тем, в какой степени она способствует обеспечению народного хозяйства высоко к валифици-рованными специалистами. При решении этой задачи деятел ьность профессореко-преподавательских коллек-тивов Сибири в рассматриваемый период времени была направлена на улучшение содержания высшего образования и организации учебного процесса в вузах

С конца 1950-х гг. высшие учебные заведения работали по новым учебным планам и ггрограммам. которые были разработаны Министерством высшего и среднего специального образования СССР (МВ и ССО СССР) в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью (декабрь 1958 г.). Следует сказать, что несмотря на ряд негативных моментов (увеличение срока обуче-нил, введение производственной работы на первых курсах, раннее распределение выпускников по месту их будущей, работы и др.), в них были включены дисциплины и курсы, в которых излагались новейшие достижения науки и техники Опираясь на новые учебные планы и профаммы, центральные управленческие структуры научно-образовательного комплекса и региональные власти поставили перед факультетами и кафедрами сибирских вузов следующие задачи: во-первых* привести содержание образования в полное соответствие с требованиями современного производства и перспективами его развития в условиях научно-технического прогресса; во-вторых, устранить второстепенный и устаревший материал; в-третьих, преодолеть многот тредмегность и дублирование, в-четвертых, научно обеспечить и определить перечень изучаемых дисциплин, необходимых для формирования специалиста высокой квалификации, знакомого с новейшими научно-техническими достижениями в своей отрасли, умеющего реализовать свои знания на практике, а также, собственно, организовать эффективную работу трудовых коллекгивов [1. Л. 24-25].

Выполняя решения властных структур, вузовские коллективы региона стати более конкретно заниматься вопросами учебной работы. Подробно изучались отдельные ее аспекты, рассматривались на ректорских совещаниях, ученых советах, деканатах, партийных собраниях, парткомах и партбюро факультетов, делались практические выводы Так, партсобрание Иркутского финансово-экономического института (март 1958 г.), ученые советы Томского инженерно-строительного (1959,

1960 гт.), Красноярского политехнического (октябрь

1960 г.). Омского ветеринарного (февраль 1961 г), Алтайского медицинского (июнь 1961 г.) институтов признали. что перестройка учебного процесса велась неоперативно В медленном темпе перестраивались лекционные курсы. Слабо освещались в лекциях новейшие достижения научно-технического прогресса. Методическая работа проводилась недостаточно целенаправленно, мало внимания уделялось разработке учебных пособий [2 Л. 6).

Перестройка учебной работы в Иркутском госуни-верситете. например, явилась предметом детального обсуждения на бюро обкома КПСС в июне 1960 г. Здесь речь шла о том, что учебная работа перестраивалась медленно, на факультетах и кафедрах не добивались достаточно глубокой научной разработки основ читаемых курсов. Недосгаточно широко использовалась возможность внесения в рабочие программы, лекционные курсы и дипломные работы разделов, усиливающих практическую подготовку' будущих специалистов. На бюро также было отмечено, что это явилось результатом слабого контроля со стороны ректората и партийной организации вуза [3. Л. 75-76].

Опираясь на решения бюро обкома партии, руководство ИГУ организовало проверку' деятельности ряда факультетов. кафедр и методических комиссий. Результаты проверки фишко-магтематического факультета (ФМФ) обсуждались на расширенном заседании ученого совета (сентябрь 1960 г.) с участием деканов, заведующих кафедрами и секретарей факультетских партбюро. Было предложено в кратчайший срок разработать на кафедрах ФМФ университета планы мероприятий по перестройке учебного процесса, а контроль за качеством учебной работы возложить на деканат и партбюро факультета [4. Л. 104-105].

Перестройка учебного процесса в высших учебных заведениях Сибири на рубеже 1950—60-х гт. потребовала дальнейшего совершенствования учебно-методической работы, важнейшее место в которой занимали контроль за качеством занятий, организация самостоятельной работы студентов, разработка методических пособии циклов лекций и т.д. Стала значительно возрастать роль и ответственность кафедр за качество подготовки высококвалифицированных специалистов

Для обобщения положительного опыта и координации методической работы на кафедрах видная роль отводилась деятельности межвузовских кафедратьных

постояннодействутцих учебно-методических объединений, которые были созданы в ряде вузовских центров региона - Томске* Иркутске, Новосибирске и Омске. К примеру, в томских вузах контроль за работой этих методических объединений и руководство ими были возложены на проректоров по учебной работе университета, политехнического и педагогического институтов (Ю.В. Чистякова. А.II. Казачека, Б.В. Казачкова) и заместителя председателя межвузовского научного совета М.В. Постникова [5. Л. 11]

Заслуживает внимания и определенная система повышения уровня учебного процесса, сложившаяся в некоторых высших учебных заведениях Сибири В результате проделанной работы в практике вузов были решены такие вопросы, как более рациональное распределение учебного материала по семестрам, исключено дублирование одних и тех же предмете из программ различных дисциплин, пересмогрен перечень факультативных курсов, введены новые лекционные курсы, практикумы Комиссия отдела наутш и учебных заведении Новосибирского обкома КПСС в сентябре 1960 г., подробно ознакомившись с учебной работой в институте инженеров водного транспорта, побывала на лекциях и практических занятиях, ознакомилась с документами на кафедрах, беседовала с научно-педагогическим и работниками и студентами. В заключении комиссии по итхмам проверки отмечалось, что в соотвегсгвии с Законом об укреплении связи школы с жизнью руководством вуза был полностью перестроен учебный процесс. На первом и втором курсах обучение проходило по новым учебным гитанам, предусматривавшим теоретическое обучение в межнави-гационный период и производственное обучение в течение всей навигации. В период производственного обучения все студенты НИИВТа работали на штатных должностях в качестве мотористов, помощников механиков, матросов, рабочих изыскательских партий и т.д Обучение на старших курсах велось по переходящим учебным планам, в которых также было предусмотрено значительное продление производственной практики (одна практика на штатных должностях продолжительностью 26 недель вместо трех практик общей продолжительностью 17 недель). В этом транспортном институте за 1959/60 уч. г. были полностью переработаны учебные программы по всем техническим дисци!тинам с точки зрения насышения их новейшими достижениями науки и техники Большое внимание уделялось новым типам судовых силовых установок, их автоматике и дистанционному управлению, автоматизации производсгвенных процессов и судовождению [6. Л. 30-31].

Обучение студентов в ряде технических вузов региона (АПИ, ТПИ, ИЛИ, Крас! ГИ, НЭ ТО, СМи/КемП!) на рубеже 1950-60-х гг осуществлялось на основе реформы по укреплению связи школы с производством Для реализации намеченных целей было осуществлено циклическое построение учебного алана, при котором одну треть года студенты работали на производстве и две трети года занимались практическим и теоретическим обучением. В связи с этим предусматривалось разделение общего количества студентов на три потока, каждый из которых состоял как из одной специальности или факультета, так и из нескольких родственных специальностей или факультетов

Общее количество лекционных часов, в соответствии с Законом о школе, сокращалось на 30 % за счет исключе!шя повторений, переноса части материала на практикумы и на самостоятельную работу с книгой, на лаборат орные исследования и т.д.

В период производственной работы студенты снимались с государственной стипендии и находились на общих основаниях в рабочих бригадах на первых курсах и на должностях младшего и среднего технического персонала на старших курсах при сдельной или повременной оплате труда. При пятилетием сроке обучения. в соответствии с разделом IV Закона от 24 декабря

1958 г , студенты должны были работать на производстве около двух лет, не считая срока работы до поступления в вуз [7. Л. 90].

Ректор Красноярского политехнического института В Н Борисов и заместитель секретаря партбюро Г.М Иванов писали в 1959 г: «... сейчас, в связи с перестройкой системы народною образования, КрасПИ разрабатывает мероприятия по сочетанию обучения студентов с работой их на производстве по системе вечернего и заочного обучения на первых двух курсах. В частности, для расширения произволе шейной подготовки мы предлагаем на старших курсах ввести одну длительную производственную практику (до одного года) на штатных, оплачиваемых производством должностях вместо существующих в настоящее время 3-4 непродолжительных пракгик. В связи с этим предусматривается небольшое сокращение каникул и изучение в период длительной практики некоторых дисциплин по системе вечернего и заочного обучения Совнархоз помогает институту выделением для студентов необходимых рабочих мест Продукция, вырабатываемая учащимися на строительном полигоне, будет институтом реализовываться» (8 Л. 39—41 ]

Так, в 1958/59 уч. г. студенты факультета промышленного и гражданского строительства КрасГГИ проходили 35-дневную практику на строительстве коммунального моста через р. Енисей, трудясь в качестве рабочих. По свидетельству ректора В.Н. Борисова «Многие из них. как, например, студенты Купер, Гавриков, Петров, Абрамович, Кириллова и др., значительно перевыполняли нормы, увлекая этим кадровых рабочих стройки на борьбу за высокую производительность труда. Кроме того, летом этого же года все студенты института отработали по 20 дней на строительстве общежития. Из учащихся были созданы бригады штукатуров, монтажников и т.д В настоящее время на строительстве студенческого общежития трудится до 100 человек, которые днем работают, а вечером учатся» [9. С 29|

В период организации процесса связи обучения с производством студенты КрасПИ побываш на ряде промышленных предприятий г. Красноярска. В том же 1958/59 уч. г. студенты специальностей «электрификация промышленных предприятий» и «технология машиностроения» побывали на Заводе Ком бай нос грое-ния. специальности «промышленное и гражданское строительство» выезжали на экскурсию в деревообрабатывающие цехи судостроительного завода и на ряд строительных объектов краевого центра.

В порядке взаимного обмена ряд преподавателей Красноярского политехнического института систематически давали консультации промышленным пред-

приятия м. Доцент кафедры «Технологии машиностроения» Г. И Чистяков провел ряд консультаций с рабочими и инженерно-техническими работниками Красноярского механического завода ио вопросам литейного, производства; доцент И.И. Родин дал ряд консультаций строительным организациям края по вопросам эксплуатации строительных машин [9. С. 32].

В Сибирском металлур! ическом институте в целях усиления теоретической и специальной подготовки студентов на 4-м и 5-м ку рсах в 1959/60 уч г. дневного отделения в учебные планы были включены новые курсы «Т еоретические основы автоматики» в объеме 64 ч; «Обработка пластмасс давлением» - 32 ч; «11овые материалы в технике» - 46 ч; «Машины и технология обработки металлов давлением» - 54 ч; «Основы промышленной электроники» - 48 ч и др 1>ыли пересмотрены программы читаемых курсов в направлении сокращения описательных материалов, увеличения количества и качества лабораторных работ и приб;гижения курсового и дипломного проектирования к производству. С этой целью кафедры заново разработали учебно-методические руководства по всем практическим работам [10. Л. 124-125] Вместе с тем в процессе перестройки учебной работы допускались серьезные ошибки: почти все студенты-практиканты СМИ были направлены на Кузнецкий металлургический комбинат (КМК) без у'чега их будущей специальности, многие из них работали «учениками разнорабочих» с низкой оплатой труда. Дирекция КМК также допу стила ошибку7, согласившись на перевод студентов с производственной практики на строительство домны, в результате чего пракгика (особенно ученическая стажировка) оказалась сорвана. Из 90 студентов горного факультета 80 были сняты с шахт и направлены на доменную печь. При этом многие долгое время оставатись без стипендии и заработка и фактически работали не на сооружении печей, а выполняли вспомогательные работы. Таким образом. начато учебного года прошло неорганизованно, а партийная организация института не обеспечила за этим должного контроля [10. Л. 157-158] Подобная ситуация сложилась и в других технических вузах и университетах Сибири [11. Л. 11-12].

В педагогических институтах в конце 1950 — первой половине 1960-х гг. при совершенствовании учебного процесса главное внимание уделялось макси-мат ьному приближению его к практической подготовке студентов для работы в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным уклоном. В этой связи кафедры настойчиво осуществляли перестройку программ ку рсов с целью выработки у студентов умений и навыков внеклассной и внешкольной работы В содержание лекционных курсов и лабораторно-практических занятий шире, чем раньше, стаз вводиться материал, направленный на вооружение студентов знанием основ современного промышленного и сельскохозяйственного производства. На занятиях по специальным дисциплинам будущие учителя знакомились с формами и методами, позволяющими реализовать связь обучения с жизнью, трудом, производством. Студенты в ходе педагогической практики изучали передовой опыт производственного обучения в школах, принимали участие в ор-

ганнзации труда школьников на предприятиях, в колхозах и совхозах региона. Существенному пересмотру подверглись курсы педагогики и частных методик. Практические занятия по педагогике, психологии, школьной гигиене, частным методикам были максимально приближены к школе и проводились в основном в средних общеобразовательных учебных заведе* ниях Так, например, агробиологический факультет Тюменского педаго!ического института перестроил практику в направлении связи ее с жизнью. Наряду с учебной работой студенты выполняли задания совхоза, выращивали кукурузу и свеклу, занимались пахотой, культивацией, боронованием, проводили опытническую работу. Па историко-филологическом факультете читался факультативный курс по истории изобразительного искусства. Все студенты физико-математического и а1робиолог ического факультетов ТюГПИ на факультативных начат ах приобретали права шофера и кинодемонстратора [12. Л. 18-19].

Существенно изменился характер учебного процесса в сельскохозяйственных институтах, которые в своей деятельности ио претворению в жизнь Закона о школе руководствовались положением МВ и ССО СССР «О производственной работе и производственной практике студентов высших учебных заведений СССР» от 31 декабря 1959 г. и инструкцией Минсельхоза РСФСР по применению этого положения в вузах аграрного профиля, утвержденном в феврале 1960 г. [13. Л. 44] В учебные программы были введены новые курсы: «Комплексная механизация, автоматизация и электрификация сельскохозяйственного производства»; «Применение химии в сельском хозяйстве»: «Кормопроизводство»; «Нау'чное обеспечение сельского хозяйства», «Свиноводство на промышленной основе»; «Селекция и генетика» и др. Значительная часть лабораторных и практических занятий по дисциплинам была перенесена в производственные условия колхозов, совхозов и учебно-опытные хозяйства (у’гхозы) сельхозвузов. Так. в период производственного обучения студенты шрономического факультета Тюменского се;гьскохозяйственного института выполняли все полевые работы от посева до уборки культур. При этом график учебного процесса был построен так. чтобы в течение трех лет производственного обучения учащиеся смогли выполнить работы по выращиванию различных сельхозкультур и получить следующие специальности: полевод, кукурузовод и овощевод. Кроме того, в период учебы студенты афофака ТюСХИ обучались езде на тракторе, автомобиле и комбайне и получали права тракториста, шофера и комбайнера. Теоретическое обучение в летнем семестре 1960/61 уч. г. было организовано по вечерней системе, но в 1961/62 уч. г. согласно новому' графику буду щие агрономы этого сельхозвуза по завершении весенне-полевых работ снимались с работы на один месяц дня сдачи экзаменов и завершения теоретического курса [13. Л. 45]. Ученые Красноярского сельскохозяйственного института непосредственно помогали членам ученических производственных бригад края в постановке опмтод, направленных на изучение экономической эффективности труда в сельском хозяйстве, в частности, экономической эффективности сроков сева пшеницы, использования удобрений, применения орошения, прополки химическими средствами и др.

Не остались в стороне от работы по укреплению связи школы с жизнью и коллективы сибирских медицинских инеппугов. В конце 1950 — первой половине 1960-х 1т руководство медвузов региона провою значительную работу по совершенствованию форм практической подготовки будущих специалистов Члены ректоратов, общественных организаций, преподаватели стали чаще посещать лечебные учреждения, оказывая на местах помощь руководителям практики и студентам. На ученых советах, заседаниях партбюро и партийных собраниях ежегодно подводились итоги практической деятельности студентов, намечались меры по ее дальнейшему улучшению. К примеру, в

1961 г. в Томском мединституте на лечебном факультете была сформирована бртдла студентов VI ку рса которые дежурили в клиниках в дни прохождения практики первокурсниками, контролировали их действия, оказывали необходимую помощь [15. Л. 104)

В Читинском, Иркутском, Кемеровском, Омском, Красноярском, Алтайском медвузах на основе новых учебных планов и программ, в целях предоставления студентам большей самостоятельности факультеты, ка-фе:фы и предметные комиссии перестроили содержание практических занятий в лабораториях и клиниках, а также одобрили увеличение поликлинических занятий [16. Л. 1-3] Вместе с тем, как отмечатось на у'ченом совете Новосибирского медицинского института (июнь

1961 г.), введение непрерывной производственной практики привело к продлению срока обучения на 5 месяцев, усложнило учебный процесс на 1-11 курсах, создало организационные трудности в лечебных учреждениях из-за большого количества практикантов, работавших в качестве младшего научного персонала Помимо этого, в некоторых случаях наблюдаюсь сокращение объема лекционного материала, что ослабляло теоретическую подготовку студентов-медиков [17. Л 118-119]

В первой половине 1960-х гт. в высших учебных заведениях региона имела место чрезмерная перегрузка студентов учебными занятиями В феврале 1961 г на пленуме Центрального райкома КПСС г Омска по вопросу «О перестройке работы школ и вузов» в своем выступлении ректор Сибирского автомобильно-дорожного института К.Х. Толмачев отметил, что ныне действующие учебные планы чрезмерно перегружают студентов и у них совсем мато времени остается для работы над собой [18. Л. 81-82] Аналогичное суждение высказали и другие участники пленума

Ученый совет Иркутского госу ниверситета, анализируя на своем заседании (сентябрь 1961 г ) причины слабой успеваемости студентов, указат на отсутствие систематического контроля за учебой студентов в течение семестра, на слабую организацию их самостоятельной работы, перегрузку обязательными учебными занятиями, домашними заданиями [19. Л. 3-4]. На отдельных факультетах Тобольского пединститута в 1962/63 уч. г. недельная нагрузка студентов П-1Н курсов составляла 44 часа [20. Л. 5]. Подобная картина наблюдалась во многих технических, сельскохозяйственных, медицинских вузах. Это вело к ухудшению организации самостоятельной работы студентов, негативно сказывалось на здоровье учащейся молодежи Правительство и Минвуз СССР еще на рубеже 1950— 60-х гг. верно определили, что необходимо изменять

подходы к обучению студентов в сторону разгрузки последних от обязательных аудиторных занятий и организации самостоятельной работы. Об тгом, в частности, говорилось в инструктивно-методическом письме МВ и ССО СССР от' 31 июля 1962 г. «О недельной загрузке студентов всеми видами учебных занятий» [21. С. 89-90], в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (май 1963 г.) «О мерах по дальнейшему развитию высшего ...образования, улучшению подготовки и использования специалистов»: «...установить в высших учебных заведениях при обучении с отрывом от производства предельную загрузку студентов всеми видами учебных занятий, включая факультативные на 1-М курсах - 36 часов и на V—VI курсах — 30 часов в неделю . » [22 Л. 28-29)

В соответствии с этими документами коллективы сибирских вузов предприняли ряд мер, направленных на снижение недельной загрузки студентов аудиторными занятиями Новые обязательные и факультативные курсы стали вводиться за счет соответствующего сокращения учебного времени, отводимого на другие предметы. В Томском и Иркутском госуниверситетах. Алтайском, Красноярском. Омском политехнических, Сибирском металлургическом, Новосибирском электротехническом. Иркутском. Барнаульском, Читинском педагогических, Омском и Бурятском сельскохозяйственных институтах деканатами и кафедрами определялся объем самостоятельной работы студентов с таким расчетом, чтобы он в среднем не превышай 3—4 ч в день. Методические комиссии на факультетах совместно с профессорско-преподавательскими коллективами решали вопрос об установлении межпредметных связей и устранении таким образом, дублирования одного и того же материала на занятиях по разіплм дисциплинам [23. Л 39-40]

Предпринятая руководством страны в конце 1950 -начале 1960-х гг реформа по укреплению связи школы с производством потребовала изменения и совершенствования учебного процесса Она рассматривала вопросы о связи каждого научно-педагогического работника вуза с производством о распределении выпускников по месту их будущей работы, о перенесении части учебной нагрузки на производство и т.д.

Между тем, введение производственной работы на младших курсах не принесло ожидаемого результата. Сказалась поспешность при введении ее, отсутствие предварительной подготовки На заседании бюро Томского обкома КПСС (апрель 1960 г ) отмечалось, что на ряде предприятий областного центра (инструментальный завод, ГРЭС-2 и др.) неудовлетворительно организовано прохождение студентами ученического стажа, в результате значительная часть студенческой молодежи за период ученичесіва не приобрела необходимых навыков производственной работы. В электросетях «Томскэнерго», на заводе «Томкабель» и некоторых других предприятиях после окончания периода ученичества, в нарушение установленного порядка, студенты не зачисляются на рабочие места и поэтому не могут укрепить и расширить производственные навыки, овладеть одной-двумя основными рабочими профессиями, способствующими лучшему освоению будущей специальности На манометровом, электрод ам-

повом заводах, и/ я № 16 и п/и № 3 часть студентов работали не по специальности. Руководством предприятии зачастую допускается необоснованная переброска рабочих-студентов из цеха к цех или с одного рабочего места на другое. Почти не практикуется передача ра-бочим-студентам передовых методов труда и широкое вовлечение их в соревнование за звание ударников и членов бригад коммунистического труда (24 Л 15-16). Такое же положение сложилось и в других вузовских городах региона.

11риведенные архивные документ свидетельствуют, что предприятия не были тговы к приему студеншв, их работа не соответствовала профилю факультета и специальности. Кроме того, двух-трехсмснпая работа на производстве, перегруженность учащихся, трудности с жильем (особенно для семейных) все эго приводило к снижению успеваемости студентов и качества их знаний.

В декабре 1964 г. на XIII краевой партийной конференции в Барнауле в своем выступлении ректор АПИ В.Г. Радченко заметил, что причины снижения успеваемости крылись, прежде всего, в перестройках учебных планов и перегрузках студентов, вынужденных на младших ку рсах работать и у'читься. в недостаточном опыте молодых преподавателей, в слабой методической и организационной работе. Одной из главных причин падения успеваемости, по мысли руководителя этого крупнейшего вуза края, являлось снижение требований к производственникам при поступлении их в институт, в результате чего основной контингент неуспевающих состоял из студентов первого и второго курсов [25. Л. 127-128].

Проведенный комиссией отдела науки и ^ебных заведении Иркутского обкома КПСС в апреле 1965 г. анализ итогов зимней экзаменационной сессии 1964/65 уч. г в вузах областного центра показал, что из общего числа отстающих в учебе большинство составляли студенты-рабочие младших курсов Так. общая успеваемость студентов дневных факультетов ИЛИ составляла 80,4 %, в том числе: у студентов-рабочих 1 ку рса - 64.8 %, И курса - 69,3 %; у студентов-производственников (которые только учились, не работая на предприятиях) I ку рса -77, 6%, И курса - 82 % [26. Л. 38-39]

В высших учебных заведениях, где не произошло резкого перехода в изменении форм и содержания учебно-воспитательного процесса, где не было значительных трудностей с научно-педагогическими кадрами и не снижались требования к поступившим, сохранилась относительно стабильная и высокая успеваемость. В Томском госу ни вереитете общая успеваемость студентов дневных факультетов в весеннюю экзаменационную сессию 1959/60 уч. г. составляла 92,8 %, в весеннюю сессию 1961/62 уч. г. — 92,5 %, в весеннюю сессию 1964/65 уч. г. - 93,2 % [27]. Сравнительно высокие и ровные результаты показывали на экзаменационных сессиях в конце 1950 - первой половине 1960-х гт. студенты Иркутского и Новосибирского госуниверситетов. Томского, Омского и Новосибирского медицинских. Омского сельскохозяйственного, Иркутского, Томского и Новосибирского педагогических институтов [28. Л. 71-75].

Составной частью государственной политики подготовки высококвалифицированных кадров в обозна-

ченных хронологических рамках являлось развитие, наряду с дневной, вечерней и заочной форм обучения. К началу рассматриваемого периода времени было совершенно очевидным, что решить задачу подготовки специалистов для народного хозяйства в полном объеме, в основном за счет очных отделений высших учебных заведений, было невозможно. Путь в ее реализации лежал в максимальном использовании заочного и вечернего образования, который позволял не только готовить квалифицированные кадры, но и сохранить для производства специалистов, имевших опыт работы.

Правящая партия еще на XX съезде КПСС (февраль 1956 г.), справедливо критикуя министерства и ведомства за просчеты в подготовке специалистов, сделата акцент на том, чтобы подключить к планированию на местах само производство и потребовала «осуществить значительное расширение сети заочных и вечерних вузов, отделений, факультетов, улучшить их работу, создать наиболее благоприятные условия для учебы рабочих, служащих, колхозттков без отрыва от производства» [29. Л. 98].

В высших учебных заведениях Сибири в соответствии с этой установкой была начата подготовка кадров без отрыва от работы по многим новым специальностям. Однако система подготовки высококвалифицированных специалистов по-прежнему не удовлетворяла запросы и нужды народною хозяйства. Одним из существенных недостатков, как уже отмечалось, являлась слабая связь высшей школы с практикой, с производством, отставание ее от достижений научно-технического прогресса.

XXI съезд КПСС (январь — февраль 1959 г.) намети.] дальнейшее расширение и совершенствование существовавшей системы высшего образования, приближение его к производству. При этом сохранялось приоритетное развитие вечерних и заочных высших учебных заведений и отделений [30. С. 240-241].

В эти годы предпринимались попытки реализации намеченных планов. Вслед за Законом об укреплении связи школы с жизнью был принят ряд постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и приказов МВ и ССО СССР, направленных на дальнейшее развитие в стране вечернего и заочного вцдов подготовки специалистов. Среди них: «О льготах для студентов вечерних и заочных высших учебных заведений и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений» (2 июля

1959 г ) [31. С. 316] и «О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования» (9 апреля 1964 г.) [32. С. 36-39]. В частности, постановлением от 2 июля 1959 г. был установлен новый порядок встутштельньгх экзаменов и лабораторно-экзамена-ционных сессии для студентов, ручавшихся без отрыва от производава. В период дополнительных (учебных) отпусков у студентов по месту работы сохранялась заработная плата Учебные заведения, предприятия, коллективы окружали заочников заботой и вниманием [32. С. 38].

Вместе с тем было ясно, что существенное увеличение масштабов подготовки специалистов потребует значительных средств для укрепления учебно-материальной базы вузов, вызовет немалый прирост научнопедагогических кадров при одновременном снижении, разумеется, их качественного уровня. Резкое увеличение

количества студентов вечерней и заочной форм обучения в конце 1950-х и в 1960-е гт. могло привести (и привело) к серьезным недостаткам, главный из которых состоял в том, что уровень теоретической подготовки вечерников и заочников был значительно ниже, чем на дневных отделениях. Так, например, по итогам летней экзаменационной сессии 1958/59 уч. г в Томском гос-университете из более чем 700 студеншв-заочников были переведены на следующий курс только 169 человек, на повышенные оценки учились 54 человека, второгодников было 532 (из них 92 проживали в Томске) В университете некоторые декангы, заведующие кафедрами и мноте преподаватели не считали работу на отделении заочного обучения равноправной с работой на стационаре. Нередко высококвалифицированные научно-педагогические работники отказывались от поручений на 030. В частности, профессор М Л. Боль-шанина, доцент В Ы. Жданова и др считали невозможным вести подготовку физиков, математиков через систему вечернего и заочного образования. Поэтому не случайно с вечерниками и заочниками ТГУ больше работали ассистенты, лаборанты, внештатные преподаватели [33. Л 87, 89-90].

В Омском государственном институте физической культу ры в 1960/61 уч г по вечерней и заочной системе занималось 1050 студентов. В 1959 г. после создания заочного отделения Ом ГИК организовал учебно-консульгационные пункты (УКП) в Свердловске, Новосибирске, а позднее в Иркутске, к которым было прикреплено свыше 500 студент ов-заочников. Учебные занятия в этих УКП проводили почасовики, в большинстве своем - преподаватели техникумов физической культуры. Ежегодно на госу дарственных экзаменах заочники, обучавшиеся здесь, оказывались менее подготовленными по сравнению со студентами, проходившими обучение при Омском УКП [34. Л 12]. В Сибирском металлургическом институте в 1962/63 уч. г число контрольных работ, выполненных студентами-заочниками. не превышало 50-60 %. По этой а также по ряду других причин в СМИ в экзаменационных сессиях из года в год не принимали участия от 20 до 55 % обучавшихся [35. Л. 6-7]. Уровень успеваемости в Иркутском финансово-экономическом институте на отделениях вечернего обучения за период с 1962 по 1965 г. составил в среднем 55-70 % [36. Л. 19]. Из 254 человек, принятых в 1963 г на заочный факультет Новосибирского сельскохозяйственного института, получили высшее образование в 1968 г только 120, или 47,2 % [37 Л 14].

В связи с этим органы власти и у правления на местах в конце 1950 - первой половине 1960-х п . подняли вопрос о качестве подготовки специалистов без отрыва от производства, ими не раз поднимались и обсуждались на бюро областных (краевых), городских и районных комитетов КПСС вопросы, связанные с обеспечением вечерников и заочников необходимой учебно-методической литературой, повышением качества лекции и практических занятий, обеспечением учебного процесса на этих отделениях лучшими преподавательскими кадрами [38. Л. 183]

В соответствии с решениями территориальных управленческих структур вузовские коллективы Сибири развернули работу по улучшению содержания и орга-

низации учебного процесса на заочных и вечерних отделениях и факультетах. Ежегодно по несколько раз эти вопросы обсуждались, например, на ректорате, парткоме и ученом совете Иркутского политехнического института. В августе 1961 г. на заседании партийного комитета ИПИ был рассмотрен вопрос «О состоянии вечернего и заочного обучения в вузе». В постановлении парткома отмечалось, что в связи с острой нехваткой времени для самостоятельной работы студентов необходимо обратить особое внимание на организационно-методическую работу с вечерниками и заочниками 1-1! курсов* на которых имел место наибольший отсев. Говорилось также о направлении для работы на >ги отделения ведущих научно-педагогических работников доцентов, заведующих кафедрами [39. JI 107-108].

Стремясь найти оптимальные формы работы со студентами без отрыва от производства, партком ИПИ в марте 1962 г. вновь слушал вопрос «О мерах по дальнейшему улучшению вечернею и заочного обучения». С докладом но этому вопросу выступила проректор института по вечернему и заочному обучению доцент A.B. Коноплева В соответствии с принятым решением на заочном отделении были созданы методические советы, которые осуществляли проверку^ распределения преподавательских кадров, обеспечивали заочников учебно-методической литературой, проводили обмен опытом работы лучших преподавателей-ле кгоров вуза [40. Л. 250-251]. В ноябре того же года на заседании ученого совета И1 !И был еше раз заслушан вопрос «О работе вечернего и заочного отделений». Совет рекомендовал ректорату организовать размножение недостающей учебно-методической литературы в крупных областных (краевых) центрах региона ятя данных форм обучения, а также установить для студентов-заочников каждого курса конкретные сроки представления контрольных работ по изучаемым дисциплинам (40. Л 268].

Принятые руководством Иркутского политехнического института меры в определенной степени способствовали повышению качества подготовки cneunajm-стов без отрыва от производс тва- Однако многие проблемы так и остались нерешенными.

Говоря о неуклонно возраставшей потребности народного хозяйства страны в кадрах высокой квалификации, следует подчеркнуть, что государство, определяя политику в области высшего образования, с учетом имевшейся тогда в вузах офаниченной материально-технической базы, в условиях дефицита профессорско-преподавательских кадров, в основном правильно акцентировав внимание на укреплении сотрудничества в деле подготовки специатистов между вузами и промышленными (сельскохозяйственными) предприятиями.

Именно в конце 1950-х и в 1960-е гг производство начало оказывать высшей школе конкретную помощь в укреплении ее МТБ Важну ю роль играло и то обстоятельство, что преобладавшее количество вечерников и заочников работало по изучаемой специальности, чем разрешалась практическая часть подготовки будущих инженеров, у^чи-телей, врачей, агрономов, экономистов. Положительным примером внимательного отношения к студентам-ве-черникам Томского политехнического инсгитута в те годы

может служить связь деканатов и кафедр вуза с руководством и общественными организациями инструментального и электроламт юного заводов. Дирекция утих предприятий по просьбе деканатов ТТ111 организована в рабочих общежитиях чертежные и чигапьные залы. В цехах заводов имелись стенды, на которых регулярно отражались результаты посещаемости и успеваемости студентов, обучавшихся без отрыва от производства; отличников учебы материально поощряли, повышали в должности. В результате качественная успеваемость студентов-1гроизводствен-ников вечернего отделения Т1 (И за 1964/65 уч. г. составила почти 78%[41 JT 92]

Однако так было не везде. Следу ет признать, что со стороны большинства руководителей предприятий, общественных организаций не оказывалась помощь в учебе студентам вечерних и заочных подразделений вузов. Отдельные директора и начальники заводов, фабрик, строительных управлений проявляли недовольство учебой производственников и уговаривали их бросить ее. Имели место случаи непредоставления отпусков для сдачи экзаменов, задержки на работе в дни занятий Часто вечерников и заочников посылали в длительные командировки Нередко парткомы, комитеты ВЛКСМ предприятий загружали обучавшихся без огрыва от производства общественной работой. Это подтверждается следующими фактами Так, студенты вечернего отделения Томского инженерно-строительного института, работавшие на почтовом ящике № 5, имели много пропусков занятий из-за недостаточного количества автобусов, несвоевременной отправки их с пунктов сбора [41 Л 91]. Руководители заводов ГПЗ-5, «Томскстрой», п/я № 108 не создавали условий для учебы более ста студентам вечернего отделения Томского политехнического института, заставляли их работать в разные смены, не обеспечивали транспортом для поездки в вуз. На заводе «Томкабель» начальник отдела кадров твердо стоял на позиции не переводить на односменную работу вечерников, говоря при этом: «Не всем быть учеными» [41. Л. 93].

Важным достижением в исследуемый период явилось успешное начало функционирования заводов-вту-зов Их организация явилась ответной реакцией на наметившуюся в конце 1950-х гт. слабую связь высших учебных заведений с производством, на что указывал Закон о школе (1958 г), предусмотревший «организацию заводов-втузов, а также промышленных предприятии и цехов при вузах, выпу скающих продукцию силами студентов» [42. Л 156; 78]. Одним из первых в Сибири был организованный в 1959 г. завод-втуз, филиал Красноярского политехнического института [43. Л. 76080]. Здесь в основе учебного процесса лежала научно-теоретическая и практическая подготовка студентов, органически связанная с их работой на производстве по избранной специальности. При этом производственная деятельность проходила последовательно в зависимости от накоплеггного опыта и прохождения курса обучения Заслуживает внимания то, что с самого начала в работе завода-втуза в его учебном процессе активное участие принимали ведущие специалисты оборонного предприятия), при котором он был создан (на условиях штатного совместительства или с почасовой оплатой). Это способствовало введению в курсы

лекций и в тематику курсовых и дипломных проектов сведении о новейших достижениях в областях знании, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства [43. Л 81].

Однако если сопоставить в целом результаты реформы высшей школы с тем, что планировалось, то вывод будет однозначным: намеченной цели достичь не удалось Почему? Причины, на наш взгляд, следующие. Укрепление связи вуза с ггроизводством в подготовке кадров специалистов предполагало соединить в единый процесс теорию с практикой. Но на первых курсах изучались преимущественно теоретические предметы, которые не были связаны напрямую с производствам. Поэтому при перестройке учебного процесса не было найдено приемлемых форм и методов соединения обучения и труда, учеба и труд не представляли собой единого целого, находились в отрыве друг ел друга. Осуществление задуманного на практике показало, чтю введение производственной работы на младших курсах было необоснованным, ненаучным решением. Все это привело к тому, что в середине 1960-х гт. руководство стра!гы отказалось от установленного в 1958 г. порядка, когда «студенты, начиная с 1 курса в течение продолжительного времени, одновременно учились и работали» [44] Кроме того, на политику* предприятий в подготовке кадров для себя повлияло отсутствие материальных стимулов и, соответственно, заинтересованности в этом.

Тем не менее, несмотря на определенные издержки в тот период времени, вузами, а частично и предприятиями. была проведена значительная работа по поиску эффективных форм организации учебного процесса, в частности, в деле совершенствования производственной практики в высшей школе При этом увеличились ее сроки (была введена гак называемая «длительная практика»), расширилось поле деятельности студентов на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в сфере нематериального производства. Вместо поверхностного знакомства с технологическими процессами на производстве сту денты стали работать на штатных должностях, вникали в жизнь предприятий, знакомились с трудовыми коллективами, приобретали навыки в решении как конструкторско-технических, так и организационно-управленческих задач [45. Л. 77-80].

В первой половине 1960-х гг осуществлялись и другие мероприятия, связанные с улучшением содержания и организации учебного процесса в вузах С 1964 г государстве» п гые экзамены по специальности для преобладающей части студентов заменяются защитой дипломных работ и проектов. Советам факу льтетов было предоставлено право изменять время проведения производственной практики, порядок прохождения отдельных дисциплин, перераспределять часы между учебными предметами, вводить спецкурсы и спецсеминары с утверждением их программ и таким образом учитывать современные и постоянно изменявшиеся требования производства. Реализация этих мер вузовскими коллективами Сибири несколько улучшила успеваемость и сократила отсев студентов. К примеру, отсев на дневном отделении Востчно-Сибирского технологического института уменьшился с 28 % в 1962/63 уч. г. до 23 % в 1965/66 уч. г. [46. Л. 44, 45; 14, 15]. Причем сроки подготовки кадров высокой квалификации в ряде случаев несколько сократились.

Хотя и половинчатые, но проведенные в жизнь в заведений, в особенности учебного процесса, дали оп-

конце 1950 - первой половине 1960-х гг. мероприятия, ределенные результаты, которые проявились в после-

затрагивавшие жизнедеятельность высших учебных дующий период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф. Р-181. Оп 2 Д 56.

2. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО) Ф 140 Оп. 1 Д 76

3. Центр документации новейшей истории Иркутской области (ЦДНИИО) Ф 127 Оп 61 Д 28.

4. Государственный архив Иркутской области (ГАИО) Ф Р-71 Оп. I Д 1143.

5. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф КО. Оп 51 Д 39

6. Государственный архив Новосибирской области (ГАНС) Ф П-4 Оп 30 Д 74

7. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО) Ф П-1426 Оп 1 Д. 5

8. Государственный архив Красноярскою края (ГАКК) Ф Р-2234. Оп 1 Д II

9 Норисм НИ., Иванов ГМ Тсснсс связь ^чебы с производством //Из опыта рабогы партийных организаций ч'чебных заведений Красноярск, 1959. 10.Г4АЧЛ Ф П-1107. Оп 1. Д 1 11 1ЦНИТО Ф. 115 Оп 10 Д 91

12. Центр документации новейшей истории Тюменской области (ЦДНИТюО) Ф 124 Оп. 151 Д 129 П.ЦДНИТЫ) Ф 124. Оп 160 Д 109

14. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК). Ф, 26. Оп 34 Д. 407 15.1ЦНИТО Ф. 357 Оп. 11 Д 49

16 .ГАКО. Ф Р-1010. Оп. 1 Д 60

17 ГАИО Ф Р-1591 Оп. 1 Д 309

18 ИДНИОО Ф 17 Оп. 74. Д. 119.

19 ГАИО Ф Р-71 Оп 1. Д 1379

20. ПДНИТюО Ф 2010. Оп I Д 61

21. Сборник основных постановлении, прикаюв и инструкций М., 1965 Ч 1

22. Сборник постановлений правительства СССР. 1963 № 8

23. ГАКК Ф Р-2234 Оп 1 Д II

24 Ц1НИТО Ф. 607 Оп 1 Д 2903

25 ЦХАФАК■. Ф П-1 Оп П7.Д.47

26 111НИНО Ф 3435 Оп 1 Д 27

27. Текущий архив Томского госуниверситста, годовые отчеты вуза о работе за 1959/60, 1961/62, 1964/65 уч. гг

28. Г АНО Ф П-4 Оп 33. Д 1696

29. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезда партии. М., 1956

30. Материалы внеочередного XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1959,

31. Высшая школа М ,1972 Ч 1

32. Собрание постановлений правительства СССР 1964. Ху 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЬ.ЩНИТО Ф. 607 Оп I Д. 2717

34 1ЩНИОО Ф 17 Оп. 72 Д 118

35. ГАКО Ф. П-75 Оп. 9. Д 294

36. ГАИО Ф. Р-1813 . Оп. 1. Д 267

37. ГАИО Ф П-4 Оп 60. Д. 76

М. ЦХАФАК . Ф П-1 Оп 106 Д 35

39 ЩИИИО Ф 127. Он 61 Д 91

40 ЦЦИИИО Ф 3435 Оп 1 Д 30

41 ЦДНИТО Ф 607 Оп 1 Д 2717

42. ЦХАФАК. Ф П-1 Оп 141 Д 216. ЦХИДНИКК Ф 26 Оп 14 Д 157

43. ИХИДИИКК Ф 26 Оп 8 Д 155

44 Правда 1965. I сект

45 [ЩНИОО Ф 17 Оп 75 Д 127.

46. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф П-1 Оп I Д. 7056; Д 7283

Статья представлена кафедрой истории и ре гионо ведения гуманитарного факультета Томского г юл итсх ничсс ко г о университета и кафедрой истории и документоведения исторического факультета Томского гос\ дарственного ) нивсрсюхта. поступила в на\чн\ю редакцию «Философия» 15 февраля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.