Научная статья на тему 'Заочный политехнический институт: история становления и развития в цифрах и фактах'

Заочный политехнический институт: история становления и развития в цифрах и фактах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимов М. А.

Приводятся данные о развитии заочного обучения в Самарском государственном техническом университете. Отмечается связь развития и становления заочного обучения с развитием потребностей промышленности и экономики Поволжья и всей страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заочный политехнический институт: история становления и развития в цифрах и фактах»

УДК 37.014.54 ББК 74.04 (2Рос)

М.А. Евдокимов

ЗАОЧНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ:

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

Приводятся данные о развитии заочного обучения в Самарском государственном техническом университете. Отмечается связь развития и становления заочного обучения с развитием потребностей промышленности и экономики Поволжья и всей страны в целом.

Описывая ключевые события в истории образования взрослых в СССР, авторы работы [1] отмечали:

«С конца 50-х годов большое внимание уделяется высшему заочному и вечернему образованию для взрослых, занятых в производстве. Если в 1945/46 учебном году на вечернем и заочном отделениях насчитывалось 28% всех обучавшихся, то в 1960/61 учебном году их число достигло почти 52%. Теперь уже приоритетной становится ориентация на специалистов широкого профиля. Для обучающихся без отрыва от производства расширяются льготы.

С середины и вплоть до конца 50-х гг. страна занимает лидирующее положение в вузовском образовании в мире.

С 60-х гг. происходит повсеместное поступательное утверждение курса на приоритетную реализацию развивающей функции образования взрослых в условиях развертывающейся научно-технической революции и научно-технического прогресса». Этот тезис наглядно иллюстрируется примерами из истории Самарского государственного технического университета (Сам-ГТУ).

Так, в 1951 г. в Куйбышевском индустриальном институте (так раньше назывался СамГТУ) было организовано вечернее отделение при Гидрострое (в г. Ставрополь-на-Волге). На нем шла подготовка инженеров по специальностям «Электрические станции, сети и системы», «Гидротехническое строительство». В ту далекую пору филиал размещался в здании средней школы поселка Комсомольск. Для проведения занятий в вечернее время использовался актовый зал и две классные комнаты. Вместо четырех дней в неделю, положенных по плану, студенты занимались три дня, причем лабораторные и практические занятия не проводились. Нелегкими были и бытовые условия студентов филиала:

«Двадцать студентов филиала проживали в здании гидротехнического техникума. Всех их размещали в одной комнате площадью в 48 кв. м. В ней имелся один небольшой столик и шесть табуреток. В общежитии отсутствовал умывальник. В таких условиях и жили, и работали, и учились» [1].

В 1956 г. было открыто вечернее отделение Куйбышевского индустриального института в г. Новокуйбышевске при Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем комбинате. В 1957 г. Куйбышевский индустриальный институт имел вечерние факультеты в гг. Куйбышеве, Ставрополе, Чкалове, Ульяновске и вечерний филиал в Новокуйбышевске, на которых обучалось 1838 студентов. В 1959 г. было создано вечернее отделение в г. Отрадном.

В 1960 г. на основании приказа министра высшего и среднего специального образования РСФСР №137 от 15 февраля 1960 г. «О расширении сети вечерних и заочных факультетов и учебно-консультационных пунктов в вузах Минвуза РСФСР» в Куйбышевском политехническом институте имени В.В. Куйбышева был организован заочный факультет. Он был создан на базе учебно-консультационных пунктов и филиалов различных институтов, в том числе Всесоюзных заочных политехнического, машиностроительного, энергетического; Московского нефтехимического имени И.М. Губкина, Казанского химико-технологического и ряда других вузов. Первым деканом заочного факультета в 1960 г. был избран доцент кафедры инженерной графики Георгий Михайлович Ладыгин. План приема студентов на первый курс в 1960 г. составил 750 человек и до 1965 г. поддерживался на этом уровне. В 1962 г. прием студентов на вечернее и заочное отделения превысил прием на дневное. В том же 1962 г. более половины студентов института обучалось без отрыва от производства. В целом за первые годы существования заочного факультета обучение велось по девятнадцати специальностям различного профиля, и за десять лет было подготовлено более трех тысяч студентов.

Основная часть студентов проходила обучение в г. Куйбышеве, причем для студентов, проживающих в районе Безымянки, заочный факультет имел учебно-консультационный пункт

в Кировском районе города. В этом УКП в большинстве своем занимались работники авиационного завода и завода «Прогресс». Занятия в то далекое время проводились три раза в неделю по вечерней системе. УКП работал также в г. Чапаевске. Позднее Кировский УКП был расформирован, а Чапаевский УКП переведен на вечернюю систему обучения при инженернотехнологическом факультете. Столь бурный рост сети филиалов, факультетов, отделений, учебно-консультационных пунктов имел как положительные, так и негативные аспекты. С одной стороны, Куйбышевский индустриальный институт дал «путевку в жизнь» таким политехническим институтам, как Тольяттинский, Оренбургский, Ульяновский. С другой стороны, как справедливо отмечается в работе [1]:

«Налицо была явная диспропорция приема студентов на дневное и вечернее отделения. Одна из идей будущего коммунистического общества о гармоничном соединении труда умственного и физического стала реализовываться быстрее всех остальных. Правда, вряд ли можно говорить о гармоничном соединении этих двух форм труда, скорее, наблюдался диссонанс...».

Приведенное высказывание взято нами из истории института и датируется началом XXI века, но, по-видимому, этот дисбаланс ощущался и в середине 60-х г. века прошлого. Наверное, не случайно в семидесятые годы план приема на заочный факультет колебался в пределах 150-200 человек. Эти цифры достаточно резко контрастируют с данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1

Количество выпускников КПтИ по заочной форме обучения (1966-1969 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

1966 1967 1968 1969

Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений 20 5 8 9

Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства 125 89 121 82

Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 357 298 209 266

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 22 - 18 28

Машины и аппараты химических производств 72 35 25 15

Автоматика и телемеханика 92 64 16 44

Химическая технология переработки нефти и газа 29 4 - -

Технология основного органического и нефтехимического синтеза 64 38 40 7

Технология переработки пластических масс 14 26 19 32

Электропривод и автоматизация промышленных установок - - 16 9

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений - - - 8

Итого 795 559 472 500

Таким образом, в 60-х гг. прошлого века в КПтИ по заочной форме обучения было подготовлено 2326 инженеров. Данные табл. 2, 3 дают достаточное представление о масштабах образовательной деятельности заочного факультета в 70-х гг.

Т а б л и ц а 2

Количество выпускников КПтИ по заочной форме обучения (1970-1974 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

1970 1971 1972 1973 1974

Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений 34 24 10 24 25

Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства 94 77 92 55 85

Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 249 143 152 125 138

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 23 19 19 19 22

Автоматизация и комплексная механизация машиностроения 15 38 40 31 13

Машины и аппараты химических производств 25 33 - - -

Технология основного органического и нефтехимического синтеза - - 2

Технология переработки пластических масс 60 62 2 - -

Электропривод и автоматизация промышленных установок 20 25 31 18 12

Бурение нефтяных и газовых скважин - - 9 4 7

Итого 520 421 357 276 302

Т а б л и ц а 3

Количество выпускников КПтИ по заочной форме обучения (1975-1979 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

1975 1976 1977 1978 1979

Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений 36 32 44 25 56

Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства 70 93 86 77 69

Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 107 87 99 80 86

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 13 42 17 25 29

Автоматизация и комплексная механизация машиностроения 22 - -

Электропривод и автоматизация промышленных установок 20 1 -

Бурение нефтяных и газовых скважин 9 - -

Итого 277 255 246 207 240

Здесь следует отметить определенный спад в развитии заочного образования в СамГТУ в 70-е гг. Как видно из приведенных данных, количество выпускников резко упало. Число специальностей, по которым осуществлялась подготовка, также уменьшилось до 4-5. Для сравнения: число выпускников в четырех выпусках в 60-х гг. составило 2326 человек (подготовка велась по 9-10 специальностям), в то время как численность всех десяти выпусков в 70-е гг. составила 3151 человек. Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 4, 5, положение в 80-х гг. коренным образом не изменилось.

Т а б л и ц а 4

Количество выпускников КПтИ по заочной форме обучения (1980-1984 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

1980 1981 1982 1983 1984

Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений 38 46 41 29 48

Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства 88 72 82 80 82

Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 72 82 81 77 79

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 18 24 31 20 32

Электроэнергетика 19

Итого 216 224 235 206 260

Т а б л и ц а 5

Количество выпускников КПтИ по заочной форме обучения (1985-1989 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

1985 1986 1987 1988 1989

Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений 45 40 53 59 49

Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства 90 116 85 95 108

Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 103 118 78 87 85

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 24 34 21 25 26

Электроэнергетика 15 22 13 14 20

Технология основного органического и нефтехимического синтеза 30 31

Машины и аппараты химических производств 24

Итого 277 330 250 310 343

Несложные подсчеты показывают, что в 80-х гг. число выпускников-заочников снизилось на 600 человек по сравнению с 70-ми гг. и составило 2551 человек.

Девяностые годы характеризовались относительным увеличением числа выпускников заочного факультета в начале и конце десятилетия, но, что особенно любопытно, с 8 до 20 увеличилось число специальностей, по которым осуществлялась подготовка (табл. 6, 7).

Т а б л и ц а 6

Количество выпускников КПтИ по заочной форме обучения (1990-1994 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

1990 1991 1992 1993 1994

Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений 54

Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства 115

Электроэнергетика 24

Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты 109

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 19 19 21 17 20

Машины и аппараты химических производств 21

Технология основного органического и нефтехимического синтеза 34

Электрические станции 26 22

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений 69 55 47 48

Электроснабжение (по отраслям) 116 85 65 64

Тепловые электрические станции 9 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология машиностроения 24 28 14 12

Металлорежущие станки и инструменты 64 64 45 42

Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов 20 20 13 16

Электромеханика 13 20 11 16

Химическая технология органических веществ 36 23 24 24

Профессиональное обучение 24

Технология переработки пластмасс и эластомеров 23 10

Итого 376 387 338 292 262

Т а б л и ц а 7

Количество выпускников по заочной форме обучения (1995-1999 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

1995 1996 1997 1998 1999

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 8 11 14 15 13

Электрические станции 1 1 1 20 9

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений 33 43 54 47 84

Электроснабжение (по отраслям) 58 48 54 39 62

Тепловые электрические станции 16 20 20 18 27

Технология машиностроения 44 28 12 17 24

Металлорежущие станки и инструменты 51 28 16 20 19

Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов 15 20 10 20 17

Электромеханика 16 26 11 15 8

Химическая технология органических веществ 20 13 18 27 22

Профессиональное обучение 18 23 37

Технология переработки пластмасс и эластомеров 7 15 15 15 16

Электроэнергетические системы и сети 7 28 26 29

Бурение нефтяных и газовых скважин 14 11

Управление и информатика в технических системах 7 8

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети 1 5

Химические технологии природных энергоносителей 2

Автоматическое управление электроэнергетикой 2

Электрооборудование автомобилей и тракторов 5

Информационно-измерительная техника и технологии 5

Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 4

Итого 269 260 271 326 402

Как видно из приведенной таблицы, упомянутое увеличение числа специальностей не относится к первой половине девяностых. Очевидно часть новых специальностей - переименованные старые. Интересно, что в эти годы начинает осуществляться, пусть и эпизодически, несвойственная техническим вузам подготовка педагогов по специальности «профессиональное обучение».

Считаем нужным отметить, что в связи с переходом России к рыночной экономике в 90-е гг. XX века происходило непрерывное уменьшение контингента студентов, обучающихся на вечерних отделениях. Поэтому в 1995 г. произошло слияние вечернего и заочного факультетов университета. Вновь образованный факультет был назван факультетом безотрывного образования. В 1998 г. факультету возвращается название «заочный факультет». Как видно из приведенных данных, контингент выпускников-заочников варьировался от года к году, но самое любопытное - это взрывной характер развития заочного образования в СамГТУ в начале XXI века (табл. 8).

Т а б л и ц а 8

Количество выпускников по заочной форме обучения (2000-2004 гг.)

Наименование специальности Количество выпускников

2000 2001 2002 2003 2004

Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 2 2 2 8 13

Электрические станции 63 34 57 61 75

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений 14 89 151 189 262

Электроснабжение (по отраслям) 4 34 65 60 64

Тепловые электрические станции 30 28 18 32 29

Технология машиностроения 7 15 8 39 38

Металлорежущие станки и инструменты 18 11 16 29 17

Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов 26 24 25 48 21

Электромеханика 12 22 9 13 21

Химическая технология органических веществ 26 30 21 28 18

Профессиональное обучение 41 69 29 26 16

Технология переработки пластмасс и эластомеров 2

Электроэнергетические системы и сети 11 7 8 35 9

Бурение нефтяных и газовых скважин 16 7 13 17 20

Управление и информатика в технических системах 2 1 10 20 26

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети 17 23 17 33 21

Химические технологии природных энергоносителей и углеродных материалов 1 14 32 19

Автоматическое управление электроэнергетическими системами 1 3

Электрооборудование автомобилей и тракторов 2 2 25 59 26

Информационно-измерительная техника и технологии 4 4 1 1 8

Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 36 51 46 122 55

Электропривод и автоматика промышленных устройств и технологических комплексов 9 18 14 19 26

Бытовая радиоэлектронная аппаратура 18 18

Автоматизация технологических процессов и производства (по отраслям) 2 3 1 1

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 19 24 18

Сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры 12 17

Информационные системы 9

Стандартизация и сертификация 12

Технология художественной обработки материалов 3

Национальная экономика 17

Безопасность технологических процессов и производств 3

Итого 340 493 586 938 842

Сводя воедино сухие цифры статистики, можно констатировать тот факт, что с 1961 г. по заочной форме обучения в СамГТУ было подготовлена целая армия специалистов в количестве 14460 инженеров.

Эта статистика не будет полной без упоминания о том, что выпускники-заочники занимали и занимают высокие должности в законодательных органах власти, министерствах, крупных производственных объединениях, административных структурах власти различного уровня.

Нельзя не упомянуть и о том, что в разные годы заочный факультет возглавляли: доцент А.З. Симилейский (1962), доцент Л.Н. Спорышева (1962-1963), доцент Н.А. Васильченко (1963-1965), доцент В.Ф. Столяров (1965-1967), доцент А.И. Леушин (1967-1977), доцент С.П. Панин (1977-1986), доцент И.В. Карпов (1986-1989), доцент Ю.А. Мелешкин (1989-1991), доцент В.И. Соколов (1991-1995). Каждый из них внес свой вклад (кто больший, кто меньший) в развитие заочного образования, динамика которого наглядно представлена на диаграмме (см. рисунок).

Динамика изменения контингента выпускников-заочников СамГТУ (1966 - 2004 гг.)

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

1966-1969 1970-1974 1975-1979 1980-1984 1985-1989 1990-1994 1995-1999 2000-2004

Количество студентов-заочников из года в год значительно менялось. В настоящее время заочный факультет является самым многочисленным в университете, поскольку обучение по заочной форме позволяет, не прерывая работы, достичь необходимого уровня подготовки, соответствующего занимаемой должности, или овладеть родственной специальностью. Для сту-дента-заочника существуют все возможности, чтобы добиться такого же качества знаний, как и у студентов-дневников.

В настоящее время на факультете ведется подготовка как на бюджетной основе, так и на основе полной компенсации затрат на обучение (обучение на коммерческой основе).

В 2003 г. на факультете осуществлен прием по следующим бюджетным специальностям:

09.06.00 - Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

09.08.00 - Бурение нефтяных и газовых скважин.

10.04.00 - Электроснабжение (по отраслям).

10.05.00 - Тепловые электрические станции.

12.01.00 - Технология машиностроения.

12.02.00 - Металлообрабатывающие станки и комплексы.

17.17.00 - Оборудование нефтегазопереработки.

18.01.00 - Электромеханика.

18.04.00 - Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических ком-

плексов.

18.08.00 - Электрооборудование автомобилей и тракторов.

19.09.00 - Информационно-измерительная техника и технологии.

20.15.00 - Бытовая радиоэлектронная аппаратура.

21.01.00 - Управление и информатика в технических системах.

22.01.00 - Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.

24.04.00 - Организация и безопасность на транспорте.

25.01.00 - Химическая технология органических веществ.

25.04.00 - Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов.

25.06.00 - Технология переработки пластических масс и эластомеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32.07.00 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

План приема на заочный факультет на бюджетной основе в последние годы поддерживался

на уровне 360 человек.

Обучение на коммерческой основе возможно по всем имеющимся в вузе специальностям, наиболее востребованными из которых (кроме уже перечисленных специальностей) являются:

06.08.00 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

06.10.00 - Государственное и муниципальное управление.

06.21.00 - Управление персоналом.

09.07.00 - Проектирование, сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов и нефтегазо-

хранилищ.

33.05.00 - Безопасность технологических процессов и производств.

Всего в 2003 г. обучение на заочном факультете осуществлялось по 42-м специальностям.

В связи с возросшими требованиями промышленных предприятий к образовательному уровню своих работников непосредственно по специальности, соответствующей занимаемой должности, резко возрос поток желающих получить второе и даже третье высшее образование. За последние четыре года на первый курс заочного факультета зачислялось более тысячи абитуриентов и для получения второго высшего образования - 100-250 человек. Это привело к тому, что число студентов заочного факультета достигло рекордного уровня и превысило 8000 человек.

Благодаря тому, что технический университет расположен в центральной части Поволжья, на учебу кроме жителей Самарской и соседней областей приезжали жители Татарии, Башкирии, Дальнего Востока, Украины и др.

Одновременно с ростом численности студентов расширялась география тех мест, откуда абитуриенты приезжали на учебу. В связи с изменившейся экономической ситуацией назрела насущная необходимость приблизить вуз к студентам. Для организации обучения в отдаленных районах открывались представительства университета, которые также относились к заочному факультету. В 2001 г. было организовано уже 11 представительств, в которых обучалось около 2000 человек по 14 специальностям. В 2002 г. все эти представительства были объединены вновь образованным факультетом дистанционного и очно-заочного обучения. В 2003 г. был создан Заочный политехнический институт.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Курятников В.Н. Быть по сему. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2004. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.