Научная статья на тему 'Идея и содержание «Проекта 5-100»: из опыта Тюменского государственного университета'

Идея и содержание «Проекта 5-100»: из опыта Тюменского государственного университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
466
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ 5-100 / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / "ИНБРЕДЫ" / "ПОСТДОКИ" / PROJECT 5-100 / INTERNATIONAL COOPERATION / TYUMEN STATE UNIVERSITY / "INBREDS" / "POST-DOCKS"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Науменко Ольга Николаевна

Статья посвящена Проекту 5-100 и подготовке к его реализации в Тюменском государственном университете. Автор рассматривает факторы, которые позволили университету войти в группу ведущих вузов страны и победить в конкурсе. В статье анализируются противоречия Проекта и задачи, стоящие перед Тюменским университетом для их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA AND CONTENTS OF «PROJECT 5-100»: FROM EXPERIENCE OF THE TYUMEN STATE UNIVERSITY

The article is devoted to the Project 5-100 and preparation for its realization at the Tyumen state university. The author reviews factors that allowed university to enter the group of the country leading higher education institutions and to win the competition. It analyses the contradictions of the Project and challenges facing the Tyumen state university.

Текст научной работы на тему «Идея и содержание «Проекта 5-100»: из опыта Тюменского государственного университета»

Науменко О. Н.

ИДЕЯ И СОДЕРЖАНИЕ «ПРОЕКТА 5-100»: ИЗ ОПЫТА ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Основная цель Проекта 5-100 определена Министерством образования и науки как «максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ» [5]. Таким образом, Проект предполагает адаптацию ряда российских университетов к мировым стандартам и включение их международную образовательную среду. В октябре 2015 г. Тюменский государственный университет (ТюмГУ) вошел в группу нескольких вузов России, которые начали реализацию этого проекта.

Среди условий, которые помогли вузу достичь такого успеха, можно отметить следующее.

Во-первых, с 1992 г. в течение 15 лет ректором ТюмГУ был Г. Ф. Шафранов-Ку-цев, при котором (в прямом и переносном смысле) началось строительство «университетской империи» [1, с. 412]. Администрация г. Тюмени практически отдала ТюмГУ историческую часть города, где был поставлен настоящий кампус, а ректор получил звание Почетного гражданина г. Тюмени с формулировкой «за изменение архитектурной среды города» (помимо иных достижений). Геннадий Филиппович активно, упорно и методично формировал штат, привлекая доцентов и профессоров самыми комфортными условиям, какие вообще известны автору статьи. Весь «нефтяной» и «газовый» север России был обеспечен многочисленными филиалами ТюмГУ, создавались условия для научной работы, решались бытовые проблемы (для профессоров, например, в исторической части города, рядом с учебными корпусами, был построен специальный жилой дом с великолепными квартирами европейского класса, которые, по мнению ректора, как раз соответствуют статусу доктора наук). По отношению к ученым в университете была сформирована атмосфера глубокого уважения.

Во-вторых, начиная с 1990-х гг. ТюмГУ разными способами налаживал связи с зарубежными вузами: с помощью международных программ обмена, в рамках гранто-вой деятельности; путем поддержки контактов со своими выпускниками, покинувшими пределы России и продолжившими профессиональную и научную карьеру за рубежом (во многом именно через них расширялись международные контакты в Европе); путем привлечения специалистов, по каким-либо причинам вернувшимся из-за границы на родину, в том числе из США.

В-третьих, в обязанности Президента ТюмГУ (эту должность в настоящее время занимает бывший ректор Г. Н. Чеботарев, сменивший Г. Ф. Шафранова-Куцева) в течение нескольких лет входило расширение международных контактов, и данную должность коллеги называли «президент по международным связям». Таким образом, в университете фактически была создана административная должность по реализации данной задачи, с которой президент блестяще справился. Во многом за счет этого Тю-

мГУ стал одним из лидеров в России по числу выигранных международных грантов (и в целом по грантовой деятельности) [8, с. 216]. Кроме этого, удалось успешно реализовать программу двух франко-российских магистерских «двойных дипломов», в рамках которой магистры защищают свою диссертацию на двух языках - русском и французском - в соответствующих университетах (Тюменском и Университете Лотарингии города Мецца).

В-четвертых, географическое положение Тюмени, которая находится в центре страны, далеко от пограничных линий, обусловило развитие контактов равномерно со всеми регионами мира: Европой и Америкой, Азией и Африкой. В качестве сравнения можно отметить, что Балтийский Федеральный университет им. И. Канта, расположенный в Калининграде и также вошедший в Проект 5-100, ориентирован на развитие связей с университетами преимущественно соседних государств: Польши, Литвы, Латвии, Германии, Дальневосточный Федеральный университет в г. Владивостоке - соответственно, на США и Японию. У ТюмГУ в этом плане не было приоритетов в выборе партнеров по географическому принципу.

В-пятых, необходимо отметить и финансовый фактор. Тюмень принимает студентов из «нефтяного» Ханты-Мансийского и «газового» Ямало-Ненецкого автономных округов. Уровень жизни там достаточно высокий, что сказывается на стоимости обучения в ТюмГУ и, соответственно, степени привлечения внебюджетных средств, которые можно потратить на развитие университета.

За 20 лет международные связи окрепли и расширись. В настоящее время ТюмГУ сотрудничает с 80 зарубежными вузами. Среди его партнеров есть учебные заведения, входящие в первые сотни университетов в мировых рейтингах, документы об образовании которых признаются в Российской Федерации: Вестфальский университет им. Вильгельма (ФРГ); Кильский университет им. Христиана Альбрехта (ФРГ); Фрайбургский университет им. Альберта-Людвига (ФРГ); Индианский университет, г. Блумингтон (США); Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (США); Страсбургский университет (Франция) [7]. Другие вузы-партнеры ТюмГУ являются ведущими как в странах СНГ, так в Дальнем Зарубежье. В настоящее время расширяются контакты с университетами Азии (Южная Корея) и Австралии, т. е. фактически представлены все 5 континентов [3, с. 4].

В ТюмГУ обучается 2000 иностранных студентов, которые являются представителями различных государств, в том числе Франции, Германии, Китая, Сербии, Нигерии, Турции, Палестины, Грузии и т. д. [6]. В 2014 г. Тюменский государственный университет вошел в число 55 ведущих вузов страны, получивших исключительное право принимать на обучение студентов-иностранцев, а также российских граждан, проживающих за рубежом, за счет бюджетных ассигнований.

Вхождение университета в Проект 5-100 обусловил и тот факт, что серьезные научные исследования ведутся по множеству направлений, причем, на мировом уровне. Например, исследования коллектива химиков ТюмГУ помогли очистить от нефти Мексиканский залив в США после крупнейшей экологической катастрофы. В области почвенной акарологии (в частности, по исследованию клещей) группа биологов Тюменского госуниверситета является единственной в России и ведущей в мире. В этой

связи ТюмГУ издает журнал базы «Scopus» по акарологии [2, с. 2]. Нужно отметить научные коллективы мирового уровня в сфере фотоники, экологической ремедиации, нейротехнологии, программной инженерии, и т. д. В гуманитарной сфере историки и культурологи ТюмГУ стали одними из первых в России и мире, кто начал изучать российский ислам с целью предотвращения межконфессиональных конфликтов; юристы ТюмГУ инициировали и взяли на себя ответственность по разработке нормативной базы международного уровня по актуальнейшей гуманитарной проблеме: обеспечению прав детей в русско-финских семьях, и. т. д. ТюмГУ сотрудничает с транснациональными технологическими гигантами, включая мировую «большую нефтесервисную четверку» - Schlumberger, Halliburton, Baker Huges, Weatherford, не говоря о компаниях российского происхождения.

В рамках Проекта 5-100 была разработана «Программа повышения конкурентоспособности ТюмГУ» [3] (далее - Программа), которая успешно защищена 23 октября 2015 г. перед международной экспертной комиссией во Владивостоке [2, с. 2]. Таким образом, нормативный акт принят, и университет готовится к серьезным изменениям, которые должны обеспечить вхождение его в международные рейтинги. Важнейшим фактором для столь масштабного реформирования нужно отметить молодой и креативный состав административного управления ТюмГУ (30 человек), который прошел обучение в СКОЛКОВО и нацелен на кардинальные изменения в вузе [3, с. 1].

Согласно утвержденной Программе, стратегической целью ТюмГУ теперь является «формирование университета нового поколения на основе трансформации кадровой политики и базовых видов деятельности (образовательной, исследовательской, инновационной), институциональной среды и опережающего обновления инфраструктуры» [3, с. 1]. Приоритетный вид деятельности теперь - наука.

Уже сформированы основные принципы реализации цели. Анализ этих положений и уже введенных мер позволяет начать дискуссию об эффективности Проекта 5-100. Для анализа взяты лишь некоторые, наиболее проблематичные, на взгляд автора, положения Проекта и, соответственно, пункты Программы, вызывающие опасения за будущее университета, - именно на них придется сосредоточить усилия по реализации Проекта, чтобы совместить новые международные задачи и интересы конкретного вуза.

Согласно Проекту 5-100, учебные заведения, вошедшие в него, должны изменить кадровую политику, что должно произойти в следующих направлениях.

1) Введение жесткой конкуренции в сфере занятости должностей профессорско-преподавательского состава: главный критерий - высокий уровень научной продуктивности. В ТюмГУ численность научно-педагогических работников (НПР) на момент реформы составила 812 человек, из них 71% докторов и кандидатов наук; средний возраст НПР - 45 лет. Приоритет необходимо отдавать тем, чьи исследования соответствуют «мировой востребованности»: в этом плане значительное число профессоров (85%) [3, с. 12] должны усилить или изменить тематику своих научных изысканий.

2) Проект 5-100 предполагает «мораторий на инбридинг». Инбреды - выпускники вузов, оставшиеся работать в своей «Alma-mater»: на момент реформы таких сотрудников в ТюмГу большинство - только среди доцентов 432 человека [3, с. 12]. Предполагается, что новые инбреды отныне смогут получить место среди профессорско-препо-

давательского состава ТюмГУ только после окончания магистратуры, аспирантуры или постдокторантуры в ведущих зарубежных центрах и вузах. Инбредов (в том числе с учеными степенями) разрешается оставлять в штате университетов, но только на учебно-вспомогательных или инженерно-технических должностях (в основном лаборантов) в течение 5 лет, чтобы они имели возможность показать научные результаты мирового уровня. В этом случае у них есть шанс попасть в штат преподавателей, но только если это позволит регламент университета [2, с. 3]. Данное правило объясняется необходимостью расширять контакты с зарубежными вузами, чего не могут инбреды, которые, как считается, замкнуты в научной среде одного университета. В качестве комментария можно отметить, что это правило распространяется и на особо одаренных студентов, которыми университеты обычно дорожат и стараются оставить в Alma-mater.

Тюменский государственный университет в этом плане оказался в довольно затруднительном положении. В обязательном порядке отправлять молодые таланты учиться из Сибири в Европу и США - значит серьезно рисковать: если они и вернутся в Россию, то не обязательно в Тюмень: это может быть Москва, Петербург или иные научные центры, или просто комфортные климатические и географические зоны. Кроме этого, одаренный студент, аспирант или молодой научный сотрудник - это находка для тех зарубежных университетов, которые как раз работают по системе запрета на инбрендов и привлечения «чужих» специалистов. Именно туда, по логике, их и нужно посылать из Тюмени на обязательные стажировки, т. к. это «вузы-партнеры» ТюмГУ.

Таким образом получается, что университет добровольно должен предоставить заграничным научным центрам 100% своего штата молодых вундеркиндов, пожелавших остаться в «Alma-mater», еще и заплатив за это огромные деньги. Вопрос о численности молодых талантов наглядно иллюстрируют заголовки лишь одного номера еженедельной университетской газеты «Университет и регион», где освещаются последние события: «Престижные премии Минобрнауки РФ получили студенты и выпускники Института филологии и журналистики ТюмГУ», «Аспиранты и студенты ТюмГУ получили 11 грантов программы «УМНИК», Команда Института государства и права ТюмГУ заняла 2-е место в финале V Всероссийского конкурса «Хрустальная Фемида», «Павел Марков стал обладателем международной стипендии SPE Star Fellowship», «19 декабря в Москве состоится заключительный этап Всероссийского конкурса «Молодой инно-ватор года», где будут представлены научные разработки молодых ученых ТюмГУ» [7, с. 4]. И такая информация идет еженедельно. Защитить интересы вуза и в то же время не замыкать молодые таланты в однородном академическом пространстве, - это задача требует особой образовательной политики.

3) Проект 5-100 предполагает, что основную часть преподавателей будут составлять исследователи, включенные в глобальные академические сети и выполняющие научные исследования на мировом уровне; для этого они должны в совершенстве владеть иностранными языками: свободно читать лекции, писать монографии и научные статьи. Для подавляющего большинства преподавателей эта задача исключительно сложна, т. к. речь идет не о понимании научных статей и монографий на иностранных языках, не о переводе их со словарем, не об общении с коллегами-иностранцами, а об академическом уровне языка. Им можно в совершенстве овладеть лишь постоянно находясь в язы-

ковой научной среде. Приведем пример из личных контактов автора: со слов выпускницы Тобольского государственного пединститута В. Филлипс, она, проживая около 20 лет в США и говоря по-английски уже давно без акцента, вращаясь в научной среде, до сих пор изучает академический стиль, т. к. при написании статей идут замечания из издательств. Учитывая, что не у всех есть языковые способности, многие сотрудники могут не выдержать конкуренции и потерять рабочие места. В этом плане перед университетом стоит очередная задача - соблюсти принципы социальной справедливости.

Кроме этого, доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности научно-педагогических работников в ТюмГУ должна составить 10-12% [3, с. 13]. Полагаем, могут быть проблемы с привлечением иностранных преподавателей необходимого уровня. Среди них, конечно, будут (и уже есть) серьезные исследователи с известными в науке именами. Однако полностью обеспечить университет высококвалифицированными зарубежными кадрами вряд ли удастся: они массово не поедут в Тюмень, которая даже в представлении россиян является глубокой сибирской провинцией, а большинству иностранцев вообще неизвестна. Существует опасность такого варианта: в Тюмень прибудут невостребованные на родине зарубежные преподаватели, которые за счет ТюмГУ будут решать свои финансовые проблемы. Поэтому подбор качественных зарубежных кадров также является одной из важнейших проблем, стоящих на настоящий момент перед университетом.

4) Согласно утвержденной Программе, «...особую роль в формировании новых кадров будут играть постдоки (250 человек) и учебные ассистенты (200 человек)» [3, с. 13]. Постдок - новое явление для Тюменского университета. После защиты диссертации молодые PhD за рубежом, как правило, не могут получить постоянную позицию в вузе, но вправе претендовать на позицию постдока в других вузах. Вакансий постдоков более чем достаточно, иногда с весьма привлекательными условиями. Постдоки пытаются попасть в вузы, находящиеся на верхних строчках рейтингов, чтобы повысить свой статус, но многие не проходят из-за жесткого конкурсного отбора. После работы в одном вузе постдок перемещается в другой, снова занимая позицию постдока. Только после 2-3 циклов у него появляется шанс занять постоянную ставку профессора-ассистента (или учебного ассистента). Некоторые не получают постоянную позицию никогда, не заинтересовав университеты ни как исследователи, ни как преподаватели [2, с. 3].

Система постдоков формирует конкурентную среду. Она позволяет способной молодежи найти свое место. Действительно, в российских вузах преподаватель «прикреплен» к кафедре, периодически избираясь на должность без конкурентов. При этой системе не для всех молодых кандидатов наук находится место, т. к. должности обычно заняты. Между тем, возникает вопрос: как много постдоков сможет привлечь Тюменский госуниверситет, учитывая слабую мобильность российского населения вообще?

Описанные кадровые изменения обязательны для всех вузов, вошедших в Проект 5-100. В этом плане стоит задача не разрушить сложившийся коллектив, в котором научная преемственность и академические традиции формировались 85 лет [1, с. 268]. Коллектив работает как слаженный организм: в условиях многочисленных сокращений, реорганизаций, оптимизаций, аккредитаций и прочего давно произошел естественный отбор. Уровень ответственности коллектива проявился при последней аккредитации в

июне 2015 г., когда преподаватели самостоятельно (!), иногда в полном составе кафедр, после трудового дня приезжали в университет еще и в «ночную смену», чтобы вовремя подготовить всю документацию, и происходило это без различия ученых степеней и званий, возраста и должности. В настоящее время в штатах кафедр остались преимущественно те работники, каждый из которых имеет свое предназначение и место. Пока одни проводят исследования мирового уровня, другие обеспечивают «тыл», выполняя каждодневную текущую работу. Конечно, уровень научной продуктивности у вторых значительно ниже, чем у первых, по причине их исключительной занятости, но они являются частью гармоничной успешно функционирующей системы, результат которой и проявился в конкурсе на вхождение в Проект 5-100.

Проект 5-100 был запущен в 2012 г., поэтому ряд вузов работает по новой системе уже 3 года и имеет первый опыт решения данных задач. В связи с этим коллектив ТюмГУ приглашает их к сотрудничеству и диалогу в научных изданиях для выработки наиболее оптимальных подходов к реализации Проекта. Ключевой обсуждаемой проблемой предлагается вопрос о том, каким образом англо-саксонскую образовательную систему, которая в «чистом виде» легла в основу Проекта 5-100, адаптировать к ведущим российским вузам, сумевшим ступить на порог мировой науки, чтобы не разрушить сложившиеся научные традиции и предотвратить массовый «отток молодых мозгов» в европейские и американские университеты.

Литература

1. Большая Тюменская энциклопедия. В 3-х т. - Т. 3. [Текст] // Тюмень: Изд-во Сократ, 2004. 495 с.

2. Интервью с А. В. Толстиковым, проректором на научной работе ТюмГУ [Текст] // Университет и регион. Областной общественно-политический еженедельник. Тюмень. 2015. № 36 (690). 20 ноября.

3. Программа повышения конкурентоспособности ТюмГУ [Текст] // [Электронный ресурс] / URL: http://www.utmn.ru/5top100/programma/ (дата обращения: 13.12.2015).

4. Проект 5-100. Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст] // [Электронный ресурс] / URL http://5top100.ru/ (дата обращения: 13.12.2015).

5. Профессора: очерки, интервью, зарисовки и информация о профессорах Тюменского государственного университета / рук. проф., ректор ТюмГУ Г. Н. Чеботарев [Текст] // Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. 596 с.

6. Тюменский государственный университет [Текст] / [Электронный ресурс] // URL: http://5top100.ru/universities/tjumenskij-gosudarstvenny)-universitet/ (дата обращения: 13.12.2015).

7. Университет и регион. Областной общественно-политический еженедельник. Тюмень. 2015. № 39 (693). 11 декабря.

8. Энциклопедия Тюменского государственного университета [Текст] // Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.